10 правил, которые помогут научить ребенка читать быстро и правильно в домашних условиях

Содержание:

Тест на готовность

Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.

  1. Дошкольник любит, когда ему читают?
  2. Внимательно слушает чужое чтение?
  3. Может пересказать услышанный текст?
  4. Любит самостоятельно рассматривать книгу?
  5. Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
  6. Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
  7. Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
  8. Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
  10. У малыша обширная лексика?
  11. Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
  12. Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
  13. Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
  14. Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
  15. Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо проговаривает все звуки?
  17. Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
  18. Просит научить его читать?

Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:

0–5 очков

Учиться читать вашему малышу рано.

Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.

6–12 очков

Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое

Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени

Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.

13–18 очков

Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.

Обучающие игры азбука для детей:

Не многим детям методика обучения чтению путем зубрежки по учебникам  понравится. Опыт показывает, что если ребенку процесс обучения не по нраву — он вряд-ли что-нибудь запомнит. Поэтому, многие родители ухитряются искать новые методики обучения, более адаптированные под детский настрой.

паровозики — Бараново, Разумовская

Цель пособия — в непринуждённой игровой форме обучить ребенка буквам.

Проходя обучение по данному пособию ребенок должен научится произношению букв и складыванию их в слоги.

Также игра подходит для групповых занятий.

паровозики — Е. Сатаевой

Игра «Паравозики» Е. Сатаевой — это набор из 90 картинок, рассчитанных на обучение грамоте детей дошкольного возраста.

дорожная азбука для детей в картинках

Отличный вариант не только выучить буквы алфавита, но и средства передвижения — дорожная азбука для детей. Автор картинок Сергей Жатин сочинил интересные стихи.

https://youtube.com/watch?v=65RkEoa3HwA

https://youtube.com/watch?v=65RkEoa3HwA

азбука для маленьких детей

Не стоит покупать обыкновенную азбуку, если ребенок маленький. В возрасте до 5 лет лучше выбирать литературу красочную, но без лишних элементов.

Прилавки магазинов заполнены маленькими книгами, которые легко вмещаются в детскую лодонь. Обычно на странице изображена буква ярким цветом и максимально простой предмет, теоритически знакомый ребенку. Также это могут быть пластиковые буквы на связке, либо мягкие буквы.

Отличным вариантом для детей этого возраста может оказаться книга О. Жуковой «Азбука с крупными буквами для малышей».

пазлы азбука для детей

Усидчивым детям и маленьким гениям придет по нраву изучение алфавита путем складывания пазлов. Их выбор разнообразен:

Деревянный алфавит — пазл. Повторяя правильное произношение буквы, ребенку также предстоит найти букве «правильное» место.

Стоит также отметить, что подобный способ обучения помимо чтения развивает у ребенка логику, моторику рук.

Чтобы ребенку было легче идентифицировать букву, можно выбирать пазлы с подсказками. Как пример, это могут быть картинки с изображением того предмета, название которого начинается на изучаемую букву алфавита.

Подобные пазлы можно сделать самостоятельно:

Самодельные пазлы для изучения алфавита .

азбука для детей — карточки

Изучение букв может происходить с помощью карточек. При этом они могут быть любого формата:

  • раздвижные карточки, буква в которых спрятана внутри описывающей картинки;

  • разрезные карточки, смотря на изображение необходимо найти нужную букву; 
  • карточки на которых изображены не только буквы, но и звуки; 
  • магнитные карточки;
  • карточки с рисунками

Преимущества такого метода в удобности. Карточки можно взять с собой на прогулку, в поездку. Их легко можно использовать в играх. Рисунки, дополняющие сами буквы, просты и понятны ребенку, облегчают процесс узнаваемости.

Когда начинать учить ребенка читать?

Многие родители беспокоятся, что ребенок не научится читать до школы и начинают это делать чуть ли не с 2-х лет. Но как я описала на собственном примере, это все очень индивидуально. Не следует торопиться — наблюдайте за малышом.

В 3 — 4 года чаще всего малыш еще не готов к обучению чтению

Ему трудно долго сидеть на одном месте и удерживать внимание. Поэтому в это время лучше обогащайте его знания об окружающем, пополняйте словарь и развивайте речь.
Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка

Не равняйтесь на других детей.
Лучшее время для обучения чтению 5 — 6 лет. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение или различные развивающие курсы начните это делать сами. Ниже мы расскажем как.

Предмет политики конфиденциальности

3.3. Сайт защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:- IP адрес;- информация из cookies;- информация о браузере- время доступа;- реферер (адрес предыдущей страницы).

3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта , требующим авторизации.

3.3.2. Сайт осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.

3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. настоящей Политики конфиденциальности.

Игры

Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.

Игры на изучение букв

  • Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим.
    Используйте раскраски, готовьте трафареты сами.
  • Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
  • Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
  • Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
  • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
  • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
  • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.

На развитие навыка чтения

Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить

Развивается внимание, зрительная память.
Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах

Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.

Лучший возраст

Итак, специалисты уверены, что приступать к обучению науке чтения следует в дошкольном возрасте. В школе ребенок столкнется с множеством нововведений, прежде всего – изменится его основной вид деятельности, от игры он неожиданно для себя перейдет к обучению. Это непросто. Приходится длительное время сидеть за партой, концентрироваться на том, о чем рассказывает учитель, учиться общаться с ранее незнакомыми ровесниками, искать свое место в социуме.

Ученик становится более самостоятельным, ему теперь необходимо дисциплинированно себя вести, знакомиться с арифметическими действиями, учиться рисовать, мастерить и прочее. Поэтому получение еще одного нового навыка – чтения – будет стоить больших усилий. И те родители, которые жалеют ребенка, не хотят заниматься с ним чтением, стремятся хотя бы на год продлить детство, на самом деле оказывают ему медвежью услугу – время потеряно, в школе их малышу предстоит усиленно и напряженно заниматься.

Начинать лучше в 4,5-5 лет

В это время ребенок способен концентрировать внимание около 10 минут, этого для обучения вполне достаточно. Изучать буквы можно и раньше – в 3 — 4 года малыш обладает всеми резервами для знакомства с алфавитом и постепенного запоминания букв

Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик). Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают.

Не менее важно формировать устойчивый интерес к книге. На родителей дошкольников возлагается большая ответственность: если они будут заставлять ребенка читать, кричать на него, нервничать, то велик риск, что малыш навсегда разочаруется в чтении и даже во взрослой жизни будет крайне неохотно открывать книгу

Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру.

Умение учиться как активная жизненная позиция

Термин «умение учиться» родился в рамках так называемого деятельностного подхода в образовании. Возможно, вы слышали имена сторонников и основателей это научной школы: Выготский, Леонтьев, Эльконин, Давыдов.

Сравним с традиционным подходом. Родился он в советское время, когда перед государством стояла задача сделать школьное образование массовым. Обучение в школе стало обязательным и доступным для всех детей. В 1920-х годах решения власти достигли небывалых результатов: повысился уровень грамотности в стране, в школу смогли ходить дети даже из бедных рабочих семей.

На дворе 2020 год! Но принципы традиционного обучения до сих пор остаются в большинстве школ России, правда с небольшими модификациями. В традиционной школе дети получают знания, но так и не узнают, как научиться учиться. Вспомните свою школу: сидим ровно, внимаем словам учителя, делаем однотипные упражнения. Учитель — источник информации и контроля. Без его постоянных действий традиционное обучение не происходит.

Как научить ребенка читать – порядок действий

Давайте попробуем разобраться в основных принципах обучения детей чтению, начиная от звуков и заканчивая словами. Эта информация будет особенно полезны тем родителям, которые предпочитают классическую методику, которая неизменно показывает хорошие результаты вот уже много и много лет.

Какие же правила стоит соблюдать родителям?

  1. Не изучайте алфавит по порядку. Начинайте с гласных звуков, которые просто проговаривать и напевать. Потом переходите к согласным.
  2. Произносите звуки. Важнейший нюанс, о котором забывают многие родители. Нужно произносить звук, а не букву. Например: М, а не ЭМ, В, а не ВЭ.
  3. Учите ребёнка соединять гласные. Тут всё просто: АУ, ОУ, УА. Малыш даже может пропеть подобное сочетание.
  4. Изучите слоги, в которых сочетаются гласные и согласные звуки: ПА, МА, БА, ДА.
  5. Начинайте всегда со слога МА, поскольку сочетание этих звуков знакомо детям с раннего возраста. «Мама» – первое и простое слово для восприятия.
  6. Тяните звуки. Сначала тяните звук М: Мммм, потом А: Аааааа. Затем соединяйте: МмммАаааа.
  7. Изучайте обратные слоги. Прямые – это когда сначала стоит согласная буква, а потом – гласная (ПА, МА, МУ). Обратные – сначала гласная, а затем – согласная (АП, АМ, УМ).
  8. Чередуйте слоги, которые начинаются со звонкой и глухой буквы. Например: ГА-КА, ПА-БА, ЗА-СА.
  9. Учите читать слова последовательно. Сперва это будут односложные слова: КОТ, ДУБ, ДОМ, СОН. Потом двусложные: МАМА, ПАПА, РАМА, МЫЛО. Потом трёхсложные и т.д.: КОРОВА, МОЛОКО.
  10. Учите читать простейшие тексты. Обычно это детские сказки, сюжет которых повторяется снова и снова. Подойдут «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

В любом случае стоит первоначально ознакомиться с рекомендациями автора методики, который подробно расскажет, как научить вашего ребенка читать. Когда вы поймёте принцип, сможете без особых проблем выстроить занятия.

Дошкольная азбука для детей

Современным родителям предоставлен широкий ассортимент выбора материалов для изучения букв.

Среди прочих важно выделить:

  • электронная азбука. Предоставлена в виде большого плаката, в который встроен диктофон. Это ярко, интересно и познавательно. Единственным минусом можно выделить то, что на диктофоне записано звучание буквы, но не звука (не «м», а «эм»);
  • азбуки с наклейками. Пользуются огромной популярностью среди детей. Определив букву на странице по предметам, необходимо вклеить  нужную букву. Такую азбуку можно сделать самостоятельно;
  • учение букв на видео азбуке. Современные тенденции позволяют малышам смотреть не просто мультики, а познавательные мультфильмы, при помощи которых можно построить целую образовательную программу;
  • магнитные азбуки;
  • обучающие игры: лото, мозаика, кубики.

Среди множества печатных азбук можно выделить:

А. Бенуа «Азбука в картинках» является одни из старейших изданий. Ее автором является известный российский писатель и историк. Впервые азбуку увидели в 1904 году.

Азбуку Александра Бенуа считают истоком всех последующих иллюстрированных изданий.

Помимо букв в книге также содержаться стихи поэтов серебряного века.

Б. Заходер и его «Мохнатая азбука». Данное издание могут помнить еще родители детей из своего детства. Со времен выхода букваря в массы, книгу перепечатало не одно издательство:

Советское издание.

Издательство «Оникс», 2010 год.

Издательство «Самовар», 2013 год.

Замечательная азбука Иосифа Бродского «Рабочая азбука». Азбука примечательна не только стихами, написанными молодым Бродским, но и иллюстрациями талантливого художника — Игоря Олейникова. Художник постарался изобразить несколько предметов на заданную букву, которые детям предстоит отыскать.

«Рабочая азбука», издательство «Акварель».

Особенно родители отмечают эффективность азбуки Надежды Жуковой:

Азбука Н. Жуковой

Метод целых слов

В советской школе метод чтения целыми словами применялся 13 лет, с 1922 по 1935 год, потом был отвергнут как бесперспективный, но различные варианты его существуют до сих пор (Методика Глена Домана).

Метод целых слов предполагает начинать чтение с осмысленных единиц — слов и фраз. Он не требует хорошо развитого фонематического слуха, не основывается на звуковом анализе и синтезе, опираясь на зрительную механическую память.

Дается картинка, под картинкой слово. Детям показывают это, и они запоминают начертание слова и постепенно начинают читать. Казалось бы — красота! Родители в восторге, ребенок уже не «быкает», не «мыкает» слоги, а читает сразу слово или даже фразу из знакомых слов.

Но дети заучивают слова! Они не в состоянии прочитать незнакомое слово! Почему этот метод до сих пор используется в Америке и является там оправданным? Потому что у них написание слов и их произношение не совпадает.

Да, у нас не совпадает тоже, но не до такой степени. Там действительно нужно запоминать как пишется слово. Вспомните как вы изучали английскую грамматику, сколько там правил чтения? Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не в состоянии их усвоить, и поэтому чтение слов надо запомнить. К тому же в английском языке много коротких слов, гораздо больше, чем в русском.

Этот метод оправдан для английского языка, и дети, изучая его как иностранный, в раннем возрасте тоже учатся так читать. Но он не подходит для русского языка и поэтому еще в 1935 году был отвергнут, как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в обучении.

 Дети делали очень много ошибок при письме: пропускали буквы, искажали слова (в английском языке нет изменения слов по роду и спряжению, а в русском слова должны менять окончание).

Подробнее о методе целых слов и его развитии в дореволюционной и советской России можно ознакомиться в научной статье доктора педагогических наук Никитиной Елены Юрьевны (г. Челябинск) –

Игра азбука алфавит для детей

Не уступают книжным изданиям электронные азбуки.

В интернете можно найти не одно приложение цель которого — обучить ребенка алфавиту.

Не смотря на схожесть тематики игры, каждое приложение уникальное, так как вмещает в себе разные функциональные возможности. В целом подобные игры включают несколько блоков, рассчитанных на разные возрастные категории. Задание в блоках разной сложности, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку.

Цель игры:

  • научить ребенка произносить все буквы алфавита;
  • складывать буквы в слоги;
  • составлять слова;
  • чтение;
  • в зависимости от направленности приложения, игра может содержать различные функции: исправление ошибок в словах, добавление отсутствующей буквы, написание названия изображенного предмета и т.д.

Показывая ребенку букву, на экране обязательно появляется изображение, цель которого — продемонстрировать предметы, в написании которых данная буква используется.

Читаем предложения

Когда дошкольник легко воспроизводит простые слова, переходите к предложениям. На начальном этапе используйте знакомые сочетания: МАМА, ЛЕС, ВОДА, КОТ. Подберите материал с короткими текстами из 2–3 предложений. Чтобы ученик получил удовольствие от чтения, не хотел лениться от скуки, используйте стихотворения, прибаутки со смысловой нагрузкой. Например:

Следующий этап — выразительное чтение текстов из 5–10 простых предложений. Используйте занимательные задания, картинки, загадки, упражнения, чтобы не превратить процесс обучения в нудное занятие. Помните, лучше всего дети учатся в игре.

Упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам

Педагоги дошкольного образования определили такую истину: «Чтобы запомнить текст, его нужно прочитать 5 раз». Но маленького ребенка сложно заставить читать много раз одни и те же слова — это для него неинтересно.

Поэтому стоит использовать специальные упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам:

  • Чтение слова задом наперед. Малышу будет смешно читать слова с конца. Цель этого упражнения — научить сливать буквы в слоги. Скажите ребенку, что к нему пришла Вреднючка, которая написала слово наоборот, а ему надо это слово прочитать
  • Читаем вверх ногами. Положите книжку перед ребенком вверх ногами и вместе с ним прочитайте слово. Повторите упражнение, но только с прочтением не слева направо, а справа налево
  • Читалка «Половинки». Закройте линейкой нижние половинки букв (они должны быть крупные), а ребенок пусть по верхним половинкам прочитает слово. Сначала ему будет трудно. Поэтому один раз читайте слово целиком, а потом по половинкам. Это упражнение развивает антиципацию — умение предугадывать. Это пригодится малышу в дальнейшем для быстрого чтения

Методики для обучения дома

Существует огромное количество различных методик для обучения детей чтению. Наибольшее распространение получили ниже представленные.

Методика Зайцева

На сегодняшний день является одной из самых популярных и распространенных. Автором был создан способ по размещению часто произносимых букв в одной таблице, а в последствии поделил их на множество кубиков. В данном случае получилось так, что ребенок изучает буквы и слоги в игровой манере, на кубиках.

Способ имеет несколько негативных моментов, которые заключаются в том, что изучив буквы и чтение, дети начинают «проглатывать» окончание слова, впоследствии не могут также разобрать состав слова, поскольку знают его только полностью.

Обратите внимание! Несмотря на недочеты, методика активно применяется многими родителями. 

Кубики Зайцева

Способ Глена Домана

Представляет собой простейшую методику обучения, которая состоит из нескольких этапов. В данном случае автор не ставит перед ребенком недостижимых целей и сложных задач, поэтому нет никакой сложности для малыша и его родителей. Основные этапы, из которых состоит методика:

  1. Чтение отдельных слов;
  2. Чтение словосочетаний;
  3. Изучение простых предложений;
  4. Переход на более сложные распространённые предложения;
  5. Книги.

Способ Марии Монтессори

Заключается в стимулировании самостоятельности и самобытности малыша. Это природные вещи, которые присутствуют в каждом человеке

Однако автором предлагается уделить им внимание с самого детства, то есть проявить все способности и таланты заранее

Методика заключается в наличии нескольких этапов:

  1. Обводить и штриховать. Чтение начинается с письма, а письмо — с подготовки руки. Для этого монтессори-педагоги советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев.
  2. Ощупывание букв. На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.
  3. Составление слов. Когда дети узнают несколько гласных (3-4) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.
  4. Написание слов.
  5. Чтение.

Составляем слова

Для этого этапа будут полезны разрезанные карточки со слогами. Сначала берите по 3–4 штуки, потом можно больше. Дайте задание составить слова из полученных карточек, лучше, если вариантов будет несколько. Например, на столе лежат слоги МА, РА, ЗИ, ПО. Пусть составит слова: ЗИМА, ПОРА, РАМА.

Следующий этап — составление слов с закрытыми слогами. Понадобятся отдельные буквы и карточки с открытыми слогами. Например, МА, ПА, СО и буквы на карточках К, Ж, М. Получится следующий набор: МАК, СОК, ПАЖ, СОМ.

Через 2–3 урока предложите составить слова из нескольких слогов. Выбирайте простые лексемы: ДОМИК, ТРАВА, ЛОПАТА.

После самостоятельного составления слов можно переходить к занятиям по книгам с небольшими текстами. Сначала малыш читает отдельные слова с одним слогом, потом с двумя–тремя. Торопить, ругать, подсказывать не нужно.

Произношение

Теперь, когда вы уже научили читать по слогам первые слова, внимательно следите за тем, как ребенок их произносит. И сразу исправляйте любые неточности, не оставляйте это на потом. Легче с самого начала повторить всё чуть больше раз, чем затем целенаправленно и не всегда удачно заниматься устранением ошибок.

На развитие навыка чтения

Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить

Развивается внимание, зрительная память.
Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах

Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.

Обучающие игры и развлечения

Чтобы изучение материала проходило весело и легко есть несколько простых, но действенных методик. Некоторые из них мы уже упоминали выше:

  • Магнитные буквы на доске или холодильнике, где всегда можно потренировать новый навык.
  • Продолжить слово за родителем, папа или мама произносят начало, а малыш заканчивает. Делать такое можно как устно, так и при помощи специальных карточек.
  • Ассоциации. Демонстрируете наглядный пример на ту или иную букву, просите назвать нужное слово.

Тексты по слогам для начинающих читать детей

Используйте такие тексты по слогам для начинающих читать детей:

Тексты по слогам для начинающих читать детей

Тексты по слогам для чтения

Методики обучения чтению

Их все можно разделить на три категории: изучение звуков, алфавита и целых слов.

Фонологический метод

Ребенку рассказывают, как правильно произносятся буквы и какие звуки образуются от их сочетания. Например, слова «they» или «she» читаются совсем не так, как пишутся, метод фокусируется именно на таких случаях. Цель его применения — сделать так, чтобы ребенок сразу понимал, как правильно прочитать слово вслух, даже если видит его впервые.

Метод целых слов

При таком подходе ребенка не учат, как правильно читать фонемы, а сразу переходят к словам. Начинают всегда с простых, далее продвигаются по нарастающей. Дети запоминают, как определенный набор букв читается в определенном слове, и впоследствии переносят усвоенную закономерность на произношение других. К примеру, если ребенок запомнил, как прочитать слово «father», он без труда сможет прочитать и «mother», поскольку слова похожи по звучанию и написанию.

Алфавитный метод

Ребенок начинает знакомиться с языком посредством алфавита и только потом переходит к словам. Если вспомнить русский язык, то буквы в нашем алфавите произносятся вовсе не так, как в словах. Азбука с детства учила читать «бэ, вэ, гэ», тем не менее, когда дело доходит до речи — «э» пропадает. Проводя аналогию можно сказать, что то же самое происходит и в английском.

Алфавитный метод уступает в результативности двум другим. Когда вы слышите от родителя: «Мой ребенок знает алфавит, но читать совсем не умеет», вы становитесь свидетелем того, что такой подход действительно не работает. Чтение на английском не может стать уверенным навыком ребенка, если не делать акцент на изучении звуков. Не обязательно знать, как называется буква, необходимо видеть сочетание и правильно воспроизводить звук.

Безусловно, в английском языке есть множество слов-исключений, которые читаются не так, как пишутся, это создает трудности. Но на начальном этапе фонологический подход зарекомендовал себя как один из самых эффективных.

Учим читать по слогам

Занятия нужно проводить, когда у ребенка есть настроение. Длительность каждого «сеанса» должна составлять 15-20 минут, не более, чтобы не пропал интерес к обучению.

Есть несколько проверенных способов научить ребенка читать по слогам.

Начните с алфавита

Использовать можно разные пособия
Обращаем ваше внимание, что малыш должен запомнить именно букву, а не рисунок рядом с ней. Если в книге буква Б означает барабан, то предложите кубик, на котором Б – это бегемот
После чего используются символы без картинок

Можно приобрести набор букв на магнитах. Позже они пригодятся для составления слов.
Не надо учить буквы по порядку. Начните с гласных (А, О, У, Э, Ы) и звонких согласных (М, Л, Н…).
Не старайтесь научить ребенка всем звукам за один раз. Изучайте по несколько каждый день.
Нужно начинать не с букв, а со звуков: не Б, а . Ведь дальше нужно научить ребенка «сливать» звуки. Эти знания звуков подкрепляем графическим написанием в виде буквы

Очень важно тренировать и зрительную память, и слуховую.
При этом не нужно пояснять, какой из звуков гласный, а какой согласный. Лучшим объяснением будет следующее: этот звук можно пропеть, а этот обрывается, не поется, произносится с преградами.
Лучшим решением будет выполнять упражнения играя

Причем выбирать нужно подвижные игры. Через движение ребенку легче воспринимать мир. Предложите вместе лепить буквы из пластилина; рисовать мелками на асфальте, а затем прыгать по ним; разукрасить в альбоме; вырезать из цветной бумаги.
Перед изучением нового не забывайте припомнить пройденный материал – его нужно закрепить.
Не ждите того момента, когда алфавит будет изучен полностью

Начинайте складывать уже выученные буквы!
Главная задача — научить ребенка произносить звуки слитно.
Очень важно не торопить и не заставлять. Продолжайте учить буквы (точнее, звуки, которые они обозначают) и образуйте из них слоги

Сначала открытые, начинающиеся с сонорных согласных («МА», «ЛА», «ЛУ»), затем слоги с глухими и шипящими согласными – «ЖИ», «ШИ», «ШУ».
Когда открытые слоги усвоены, переходите к другому типу — слогам, которые заканчиваются на согласную, — «АМ», «УС», «АС».
Изучив алфавит, научившись складывать слоги, ребенок может переходить к чтению

Начинать лучше с простых слов.
Уделяйте внимание произношению. Учите малыша делать паузы между словами и предложениями, соблюдать интонацию

Не нужно торопиться. Даже когда все буквы и слоги уже выучены, чтение не будет легким. Помогут книги с большими картинками и крупным шрифтом.

Заключение

Итак, мы постарались разобраться в том, как научить дошкольника читать. Специалисты советуют перед обучением убедиться в том, что ребёнок действительно готов к усвоению новых знаний. Ни в коем случае нельзя форсировать события, заставлять малыша учить буквы и слоги. Главное – подойти к процессу с умом, начинать с малого, переходить к более сложным заданиям.

Ну и не забывайте о том, что дошкольник – маленький ребёнок, ведущей деятельности которого является игра. Поэтому следует обучать чтению не на домашних уроках, а в игровой форме. Следование всем этим правилам позволит просто и без особых проблем научить вашего любимого малыша читать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector