Конспект занятия «автоматизация звука [р]» в 1–2 классах

Содержание:

Работа логопеда

С дикционными проблемами поможет справиться квалифицированный логопед, который определяет причину неправильного произношения, изучает характер говора, распознает структуру нарушений. Для постановки точного диагноза он направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к невропатологу, который может выявить проблему в головном мозге (ребенок может не говорить «р» при дислалии, дизартрии, брадилалии).

Доктор проводит занятия с малышом на протяжении минимум 2-х месяцев. Он обязательно проконсультирует родителей о правилах развития речи:

  • разъяснение точности расположения артикуляционных органов;
  • демонстрация правильности произношения;
  • объяснение необходимости вибрации языка;
  • использование дополнительных приспособлений (ватных палочек, зондов, сосок и т. д.).

Механическая помощь

Многие логопеды применяют методику обучения с использованием механической помощи. Это действительно эффективный способ, особенно если у детей присутствуют серьезные нарушения речи на фоне таких отклонений, как дизартрия и алалия.

В основе метода лежит применение посторонних предметов (в идеале это логопедический шарик или зонд, но можно использовать палец, шпатель, палочку, ложку и многое другое). Суть заключается в том, чтобы искусственно создавать колебания (вибрацию), благодаря чему язык малыша принимает правильное положение.

Как проводятся упражнения:

  1. Мальчик или девочка присаживается на стул в удобное положение, открывает рот. После этого под язык устанавливается логопедический зонд.
  2. Ребенок упирает язык в верхний ряд зубов и нёбо.
  3. Пытается осуществить чикающее движение (из гортани наружу), произнося звук «з».
  4. В это время родители или специалист двигает предметом в разные стороны, создавая колебания.
  5. Далее малыш должен произносить слоги с буквой «р»: «ро-ра-ры-ру-ре», «ар-эр-ур», «ор» и т. д.
  6. После того, как ребенок научится произносить слоги, нужно переходить к словам и предложениям.

Как научить ребенка выговаривать букву Р?

Как научить выговаривать букву р точно знает логопед. Даже если родители решили заниматься становлением речи дома, то консультация специалиста не помешает. Он поможет:

  • Определить причину проблемы.
  • Предложит варианты решения.
  • Составить индивидуальную программу.

Чем раньше обратиться к специалисту, тем более легкое будет решение проблемы

Первый поход к логопеду начинается с 3 лет. Это плановый осмотр перед детским садом. Для устранения предпосылок психологических проблем требуется поход к неврологу.

Что должен знать каждый родитель о звуке

Родителям следует немного изучить фонетику. Пишут букву Р, произносят звук . Во время выполнения заданий давать ребенку конкретные задачи написать или произнести.

В русском языке есть мягкий и твердый звук . Необходимо, чтобы произношение было правильное в обоих случаях.

Важно! Перед домашними занятиями родитель должен уделить внимание речевой проблеме, и действовать относительно ее решения

Почему дети не выговаривают «Р»

Взрослые с облегчением узнают о решении проблемы, ведь научить выговорить этот звук очень сложно. Проблемы начинаются из-за следующего:

  • Подражания людям, которые сами не умеют правильно говорить .
  • Заболеваний слухового аппарата.
  • Плохое развитие речи.
  • Короткая уздечка на языке.

Считать, что ребенок не выговаривает можно в таких случаях:

  • В словах не слышно .
  • При произношении звука получается горловой звук.
  • В словах слышится носовой .
  • Звук выходит по типу мягкого всегда.

Логопеды насчитывают более 20 вариантов неправильного произношения детьми звука .

Возрастные нормы картавости

Дети произносят правильно звук в таких случаях:

  • Язык колеблется из-за выходящего воздуха.
  • Связки во время произношения вибрируют.
  • Язык касается корней передних зубов.
  • Зубы не сжаты.
  • Между небом и языком проходит воздух.
  • Губы не замкнуты.

Картавость в логопедии называют дислалией. Это когда звук произносится со сменой звука или через гортань.

Становление речи обычно заканчивается к пяти годам жизни ребенка. До этого возраста малыш может заменять нормальный звук картавостью. Она проходит после специальных упражнений или самостоятельно.

Важно! Если в семье все картавят, то ребенок с большей вероятностью будет повторять ошибку окружающих!

Последствия картавости:

  • Насмешки сверстников.
  • Проблемы в изучении иностранных языков.
  • Плохой почерк.
  • Слабый аппетит.
  • Нарушение дыхательной функции.

Гимнастика для развития мышц ротовой полости

ТОП-5 простых упражнений для профилактики картавости

Основными профилактическими мерами считают своевременную диагностику проблемы, правильное становление звуков.

Индивидуальные логопедические занятия автоматизация звука р помогут исключить картавость из речи ребенка. Для лечения дислалии необходимо:

  • Массаж ротовой полости.
  • Гимнастика.
  • Упражнения для укрепления мышц языка.
  • Делать вибрации языка приспособлениями.

В домашних условиях можно выполнять простые логопедические упражнения на букву Р для профилактики:

  • Цоканье языком.
  • Проводить языком по нижним и верхним зубам с широкой улыбкой.
  • Высовывая язык произносить звук .
  • Высовывать и засовывать обратно язык, при этом облизывая губы. Когда язык высунут произносить грудной звук.
  • Учить скороговорки и стишки, в них должно быть много звука .

В каком возрасте стоит показать ребенка логопеду

Обычно картавость четко проявляется в 4 года. Чем раньше отвести ребенка к логопеду, тем лучше. Лечение может быть долгим, поэтому нужно дать запас времени ребенку научиться правильно говорить до школы.

Важно! Обращаться необходимо к профессионалам. Не нужно доверять людям, которые обещают исправить речь за пару приемов

Как научить ребенка выговаривать букву «Р» – видео

Больше эффективных упражнений можно увидеть в специально разработанном курсе логопедических занятий «Рычать подано».

Еще несколько рекомендаций

  • Мечтаете научить своего малыша кататься на коньках? Практичные советы помогут чаду быстро освоить этот непростой и полезный навык.
  • Также, пользуясь нашими рекомендациями, вы сможете довольно легко научить ребенка читать по-английски.
  • Родители первоклассников часто беспокоятся о том, как подготовить ребенка к школе. Эта статья сформирует у вас четкое понимание того, какие методы подготовки выбрать для максимально эффективного обучения дошкольника.
  • Вы хотите научить ребенка читать, но не знаете, с чего начать? Непременно воспользуйтесь данной статьей, и вы легко справитесь с этим непростым заданием.

На букву Р

Буква Р считается самой сложной для произношения. Многие дошкольники умеют рычать, подобно животным, однако не у всех звук Р звучит четко. Для занятий дома и лучшего усвоения звука существует целый перечень упражнений:

  • упражнение «моторчик» – необходимо попросить ребенка порычать, подобно моторчику, в течение нескольких секунд;
  • прятки или где спрятался звук Р – произносить слова и хлопать в тот момент, когда ребенок слышит звук Р, после слово произносят вместе;
  • игра «рычание» – показывать картинку с хищными животными, чтобы ребенок произнес соответствующее рычание;
  • игра «звонкие дорожки» – придумать вместе с детьми речевки со звуком Р и слогами (например, ра-ра-ра-ра –– нас прогнали со двора; ро-ро-ро-ро – быстро мы нашли ведро; ру-ру-ру-ру – я веселый кенгуру и т.д.);
  • подставлять правильный слог – нужно произносить слово, исключая слоги со звуком Р, а детям необходимо произнести подходящий слог.

Логопедический курс для освоения слога Р включает обязательно чтение, частое проговаривание слов и скороговорок со сложными звуками, изучение стихотворений наизусть.

Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]

Как научить ребенка выговаривать букву Р ответит любой взрослый — отвести к специалисту. Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.

Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:

  • Показать как правильно должен формироваться звук.
  • Тренировать артикуляционную моторику.
  • Научиться управлять потоком воздуха.
  • Научиться идти к поставленной цели.

Для занятия потребуется зеркало для понимания как проходит гимнастика, мяч, машина, лягушка с языком.

Упражнения для постановки звука для детей:

  • Игра с мячом на повторение животных.
  • Широкая улыбка.
  • Шевеление языком вне рта вверх и вниз.
  • Высовывать и засовывать язык.
  • Высовывая язык класть его на нижнюю губу.
  • Облизывать губы.
  • Дуть, не надувая щек.
  • Рычать
  • Тарахтеть как автомобиль.

После работы малыш узнает, что ему необходимо выучить на следующее занятие.

Благодаря гимнастике мышцы рта начинают правильно функционировать

Упражнения для постановки звука для детей

Существует множество методик для улучшения произношения звука . Если малыш способен быстро осилить одно упражнение, то нужно переходить к другому. Если задания оказались сложными, то их нужно проговаривать по 7 раз в день. Проговаривать задания можно в разной последовательности, чтобы чадо не заскучало.

Эмоциональное состояние ребенка в это время очень ранимо. Его нужно поддерживать за каждый успех и не ругать за неудачи. Сравнивать малыша с другими сверстниками не стоит. Это может пагубно повлиять на психику и дальнейшее развитие малыша.

Упражнения для постановки звука у детей:

  • Языком касаться альвеол и обратно.
  • Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
  • Цокать как лошадка.
  • Останавливать лошадку.
  • Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
  • Стучать языком по альвеолам.
  • Трещать, как сорока (трррррррррр).
  • Подражать мотору автомобиля.
  • Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).

Тренировка дыхания

Тренировка не должна утомить ребенка. Во время гимнастики упражнения должны помочь в следующем:

  • Вызвать интерес к занятиям.
  • Развить просодику речи.
  • Ускорить правильное произношение.

Упражнения:

  • Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
  • Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
  • Произносить глухие согласные.
  • Произносить звонкие согласные.
  • Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
  • Сильный выдох.
  • Выдох с произношением буквы с.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка артикуляционных мышц способствует постоянной речи у человека. Речевые навыки начинают развиваться с рождения. Такая гимнастика поможет укрепить мышцы и устранить трудности произношения на любом году жизни.

Тренировки должны проходить в игровой форме. Занятия проходят с интересом, имея красочный дидактический материал. Видя себя в зеркале, ребенок охотнее выполняет упражнения. Если задание не получается выполнить, то родитель должен чистыми руками помочь своему чаду направить язык.

Обратите внимание! Для начала достаточно 2 упражнений. С каждым занятием можно прибавлять по одному

Упражнения для мышц:

  • Широко раскрыть рот и посидеть так 10 секунд.
  • Сделать губы, как у уточки и застыть.
  • Языком вертеть в разные стороны.
  • Надувать щеки и сдувать.
  • Втягивать щеки и возвращаться в обратное положение.

Если язык не может выполнять действия, то можно помогать ему чистыми руками или посторонними предметами. Главное гигиена и следить за проведением занятий.

Упражнение при котором нужно дотянуться языком до носа

Техника постановки

Правильная постановка звука включает в себя учет тонуса мышц, подвижность, артикулярную готовность. Мероприятия по постановке звука необходимо проводить комплексно. Занимаясь, гимнастикой, массажем, речевыми упражнениями и развитием моторики.

Речевая гимнастика

Упражнения во время гимнастики влияют на следующее:

Дыхание.
Слух.
Внимание.
Тембр голоса.
Мышцы ротовой полости.

Обратите внимание! Они развивают связь речи и движений, произношение. Упражнения:

Упражнения:

  • Повторять голосом речевые команды и воплощать их в движение.
  • Повторять за логопедом скороговорки.
  • Изображать ветер.
  • Говорить с нарастающим звуком.
  • Произносить слоги.

Причины нарушения

Проблемы с речью возникают у ребенка по разным причинам. Если нарушена только произносительная сторона речи, то есть дошкольник не выговаривает один или несколько звуков, то это дислалия.

Появляется она из-за двух основных групп факторов. При первой не наблюдается отклонений в строении периферического речевого аппарата. Нарушение называют функциональной дислалией. Она появляется из-за биологических проблем:

  • частые болезни;
  • проблемы во время беременности и в родах;
  • минимальные мозговые дисфункции.

Установить точно, что стало катализатором нарушения нельзя. Влияет на формирование речи социальное окружение. Родители могут нарочно коверкать речь, использовать примитивные лепетные слова и сюсюкать. Все это не способствует правильному звукопроизношению.

В неблагополучных семьях наблюдается ограниченность контактов. Ребенок не общается со сверстниками, взрослыми. Формирование речи происходит не только во время восприятия обращенных слов, но и умения их использовать. Без практики никогда не будет навыка звукопроизношения.

Механическая дислалия возникает из-за нарушений строения артикуляционного аппарата. Соноры (звуки «Р», «Л» и мягкие пары) требуют подъема кончика языка. Короткая подъязычная уздечка ограничивает подвижность органа.

В домашних условиях проверить длину связки легко: ребенка просят открыть рот и поднять язык. От дна ротовой полости к органу видна небольшая тонкая полоска – это и есть уздечка. Если она короткая, то язык не поднимется либо немного оторвется от нижней челюсти.

В редких случаях проблемы появляются из-за высокого нёба. Это врожденная аномалия. Проблемы с прикусом не влияют не произношение сонорных звуков.

Есть понятие возрастной дислалии. Группы звуков появляются в разные периоды — это нормальное развитие. Соноры формируются в пять лет. До этого момента можно не беспокоиться.

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

1. Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

2. Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

5. Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

7. Молоточек

Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

Упражнения на постановку звука «р»

Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

1. Барабан

Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

2. Жужжалка

Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

4. Индюк

Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

5. Комарик

Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

6. Моторчик

Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

Закрепление результата

Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

  • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
  • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
  • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
  • Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
  • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
  • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».

Процесс коррекции речи

Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:

• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.

• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.

• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.

• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.

• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким

При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться

• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.

• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.

• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.

Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.

«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».

Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:

• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.

• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».

При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.

«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».

В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.

Если у малыша хороший и четкий звук «ж», то с его помощью можно попробовать поставить произношение звука «р». Для этого ребенку необходимо на протяжении нескольких минут четко и звонко произносить звук «ж», затем попросите его отодвинуть язык чуть поглубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий, словно удар, звук «р». Если у ребенка получилось, упражнение нужно повторить несколько раз, а затем уже доводить произношение звука до автоматизации и составлять парные фонемы.

Еще один способ — постановка «р» через «с»

Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе

Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».

Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.

pexels.com &nbsp/&nbsp

Третий этап

Вводить звук в речь в словах можно только после того, как были усвоены слоги. Иначе ребенок будет снова произносить все неправильно, а проведенная работа будет бесполезной. Поэтому не стоит торопиться и пренебрегать последовательностью этапов.

Для автоматизации используют слова, где звук находится на первой позиции: рак, рама, рука и т. п. Каждое слово обязательно сопровождается красочной цветной картинкой. Это позволяет стимулировать воображение, зрительный анализатор, вызывать связь между словом и предметом.

Для дошкольников можно использовать текст с небольшими символами. Взрослые читают его, а ребенок вместо картинки говорит слово. Например, нарисован «рак», и по ходу чтения текста слово вставляется.

Лото тоже вызывает интерес у детей. Особенно такой прием эффективен в группах. Берется цветное поле, где изображено шесть картинок. Нужно соотнести названное слово с картинкой, закрыть ее фишкой. Кто первым соберет поле, тот выиграл.

Автоматизацию в словах можно сочетать с развитием высших психических функций. Некоторым детям тяжело даются задания с «исключи лишнее». С ними нужно сначала научиться объединять предметы по какому-то признаку. Например, груша, яблоко, банан, апельсин – это фрукты. Когда они накопят солидную базу знаний, им станет легче исключать неподходящий предмет.

Развитие речевого слуха продолжается на всех этапах работы. Предлагается внимательно послушать и назвать ошибку «раГ», «раГа, «коГ» и т. п

Слова даются без картинок, важно чтобы дошкольник научился на слух соотносить правильное произношение с предметом

Можно играть в загадки. Называется ряд признаков: живет в пресной воде, не имеет шерсти, маленький, обладает клешнями. По такому списку несложно понять, что это рак.

Ребенку дают побыть в роли ведущего. Такие ситуации идут на пользу формирования самооценки, уверенности в себе. Даже на индивидуальных занятиях ему позволяют побыть учителем взрослого.

После усвоения слов, где звук в первой позиции, переходят к группе, где он в середине. Способы автоматизации все те же самые.

В качестве игры предлагают картинку дома. В нем три этажа по три квартиры. В каждой живет определенная картинка. Дошкольнику предлагают отгадать зашифрованные послания. Например, «назови, что находится между дровами и травой». Он должен найти эти два предмета и посмотреть, какая картинка между ними – рак.

Следующее задание – под раком кто живет? Ребенок ищет и находит картинку коровы. Взрослый хвалит его, предлагая посмотреть соседа слева. Он обнаружит картинку вороны. Задается следующий вопрос – кто живет над вороной? Ответ крот.

Таким образом изучают весь дом. Можно усложнить задачу и сделать четыре этажа с 3 квартирами на каждом. Эти задания позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать пространственное мышление, закреплять понятие предлогов.

Вариантов игр очень много. Для развития грамматики предлагают называть слово в единственном числе, потом во множественном. Обратная позиция сложнее – из множественного числа делают единственное.

Для отработки звукового анализа используют картинки и предлагают ребенку найти те, что начинаются на слог «РО». Для начала их не должно быть много, достаточно 4-5. В случае затруднений предлагают воспользоваться схемой-птичкой, утрировано проговаривая каждое слово.

Можно придумать большое количество игр с разными картинками. Например, мальчик Рома ловит рыбу (соответствующая красочная картинка), после чего перечисляется весь его улов (изображенные предметы). Ребенок обязательно должен проговаривать фразу целиком. Сразу приучайте его отвечать полно.

Сложный вариант игры – называется ряд слов, предлагается выделить лишнее. Например: рыба, рыбалка, рыбак, рывок. Последнее не подходит, так как оно не тематическое.

Детям очень нравятся большие картинки, где нарисованы всякие небылицы. Дошкольнику предлагается внимательно изучить материал, посмотреть, что не так в нарисованных вещах, проговорить ошибки.

Еще одно важное задание для формирования грамматики – умение трансформировать слова. Предлагается ласково назвать предмет: ромашка − ромашечка, рубашка – рубашечка

Показывают красочное поле, где нарисованы картинки. Ребенок должен выделить съедобные и назвать несъедобные. Еще вариант – живое и неживое.

Можно придумать большое количество игр. После того как ребенок научится произносить слова с позицией звука в середине, переходят к автоматизации в конце слова. Только потом к словосочетаниям, фразам, текстам, стихам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector