Как научить ребенка выговаривать букву [л]: в домашних условиях
Содержание:
- Как научить малыша говорить
- Как предупредить недостатки речи
- Методы и упражнения
- Ход занятия.
- Что мешает ребенку выговаривать р
- Есть два надежных способа вызывать у ребенка звук «Л»
- Логопедические занятия: закрепление произношения
- Как научить ребёнка говорить Л. Основные рекомендации
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнения для произношения звуков
- Правильная артикуляция
Как научить малыша говорить
Первые признаки речи возникают у малыша еще в возрасте 4 месяцев. Именно в этот период маленький ребенок начинает издавать звуки, которые принято называть гулением. Изначально они непродолжительные. Постепенно у ребенка появляется уверенность и он начинает издавать более продолжительные звуки. Конечно же, речь в этом возрасте лишена смысла. Это больше является признаком того, что малыш в прекрасном настроении. Рекомендации и полезные советы для развития речи и что бы научить малыша говорить в этот период заключаются в следующем:
Чаще общайтесь с ребенком. Добивайтесь его ответа любым звуком или же смехом
Завладевайте вниманием малыша при помощи игрушек, произнося при этом четко их название
В восемь месяцев у ребенка начинают формироваться отдельные слоги. Это можно сравнить с лепетом. В этом возрасте дети уже способны подражать определенным звукам. Также малыш способен сделать интонацию своей речи более выразительной.
В этом возрасте дети произносят слова на разный лад, при этом ударение и интонация произвольно видоизменяется. Чтобы научить ребенка говорить, именно в этот период необходимо чаще общаться с ребенком, показывать ему игрушки и предметы, четко произносить их название, а также рассказывать про животных и объяснять различные действия. Все нужно делать четко и ясно, чтобы ребенок точно понял о чем вы говорите. Стоит побуждать малыша совершать определенные действия, например, открыть рот, подать игрушку. Не стоит заменять название предметов более упрощенными, так как это только замедляет развитие речи. Эти мелкие советы помогут вам научить ребенка правильно говорить слова и звуки со временем.
Совместные игры
Конечно, не стоит в этот период использовать те слова, которые сложны для восприятия. В полтора года малыш уже способен изъясняться словами. Его словарный запас в этом возрасте должен состоять, как минимум, из сорока слов. При этом основная нагрузка ложится на собеседника, так как он должен тщательно описывать окружающий мир, животных и предметы, применяя в своей речи глаголы, прилагательные и прочие части речи. Также следует указывать на взаимосвязь между отдельными частями речи, например: «Посмотри, котик играет с солнечным зайчиком». В этом возрасти наступает момент, когда необходимо обращаться к малышу уже с более сложными просьбами, например, попросите его принести ручку или открыть книгу малышку. В этот период следует сделать акцент на увеличение запаса слов у ребенка. К двухлетнему возрасту словарный запас малыша должен составлять не менее 300 слов. В три года малыш должен уже уметь использовать придаточные предложения. В этом возрасте необходимо стимулировать свое чадо к изменению окончаний отдельных слов, а также согласование их в предложении. Чтобы ребенок почувствовал уверенность, необходимо поощрять его стремление говорить. Перейдем к следующим советам как научить правильно говорить ребенка и произносить слово мама, папа и разные звуки такие как ш, л, р, ж.
Как предупредить недостатки речи
Родители должны помнить, что их поведение тоже может сказаться на развитии речи малыша. Как же должны вести себя родители, если хотят, чтобы речь их ребенка формировалась без лишних сложностей?
- В первую очередь, с малышом необходимо разговаривать медленно, спокойно. Это связано с тем, что вследствие недостаточно развитого слухового восприятия, ребенок не успеет услышать и распознать речь взрослого.
- Необходимо подсказывать ребенку как правильно произнести слово, которое он затрудняется сказать. Обычно малыши с удовольствием повторяют за взрослыми. Только не надо забывать, что излишняя требовательность может обидеть ребенка, и он может совсем замкнуться.
- Не желательно перегружать ребенка ранним изучением букв и чтению, особенно если это делается без его желания, так как ожидаемый результат может быть обратным.
- Ошибочно принуждать ребенка раннего возраста к рассказыванию стихов перед гостями. Это большой стресс для малыша, у которого речь еще не до конца сформировалась. Впоследствии такие ошибки взрослых .
- При позднем развитии речи не следует паниковать, необходимо просто больше уделять внимания речевым играм с ребенком для того, чтобы пополнять его пассивный словарный запас.
- Кроме того, предупреждению недостатков речевого развития способствует нормальное функционирование других речевых органов (слухового, голосового, дыхательного аппарата, зрения, обоняния, осязания), слаженная работа которых способствует формированию правильной речи.
Не забудьте, работа по развитию речи не заканчивается быстро. Это длительный процесс. Необходимо постоянно расширять словарный запас малыша, читать ему книги, составлять рассказы по картинам, по впечатлениям, которые у него возникли. Всячески побуждать ребенка к общению, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки, давая ему при этом образец правильной речи.
Вашему вниманию предлагаем следующее видео, в котором можно подробно рассмотреть постановку звука «Л» в домашних условиях.
Постановка мягкого звука «Ль» рассмотрена в следующем видео.
Методы и упражнения
В этом подразделе рассмотрим, как научить ребенка выговаривать Л. Ежегодно множество людей заключают браки, но вместе с тем, ежегодно фиксируется и довольно большое число разводов. При разводе сложным вопросом является раздел имущества , ведь не всегда удается найти компромисс при делении совместно нажитого. Раздел можно выполнить по обоюдной договоренности, а если еж так не получается, необходимо обратиться в суд, где имущество будет поделено в соответствии с законом. Есть упражнения для тренировки речевого аппарата, выполняя которые, можно попробовать справиться с проблемой самостоятельно
Однако важно проводить их регулярно
Занятия длятся не более 10 минут, но их выполняют ежедневно. Малыш должен выказать желание заниматься, его нельзя ругать за промахи. Не забывайте хвалить даже за незначительные, по вашему мнению, успехи. Занятия происходят в форме игры с привлечением любимых игрушек. С ними дошкольник будет охотнее выполнять упражнения и выговаривать букву Л сможет уже спустя несколько недель.
Первое упражнение – на дыхание. Практически все звуки говорятся на выдохе без раздувания щек
С ребенком можно надувать шарики, мыльные пузыри, дуть на перышко, одуванчик или бумажный кораблик в воде, еще интереснее – гасить свечи.
Перед тем как научиться выговаривать букву Л, важно понять, как правильно ставить язык во время этого. Используйте упражнение под названием «Лошадка»
Выполняйте его вместе со своим сыном или дочкой. При этом вы должны стоять перед ним, чтобы он видел, как вы это делаете. Цокайте, как лошадка, громко и тихо, быстро и медленно. Только следите, чтобы нижняя челюсть при этом не шевелилась. После этого цокайте почти беззвучно. Предложите малышу повторить за вами.
Упражнение «Фен» поможет правильно дышать. Нужно коснуться язычком верхних зубов, как бы прикусив. Рот при этом не сомкнут, а приоткрыт. Потом выдыхать так, чтобы воздух шел по бокам с двух сторон. Чтобы проверить, корректно ли вы все делаете, дышите на вату или перышко.
Упражнение «Мурзик»: нужно облизать верхнюю губу, но только не от края до края, а сверху вниз. Язычок не вытягивать в трубочку: край должен быть широким, а рот – слегка приоткрытым.
Упражнение «Позвони мне». Для того необходимо упереться кончиком языка в передние зубы и сильно давить, как на кнопку телефона. При этом говорить. Должно выходить подобие «Л».
Рассматривая то, как научить выговаривать Л, стоит упомянуть, что вначале пытаются воспроизводить «Л» твердую. Только потом – мягкую. Также следует постоянно повторять слоги с «Л», слова, которые начинаются на нее. Не страшно, если вначале язык будет как бы застревать между зубами: после можно пытаться говорить, пряча его.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, гости! Здравствуй, мой друг!
Улыбнемся всем вокруг! (улыбаются друг другу)
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
«Приходит» Бабушка Загадушка.
Логопед. – Бабушка Загадушка в гости к нам пришла,
Интересную историю она нам принесла.
— Есть домик звуков в чудесной стране,
Звуки тайну расскажут и мне, и тебе.
(Перед ребенком выставляется картинка домика звуков.)
— В этом домике звуков есть два этажа –
Это как зубки наши, в два ряда.
— На втором, на этаже,
Веселый звук поселился уже.
Лог. — Сегодня всё занятие Бабушка Загадушка будет помогать тебе узнавать много нового.
Лог. – Бабушка Загадушка интересуется, какой же звук уже поселился в домике? Разгадай загадку и ты тогда сможешь ответить на вопрос Бабушки Загадушки.
Лог. — Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
— Что это?
Лог. — Да, это лук.
Логопед показывает картинку с изображением лука.
Лог. — Какой первый звук слышишь в слове лук?
Р.: Звук .
Лог. – Так ответь, какой же звук уже поселился в домике?
Лог. – Ой, смотри, как удивилась Бабушка Загадушка! Не знаешь, почему?
— А я знаю! Ты не четко сказал в слове лук звук .
— Как ты думаешь, чему ты на занятии будешь учиться?
2. Сообщение темы занятия.
Лог. –Правильно. Ты будешь сегодня учиться правильно и красиво произносить звук , коротко и протяжно. Учиться слышать его в словах, определять его место в слове. А на занятии тебя ждет много увлекательного и интересного.
3. Артикуляционная гимнастика.
— Б. -З. предлагает тебе выполнить специальную гимнастику. Чтобы научиться правильно произносить звук, нужно хорошо подготовить органы речи.
Лог. – Бабушка Загадушка приготовила для тебя сказку о «Веселом Язычке».
— Жил-был Язычок в своем домике, рано утром проснулся, сел и потянулся….
4. Уточнение артикуляции звука .
Лог. — Посмотри на язычок, когда он произносит звук . (Логопед показывает изображение профиля звука). Расскажи, как расположены органы речи, когда мы произносим этот звук.
— Где находится кончик языка?
Р.: Кончик языка вверху.
Зубы сомкнуты или раскрыты?
Р.: Раскрыты.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?
Р.: Нет.
— Как мы произносим этот звук? Протяжно или отрывисто, коротко?
— Произносим с голосом или без голоса?
5. Постановка звука .
Подготовка к постановке звука.
Лог. – У Бабушки Загадушки дома за печкой послилась мышка, поможем ей поймать мышку?
1. Упражнение «Поймай мышку за хвостик».
Ребенок показывает упр. (а-а-а-л-широкий язык зажать зубами).
Логопед использует два способа постановки.
2. По подражанию
Лог. – Бабушка Загадушка предлагает поиграть в кораблики.Давайте покажем корабль и погудим: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля. Гудок.
— Погуди как корабль (л-л-л-л-л).Широкий кончик языка зажать передними зубам, на альвеолы.
3. От межзубного звука .
Лог. – А теперь покажем Бабушке Загадушке, как мы умеем играть в самолетик. Ставим мотор. Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка, заводим мотор, гудим, длительно произносим звук . Взлетаем, язык стукнет по верхним зубам и залетел в ротик. Получается твердый звук .
После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет.
6. Физминутка «Самолет».
Лог. – А теперь давай немного отдохнем и полетаем на самолете.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
1, 2, 3, 4 – полетел наш самолет.
8. Автоматизация поставленного звука в закрытых слогах.
Лог. – Споем песенки для нашей Бабушки Загадушки?
ла-ла-ла
ло-ло-ло
лу-лу-лу
лы-лы-лы
лэ-лэ-лэ
Лог. — Молодец!
7. Развитие фонематических процессов.
Лог. – Бабушка Загадушка очень рада за тебя, что ты научился говорить звук . Она предлагает тебе немного поиграть в игру «Поймай звук». Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком , лови его, хлопай в ладоши. Назови место этого звука в слове. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.
Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук .
Лог. – А сейчас поиграем еще в игру «Четвертый лишний». Лишними будут те слова, в названии которых нет звука . Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.
8. Подведение итогов занятия.
Лог. — Какой звук тебе помогла научиться произносить Б. -З. ?
— Звук .
— Как произносится звук ? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).
— Какие упражнения тебе нужно выполнять дома для тренировки много раз?
Лог. – Вот и занятию конец,
А кто работал – молодец.
Бабушка Загадушка откроет свой ларец,
И подарит леденец!
Что мешает ребенку выговаривать р
Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.
Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.
Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.
Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.
Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.
Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.
Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.
Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.
Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.
Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).
Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.
Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции
Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно
Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.
Есть два надежных способа вызывать у ребенка звук «Л»
- Ребенок должен улыбнуться, чуть приоткрыть рот и упереть сильный кончик языка в верхние зубы (или чуть подальше). Кончик языка обязательно должен быть напряжен. Когда правильное положение будет достигнуто, попросите ребенка включить голос. Велика вероятность, что появиться чистый и правильный звук «Л». Если этого не случилось, то переходим ко второму способу.
- Второй способ – произнесение звука «Л», с языком, зажатым между зубами. Поиграйте с малышом в игру «Ловим мышку». Попросите ребенка протяжно произнести звук «А», а потом, раз, и прикусить кончик язычка (поймать мышку). Когда ребенок будет прикусывать язычок, возникнет звук «Л». То есть во время упражнения, Вы будете слышать «аааЛ», «аааЛ».
Более подробно посмотреть, как научить ребенка выговаривать звук «Л» можно на видео:
Теперь, когда звук возник, необходимо приступить к его закреплению в речи ребенка. Сначала нужно добиться четкого произнесения звука «Л» в слогах (ла, ло,лу,лы). Затем, нужно отработать правильное произношение звука «Л» в словах (лак, лом). Когда ребенок научится уверенно произносить «Л» в словах переходите к коротким предложениям и словосочетаниям (у лапы лапа). И далее по нарастающей – длинные предложения, стихи, рассказы. Необходимый речевой материал – слоги, слова, предложения, тесты со звуком «Л» можно придумывать самим или брать из пособий.
Обратите внимание, если вы поставили звук вторым способом, то закреплять звук «Л» в речи ребенка придется два раза! Первый раз – вы закрепляете звук «Л» в положение — язык между зубками. Второй раз – в положение языка за зубками (это правильное положение для звука «Л»)
Логопедические занятия: закрепление произношения
Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:
1. «Дорожка». На бумажном листе чертится дорожка от написанной буквы к нарисованному предмету, в названии которого имеется эта буква. Пациент двигает пальцем от буквы по линии к рисунку, произнося проблемный согласный, в конце пути называет нарисованный предмет.
2. «Лиса и колобки». Вырезается фигурка лисы и 10 колобков. Логопед просит пациента назвать определенное слово. Если задание выполняется успешно, то колобок убегает от лисы, если нет, то лиса съедает очередной колобок.
3. Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.
4. Логопедические карточки со звуком Л.
Обычно со всеми вышеперечисленными занятиями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а логопедические тренировки в домашних условиях так и не дали положительного результата, то требуется помощь логопеда.
Как научить ребёнка говорить Л. Основные рекомендации
Научить ребёнка выговаривать «л» можно, воспользовавшись такими рекомендациями:
- Для начала родители должны рассказать своему малышу об основных речевых органах, которые принимают участие в формировании звуков. Рекомендуем сделать с малышом несколько артикуляционных упражнений, представив их в форме увлекательной сказки. Такая игра позволит незаметно и весело провести тренировку мышц языка, щёк и губ;
- Ребёнок должен постоянно работать над постановкой речевого дыхания, а родителям необходимо помогать ему в этом. Учтите, что человеческая речь формируется во время выдоха. Неправильное звукопроизношение возникает вследствие неравномерного распределения воздуха во время выдоха. Именно поэтому для правильного проговаривания буквы «л» ребёнок научится правильной постановке дыхания. Развивать правильное дыхание ребёнок также может в игре. К примеру, задувать воображаемые свечи или пускать мыльные пузыри. Родители в процессе таких игр должны следить за тем, чтобы малыш набирал воздух не «за щёки», а в лёгкие;
- Стимуляции речевого развития способствуют также игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук и пальчиков. С малышом нужно чаще рисовать узоры, заниматься лепкой из пластилина или складыванием мозаики;
- Правильное произношение буквы «л» осуществляется с разомкнутыми зубами и чуть приоткрытым ртом. Кончик языка должен упереться в основание верхних зубов, а воздух в процессе произношения буквы «л» должен выходить по краям языка.
Логопедические упражнения для правильного произношения буквы «Л».
Чтобы узнать, как научить ребёнка выговаривать «л», родителям нужно получить консультацию логопеда. Рекомендуем выполнять комплекс таких упражнений (родители должны делать их вместе с ребёнком):
- «Ветерок» — ребёнок должен улыбнуться, слегка приоткрыв ротик. Затем кончик языка нужно слегка прижать зубами и попробовать подуть;
- «Лошадка» — для выполнения этого упражнения ребёнку нужно снова улыбнуться, продемонстрировав зубки. Дальше ему нужно предложить поцокать, как лошадка, но при этом стараться не двигать нижней челюстью и постепенно наращивая скорость звукопроизношения;
- «Пароходный гул» — ребёнок должен произнести долгий звук «ы» с приоткрытым ртом. При произношении кончик языка нужно опустить вниз, а корень – наоборот, поднять вверх;
- «Варенье» — предложите ребёнку облизать широким кончиком языка верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз. При выполнении данного упражнения двигать нижней челюстью нельзя.
Чем старше ребёнок, тем сложнее будет исправить неправильное произношение букв. Если родители замечают неправильное произношение буквы «л», необходимо сразу же посетить с ребёнком логопеда и начать выполнение корректирующих упражнений.
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:
Упражнения для разминки
- Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
- Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
Упражнения постановки от звука
В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных , , .
Упражнения постановки от звука
произносить легче, чем твердый . Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.
Упражнения постановки от звука
Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал»
Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».
Упражнения постановки от звука от
Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».
Упражнения для произношения звуков
Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях. 1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:
- «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
- «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).
В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
«В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку она сидит».
2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».
5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
- Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
- На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
- Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь.
Правильная артикуляция
Скорректировать неправильное произношение звуков поможет артикуляционная гимнастика. Она необходима, чтобы натренировать язык, растянуть уздечку, размять губы и щёчки малыша. Всё это подготовит его речевой аппарат к чёткому и твёрдому выговариванию слов.
Основы правильной артикуляции:
губы растянуты в улыбке, зубки чуть прикрыты. Кончик языка упирается в верхние центральные резцы или десну;
освоение речевого дыхания: ребёнок издаёт звук, сильная струя воздуха огибает языка и выходит изо рта. Это важный момент. Речь происходит на выдохе, поэтому неправильное распределение воздуха сильно искажает произношение. Развить дыхание помогает игра с мыльными пузырями
Важно, чтобы кроха набирал воздух в лёгкие, а не в щёки;
голосовые связки сомкнуты. Прислонить ладонь к горлу: при произношении звука будет чувствоваться вибрация.
Дети — большие любители погримасничать, можно использовать это, обучая ребёнка правильному выговариванию буквы “Л”:
- улыбка. Попросить кроху широко улыбнуться, не разжимая при этом губы. Продержаться нужно 8-10 сек. Повторять упражнение 6-7 раз в день;
- лошадка. Малыш старается имитировать цоканье копыт. Пусть ребёнок улыбнётся, приоткрыв ротик, и в таком положении пощёлкает языком, сначала медленно, затем всё быстрее. Работать должен только язык, нижняя челюсть не двигается;
- маляр. Язык поглаживает нёбо, как будто красит его. Движения: от зубов и вглубь рта;
- качели. Поочередно толкать кончиком языка верхние и нижние зубы, постепенно увеличивая темп. Нужно сделать 6-8 повторов. Цель упражнения — научиться быстро менять положения языка. Этот навык пригодится для осваивания слогов, где буква “Л” сочетается с гласными: “ла”, “ло”, “ил”, “ул” и др.;
- варенье. Ротик приоткрыт. Языком малыш облизывает верхнюю губу: вверх-вниз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться. Если упражнение не получается, то сперва надо научить кроху держать расслабленный, высунутый язык на нижней губе. Можно предложить посоревноваться с крохой, кто дольше продержится в этом положении. Затем язычок можно поднять, дотрагиваясь им до верхней губы;
- трубочка. Сворачивать язык в трубочку как можно сильнее;
- чистим зубы. Двигать язык по внутренней стороне верхнего ряда зубов: справа-налево и обратно;
- ветерок. Рот приоткрыт в улыбке. Ребёнок прикусывает язык и выдувает воздух. Должно образоваться 2 струи. Для проверки правильности выполнения упражнения, можно поднести ко рту пёрышко или ленточку, это простимулирует и разнообразит занятие ребенка;
- пароходный гудок. Малыш открывает рот и длительно произносит звук . При этом кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу;
- грибок. Выполняется путем сильного прижатия языка к нёбу.
Все упражнения проводятся вместе перед зеркалом: малыш должен видеть движения родителей и повторять их. Цель занятий — развить подвижность языка и правильно отрегулировать воздушный поток на выдохе.