Опыт работы » организация познавательно — исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек кюизенера». методическая разработка (старшая группа) на тему

Упражнения первого этапа

Занятия с кубиками Кюизенера проходят в два этапа: знакомство с материалом и формирование понятия о числах. Сначала необходимо развить зрительную память и мелкую моторику. Детям предлагают распределить все палочки в группы по цветам, сложить их лесенкой или другими фигурами. Затем классифицируют блоки по другим признакам — длине, классу чисел, выполняют простые арифметические действия.

Игровые уроки начинаются с одного года. В этом возрасте малыши выполняют ознакомительные задания:

  • просто рассматривают блоки;
  • произносят вслух цвета палочек;
  • называют другие характеристики — длину, значение числа;
  • пытаются выстроить из блоков определённые фигуры, которые назовут родители.

Такие занятия лучше облечь в форму сказки. Например, о сладкоежке, который не может выбрать конфету. Стоит ли съесть одну красную или несколько белых, определит сам ребёнок. Так он научится складывать и вычитать. Можно попросить малыша построить заборы для маленьких поросят — высокий синий для одного, среднего размера из оранжевых палочек для второго и низкий белый для третьего. Это поможет научиться сравнивать разные величины.

К трём годам список заданий увеличивается:

  • нужно разложить блоки по длине и оттенку;
  • повторить все действия взрослого — выложить фигуру или выстроить палочки так, как это сделали папа или мама;
  • задания на запоминание — нужно разместить перед ребёнком блоки в определённом порядке, затем убрать один из них и попросить малыша восстановить ряд;
  • измерение длины окружающих предметов с помощью одной палочки;
  • сравнение размеров разных изделий наощупь с закрытыми глазами.

>

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Как работать с палочками?

  • Начальный этап: знакомство с палками. Сенсорное развитие: можно раскладывать их в различные коробочки или чашки по цветам или размеру. Найди такую же палочку, как у мамы.
  • Второй этап — работа по схемам (выкладывание палочек на изображение), сначала с мамой потом самостоятельно. Выкладываем свое изображение: фантазируем — домики, деревья, машинки, паровозики и пр.
  • Третий этап — изучаем количественный состав, сколько палочек таких может уместиться в этой палочке, строим лесенки, какая палочка длиннее, какая короче. Найти самую короткую или самую длинную, измерить длину палочки другими палочками, найди столько же палочек, как у мамы.

Ну вот пожалуй пока все. Надеюсь статья оказалась для вас полезной.

Пока, пока!

Ход занятия: (Раздаётся телефонный звонок)

В: Ребята у нас видеозвонок.

Сорока: Кар-кар-кар. Беда, беда! Баба Яга заколдовала всех зверей и превратила их в игрушки. Чтобы их расколдовать, нужно выполнить трудные задания бабы Яги».

В: Ребята, что значит слово СОС?

Дети: Спасите, помогите!

В: правильно ребята это сигнал о помощи.

В: Что же делать? Как быть? (ответы детей). Поможем зверям?

Дети: Поможем!

В: Чтобы победить колдовство Бабы Яги нужно выполнить сложные задания, давайте потренируемся,ответим на вопросы:

Сколько дней в неделе? Какой день был вчера, если сегодня пятница? Какой день будет завтра? Назови первый день недели? Назови пятый день недели? Назовите середину рабочей недели?

В: Ребята, сорока нам в помощь приготовила карту, посмотрите на экран куда мы должны вначале отправиться? (ответы детей)

В: Правильно, по направлению к паровозику, идемте.

Мы будем работать с палочками Кюизенера. Ребята, давайте поделимся на пары (Леша с Димой ….).

1 задание:

Внимательно слушайте задание, вам нужно к паровозу прицепить вагончики. Поезд состоит из трех вагонов розового, голубого и желтого.

В. Желтый вагончик стоит в середине, а розовый — не является первым.

В какой последовательности стоят вагоны?

Дети: называют последовательность вагонов.

В. Молодцы. Теперь, каждая пара определит число пассажиров в своем вагоне? Голубой вагон первой паре, желтый вагон второй паре и розовый третьей паре.

Самая маленькая палочка будет обозначать условно пассажира.

В: Сколько пассажиров едет в первом вагоне, (как ты узнал, во втором (как ты узнал, в третьем (как ты узнал).

А теперь подберите палочку, которая соответствует длине всех вагонов, и тогда вы узнаете, сколько пассажиров едет в поезде?

Саша, почему ты взял эту палочку?

Ну что ж, вы были очень внимательны, поэтому с заданием справились, молодцы.

Отправляемся дальше по маршруту.

В: Ребята, посмотрите на карту, куда дальше мы отправимся?

В: Правильно. А вот и следующее задание.

В: Ребята, все сели за столы.

2 задание:

Сейчас мы с вами будем из палочек выкладывать геометрические фигуры. Возьмите три одинаковых палочки и выложите треугольник.

Возьмите еще одну такую же палочку, и ее так, чтобы получилось два треугольника.

Скажи, что ты сделал, чтобы у тебя получилось два треугольника?

Добавьте еще 2 таких же палочки, чтобы получилось 3 треугольника.

Сережа, как ты получил три треугольника?

— Возьмите четыре одинаковых палочки, выложите квадрат.

Добавьте еще 3 таких же палочки, чтобы получилось 2 квадрата.

Как получили два квадрата?

Восп: Молодцы! Правильно выполнили задание.

В: Ребята вы наверно устали выполнять задания, давайте отдохнем.

Физминутка

В: Ребята, посмотрите на карту, какой пункт назначения следующий?

В: Правильно ребята, по направлению к числовым карточкам.

3 задание: К числовой карточке надо подобрать цветную палочку.

В: Выполнили задание, а теперь проверьте у рядом сидящего товарища, правильно ли он подобрал палочку?

В: Почему, ты взял такую палочку?

В: Молодцы ребята, выполнили все задания, а где же у нас Баба Яга, пусть она расколдует всех зверей?

Баба Яга: Ой, я бедная, бедная замерзаю. Сильный ураган разрушил все в лесу, и мою избушку тоже, поэтому я и злая. Теперь я замерзаю и делаю только злые дела. Вы мне поможете?

В: Ребята, поможем Бабе Яге?

Дети: Да поможем.

В. Баба Яга, только подскажи, какая избушка у тебя была.

Б.Яга: Сейчас я вам покажу, как все ладненько у нас в лесу было.

В: Да, красиво было в лесу. Ну что ребята, попробуем все восстановить?

В: Ребята, посмотрите внимательно на экран и запомните, какая была избушка у Бабы Яги и какие красивые деревья, вокруг росли.

А теперь, все вместе, дружно построим избушку и сделаем деревья. Но вначале договоритесь, кто из вас будет делать избушку, а кто деревья.

Приступайте к работе

(дети самостоятельно строят дом, и делают деревья)

Баба Яга: Какая красивая избушечка! Какие красивые деревья. Спасибо ребята! Я стала доброй и сейчас всех зверей расколдую. Трамбля-

(на экране появляются звери)

Звери: Спасибо вам, ребята, вы помогли нам.

В: Ребята давайте попрощаемся со зверями.

Д: До свидания

В. Дружно за руки возьмитесь в детский сад опять вернитесь.

Вот мы и снова в детском саду

Итог:

— Ребята, какое доброе дело мы с вами совершили? (помогли расколдовать зверей, построили избушку Б. Яге и сделали деревья).

— Дети, с каким заданием вам было труднее всего справиться?

— А какое задание было самым интересным?

Подходящий возраст

Заниматься с ребенком палочками Кюизенера можно с раннего возраста, наиболее оптимальным считается возраст 2-3 года, когда малыш может понять, что именно от него хотят. Пробовать свои силы в освоении методики можно и с годовалыми детьми, но должного эффекта это не принесет, зато риск для здоровья возрастает существенно из-за наличия в наборе мелких деталей.

Наиболее подходящей категорией детей, которая сможет осилить задания и получить определенные начальные знания, является подготовительная группа садика. В процессе подготовки к школе дети должны освоить понятия длины, цвета, формы и иметь хотя бы минимальные знания о том, как производить сложение и вычитание.

Самые маленькие ученики научатся разделять понятия «один» и «много», понимать разницу между «высоким» и «низким». Более старшим детям предлагаются альбомы-игры, игровые ситуации и комплекты игр, что позволит осилить ориентацию предметов в пространстве, сравнивать их по показателям длины и ширины, различать количество и учиться считать. Каждый возрастной этап имеет свой набор схем и игр, позволяющий развить логическое и пространственное мышление.

Игры для 4−5 лет

С четырёх лет добавляют математические задачи. Уроки становятся более содержательными, а цели — конкретными. Примеры заданий:

  • сдвигают две белые палочки вместе и просят ребёнка найти одну, равную по длине образованной линии;
  • называют вслух числа по порядку, а малыш произносит соответствующий цвет;
  • ученик должен найти блоки с цифрами и выложить их по мере возрастания или убывания.

Желательно использовать для обучения картонные цветные карточки с цифрами. Их оттенок должен соответствовать блокам. С их помощью дети научатся соотносить размеры и цвета со зрительными образами.

В пятилетнем возрасте ребёнок должен заниматься полноценными математическими задачами. Взрослый задаёт вопросы, а малыш должен ответить на них, продемонстрировав соответствующие палочки. Спрашивают детей о разнице в длинах блоков. Затем приступают к упражнениям на умножение и деление чисел. В это время используют классические задачи с фруктами и овощами.

Кроме математических действий методика Кюизенера для дошкольников позволяет изучить языки:

  • расставляют ударение палочками на листах бумаги с напечатанными словами;
  • строят ритмическую схему предложений — палочками обозначают знаки препинания;
  • с помощью кубиков с буквами делят слова на слоги;
  • делают синтаксический разбор предложения, цветами обозначают разные члены — подлежащее и сказуемое, дополнение и причастные обороты.

Как начать использовать счетные палочки в забавках?

Есть два этапа работы с этим простым материалом – начальный, когда яркие гладкие штучки используются как игровой инструмент. А второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Хорошо бы проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков. Затем набираем в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и высший пилотаж – обеими ручками.

Наигрались, приступаем к геометрическому конструированию. Выкладывание, в том числе, счетного материала Кюизенера, является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию:

  • Выкладывание геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. С материалом Кюизенера играть еще интересней, там палочки крупные, из них можно строить объемные фигуры.
  • Выкладывание по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.

А в сочетании с логическими блоками Дьенеша у ребенка может получиться выложить что угодно, поскольку эти блоки представляют собой геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник двух размеров и двух видов толщин идеально для детей дошкольного возраста, которые знакомятся с геометрией.

Кстати, если вы заинтересовались методическим материалом Дьенеша и Кюизенера, предлагаю такую литературу:

  • «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша»

    – здесь даны рекомендации, как работать с этими методиками, а также примерные конспекты занятий;

  • «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера»

    – это уникальное пособие, здесь есть дидактические материалы на логико-математическое развитие дошкольников;

  • «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет»

    – описываются 24 занятия в старшей группе по логике и математике.

Характеристики счетных материалов

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные параллелепипеды, которые изготавливаются из дерева или пластика. Они могут быть длиной от 1 до 10 сантиметров. Их длина показывает значение чисел. Самый короткий счетный материал соответствует единице, палочка в 2 раза длиннее — двойке и так далее.

Палитра близких оттенков объединяет палочки в классы, или семейства. Розовый материал обозначает 2, красный – 4, а бордовый – 8. Все эти палочки можно объединить по признаку кратности 2. Так как этих изделий всего 10, то получается 5 классов, или семейств.

Набор из 116 палочек является самым простым. В его состав входят:

  • 25 белых;
  • 20 розовых;
  • 16 голубых,
  • 12 красных;
  • 10 желтых;
  • 9 фиолетовых;
  • 8 черных;
  • 7 бордовых;
  • 5 синих;
  • 4 оранжевых палочки.

Возрастная категория детей, занимающихся на этих палочках — от 1 до 7 лет.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Сходство с методикой Дьенеша

В 60-х годах прошлого века аналогичная методика была создана венгерским учёным-теоретиком Золтаном Дьенешом. Но у пособий есть несколько отличий. Всего в коробке 48 блоков, имеющим четыре разных параметра:

  • форме — треугольники, квадраты, прямоугольники и круги;
  • цвету — синие, жёлтые и красные;
  • толщине — узкие и широкие;
  • размеру — маленькие и большие.

Такое разнообразие позволяет более широко классифицировать предметы по признакам, решая с их помощью математические и логические задания. Ребёнок учится обобщать и сравнивать понятия. Палочки Кюизенера направлены именно на работу с числами и математическими действиями, а блоки Дьенеша повышают интеллектуальный уровень малыша во всех сферах.

История методики

Появление палочек Кюизенера связано с трудами Джорджа Кюизенера, который был озадачен проблемой обучения детей основам математики. Биография этого бельгийского педагога, жившего с 1891 по 1976 годы сводится к тому, что большую часть своей жизни он работал с учениками младшей школы и преподавал им математику.

Проблемы с освоением этой науки школьниками вызвали у него интерес и породили желание помочь детям и сделать обучение легким и интересным. Благодаря изучению проблемы Джордж Кюизенер смог понять, что учеба детей идет намного быстрее, если они имеют возможность визуализировать предметы и проводить вычислительные действия непосредственно с ними.

Чтобы обучение шло в правильном русле и приносило результаты, Кюизенер дополнительно изучал методики Марии Монтессори и Фридриха Флебеля. Такой основательный труд не был напрасным, так как кроме палочек, Кюизенер составил и подробную инструкцию к их использованию. В своей книге «Числа и цвета» он подробно раскрывает суть всех схем, представленных в игровой форме, по которым дети вместе с учителями или родителями могут освоить базовые понятия математики.

Об авторе

Начнем издалека, Джордж Кюизенер (годы жизни 1891-1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям.

Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.

Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Так же Кюизенер является автором книги в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете». В книге приведены разнообразные интересные обучающие игры и упражнения, благодаря которым ребенок в ходе игры сначала под присмотром и помощью взрослого, а затем и самостоятельной работы постигает абстрактное понятие числа, его формирование из других чисел. Так ребенок начинает учиться считать.

На английском языке палочки называются по-разному, в России же распространено название, как «цветные счетные палочки Кюизенера».

Палочки Кюизенера: описание методики, история и цель создания счетных упражнений

В 1952 году вышло математическое пособие для дошкольников и школьников младшего возраста. Его создал бельгийский ученый-математик Джордж Кюизенер. Ребёнок во время обучения задействует все органы чувств, поэтому методика основана на тактильном освоении некоторых математических абстрактных понятий — упорядоченности, множества, идентичности.

Коллега бельгийского математика — французский учёный и философ Калеб Гатеньо — сделал это пособие популярным, впервые начал использовать счётные цветные палочки для обучения малышей математике и разным языкам. Ребёнок, осваивая одну науку, параллельно развивает другие способности. Он сможет выделять логические связи в умозрительных понятиях, научится применять фантазию и абстрактное мышление.

Методика палочек Кюизенера преследует несколько целей:

  • у ребёнка формируется конкретизация счёта;
  • развивается понятие больших и меньших чисел;
  • появляются навыки сложения и вычитания, умножения и деления;
  • дети различают правую и левую сторону, учатся определять середину;
  • развивается креативность, творческие наклонности, умение моделирования и конструирования;
  • проявляется познавательный характер, наглядный и действенный методы мышления, обостряются все виды внимания, окружающая среда воспринимается более детально;
  • улучшается мелкая моторика рук.

Возраст для начала занятий определяется индивидуально, он зависит от развития ребёнка. Но обычно первые уроки проводят для трёхлетних малышей. Хотя некоторые педагоги советуют развивать их уже с одного года, приучая к решению математических задач с цветными палочками.

https://youtube.com/watch?v=ZJKU1bHiw1o

Особенности методики Кюизенера

Классический набор палочек Кюизенера состоит из десяти палочек-призм длиной от 1 до 10 сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает. Цвета палочек также выбраны не случайно. Например, числа «красной» группы палочек (красный, розовый и бордовый цвета) кратны двум (2, 4 и 8 сантиметров). «Синей» группы (синий, голубой и фиолетовый цвета) – трем, а «желтой» – пяти. Благодаря выделению цвета и длины палочек ребенок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является результатом счета и измерений.

Кроме того, объемность палочек и их выделение по цвету и длине позволяет малышу освоить сенсорные эталоны (размер и цвет), а также способы познания и сопоставления предметов по ширине, высоте и длине. Используя счетные палочки Кюизенера ребенка очень легко подвести к осознанию таких отношений как длинный-короткий, правый-левый, больше-меньше, одинаковый-разный, высокий-низкий и т.д.

Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит, математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием, позволяющий проявлять свою фантазию и творческий подход. Отметим, что сам автор рекомендовал начинать занятия по своей методике с детьми в возрасте 1 года. При этом он не один раз подчеркивал (и практика это доказала), что его разработка будет одинаково интересна как детям в возрасте 1-2 лет, так и школьникам 8-9 лет.

Что нужно знать родителям о методике

Еще в середине двадцатого века педагоги осознали, что эффективность обучения повысится, если дети будут заинтересованы в учении. Достигнуть такой заинтересованности можно при помощи оригинальных методик. Так началось создание наглядных учебных материалов, благодаря которым ребенок, используя, в основном, тактильные ощущения, может проще усваивать большие объемы информации.

В игровой технологии «палочек Кюизенера» используется набор из разнообразных брусков. Цвет каждого из них связан с определенным числовым значением. С точки зрения математической науки палочки-брусочки обозначают множества, в которых заложены значения порядка и эквивалентности (равнозначности). Эти брусочки развивают математические способности, формируя будущий интерес к школьному предмету на основе самостоятельной практической деятельности малыша естественным для него образом, то есть в игровой форме.

Понимание математики издавна неразрывно связано с наглядностью, числа обязательно означали предметы, которые за ними стоят. На этом принципе строится данная методика, благодаря чему легче усвоить основы счета. Цвет и форма являются своеобразной моделью числа, подводя ребенка к понимаю абстрактных понятий элементарной математики.

Важно: педагоги обращают внимание на то, что количественные характеристики набора, то есть связь цвета с числом, усваиваются детьми труднее. Осознание этого принципа происходит благодаря стараниям взрослых. Родителям самим необходимо освоить технологию

Родителям самим необходимо освоить технологию.

Навыки, которые можно приобрести с помощью палочек

  • научиться с помощью цвета составлять цифры и буквы, соотнося символы с понятиями;
  • понять принцип расположения тел в пространстве, и запомнить названия положений тела (сбоку, сверху);
  • раскладывать числа на составляющие, усвоив понятие дроби;
  • усвоить базовые математические операции: сложение, вычитание;
  • разобраться с разницей между числами и цифрами, понятием количества предметов, натуральным рядом чисел.

Важно: лучше, если такие математические игры с палочками будут проходить самостоятельно, без подсказок родителей. Педагоги говорят, что знания, полученные в результате собственной мыслительной активности, крепче и долговечнее

Надо иметь ввиду, что принуждение к играм может с ранних лет на подсознательном уровне сформировать отвращение ко всему, связанному с математикой.

Игры

Процесс обучения детей математике ведется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, главным методом является игра. В младшей группе садика используются крупные фигуры: кубики, мозаика, геометрические блоки. Палочки Кюизенера в этом возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.

Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель или родитель должен четко понимать свою роль в образовательном процессе. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.

Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.

Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий

От 2 до 3 лет

Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:

  • альбом-игра «вместе весело играть»;
  • альбом-игра «волшебные дорожки для самых маленьких».

Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.

От 3 до 5 лет

Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • игровые развивающие ситуации «веселые цветные числа»;
  • альбом-игру «дом с колокольчиком».

Благодаря занятиям с палочками дети 3-5 лет смогут познавать азы счета и пробовать свои знания на практике. Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.

От 5 до 7 лет

В подготовке детей к школе лучше всего использовать методические пособия:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • комплект игр «посудная лавка Кростики».

Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.

Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.

Ход мастер – класса:

Вводная часть: Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическим материалом палочками Кюизенера. Палочки Кюизенера — это комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.

Презентация «Палочки Кюизенера»

2 слайд.

Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века. Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

3 слайд.

Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки — призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.

4 слайд.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием,которое позволяет:

1. Различать и классифицировать по цвету

2. Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда

3. Освоить прямой и обратный счет

4. Делить целое на части

5. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины

6. Развивать пространственные представления

7. Овладеть арифметическими действиями.

5 слайд.

На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

6 слайд.

На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.)

Рассмотрите цветные палочки и подумайте, в какие игры можно поиграть с ребенком?

Ответы родителей.

Я предлагаю вам побыть детьми и отправиться в мир занимательной математики, а помощниками нам будут палочки.

1. Построите дорожку (синюю, желтую и т. д.)

2. Подарите мишке желтые, зайчику синие палочки.

3. Постройте цыплятам низкий, а котятам высокий заборы.

4. Постройте геометрические фигуры квадрат, прямоугольник.

Слайд № 7

5. Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.

Назовите все числа стоящие после 2.

Назовите число, стоящее перед числом 5. Назовите число, которое стоит между числами 2 и 4.

Слайд № 8

Игра «Пассажиры и поезд».

Постройте небольшой поезд из цветных палочек. Поезд состоит из трех вагонов – палочек: желтой, розовой и голубой. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько мест в каждом вагончике? (находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место.) В ходе беседы приходят к выводу, что у каждой палочки есть свое число. Данное задание подводит к пониманию состава чисел из единиц.Далее можно разнообразить это задание: посадить в каждый вагончик столько пассажиров, какое число обозначает данная палочка, расставить вагоны по порядку, пронумеровать их, соотнося палочки с цифрой. Эта игра поможет детям различать цифры между собой.

Слайд № 9

Игра «Лесенки».

Постройте две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум или соответствовать розовой палочке. А теперь посчитайте ступеньки (1, 3, 5, 7, 9) ; (2, 4, 6, 8, 10). «Прыгая» по ступенькам назовите четный и нечетный ряды.

Слайд № 10

Игра «Коврики»

Постройте красивый коврик из палочек. Ширина коврика 6 см (8 см). Каждый следующий ряд коврика нужно выстраивать, используя только 2 палочки. Старайтесь, чтобы коврик был разноцветным.

Выстраивая коврики, дети знакомятся с составом числа из двух меньших чисел.

Слайд №11

Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector