Упражнения артикуляционной гимнастики для звука «р»
Содержание:
- Упражнения
- Постановка звука Р
- Работа логопеда
- Что мешает ребенку выговаривать «р»
- Артикуляция звука [Ц]
- Основные упражнения
- Причины отсутствия «Р»
- Geely полностью рассекретила обновленный Geometry A Pro, который готовили для российского рынка
- СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
- Первые тревожные симптомы того, что женщина не может забеременеть
- Рекомендации по автоматизации звука
- 5 правил на пути к правильной речи
- Основные артикуляционные упражнения
Упражнения
- «Моторчик». Цель этого упражнения воспроизвести звучание мотора, который напоминает звук р. Ребенка просят к верхнему небу прижать язык, под него покласть пальчик. Также можно использовать ватную палочку. Малыша просят сильно выдохнуть, при этом произнести протяжное «д». В то же время необходимо совершать колебательное движение ватной палочкой или пальчиком ребенка из стороны в сторону. Если все сделано правильно, Вы услышите вибрацию и звук схожий с р. Это будет показателем того, что мотор был заведен.
- «Маляр». Название упражнений связано с тем, что ребенок должен водить язычком по внутренней стороне ротовой полости, как-бы окрашивая стенки зубов, щечек, неба. Данное упражнение нужно делать взад — вперед.
- «Грибочек». Язычок, держась центральной позиции, должен прикоснуться к небу и удерживаться на протяжении 10 секунд. Такое название данное упражнение получило, благодаря тому, что уздечка, которая будет в данный момент натянута под языком, схожа с грибной ножкой.
- Предложите ребенку порычать, пусть он имитирует тигра. Это упражнение можно делать вместе с малышом — он будет маленьким тигренком, а Вы взрослому зверю.
Для растягивания уздечки
Важно выполнять каждое задание без спешки при этом раскрывать широко рот. Родители должны понимать, что гимнастика для развития речи оказывает серьезную нагрузку на язык крохи, поэтому так важно время от времени делать перерыв. «Футбол»
Малыш должен по очереди касаться левой и правой щеки, имитируя катание мячика в ротовой полости. «Качели». Попросите ребенка, как можно шире раскрыть рот, а теперь пусть подвигает язычком то вниз, то вверх, дотрагиваясь до зубов. После нескольких повторений, необходимо остановить язычок сверху в ротовой полости, удерживать его на протяжении 15 секунд. «Тянемся до подбородка». Задание ребенка постараться вытянуть язык так, чтоб он направлялся в сторону подбородка, попытался до него дотянуться. «Котенок». Для выполнения данного упражнения, родители должны налить в емкость какое-то лакомство. Задача ребенка слизывать его, копируя действия котенка. «Тянемся до носика». Пусть карапуз откроет рот и улыбнется, его задача широким кончиком язычка пытаться дотянуться до носика, после чего опускать его, касаясь верхней губы
«Футбол». Малыш должен по очереди касаться левой и правой щеки, имитируя катание мячика в ротовой полости. «Качели». Попросите ребенка, как можно шире раскрыть рот, а теперь пусть подвигает язычком то вниз, то вверх, дотрагиваясь до зубов. После нескольких повторений, необходимо остановить язычок сверху в ротовой полости, удерживать его на протяжении 15 секунд. «Тянемся до подбородка». Задание ребенка постараться вытянуть язык так, чтоб он направлялся в сторону подбородка, попытался до него дотянуться. «Котенок». Для выполнения данного упражнения, родители должны налить в емкость какое-то лакомство. Задача ребенка слизывать его, копируя действия котенка. «Тянемся до носика». Пусть карапуз откроет рот и улыбнется, его задача широким кончиком язычка пытаться дотянуться до носика, после чего опускать его, касаясь верхней губы
Важно, чтоб челюсть оставалась в неподвижном состоянии, а язык не сужался
При нехватке силы воздушной струи
- Перекатывание шариков. Пусть малыш надует щечки и пытается перекатить скопившийся воздух с одной стороны в другую, от щеки к щеке.
- Надуваем шарик. Пусть малыш постарается надуть обе щеки, как можно дольше удерживая воздух.
- Желобок. Задача ребенка расправленный язык определить на нижнюю губу, после чего слегка свернуть края, что позволит образовать желобок. Теперь пусть подует сквозь него.
- Также эффективными являются упражнения:
- можно привязать на нитку кусочек ваты, пусть малыш дует на нее, при этом мама удерживает ватку;
- положите перед ребенком на стол карандаш, пусть малыш постарается его сдвинуть силой своего дыхания;
- надувание мыльных пузырей;
- можно дуть на одуванчик.
Когда слабые мышцы языка
- Для укрепления мышечной системы языка подойдут упражнения, позволяющие ему перемещаться вверх и вниз.
- «Индюк». Ребенка просят слегка приоткрыть рот. Теперь необходимо, чтоб малыш аккуратно проводил языком по верхней губе взад-вперед. При этом он должен попытаться произнести пять раз подряд «бл», все время повышая темп.
- «Лошадка». Малыш должен имитировать цоканье лошади, щелкая язычком по небу.
Постановка звука Р
Занятия по постановке звуков важны не только для коррекции произношения, но также несут в себе развивающую функцию. Они помогают готовить артикуляционный аппарат и тренировать части лица для правильного произношения отдельных звуков.
Звук Р может быть твердым или мягким при произношении. При произнесении твердого Р рот должен быть открыт, а губы должны принимать положение в соответствии со следующим за Р гласным звуком. Передняя часть языка расширена и прогнута, а его боковые части соприкасаются с верхними зубами. При этом кончик упирается в основания верхних зубов и вибрирует при прохождении воздушной струи. Из-за вибрации сам звук Р тоже относится к вибрирующим. Струя воздуха при выдыхании будет проходить посередине, она должна выталкиваться с силой. Именно при прохождении струи через середину языка будет получаться Р.
При обучении ребенка правильной постановке звука Р можно не рассказывать все этапы артикуляции, но важно показать правильное положение губ и языка на наглядном примере
Работа логопеда
С дикционными проблемами поможет справиться квалифицированный логопед, который определяет причину неправильного произношения, изучает характер говора, распознает структуру нарушений. Для постановки точного диагноза он направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к невропатологу, который может выявить проблему в головном мозге (ребенок может не говорить «р» при дислалии, дизартрии, брадилалии).
Доктор проводит занятия с малышом на протяжении минимум 2-х месяцев. Он обязательно проконсультирует родителей о правилах развития речи:
- разъяснение точности расположения артикуляционных органов;
- демонстрация правильности произношения;
- объяснение необходимости вибрации языка;
- использование дополнительных приспособлений (ватных палочек, зондов, сосок и т. д.).
Что мешает ребенку выговаривать «р»
Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.
Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.
Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.
Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.
Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.
Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.
Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.
Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.
Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.
Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).
Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.
Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду
Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.
Артикуляция звука [Ц]
Она представляет собой тесное соединение смычного согласного и щелевого :
- в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
- мягкое нёбо поднято;
- голосовые связки разомкнуты;
- вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука .
Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Гимнастика для языка
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
Дыхательная гимнастика
«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Основные упражнения
Познакомимся с наиболее эффективными артикуляционными упражнениями для звука . Их несколько.
«Конфетка»
В «сладость» на некоторое время перевоплотится язык.
- Нужно упереть кончик языка в щеку.
- Движением руки нажать на щеку, стараясь вернуть язычок на место.
Упражнение просто в исполнении, повеселит малыша, параллельно улучшит кровообращение в речевом аппарате и укрепит мышцы.
«Лошадка»
Упражнение поможет укрепить языковые мышцы.
- Нужно улыбнуться, показав верхние и нижние зубы.
- Рот должен быть приоткрыт.
- Совершать движения языком, имитируя цокот копыт лошади.
«Косточка»
Для выполнения этого простого задания потребуется счетная палочка, которая на время и станет «косточкой». Она аккуратно помещается за верхними зубами-резцами, после чего прижимается языком. Упражнение статическое, необходимо зафиксировать положение и удерживать его 10-20 секунд.
Затем «косточка» размещается на нижние зубы и также фиксируется. Рот при этом необходимо как можно шире открыть.
«Маляр»
Делается во время улыбки.
- Рот должен быт открытым.
- Нижняя челюсть и губы не двигаются.
- Задача малыша – при помощи кончика языка погладить твердое небо, имитируя движения кистью вперед и назад.
Работать надо старательно, язык должен достигать зубов, но не высовываться.
«Колечко»
Для выполнения задания потребуется задействовать и кисти рук.
- Следует создать «колечко», соединив большой и указательный пальцы.
- Теперь сложенные пальцы подносятся к губам.
- Задача ребенка – высунуть язык и постараться протиснуть его в кружок.
- После выполнения язычок обязательно расслабляют, опустив вниз в высунутом положении.
«Чистим зубы»
Порядок действий таков:
- рот открыт широко;
- ребенок должен улыбнуться;
- кончик языка разместить у корней верхних зубов;
- при помощи кончика совершать движения, имитирующие чистку зубов щеткой, слева направо.
Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть сохраняла свое положение, – движется только язык.
«Гармошка»
Очень полезно для развития уздечки. Техника выполнения такова:
- расположить язык так, чтобы он упирался в небо и «присосать к небу»;
- постараться открыть рот широко;
- закрыть его;
- повторить несколько раз.
«Грибок»
Еще одно хорошее упражнение артикуляционной гимнастики. Выполняется так:
- язык широкий, плотно расположен у неба (присосался);
- рот следует открыть максимально широко;
- почувствовать напряжение уздечки.
Зафиксировать положение на 10 секунд, после чего расслабиться.
«Чашечка»
Выполняется при расслабленном языке. Рот открыт, язык высовывается, располагается на нижней губе, при этом ему придается форма чашечки (для этого его боковые части и кончик слегка поднимаются вверх и закругляются).
Если упражнение не получается, необходимо сначала расслабить язык, слегка пошлепав его верхней губой и несколько раз произнося слог «пя».
Чтобы правильно выполнять артикуляционную гимнастику, следует тренироваться как можно чаще – сначала перед зеркалом, потом и без его помощи. Если же успехов не наблюдается, необходимо посетить логопеда и получить консультацию – возможно, ребенку потребуется профессиональная помощь.
Причины отсутствия «Р»
Проблемы с речевым дыханием
Прямая взаимосвязь между дыханием и правильной речью очень тесная. При отсутствии каких-либо проблем ребёнок делает вдох через нос. Но по ряду причин дыхание может стать ротовым или смешанным, что приводит к деформации носовой структуры, слабости круговой мышцы рта, неестественному смещению или опущению языка. Чаще всего варианты подобной проблемы проявляются следующим образом:
- выдох прерывистый, короткий, с постепенным ускорением;
- дыхание аритмичное и поверхностное;
- при вдохе и выдохе ребёнок подёргивает плечами или головой, сильно напрягает лицевые и шейные мышцы;
- дыхание происходит с задержкой или дополнительными вдохами;
- ребёнок говорит как на выдохе, так и на вдохе;
- ритм дыхания легко сбивается при эмоциональной или физической нагрузке;
- струя воздуха очень слабая, проходит между краем языка и щекой, создавая таким образом хлюпающее звучание.
Неправильный прикус
У аномалий в соотношении верхнего и нижнего зубного ряда множество своих причин: от наследственности и вредных детских привычек до недоразвития челюстных мышц и внутриутробных патологий у матери. Основные виды патологического прикуса, из-за которого страдает звукопроизношение, это:
- прогнатический – верхняя челюсть сильно смещена вперёд;
- прогенический – вперёд чрезмерно смещается нижняя челюсть;
- перекрёстный – зубы разного размера, формы и смещены в горизонтальной плоскости, верхняя или нижняя челюсть чрезмерно смещена влево или вправо;
- открытый – даже при сомкнутых зубах между верхним и нижним рядами сохраняется щель.
Приступить к исправлению прикуса не поздно в любом возрасте, однако не забывайте о том, что чем позже начнётся коррекция, тем она будет сложнее и продолжительней.
Нарушения в речевом слухе
Под речевым слухом подразумеваются такие естественные способности ребёнка:
- чувство темпа речи и способность его воспроизвести (ритмический);
- умение безошибочно узнавать и различать речевые фонемы (фонематический);
- восприятие речевой мелодики (звуковысотный);
- восприятие звуков, разных по звучанию, громкости и высоте (физический);
- умение правильно услышать и повторить изменения в голосовом тембре (тональный).
Недостаточное развитие артикуляционного аппарата
Для постановки звука Р большое значение имеет физиология и состояние мышц языка, круговой мышцы рта, подвижность губ, щёк и даже нижней челюсти. Язык может быть или слишком большой и массивный, или наоборот очень маленький, а губы – короткие, толстые и малоподвижные. При помощи простых тестов в виде специальных упражнений логопед оценивает состояние артикуляционного аппарата малыша и подбирает наиболее оптимальные подготовительные упражнения для постановки Р в ближайшей перспективе.
Индивидуальное строение уздечки
Существенно укороченная подъязычная связка создаёт серьёзные препятствия для подвижности языка, тем самым автоматически приводя к дефектному произношению Р. Внимательные родители подобную патологию могут обнаружить самостоятельно по следующим признакам:
- ребёнку крайне сложно дотягиваться кончиком языка до верхних передних зубов и нёба;
- на просьбу показать язычок наблюдается раздвоенная, плоская или квадратная его форма;
- у малыша большие трудности с быстрым перемещением языка во рту из стороны в сторону;
- в процессе приёма твёрдой пищи у ребёнка нередко возникает рвотный рефлекс;
- произношение Л, а также всех звонких и шипящих звуков – нечёткое.
Geely полностью рассекретила обновленный Geometry A Pro, который готовили для российского рынка
СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
Формирование навыка правильного звукопроизношения
Цель этого этапа — добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положении органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.
Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, логопед на первых порах не говорит ребенку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание. Например, при постановке звука з педагог, создавая правильную артикуляционную базу, говорит ребенку: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть прикрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос». Если ребенок выполнял все инструкции правильно, у него получится чистый звук з. (Если звук искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции.) Как только логопед услышит правильно произнесенный звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так позвени». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты длительно звук з: ззз».
Различают три основных способа постановки звука.
Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль) Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках
При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (педагог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с.
Второй способ— с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с, логопед плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.
Третий способ— смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.
При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей воспитателю, что следует делать в том или ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.
К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук
(но не звукоподражание).
Первые тревожные симптомы того, что женщина не может забеременеть
Рекомендации по автоматизации звука
Как только у ребенка получилось выговорить Р, начинайте его автоматизацию в слогах. Перед этим упражняйтесь в произнесении длинного раскатистого звука, пускай язык привыкнет к ощущению вибрации. Обычно закрепляют правильное произношение в прямых слогах (РА, РО, РУ), но в случае со звуком Р некоторым детям проще, когда он находится в твердой позиции, а не когда органы артикуляции занимают положение последующего гласного.
На этапе закрепления в слогах используйте слоговые дорожки, чистоговорки. Приступайте к закреплению в словах, только когда ребенок будет уверенно произносить Р в слогах. Предлагайте такие задания: придумывать слова на этот звук, называть все предметы, например, в комнате, в которых есть этот звук. Для тренировки правильного произношения во фразах подойдут короткие стихи, можно составлять фразы из предложенных слов, скороговорки.
Затем идет автоматизация в предложениях и связной речи. Ребенок может составлять рассказы по картинке, из предложенного списка слов. Взрослый может придумать сказку про звук Р и предложить ребенку ее пересказать. Параллельно нужно проводить работу над соотнесением звука с буквой: прописывайте букву Р, выкладывайте ее из подручных материалов.
В начале этапа автоматизации в заданиях речевой материал должен быть насыщен звуком Р. Органы артикуляции должны запомнить правильное положение при произношении, а ребенок фиксирует его правильное звучание в речи. Также в логопедических упражнениях на звук Р в самом начале закрепления взрослый произносит его вместе с ребенком, потом ребенок его повторяет. А потом логопед или родители просят его самостоятельно сказать. При подборе речевого материала не используйте слова с использованием мягкого варианта Р и звука Л и Л`. Речевой материал должен соответствовать детскому восприятию.
5 правил на пути к правильной речи
- Перестаем паниковать. Звук Р считается самым коварным среди остальных звуков. Чаще всего в речи он появляется в возрасте 5-6 лет.
- Начинаем поиски хорошего логопеда. Звук Р трудный и его постановкой должен заниматься специалист. Только он сможет учесть подвижность и тонус языка и многое другое. Искать специалиста можно различными способами: на сайтах, по отзывам знакомых, обратиться за помощью к логопеду в детском саду. Главное найти того, с кем ребенок сможет комфортно и продуктивно заниматься.
- Следуем советам врача. Логопед может попросить у вас заключение невролога или психолого-медико-педагогической комиссии. Не нужно пренебрегать этим требованиям, не всегда проблемы в речи обусловлены возрастными причинами. Иногда за нарушение речи отвечают неврологические заболевания. Бояться этого не нужно. Грамотное лечение у невролога ускорит процесс совершенствования речи.
- Совместная работа. Логопед работает всегда в паре с родителем. Вы никогда не добьетесь положительных результатов, если не будете контролировать процесс. Все домашние задания и упражнения, которые прописывает вам логопед, вы должны выполнять дома вместе с ребенком.
- Часто нарушения в произношении буквы Р связаны с ограниченной подвижностью языка. Эффективно решить эту проблему помогут артикуляционные упражнения для звука Р.
Основные артикуляционные упражнения
«Орешек» (или «конфетка»)
В данном упражнении роли орешка или конфетки выступает язык. Он упирается в щеку и его необходимо как бы вытолкнуть рукой, нажимая на щеку. Данное упражнение укрепляет мышцы и стимулирует кровообращение.
«Колечко»
Указательный и большой палец необходимо сложить в форме колечка небольшого диаметра и проталкивать в это колечко язык. Чем уже колечка, тем эффективнее упражнение. После упражнения язык необходимо расслабить, высунув его изо рта и свесить вниз.
«Косточка»
Артикуляционная гимнастика для звука «р» в данном упражнении выполняется при помощи счетной палочки, которая выполняет роль косточки. Ее необходимо разместить за верхними резцами и прижать языком. Мысленно досчитав до 10-20, косточку можно убирать.
Далее, необходимо проделать то же самое, но на этот раз, косточка помещается на нижние резцы
Очень важно, чтобы при выполнении данного упражнения, рот был максимально открыт. Чем дольше выполняется упражнение, тем толще должна быть косточка
Многие предпочитают со счетной палочки, переходить на карандаш или ручку.
«Гармошка»
Язык упирается в небо, после чего нужно закрывать и открывать рот. Для усиления эффекта, можно двигать челюстью из стороны в сторону. (Упражнение для уздечки).
Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки. Многие испытывают затруднение, выполняя данную процедуру, потому что не могут расслабить язык. Достаточно просто пошлепать его верхней губой. Чтобы было проще понять, как именно это сделать, положите язык на нижнюю губу в форме чашечки и проговорите «пя, пя, пя!» Затем рекомендуется мысленно досчитать до десяти и подержать язык расслабленным.
«Налей в чашечку воды»
Данное упражнение поможет тем людям, которые не могут придать языку форму чашечки. В шприц набирается вода, после чего необходимо капнуть немного воды на язык и попытаться ее удержать.
Зачастую, форма чашечки автоматически будет достигнута. Все вышеперечисленные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы больше понимать насколько хорошо они получаются.
«Фокус» (или «парашютик»)
Немаловажную роль в произношении играет дыхание. Проблема многих людей заключается в том, что они просто не умеют дуть на язык. Многие вдыхают воздух носом и пытаясь произнести звук «р» выдыхают воздух через нос, что и является причиной некорректного произношения. Какое упражнение поможет решить данную проблему?
Упражнение очень простое, но крайне эффективное. На кончик носа кладется небольшой кусочек ватки, затем язык нужно сложить в форме чашечки таким образом, что при выдохе сдуть ватку с носа.