Как научить ребенка разделять слова на слоги в 1 классе
Содержание:
- Образование слогов
- Практическая необходимость слогоделения
- Не путайте открытый и закрытый слог
- Основные гласные диграфы. Таблица
- Виды слогов
- Как правильно делить слова на слоги?
- «Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
- Слог вида «гласная + r» (III тип)
- Открытые и закрытые слоги.
- Зачем ребенку нужно учиться разделять слова на слоги
- Понятие о слоге
- Что такое слог?
- Как стать гуру англоязычного произношения
- Что такое слог?
- Примеры
- «Старые» правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В
- Теории слога
- Урок русского языка для 1 класса на тему «Деление слов на слоги»
- Ответы на частые вопросы
Образование слогов
Слово состоит из звуков, причём эти звуки все разные. Самыми звучными являются гласные, которые на письме обозначаются буквами:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
Каждый гласный звук можно произнести на выдохе одним толчком воздуха. В силу своей звучности гласные являются слогообразующими. Они обладают способностью образовать слог в одиночку, например в начале многих слов:
- а-ир
- о-кно
- у-хо
- е-нот
- я-щик
Согласные звуки менее звучные. Они состоят из шума или из минимальной доли голоса и шума. Согласные присоединяются к гласным и вместе с ними образуют звуковой отрезок слова, который произносится на одном выдохе, — слог.
Произнесём слова по слогам:
- до-мик
- са-лат
- ру-ка
- ли-цо
- кры-са
Запомним!
Гласные являются слогообразующими в слове. Не бывает слога без гласного звука.
Практическая необходимость слогоделения
Слог в языке является минимальной фонетико-фонологической единицей. Она характеризуется наибольшей акустической (звуковой) слитностью входящих в него звуков. Данная единица получила такое название потому, что в смысловом словообразовании слог совершенно не имеет значения.
Читателю статьи, как человеку, которому русский язык приходится родным, будет легче освоить правила слогоделения в английском языке. Это потому, что выделение слогов в словах в обоих этих языках практически одинаково. Соответсвенно, каждый носитель русского языка может практиковаться в данной теме, используя принцип аналогии. Основной общий признак — это, конечно же, слогообразующие гласные (как учили в начальной школе: «сколько в слове гласных, столько и слогов…»).
Самому наилегчайшему способу «устного» разделения слов на слоги обучен практически каждый, прошедший начальную школу. Первый способ выглядит достаточно просто. При произношении определенного слова с каждым гласным звуком, встречающимся в нём, нужно хлопать. Далее нужно сосчитать, сколько было хлопков. Количество хлопков будет равно количеству слогов в слове. Другой метод куда проще выше описанного. Для того, чтобы сосчитать количество слогов в том или ином произнесенном слове, нужно поднести руку к подбородку. Сколько раз подбородок коснётся руки, столько и слогов в слове.
Не путайте открытый и закрытый слог
Открытый слог состоит из одной или нескольких букв и оканчивается на гласную.
Например:
Стра-на, Ю-ля, ка-ша.
Закрытые слоги оканчиваются на согласную букву или мягкий знак.
Например:
Кот, фрак, кар-ман.
Как правило, читать закрытые слоги детям сложнее. Чтобы упростить задачу, на первых порах можно делить слово только на открытые слоги, состоящие из одной или двух букв. С точки зрения русского языка это неверно, но такой прием поможет ребенку быстрее освоить слияние слогов и перейти к чтению слова целиком.
Кар-ман
Ка-р-ма-н
Если ребенок освоит только деление на закрытые слоги, он будет хуже понимать прочитанное.
Закрытые слоги: оз-ер-о;
Открытые слоги: о-зе-ро.
Существует множество методик чтения, одна из которых «Словолодочки». Данная методика строится на лодках — открытых слогах. Изучая сочетание согласной и гласной, ребенок начнет читать быстрее и с удовольствием.
Основные гласные диграфы. Таблица
Написание |
Произношение |
Примеры |
ai / ay |
bait, hay |
|
au / aw |
taunt, draw |
|
ea |
meat, deal |
|
bread, steady |
||
ee |
feed, reel |
|
ei |
feint, vein |
|
(после c) |
ceiling, receive |
|
eu / ew |
feud, strewn, jewel |
|
ie |
thief, priest |
|
oa |
coat, goal |
|
oi / oy |
coin, toy |
|
oo |
root, food |
|
(перед k) |
book, look + исключения good, room |
|
ou |
loud, noun |
|
soup, ghoul |
||
ow |
cow, howl |
|
know, low |
Эти сочетания гласных могут и не быть диграфами, тогда гласные будут относиться к разным слогам. В этом случае первая гласная читается как в открытом слоге, а вторая оказывается в безударном положении и дает звук . Например:
- lion
- diet
По правилу открытого слога иногда может произноситься и вторая буква сочетания:
- break
- great
- steak
Виды слогов
Слово может состоять из разного количества слогов — от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» – один слог, «сно-ви-де-ни-е» – пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.
Если в составе слова — более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие – безударными.
В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
- сом
- крот
- вальс
- брод
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
- ё-жик
- до-мик
- са-лат
- кро-лик
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
- во-рон
- ку-лон
- ко-рысть
- кла-ня-ться (-ться звучит как )
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е
Только непарные звонкие согласные в середине слова могут закрыть слог:
- ал-фа-вит
- строй-ка
- квар-тал
- лан-ды-ше-вый
- бе-сшум-ный
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- рей-ка
- хлопь-я
- отъ-езд
- подъ-ём-ный
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Как разделить слово на слоги при стечении согласных
Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).
В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.
Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.
Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): , , , , , , , , : май-ка, Сань-ка, ман-ка.
Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.
«Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
Слогораздел по «новым» правилам проходит в месте наибольшего спада звучности. В любом НЕначальном слоге звучность нарастает от начала слога к его вершине. Самые звучные — это гласные, затем идут по порядку сонорные, звонкие и шумные согласные. Последний слог может быть закрытым, то есть звучность в нем нарастает и спадает.
1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.
Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.• В середине слова закрытые слоги могут образовывать непарные звонкие согласные , , , , , , , , (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить . Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук ; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук . При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.
• если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер. Дело в том, что й по звучности считается близкой к гласным.
Слог вида «гласная + r» (III тип)
Особенности:
- Последние буквы слога: (согласная) + гласная + «r».
- В данном виде английского слога все звуки долгие и в транскрипции имеют особое обозначение в виде «:».
Примеры чтения третьего типа:
Буква «A» – barge – баржа, bazar – ярмарка-маскарад под восточный базар, guitar – гитара.
Буква «O» – pork — свинина, torque – крученое металлическое ожерелье, orc – орк.
Буква «E» – erne – орлан-белохвост, therm – единица теплоты, fern – папоротник.
Буква «I» – pirn – катушка, smirch –грязное пятно, kirn – праздник урожая.
Буква «Y» – myrrh – ароматическая смола, myrtle – мирт, Mr. Byrd – господин Бёрд.
Буква «U» – spur – шпора (на обуви), blur – пятно, concur – происходить одновременно.
Открытые и закрытые слоги.
- Открытые слоги заканчиваются на гласный: трава , гора , корова , молния , весна . Таких слогов большинство.
-
Закрытые слоги заканчиваются на согласный : дом , война , картуз , корпус, желтетьЗакрытые слоги встречаются
- в конце фонетического слова,
- в середине слова при стечении двух и более согласных:
- после ,
- после непарных по звонкости-глухости , , , , , , , , за которыми следует парный по звонкости-глухости согласный).
Слова могут состоять из одного открытого слога (да, бра), из двух или нескольких открытых слогов (ра-ма, во-ро-на), из одного или нескольких закрытых слогов (нет, лень, лен-тяй, мой-ка, кон-тей-нер), из открытых и закрытых слогов (при-рост, во-ди-тель).
Разбиение слова на слоги и количество слогов указываются при фонетическом разборе слова. Деление на слоги производится по фонетической транскрипции, а не по орфографической записи слова, так как слог — это фонетическая единица и характеризует звучащую речь.
Открытые слоги
Поскольку гласные звуки являются слогообразующими, они могут организовать слог в одиночку:
- а-дрес
- у-кор
- о-тсев
- и-рис
- э-ко-но-мить
Гласные образуют также слоги в сочетании с одним или несколькими согласными:
- ру-ка
- во-ро-та
- кла-до-ва-я
Причем обратим внимание, что гласный следует за согласным. В силу такой постпозиции гласного звука слог можно произносить достаточно долго, тянуть голосом или распевать. Такие слоги называют открытыми.Определение Открытые слоги — это слоги, которые заканчиваются гласными звуками.
Большинство слогов в словах русского языка являются открытыми. Если после гласного, образующего слог, идет согласный или группа шумных согласных, то они начинают уже следующий слог:
- о-чаг
- ра-бо-та
- ла-дно
- ко-стри-ще
- ру-ба-шка
Этому правилу слогораздела не подчиняются непарные звонкие согласные, обозначенные буквами «й», «л», «м», «н», «р».
И теперь нам пора узнать, что такое закрытые слоги в словах русского языка.
Закрытые слоги
Непарные звонкие согласные (сонорные) произносятся с известной долей шума и голоса. Они обладают способностью присоединиться к гласному звуку и закрыть слог в любой позиции в слове (в начале, в середине, в конце):
- ар-ба
- лей-ка
- рюм-ка
- кар-ман
- по-сыл-ка
- ман-да-рин
Обратим внимание, что за сонорным согласным следует звонкий или шумный согласный. И тогда слогораздел происходит между ними. Так образуются закрытые слоги.Определение Закрытые слоги — это слоги, в конце которых находится один или несколько согласных звуков.
Все согласные звуки в одиночку и в комбинации с другими согласными образуют закрытые слоги в конце слов:
- кисть
- по-клон
- у-рок
- по-езд
- те-ле-ви-зор
Мягкий и твердый знак не обозначают звука и принадлежат согласному, после которого они пишутся. Слогораздел в таких словах проходит после этих орфографических значков:
- друзь-я
- ля-гу-шачь-я (кожа)
- инъ-е-кци-я
Рассмотрим фонетический состав следующих слов и укажем в них открытые и закрытые слоги.
Примеры
- гроздь
- ша-лаш
- кро-вать
- изъ-ян
- объ-я-ти-е
- ва-силь-ки
- серь-ё-зный
Итак, каждое слово составляют открытые и закрытые слоги, на которые его можно разделить, если учесть фонетические особенности.
Зачем ребенку нужно учиться разделять слова на слоги
Такие школьные предметы, как родной язык и литературное чтение, неразрывно связаны между собой. Их изучение постепенно развивает навыки ученика: расширяет его словарный запас, дает возможность научиться грамотно писать, понятно излагать свои мысли, быстро читать текст и хорошо усваивать суть прочитанного. Конечно, процесс обучения занимает немало времени и предполагает последовательное прохождение нескольких этапов.
Так, когда ребята уже научились писать буквы и читать побуквенно, им предстоит освоить и послоговое чтение
Многие недооценивают важность этого этапа обучения, считая его всего лишь еще одной ступенью к пословному и фразовому воспроизведению текста. Но на самом деле умение делить предложенные слова на слоги существенно влияет не только на скорость чтения, но и на грамотность детей
Когда малыши записывают текст, они проговаривают его про себя, чтобы не допускать ошибок. Но проговаривание по буквам – это слишком долгий и трудоемкий процесс, который больше путает ученика, чем помогает ему писать грамотно. Поэтому педагоги начальной школы рекомендуют именно послоговое повторение.
Также умение разбивать на слоги необходимо для переноса на следующую строку, проведения звукобуквенного анализа, увеличения скорости воспроизведения текста. Все это делает данный этап одним из важнейших периодов обучения грамоте. Но почему же он так часто вызывает сложности у первоклассников?
Понятие о слоге
Когда мы говорим, наша речь состоит из предложений, предложения — из слов. Каждое слово складывается из звуков, которые выстроены в определённом порядке. Звуки речи составляют слово. В каждом слове звучат гласные и согласные. На письме они обозначаются соответствующими буквами. В русском языке различают гласные звуки:
Гласные звуки
а, о, у, и, ы, э
Гласный звук являются главным в слове. Он организует слог в одиночку или вместе с согласными звуками. Не может быть слога без гласного звука. К нему присоединяется один или несколько согласных и образуют слог. Например, гласный «а» в сочетании с согласным «б» образует слог «ба», а с гласным «у» — слог «бу», с гласным «о» — «бо» и т. д.
Характерным отличием слога является то, что он произносится одним толчком воздуха при выдохе. Убедимся в этом, если поднесём ладошку ко рту и произнесём слова по слогам:
- ру-ка
- го-ра
- ви-на
- ко-са
По составу слоги бывают разные. Их могут складывать как гласные звуки самостоятельно, так и в сочетании с одним или несколькими согласными.
Понаблюдаем:
- у-рок
- и-ней
- ка-мень
- кры-ло
Следовательно, в каждом слоге имеется только один гласный звук. Вокруг него группируются согласные и вместе с ним образуют слог,
Что такое слог?
Чтобы о чём-то сообщить или спросить, мы пользуемся словами, которые оформляются в законченную мысль — предложение. При разговоре слово произносится на выдохе. Струя выдыхаемого воздуха выходит изо рта не вся сразу, а небольшими толчками. Поднесём ладошку ко рту и убедимся, как это происходит. Произнесём слова:
- ла-па
- ро-са
- до-ро-га
При произношении каждое слово можно разделить на небольшие звуковые части- слоги, каждый из которых произносится на выдохе одним толчком.
Определение
Слог — это гласный или сочетание гласного с согласным, которые произносятся одним толчком воздуха.
Как же образуются слоги в слове? Из чего они состоят? Выясним это.
Как стать гуру англоязычного произношения
Записывайте речь на диктофон, чтобы выявить проблемные аспекты произношения, над которыми стоит поработать в дальнейшем.
Не спешите и следите за дыханием, так как скорость речи не всегда является показателем беглости и четкого проговаривания.
Закройте глаза и визуализируйте процесс создания звука в момент говорения.
Произношение — физический скилл, так как во время говорения на иностранном языке вы используется разные мышцы лица. По этой причине, всегда тренируйте звуки, которые не выходят.
Хорошее произношение — не просто освоение отдельных звуков
Уделяйте время интонации и ударению.
Практикуйтесь перед зеркалом, обращая внимание на позицию рта и языка.
Слушайте англоязычные подкасты, смотрите фильмы и повторяйте за носителями.
Проблемы с произношением сохраняются, потому что мы боимся совершить ошибки. Не бойтесь.
Практикуйте язык, когда находитесь одни в комфортной обстановке.
Найдите приятеля, изучающего язык, и обменивайтесь мнениями
Немного критики со стороны — полезная вещь.
Пойте любимые песни на английском, чувствуйте ритм и акценты интонации.
И, наконец, обязательно прочтите статью по правилам чтения английских гласных и согласных, чтобы наверняка стать мастером фонетики.
Что такое слог?
В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.
Определение
Фонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:
1. слог составляет один гласный звук:
- а-дрес
- и-дол
- о-стров
- у-кор
- э-тюд
2. слог составляет гласный с согласным:
- во-ро-та
- со-ло-ма
- со-ро-ка
3. слог образует гласный с несколькими согласными:
- кра-ска
- зве-зда
- во-сторг
Примеры
1. соловьиный
В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:со-ло-вьи-ный
В этом слове три слога открытые, а четвертый слог закрывает непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».
В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую. Учтем, что нередко фонетический слогораздел слова противоречит орфографическому правилу переноса.
2. участие
В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:у-ча-сти-е
Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.
В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:уча-стие
«Старые» правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В
1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.
3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.
4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.
5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз — дник, солн-це.
Теории слога
Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.
- Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
- Акустическая теория. Она подразумевает, что слог – это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный — более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
- Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
- Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.
Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».
Урок русского языка для 1 класса на тему «Деление слов на слоги»
Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова на слоги.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Ты видишь слово на доске,
Разбитое на слоги,
Как будто поезд вдалеке
Мчит по стальной дороге.
Чтоб быстрей и лучше было,
Мы читаем по слогам:
Ма-ма мы-ла Са-шу мы-лом,
А потом он мылся сам.
Чтобы слоги подсчитать,
Надо гласные узнать.
С каждой гласной связан слог,
Вот и весь о них урок.
(На доске записаны слова.)
Работа, машина, улица, дом, бабушка.
— Какое слово лишнее? (Улица — первый слог состоит из одного звука, бабушка — отвечает на вопрос кто?, дом — состоит из одного слога.}
— Какое слово из данных нельзя разделить на слоги? Почему?
— Разделите остальные слова на слоги вертикальной чертой.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О делении слов на слоги.)
Сегодня на уроке продолжим работу по делению слов на слоги.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 5 (с. 34)
— Прочитайте. Как называется это стихотворение? Почему?
— Когда мы используем считалки?
— Выполните задание в парах.
— Какие слова из считалки вы подобрали к первой схеме? ко второй? И т. д.
Упр. 6 (с. 34)
— Рассмотрите рисунки.
— Какие предметы изображены? Назовите их.
— Разделите слова на слоги.
— Выполните задания.
2. Словарная работа
— Отгадайте загадки.
1) Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (Лисица.)
2) Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лисица.)
(Учитель выставляет иллюстрацию с изображением лисы.) Лисица — это хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
— Послушайте, какое стихотворение написал о лисе Г. Ладонщиков.
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра,
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая лисица.
— Запишите слово лисица. Подчеркните безударную гласную, поделите слово на слоги. Поставьте ударение в слове.
— Составьте с этим словом предложение.
IV. Физкультминутка
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит!
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 7 (с. 35)
— Рассмотрите рисунок. Прочитайте.
— Отрывок из какой сказки вы прочитали? Кто автор этой сказки?
— Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги. (Дед.)
— Обоснуйте свой ответ.
— Запишите предложения. Над каждым словом обозначьте цифрами количество слогов в нём.
(Ученики разыгрывают сценку в группах по ролям.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 3 (с. 17)
— Рассмотрите рисунки.
— Выполните задание.
— Какие скороговорки вам удалось составить? (Сшила Саша шапку Саше. Милу мама мыла мылом.)
— Произнесите скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп.
Упр. 4 (с. 17)
(Самостоятельное выполнение задания.)
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3,4 на с. 13; СУ, задания на с. 16, 17; Тр., задания на с. 18).)
VI. Рефлексия
Работа по учебнику
(«Проверь себя» (с. 35). Самостоятельное выполнение заданий.)
— Как вы справились с заданием?
— Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?
— Кому нужна помощь?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались сегодня на уроке?
— Как правильно разделить слова на слоги?
Ответы на частые вопросы
За сколько можно научить ребенка читать?
На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.
Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.
Как научить читать, если ребенок не хочет?
Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.
При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.
Может ли ребенок научиться читать сам?
Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.
Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.
Должны ли воспитатели учить ребенка читать?
В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.
Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.
Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?
По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.
Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.
Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .