Каким должен быть режим дня для детей дошкольного возраста?

Содержание:

Гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры ребёнка годовалого возраста включают:

Умывания. Умывать кроху следует утром после пробуждения. Используйте тёплую воду, не допускайте её попадания в глаза

Обильно смачивайте руку и осторожно проводите ею по лицу малыша
Важно, чтобы процедура была комфортной, иначе ребёнок будет бояться умываний и наотрез отказываться от них.
Чистку зубов. Такую процедуру следует начинать проводить после появления первых зубок
Используйте мягкую силиконовую щётку (есть варианты, надеваемые на палец родителя), специальную детскую пасту

Чистки проводятся утром и вечером.
Мытьё рук. Ручки нужно мыть после прихода с улицы с использованием мыла. Перед приёмами пищи достаточно мытья проточной водой.
Купание. Купайте малыша в детской ванночке или во взрослой в специальном сидении. Поддерживайте оптимальную температуру воды – около 37-37,5 градусов. Предлагайте водные игры с резиновыми игрушками.

Распорядок дня школьника: школа и дом

Когда ребенок идет в первый класс, его жизнь меняется кардинально. Именно сейчас те навыки и полезные привычки, которые уже выработались благодаря вашей усердной работе, станут очень важными и полезными. Ребенок, который уже привык ложиться и вставать примерно в одно и то же время, будет полным сил, желания и энергии, и хорошо проведет время в школе.

Оптимальный режим дня для школьника:

подъем за один час до выхода из дома. Научите малыша вставать сразу, не привыкайте к маленьким поблажкам «еще пять минуток», это плохо сказывается на самочувствии ребенка;

все утренние процедуры проводятся быстро, полуавтоматически: умывание, зарядка, чистим зубы, одеваемся, готовимся позавтракать;

завтрак должен занимать минимум 15-20 минут, учтите это при планировании дня;

выходить в школу нужно примерно в одно время, чтобы успеть на урок.

После занятий многие дети остаются в школе на группу продленного дня. Если же ваш малыш идет домой, обязательно позаботьтесь о полноценном обеде сразу по приходу ребенка. Только после этого можно планировать активные занятия, игры, кружки или секции.

До 17 часов ребенок может отдыхать, заниматься своими делами, или делать уроки. Не нужно заставлять малыша сразу садиться делать домашнее задание, пусть отдохнет. Но откладывать это дольше, чем к 18 часам вечера

Это важно не только с точки зрения самодисциплины, но и с точки зрения здоровья ребенка

Около восьми вечера малыш должен поужинать, и не позже 21.30 готовиться ко сну. Хороший, полноценный и здоровый сон – залог правильного и гармоничного развития ребенка в этот непростой период его жизни.

Влияние режима дня на здоровье детей и их воспитание

Каждый организм имеет свой биологический ритм и подчинен смене дня и ночи. Поэтому периоды бодрствования сменяются часами для сна. Полноценный сон содействует:

  1. Восстановлению всех систем организма.
  2. Переработке и сохранению полученной информации.
  3. Активации Т-лимфоцитов, которые восстанавливают иммунитет.

Норма продолжительности дневного и ночного сна зависит от возраста ребенка. Частое недосыпание приводит к нарушению работы ЦНС, а значит к капризам и плохому настроению.

Часто дети отказываются идти спать, так как хотят еще поиграть, почитать, посмотреть телевизор и т.д. Если ребенок привык ложиться в определенное время, то ему не придет в голову капризничать, чтобы не отправляться в кровать.

Во время бодрствования дети взаимодействуют с окружающей средой. Этот процесс сопровождается активной деятельностью коры больших полушарий и подкорковых отделов головного мозга. Когда ребенок выполняет определенную деятельность, у него задействованы только отдельные участки коры головного мозга (КГМ). Остальные «отдыхают».

При смене занятия зона возбудимости перемещается на другой участок. Таким образом, чередование разных видов деятельности предотвращает истощение нервной системы и обеспечивает высокую работоспособность и бодрость в течение всего дня.

В течение суток повышенная работоспособность сменяется на часы упадка сил и энергии. Знание этих периодов помогает эффективно спланировать время для занятий и отдыха. Наивысшая активность КГМ наблюдается у детей утром в 8.00-12.00 и вечером в 16.00-18.00. Это время надо отвести для интеллектуальной деятельности.

Наилучшим видом активного отдыха считается прогулка на свежем воздухе. Она содействует:

  1. Повышению оксигенации крови.
  2. Восполнению ультрафиолетовой недостаточности.
  3. Закаливанию организма.
  4. Увеличению двигательной активности.

Отсутствие прогулок в распорядке дня может привести к дефициту витамина Д в организме, ухудшению мозговой деятельности, нарушению сна и гиподинамии.

Кроме этого, режим дает возможность детям в естественном темпе выполнять различные действия. Ребенка не нужно уговаривать идти чистить зубы, подгонять за обедом или во время сборов на улицу. Все происходит вовремя и без конфликтов.

Кормление грудничка и строгость режима?

Если в вопросах сна строгость режима может быть и оправдана, то вот в вопросах кормления грудничка, особенно в периоде новорожденности и первые месяцы, она может привести к проблемам с грудным вскармливанием и вызвать недостаточность молока. Кроме того, есть медлительные дети, которые не успевают за режимные 15 минут кормления грудничка насытиться, а прикладывать их раз в три часа — это слишком редко, и они остаются голодными.

Когда мамы стремятся практиковать режимное кормление грудничка и соблюдать строгий режим дня, в большинстве случаев это приводит к постоянным крикам и беспокойству ребенка, которому навязывают неудобный для него ритм. Кроме того, сама мама находится из-за расстройства ребенка в постоянном стрессе — что приводит к нарушению ее самочувствия и настроения. От такого «режима» страдают все — малыш, мама и вся семья. Поэтому кормление грудничка на сегодня производится только по требованию, никаких жестких временных рамок!

Режим дня в детском саду

Подходит время отдавать ребенка в детский садик. Как подготовить его, чтобы адаптация прошла наиболее успешно? Помимо психологической подготовки, ребенка надо подготовить физически. А именно: постепенно приучить к режиму, именно режиму детского сада. 

В разных садах и даже в разных группах одного сада режим может отличаться, но основа его такова:
7.00 — 8.30 — Прием детей 
8.10 — Зарядка
8.30 — Завтрак 
9.00-10.00 — Занятия 
10.30-11.30 — Прогулка 
12.00 — Обед 
12.30-15.00 – Дневной сон
15.30 — Полдник 
16.00-17.00 — Занятия  
17.00 — Ужин 
17.30 — Прогулка 
17.30-19.00 – Домой

В режиме дня не указано время для игр. Играют ребятишки в свободное время: до зарядки, до и после занятий, на прогулке. Если на улице холодно, то вместо прогулки. Кроме того все занятия проходят в игровой форме.
Прием пищи: завтрак, обед, полдник и ужин – во всех садиках примерно в одно время. В некоторых садиках, особенно частных, есть еще второй или витаминизированный завтрак – это когда детям дают фрукты или соки.

Меню примерно такое: 
Завтрак: каша/омлет/запеканка, чай/какао с молоком, бутерброд с маслом/сыром.
Обед: первое, второе, салат/овощи, сок/кисель/морс/компот, хлеб.
Полдник: сдоба/фрукты/йогурт/сок/молоко/кисломолочные продукты.
Ужин: творог/каша/блинчики/оладьи/запеканка/рыбное блюдо, чай.

Дневной сон: в зависимости от возраста может быть 2-3 часа. Если ребенок не спит днем, то он просто лежит отдыхает.
В течении дня, обычно, 2 прогулки длительностью около 1 часа в зависимости от возраста детей и от погоды: утром перед обедом и вечером после ужина.

Каждый сад работает по какой-либо из развивающих программ. Любая программа включает в себя развивающие занятия по следующим направлениям: 
— развитие речи 
— формирование элементарных математических навыков 
— изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование) 
— физическое развитие 
— развитие игровой деятельности 
— формирование естественнонаучного мышления 
— музыкальное развитие и др.

На время занятий иногда делят группу пополам: одна половина занимается, другая играет, потом наоборот. Если же занятие проходит сразу у всех, то, оно может длиться не час, а минут 20-30, может быть с перерывами, чтобы дети не утомились.
Чем старше дети, тем насыщеннее, длиннее и чаще у них проходят занятия, тем дольше они гуляют, меньше спят, быстрее подготавливаются к выходу на прогулку, к приему пищи, ко сну. 

01.04.2010

Причины, по которым сон ребенка может ухудшиться

Нарушения сна в этом возрасте могут носить поведенческий характер. Давайте разберем, с какими проблемами вы можете столкнуться.

1. Малыш отказывается от одного из дневных снов.

Большинство годовалых детей еще не готовы к переходу на один сон, так как потребности во сне у них  пока велики. 

Если один из снов не состоялся, делайте уход в ночь раньше, чтобы не допустить накопления усталости.

Если малыш не засыпает во время второго дневного сна, ограничьте утренний сон часом. Или же сместите начало обеденного сна на чуть более позднее время. Этот сон не нужно ограничивать. 

2. Кроха осваивает новые навыки

Малыш учится ходить, понимает, что может подняться в кроватке сам, держась за борт,  или активно начинает говорить. 

Порой для малыша новый навык становится настолько волнительным, что возникают проблемы со сном и поведением. Например, ребенок начинает переживать сепарационную тревогу, особенно во время ночного укладывания. Или отрабатывать подъемы в кроватке вместо того, чтобы спать. 

В этому случае предоставьте ребенку  возможность во время бодрствования практиковать новый навык. Через неделю-две он привыкнет к нему и сон улучшится. 

В результате даже многие 12-месячные дети часто просыпаются по ночам, спят короткие сны днем и засыпают только при обязательном присутствии мамы.

Выявите негативную ассоциацию со сном и научите малыша расслабляться и засыпать самостоятельно. При необходимости обратитесь к консультанту по детскому сну. 

4. Ребенок плохо спит из-за неподходящих условий сна

Ему мешают слишком теплая пижама, высокая/низкая температура в комнате, недостаточная темнота или влажность, неудобный матрас в кроватке, шум во время сна.

Пересмотрите условия сна и измените их при необходимости.

5.   Малыш реагирует на перемены в семье.

Любые отклонения от привычного режима могут сказаться на сне ребенка: скорое появление второго малыша, переезд в новый дом, появление няни.

Заранее подготовьте своего ребенка к важным изменениям в семье, чтобы они не расстроили привычный распорядок дня.

6.  Ребенок просыпается из-за голода.

Такое бывает, если малыш недостаточно ел днем или его питание не сбалансировано. В этом возрасте дети часто отвлекаются во время кормления и могут недоедать. Им интереснее изучать все вокруг и играть с игрушками, чем сидеть в стульчике для кормления. 

Давайте разберемся, как установить подходящий режим кормления в 12 месяцев.

Смотрите также

Когда полезно спать на животе

Когда малыш бодрствует, то он, находясь на животике, развивает мышцы спины, шеи и тазобедренные суставы, подготавливаясь к ползанию и ходьбе.

Во многих случаях позиция, лежа на животе, является не вредной, а полезной и даже необходимой для ребенка и во время сна:

  1. У детей, страдающих от желудочных колик, облегчается процесс пищеварения, улучшается отход газов, уменьшаются болевые ощущения;
  2. Малыши избавляются от проблемы деформации затылка.

Важно! Спать на животе, несмотря на риски, связанные с СВДС, необходимо при некоторых заболеваниях и состояниях. Вот почему педиатры даже рекомендуют это делать с соблюдением мер безопасности в следующих случаях:

Вот почему педиатры даже рекомендуют это делать с соблюдением мер безопасности в следующих случаях:

  1. Для недоношенных детей позиция на животике помогает легче насыщать кровь кислородом;
  2. У грудничков с синдромом Пьера Робена (врожденной патологией челюстно-лицевой области) позиция на спине увеличивает риск фатальной обструкции дыхательных путей;
  3. Спать на животе необходимо при врожденной дисплазии тазобедренного сустава и частых и обильных срыгиваниях, особенно, если они переходят в рвоту.

Правило 1. Формируйте учебную мотивацию

Ребенок должен осознавать статус школьника и стараться ему соответствовать. Однако само слово «должен» нужно использовать как можно реже, чтобы не пугать будущего школьника ответственностью. Поддерживайте позитивный настрой на учебную деятельность. В подготовке к школе нет мелочей.

Школьный шопинг осуществляйте вместе с детьми, давайте советы, убеждайте, но не навязывайте свое мнение:

— одежда должна быть удобной для самостоятельного надевания и движения, строгой, но с элементами «детских» деталей;

— портфель ребенок выбирает сам, но важно учесть особенности детского телосложения и удобство использования;

— выбирая школьные принадлежности, сделайте акцент на качество, но исключите возможность игровых действий с ними.

Разделяйте детские эмоции относительно школы, проявляйте искреннюю заинтересованность в детских суждениях, рассказывайте о своих успехах и трудностях.

Настраивайте ребенка на труд и успешность.

Мы подготовили мамам первоклассников 10 рекомендаций, которые сделают адаптацию ребенка к школе максимально сложной.

Правило 2. Разрешайте ребенку играть

Весь дошкольный период игра была ведущим видом деятельности. Не думайте, что первого сентября учебная деятельность автоматически станет ведущей. Первый класс является переходным этапом к новому большому периоду жизни. При этом сложности адаптации будут в той или иной степени переживаться всеми детьми. Игра становится защитой от новых требований. В ней, как в домике, ребенку привычно и комфортно.

Разрешайте ребенку играть, переводите в игру сложные задания и ситуации, но не переусердствуйте. Первоклассник должен знать, что игре нужно посвящать время, свободное от основных нагрузок — уроков и выполнения домашних заданий.

Уход от игры должен быть постепенным. Не стыдите своего ребенка за игру. Не запрещайте играть. Помните, кто не наигрался в детстве, будет играть всю жизнь.

Правило 3. Учите ребенка дружить

Доброжелательные отношения со сверстниками — залог успешной адаптации к школьному обучению

Важно настраивать ребенка на позитивное общение с одноклассниками:. — не позволяйте себе негативных (критических, насмешливых) высказываний в адрес сверстников;

— не позволяйте себе негативных (критических, насмешливых) высказываний в адрес сверстников;

— не отстраняйте ребенка от общих дел и совместной деятельности;

— не ограничивайте круг общения;

— формируйте уважение к чужим успехам, учите радоваться и огорчаться за других.

Психологический комфорт младшего школьника во многом зависит от характера отношений со сверстниками.

Правило 4. Соблюдайте режим дня

Рациональное распределение труда и отдыха поможет сохранить не только работоспособность, но и здоровье детей. Учитывайте следующее:

— Не перегружайте ребенка дополнительными нагрузками. Включение в творческую деятельность лучше планировать со второго класса, либо начать до поступления в школу. Адаптация сразу к нескольким коллективам пагубно скажется на нервной системе.

— Чередуйте время труда и отдыха. Помните, что после школьных уроков первоклассник должен отдохнуть, поэтому выполнение домашних заданий планируйте на вечер, но не перед сном.

— Время сна зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Следите, чтобы ребенок действительно отдыхал ночью.

— Разрешайте незначительные отступления от строгого режима в некоторых ситуациях.

Правило 5. Берегите здоровье детей

Проблемы со здоровьем приводят к пропускам уроков, а после болезни ребенок начинает активно заниматься, что приводит к переутомлению, снижению иммунитета и новым психосоматическим проблемам.

Сохранить детское здоровье помогут простые советы:

1. Выбирайте одежду для ребенка по погоде и из натуральных тканей, чтобы не создавать парникового эффекта и исключить переохлаждение.

2. Обеспечьте ребенка горячим питанием.

3. Принимайте витамины, проводите закаливание, обеспечьте профилактику инфекций.

4. Чаще бывайте на свежем воздухе, старайтесь больше ходить пешком.

5. Дозируйте учебную нагрузку после болезни, исключите переутомление.

Здоровье ребенка важнее школьных отметок.

Первый класс — основа всей школьной жизни. Будущее первоклассника во многом определяется взрослыми. Помогите своим детям адаптироваться к школьной жизни. Будьте рядом. Верьте в своего первоклассника, и он будет верить в себя.

Трудности и адаптация к школе. Как помочь первокласснику?

Потребуется немало усилий и времени, чтобы ребенок адаптировался к школе и понял, что такое быть учеником, быть первоклассником.

Советы профессионалов

При составлении и соблюдении распорядка дня следует не только основываться на своём опыте, но и прислушиваться к рекомендациям специалистов. Это поможет избежать большинства ошибок и снизить негативное воздействие на дошкольника. Родителям необходимо придерживаться следующих советов:

Важно избегать нарушений продолжительности сна, иначе ребёнок плохо отдохнёт и будет менее активен на протяжении всего дня.

Рекомендуется соблюдать длительность и периодичность прогулок. Это поможет укрепить иммунитет и избежать вирусных заболеваний.
Необходимо будить ребёнка в одно и то же время

При этом запрещается делать так, чтобы он резко поднимался с кровати, поскольку это способно привести к ухудшению состояния его здоровья. Оптимальным вариантом будет медленное пробуждение в течение 3—5 минут.
Кормить малыша следует не менее 4 раз в день. Если этого не делать, то растущий организм будет недополучать полезные витамины и микроэлементы.
Завтрак следует давать на протяжении одного часа после пробуждения, а ужин — за полтора часа до ночного сна.
Интервалы между приёмами пищи не должны быть меньше 3 часов, иначе ребёнок будет переедать, а это негативно скажется на состоянии его пищеварительной системы.
Следует выделять достаточное количество времени на приём пищи. Это поможет ребёнку тщательно пережёвывать еду, что ускорит процесс пищеварения и усвоения полезных веществ.
Во время составления распорядка дня необходимо предусматривать ежедневные прогулки в течение 6 часов. В зимнее время продолжительность нахождения на свежем воздухе следует сократить до 4 часов.
Важно учитывать возрастные особенности и способности ребёнка перед тем, как предлагать ему выполнить то или иное действие.
С ребёнком нужно заниматься несколько часов в день. Этого времени будет достаточно, чтобы он до поступления в школу научился писать, читать и считать. Такая подготовка поможет ему быстрей адаптироваться к учебному процессу и получать хорошие оценки.

https://youtube.com/watch?v=7R5RCn90sNI

Режим дня дошкольника — это составленный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены в определённый период суток. С его помощью можно правильно организовать учебный процесс, а также оставить достаточное количество времени для игр и прочих детских увлечений.

Режим или свобода?

В каждой стране свое отношение к режиму. Например, в Голландии детишек укладывают спать примерно в 7 вечера, индийцы только к 22:00 завершают свою вечернюю трапезу, а в Бразилии и вовсе ребенок может «пировать» с родителями до часу ночи. И все же, согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше.

Исследования показывают, что четкий и строгий режим не влияет на успехи ребенка в школе. Но зато он увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.

  • Новые доводы в пользу режима были опубликованы в исследовании британских ученых (Millennium Cohort Study). В опросе приняли участие около 10 000 малышей и их матерей, и на каждом возрастном этапе — 3, 5 и 7 лет — результаты оказались схожими: дети, которые ложились поздно и/или не следовали режиму, были более раздражительными и зачастую гиперактивными, а те, кто ложились спать по четкому графику, оказались куда более спокойными и социально адаптированными. При этом, если в 3 года режим отсутствовал, но вводился в более позднем возрасте, поведение ребенка неизменно улучшалось.
  • В наши дни часто можно встретить родителей, которые регулярно ходят поздно вечером в гости с детьми младшего возраста. Плюсы такой ситуации совершенно очевидны: мама и папа не страдают от изоляции и ведут насыщенную жизнь, а дети привыкают к общению с разными людьми и получают новые впечатления. Кроме того, свободный график позволяет подстроиться под индивидуальные особенности ребенка: кому-то требуется больше времени на сон, кому-то — меньше.
  • Какой бы вольнодумной идея свободного режима ни казалась строгим родителям, на самом деле практически все дети вырабатывают свой определенный график уже в первые недели жизни. Родители, придерживающиеся философии свободного режима, просто следуют естественным биоритмам малыша, а не устанавливают для него строгий график сна и приема пищи. Взрослые в этом случае приучаются быть внимательными к потребностям ребенка, вовремя улавливая смены его настроения и самочувствия и реагируя на них.
  • Официальной нормы сна не существует, вы легко можете сами определить ее для своего ребенка, если позволите ему спать утром и днем столько, сколько ему захочется. Многие врачи утверждают, что такая норма для малыша от года до 4 лет составляет в среднем 12 – 14 часов в день, хотя, конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

В случае со строгим режимом проблема заключается в том, что рано или поздно каждый второй-третий малыш, живущий по такому графику, решает взбунтоваться. Это реальная статистика, которую приводят западные специалисты по проблемам сна.

Нормы сна

Для нормального физического и психического развития годовалого ребенка важен полноценный сон, как дневной, так и ночной. Нельзя убирать дневной сон, поскольку это приведет к переутомлению ребенка и серьезно подорвет уровень его здоровья.

Итак давайте разберемся с нормами сна после года.

Время бодрствования  у годовалого ребенка = 4-5 часов;

  • В это время ребенок много двигается, способен выполнять различные просьбы взрослых и сам может выразить свои пожелания в игре, осваивает первые навыки по самообслуживанию, проявляет любознательность;
  • Ребенок ни минуты не сидит спокойно, а иногда противится и упрямится, как правильно реагировать на непослушание подросшего ребенка смотрите в курсе Послушание без криков и угроз>>>
  • Все игры, прогулки, обучающие и развивающие занятия планируйте на первую половину времени бодрствования.

Сколько должен спать годовалый ребенок?

Суточная норма сна для ребенка —  12-13 часов.

При этом на ночной сон уходит: 10-11 часов

На дневной сон: 2-3 часа

Нет ничего страшного, если режим дня вашего ребенка отличается на +- 1 час в любую сторону. Наблюдайте за поведением и самочувствием ребенка. Можно сказать, что поводов для волнения нет, если ребенок:

  1. Спокойный и уравновешенный;
  2. Бодрый и жизнерадостный;
  3. Умеет концентрироваться на своих действиях;
  4. Имеет хороший аппетит;
  5. Легко и без проблем укладывается спать и просыпается.

В таком случае малыш спит меньше или больше положенного просто потому, что так ему хочется.

Однако, если ребенок спит довольно много, около 16 – 17 часов в сутки, то это должно насторожить вас. Возможно, что ребенок испытывает недомогание, которое скоро проявится другими симптомами.

Сколько раз спит днем ребенок в 1 год?

  • 1 год – это самый ранний возраст, когда ребенок  может уменьшать количество дневных снов с 2 до 1;
  • До этого момента дети обычно спят дважды в день по 1 – 1,5 часа каждый раз. Теперь же малыш начинает переходить на одноразовый дневной сон. При этом время сна может увеличиться до 2-3 часов;
  • Переход на 1 сон сильно зависит от режима дня ребенка, а именно, от времени утреннего пробуждения:

Если он встает в 6 часов, то выдержать без сна до обеденного времени у него вряд ли получится (Прочитайте в статье о том, как правильно кормить ребенка>>>). В таком случае ребенок ложиться спать в 10-11 часов дня и естественно захочет спать еще раз (где-то в 16 часов вечера).

При таком графике не нужно давать спать ребенку дольше 1 часа, иначе будет очень поздним укладывание на ночной сон.

Для детей с биоритмом «совы» возможен другой график. Они просыпаются ближе к 8 часам, и их дневной сон начинается примерно в час дня. В таком случае малыши спят почти 2-3 часа. Этого времени им хватает, чтобы дотянуть до ночного засыпания. Такой режим более гармоничный, простой и легкий для мамы. Но ожидать его можно лишь  к 1 г.3 месяцам.

Если бы вы спросили меня: сколько должен спать ребенок 1,3 года, то самым оптимальным будет режим с 1 дневным сном, который длится 1,5-3 часа и затем укладывается в ночь в районе 19-21 часа.

Сколько спит ночью

  1. Ночной сон ребенка в возрасте 1 года должен длиться 10 – 11 часов;
  2. Идеально, если время укладывания на ночной сон будет до 21-00. Это обеспечит более крепкий сон и полноценный ночной отдых;
  3. При двухразовом дневном отдыхе  режим может смещаться и укладывание становится более поздним. В любом случае, до 22-00 ребенок должен уже спать;

Многие родители пытаются воспитывать ребенка на равных позициях, и бывает, что на часах 23, 24, а то и час ночи – а ребенок вовсю бегает, играет и веселится. Так происходит у моих соседей сверху, и каждый раз мне очень жаль ребенка, ведь наиболее полноценный и восстанавливающий сон происходит с 21-00 до 1 часа ночи.

Если ребенок засыпает сам, то ночью бывает 1-2 пробуждения (могут быть ночи и без пробуждений, но по опыту своей работы, могу сказать, что это большая редкость)

У ночных пробуждений всегда есть свои причины:

  • ночные страхи;
  • скрежет зубами у малыша, если это проблема вашего малыша, обязательно прочитайте статью Почему ребенок скрипит зубами во сне?>>>
  • неподходящие условия для сна (душно, жарко, шумно и т.д.);
  • желание сходить в туалет;
  • голод;
  • неумение заснуть дальше самостоятельно.

Ругать ребенка за то, что он не спит ни в коем случае нельзя! Разбираться с причинами частых ночных пробуждений нужно и это задача мамы.

Если ребенок засыпает только с грудью или с укачиваниями, то ночью может быть очень много ночных пробуждений: от 3-х до 15-ти.  Это ситуация, которая требует коррекции и детального разбора, который вы можете провести в рамках большого курса по сну ребенка: Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>

Из чего состоит режим дня новорожденного

В первый месяц жизни, который и считается периодом новорожденности, младенец  достаточно часто кушает и много спит. Именно эти два элемента – кормление и сон – ложатся в основу режима дня новорожденного. Плюс прогулки и купание, которые тоже желательно привязать к определенному времени.

•    Кормления. При естественном вскармливании в первые недели жизни рекомендуется кормление по требованию – то есть, когда малыш просит грудь, он ее получает. Кажется, что с режимом дня такой подход практически не совместим. Это не совсем так. Действительно, кормление по требованию необходимо, и отказывать в нем новорожденному не стоит: частое прикладывание повышает выработку грудного молока, да и младенцу иногда просто необходима мамина близость. Однако, педиатры отмечают, что большинство здоровых малышей постепенно, в течение первых двух-трех недель, выходят на кормление с определенным интервалом, как правило, это 2,5 – 3 часа. Вот первая опорная точка для выстраивания режима дня.

При искусственном или смешанном вскармливании интервал между кормлениями устанавливается более строго. Если грудное молоко усваивается быстро и практически полностью, то для переваривания адаптированной детской молочной смеси требуется определенное время. В первый месяц жизни малыш-искусственник получает смесь каждые 3-3,5 часа, и здесь отклонения не допустимы. А значит, и режим кормлений выстраивается сам собой.

•    Сон. Новорожденный может в общей сложности спать до 20 часов в сутки. Малыш, как правило, засыпает после каждого кормления. Но вот долгий сон в этом возрасте невозможен. Каждые 2-3 часа ребенок просыпается, чтобы поесть. А значит и ночью маме вряд ли удастся хорошо поспать. В идеале ребенок постепенно может выйти на 6-тичасовой ночной сон. Но этот идеал в большинстве случаев оказывается недостижим в первый месяц жизни. И если новорожденный ночью просыпается и просит грудь, его необходимо покормить – ребенок не должен голодать

А во время одного из дневных снов малыша важно предусмотреть время для отдыха мамы

•    Прогулки. Сколько раз в день и как долго гулять с новорожденным – во многом это зависит от времени года. Соответственно корректируется и распорядок дня.

  Летом, ранней осенью, теплой весной начинать прогулки можно уже в недельном возрасте, то есть почти сразу после выписки из родильного дома. В жаркую погоду выходить на улицу рекомендуется с утра, до 11 часов, пока температура воздуха не слишком высокая. Желательно, чтобы в день было две прогулки.  Лучшее время для второй — после 16 часов, когда дневная жара спадает.

Зимой или поздней осенью доктора советуют после выписки сначала адаптироваться недельку дома и только потом начинать гулять с новорожденным. К низкой температуре нужно привыкать постепенно, а в сильные холода следует вообще воздержаться от выхода на улицу с малышом. Если на столбике термометра не ниже минус 3-5 градусов, можно выйти сначала на 15 минут, в следующий раз на 20, и так постепенно увеличивать время прогулки.

Во время пребывания на улице малыши нагуливают аппетит. Кроме того, на свежем воздухе в коляске младенцы обычно хорошо спят. Если никак не удается уложить ребенка дома, прогулка часто становится  настоящим спасением.

•      Купание. Это не только гигиеническая процедура, но и очень важный элемент закаливания. Здоровых доношенных детей начинают купать после того, как зажила пупочная ранка. Делать это следует ежедневно. В первое время продолжительность купания минимальная – всего 5-7 минут, постепенно к месячному возрасту длительность водных процедур увеличивается до 15 минут.  Оптимальная температура воды равна температуре тела —  36-37 градусов.  Один раз в неделю малыша моют детским мылом. Чаще всего в режиме дня время для купания отводится перед вечерним кормлением и ночным сном.

Питание

На седьмом месяце жизни все дети начинают получать прикорм. Малыши на ГВ начинают знакомство с кашами и фруктовыми пюре. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, знакомятся с мясом.

Во время еды, окрепший малыш упирается ножками в мамин живот, уверенно придерживает грудь и может пытаться ворочать головой, не выпуская грудь изо рта, доставляя дискомфорт. Чтобы снизить частоту поворотов головой, кормить ребенка рекомендуется в тихом помещении.

Прикорм

Введение прикорма требует осторожности и размеренности. Следует соблюдать некоторые правила, чтобы избежать трудностей

  • Новая пища вводится во второе утреннее кормление. Это делается для наблюдения за реакцией ребенка на новый продукт. Высыпания, нарушения стула и настроение ребенка говорят о необходимости временно прекратить введение нового продукта.
  • Объем нового продукта не должен превышать 1/3 чайной ложки.
  • Не нужно смешивать разные продукты на этапе знакомства. Если к одному виду продукта малыш уже адаптировался и успешно его ест, то можно предложить ему сутра попробовать новый продукт, а через кормление дать уже знакомый.
  • Новый продукт вводится минимум через 7 дней после предыдущего.
  • Наращивание объемов идет постепенное. В первый день можно дать 1/3 чайной ложки, во второй – ½ чайной ложки, третий — 1 чайную ложку, четвертый день – 2 чайные ложки. Постепенно объем доводится до возрастной нормы.
  • Перед началом прикорма необходима консультация педиатра. Он посоветует вам, с какого именно продукта начать.

Таблица введения прикорма

Вид продукта Искусственное вскармливание ГВ
Сок 3-4 мес. 5 мес.
Фруктовое пюре 4 мес. 5,5 мес.
Овощное пюре 4,5 мес. 5,5 мес.
Каша молочная 4,5 -5 мес. 5,5-6 мес.
Каша безмолочная 6 мес. 6 мес.
Мясное пюре 6 мес. 6 мес.
Творог 6 мес. 6 мес.
Сухари, печенье 7 мес. 7 мес.

Допустимо ли отступать от графика?

Можно переформулировать вопрос и спросить, можно ли взрослому человеку не спать по ночам. Очевидно, что разовое нарушение режима не является губительным, но систематическое нарушение графика сна приводит к печальным последствиям. В их числе могут оказаться кишечные расстройства, кожные заболевания, хроническая усталость.

У маленьких ребят нарушение сна вызывает более сильную реакцию. Если карапуз недостаточно поспал ночью, то в светлое время станет клевать носом. К тому же на первом периоде формирования режима отступления от графика приведут к сбою режима, из-за чего придётся создавать его заново. Постарайтесь, чтобы отклонения от графика не превышали 10-15 минут.

Помните, что режим является средством для достижения цели (здоровья и активности малыша), а не самоцелью!

На видео мама малыша рассказывает о режиме дня от 0 до 3 месяцев:

Желательно создать минимум примерный режим дня новорождённого до месяца. Это даст матери ценные минуты для домашней работы, для восстановления собственных сил. Для ребёнка польза будет заключаться в увеличении активности днём, укреплении иммунитета. Формировать график следует поэтапно, без резких рывков. Единичные отступления от графика не страшны, но нужно избегать систематического повторения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector