Как научить ребенка читать быстро и правильно

Как научить ребенка говорить букву Ш

Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш»

Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики

  1. «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
  2. «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
  3. «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
  4. «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз

После разминки приступаем к языковому изучению:

  • «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
  • «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
  • «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
  • Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
  • С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.

Сравнение методик

Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.

Метод

Преимущества для домашнего использования Недостатки для домашнего обучения
Карточки Домана Можно заниматься с младенчества. Нет необходимости получать дополнительное образование, навыки преподавания.
Занятия проводятся ежедневно, без специальной подготовки родителей и детей.
Метод основан на фотопамяти. Учить малыша читать в будущем придется более классическим способом.
Кубики Зайцева Подходит для гиперактивных малышей. Первые уроки можно проводить в раннем возрасте, после того, как ребенок научится сидеть.
Методика соединяет в себе развитие моторики, речевого аппарата, грамотности, фонематического слуха.
Методика более эффективна при занятиях в группе.
Чтение по слогам Простая методика, известная всем родителям, бабушкам и дедушкам. Усваивается дошкольника легко, не требует дополнительной литературы, оборудования. Для уроков подойдут рукотворные карточки, тетрадь и ручка. Считается универсальной методикой, лучшей для русской школы и занятий дома.
Чтение по складам Легко усваивается детьми в игровой и серьезной форме. Скорее всего малышу придется переучиваться в школе, поскольку чтение довольно медленное.
Методика Жуковой Выделяется звук, а не слог. Психика ребенка подготовлена к такому методу лучше. Букварь иллюстрирован яркими картинками, ребенку заниматься с такой книгой интересно.
Жукова не советует торопить ребенка в обучении чтению, переход к сложным заданиям очень мягкий, неспешный.
Родители должны следить за регулярностью занятий. Перед началом уроков по азбуке Жуковой нужно познакомить малыша с алфавитом.

С чего начать?

  • Сначала необходимо обучить ребёнка гласным: Е, Ё, У, А, Э и т.д.
  • Затем, учим звонкие твёрдые согласные: Р, З.

СОВЕТ: произносить буквы надо именно звуками — не эр, не Рэ, а просто «Р» и все.

Под конец выучим остальные звуки, такие как Щ, С , Б и другие.

СОВЕТ: На каждом уроке задавайте вопросы ребёнку по темам, уже изученных на предыдущих уроках, это поможет закреплению знаний.

2. Учим слоги. 

  • Начальные слоги должны быть лёгкими: БА, ЛО, МО, ПО. Ребёнок должен понять как образуются слоги.
  • Затем можно будет выучить посложнее слоги, участие принимают шипящие звуки: ЖУ, ЩУ, ЩА.

3. Учимся читать первые слова.

На данном этапе можно обучить ребёнка читать лёгкие тексты, но обязательно по слогам: Ка-те да-ли мы-ЛО , О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю.

4. Последние уроки.

После тренировок чтения отдельных слов по слогам рекомендуется читать по слогам словосочетания и предложения. После ежедневных тренировок ребёнок сможет достаточно приспособиться, чтобы читать цельные слова, не требуя помощи у слогов.

     При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Методики развития речи

Разговор мама – ребенок. Мама много времени проводит з малышом. Ему важен тактильный и словесный разговор. Необходимо напевать крохе, что бы он видел лицо и артикуляцию мамочки.
Комментировать свои действия

Рассказывайте малышу о всем, что делаете.
Разговаривайте с ребенком так, что бы он видел Ваше лицо и Вашу артикуляцию.
В возрасте 1,5 – 2 года, разговор с малышом мама должна вести в обычном ритме и тоне
Только, когда речь идет о новых словах, особое внимание определяется артикуляции и ударению.
Не заменяйте сложные слова простыми

Называйте вещи своими именами.
Не забывайте про глаголы.
Используйте противопоставление.Например: птица летает – собачка бегает
Читайте стихотворения, потешки, сказки с самого малого.
Играйте словами, слогами, звуками.
Важно улучшать развитие мелкой моторики рук
Дайте малышу поиграть с крупами, макаронами, тестом. Дети, с хорошо развитой мелкой моторикой, умеют рассуждать логически, они внимательны, быстрее начинают разговаривать и писать.

Как научить ребенка читать: популярные методики

Кубики Зайцева

Одна из самых известных методик — кубики Зайцева: это 52 кубика, благодаря которым процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.

  • В качестве приложения к кубика идут таблицы, на которых также есть слоги. Но их предлагается не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • По этой методике обучение чтению обычно проходит быстро и легко для ребенка, но, судя по отзывам, у нее есть и минусы — в школе у ребенка возникают трудности с разбором слова по составу, а при чтении дети могут «глотать окончания». Связано ли это с кубиками Зайцева напрямую — вопрос открытый.

Метод Монтессори

Метод Монтессори предпочитают сторонники раннего развития.

  • Дети сначала учатся писать, а потом уже называть букву или слог. И не просто писать, а выводить пальцем по песку или крупе, штриховать букву, обводить…
  • Придется заготовить много материала, вырезать буквы из бумаги, убирать крупу, что довольно энергозатратно для родителей. Зато весело для детей!

Динамические кубики Чаплыгина

  • В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.
  • Плюсы методики в том, что в работу вовлечена мелкая моторика, которая тоже играет важную роль в развитии ребенка.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

  • В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
  • По «Складушкам» часто учат совсем маленьких детей, их можно использовать с трех лет, но создатель методики не рекомендует торопить развитие ребенка, стоит ориентироваться на его готовность к обучению.
  • «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Карточки Домана

Карточки Домана — одна из самых необычных методик. Ребенок учится читать не буквы и слоги, а все слово целиком.

  • Родители называют слово и 1-2 секунды показывают ребенку карточку с этим словом. Визуально ребенок его запоминает. Занимаются даже с совсем маленькими детьми. У теории Домана есть сторонники и противники. Обучение чтению проходит обычно быстро, но часто  дети не знают отдельные буквы, а читают действительно — целыми словами. Незнакомые слова прочитать им трудно.
  • Глен Доман выступал против «проверок», запомнил ли ребенок увиденное и считал, что это снизит у детей интерес к обучению.

Третья техника: Почувствуйте эмоциональную энергию собеседника

Любые эмоции являются невероятно сильным проявлением нашей энергии, вибраций нашей души. Мы «ловим» их, словно радиоприемник, с помощью подсознания и интуиции. С некоторыми людьми нам нравится находиться рядом, так как в их присутствии чувствуем себя хорошо. Из компании же других инстинктивно хочется сбежать подальше, так как само их присутствие будто высасывает из нас энергию.

Эту невидимую невооруженным взглядом энергию можно ощутить на небольшом расстоянии от тела, какой бы она ни была – позитивной или негативной. В китайской народной медицине это называется энергией ци, жизненной силой, без которой нельзя быть здоровым.

Чтобы «прочесть» в других людях их эмоциональную энергию, воспользуйтесь следующими приемами:

1. Прочувствуйте, как ощущается присутствие этого человека.

Чувство присутствия – это «сумма» излучаемой нами эмоциональной энергии, и она далеко не всегда соответствует словам и поведению. Это своего рода эмоциональная атмосфера, окружающая нас, словно грозовое облако или солнечные лучи. Так что, пытаясь «прочесть» собеседника, ответьте себе на один простой вопрос: привлекает ли вас чувство присутствия этого человека, или, напротив, вы стараетесь любой ценой его избежать?

2. Смотрите людям в глаза.

Наши глаза – мощные передатчики эмоциональной энергии. Мозг вырабатывает электромагнитное поле, простирающееся далеко за пределы нашего тела, и то же самое относится к глазам

Так что, общаясь с другими людьми, всегда обращайте внимание на их глаза. Что вы в них видите? Заботу? Желание? Спокойствие? Злость? Гнев? Также постарайтесь определить, чувствуете ли вы уверенность в себе в глазах собеседника, или же вам кажется, что он почему-то настороже, или, скажем, ушел в себя, заняв глухую оборону?

3

Обращайте внимание на то, что вы чувствуете во время рукопожатия или объятий

Мы делимся своей эмоциональной энергией, в том числе, и с помощью физического контакта – она передается примерно так же, как и электричество. Так что спросите себя, как вы ощущаете рукопожатие или объятия с собеседником – теплыми, удобными, уверенными? Или рукопожатие настолько противно, что хочется побыстрее выдернуть руку? Возможно, его рука холодная и липкая, что свидетельствует о тревожности, или мягкая и безвольная, что указывает на его нежелание развивать отношения и пассивность?

4. Прислушивайтесь к тону голоса и смеху собеседника.

Тон и тембр голоса может сказать очень многое о наших эмоциях. Голос создает вибрации, не все из которых воспринимаются нами на сознательном уровне. Во время общения с людьми подмечайте, как на вас воздействует их голос. Возможно, он успокаивает и даже немного повышает настроение? Или кажется, что этот голос проходится по вашим нервам, словно терка? А, может быть, он излишне насмешливый или жалобный?

Тест на готовность

Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.

  1. Дошкольник любит, когда ему читают?
  2. Внимательно слушает чужое чтение?
  3. Может пересказать услышанный текст?
  4. Любит самостоятельно рассматривать книгу?
  5. Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
  6. Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
  7. Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
  8. Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
  10. У малыша обширная лексика?
  11. Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
  12. Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
  13. Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
  14. Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
  15. Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо проговаривает все звуки?
  17. Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
  18. Просит научить его читать?

Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:

0–5 очков

Учиться читать вашему малышу рано.

Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.

6–12 очков

Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое

Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени

Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.

13–18 очков

Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.

Как научить ребенка читать в процессе игры

В обучении чтения дошкольников поможет специальная игра, которая способствует тому, что чадо научится складывать слоги. Для начала рекомендуется купить магнитную доску с разноцветными магнитными буквами, чтобы иметь возможность обучать малыша более наглядно.

Затем вместе с дочкой или сыном постройте столбик из согласных букв и возьмите одну гласную. Таким способом получился «лифт», а гласная выступает в роли «кабины».

Постепенно катайте вверх – вниз букву, обязательно проговаривайте сами, а потом уж малыш. Данный метод поможет малышу правильно сопоставлять слоги. И кубики Зайцева помогают освоить чтение.

Но не стоит на следующий день опять играть в такую игру, лучше подождать день и затем вновь приступить к занятию. Так у крохи не потеряется интерес к обучению.

По времени можно заниматься столько, сколько позволяет ваше время, а, главное, само желание и стремление ребенка.

После того, как малыш освоил, так называемые, прямые слоги, то можно приступать и к обратным слогам. Можно представить, что буква «а» выступает в роли кораблика, а все согласные буквы в виде пристани. Пусть кораблик заглядывает в гости к согласным, например: ан-аб-ак-аш.

Такой способ позволит крохе понять, как читаются обратные слоги. Разумеется, все проговаривается сначала вами, а затем уже ребенком.

Можно также вместе с ним проговаривать слоги, но обязательно, чтобы кроха сам тоже пытался прочитать, иначе он быстро привыкнет, что ему достаточно только слушать вас, но сам проявлять активность не будет.

Методики обучения

На сегодняшний день известно немало вариантов обучения. Однако, стоит учитывать, что каждый из них имеет свои положительные стороны, но не обходится и без отрицательных. Поэтому, подбирая методику для своего малыша, необходимо ознакомиться с основными из них, учесть все минусы, выбрать наиболее подходящую именно для вашего карапуза.

Азбука в помощь

Данный метод знаком вам с детства. Ребенку предоставляется полотно из картона или ткани, на котором изображены буквы алфавита. Возле каждой из них располагается картинка, изображение предмета, которая начинается на эту литеру, например, буква «а», рядом нарисован арбуз.

Проблема данного метода в том, что у ребенка формируются ассоциации каждой буквы с конкретным словом. К тому же, пользуясь таким способом, вы не сможете решить вопрос, как научить ребенка читать по слогам. По сути, малыш сможет выучить алфавит и слова, изображенные на полотне.

На сегодняшний день в продаже имеются азбуки, каждая буква, соответственно и картинка располагается на отдельных карточках (на магнитах или на липучках). Это позволяет совершенствовать данный метод. Ведь теперь малыш способен эти буквы преобразовать в целые слова.

Учимся с Букварем

С этим методом знаком каждый взрослый и малыш, учащийся в школе. Вниманию ребенка предоставляется книга, на каждой странице которой вы увидите не только букву алфавита с соответствующим рисунком, но и слова и даже предложения, которые малыш сможет читать по слогам. Таким образом, ребенок учит и алфавит, и развивает способности читать.

На сегодняшний день вы сможете приобрести букварь любого образца, любого производства. Но, по мнению современных родителей, лучше книги, чем из нашего детства не найти. Еще большей эффективностью будет обладать букварь, сделанный своими руками. На страницах такой книги вы можете разместить, например, персонажей любимых мультфильмов ребенка, его игрушек, или сладостей

Такая книга привлечет внимание малыша и пробудет интерес к чтению

Метод Домана

Такой способ обучения в последнее время пользуются все большим спросом. Данная методика была разработана зарубежным ученым по имени Глен Доман.

Суть данного метода в следующем:

мама подбирает 15 новых слов, важно, чтоб они были короткими и понятными;
теперь вам необходимо поприклеивать на картонные карточки иллюстрации каждого загаданного слова, в итоге получается 15 карточек;
под картинкой пишите название этого предмет, обязательно в именительном падеже;
теперь ваша задача демонстрировать малышу эти карточки, сначала занимаетесь с ним 10 минут ежедневно, постепенно переходя до получаса, главная особенность — показывать карточку с изображением не больше 1 секунды;
в момент демонстрации картинки важно называть ее одним словом, например, на карточке изображено яблоко, когда мама показывает картинку, говорит – «это яблоко»;
через какое-то время нужно сменить картинки, которые малыш уже изучил, на новые.

По мнению ученого, данный метод позволяет ребенку ассоциировать изображение со словами, к тому же, кроме самой картинки малыш видит и слово целиком.

Кубики Зайцева

Отличный способ знакомства карапуза с первыми буквами, а также возможность составлять первые слоги, затем слова. В свое время Зайцеву пришла идея перенести азбуку на кубики. Сегодня этот метод также востребован, а производители игрушек поражает своими вариациями. Так вы можете приобрести кубики из дерева, пластика, мягкие игрушки в виде кубиков с алфавитом. Теперь у вас есть возможность выбирать те кубики, которые будут идеально подходить именно вашему малышу, пробудят у него интерес к чтению.

Метод Монтессори

Данный способ позволяет не только визуально знакомить ребенка с алфавитом, но и дает возможность потрогать буквы на ощупь. Мария Монтессори предлагает вырезать буквы алфавита из плотного мягкого материала, например, фетра.

Теперь ваша задача показать малышу букву. Не забывайте, что мы учимся постепенно, поэтому за раз показывайте только одну литеру. После того, как малыш на нее посмотрел, называйте и давайте ему потрогать. Таким образом, ребенок будет не только воспринимать картинку и слышать ее название, но и сможет потрогать, соответственно, кроме органов зрения и слуха задействованы тактильные ощущения.

Это будет способствовать скорейшему обучению алфавита. К тому же, с помощью вырезанных букв, вы сможете составлять слоги, потом слова.

Алгоритм обучения ребенка чтению по слогам

План действий можно разбить на 3 шага:

  1. Знакомство с алфавитом.

Этот этап начинайте с 2-3 лет. Он не вызывает затруднений у детей, буквы запоминаются и заучиваются легко.

Advertisement

  1. Складывание слогов.

Требует от ребенка понимания звуков, а не букв. Раньше, чем 4-5 лет, к этому этапу приступать не нужно. Если складывание слогов из согласных и гласных дается тяжело, отбивает охоту к чтению, предложите малышу спеть вместе пару гласных. Например, АУ, ЭУ…

  1. Слитное чтение нескольких слогов.

Если ребенок хорошо усвоить слияние букв в слоги. Перейти к чтению простых слов будет несложно. Таким образом, основным и самым сложным шагом для дошкольников будет 2 этап обучения чтению. Ему уделяйте больше времени, занятия проводите регулярно, чтобы навык не терялся. В помощь себе и ребенку выберите одну из признанных в педагогическом сообществе методик обучения слоговому чтению, представленных ниже.

С какого возраста учить ребенка считать?

Точного срока не сможет назвать родителям даже специалист, но если принимать во внимание психологию ребенка, то начиная с трехлетнего возраста, мозг ребенка вступает в ту фазу развития, когда у карапуза возникает потребность в получении новой информации и знаний. На этом этапе малыш начинает схватывать все на лету, его можно учить считать, читать, рисовать, он будет впитывать все знания как губка. Малыш на подсознательном уровне тянется ко всему новому и интересному и эту тягу нужно поддерживать, развивая у карапуза те или иные способности

Малыш на подсознательном уровне тянется ко всему новому и интересному и эту тягу нужно поддерживать, развивая у карапуза те или иные способности.

Именно этот возраст является лучшим периодом для ознакомления ребенка с цифрами. Однако можно приступать к обучению и с полутора лет. В этом возрасте дети уже способны отличать одну цифру от другой, хотя пока полноценный счет для них непосильная задача.

Правильно научить читать — особые секреты

В каждой книге есть три составляющие: герой, сюжет и голос рассказчика. Мы уже определились с тем, что выбираем классическую детскую литературу — там проверенные временем герои и увлекательный сюжет. Теперь нам осталось правильно читать детям, тогда у них непроизвольно возникнет вовлеченность в процесс и постепенно зародится ЖЕЛАНИЕ читать самому.

Юрий Бурлан на тренинге делает особый акцент на этом моменте. Мы учим детей, максимально вовлекая в процесс, заинтересовывая, — тогда принуждения не потребуется.

Правильно научить читать гораздо легче, если понимаешь особенности восприятия своего крохи. Восторг охватывает, когда видишь, что твой малыш складывает из слогов слова и читает! Ведь он открывает для себя новый, абсолютно безграничный мир!

Но вы даже не представляете, какое внутреннее блаженство и бурные эмоции радости пробуждаются в самом малыше. Он каждой клеточкой ощущает, что растет и развивается, что у него получается читать.

Ребенок хочет порадовать маму и научиться читать. Это особое эмоциональное состояние обоих. Мама получает не меньшее наслаждение, когда ребенок начинает правильно читать. Это как первый шаг, только на другом уровне. И приз получают оба

Маме важно принимать индивидуальные особенности малыша и не готовить его к конкурсам на скорость или артистизм. Сам процесс чтения должен доставлять удовольствие

Эгоистичное желание мамы, чтобы ребенок быстро научился читать, часто оставляет за скобками самого кроху. Он в этот момент как будто объект для экспериментов.

«Недавно видела в инстаграм, как маленькая девочка читала на публику. Читать ее научили, а вот сопереживать, чувствовать, о чем она читает, — нет. Правильно ли это? Видно, что и у мамы были другие задачи — показать свою кровиночку во всех соцсетях, т. е. всем показать, какая она замечательная мама».

Для чего вы хотите научить ребенка читать? Чтобы ему было хорошо или чтобы вы могли всем показать, какая вы замечательная мама? Кстати, когда вы начинаете оценивать ребенка в сравнительных категориях, сравнивая с Васей или Петей в навыках чтения, то тем самым отбиваете у своего чада охоту читать.

Именно поэтому системно-векторная психология делает акцент на намерениях и атмосфере, в которой происходит обучение.

Правильно учиться читать через принцип наслаждения

Самое главное во время обучения — это радостная и теплая атмосфера. Ни в коем случае не должно быть принуждения или ругани во время обучения. Читать нужно правильно. Это значит не только четко произносить слова, но и проявлять эмоции. Устраивать мини-спектакль из каждого прочитанного слова или предложения.

Таким образом ребенок чувственно вовлекается в процесс и получает огромное удовольствие.

Во время чтения правильно будет полностью сосредоточиться на ребенке, на его эмоциях и ощущениях. Обнять, вместе поплакать над девочкой со спичками.

Меняйте интонацию, где-то напевайте, в другом месте замедляйте темп, а где-то переходите на почти шепот, чтобы ребенок вслушивался. Таким образом научить ребенка читать можно гораздо раньше. Ведь он становится полностью вовлеченным в процесс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector