Развлечение «веселая математика» для детей дошкольного возраста 4–5 лет
Содержание:
- Что должен знать ребенок 4-5 лет по математике?
- О счете на пальцах
- Математические упражнения
- Литература
- Игровые задания на логику для 1 класса
- Познавательные задания для детей 4-5 лет
- Возрастные особенности детей 5 лет
- Что нужно знать о взрослении детей 5 лет?
- Логические задачи
- Что поможет дошкольникам в изучении математики?
- Чему учит математика малышей 3-4 лет
- Методический материал
- Характеристика возрастных особенностей детей 4, 5 и 6 лет
Что должен знать ребенок 4-5 лет по математике?
Ребенок четырех-пяти лет должен:
- Знать элементарные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.
- Уметь считать до десяти и узнавать на глаз цифры от нуля до девяти.
- Уметь расставлять цифры от одного до пяти как по порядку, так и в обратной последовательности.
- Ориентироваться в расположении предметов: где право, лево, верх, низ, перед, зад.
- Знать и различать время суток и времена года.
- Учиться правильно писать цифры.
- Уметь сравнивать: что больше, что меньше, а что поровну.
- Знать значение слов: высокий – низкий, широкий – узкий.
Ребенок занимается в саду
Важно! Ребенок, а тем более дошкольник, будет лучше воспринимать процесс обучение, если превратить его в детскую игру. Во время игры ребенок активнее, внимательнее к материалу и веселее.
О счете на пальцах
На первом этапе обучения счета на пальцах нужно твердо усвоить все возможные комбинации. Ребенок не должен задумываться над ответом в пределах одной руки.
Развивается внимательность и память, в том числе и тактильная, ведь подсчет происходит в голове. Приходится удерживать в памяти несколько данных одновременно. Быстрое решение зависит от сообразительности и скорости восприятия.
Ребенок считает на пальцах
До обучения счету на пальцах ребенок уже ознакомлен с понятиями «больше», «меньше», «также». Может пересчитать предметы по порядку в пределах пяти.
Далее:
- Нужно начинать с 1+1=2. Дети складывают два пальца вместе и получают 2.
- Потом добавляют еще один палец = 3.
- К трем добавляют еще один и получают четвертый результат (четыре).
- К четырем добавляют еще один палец и получают пять.
Теперь осваивается вычитание:
- От пяти отнять один палец и станет четыре.
- От четырех отнять один палец и станет три.
- Если от трех отнять один палец, их останется два.
- От двух отнять один палец и останется один.
Занятие не должно превышать 20 минут. Дети быстро устают. Разнообразить урок можно сменой деятельности — разминка, спеть что-либо, разгадать загадки и так далее.
Важно! Нельзя заставлять. Всегда проще «заманить» куда-либо, чем заставить
Элементы игры, соревнования и поощрения сделают больше и лучше, чем все остальное.
Математические упражнения
Для занятий по математике потребуется дополнительный материал. ДОУ рекомендует «Игралочку» Л. Г. Петерсон. Это методическое пособие направлено на использование на уроках математики в 3 годика в детском саду. Эти тетради можно приобрести онлайн. Также рекомендуется использование методики Е. В. Колесниковой.
Развивающие карточки
Математика для 3-летнего ребенка начинается с картинок. Изготавливается пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.
Нужно подготовить картинки одного цвета, но разных предметов. Например:
- Синий цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д. (все одного цвета).
- Красный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
- Желтый цвет – машинка, шарик, мяч, ложка и т. д.
- Зеленый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д.
- Черный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
- Белый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик, заяц и т. д.
Так соберется рабочий презентатор для изучения начального счета. Предметы на картинках должны быть разного размера.
Задания:
- Найти все карточки красного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки желтого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки синего цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки зеленого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки черного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки белого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
После того, как дети выполнили задание, можно переходить к следующему этапу.
Далее задания усложняются. Нужно выбрать все карточки, где нарисована машинка. Все карточки, где нарисован мяч.
К сведению! Наличие разных цветов сначала сильно сбивает детей с толку.
Сравнение «Больше-меньше»
Математика для 3-летнего ребенка, занятия которой проходят в ДОУ, включает изучение сравнений. Детям объясняется понятие «больше» и «меньше». Используется набор карточек с прошлых занятий:
- Найти все карточки, где нарисован мяч. Потом найти все карточки, где нарисован зонтик. Сравнить количество карточек. Найти, каких рисунков больше.
- Найти все карточки с нарисованным цветком. Потом найти все карточки с нарисованным автомобилем. Найти, каких картинок меньше.
Для наглядности можно ставить вместе картинку с машинкой и цветком. Какие картинки останутся без пары, тех и больше. Какие закончились раньше, тех и меньше.
Изучение понятия «Столько же»
В начале урока (если кто-то празднует свой четвертый год рождения) родители именинника принесли торт и конфеты. Как определить, сколько нужно каждому ребенку сладостей, не употребляя цифры? Дети высказывают свои предложения.
Вводится термин «столько же». Ребята практикуются в закреплении нового слова. Решаются задачи с похожими терминами:
- также;
- равное количество;
- одинаково.
Литература
Математика вприпрыжку. Программа игровых занятий математикой с детьми 4-6 лет. Женя Кац (ссылка в Ozon.ru, в Лабиринте). Очень нравится структура: сначала общие данные об обучении ребенка математике, потом разделы по возрастам (с описанием особенностей развития в каждом возрасте). Есть примерные планы групповых занятий.
Пирог с математикой. Игры для детей 4-7 лет. Женя Кац (ссылка на Озоне, в Лабиринте). Некоторые игры повторяются из первой книги, так что смотрите, может, будет достаточно только той. Хотя эта подешевле (нет отступлений для педагогов о структуре занятий).
У Жени Кац есть еще рабочие тетради по математике. Например, «Необычная математика. Тетрадка логических заданий для детей 4 лет». На каждый возраст свои задания: для 5-6 лет, для 6-7 лет. Я до них пока не добралась. Ссылка на все пособия Кац на Лабиринте.
Еще достаточно популярны тетради и пособия по математике Елены Колесниковой. Например:
- Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5 лет. ФГОС ДО,
- Математика. Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь. Для детей 4-5 лет. ФГОС ДО,
- Математика вокруг нас. 120 игровых заданий для детей 3-4 лет. ФГОС ДО.
Обзор пособий был бы не совсем полным, если бы я не упомянула популярные новомодные методики. Вы слышали про Gakken? Это серия тетрадей, разработанных в соответствии с японской методикой раннего развития. Если не слышали, но взялись за вопрос обучения ребенка математике всерьез, то посмотрите, например (ссылки на Лабиринт):
- Gakken 4+. Учусь мыслить логически
- Gakken 5+. Сложение
- Gakken 5+. Вычитание
Ну и давно известные и популярные тетради Kumon. И Гаккен, и Кумон дороговаты, конечно, но могут быть полезны.
Игровые задания на логику для 1 класса
Игра «Один, два, не собьюсь»
Выходят участники. Поочередно считают, начиная с 1, а вместо числа, кратного 3, говорят «не собьюсь». Победителем будет тот, кто назовет большее натуральное число. Например: один, два не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь, семь, восемь, не собьюсь. .).
Игра «Выиграй приз».
Нужно с завязанными глазами срезать приз. Если участник, срезавший приз, даст правильный ответ на математический вопрос, привязанный к этому призу, он забирает этот приз.
Игра «Веселая рыбалка»
На полу класса обводят контуры озера, в которое помещают рыбок. К рыбке скрепкой прикрепляются задания. Участник берет удочку. (На конце лески — Магнит). И ловит рыбку. Дав правильный ответ на вопрос — забирает рыбку.
Игра «Кто быстрее посчитает до 25»
На доске две одинаковые таблицы с числами от 1 до 25. Кто из учеников первым закончит счет, тот победил.
Игра «Не собьюсь».
Капитаны по очереди делают по 10 шагов и на каждом шагу называют:
- примеры на сложение;
- примеры на вычитание.
Игра «Футбол».
На доске нарисованы футбольные ворота, мячи с примерами. Роль вратаря выполняет определенная цифра. Судья — ученик, который очень хорошо считает. Дети вычисляют примеры на мячиках. Если выбрали такой пример, что ответ совпадает с цифрой — вратарем, гол считается забитым.
Игра «Кто чем пообедает?»
Зайчик с разными цифрами: перед ним рисунки капусты, моркови, свеклы, яблок с написанными примерами. Найти ответы к примерам.
Игра «Прибавляем-отнимаем»
Предложите детям интересное и необычное занятие, которое сочетает элементы математики и филологии, а также тренирует логическое мышление. Вместо привычных для детей чисел здесь используются слова. И именно с ними дети должны осуществить математические действия. Например:
Сложение
Задание: Бу + оттенок = цветок, который еще не распустился.
Ответ: Бу + тон = бутон.
Вычитание
Задание: Вид транспорта – о = единица измерения.
Ответ: Метро-о = метр.
Примеры логических задач
к + полосатое насекомое = прическа девушки (коса)
у + имя египетского бога Солнца = победный возглас (ура)
м + суп из рыбы = насекомое (муха)
за + дом за городом = требует решения (задача)
ав + томат = оружие (автомат)
ко + ее играет актер = король
емкость – а = там хранят деньги (банк)
помидор-ат = отдельная книга (том)
Математические домики
Математические задачи прекрасно развивают логическое мышление. Например, можно использовать игру «математические домики», которая является интересным и полезным занятием
Обратите внимание, что ее сложность может варьироваться в зависимости от уровня знаний детей и от опыта ее использования
Первый уровень:
Поставь в свободное окошко домика нужный знак математического действия, чтобы число на крыше было ответом.
Второй уровень:
Запиши в свободные окошки нужный знак математического действия и такое число, чтобы результатом было число на крыше. Такие задачи дают возможность подобрать несколько вариантов решения. Дополнительно можно дать задание подобрать максимальное количество вариантов, которые бы соответствовали числам одного домика.
Дети могут тренировать логическое мышление не только на уроках, но и дома, играя с друзьями или путешествуя. Главное-объяснить ученикам, что это интересно и совсем не сложно! Кроме того, такие занятия можно связать с изучением учебного материала. Обязательно попробуйте создать собственные игры и упражнения.
Познавательные задания для детей 4-5 лет
1. «Домашние и дикие животные». Подготовить карточки с различными животными: волк, заяц, мышь, лиса, корова, лось, крот, кошка, енот, олень, собака и другие. Ребенку предложить разделить животных на две группы: домашние и дикие. Хорошо проводить такие игры после похода в зоопарк. Такие задания развивают кругозор и понимание окружающего мира, а также речь (если правильно задавать вопросы и рассказывать о животных, для этого можете ориентироваться на логопедические карточки ниже).
Тема: Домашние животные
2. «Профессии». Распечатать картинки с изображением людей различных профессий: повар, капитан корабля, водитель, продавец, учитель, садовник, врач, судья, пожарник и другие. Для того, чтобы малыш мог искать обобщающие свойства и называть их, необходимо подготовить отдельно предметы (или картинки): поварешку, указку, руль, мантия, шланг и другие. Ребенок выбирает картинку с профессией человека и ищет подходящий предмет для него.
3. «Весна». В 4 года малыш уже знает основные цвета и формы, поэтому в продолжение развития этой темы можно организовать игру с крышками от детского питания «Фруто-няня». Колпачки прекрасно соединяются между собой и имеют различные цвета. Соединять их между собой достаточно просто, чтобы создавать интересные предметы. На альбомном листе можно нарисовать круг, квадрат, цветок, облако. Из крышек собрать фигуры такой же формы, чтобы можно было приложить к листу бумаги.
Возрастные особенности детей 5 лет
Взрослым нужно понимать возрастные особенности детей 4-5 лет. Это дает возможность быть ближе к ребенку, правильно его развивать. Например, одним из самых сложных переходных периодов считается возраст 3 лет. После этого малыши вступают в новую фазу взросления – интересную, полную открытий и сюрпризов, как для малышей, так и для их родителей.
Характерной особенностью возраста 4-5 лет является раскрытие творческих способностей, фантазии, логики. Малыш уже совсем иначе видит мир, который его окружает и себя в нем
В этот период развития важно уделить внимание каждой сфере развития детской личности
Что нужно знать о взрослении детей 5 лет?
С 4 до 6 лет малыши продолжают познавать мир через эмоции и игры. Но теперь они это делают сознательно. В развитии дошкольников родителям нужно учитывать следующие возрастные особенности детей 4, 5, 6 лет;
- Психология. Этот период — самый главный в процессе развития личности.
- Интеллект. Примерно с 5 лет в головном мозге ребенка создаются главные нейронные связи, развивается мышление, способности.
- Организм. Ум и тело развиваются синхронно. Причем много умственных способностей проявляется при наличии конкретных физических навыков.
- Коммуникабельность. Сюда относятся не только интеграция ребенка в общество, но и общее понимание простых явлений, приобретение навыков ухода за собой, знаний о разные вещи.
Логические задачи
Задания по математике для дошкольников 5—6 лет должны быть простыми. Особенно в самом начале занятий, когда ребёнок открывает для себя новую область жизни. Лучше всего, чтобы они были в игровой форме, а после каждого успешно выполненного задания малыша следует похвалить.
Детям 6—7 лет можно давать более сложные вопросы, главное — понимать, что деление на возраст довольно условное.
Если пятилетний ребёнок с лёгкостью отвечает на вопросы своей возрастной категории, а семилетний постоянно ошибается, то одному лучше усложнить задания, а второму сначала упростить, а уже потом доводить до нужного уровня.
Для развития логики можно использовать любые загадки. Они учат малышей думать нестандартно. Можно брать как готовые, так и придумывать самому. Вот примеры загадок и вопросов с подвохом:
- В клетке сидят три зайчика. Три девочки взяли по одному зайчику, но в клетке всё равно остался один. Почему? (Одна девочка взяла зайчика вместе с клеткой).
- В саду растёт дуб. У него 10 больших веток, на каждой ветке по 15 маленьких веточек, на каждой маленькой веточке — по два яблока. Сколько яблок растёт на дубе? (На дубе не растут яблоки).
- Какой рукой размешивают чай? (Нельзя размешивать руками, нужно взять ложечку).
- Отчего плавают гуси? (От берега).
- За чем в стакане вода? (За стеклом, из которого он сделан. В этом вопросе подвох в том, что при произношении «за чем» звучит слитно и сбивает ребёнка).
- У неба одна, у земли нет совсем, а у бабушки — две. Что это? (Буква «б»).
Полезно использовать рифмованные загадки, в которых нужно подставить подходящее по смыслу слово.
Сложность в том, что рифмуется совсем другое, и малыш должен вовремя понять это, чтобы не ошибиться с ответом. Это учит его контролировать разум и не выдавать автоматически быстрый и подходящий, на первый взгляд, но не правильный ответ.
- Подобрать себе я смог пару варежек для … (рук).
- Хоккеистов слышен плач, пропустил вратарь их … (шайбу).
- Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно … (четыре).
Кроме таких рифмованных вопросов, можно использовать простое упражнение: нужно взять разноцветные карандаши и написать ими названия цветов. Обязательно нужно писать название цвета карандашом другого цвета. Например, написать синим «красный», зелёным «фиолетовый» и так далее. Потом ребёнок должен прочитать то, что написано, или назвать цвета, которыми это написано. Сначала нужно делать это медленно, потому что несоответствие цвета и названия сбивает с толку.
Если у ребёнка не получается найти верное решение, то нужно объяснить ему правильный ответ, а потом, для закрепления, дать задачи с похожей логикой.
Ни в коем случае не нужно давить на него или смеяться над предложенными вариантами! Это вызовет только негативную реакцию, малыш может замкнуться и обучение пойдёт хуже.
Одними из популярнейших задачек на логику остаются головоломки со спичками. Конечно, для детей лучше взять счётные палочки или карандаши одинакового размера, особенно если заниматься они будут без постоянного надзора. Эти задачи улучшают логику, заставляют мыслить шире. Они бывают самыми разными: можно выкладывать равенства, в которых нужно поменять положение спичек так, чтобы они стали верными, или геометрические фигуры.
Что поможет дошкольникам в изучении математики?
Учитывая методы преподавания математики дошкольникам, помогают:
- детские игры с математической тематикой;
- демонстрационные задачи (сколько яблок осталось в корзине);
- упражнения в тетрадях и т.д.
Игровая форма
Некоторые предметы использовались всегда и являются рабочими методическими приемами.
Карточки по математике
Один из самых распространенных дидактических материалов — карточки, в данном случае это математические карточки.
Их можно купить, распечатать на компьютере или сделать самим из обычного белого картона, который продается в любом детско-развлекательном или канцелярском отделе, и изобразить на них цифры и соответствующее количество фруктов, мишек, геометрические фигуры.
Обратите внимание. Математические карточки познакомят дошколят с миром математики в легкой и непринужденной форме и покажут, как выглядят цифры
Интерактивные игры — тренажеры
Математика для малышей 4-5 лет предполагает игровой метод обучения. Он включает в себя использование интерактивных игр – тренажеров. Помогут развить:
- интерес к математике;
- желание проходить больше игр с математическим содержанием;
- внимательность;
- логику.
Интерактивные игры можно найти в виде специальных тетрадей в канцелярских магазинах или в виде приложений в телефоне, на компьютере в режиме онлайн.
https://youtube.com/watch?v=dsgKkALkjw0
Игры с пальчиками
Хорош этот дидактический материал тем, что он всегда под рукой. Не нужно что-то придумывать, а просто сесть с ребенком и посчитать. Целью таких игр является научить ребенка счету, используя подручный материал.
Обратите внимание. Чередование в процессе обучения этих методических приемов положительно повлияет на желаемый результат
Развивающие игры
Развивающих игр по математике для 4-летних детей много. Например,
- Научиться счету поможет игра «Посчитаем». Для этой игры понадобится мячик, необходимо бросить его ребенку и начать счет от 1 до 10 и в обратном порядке.
- Развить способность ориентироваться в расположении предметов. Игра «Где мяч». Необходимо поставить ребенка в центр комнаты и положить перед ним мяч. Спросить у него, где он находится сейчас, по мере поступления ответов менять расположения мяча.
- Уметь сравнивать, что больше, меньше или равно. Игра «Пуговицы». Взять 10 пуговиц и разделить их между собой и малышом. Посчитать их вместе (в следующий раз ребенок будет считать самостоятельно) и спросить, у кого больше, меньше или равно.
- Знать значение слов: высокий – низкий, широкий – узкий. Заранее вырезать из бумаги или картона 4 медвежат, зайчат или мышат. Но так, чтобы первый был выше всех, второй ниже всех, третий шире, четвертый уже. Показать ребенку, задавая вопросы, кто из них какой.
Чему учит математика малышей 3-4 лет
Каждый образованный родитель хочет понимать, насколько его ребенок хорошо развит. Не упускает ли каких навыков, которые важны в современном мире, на что стоит сделать упор. Чтобы адекватно оценить знания и умения детей, нужно знать, что требует от них сегодняшняя система образования.
Математика у трехлетних детей
Математика в 3 года в детском саду не является сложной. Дети должны:
- Освоить работу с числами в пределах пяти. Это и порядковый, и обратный счет.
- Понимать, из чего (например, 5 – это 4+1).
- При счете пользоваться пальцами, счетными палочками, другими доступными предметами.
- Правильно использовать названия порядковых числительных, а также количественных в названиях цифр.
- Узнавать написанные числа, уметь их написать самостоятельно.
- Называть число, которое идет перед заданным, а также после.
- Использовать понятия «больше», «меньше», «столько же». Четко понимать разницу между ними.
- Освоить ориентацию в пространстве (например, показать на листке тетради, где строчки выше, а где ниже, которые слева, справа, между ними, что находится в центре, что вверху, что внизу).
К сведению! Дети должны различать предметы.
По величине:
- Большой — больше.
- Маленький — меньше.
- Короткий — короче.
- Длинный — длиннее.
- Высокий — выше.
- Низкий — ниже.
- Широкий — шире.
- Узкий — уже.
Занятия по математике
По геометрической форме:
- квадрат;
- круг;
- треугольник;
- прямоугольник.
Должны находить эти фигуры и уметь их нарисовать, называть геометрическую форму окружающих предметов. Научиться определять их цвет. Различать круг и шар, квадрат и куб.
Методический материал
Современная система образования дает преподавателям большое количество возможностей. Основные цели занятий – грамотно обучить малыша, привить основы ФЭМП, развить логическое мышление и умение считать. Параллельно ребенок получит много дополнительных навыков.
Преподаватель должен работать по методикам, рекомендуемым ФГОС (федеральные стандарты образования). Обучение дошколят проводится на протяжении всего года, но летний период является исключением. Летом можно использовать обычные дидактические игры на закрепление ранее изученных тем.
Важно! Следует соблюдать длительность проведения уроков. Желательно проводить занятие утром, в первой половине дня
В это время ребята находятся на пике умственной активности и еще не устали
Желательно проводить занятие утром, в первой половине дня. В это время ребята находятся на пике умственной активности и еще не устали.
В качестве основных методов можно применять демонстрационный, метод дидактических игр, устный и метод моделирования. Эти методы основные, но допустимо применять и другие закрепленные педагогические приемы.
Для математики очень важно наличие предметов и наглядных пособий. Несмотря на то, что основная работа нацелена на коллективный результат, при необходимости воспитатель может применять индивидуальные виды занятий
Преподаватели в дополнение к основным приемам обучения используют различные методические пособия.
Наиболее часто используются 2 специально разработанных пособия:
- «Раз – ступенька, два – ступенька» автора Петерсон;
- «Математика для детей 5-6 лет» автора Колесниковой.
Оба издания поддерживаются образовательной программой и министерством образования. Второй вариант используется в дополнении к тетради дошкольника из серии «Математические ступеньки».
Плюс заданий в том, что они разработаны конкретно на детей 5-6-летнего возраста. Их применение возможно как в условиях сада, так и в домашней обстановке. При желании любой родитель может использовать их совместно с ребенком и помочь развитию малыша.
Обратите внимание! Математика – королева точных наук, но обучать элементарным математическим действиям можно и маленьких крох. Чем раньше малыш получит простейшие знания об этом предмете, тем быстрее познает окружающий мир
Главное – выбрать момент, когда у малыша будет отличное настроение, и выдавать информацию дозированными порциями
Чем раньше малыш получит простейшие знания об этом предмете, тем быстрее познает окружающий мир. Главное – выбрать момент, когда у малыша будет отличное настроение, и выдавать информацию дозированными порциями.
Характеристика возрастных особенностей детей 4, 5 и 6 лет
Все способности ребенка развиваются синхронно. Растет его организм, укрепляется скелет и нервная система. Одновременно, малыш чувствует в себе силы и учится использовать свой потенциал. Так же узнавая новые детали о мире, он начинает искать новую пищу для своего ума, стремится к новым знаниям.
В процессе развития моторики, малыш учится не только писать, рисовать, лепить, но и начинает сам себя обслуживать. Например, он вполне способен завязать шнурки, застегнуть пуговицы, держать в руках ложку и вилку.
Такой стремительный процесс взросления требует от родителей большого внимания к детям. Мамам и папам нужно настроиться на комплексное развитие малышей
Одновременно нужно обращать внимание на психофизические возрастные особенности детей 4, 5, 6 лет