Учим детей делить слова на слоги правильно и эффективно
Содержание:
- Обучение чтению по складам: давайте попробуем
- Учим буквы и слоги играя
- Несколько советов родителям по методике слогового чтения
- Учимся, играя
- Основные методики
- Методики обучения
- Основные правила слогораздела
- Имя как средство обучения чтению
- Превращение звуков в знаки
- Обучение чтению по складам:
- Тексты для детей 4-5 лет
Обучение чтению по складам: давайте попробуем
С чего начать обучение детей чтению?
Если малыш болеет, или не настроен заниматься, лучше отложите «урок». Как
мы уже говорили, не стоит учиться «через заставляя себя.
выучите познакомьтесь существующие методики обучения. Лучше,прочесть тексты
педагогов. Они дадут вам полное картину о сюжете, чем их конспекты в Интернете,
и вам будет легче определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует
вашего ребенка.
Главное правило обучению чтению детей звучит следующим образом: «Не гонитесь
за мгновенным результатом!» Во первых, покажите ребенку азбуку. Если он заинтересовался,
рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению детей младше 4-5 лет
лучше начинать по их инициативе. Задача учителя – поддержать инициативу чрезмерным
усердием
Занятия должны быть разными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие
дети быстро устают и их внимание переключается на сторону. Так что вам придется
постоянно поддерживать интерес ребенка к тому, что предлагаете делать.
Читайте при маленьком ученике
Мама – лучший пример для подражания.
Какую бы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте,
не учитесь!
Обучение чтению можно начинать с изучения слогов. Хорошо подходят для этих
целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от иногда менять.
И необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.
Параллельно с чтением можно учиться писать. Трехлетном детям будет вполне
по силам выполнение графических заданий, например: обводите их рукой простые
фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку
к письму игрушки-лабиринты, в которых детали нужно поднять, например, снизу
вверх, или провести слева направо.
Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить
воспринимать буквы на слух. Запоминать буквы, слоги, научиться читать и разбирать
слова
Буквы на слух — обучение детей буквам
Собирайте слова из букв русского алфавита
Буквы по звучанию — развитие фонематической памяти
Повторяйте буквы —
эффективное запоминание букв
Распознавайте буквы —
тренировка памяти и сообразительности
Словарный запас —
пополняйте словарный запас
Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому
разделу детишки поймут как из букв складываются слова
Собери слово
обучение детей чтению
Словарный запас
увеличение скорости чтения
Понимание смысла слов
знает ли ребенок слова?
Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.
Изучение букв с детьми 3-6 лет
Чтобы помочь маленькому ученику запоминать буквы сделайте следующее:
- выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
- делайте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
- обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.
В багаже упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
, наверняка найдутся такие, которые увлекают вашего малыша больше других.
Изучение слогов с малышами — обучение детей чтению с раннего
возраста
Далее можете пробовать знакомить ребенка со складами.
Заучивать их требуется по той же схеме, что используется при
заучивании букв:
- предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;
- попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог.
- называйте слоги;
Можно искать заданный слог можно и на страницах букваря.
Сочиняйте вместе с маленьким учеником короткие рассказы. Например,
согласная буква, гуляя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре
они поют «песенки» — слоги.
Можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и
ручками, тогда гласная и согласная еще и «за ручки возьмутся и вместе песенку споют»
(то есть, получится слог). Вскоре, ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах,
сам сможет называть даже новые слоги.
Статья была посвящена теме «Слоги для детей онлайн».
Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»
- Кружки по обучению чтению
- Развивающие для детей
онлайн - Сказки для детей онлайн
- Программа для чтения текста
- Детские игры летом
- Чтение текста на телефоне
Чтение по складамБуквыПрописьКнижкиАнглийскийСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаРисованиеСчетВниманиеВоображениеОбучение дошкольников чтению
Учим буквы и слоги играя
- Постройте буквы из конструктора или из спичек, пластилина. Ребенок с удовольствием будет конструировать новые буквы. Походу дела будет запоминать, как они изображаются. Только не забывайте говорить, как каждая литера называется.
- Сделайте альбом, на каждой странице которого будет домик для буковки.
- Играем с мячом. Вы загадываете звук, после этого кидаете ребенку мячик, произнося какое-то слово. Если в произнесенном слове такой звук имеется, малыш должен поймать мячик.
- Настольные игры прекрасно знакомят детей с алфавитом. Например, домино или лото с буквами.
- Рыбалка. Для игры нужно использовать картинки, нанесенные на магниты и специальную удочку для детской рыбалки, у которой вместо крючка магнитик. В тазик помещаются магниты, а малышу дается задание выловить те карточки с картинками, в названии которых имеется загаданный звук.
Бывают случаи, когда малышу сложно создавать слоги, используя два звука. Ребенок просто не понимает, как это сделать правильно. Например, один звук он соединяет с названием буквы, соответственно неправильно произносит сложившийся слог. Помочь ребенку можно следующими способами:
- Приобретите специальную книгу с азбукой, нажимая на буквы, будет звучать звук. Таким образом, ребенок сможет нажимать на несколько букв, будет слышать их звучание, составит первые слоги.
- Можно смотреть мультфильмы, сопровождаемые субтитрами в виде слогов или просто обучающего характера. В таких роликах автор будет произносить то, что изображено на экране, читая по слогам.
- Попробуйте пропеть слоги. Способ эффективный, но не стоит сильно увлекаться. Как только у малыша получится, попросите его прочитать выученный слог.
- Можно разместить на стене слоговую таблицу. Вы можете самостоятельно произносить то, что там изображено, чтобы он запоминал или же приобрести таблицу с аудио сопровождением, и ребенок будет подходить, нажимать кнопочку и слушать, как звучит то, что там написано.
Также данный процесс можно подавать в игровой форме.
- Найди слова. Ребенку дается слова, внутри которых прячутся другие. Когда малыш их находит, должен произнести вслух.
- Игра в магазин. На монетке для данной игры должен быть написан первый слог названия предмета, который ребенок хочет приобрести. Например, малыш пришел за молоком, значит на монетке должен быть написан слог «мо-», за батоном — слог «ба-».
- Половинки. Ребенку даются фрагменты слова изображенные на разных карточках. Малыш должен найти две карточки, которые соединят слово в одно целое. Начиная играть, необходимо использовать не больше трех слов, состоящих из двух слогов, то есть 6 карточек.
- Аналогичная игра – «закончи слово». Можно использовать карточки с предыдущей игры. Только теперь необходимо в одну сторону положить половинки с началом слов, в другую с концом. Мама берет карточку, на которой написано начало слова, произносит громко то, что там написано и говорит, что должно получиться. Задача малыша в кучке с концами слов найти подходящий слог.
- Собираем слова из вырезанных букв или магнитов с азбукой. Для начала используйте слова, состоящие из четырех букв, не более. Выложите перед малышом данные литеры в вольном порядке. Назовите ребенку слово, которое должно получиться. Задача — из имеющихся букв правильно составить загаданное слово.
Несколько советов родителям по методике слогового чтения
Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.
После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.
Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время
Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации
Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.
Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.
Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.
Учимся, играя
Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.
Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.
Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.
Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!
С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно
Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым
После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.
Основные методики
Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.
Наименование метода | Краткое описание | Достоинства | Недостатки |
Звуковой (фонетический) | Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов. | Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться.
Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова. Заниматься можно в любое время в любом месте. |
Требует длительного времени, обучение будет долгим.
В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного. |
Кубики Зайцева | Обучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь). | Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет. | В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало. |
Карточки Домана | Распознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв. | Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста. | Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом. |
Методика Марии Монтессори | Сначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами. | Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики. | Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести. |
Программа Ольги Соболевой | Построена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях. | Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход. | Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию. |
Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.
Методики обучения
На сегодняшний день известно немало вариантов обучения. Однако, стоит учитывать, что каждый из них имеет свои положительные стороны, но не обходится и без отрицательных. Поэтому, подбирая методику для своего малыша, необходимо ознакомиться с основными из них, учесть все минусы, выбрать наиболее подходящую именно для вашего карапуза.
Азбука в помощь
Данный метод знаком вам с детства. Ребенку предоставляется полотно из картона или ткани, на котором изображены буквы алфавита. Возле каждой из них располагается картинка, изображение предмета, которая начинается на эту литеру, например, буква «а», рядом нарисован арбуз.
Проблема данного метода в том, что у ребенка формируются ассоциации каждой буквы с конкретным словом. К тому же, пользуясь таким способом, вы не сможете решить вопрос, как научить ребенка читать по слогам. По сути, малыш сможет выучить алфавит и слова, изображенные на полотне.
На сегодняшний день в продаже имеются азбуки, каждая буква, соответственно и картинка располагается на отдельных карточках (на магнитах или на липучках). Это позволяет совершенствовать данный метод. Ведь теперь малыш способен эти буквы преобразовать в целые слова.
Учимся с Букварем
С этим методом знаком каждый взрослый и малыш, учащийся в школе. Вниманию ребенка предоставляется книга, на каждой странице которой вы увидите не только букву алфавита с соответствующим рисунком, но и слова и даже предложения, которые малыш сможет читать по слогам. Таким образом, ребенок учит и алфавит, и развивает способности читать.
На сегодняшний день вы сможете приобрести букварь любого образца, любого производства. Но, по мнению современных родителей, лучше книги, чем из нашего детства не найти. Еще большей эффективностью будет обладать букварь, сделанный своими руками. На страницах такой книги вы можете разместить, например, персонажей любимых мультфильмов ребенка, его игрушек, или сладостей
Такая книга привлечет внимание малыша и пробудет интерес к чтению
Метод Домана
Такой способ обучения в последнее время пользуются все большим спросом. Данная методика была разработана зарубежным ученым по имени Глен Доман.
Суть данного метода в следующем:
мама подбирает 15 новых слов, важно, чтоб они были короткими и понятными;
теперь вам необходимо поприклеивать на картонные карточки иллюстрации каждого загаданного слова, в итоге получается 15 карточек;
под картинкой пишите название этого предмет, обязательно в именительном падеже;
теперь ваша задача демонстрировать малышу эти карточки, сначала занимаетесь с ним 10 минут ежедневно, постепенно переходя до получаса, главная особенность — показывать карточку с изображением не больше 1 секунды;
в момент демонстрации картинки важно называть ее одним словом, например, на карточке изображено яблоко, когда мама показывает картинку, говорит – «это яблоко»;
через какое-то время нужно сменить картинки, которые малыш уже изучил, на новые.
По мнению ученого, данный метод позволяет ребенку ассоциировать изображение со словами, к тому же, кроме самой картинки малыш видит и слово целиком.
Кубики Зайцева
Отличный способ знакомства карапуза с первыми буквами, а также возможность составлять первые слоги, затем слова. В свое время Зайцеву пришла идея перенести азбуку на кубики. Сегодня этот метод также востребован, а производители игрушек поражает своими вариациями. Так вы можете приобрести кубики из дерева, пластика, мягкие игрушки в виде кубиков с алфавитом. Теперь у вас есть возможность выбирать те кубики, которые будут идеально подходить именно вашему малышу, пробудят у него интерес к чтению.
Метод Монтессори
Данный способ позволяет не только визуально знакомить ребенка с алфавитом, но и дает возможность потрогать буквы на ощупь. Мария Монтессори предлагает вырезать буквы алфавита из плотного мягкого материала, например, фетра.
Теперь ваша задача показать малышу букву. Не забывайте, что мы учимся постепенно, поэтому за раз показывайте только одну литеру. После того, как малыш на нее посмотрел, называйте и давайте ему потрогать. Таким образом, ребенок будет не только воспринимать картинку и слышать ее название, но и сможет потрогать, соответственно, кроме органов зрения и слуха задействованы тактильные ощущения.
Это будет способствовать скорейшему обучению алфавита. К тому же, с помощью вырезанных букв, вы сможете составлять слоги, потом слова.
Основные правила слогораздела
После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один согласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.
Общие правила корректного слогоделения звучат так:
- слогообразующими всегда являются гласные звуки;
- слог не может включать больше, чем один гласный;
- слог может состоять из одного гласного звука либо комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.
Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух
Имя как средство обучения чтению
Психологами исследовали проблему, как научить ребенка читать и пришли к выводу, что это можно стимулировать, используя свое имя. Ведь собственное имя человека — это символ персоны, возможность общения в обществе
Поэтому для каждого ребенка имя — очень важное понятие. Для установления эмоциональной связи между педагогом и ребенком, между сверстниками предлагаются следующие виды работы: составление имен на кубиках; написание имен детей и членов семьи, имен друзей по таблице; печатание имен на листах бумаги
На одном из занятий каждый ребенок с помощью педагога составляет свое имя указкой по слоговой таблице. На следующих занятиях проводится игра с кубиками “Как тебя зовут?”.
Например, Катя. Всего два кубики: КА-ТЯ. Затем кубики переворачиваются-переставляются, снова выставляются (КА-ТЯ). Снова кубики переворачиваются-переставляются. Предлагается девочке самой поставить кубики правильно.
Запомнить, какой кубик взять сначала, какой потом, где верх, где низ букв, запомнить свои кубики, а на них — свои слоги. Учиться составлять и прочитывать слово слева направо не очень просто, но после одного-двух-трех веселых, непродолжительных занятий Катя научится составлять свое имя, потом находить свои квадратики в таблице, выискивать свои кубики среди других.
Аналогичная работа проводится со всеми детьми в группе
Дети чувствуют внимание воспитателя к каждому, понимают важность своей личности, желание оправдать доверие помогает в освоении навыка чтения
Превращение звуков в знаки
Главное в этом виде работы вот в чем: сделать написание — превращение звуков в знаки — понятным и легким. Педагог хочет, чтобы при написании в тетради ребенок встречался только с моторно-мускулатурными трудностями. Текст, который читает педагог, дети пишут указкой по таблице, обязательно называя слоги и знаки препинания. Ошибся — отдай указку, желающих много.
Один пишет, другие внимательно наблюдают. Голова поднята, глаза внимательно следят за перемещением указки, никто не горбится, всякий готов прийти другу на помощь.
Диктант с использованием знаков препинания быстрее выводит детей в осмысленное, правильно интонационное чтение, так как знакомит, приучает ко всему, с чем нужно будет бороться в озвучивании текста. Но это еще и упражнение на удержание внимания, а также подготовка мышц глаз к движениям, необходимым для будущего чтения.
Дети подходят к таблице и слушают стихи, в которых часто повторяются некоторые слоги из таблицы:
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
Забиваем мы голы
ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ
Возле окон на полу.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА
Не заметили стекла.
ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ
Мы не били по стеклу.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА
Только нет в окне стекла.
Далее проводится беседа по содержанию:
- В какую игру играли дети?
- Где они играли?
- Можно ли играть в футбол в комнате?
Ответив на вопросы, дети повторяют стихотворение хором и коллективно читают его на таблице. Текст читается на доске сначала медленно, потом с ускорением темпа.
Педагог предлагает детям найти и прочитать определенные строки. Затем дети отвечают на вопрос: “Какими кубиками нужно выкладывать слоги “лы-лы-лы” — большими или маленькими?” Дети подбегают к таблице, находят нужные слоги, подбирают кубики, выкладывают на столе.
Обращается внимание на слог “ли”. Аналогичная работа проводится с остальными слогами, которые повторяются в стихотворении
В конце занятий педагог раздает детям карточки, где записан текст стихотворения, чтобы они прочитали его вместе с родителями.
Дети в процессе обучения чтению должны зрительно воспринимать слова не только на кубиках, таблицах, но и написанные на доске или в книге. На отдельных карточках, прикрепленных к доске, написаны имена всех детей.
Предлагается выбрать названное педагогом имя, например, Никита. Сам мальчик или кто-либо из сверстников подходит к нужной карточке и прочитывает слово. Дальнейшая работа проводится аналогично. При возникновении трудностей педагог не подгоняет детей, обращается за помощью к слоговой таблице, к кубикам.
Если все имена прочитаны, детям нужно выбрать имя своего друга, отделить его от остальных. Так создаются микрогруппы. Следующим этапом является работа по букварю. Дети прочитывают имена с открытым слогом с буквой “а”.
Обучение чтению по складам:
С чего начать обучение малышей чтению?
Главное правило обучению чтению малышей определяется следующим образом:
«Не гонитесь за мгновенным результатом!» Для начала, покажите маленькому ученику
азбуку. Если он заинтересовался, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение
чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. Задача
учителя – поддержать инициативу ребенка чрезмерным усердием
Уроки должны быть разными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети
быстро устают и их внимание переключается на сторону. Так что вам придется постоянно
поддерживать интерес ребенка к тому, что вы предлагаете делать.
Обучение чтению можно начинать с изучения букв
Хорошо подходят для этих
целей яркие таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от иногда менять.
И необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.
Изучите существующие методики обучения. Лучше,прочесть тексты педагогов.
Они дадут более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете,
и вам будет легче определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует
вашего маленького ученика.
Читайте при малыше. Мама – лучший пример для подражания.
Если ребенок болеет, или не настроен заниматься, лучше отложите «урок».
Как мы уже говорили, не стоит учиться «через силу».
Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте,
не учитесь!
Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет по силам выполнение
простых заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать»
на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых
маленькие детали нужно переместить, например, снизу вверх, или провести слева
направо.
Изучение букв
Чтобы помочь ребенку запоминать буквы сделайте следующее:
- выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
- моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
- обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.
В арсенале упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
, наверняка найдутся такие, которые увлекают вашего ученика больше других.
Тексты для детей 4-5 лет
Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.
Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.
Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный
Общие рекомендации
- Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
- В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
- Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
- Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.
Задания
После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:
- Короткий пересказ.
Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия. - Ответь на вопросы.
Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого. - Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание. - Что было дальше?
Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.
Тексты чтения с картинками и заданиями: