Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

Содержание:

Прогноз

Научить ребенка говорить после 3-летнего рубежа достаточно сложно, поэтому на его речевые способности необходимо обращать внимание еще в год. Если своевременно оказать медицинскую помощь, строго следовать всем врачебным рекомендациям, то прогноз считается благоприятным, даже если причиной является патология центральной нервной системы, головного мозга и т

д. Практически в 90% ребенок начинает активно разговаривать.

Если самостоятельно решить проблему не получается, обязательно обратитесь к специалистам. Не стесняйтесь посещать психолога, который окажет квалифицированную помощь и малышу, и Вам (научит правильно общаться с ребенком, прививать навыки разговорной речи, относиться к проблеме спокойно). И тогда Ваш ребенок начнет разговаривать.

Что делать, если ребенку 5 лет, а он плохо говорит

Прежде всего родителям малыша, имеющего речевые проблемы, следует запастись терпением и настроиться на кропотливую и долговременную работу.

Вместе с лечением основного заболевания, повлекшего за собой отставание речевого развития, можно и нужно:

Наполнить домашнюю атмосферу теплом и уютом. Доброжелательность друг к другу всех членов семьи, отсутствие ссор и чересчур эмоционального выяснения отношений, благотворно скажутся на самочувствии ребенка.
Создать речевую среду для малыша, в которой ему будет легче наверстывать отставание

Что это значит? Направить на него свое внимание, комментировать все свои действия, вовлекать его в диалог, рассказывать о том, что происходит вокруг.
Совершать прогулки на природе. Наблюдая за жизнью растений, насекомых, птиц, являясь свидетелем природных явлений, ребенок познает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать.
Организовать общение с другими детьми

Это необязательно должны быть сверстники, главное — чтобы у вашего малыша было желание с ними общаться.
Выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Стимулируя те отделы головного мозга, которые отвечают за речевую функцию, гимнастика для пальчиков рук является необходимой составляющей работы при проблемах с речью. Тем более, что такие занятия как лепка, рисование, конструирование, шнуровка, мозаика, застегивание пуговиц и замков, пересыпание круп очень любимы детворой.
Практиковать артикуляционную и дыхательную гимнастики. Это нужно для развития мышц речевых органов, их подвижности и гибкости, а также для правильного дыхания при произнесении звуков.
Научиться простым приемам логопедического массажа. Растирание щек, похлопывание подушечками пальцев по подбородку и губам, бережное разминание мышц лица нормализует их тонус и координирует артикуляционные движения.
Читать детскую литературу. Сказки, стихи, рассказы будят воображение, позволяя проживать жизнь своих героев, которые побеждают зло, преодолевают трудности, помогают в беде, умеют прощать и любить. Это помогает в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка, формировании коммуникативных навыков.
Заниматься логоритмикой, выполняя движения под музыкальное или речевое сопровождение.

Индивидуальный темп развития

Если отставание небольшое и речь вашего малыша мало отличается от той, что произносят сверстники, то стоит ли вообще считать, что есть проблема? Возможно, ребенок в 4 года не говорит ровно так же, как сын соседки, из-за индивидуального темпа развития.

Бывает, что родители начинают переживать, если их ребенок сказал «мама» на месяц позже, чем ребенок друзей. Но подумайте, возможно, он раньше пошел, первый раз перевернулся и так далее. С небольшим отставанием малыш все же войдет в нужное русло и догонит по умению говорить своих одногодок.

Как ускорить процесс? Обычно ребенок плохо говорит в 4 года из-за отсутствия общения со сверстниками, то есть тот, что не посещает детский сад. Выход у вас один: отдайте малыша в сад, он в скором времени переймет от одногруппников слова и фразы, начнет общаться наравне.

Если ребенок посещает сад, но все равно отстает в развитии речи, то проконсультируйтесь с невропатологом, психологом, логопедом. Возможно, есть небольшие родовые или психологические травмы, а может, дело и правда в индивидуальном темпе развития.

Прогнозы

Признаки задержки речевого развития у детей 4 лет

На самом деле определить задержку в развитии речи у ребёнка можно уже в достаточно раннем возрасте. Однако если по каким-то причинам родители не обратили на это внимания в 2-3 года, то не понять этого, когда ребенку «стукнуло» 4 просто невозможно. Явными признаками задержки речевого развития (ЗРР) считаются:

  • речь состоит из практически непонятного набора звуков с явно выраженными интонациями;
  • наблюдается стремление общаться, но участие в разговоре в основном происходит при помощи жестикуляции и мимики с использованием примитивных речевых конструкций;
  • явное нежелание повторять слова за родителями, игнорирование обучающих занятий, малый словарный запас, как правило, в районе 20-30 слов, часть слов заменяется звуковыми имитациями, характерными для самых маленьких деток;
  • неумение выполнять озвученные и не подкреплённые жестами просьбы из двух действий, например: иди к столу и возьми мячик.

Любой из этих признаков требует скорейшего обращения к специалисту. И нет ничего страшного, даже если тревога окажется ложной.

Нарушения слуха

Если малыш не говорит к четырем годам совсем или все его фразы сбиты, непонятны даже самые простые слова, то, возможно, у него нарушения слуха. Когда малыш плохо воспринимает слова на слух, он не может их правильно воспроизвести. И дело может крыться не в полной глухоте, которая определяется раньше, а в частичной, которую можно не заметить даже очень внимательному родителю.

Глухота у ребенка может быть наследственной или приобретенной: внутриутробное инфицирование, осложнения при беременности мамы, травмы при родах, осложнения после простудных заболеваний в младенчестве. Здесь потребуется квалифицированная помощь отоларинголога, невролога, логопеда, педиатра и так далее.

Пока проходите курс лечения, не отчаивайтесь и не останавливайте обучение малыша. Начните говорить более громко и четко, занимайтесь с ребенком, вместе проговаривая фразы, читая стихи, пойте песни — все это очень помогает в развитии речи, а стихи и песни проще и легче воспринимаются на слух, даже ослабленный.

Почему ребенок не говорит: причины

Существует несколько категорий причин, почему ребенок не говорит в 3 года: физиологические, психологические, социальные.

Не всегда речевое развитие малыша идет согласно вышеперечисленным нормам и если это так на это существуют причины

Наблюдая за малышом важно понять, его развитие просто запаздывает, либо у него есть серьезные отклонения. Если ребенок 3 года не разговаривает и не произносит даже простые слова скорее всего речь идет о каком-то серьезном нарушении

Если же, его развитие просто запаздывает, такую ситуацию можно легко скорректировать при помощи занятий и упражнений.

Специалисты выделяют несколько групп причин того, почему ребенок не разговаривает в этом возрасте.

Физиологические причины

  1. Внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), перенесенные инфекции матери, интоксикация лекарственными препаратами.
  2. Родовая травма, инфицирование во время родов.
  3. Недоношенность, а также течение других тяжелых заболеваний, которые могут тормозить речевое развитие.
  4. Наследственность, когда у кого-то из родственников есть серьезные речевые нарушения, либо они также поздно заговорили.
  5. Аномалии развития языка, губ, неба.
  6. Нарушения слуха: тугоухость, глухота.
  7. Психические заболевания (аутизм).

Психологические причины

  1. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, скандалы родителей).
  2. Сильный стресс или испуг ребенка.
  3. Отсутствие эмоционального контакта между малышом и родителями.
  4. Недостаток общения крохи и его родителей.
  5. Гиперопека (ребенок плохо говорит, когда родители его излишне опекают, выполняя любую его прихоть).
  6. Насильственные попытки научить ребенка говорить.

Социальные причины:

  1. Неполная семья или отсутствие родителей.
  2. Асоциальное поведение родителей и близких людей.
  3. Неограниченный доступ ребенка к современным гаджетам: планшету, телефону, компьютеру, телевизору.

Что делать, если в 4 года малыш плохо говорит

Разобравшись с вопросом «Кто виноват?», следует приступить к поиску ответа на вопрос «Что делать?». А делать надо. Причём, срочно. Уже в этом возрасте коррекция речевого недоразвития – дело непростое, а дальше будет ещё труднее. К тому же через несколько лет ребёнку придётся идти в школу, где недостаточно развитая речь может привести, как минимум, к насмешкам, постоянным конфликтам и плохой успеваемости.

Что же делать родителям? Для начала малыша надо показать логопеду. Он уже сможет примерно определить, с чем связано отставание в развитии речи, и посоветует к какому специалисту обратиться. Чаще всего помимо данного доктора к работе с ребёнком приходится подключать педагога-дефектолога. Ну а в случаях, когда данное отклонение связано с каким-либо заболеванием, то возможно потребуется даже медикаментозное лечение.

Однако каким бы выдающимся не был бы специалист, основная нагрузка по развитию речи у ребёнка в 4 года всё равно ложится на его родителей. Доктор посоветует и научит нужным упражнениям, которыми нужно будет заниматься с малышом. Методики могут быть самыми разнообразными, к примеру:

  • логоритмика – сочетание движения, музыки и простых двустиший или четверостиший;
  • артикуляционная гимнастика – игровые упражнения, позволяющие освоить движения языка, губ и гортани;
  • развитие мелкой моторики – как это не удивительно, но мелкая моторика и речь очень тесно связаны, т.ч. соответствующим упражнениям тоже придётся научиться.

Кстати, все эти упражнения будут полезны и для малышей, у которых с речью в четырёхлетнем возрасте проблем не наблюдается.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Во сколько лет дети должны говорить и что именно?

Прежде чем начинать бить тревогу и жаловаться, что ребенок в 4 года плохо говорит (что делать с этим, мы расскажем далее), нужно разобраться, что и во сколько лет говорят дети по нормам. Если ваш малыш четырех лет произносит невнятно некоторые слова, это еще не повод для беспокойства. Чтобы точно понять, нужна ли вам помощь, сопоставьте следующие данные с развитием вашего чада:

  1. К году малыши уже очень активно общаются, и на смену агуканью приходят односложные «дай», «гав», «на» и тому подобное и повторяющиеся слоги «ма-ма», «па-па» и так далее.
  2. К полутора годам, крайний срок к двум, словарный запас расширяется, появляются простые фразы (пусть и не четкие) наподобие «Миша будет кушать», «пойдем гулять» и так далее. Если ребенок до сих пор общается отдельными слогами, то это должно насторожить, и нужно будет посетить логопеда в первую очередь.
  3. С трех лет малыш уже простыми фразами может описать происходящее, картинку из книжки, задавать вопросы.
  4. Ребенок плохо говорит в 4 года — это когда он до сих пор не может описать картинку, составить по ней простой рассказ, описать происходящее или какое-либо явление, не умеет составлять сложные предложения и до сих пор общается самыми простыми фразами.

Если малыш хорошо говорит, но редко, он, скорее всего, просто молчун. Но может быть, проблема и в психологическом плане, давайте будем разбираться в том, почему ребенок не говорит в 4 года (совсем, или говорит, но редко) или почему он говорит плохо. По каждой причине будут предложены варианты решения проблемы.

Негативное отношение ребенка к разговорам

И такое тоже бывает. Многие родители охают и ахают, как только услышат от своего чада новое слово, а то и словосочетание, а потом надоедают ребенку с просьбами сказать так бабушке, дедушке, соседке и так далее. Стремление «разговорить» малыша может обернуться негативно. Ребенку надоест повторять заезженную фразу всем подряд, и каждое произнесенное слово будет только его утомлять, вызывать негативные ассоциации.

Как поступить? Да просто прекратите надоедать ребенку с просьбой сказать то-то и то-то. Через некоторое время малыш отдохнет от назойливости и станет нормально общаться, задавать вопросы, отвечать на них, пополнять словарный запас.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Что делать, если ребенок не говорит или говорит плохо в 4 года?

ЗРР нужно лечить, причем комплексно. В зависимости от запущенности ситуации могут быть назначены медикаментозные средства, занятия у логопеда, проведение логопедических упражнений дома, физиотерапия.

Лечение препаратами

Назначение медикаментозных препаратов не исключается, но давать их ребенку нужно только с назначения врача, а не самостоятельно. Чаще прописывают ноотропы, активизирующие выработку нейронов мозга:

  • «Лецитин»;
  • «Энцефабол»;
  • «Кортексин»;
  • «Актовегин»;
  • «Нейромультивит».

Также прописывают «Когитиум» – препарат, который нормализует работу зон головного мозга, отвечающих за формирование речи человека.

Педагогические методики развития речи

Препараты в основном оказывают стимулирующее работу головного мозга действие, но это никоим образом не панацея от задержки речевого развития. Ребенку обязательно нужно пройти курс коррекции у логопеда и дефектолога.

Цель логопеда – научить ребенка правильному проговариванию звуков, слогов и слов, грамотному построению фраз. В основном этот специалист работает как раз с детьми от 4 лет.

Дефектолог старается повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Специалист применяет систематические корректирующие игры, которые устраняют негативные факторы развития и восстанавливают функцию речи. Применяется и популярная ныне сказкотерапия, а также используется метод звукового подражания, гимнастика языка и лица, развитие мелкой моторики и т.д.

Самыми эффективными упражнениями, которые можно проделывать и дома, считаются дыхательные:

  • налить в блюдце воду, ребенок должен дуть на нее с разной силой;
  • при помощи трубочки создавать пузырьки в воде;
  • привязать к ниткам небольшие бумажные фигурки, на которые ребенку нужно дуть.

Видимый результат приносят и упражнения для мелкой моторики рук, например, лепка из теста или пластилина, сборка мозаики, поделки из природных материалов.

Врач-дефектолог начинает работать с детьми в возрасте от 2 лет. Современные медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с нарушением развития речи – как групповые, так и индивидуальные.

Физиотерапия

Процедуры физиотерапии направлены на улучшение работы отделов головного мозга, повышение умственных и коммуникативных способностей ребенка, улучшение дикции и четкости речи. К физиотерапевтическим методам при ЗРР относятся:

  • магнитотерапия;
  • электрорефлексотерапия;
  • лазеротерапия.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения направлены на освоение ребенком правильного использования во время речи губ, языка, твердого неба и гортани, которые способствуют четкой речи. Продолжительность гимнастики составляет не более 10 минут при условии ежедневного выполнения.

Самыми простыми гимнастическими артикуляционными элементами являются:

  • умение растягивать губы в улыбке, при этом не размыкая зубов;
  • простая улыбка или смех;
  • укладывание язычка на нижней губе так, чтобы он был плоским;
  • умение «прятать» губы – поочередно и вместе.

Освоив эти упражнения, можно переходить к следующим, чуть более сложным:

  • перемещение языка от одного уголка рта к другому;
  • передвижение языка вверх и вниз, вправо и влево по нижним и по верхним зубам;
  • перемещение языка от одной щеки к другой.

Вспомогательные методы лечения

Хороший результат оказывают следующие методы, которые используются как вспомогательные к основным:

  • дельфинотерапия – посещение дельфинария и прямой контакт ребенка с этими животными (можно заменить на общение с другими животными – лошадьми, собаками);
  • арт-терапия – рисование кисточками и пальцами;
  • остеопатия – массаж тела ребенка, который стимулирует нормальную работу всего организма;
  • различные уроки развития, связанные с творчеством: лепка, сборка пазлов, конструирование и т.п.

Задержка развития речи в 4 года – частая причина обращения родителей к специалистам. Этому способствуют и собственные переживания, и давление со стороны окружающих, и сравнивание своего ребенка с его сверстниками. Но каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему. Промолчав до 4 лет, он может резко начать хорошо и уверенно говорить. Однако консультация врачей в любом случае не повредит.

5 Боится экспериментировать, не решается на новое

Речь — это еще и проявление спонтанности. Ребенок начинает лепетать и совсем не контролирует этот процесс, не думает о нем

Очень важно, чтобы он чувствовал себя свободно, комфортно. Может ли ребенок свободно передвигаться по комнате, есть ли у него возможность поиграть с игрушками так, как он хочет? Насколько он может проявить спонтанность, игривость?

Если ребенок боится проявить себя, он играет в однообразные игры, редко изменяет правила и свое поведение, а если и решится на что-то новое, обязательно наткнется на строгое родительское «нельзя» — и вряд ли быстро начнет говорить. Ведь речь — это тоже новое и неизвестное. Кто его знает, скажет еще чего, снова все будут недовольны. Лучше уж молчать. Так проще, так безопаснее.

Ключевые этапы развития речи у детей

Безусловно, родителям 5-летнего молчуна уже давно следовало обратиться за помощью к специалистам. В обобщенном виде речь у детей развивается по таким этапам:

  • до 1 года – произношение звуков, пробы использования артикуляционного аппарата;
  • 1 год – первые простые односложные слова, запас которых при хорошем развитии насчитывает до 10 штук;
  • 2 года – построение простых фраз и словосочетаний, расширение словаря;
  • 3 года – построение предложений, ответы на вопросы, обильная и ясная речь, чтение стихов наизусть;
  • 4 года – грамотное построение фраз, сложных и простых предложений с применением различных частей речи;
  • 5 лет – хорошо сформированная речь, которая близка к речи взрослых; правильное произношение всех звуков;
  • 6 лет – развитая связная речь, которая необходима для последующего школьного обучения чтению и письму.

Очевидно, что молчание малыша в 5 лет является явным отклонением от нормы. И если плохие разговорные навыки в 3-4 года можно списать на индивидуальные особенности развития, то отсутствие речи в 5 лет уже свидетельствует о необходимости обращения к специалистам.

2 Ребенок обижается: «Я с тобой не разговариваю»

В каких случаях человек молчит? Когда обижается. И фраза есть распространенная: «Я с тобой не разговариваю».

Здесь рекомендую обратить внимание на контакт с ребенком: насколько родители его слышат и принимают, удовлетворяют ли физические и психологические потребности. Если малыш не получает желанного контакта, он может «обидеться» и замолчать

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно. Если он не чувствует стабильности и предсказуемости, вся его энергия будет уходить на борьбу с тревогой, но не на развитие

Он должен быть уверен: если он ляжет спать, то обязательно проснется утром; если мама уйдет на улицу, то всегда вернется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector