Автоматизация звука р картотека по логопедии на тему

Содержание:

Скороговорки на сайте:

  • скороговорки, подойдут для школы.
  • скороговорки, для детей.
  • скороговорки,  для упражнений.
  • скороговорки, которые появляются в нашем мире.
  • для старшего поколения, чтобы улыбнуться.
  • — если классические скороговорки уже надоели.
  • скороговорки, чтобы посмеяться.
  • старых скороговорок на новый лад.

Скороговорки нужны ораторам

Скороговорки нужны не только для того, чтобы их говорить быстро, и этим веселить окружающих.

Хотя, можно и так.

Скороговорки не обязательно читать быстро.

Кстати, мы привыкли, что скороговорки читают только быстро. Потому что они — скороговорки, а не трудноговорки. 

Скороговорки правильнее было бы назвать трудноговорками

Не так важна скорость произношения звуков, сколько само произношение сложных сочетаний звуков. Трудноговорки такие.

Если вы и хотите позаниматься со скоростью произношения скороговорок — она должна быть в пределах разумного.

Прочитай-ка скороговорку!

Упражнение 1. Проговорите все скороговорки подряд. Полезно это делать с диктофоном (если занимаешься сам) или в парах (как у нас на тренингах). Стремитесь не столько к скорости речи, а к плавности, четкости и выразительности прочтения скороговорки.Упражнение 2. Со скороговорками можно сделать и такое упражнение: слегка тянуть ключевые звуки скороговорки.

Например, тянуть звук «р» в известной скороговорке: «Во двор-р-ре тр-рр-рава, на тр-раве др-р-рова…»

Тянуть, к примеру, звук «ч» в скороговорке: «В ч-четверг ч-четвертого ч-числа в ч-четыре с ч-четвертью ч-часа ч-четыре ч-черненьких ч-чумазеньких ч-чертенка ч-чертили ч-черными ч-чернилами ч-чертеж ч-чрезвычайно ч-чисто.

Упражнение 3. Произнесите скороговорку (желательно длинную) нормальным темпом так, чтобы все звуки были четкими. Следом произнесите эту же скороговорку быстрее. Потом еще быстрее. И еще быстрее…

Таким образом можно дойти до максимальной скорости произношения скороговорок.
Это упражнение можно делать с часами (секундомером), стремясь к уменьшению времени на произнесение скороговорки.

Чтобы хорошо произносить скороговорки, полезно овладеть ораторским искусством. Рекомендуем обучение ораторскому искусству онлайн для взрослых и детей:

Онлайн обучение ораторскому искусству

Читаем скороговорки на занятии Школы Ораторского Мастерства Болсунова Олега

Классические скороговорки

Во дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Всех скороговорок не переговорить, не перескороговорить, не перевыскороговорить.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

скороговорки

– Расскажи мне про покупку! – Про какую про покупку? – Про такую про покупку, про покупку, про покупку, про покупочку свою.
Шел Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

скороговорки

33 корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать, а веровали бы – вылавировали бы.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела —
Белой даже не была.

скороговорка

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На мели мы лениво ловили налима
И меняли налима мы вам на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.

Вытягиваем задания. Кому что попадется?

Игры со скороговорками:

  • Скороговорки — это веселая игра, поэтому играйте в них, делайте разнообразнее. Это могут быть следующие варианты:
  • Найди в скороговорке слова со звуком «Л» и со звуком «ЛЬ»;
  • Найди слова, где в скороговорке звук «Л» или «ЛЬ» стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова;
  • Придумай свое смешное предложение с этим словом;
  • Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
  • Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
  • Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
  • Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);

Автоматизация звука Л в скороговорках при момощи мнемодорожек поможет:

Научить ребенка произносить звук «Л» в «трудном тексте», а значит улучшит дикцию и качество разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово

Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.

Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает «Р»)

Нашла для своего Илюшки, может, ещё кому пригодится

Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (из Толкового словаря В.И. Даля).

Если маленькому человечку не даётся какая-либо буква, то с помощью скороговорок, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр.

Скороговорки (Р)

Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.

* * * Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!

* * * Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

* * * Отвори, Варвара, ворота, У двора на траве коли дрова.

* * * Как на утренней на зорьке Два Петра и три Федорки Соревнуются с Егоркой Говорить скороговоркой.

* * * Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

* * * Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

* * * Выскочила мышка из-под рундучка, И опять под рундучок.

* * * Осип орёт, Архип не отстает – Кто кого переорет. Осип-осип, Архип – охрип

* * * Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.

* * * Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

* * * Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

* * * Во мраке раки шумят в драке.

* * * Дар Макар Роману карамель, А Роман Макару карандаш.

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка, Я купаю в луже брюшко. Для чего ходить под душ, Раз на свете столько луж.

Вышел Лев из-за горы И, подумав, молвил: -РРРЫ!

Подлетели какаду: -Что имели вы в виду? Рразорву и ррастерзаю? Рразнесу и рраскидаю? Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал: -Я просто РРРРРАД!

* * * У реки Росла Рябина. А река Текла, Рябила. Посредине — Глубина, Там гуляла РЫ-БИ-НА. Эта рыба — Рыбий царь, Называется Пескарь.

* * * Дворник дверь Два дня держал — Деревянный дом Дрожал. Ветер дёргал Эту дверь. Дворник думал Это зверь.

* * * Скороговорка СОРОК СОРОК

Сорок сорок Для своих сорочаи Сорок сорочек, Не ссорясь строчат. Сорок сорочек Прострочены в срок- Сразу поссорились сорок сорок.

Не боится Рома Ни грозы, ни грома.

— Кра! — Кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Брошь украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! — Стой, ворона, Не кричи! Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь Без обмана. У тебя ведь Нет кармана. — Как! — Подпрыгнула ворона И моргнула Удивленно. — Что ж вы раньше Не сказали! Кар-р-раул! Кар-р-рман Укр-р-рали!

* * * Карасёнку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась : «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка — Три весёлых поросёнка : Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

* * * Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку — вот напасть- Осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало.

* * * Клара-краля кралась к Ларе.

* * * Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап.

* * * Простую и скромную тень отбрасывает тростник.

* * * Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.

* * * Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

* * * На дорогах Арагона стерегут драконы дона.

* * * Дpозд пpост — упорный хвост, проворный нос.

* * * На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

* * * Дpозд, дpозд, Пpост, пpост, Ковaный нос, Железный хвост.

* * * Город Нерль на Нерли-реке.

* * * Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.

* * * Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.

* * * Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок — сорок морок.

* * * Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.

* * * Проворонила ворона воронёнка.

* * * Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

* * * За горою холм с кулями, Выйду на холм куль поправлю.

* * * На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.

* * * В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.

Подарок судьбы

Так я и жила со своим французским «р». Окончила университет, получила диплом юриста согласно семейной традиции и устроилась на работу. Мои коллеги тут же прозвали меня парижанкой, всех очень радовало мое произношение. Грассирование звука «р» стало моей изюминкой, и я ни за что бы не подумала, что однажды захочу от этого избавиться. Это случилось неожиданно: после нескольких лет успешной работы я получила предложение возглавить юридический отдел нашего дочернего предприятия. Это назначение было подарком судьбы. Но было одно «но». В этот момент конкурентная компания подала на нас иск о защите деловой репутации. Баталии предстояли нешуточные. И уже первая встреча с оппонентами дала мне понять, что эти люди готовы использовать все методы, даже переход на личности. Во время своих первых выступлений я замечала ехидные ухмылки своих оппонентов, а в коридоре один из них передразнил мое грассирующее «р». Я поняла, что моя речь должна быть идеальной, иначе мне не выиграть дело. В суде моя «изюминка» может обернуться против меня.

Нарушение в произношении хотя бы одного звука приводит к изменению всей картины речи. Неправильный звук бросает тень на все остальное – исчезает четкость дикции, голос становится тусклым, теряет звучность и глубину.

Скороговорки на Р и Л

Два таких неподдающихся звука «р» и «л», и есть скороговорки, в которых их можно отрабатывать сразу оба.

***

Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.

***

Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.

***

Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку.

***

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину Звала по калину.

***

Валин валенок провалился в прогалинок.

***

Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.

***

В речке плавает карась, Линь, плотва и сом, Золотая рыбка С золотым хвостом.

***

Варвара караулила цыплят, А ворона воровала.

***

Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала.

***

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.

***

Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.

***

Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру.

Короткие современные скороговорки

Чтобы хорошо выговаривать все звуки скороговорки — нужно тренироваться.

Моя дочь придумала скороговорку, пока меня караулила возле подъезда:

Караулила, караулила и выкараулила.

Ей так понравилась эта скороговорка, что целый день её всем рассказывала.

Пакет под попкорн.

Вроде бы легкая скороговорка, но приходится сосредоточиться, чтобы выговорить.

Налогооблагаемая благодать.

Какое чудесное словосочетание!

Бесперспективняк.

Хорошее слово! Еле выговорил! Попробуйте!

Недопереквалифицировавшийся

Красивое слово само по себе — просто длинное.

Еще короткие скороговорки

подойдут для детей

Сачок зацепился за сучок.

У елки иголки колки.

Колки иголки у елки.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

Гонец с галер сгорел.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за всё подряд.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Яшма в замше замшела.

Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.

Еще короткие скороговорки:

  • Сыворотка из-под простокваши.
  • А мне не до недомогания.
  • Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.
  • Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  • Ложечка желобовыгибистая с преподвыподвертом.
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Необычные скороговорки

Детям нравятся такие скороговорки

Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться. А могу и не вертикультяпнуться.

На меня из-за ели глазели глаза газели.

Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.

Надо Эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

Необычная скороговорка в стихах:

В недрах тундры выдры в гетрах
Тырят в вёдра ядра кедров
Выдрав с выдры в тундре гетры
Вытри выдрой ядра кедров
Вытри гетрой морду выдре
Ядра – в вёдра, в тундру — выдру.

Голосовая гимнастика

Суть методики довольно проста и заключается в 3 постулатах.

  1. При сжимании грудной клетки вдохи носом должны быть короткими, но резкими.
  2. Упражнения по методике задействуют все части тела.
  3. Усиленное дыхание внутренних тканей указывает на повышенное усвоение кислорода организмом.

Каждая манипуляция направлена на расслабление мышц гортани и контроль дыхания, что способствует развитию и улучшению речевых способностей.

Эффективная дыхательная гимнастика для речевого развитие детей состоит из 4 шагов.

  1. Положите ребенка на спину и расположите у него на животике небольшую подушку или мягкую игрушку. Расскажите малышу, что при вдохе живот следует надуть и предмет поднимется кверху. Затем проделайте плавный выдох, произнося звук «пфф». Дыхательная гимнастика от заикания проводится по 2—3 минуты от 5 до 10 раз в день. Дышать во время сеанса стоит равномерно и спокойно.
  2. Сделайте шарики из ваты и положите на ровную поверхность. Покажите малышу, как с помощью воздуха сдвинуть их с места. В дальнейшем усложните задачу, заменив гладкую поверхность шероховатой. Например, положите шар на махровое полотенце. В процессе у ребенка выработается спортивный интерес, и он начнет сдувать ватные комки продолжительнее, захватывая больше воздуха.
  3. Выдувая мыльные пузыри, ребенок будет весело проводить время, разрабатывая мышцу речевого аппарата.
  4. Устройте джакузи в чашке, используя для игры соломинку. Опустив её, предложите ребенку подуть, чтобы вода забурлила. В это время нужно сохранять молчание, чтобы жидкость не попала в рот.

Еще одной из эффективных методик признают артикуляционную гимнастику. Варианты тренировки мышц ротовой полости:

  1. После вдоха надуваем щёки, при выдохе выпускаем воздух. Повторять следует несколько раз поочередно надувая каждую щеку отдельно.
  2. Делаем «рыбку», прихлопывая губами одну об другую.
  3. Надавливаем языком по очереди на внутреннюю часть щек.
  4. Набираем воздух и закрываем рот. Затем нажимаем пальцами (или кулачками) по щекам создавая звуки при выдохе.
  5. Проводим языком по зубам, как будто чистим их зубной щеткой.
  6. Покусываем по очереди нижнюю и верхнюю губу.

Как вариант: попросите ребенка зевнуть или покашлять с открытым ртом. Не забывайте соблюдать системность и проводить манипуляции комплексно.

При разговоре заикающийся человек испытывает нехватку воздуха, это провоцирует напряжение в мышцах лица, шеи и спины вне зависимости от причин заболевания.

Мышечная гимнастика заключается в таких упражнениях:

  1. В положении стоя максимально глубоко вдохните, при каждом последующем наборе воздуха, увеличивая объем грудной клетки. Выдох постарайтесь сделать быстрым и ритмичным, произнося звук «хуу». Один цикл составляет 10–15 повторений, а за день нужно делать 10–20 подходов.
  2. Задержите дыхания на 25–30 секунд. Это поможет улучшить вентиляцию легких и мышечный тонус.
  3. Ежедневные кардиотренировки по 15 минут повысят способности организма к адаптации и улучшат кровоток в легких.
  4. Йога — отличный вариант мышечной гимнастики, но подходящий только взрослым.

При помощи голосовой гимнастики проводите домашние спектакли для родных и друзей. Это метод преодоления страха перед публикой, а также коррекции и постановки голоса.

Для гиманастики помогает:

  1. Напевание песен, в которых преобладают гласные звуки: А О Е И. Во время пения старайтесь постепенно повышать голос или делать его все тише.
  2. Пение тех же песен, но в другой манере воспроизведения. Для этого попросите кроху изменить интонацию с веселой на грустную, а далее на ласковую или сердитую.
  3. Бросать мячик и на каждый удар правильно выговаривать слоги: «мА-мЕ-мО» или «шО-шА-цА» или слова с «ш, с, р».

Чем быстрее человек осознает нужность работы над правильностью разговора и цену собственных усилий, тем скорее его настигнет положительный результат.

Чтобы разнообразить упражнение замените стук хлопками в ладошки, проговаривая простые легко запоминающиеся стишки и скороговорки: «НАша ТАня ГРОмко ПЛАчет…», «ЗАЙку броСИла ХОзяйКА». Скороговорки выбирайте легкие, постепенно усложняя словами со звуком «р» или «ш».

В упражнениях логоритмики часто применяют элементы ЛФК: прыжки, наклоны и повороты.

Тренируем звук «с»

Иногда вместо свистящего звука «с» у детей слышится шипящий звук «ш». Чаще это происходит из-за недоразвитости речевого аппарата, а также из-за родовых травм. Поправить положение можно регулярными тренировками и оттачиванием «с». Для этого есть ряд полезных «языковерток»:

  • Сшила Саша шорты Свете. Света сшила Саше сапожки.
  • Сенька привез подарки семье: сестрам – по сережкам, братьям по сапожкам.
  • Саше купили шашку. Сидит Саша с шашкой и с соседом Сашкой. Стали играть, шашку сломали.
  • Саша – само совершенство и еще самосовершенствуется.
  • Сшила Саша шапку Саше. Саша шапкой шишку сшиб.
  • Устала Прося в поле косить. Все косы Проси в просо. Насыпала Прося просо поросятам. А поросята просят насыпать просо еще.
  • У соседа-непоседы – сосед-домосед. Собирался сидеть домосед у соседа-непоседы весь день без дела, а непоседа не высидел и секунды.

Эти и подобные скороговорки помогают проговаривать «с» четко и во всех вариациях.

Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет — и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь — современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

Скороговорки на Р и Л

Два таких неподдающихся звука «р» и «л», и есть скороговорки, в которых их можно отрабатывать сразу оба.

***

Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.

***

Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.

***

Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку.

***

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину Звала по калину.

***

Валин валенок провалился в прогалинок.

***

Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.

***

В речке плавает карась, Линь, плотва и сом, Золотая рыбка С золотым хвостом.

***

Варвара караулила цыплят, А ворона воровала.

***

Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала.

***

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.

***

Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.

***

Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру.

Скороговорки на Р твердую и мягкую

Это подборка скороговорок на закрепление в речи твердой и мягкой «р». В каждой скороговорке этого раздела встречаются сразу оба звука.

***

Бобр добр до бобрят.

***

Пекарь Петр пек пирог.

***

Перед коровой короб корок.

***

Три вороны на воротах.

***

На горе, на горке Горько ревет Егорка.

***

У редьки и репки корень крепкий.

***

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

***

Крута гора, В горе – дыра, В дыре – кротовая нора.

***

По двору-подворью – В добром здоровье.

***

Привез Пров Егору Во двор дров гору.

***

Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

***

Три вороны на – воротах. Три сороки – на пороге.

***

Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.

***

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

***

Я вкруг погреба хожу, Все про погреб говорю.

***

У барана рога Скручены-перекручены, Верчены-переверчены.

***

В печурке – три чурки, Три гуся, три утки.

***

Наш чеботарь Всем чеботарям чеботарь. Никому нашего чеботаря Не перечеботарить.

***

Не перчи, Петр, Поросенка перцем, А то можешь переперчить Поросенка перцем.

***

У бобра шапка добра, А у бобрят богаче наряд.

Скороговорки на Р и Л

  • Клара-краля кралась к Ларе.
  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
  • Ел Валерик вареник,
    А Валюшка ватрушку.
  • Прибыл Клим из Клина в Крым.
  • Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
  • Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова.
  • Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  • Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.
  • Шла бабка из клети, просыпала крупку.
    — Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!
  • Роль лиры в мире мала. Тем не менее, мне лира мила.
  • Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались.
  • Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
  • Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  • Фрол подол у кафтана порол,
    Распарывал, распарывал —
    И подол не распорол.
  • — Карась, в лаз не лазь! 
    Застрял в лазе карась.
  • Лапти лыковые,
    Лыки липовые.
  • В палатке — лопатка.
  • Вале велики бальные туфли.
  • Еле-еле Лена ела,
    Есть из лени не хотела.
  • Колдун наколдовал Коле клад.
  • Коля купил Лике кило кильки.
  • Лилипуты пили пилюли и лопотали.
  • Полы мыла Алла,
    А Луша помогала.
  • Около Лондона — логово колдуна.
  • У клуба на клумбе клубок.
  • У Полкана под лапкой палка
  • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
  • Для маленькой Алёнки 
    Галя гладила пелёнки.
  • Лев поднял лапу и дал волку по лбу.
  • Лилии не пилили,
    лилии не пололи,
    Лилии полили.
  • Лена искала булавку,
    Она упала под лавку.
    Под лавкой искать было лень —
    Искала булавку весь день.
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
  • У крошки-матрешки пропали сережки,
    Сережки Сережка нашел на дорожке.
  • Парус наш на совесть сшит,
    Нас и шторм не устрашит.
  • Мышки сушек насушили,
    Мышки мышек пригласили.
    Мышки сушки кушать стали,
    Зубы сразу же сломали.
  • Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок,
    И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих
    Под листок собрал в кружок.
  • Слышен шорох в камышах,
    От него шумит в ушах,
    Сто бесстаршных лягушат
    Цаплю шепотом страшат.

Скороговорки на Ч

  • Течет речка, печет печка.
    Печет печка, течет речка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Были галчата в гостях у волчат.
    Были волчата в гостях у галчат.
    Ныне волчата галдят, как галчата.
    И, как волчата, галчата молчат.
  • В роще щебечут стрижи,
    Чечетки, щеглы и чижи.
  • Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой, шишечка — с дырочкой, в дырочку пар идёт.
    Пар идёт в дырочку, дырочка — на шишечке, шишечка — на крышечке, а крышечка — на чайничке.
  • У Танечки — тачка, а у Анечки — печенья пачка.
  • Учитесь учтивости у чукчи и чувствуйте чуточку чутче. 

30.01.2020

Tonje

Как вылечить картавость самостоятельно

Для того, чтобы убрать картавость, следует:

  • научиться глубокому дыханию с участием диафрагмы;
  • выполнять специальные упражнения от картавости, направленные на разработку мышц языка и губ.

Техника дыхания

Если понаблюдать за собой, можно увидеть, что дыхание самым непосредственным образом участвует в произношении звуков. Попробуйте произнести звук “п”, не дыша, — получается пустое шлепание губами. Звук “п” появляется только на выдохе.

То же и со звуком “р” — чем глубже дыхание и сильнее выдох, тем ярче звучит “ррррр”.

Чтобы избавиться от картавости у взрослых, освоение техникой глубокого дыхания обязательно.

  1. Встаньте прямо.
  2. Выдохните, втянув живот.
  3. Начинайте глубокий вдох через нос, выпячивая живот, чтобы наполнить нижние отделы легких. Плечи старайтесь не поднимать вверх.
  4. Выдыхайте, сокращая сначала мышцы живота и пропуская мощный поток воздуха через голосовые связки.
  5. На таком вот выдохе произносите любые звуки.

Важно при этом не витать в облаках, а внимательно следить за процессом, за ощущениями и результатом. Получается?. А теперь — упражнения

А теперь — упражнения.

Упражнения для картавых

Чтобы отучиться картавить, делайте упор на то, чтобы “расшевелить” язык. В артикуляции проблемного звука “р” он играет главную роль. Когда кончик языка вибрирует у верхнего неба рядом с верхними резцами, получается звук “р”.

Поэтому, чтобы прекратить картавить:

  • покусывайте язык по всей длине;
  • вытягивайте и показывайте язык своему отражению в зеркале:);
  • сворачивайте его в трубочку;
  • откройте рот и попробуйте выполнить поперечные развороты языком;
  • делайте им круговые движения за щеками;
  • цокайте;
  • проговаривайте звук “р” при разном положении языка — у неба ближе к основанию, в середине, у верхних зубов.

Когда язык станет натренированным и послушным, можете себя похвалить — вы неплохо потрудились!

Логопедическая диагностика

На начальном этапе родителям следует обратиться на консультацию к педиатру. Он проведет необходимые медицинские исследования и при необходимости порекомендует записаться на прием к логопеду, неврологу, психиатру, оториноларингологу, челюстно-лицевому хирургу или дефектологу. Список рекомендаций зависит от причины, вызвавшей нарушение речи. Обследование включает в себя: логопедические тесты на произношение «р» и других букв, определение вида дислалии, осмотр ротовой полости, оценку подвижности языка и губ, исследование электрической активности мышц.

При выявлении неврологического заболевания врачи рекомендуют провести электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию мозга и оценить уровень кровотока в сосудах головы. Если причина дефекта связана с короткой уздечкой языка или патологией твердого неба, то родителей с ребенком или взрослого человека направляют к челюстно-лицевому хирургу для обсуждения хирургической коррекции.

Скороговорки на Р

  • На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
  • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  • У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.
  • Раз — росинка-бусинка, и еще раз — бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
  • Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
  • Сорок сорок воровали горох,
    Сорок ворон отогнали сорок.
    Сорок орлов напугали ворон,
    Сорок коров разогнали орлов.
  • Барабан подарили барану,
    Очень рад барабану баран,
    И баран в барабан барабанит,
    Барабанит баран в барабан.
  • По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
  • У редьки и репки корень крепкий.
  • Крута гора, в горе — дыра, в дыре — кротовая нора.
  • Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
  • С другом дружи, а другому не груби.
  • Не перчи, Пётр, поросёнка перцем, а то можешь переперчить поросёнка перцем.
  • Скажет друг дружке, а дружка — подружке, а подружка — борову, а боров — всему городу.
  • У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены.

Скороговорки со звуками «Л»- «ЛЬ»:

Лиса по лесу ходила,Лиса голосом вопила.Лиса лычки драла,Лиса лапотки плела.

Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.

Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.

Что за колокольня без колоколов?

Пилит толстый ствол пила, раскалилась добела.

На мели мы налима ловили.

Коля под тополем пил топленое молоко.

Волк-то на воле, да и воет доволе.

Лом ломает толстый лед, лом ломать не устает.

Над лугом летели белые лебеди.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела!

В уголок Аленка села. У Алёнки много дела.

Юленька, Юленька, Юла!Юля юркая была.Усидеть на месте ЮляНи минуты не могла.

Юля маленькой была, и вертелась как юла.

Няня на ночь Милу мыла,Мила мыло не любила.Но не ныла Мила,Мила — молодчина.

Клади в угол уголь.

Скороговорки на звук «Л». Автоматизация звука «Л» в скороговорках при помощи мнемодорожек — это веселая и безобидная игра, четкое проговаривание и повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

Кроме скороговорок на звук «Л» на сайте вы найдете много другого интересного материала.

Тренируем произношение букв «ж», «ш», «ч», «ц»

В последнее время в нашем языке стали все чаще встречаться иностранные слова, которые мы вынуждены использовать в повседневном общении. Некоторые из них можно заменить русскими, более знакомыми и легкими в произношении. Но иной раз такая замена просто невозможна. И причиной тому может быть как отсутствие русскоязычного синонима, так и недопустимость подобной процедуры. Например, при передаче новостей по радио или телевидению, деловых переговорах или преподаванию различных дисциплин в школе, университете и прочих учебных заведениях человек должен четко произносить заданные слова или термины. А уже после объяснять их значение при помощи синонимов, как, например, происходит у работников сферы образования. Именно поэтому нечеткое или неправильное произношение ведет к тому, что информация собеседниками, слушателями, учениками и т. д. будет понята неверно.

Чтобы избежать подобного инцидента, также следует работать над собой. Если у читателя возникают сложности с проговариванием букв «ж», «ш», «ч», «ц», мы рекомендуем ему следующие простые и сложные скороговорки для развития дикции взрослых:

  1. Сестра Саши штопала штаны, а Саша штаны не штопал.
  2. Чудна чудная черепаха, она два часа, не скучая, чаевничает кружкой чая.
  3. Часами чукча просиживает в чуме. Вот почему у чукчи в чуме чистота.
  4. Уж пожаловал ежам шесть отличнейших пижам. Прежние пижамы исколоты ежами.
  5. Шуршит Кощей, шумит Кощей, он тащит большущий ящик свежих овощей.
  6. Циркач из настоящего цирка циркачке Зиночке подарил чудесную косыночку.
  7. Гусеница цепко цепляется за ветку, от скворцов скрывается — ей скворцы не нравятся.

Когда предыдущие фразы получаются без запинки, язык не заплетается, а слова не коверкаются, можно перейти к еще более сложным скороговоркам для развития речи и дикции:

  1. Ужа ужалила ужица. Ужице с ужом не ужиться. От ужаса уж стал чуть уже — ужа ужица съест на ужин. И скажет: (повторить сначала).
  2. Димочка и Вовочка – сыночки мамочки Валечки и папочки Лешечки и внучечки бабулечек Галечки и Ниночки и дедулечек Колечки и Толечки.
  3. Почему галдят волчата, почему молчат галчата? Потому ли что галчата в гости бегали к волчатам. А волчатам к ним в ответ заходили на обед.
  4. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  5. Выдра из ведра шумно выпрыгнула, воду из ведра громко выплеснула. Выпрыгнуть-то она выпрыгнула, выплеснуть-то она выплеснула, а обратно впрыгнуть, да вплеснуть уже не смогла.
  6. Разнервничавшегося конституционалиста Константинова нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачивателя.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector