Артикуляционная гимнастика

Причины дизартрии

Как было сказано ранее, дизартрия — заболевание, связанное не только с логопедическими, но и с психиатрическими и неврологическими нарушениями. Потому и причины возникновения этого расстройства исходят из этих предпосылок.

Нередко дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, подразумевая те же причины появления. Это поражения центральной нервной системы органического характера. Как правило, возникают эти нарушения во внутриутробном периоде, во время родов или же в период раннего развития — до двух-трех лет. Если говорить о периоде беременности, то факторами появления дизартрии могут выступить токсикозы, гипоксия плода, конфликт резус-факторов, соматические заболевания матери. В период раннего развития и во время разрешения матери причинами появления нарушения могут стать патологическое течение родов, травмы, асфиксия, ядерная желтуха. Нарушение также может проявиться и у недоношенных детей. Дети, страдающие ДЦП, в большинстве своем также имеют это логопедическое заболевание — процент поражения составляет практически 100%.

Нейроинфекции (например, менингит или энцефалит) часто также несут появление дизартрии. Помимо них, факторами появления являются гнойный отит, гидроцефалия, черепно-мозговые травмы, интоксикация, протекающая в тяжелой форме. Чаще всего ей сопутствуют и поражения ЦНС.

Несмотря на то, что заболевание чаще всего появляется в детском возрасте, и у взрослых людей может возникнуть дизартрия. В большинстве случаев это обусловлено перенесенными травмами и поражениями ЦНС (инсульты, черепно-мозговые травмы тяжелой степени). Нейрохирургические вмешательства и опухоли головного мозга также могут повлиять на состояние речевого аппарата пациента. Кроме того, дизартрия появляется у больных с рассеянным склерозом и другими заболеваниями этой группы, болезнью Паркинсона, миастенией, миотонией, атеросклерозом, олигофренией и так далее. Проще говоря, в большинстве случаев дизартрию сопровождает тяжелое поражение нервной системы и нарушение деятельности головного мозга.

Обследование мышц языка

Задание 1. Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 2. Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 3. Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернуть его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить повороты 5 раз.

Задание 4. Присасывая язык-лопату к нёбу, а потом отрывая от него, пощелкать языком вначале при сомкнутых, затем при раскрытых челюстях. Повторить 5 раз.

Задание 5. Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

Задание 6. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. Затем с помощью губ, постепенно сжимающих боковые края языка, свернуть его в трубочку. Кончик языка свободен, по середине языка может беспрепятственно проходить воздух. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

 Если ребенок не смог самостоятельно или с вашей помощью выполнить перечисленные выше  задания, то речь может идти о патологии мышц языка.

Оцениваем

1. Строение: толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, массивный, без особенностей.

3.  Подвижность: не нарушена, нарушена (гиперкинезы, синкинезии)

4. Объём выполняемых движений: полный, движения выполняются неточно, не полный объём движений, объём движений ограничен, малоподвижный, движение языка замедленные, с затруднениями, язык вялый, переключаемость движений нарушена, при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается, нарушены движения кончика языка

5. Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония.

6. Ассиметрия.

7. Девиация.

8. Саливация.

Образование приставочных глаголов («Что делает мальчик? по картинкам»):

Лет

Мальчик выходит из дома. _______________________________________________________________

Мальчик отходит от дома. ________________________________________________________________

Мальчик подходит к магазину. ____________________________________________________________

16 стр., 7870 слов

Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах

… и разные игрушки. Взрослые своим отношением направляют занятия и игры мальчиков и девочек, — скажем, мальчик, играющий в куклы, как правило, вызывает насмешливые замечания окружающих. Взрослые … разумеется, вовсе не означает, что дифференцированный подход к нравственному воспитанию мальчиков и девочек излишен. Напротив, для успешного нравственного воспитания младших школьников недостаточно знать …

Мальчик переходит улицу. ________________________________________________________________

Мальчик обходит лужу. __________________________________________________________________

Мальчик входит в дом. ___________________________________________________________________

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата. 

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая  – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;  
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.  

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой. 

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика. 

Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих. 

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Лечение

Логопедическая коррекция считается успешной для большинства ошибок артикуляции. Коррекционные занятия показаны, когда артикуляция у ребенка такова, что речь его непонятна, когда ребенок, страдающий нарушением артикуляции, старше 6 лет, когда речевые трудности явно вызывают осложнения в обращении со сверстниками, трудности в учебе и отрицательно влияют на формирование собственного образа, когда нарушения артикуляции настолько тяжелы, что неправильно произносится много согласных, и когда ошибки включают пропуски и замены фонем, а не искажения.

Список литературы

Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008

Профилактика

Достаточно часто родители детей, страдающих дизартрией, винят в этом себя. Но данное речевое нарушение во многих случаях развивается по независящим от человека причинам. Предсказать развитие дизартрии во внутриутробном периоде не сможет ни один врач, но соблюдение беременной женщиной таких правил позволит снизить риск развития всевозможных патологий ЦНС:

Своевременное обращение к врачу и постановка на учет. В современной медицине принято наблюдать женщину на протяжении всего периода беременности. С помощью различных исследований, врачи оценивают состояние плода, снижают риски развития различных патологий и т.д. Но многие женщины пренебрегают этим, несвоевременно обращаются к специалистам или вовсе не становятся на учет. Развитие патологии предсказать сложно, но ее можно вовремя заметить и принять соответствующие меры. Чем раньше это будет сделано, тем выше шанс родить здорового ребенка.
Правильное питание и отказ от вредных привычек. Как бы банально это ни звучало, но этот аспект очень важен для здоровья не только будущей мамы, но и ее малыша. Чтобы плод формировался правильно, необходимо обеспечить организм достаточным количеством полезных микроэлементов. Прием лекарств, спиртосодержащих напитков и курение может внести нежелательные коррективы в процесс формирования жизненно важных органов и ЦНС

Особенно важно следить за рационом в первый триместр беременности.
Отказаться на время от посещения общественных мест, особенно в период повышенной заболеваемости гриппом и другими инфекционными заболеваниями.

Избегайте стрессов, больше времени проводите на свежем воздухе, старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Для предотвращения развития дизартрии в раннем детстве, необходимо обеспечить ребенку правильный уход. Травмы головы и всевозможные заболевания, особенно инфекционные, подрывают здоровье малыша и негативно сказываются на его развитии.

Будьте внимательны к себе и к своему ребенку, ваше здоровье в ваших руках!

Похожие термины:

  • пространственное соотношение истинных голосовых складок (связок: сомкнуты или разомкнуты) во время произношения звуков речи и фонации. См.: Фонация.

  • пространственное положения верхней и нижней губ по отношению друг друга или верхних резцов во время произношения звуков речи.

  • рабочие движения языка в пределах зон артикуляции звуков, необходимые для звукопроизношения. См.: Зоны артикуляционные.

  • (см. артикуляция) — произнесение звука с опущенным мягким нёбом и продвинутым вперед маленьким язычком.

  • рабочие движения мягкого неба и язычка, заключающиеся в открытии или закрытии прохода воздушной струи в носовую полость во время фонации и звукопроизношения.

  • (см. артикуляция) — произнесение звука с приподнятым мягким нёбом к задней стенке глотки, т. е. так, что воздух идет через рот.

  • пространственное соотношение зубных рядов при движениях нижней челюсти во время речи.

  • Совместная деятельность речевых органов при произнесении звуков речи. Для правильной Р. а. каждого звука необходима определенная система движений органов речи (артикуляционная база), ставшая при

  • от лат. articulare — членораздельно произносить) — три части артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть) и отступ (рекурсия).

  • Д. органов артикуляции в процессе речевого акта, направленные на обеспечение необходимого для звукопроизношения и голосообразования артикуляционного уклада органов артикуляции.

  • Движения органов речи, которые можно наблюдать, чувствовать, ощущать и, следовательно, контролировать. К О. м. а. относятся: 1) положение кончика языка (вверх – вниз), движение всего языка (вперед – на

  • любые нарушения в строении А.А. врожденного или рано приобретенного (травма) характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобре

  • (см. артикуляция) — свойственные говорящим на данном языке положение и система движений органов речи при произнесении звуков речи.

  • (моторная + лат. articulatum – расчленение. Классификация И.М. Тонконогого) — см.: Афазия моторная афферентная.

  • (лат. articulatum – расчленение) — А., проявляющаяся в замедленности, толчкообразности, растянутости речевой артикуляции. Наблюдается при поражении мозжечка и его связей со стволом головного мозга.

  • система упражнений для мышц артикуляционного аппарата, направленных на выработку нормального артикуляционного уклада органов артикуляции и перевоспитание патологически закрепившейся артикул

  • в основном это отклонения и дефекты в анатомическом строении зубочелюстной системы и нарушения подвижности органов артикуляции: диастема, расщелина верхней челюсти, расщелина губы, передний отк

  • (см. артикуляция) — усвоение артикуляционной базы данного языка.

  • (лат. articulatum – расчленение членораздельно произносить) — вид физических упражнений, используемых в логопедии, для развития и укрепления мышц артикуляционного аппарата, участвующих в процессе звук

  • места образования звуков речи. Различают пять З.А.: первую образуют губы («П», «Б», «М», «В», «Ф»); вторая находится между кончиком языка и внутреннейповерхностью верхнего зубного ряда (резцов), альве

Формы: механическая и функциональная дислалии

Механическая (органическая) дислалия обусловлена анатомическими дефектами в строении органов речевого аппарата. Причины подобных дефектов могут быть как врожденными, так и приобретенными. Повреждение костного или мышечного строения периферического речевого аппарата произошло вследствие наследственных факторов, родовой травмы или травмы в постнатальный период. К таким повреждениям относят:

– щель между передними зубами;

– отсутствием зубов или их искажения: расположение вне челюстной дуги, растут с разворотом, наклоном, гнилые, кривые, неполная челюсть;

– дефекты в строении челюстей: прогнатия – верхняя челюсть резко выдвинута вперед, нависает над нижней; прогения – нижняя челюсть резко выступает вперед; дефекты прикуса – глубокий, открытый (передний, боковой, двусторонний, перекрестный). При нарушении прикуса страдает функция жевательной системы, часто нарушается дыхание. В сочетании с дефектами зубов появляются признаки типа прихлюпывания, пришептывания, причмокивания.

2) неправильное строение неба: высокое, готическое, узкое, плоское. При таком строении страдает правильное произношение шипящих, свистящих и сонорных звуков, поскольку язык приходится задирать выше. По этой же причине речь становится невнятной.

3) патологическое искажение величины и формы языка:

– очень маленький язык – микроглоссия;

– слишком большой язык – макроглоссия;

– широкий и короткий;

– узкий и тонкий язык;

– укороченная подъязычная уздечка. При этом нарушается произношение звуков  и .

4) дефекты губ: тонкие, толстые, малоподвижные, массивные, узкие. Это ведет к тому, что неправильно произносят губные, губно-зубные и лабиализованные гласные звуки.

Функциональная дислалия – при отсутствии органических поражений ЦНС и органов артикуляции ребенок искажает звуки, потому что неправильно их усвоил. Может быть нарушено произношение одного или нескольких звуков по разным причинам.

  1. Биологические факторы.

– общая мышечная слабость на фоне соматических заболеваний, особенно в сензитивный период формирования речи.

– минимальная мозговая дисфункция, повлекшая задержку психического развития.

– запоздание появления речи, легкое нарушение фонематического восприятия.

– снижение физического слуха в сензитивный для речи период.

2. Социальные факторы. В период формирования речи у ребенка было неблагоприятное социальное окружение, взрослые сами имели дефекты речи или грамматически неверно составляли высказывание. Возможно, имело место ограничение речевых контактов, двуязычие в семье, или взрослые излишне сюсюкались, и не исправляли искаженное произношение малыша. Несформированность звуковых средств общения зависит также и от питания. Если ребенка до двух лет кормили жидкой мягкой пищей, продуктами, размягченными на блендере, намеренно избегая твердой пищи, типа кусочков мяса, картошки, хлеба, печенья, которые надо тщательно прожевывать, то у него оказалась недоразвита функция жевания, недостаточно укреплены мышцы языка, что напрямую влияет на произношение некоторых звуков. В первую очередь, это относится к заднеязычным звукам , , и их мягким вариантам.

Варианты нарушений артикуляционного аппарата

Расщелина — врождённая щель, или зазор, в нёбе. Малая щель включает только мягкое нёбо, хотя в серьёзных случаях она может расширяться до твёрдого нёба, альвеол и верхней губы.

Расщелина верхней челюсти (лат. gnathoschisis) — аномалия развития: расщепление альвеолярного отростка верхней челюсти вследствие несращения в эмбриональном периоде верхнечелюстного и среднего носового отростков. Является причиной нарушения речи типа ринолалии и голоса (ринофонии).

Расщелина губы (лат. labium fissum), хейлосхизис (cheiloschisis), заячья губа, незаращение губы — аномалия развития: наличие щели верхней губы, идущей от её красной каймы к носу. При изолированном дефекте может быть нарушение или затруднения в артикуляции губно-зубных звуков.

Передний открытый прикус — следствие прогнатии, прогении или отсутствие/дефекты фронтальных зубов.

Прогения (др.-греч. πρό «<движение> вперёд» + γενους «нижняя челюсть») — дефект прикуса, при котором нижняя челюсть выступает вперёд (по сравнению с верхней) вследствие её чрезмерного развития.

Прогнатия (др.-греч. πρό + γνάθος «верхняя челюсть») — нарушение прикуса, при котором верхняя челюсть выступает вперед вследствие чрезмерного развития верхней челюсти или наоборот, при недоразвитии нижней челюсти.

Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

  • Передний закрытый прикус.
  • Прямой прикус — Ортогения (др.-греч. ορθο- + γενους «нижняя челюсть») — прикус, при котором верхние и нижние зубы находятся в одной фронтальной плоскости.

Диастема (лат. diastema; др.-греч. διάστημα «промежуток») — аномалия положения зубов; чрезмерно широкий промежуток между резцами верхней челюсти. Различают диастему истинную (d. verus), наблюдаемую по окончании прорезывания всех зубов, и диастему ложную (d. falsum), наблюдаемую при незаконченном прорезывании зубов.

Иные нарушения целостности зубного ряда.

  • Короткая подъязычная связка (короткая уздечка языка) — врождённый дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Частая причина нарушения произношения звуков верхнего подъёма языка: Р, Л, Ш, Ж, Щ, Ч. Короткую уздечку языка можно растянуть на необходимую длину с помощью специальных логопедических упражнений. Если подъязычная связка очень короткая, то на её растягивание может потребоваться приличное количество времени (до шести месяцев).
  • Нарушения подвижности языка при парезах и параличах, а также при врождённом чрезмерном его развитии (макроглоссия — массивный язык) или недоразвитии (узкий — микроглоссия). В норме язык выполняет все необходимые для артикуляции звуков речи движения: легко уплощается, выгибается, поднимается к верхним альвеолам, опускается к нижним альвеолам, совершает круговые движения (облизывание верхней и нижней губы), сворачивается в трубочку и даже поворачивается в вертикальную плоскость. На этой его способности сконструирована диагностическая и коррекционная технология («Сказка про весёлый язычок»).
  • Высокое и «готическое» нёбо, нёбо арковидное — аномалия развития: нёбо с острым углом у вершины.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства. 

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога

Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета. 

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик

Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения  верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Раннее развитие

Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)_______________________________________________________

Сидит с (в норме: с 6 мес.)________________________________________________________________

Ползает с (в норме: с 6-7 мес.)_____________________________________________________________

Стоит с (в норме: с 10-11 мес.)_____________________________________________________________

Ходит с (в норме: с 11-12 мес.)_____________________________________________________________

Узнаёт близких с (в норме: с 2,5-3 мес.)_____________________________________________________

Первые зубы появились в (в норме: в 6-8 мес.)_______________________________________________

10 стр., 4602 слов

Физическое воспитание детей от рождения до 7 лет

… и формы взаимосвязаны. 2. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет 2.1 Особенности развития ребенка раннего возраста Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. … 4. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста Список литературы 1 . Задачи и средства физического воспитания ребенка 1.1 Цель и задачи физического воспитания Целью …

Количество зубов к году (в норме: 8 зубов)__________________________________________________

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.

Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.

Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.

Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка___________________________________________________________________

_______________________

Дата рождения, возраст__________________________________________________________________

Домашний адрес________

Откуда поступил_________

Сведения о родителях:

Мать (ФИО, возраст на момент родов) ______________________________________________________

_______________________

Отец (ФИО, возраст на момент рождения ребёнка)___________________________________________

_______________________

Национальный язык _____

Двуязычие _____________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector