Логопедический массаж для детей с нарушениями речи
Содержание:
- Результаты логопедического массажа
- Цены на логопедический массаж
- Виды логомассажа
- Польза и цели логопедического массажа
- Причины нарушений речи
- Для чего нужен логопедический массаж
- Цель
- Как проводится логомассаж?
- Кому необходим логомассаж и как его проводят
- Массаж языка для коррекции речи
- Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка
- Коррекция и лечение алалии
- Массаж ложками
- Пальчиковый логомассаж для развития речи
- Показания для проведения
- Польза логопедического массажа
Результаты логопедического массажа
Метод позволяет изменить состояние мышц, нервных волокон, сосудов речевого аппарата. Данная техника дает возможность ускорить процесс нормализации произношения, а также эмоционального состояния детей с дефектами речи. Массаж способен благоприятно отразиться на тканях, улучшить секреторную функцию кожи и активизировать кровоснабжение и лимфоток. Это приводит к улучшению обменных процессов, снабжения тканей кислородом.
Ритмические движения специалиста ускоряют отток венозной крови, улучшается функция лимфатических сосудов, меняется структура мышечной системы (возрастает эластичность волокон мускулатуры, сила сокращения, работоспособность). Применение различных техник дает возможность снизить тонус спастичных мышц и поднять его при вялых парезах.
Таким образом, логопедический массаж позволяет получить следующие эффекты:
- нормализация мышечного тонуса, процессов сокращения мускулатуры;
- стимуляция мышц, отвечающих за постановку тех или иных звуков;
- стимуляция кровообращения, ускорение проведения нервных импульсов;
- купирование спазма;
- помощь в понимании ребенком контролируемых и неконтролируемых зон речевого аппарата и управлении ими;
- уменьшение слюноотделения, обусловленного заболеваниями нервной системы;
- укрепление глоточного рефлекса;
- облегчение процесса коррекции звукопроизношения.
Специалист по логопедическому массажу проведет сеанс в рамках приема, а также обязательно расскажет о том, как вы можете закрепить полученные результаты дома. Он разъяснит некоторые приемы, чтобы вы могли самостоятельно стимулировать развитие речевого аппарата ребенка.
Цены на логопедический массаж
Виды занятий | Стоимость 1 занятия / сеанса | Длительность 1 занятия / сеанса | Рекомендуем занятий/сеансов |
Логомассаж классический | 800/1000 руб. | 45 мин. | индивидуально |
Логомассаж сенсорный | 800/1 000 руб. | 15 мин. | от 2 раз в неделю |
Групповое занятие логоритмикой | 600/800 руб. | 45/60 мин | 1 раз в неделю |
Центр «Доброе Слово» проводит курсы логомассажа для детей разного возраста, страдающих от речевых патологий. Мы работаем как с младенцами, так и с подростками. Логомассаж выполняют опытные специалисты, обладающие соответствующей квалификацией. Мы применяем проверенные методы, имеющие доказанную эффективность.
Виды логомассажа
Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:
- Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
- Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
- Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
- Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
- Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.
Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.
Польза и цели логопедического массажа
Главные цели проведения массажа следующие:
- достижение точной артикуляции звуков;
- улучшение состояния голосовых связок;
- нормализация респирации в процессе речи;
- предотвращение психологического напряжения по причине речевых дефектов;
- общее повышение качества речи и работы речевого аппарата.
Массаж помогает нормализовать мышечный тонус общей, артикуляционной и мимической мускулатуры, снижает проявление параличей и парезов этих мышц, снижает патологические движения речевой мускулатуры. Иногда процедура проводится для устранения чрезмерного слюноотделения у детей, которое также мешает нормальной дикции.
Причины нарушений речи
В настоящее время все чаще родители обращаются к специалистам из-за различных нарушений речи у ребенка. Дети поздно начинают говорить. Первые слова появляются только после 1 года, а первые предложения — к трем годам, иногда позже. Из-за позднего речевого развития речь у детей «смазанная». Зачастую дошкольник 5-6 лет не произносит 12 звуков, а бывает, и больше. В словах дети пропускают или переставляют слоги. Нарушен грамматический строй родного языка. Ребенок с трудом пересказывает небольшие тексты, а самому придумать историю очень тяжело. В чем же причины такого неблагоприятного развития речи?
Простудные заболевания во время беременности
Порой будущие мамы не придают банальному насморку никакого значения. Напрасно, ведь даже легкие инфекции, особенно на ранних сроках беременности несут угрозу для развития речевых функций в будущем у ребенка.
Во время родов травмировали шейный отдел позвоночника у ребенка
Когда малыш рождается, врач прописывает носить специальный воротник для лечения кривошеи. Родители одевали в роддоме малышу воротник, а дома забывали. В будущем подобная травма может привести к различным нарушениям речи.
Детские инфекции в раннем возрасте малыша
Каждый ребенок болеет в возрасте до трех лет. В детском саду малыш болеет довольно часто, пока организм не адаптируется к коллективу. Но в результате организм может слабеть и развитие речи замедляется.
Травмы головы в первый год жизни
Маленькие непоседы так и лезут везде. Особенно их интересуют «вершины». Ребенок до трех лет не может не упасть со стола или стула хоть один раз, от неудачных катаний с горок тоже никто не застрахован. Но вряд ли родители задумываются, что даже малейшая травма головы может привести к речевой патологии.
Озвученные игрушки для детей
Они есть в доме у каждого. С первого взгляда, кажется, что именно такая игрушка нужна малышу, она современная и самая лучшая. Однако, чтобы с ней играть, не нужно прилагать никаких речевых усилий: чайники сами «шипят», утюги — «свистят», пупсики — смеются и плачут. Очень тревожно, когда малыш играет, а звуков и слов не произносит.
Гомогенизированное питание
Питание детей до трех лет из баночек промышленного производства не дает развития артикуляционному аппарату ребенка. Родители зачастую слишком долго измельчают ребенку пищу блендером. Пюреобразная еда не стимулирует малыша к жеванию.
Недоношенность
Современная медицина выхаживает даже глубоко недоношенных детей. Недоношенные дети чаще болеют, чем доношенные, физическое развитие порой отстает и многим таким малышам не избежать проблем с речью.
Для чего нужен логопедический массаж
Логопедический массаж позволяет расслабить или укрепить артикуляционные мышцы, стимулирует чувствительность мышц. Показанием к процедуре является наличие следующих проблем у ребенка:
- короткая подъязычная уздечка — это одна из причин дислалий — нарушений речи, при котором нет поражений центральной нервной системы и органа слуха, поэтому основная работа ведется с артикуляционным аппаратом;
- ринолалия — нарушение звукопроизношения вследствие патологии носовой полости и ротоглотки;
- непроизвольное слюноотделение, одной из причин которого является потеря тонуса мышц языка;
- нарушение голоса — малыш тихо говорит, при этом у него может быть чувство «кома» и тяжести при разговоре;
- алалия — отсутствие или недоразвитие речи, причиной которого является повреждение речевых центров головного мозга;
- дисграфия — нарушение письменной речи;
- нарушение тонуса мышц как в сторону повышения, так и в сторону понижения, которые участвуют в звукопроизношении;
- заикание невротической природы;
- невнятная речь.
Цель
Массажные процедуры положительно воздействуют на организм: стимулируют секреторную способность кожи, улучшают питание кожно-мышечных слоёв, нормализуют метаболизм, циркуляцию лимфы и крови. Отмечается расширение капилляров, улучшается кислородный обмен между кровью и тканями. Специальные массажные движения ускоряют приток артериальной и отток венозной крови, повышают проходимость лимфатических сосудов.
Мышечные ткани под влиянием процедур значительно изменяются в наилучшую сторону: становятся более эластичными, крепкими, прочными, лучше сокращаются, быстрее регенерируются после нагрузок. Посредством логопедического массажного приёма ослабляются мышечные спазмы при чрезмерном тонусе и, наоборот, повышается тонус вялой артикуляционной мускулатуры. Благодаря этому без затруднений осуществляются активные движения частей артикуляционной системы.
Массажные процедуры положительно воздействуют на организм
Логопедический массаж в домашних условиях, имеет следующие цели:
- возобновление мышечного тонуса;
- стимулирование мышечных волокон периферической речевой системы, обладающих слабой сократительной способностью или вообще не сокращающихся;
- восстановление проприоцепции – мышечного чувства положения частей тела относительно друг друга и других объектов;
- приближение формирования произвольных движений артикуляционных органов;
- избавление от слюнотечения;
- улучшение глоточного рефлекса;
- стимулирование навыков произношения при торможении формирования речевых способностей.
Как проводится логомассаж?
Специалисты используют различные типы воздействий:
- поглаживание;
- пощипывание;
- растирание;
- разминание;
- поколачивание;
- вибрацию.
Каждый тип движений влияет на детей определенным образом. Например, энергичный, быстрый массаж заставляет мышцы сокращаться, а медленные поглаживания способствуют расслаблению. Комбинация разных типов воздействия дает возможность как понизить, так и повысить мышечный тонус. Поэтому такой массаж подходит для детей с разными нарушениями речевого развития.
Прежде чем приступить к занятиям логопед определяет тонус мышц юного пациента: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Он использует как визуальный осмотр, так и пальпацию. Специалист действует максимально аккуратно, стараясь не вызывать дискомфорта. Только после диагностики на основе полученных данных делается вывод о том, какие занятия потребуются.
Сотрудники центра «Доброе слово» чутко относятся к детям, с которыми работают. Они не сразу приступают к воздействию на язык, ведь перед этим обязательно нужно установить контакт, наладить хорошие отношения. Такой подход гарантирует максимальную эффективность.
Вам необходима помощь специалиста по массажу языка? Обращайтесь к нам, и мы окажем вам помощь на высоком профессиональном уровне. В нашей организации работают опытные высококвалифицированные специалисты, способные справиться даже с чрезвычайно сложными и необычными задачами. Мы поможем юному пациенту начать говорить, улучшить произношение, повысить коммуникационные навыки.
У вас есть вопросы про логомассаж для детей? Вы хотите больше узнать об этой методике, выяснить стоимость, продолжительность и расписание занятий? Наши сотрудники оперативно ответят, в том числе онлайн.
Кому необходим логомассаж и как его проводят
Логопедический массаж рекомендуется детям с тяжёлыми патологиями речи. Обычно его назначают с 4-х лет. В некоторых случаях (например, детям с ДЦП) сеансы нужно начинать раньше – иначе они попросту не заговорят.
Логомассаж понадобится детям с такими речевыми дефектами, как:
- Дизартрия – нарушение произношения, которое возникает из-за неправильной работы нервов речевого аппарата. При таком дефекте речь ребёнка смазанная и нечёткая. Логопедом проводится либо активизирующий, либо расслабляющий массаж – всё зависит от состояния мышц.
- Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, которое образуется из-за анатомического дефекта речевых органов (расщелин на лице). Ребёнок с таким дефектом говорит невнятно, “в нос”. Логопед использует активизирующие приёмы, так как в таком случае все мышцы вялые и малоподвижные.
- Заикание. Оно возникает из-за судорог в речевом аппарате. Судороги – это свидетельство слишком напряжённых мышц, которые логопед расслабляет с помощью уже описанных приёмов.
Логомассаж назначается и в тех случаях, когда ребёнок долго не может заговорить по непонятным причинам. В таком случае массаж окажет стимулирующее действие, активизируя зоны речи в головном мозге.
Проводят логопедический массаж для детей в тёплом помещении. Руки логопеда должны быть чистыми, ногти необходимо коротко остричь.
Первый сеанс логомассажа не должен превышать 5 минут. Постепенно сеанс увеличивают до 25 минут. При этом ребёнок не должен испытывать выраженных болевых ощущений. В противном случае, массаж следует прекратить.
Стандартный курс логомассажа включает в себя 20 сеансов. Оптимальным будет проводить эту процедуру 3 раза в неделю. После первого курса нужно дать ребёнку перерыв – 3 недели.
Массаж языка для коррекции речи
Сеанс проводится после удаления из полости рта остатков еды, спустя 1,5-2 часа после еды либо за 2 часа до кормления. Делаются поглаживающие движения языка по всем направлениям – это помогает активизировать максимальное количество мышц.
Массаж делается в следующей последовательности:
- Проработка продольной мышцы от основания к кончику языка.
- Стимуляция поперечной мышцы от центра к краям.
- Круговые и спиральные движения по всей площади.
- Похлопывания всей плоскости языка.
- Прижимание продольной мускулатуры.
- Массаж уздечки сверху вниз.
- С помощью тканевой салфетки делаются перетирающие движения.
Эта методика может использоваться и в домашних условиях.
Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка
Для его выполнения ребенок должен находиться в положении лежа. Для большей эффективности массажа можно дать малышу подержать во рту ромашковый отвар – это согреет мышцы языка. Эту процедуру нужно проводить только в одноразовых стерильных перчатках.
Если у ребенка нет никаких негативных реакций на использование зондов, шпателей, то лучше всего делать логомассаж языка ими. Также нужно учитывать и состояние рвотного рефлекса. Если он повышен, то язык должен находиться в ротовой полости. Если же он в пределах нормы – язык вытягивают вперед.
Весь массаж строится на выполнении движений по трем направлениям: по горизонтали, вертикали и поперек. Также если имеется отклонение языка в сторону, то делают упор на сторону, в которую он отклоняется. Ребенку нужно давать возможность проглотить слюну после каждого действия, особенно если у него имеется гиперсаливация.
Дополнить логомассаж языка можно артикуляционными упражнениями. В основе гимнастики должны быть базовые упражнения для губ и языка.
Коррекция и лечение алалии
Родители должны морально подготовиться, что лечить ребенка придется долго и тяжело. Коррекция должна быть комплексной и регулярной, она займет несколько лет. Без терапии алалия будет прогрессировать.
В коррекционных и логопедических центрах практикуют психолого-педагогические методы. Для восстановления структуры мозга требуется терапия медикаментами.
Логопед регулярно и поэтапно занимается с больным ребенком, стимулируя развитие устной речи. К следующему этапу переходит только после закрепления предыдущего.
Последовательность логопедических занятий при алалии:
- Стимуляция подражательной активности. Увеличение количества понимаемых слов. Обучение составлению аморфных слов (фрагментарных из детской речи).
- Получение навыка образования словоформ. Построение фраз из двух слов. Продолжение увеличения количества понимаемых понятий.
- Формирование грамматически верной фразы из 2-3 слов. Проговаривание слов из 3 слогов.
- Получение навыка простой связной речи. Работа над правильным проговариванием звуков. Построение фраз, в которых до 5 слов.
- Построение сложных многословных предложений. Обучение изменению слов.
Важное логопедическое мероприятие для лечения алалии – артикуляционный массаж. Ребенку легче даются основные коррекционные занятия, когда у него развита мускулатура органов артикуляции
Для массажа требуются логопедические зонды. Курс включает 8-10 сеансов.
Логопед может научить родителей проведению артикуляционного массажа в домашних условиях. Вместо логопедических зонтов используйте металлическую чайную ложку или пальцы. Все действия повторяйте 5 раз, перед каждым упражнением и после него поглаживайте лицо ребенка.
Массажные движения выполняйте в следующей очередности:
- от центра лба к вискам;
- на висках по движению стрелки;
- вокруг век;
- круговыми движениями на щеках;
- между бровями;
- нос, губы и язык.
Медикаментозная терапия – основная, ее цель – стимуляция восстановления корковых речевых центров. Применяют следующие препараты:
- Ноотропы. Стимулируют метаболизм в тканях головного мозга, делают нервные клетки более устойчивыми к вредным факторам. Детям наиболее часто назначают «Глицин», «Пирацетам».
- Антиоксиданты. Укрепляют нервные ткани, ускоряют их восстановление, повышают мозговую активность. Это «Токоферол», «Таксифолин».
- Препараты для улучшения циркуляции крови в мозге. Например, «Актовегин».
В действенности ноотропов и антиоксидантов при лечении алалии многие медицинские специалисты сомневаются. Зачастую улучшение речевых навыков связано с грамотной логопедической помощью и общеразвивающими занятиями, а его объясняют положительным действием вышеуказанных медикаментов. И уж точно улучшить речевые навыки ребенка не в силах витаминные комплексы и БАД.
При структурных патологиях коры головного мозга высокоэффективными оказываются физиотерапевтические мероприятия:
- электрофорез;
- магнитотерапия;
- лазерная терапия;
- дециметровая терапия;
- иглорефлексотерапия;
- электропунктура;
- лечение водами.
Рассмотрим подробнее особенности логопедической терапии разных форм алалии.
Моторной
Поскольку патология системная, упражнения должны затрагивать все нюансы речевого развития. При моторном нарушении задачи логопеда:
- стимулировать активность речи;
- скорректировать произношение звуков;
- развить связную фразовую речь;
- расширить общий и повседневный словарь;
- научить грамотному построению фраз.
Обязательные логопедические методы при моторной алалии – ритмика и массаж.
Сенсорной
При сенсорной форме алалии задачи логопеда:
- сформировать грамматически правильную речь;
- научить дифференциации фонем и неречевых звуков;
- развить навык различения слов, соотнесения понятий с определенными объектами;
- сформировать понимание словосочетаний и фраз.
При всех формах алалии при возможности не стоит затягивать с обучением ребенка письму и чтению, так ему будет легче закреплять логопедические навыки, следить за речью.
Смешанной
Поскольку смешанная форма алалии проявляется нарушением и понимания, и воспроизведения речи, то есть имеет наиболее тяжелую симптоматику, то терапия на нее почти не влияет. Несмотря на логопедические занятия и медикаментозное лечение, больной ребенок в психическом состоянии заметно отстает от сверстников.
Массаж ложками
Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:
- Выпуклой поверхность ложки поглаживается височная область.
- Аналогично поглаживаются глазные впадины. Двигаться нужно вдоль брови к внешней границе глаза. Под глазом движения осуществляются в обратном порядке.
- Делаются круговые поглаживания щек.
- Височная зона растирается горкой ложки по спирали. В конце нужно аккуратно нажать на обрабатываемую зону.
- Спиралевидными движениями горки ложки растирается зона между бровями.
- Ребром ложки массируются щеки от подбородка к глазам.
- Кончиком изделия растирается носогубная область.
- Легкими нажатиями конца ложки прорабатывается отдельно каждая губа.
- Зона скул и подбородка разминается круглой частью ложки круговыми движениями.
Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.
Пальчиковый логомассаж для развития речи
Данный вид манипуляций не имеет противопоказаний. Пальчиковый логопедический массаж можно делать детям до года. Суть метода заключается в воздействии на нервные окончания путем массирования фаланг пальцев. В результате несложных манипуляций происходит воздействие на речевые зоны коры головного мозга.
Начинать воздействие нужно с мизинца, от ногтя до основания. Нужно проработать каждый сустав. Упражнение нужно повторить на обеих руках.
Затем нужно слегка нажать на подушечки пальцев. Начинать манипуляцию необходимо с легким нажатий и постепенно увеличивать их силу.
После этого нужно приступить к воздействию на поверхность ладони, совершая круговые движения указательным пальцем. Чтобы ребенку было интересно, можно разнообразить упражнение потешками или считалками (например, «Сорока-белобока»). Затем нужно совершать круговые движения от края к центру ладони.
Для пальчикового массажа можно использовать мячик с шипами или специальный тренажер из дерева.
Показания для проведения
Тяжелые нарушения речи нередко сопровождаются проблемами с нервной системой. При дизартрии страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мышц. При такой патологии дети не могут переключать артикуляционные позы, ощущать тонкие движения языка и губ.
Ведущий дефект — нарушение фонематической стороны. Ребенок говорит:
- невнятно;
- искажая звуки;
- маловыразительно.
Лексика, грамматика не всегда страдают. При произношении звука язык отклоняется в сторону, либо ограничен в движениях. Кончик выступает между зубов, то есть появляется межзубное произношение.
При тяжелых нарушениях заметна асимметрия губ, напряженный, собранный в комок язык (либо он может быть вялым, расслабленным). Стертую форму дизартрии сложно определить, так как при ней страдает только произношение 1-2 групп звуков.
Использование массажных зондов для коррекции дислалии спорно. При нарушении страдает только произносительная сторона речи. Массаж укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука. Некоторые логопеды придерживаются мнения, что это лишнее.
При дислалии может быть укорочена подъязычная связка. Она ограничивает подвижность языка, нарушается ряд звуков (соноры, шипящие). Желательно хирургически подрезать ее, но не все родители на это согласны. Поэтому зондом уздечку растягивают, при легкой степени дефекта можно значительно улучшить ее эластичность.
Логопедический зондовый массаж назначают при алалии. При данной проблеме страдают определенные участки коры мозга. У ребенка нормальный физический слух, но в 4 года он не говорит. При моторной форме малыш понимает обращенную речь, но сам пользуется жестами.
Массаж стимулирует поступление сигналов в головной мозг, что способствует развитию пораженных отделов. После курса лечения появляются звукоподражания.
Причина ринолалии — это дефекты в строении речевого аппарата (расщелины губы, десны, нёба). После операции остаются рубцы, которые мешают подвижности органов. Зондами разминают швы, стимулируют работу мышц.
Дьякова рекомендует зондовый массаж для коррекции заикания. В основе дефекта судороги разного происхождения. Из-за напряжения мышц человеку сложно сказать что-то. Для расслабления используют массаж.
Польза логопедического массажа
Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:
- стимулировать развитие разговорной речи;
- разработать правильное произношение звуков и слов;
- нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
- развить спектр кинестетических ощущений;
- повысить эластичность мышечных волокон;
- восстановить голос и улучшить его качество;
- развить правильное дыхание;
- улучшить глотательные рефлексы.
Показания
Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:
- алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
- дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
- паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
- дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
- задержке развития речи и нарушениях голоса;
- заикании и дрожании связок;
- гипотонии и нарушении речевой деятельности;
- церебральном параличе.
Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.
Противопоказания
Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:
- повышенная температура, простуда и ОРЗ;
- воспаленные десна, герпес или стоматит;
- увеличенные лимфоузлы;
- кровотечения из носа;
- болезни кожи, аллергия или диатез;
- тошноту, рвоту, понос;
- болезни глаз;
- онкологию;
- психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
- эпилепсию;
- эмоциональную или физическую усталость.
Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают