Палочки счетные, цветные. игры с палочками, страница 7
Содержание:
- Виды деятельности со счётными палочками в детском саду
- Как «работает» грелка?
- Конструирования из счетных палочек
- Правила и ход игры
- Ход урока
- Усложняем задачу для старших деток
- Сходства и различия с блоками Дьенеша
- В чем сила обыкновенных палочек для счета?
- Плюсы и минусы
- Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят
- Описание
- Психологи рекомендуют
- Занимательные игры с палочками-выручалочками для дошкольников
- Как начать использовать счетные палочки в забавках?
- Почему так важно развивать моторику
- Как начать использовать счетные палочки в забавках?
Виды деятельности со счётными палочками в детском саду
На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.
Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.
Занятие по ФЭМП
Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.
На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе набора Кюизенера
Моделирование сказок
Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.
Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.
После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.
С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев
Занятия по обучению грамоте
Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.
С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова
За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.
Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте
Как «работает» грелка?
Конструирования из счетных палочек
Организация конструирования
При групповой игре лучше не объединять медлительных и «быстрых» ребят. Играть полезнее индивидуально. Это даст возможность продвигаться в оптимальном для ребёнка темпе.
Конструирование из счётных палочек с трёхлетками неплохо идёт в рамках сказочного или бытового сюжета, хорошо собирающего «в кучку» их неустойчивое, короткое внимание. Все приведённые ниже упражнения предполагают постройку конструкции по образцу
Все приведённые ниже упражнения предполагают постройку конструкции по образцу.
Образец малышу 3 лет предъявляется двумя способами.
Взрослый делает, ребёнок смотрит и повторяет
Полезно отслеживать ошибки, обращать внимание на соотнесение конструкции с образцом, потому что дети 3 лет легко увлекаются и забывают инструкцию. В этом варианте садитесь с ребёнком рядом, а не напротив, чтобы он не смотрел на образец «вверх ногами».
Взрослый кладёт перед малышом карточку со схемой
Ребёнок конструирует по схеме.
Ко второму варианту следует переходить, отработав первый.
Конструирование «Ёлочка»
Первый этап
Конструирование из палочек по показу взрослого. Начинаем с самых простых и знакомых ребёнку предметов. Елочка – предмет известный
Обратите внимание на цвет, чтобы ребёнок взял в работу палочки нужного цвета. Часто малыши отмечают только один признак: то ли форму, то ли цвет
Выделяя пару признаков, ребёнок учится крайне важному качеству – распределению и переключению внимания. Вариант 1
Если у вас особый ребёнок или малыш 2 лет, сперва нарисуйте её (можно даже рукой ребёнка). Объясните: это ёлка, будем её из палочек складывать. Сложите ёлочку на глазах у ребёнка. Предложите рядом сложить свою, чтобы получился небольшой лесок (мотивация). При невозможности ребёнку сложить предмет самостоятельно, не бойтесь взять его руку в свою и выполнить постройку совместно
Вариант 1. Если у вас особый ребёнок или малыш 2 лет, сперва нарисуйте её (можно даже рукой ребёнка). Объясните: это ёлка, будем её из палочек складывать. Сложите ёлочку на глазах у ребёнка. Предложите рядом сложить свою, чтобы получился небольшой лесок (мотивация). При невозможности ребёнку сложить предмет самостоятельно, не бойтесь взять его руку в свою и выполнить постройку совместно.
Ветки у ёлки поначалу будут торчать в разные стороны. Покажите и скажите: веточки у ёлки смотрят вниз.
Вариант 2. Ребёнок 3 лет справляется с конструированием по сделанному вами образцу легко. Переходите к конструированию из счётных палочек по схеме. Поделку обязательно обсуждать, как ниже показано.
Второй этап
Малыш легко справился с конструированием из счётных палочек по схеме и просит ещё. Развивайте идею – придумайте рассказик.
Пусть будет лесок (елки разного роста). В нём стоит избушка (просто избушка или на курьих ножках). Кто там живёт-поживает? Гуси-лебеди летят. Какого они цвета? С какой стороны летят? И так далее.
Считайте все выложенные предметы. Сколько ёлок? Сколько у ёлки веток? Сколько ног у избы на курьих ножках? Сколько гусей-лебедей летит?
Практические занятия конструктивного характера однозначно служат развитию ума, а именно наглядно-действенного и пространственного мышления. Чем раньше они будут использованы в работе с детьми, тем результат будет значительнее.
Правила и ход игры
Правила настольной игры Микадо рассчитаны на детей от шести лет. Одновременно в игре могут участвовать от двух до восьми человек.
Цель этого развивающего развлечения: набрать максимальное количество баллов, прежде чем один из игроков рассыпет горку из палочек. Чтобы начать проверять, кто самой ловкий в собравшейся компании, нужно подготовиться к игре. Для этого возьмите все палочки в руки и разожмите кулак. Все элементы должны упасть в случайном порядке, создав хаотичную гору. Играть следует на столе или любой другой ровной поверхности.
Цель этого развивающего развлечения: набрать максимальное количество баллов
Когда кучка из игровых элементов готова, можно начинать тренировать моторику. Все участники по очереди вытягивает по одной палочке, пытаясь не сдвинуть другие. Делать это можно пальцами, подручными предметами или помогать себе ужа вытянутыми палочками. Игроки советуют тянуть каждый фрагмент вбок и вверх: так меньше шансов обрушить конструкцию.
Все участники по очереди вытягивает по одной палочке, пытаясь не сдвинуть другие
Если участнику удалось вытянуть элемент, не сдвинув другие, он может попытать удачу снова и достать еще одну палочку. Так продолжается до тех пор, пока горка не сдвинется. Когда это происходит, хоть передается следующему игроку, сидящему по часовой стрелке от прошлого. Если палочка, сдвинувшая горку, все же была вытянула, в начале хода ее нужно положить на верхушку кучи.
Сколько попыток участник сможет сделать вxслучае успеха или неудачи, оговаривается перед началом ловкого сражения. Чтобы решить кто будет ходить первым, можно разыграть это право с помощью жеребьевки или договорившись с остальными игроками.
Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек. Тогда участники берут свою «добычу» и подсчитывают количество заработанных очков.
Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек.
Палочка | Стоимость | Количество |
Со спиралями | 20 очков | 1 шт. |
Два синих кольца и три красных | 10 очков | 5 шт. |
Палочки с одним красным кольцом и двумя синими | 5 очков | 5 шт. |
Три кольца разного цвета (красное, синее и желтое) | 3 очков | 15 шт. |
Палочка с красным и синим цветом | 2 очков | 15 шт. |
Правила рассчитаны на детей от шести лет
Ход урока
— Ребята! Какой замечательный сегодня день! А какое время года за окном? (Осень.) Почему осень? (Листья изменили свой окрас, часто идёт дождь, дует холодный ветер, на улице похолодало, дни стали короче, птицы улетают в тёплые края.) Посмотрите, у нас в группе тоже «осень». А какие подарки дарит нам осень? (Ответы детей.)
По лесной дорожке
Осень к нам пришла
И с собой в корзинке
Подарки принесла.
— Ребята, как вы думаете, что в корзинке? Давайте я вам помогу. Я загадаю загадки, и вы точно узнаете, что лежит в этой корзинке.
Загадки об овощах:
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют. (Огурцы.)
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный. (Помидор.)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (Лук.)
Голова на ножке, в голове горошки. (Горох.)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая. (Морковь.)
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко
Ведь правда вкусная. (Картошка.)
— Ребята, назовите одним словом, что в корзинке? (Овощи.)
— Где растут овощи? (В огороде, на грядке.)
— Молодцы, ребятки!
— В какое время года собирают урожай овощей с грядок? (Осенью.)
Картофель мы выкапываем.
Морковь (свёклу, лук, чеснок) мы (Выдёргиваем.)
Капусту (баклажан, кабачок) мы…. (Срезаем.)
Помидоры (огурцы, перцы, горох) мы….(Обрываем.)
-Ребята, а как вы думаете, овощи сами в огороде выросли? (Нет, их вырастили люди.)
Сентябрь уборкой велик.
Он дремать нам не велит.
Ну-ка, весь честной народ,-
Выходи в огород.
Потрудись, собери нашей осени дары.
Чтоб зимою в щи были овощи.
-Дети, выходите в огород!
Физминутка «Урожай»:
В огород пойдём, урожай соберём (шагают).
Мы морковки натаскаем (таскают)
И картошки накопаем (копают).
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный (руками рисуют круг)
Щавеля нарвём немножко (рвём)
И вернёмся по дорожке (шагают).
— Ребята, куда мы будем складывать наш урожай овощей? (в корзинку). Я вам предлагаю сделать корзинку из счётных палочек. Давайте подойдём к столу. Дети садятся за столы.
— Рассмотрите внимательно образец корзинки. Посчитайте, сколько палочек внизу, по бокам и наверху. Выложите корзинку из счётных палочек у себя на столе.
Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»:
У Лариски – две редиски,
у Алёшки – две картошки.
У Серёжки – сорванца — два зелёных огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да ещё у Петьки две хвостатых редьки!
(Дети по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке.)
Самостоятельная работа детей. Помощь при затруднении.
— Молодцы, ребята, вы хорошо постарались. У вас получились замечательные корзинки для овощей.
Усложняем задачу для старших деток
Пора усложнить развивающие задания, их можно предлагать не только дошкольникам старшего возраста, но и младшим школьникам:
- Сделай поезд, где первый вагон состоит из 4 палочек, второй – из 6-ти, третий – из 8-ми;
- Возьми в руку как можно больше палочек. Не разжимая ладонь, посчитай их. Выложи из палочек соответственные цифры;
- Разложите карточки или кубики с цифрами, ребенок рядом кладет соответствующее количество палочек;
- Учим знак равенства: кладем 5-6 палочек, предлагаем ребенку рядом положить столько же. Между двумя кучками ставим параллельно две палочки;
- К определенному количеству палочек нужно добавить столько, чтобы вышло какое-то число. Например, к 3 добавляем 2 палочки, получаем 5. Так выучим простое сложение;
- Отлично идут головоломки с палочками: выкладываем фигуру и предлагаем ребенку добавить или убрать палочки так, чтобы получилась другая фигура. Есть схемы в Интернете, можно распечатать для себя;
- В «сотрудничестве» с блоками Дьенеша предлагаем создать город с дорогами, домами, мостиками и разыграть целую историю.
По-моему, получилась приличная картотека для домашнего использования, как вы считаете? Да и в ДОУ она нелишней будет. Конечно, упражнений и творческих задач со счетными палочками гораздо больше, но в более-менее читабельную статью всего не уместишь.
Если понравился материал – лайкайте и делитесь! Также жду новых подписчиков!
Сходства и различия с блоками Дьенеша
Часто палочки Кюизенера и блоки Дьенеша стоят рядом в числе методик по раннему развитию. Это не случайно, они в чем-то похожи. Обе методики используют наглядно-действенный материал, тренируют логическое мышление, развивают воображение. Они многофункциональны, ориентированы на детей разного возраста, просты в освоении.
Отличием блоков Дьенеша является дополнительный параметр различия материалов по толщине (тонкие и толстые) и по форме (круг, треугольник, квадрат). В цветных палочках Кюизенера присутствует признак отличия по длине в сантиметрах, а также большее количество цветов. У них есть возможность составлять примеры из цифр, с использованием математических знаков, иллюстрируя их примерами «цветного счета».
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это методики, представляющие собой демонстрационный материал, не противоречат одна другой, а прекрасно друг друга дополняют. Можно использовать два этих набора совместно. Это позволит дополнительно разнообразить занятия, придумывая все новые интересные задачи. Инновационный подход в образовании, призывает обучать, играя, чтобы информация запоминалась легко и естественно.
В чем сила обыкновенных палочек для счета?
Многие из вас, дорогие родители, забывают о самых простых и дешевых развивающих игрушках, которые, при желании, можно сделать из бросового материала. Самые примитивные приспособления могут дать ощутимую пользу ребенку, если ввести их в программу домашнего развития малыша. Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно, их цели гораздо масштабней:
- Развитие моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. О моторике я много писала уже, если интересно, найдите статьи на сайте. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.
- Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу.
- Разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.
- Выполняя задания с помощью цветных помощников, ребенок изучает цвет.
- Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
- И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь уж поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика.
- Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.
Какие лучше выбрать палочки? Вот, например, неплохие штучки я нашла в «УчМаге»:
- Счетные палочки и цифры, 72 элемента – деревянный наборчик в коробочке;
- Приятные на ощупьяркие счетные палочки в футляре – 50 шт.
- Очень неплохо иметь дома палочки Кюизенера – универсальный авторский материал, в комплекте есть элементы разного цвета и разной длины. Позже я расскажу, как играть и обучать деток с их помощью.
Плюсы и минусы
Любая дидактическая методика, разработанная для детей, имеет свои достоинства и недостатки, и чем больше положительных сторон, тем эффективнее идет процесс обучения. В процессе использования палочек Кюизенера также есть свои плюсы и минусы.
К положительным стоит отнести следующие моменты:
- возможность использовать дидактический материал с детьми разного возраста, меняя задания и усложняя их по необходимости;
- наличие большого количества схем, сценариев игр, альбомов, которые помогут легко освоить методику и научить ребенка математике;
- помимо работы над математикой, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие;
- благодаря разнообразию палочек ребенок может более полно ознакомиться с формами и цветами предметов.
Наличие такого количества положительных моментов позволяет утверждать, что Кюизенеру удалось найти наиболее оптимальное решение того, как быстро и интересно обучить детей математике.
Из недостатков можно выделить лишь тот факт, что работа со счетными палочками должна проводиться постоянно и системно, иначе добиться желаемого результата не получится.
Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят
Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:
Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи
Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
интеллект;
самостоятельность;
воображение и творческое мышление;
внимание;
интерес к исследованиям и познанию;
активность;
волю к победе;
целеустремленность;
настойчивость;
самостоятельность;
способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
сосредоточенность.
Описание
В настолке японского происхождения игре дети смогут потренировать сообразительность и ловкость рук. Палочки имеют совсем небольшой размер, так что участникам понадобиться отработанная моторика, чтобы выиграть. Простая механика игры не потребует много времени, чтобы освоиться в развлечении.
Точно установить когда именно появился первый набор уже невозможно: данных об этом не осталось. Известно, что игра названа в честь императоров Японии. Причем, не одного конкретного, а всех вместе. Раньше словом «Микадо» называли правителя страны, прежде, чем переняли у китайцев слово «тэнно».
Сегодня игра популярна по всему миру и продается во многих магазинах настольных развлечений. Форма и цвет палочек всегда похожи, а правила предусматривают несколько вариантов игрового процесса. Так игра остается актуальной даже спустя длительное время.
Палочки и коробка
Психологи рекомендуют
- Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
- Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
- Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.
Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму
Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно
Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное — просто.
Занимательные игры с палочками-выручалочками для дошкольников
Ниже я приведу схемы работы со счетным материалом Кюизенера, впрочем, и с обыкновенными спичками, зубочистками, палочками играем точно так же:
- Строим на столе лесенку из 10 элементов от меньшего к большему. Шагаем пальчиками по перекладинам и считаем туда и в обратном порядке;
- Теперь выкладываем лесенку с пропущенными элементами: ребеночек заполняет пробелы;
- Зеркальное отражение: взрослый выбирает элементы определенной длины, расцветки, укладывает их, а ребенок повторяет точно так же;
- Устные задания: выложи три красные палочки, уложи их в ряд, выложи дорожку, треугольник и т.д.;
- Запомни фигуру: взрослый конструирует нечто из палочек, предлагает малышу внимательно рассмотреть, отвернуться. Взрослый что-то меняет в конструкции, ребеночек называет, что и восстанавливает конструкцию;
- Шаблоны: взрослый выкладывает фигуру и просит добавить к шаблону еще 2 элемента, потом 3 и т.д.
- Короче-длиннее: работаем с цветными палочками. Взрослый берет палочку, например, красного цвета и предлагает малышу найти зеленую, но короче красной. По такому же принципу загадываем найти палочки с другим признаком.
- Больше-меньше: раскладываем на две неравные кучки палочки, просим назвать, где в какой кучке палочек больше (меньше);
- Просим взять 2 любых элемента, но не синих. Или найти 2 палочки одинакового цвета, но разного размера;
- 38 попугаев: измеряем короткими палочками длину машинки, стола. Выясняем, сколько коротеньких палочек «помещается» в длинной и т.п.;
- Справа-слева: найди самую короткую и самую длинную палочки, положи их так, чтобы длинная была справа, а короткая – слева (впереди-сзади, вверху-внизу и т.п.);
- Делаем лесенку и предлагаем ребенку добавить элементы, чтобы получились квадраты или прямоугольники;
- Дети в подготовительной группе готовы к таким заданиям: найди с закрытыми глазами две палочки одинаковой длины, положи их на стол рядом. Если достаточно уделять времени с младшего возраста играм с палочками Кюизенера, то ребенок сможет даже находить палочки определенного цвета с закрытыми глазами. Дело в том, что эти палочки группированы по размеру и цвету.
Как начать использовать счетные палочки в забавках?
Есть два этапа работы с этим простым материалом – начальный, когда яркие гладкие штучки используются как игровой инструмент. А второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.
В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Хорошо бы проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков. Затем набираем в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и высший пилотаж – обеими ручками.
Наигрались, приступаем к геометрическому конструированию. Выкладывание, в том числе, счетного материала Кюизенера, является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию:
- Выкладывание геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. С материалом Кюизенера играть еще интересней, там палочки крупные, из них можно строить объемные фигуры.
- Выкладывание по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.
А в сочетании с логическими блоками Дьенеша у ребенка может получиться выложить что угодно, поскольку эти блоки представляют собой геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник двух размеров и двух видов толщин идеально для детей дошкольного возраста, которые знакомятся с геометрией.
Кстати, если вы заинтересовались методическим материалом Дьенеша и Кюизенера, предлагаю такую литературу:
- «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша» – здесь даны рекомендации, как работать с этими методиками, а также примерные конспекты занятий;
- «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера» – это уникальное пособие, здесь есть дидактические материалы на логико-математическое развитие дошкольников;
- «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет» – описываются 24 занятия в старшей группе по логике и математике.
Почему так важно развивать моторику
В первую очередь умение обращаться со своим телом ребенку понадобится для выполнения повседневных задач. Ловкость рук позволит не понять все подряд и быстрее учиться обращаться с предметами, механика которых незнакома. Например, ребенку будет проще освоить игру на музыкальных предметах (гитара, фортепиано и т.д.), печать на клавиатуре, рисование и создание скульптур. Таких областей множество.
Что еще почитать: Эрудит — настольная игра для любознательных
Учеными установлено, что между моторикой и развитием речи у детей есть прямая взаимосвязь. Чем лучше она развита, тем проще ребенку будет осваивать язык (родной или иностранный) и расширять словарный запас
В том числе, мелкая моторика влияет на внимание и память. Дети, развивающие ее, лучше учатся в школе и имеют больший успех в хобби
Иногда ребенка бывает сложно заинтересовать полезными занятиями. Большинство способов развития моторики выглядят достаточно скучно для ребенка, поэтому всегда откладывается «на потом». Психологи рекомендуют приобретать развивающие игры, которые заинтересуют ребенка и позволят тренировать мелкую моторику в игровой форме. К примеру, таким развлечение может стать набор Микадо.
Позволят тренировать мелкую моторику в игровой форме
- https://www.mosigra.ru/Face/Show/mikado/
- https://nastolkoff.ru/razvivayushhie-igry/nastolnaya-igra-mikado
- http://liliya-vasilevskaya.ru/igra-mikado-pravila/
- https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%BE
Как начать использовать счетные палочки в забавках?
Есть два этапа работы с этим простым материалом – начальный, когда яркие гладкие штучки используются как игровой инструмент. А второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.
В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Хорошо бы проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков. Затем набираем в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и высший пилотаж – обеими ручками.
Наигрались, приступаем к геометрическому конструированию. Выкладывание, в том числе, счетного материала Кюизенера, является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию:
- Выкладывание геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. С материалом Кюизенера играть еще интересней, там палочки крупные, из них можно строить объемные фигуры.
- Выкладывание по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.
А в сочетании с логическими блоками Дьенеша у ребенка может получиться выложить что угодно, поскольку эти блоки представляют собой геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник двух размеров и двух видов толщин идеально для детей дошкольного возраста, которые знакомятся с геометрией.
Кстати, если вы заинтересовались методическим материалом Дьенеша и Кюизенера, предлагаю такую литературу:
-
«Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша»
– здесь даны рекомендации, как работать с этими методиками, а также примерные конспекты занятий;
-
«Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера»
– это уникальное пособие, здесь есть дидактические материалы на логико-математическое развитие дошкольников;
-
«Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет»
– описываются 24 занятия в старшей группе по логике и математике.