Автоматизация звука ж картотека по логопедии на тему

Приёмы отработки звука с детьми: выбор методики

Существует несколько методов отработки звука «Ж»: артикуляционный, дыхательный, подражательный, технический, метод звукового перехода и смешанный.

Артикуляционный метод

Основывается на тренировке мышц артикуляционного аппарата с помощью комплекса упражнений. Включает следующие упражнения:

  • губы «хоботком» — немного вытянуты, округлены наружу;
  • язык «чашкой» — края языка должны касаться верхних зубов, а середина вогнута;
  • «покраска» – распластанный, несжатый язык совершает движения от верхних зубов по небу и обратно;
  • «помыли губки — почистили зубки» — языком облизать верхнюю губу снаружи и изнутри.

При желании можно провести также общий комплекс логопедических артикуляционных упражнений.

Дыхательный способ

Если проблема обнаружена именно в неправильном дыхании, то необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. «Ленточка» — губы вытянуть «трубочкой» или «хоботком» и дуть на легкую ленту, которую держат перед лицом за один край сверху. Струя выдуваемого воздуха должна быть сильной – ленточка под ее действием поднимается. Щеки при этом не надуваются.
  2. «Осенний лист» — на руку положить небольшой высохший лист дерева или обычный бумажный. Подуть на него так же, как в предыдущем упражнении, чтобы он слетел с руки.
  3. «Гейзер» — в стакан с водой поставить трубочку. Дуть в нее и любоваться появляющимися пузырями.

Подражательный метод

Предполагает подключение комплекса всех органов чувств ребенка. Малыш смотрит на взрослого, слышит произношение звука, видит артикуляцию, улавливает движение мышц, а затем подражает увиденному и услышанному.

Так показывают произношение звука «Ж»:

  • артикуляция – губы «хоботком», язык «чашкой», зубы «заборчиком»;
  • дыхание – глубоко вдохнуть воздух носом, затем сильно, но равномерно выдохнуть через рот;
  • голос – звонкость ощущается рукой, находящейся на горле – чувствуется вибрация.

Советы:

Взрослый выговаривает звук четко, акцентируя внимание воспитанника на всех элементах, формирующих звук.
Воспитанник повторяет его отдельно, а не одновременно с взрослым. При этом он должен обязательно слушать себя, развивая фонематический слух.
Делать упражнение лучше перед зеркалом, чтобы обучаемый мог видеть себя в моменты ошибочного и правильного произношения.

Способ перехода от других звуков

Это один из самых действенных и быстрых методов. Определенные звуки русского языка по артикуляции соответствуют другим или схожи с ними. Используя эту аналогию, можно научить ребенка проговаривать какой-либо звук с помощью другого, который ему дается легко. Примеры для «Ж»:

соответствие «Ш» — их артикуляция абсолютно совпадает. Разница произношения лишь в одном: «Ж» — звонкий, а в «Ш» — глухой

Если воспитанник хорошо говорит звук «Ш», то при обучении стоит опираться именно на него — к его произношению нужно подключать голос
При этом важно акцентировать внимание ребенка на вибрации голосовых связок во время звонкого звука и ее отсутствие при произношении глухого. Для этого во время занятий нужно класть руку на шею.
движение от «С» к «Ш»
Часто у обучаемых, которые не могут произносить звук «Ж», имеются также проблемы с произношением соответствующего ему шипящего «Ш»

В таком случае сначала нужно научиться говорить «Ш», а потом уже переходить к «Ж». Если ребенок четко произносит «С», то можно его привести к правильному «Ш» таким образом: воспитанник растянуто говорит букву «С» или слог «СА» и понемногу продвигает язык от межзубной щели вверх, до получения звука «Ш» или «ША» соответственно (до верхнего неба).
переход от «Р». Артикуляция звука «Р» также схожа с «Ж». Только в ситуации с «Р» губы менее вытянуты вперед, и еще присутствует вибрация. Когда малыш будет проговаривать «Р», нужно ватной палочкой аккуратно нажать на нижнюю поверхность языка, приостановив вибрацию. Ребенок в этот момент должен вытянуть губы и, произнося новый звук, постараться запомнить его.

Технический метод

Технический метод предполагает использование дополнительных логопедических инструментов (шпатели, зонды). Часто дети боятся этих приспособлений. Поэтому обычно их используют в крайнем случае, когда другие методы не помогают. В качестве вспомогательных инструментов можно также использовать ватные палочки или ложки.

Словосочетания со звуком Ж (речевой материал):

Жаба в луже, желтое жабо, бежевое жабо, тяжелая баржа, на жаровне жаркое, ржание жеребенка, жандарм ждёт, ужалила жалом, жужжание жука, жалко жаворонка, кожаный жакет, южная жара,  жёлтый жёлудь, жалить жалом, ужасная жалоба, жалко ужа, жалко журавля, жук жужжит, ежи на лужайке, жуткий пожар.

Жёсткие жернова, прожжённый жакет, кожаный жакет, ужасно жарко, нежная кожа, бежевый жакет, жулик жульничает, бумажный жук, Женино жабо, жёлтая пижама, жёлтый жук, жалобы жильцов, вожатый бежал, жилище жужелицы, кожа жирафа, у жены жемчуг, урожай желудей, жизнь на ложе, жевать желе, желтый желудь.

Жилетка мужа, завяжи туже, тяжёлая ножовка, жена в пижаме, на лежанке книжонка, можно рожок, жалкий жонглёр, жонглер жонглирует, жирное жаркое, жаворонок возле лужи, жбан не для жарки, урожай на меже, жить и не тужить, наживить живчика,  Женя и Жора, дружные жители,  жизнь животных.

Положу книжонку, вожатый в луже, вожатый в жакете, положил жучка, влажная кожа, ужи живут, подержанные вожжи, в жюри женщины, уважать мужа, желе дрожит, жатва ржи, жуткий жучок, желание жевать,  жужжу и не тужу, жевать жвачку, положу на лежанку, выхожу на бережок.

Ножницы у Жанны, брожу по лужайке, флажок Жени, нужная бумажонка, в каждой бумажечке, вожжи дрожат, бумажечку прижать, пирожок с творожком, убежал от медвежонка, мажут жир, кружить на лыжах, жнёт урожай, вяжу жилет, ужи не жалят, жалко жучка, дюжина джигитов, медвежонок задрожал, ежик жмурился.

На ёжика похожа, ёжик ёжится, оранжевый флажок, лыжник по лыжне, пиджак сложили, ажурное жабо, отважный жук, Жанна ужинает, вижу пожарника, наложить крыжовник, вижу ежонка, наложить макияж, обжёг живот, пирожок с ежевикой, поджёг бумажонку, пирожок ежу, немножечко ежевики.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Мы занятие начнем.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

Какие бывают звуки?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Какой он, опишите?

Назовите слова со звуком .

3. Введение в тему.

-Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.

В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой, загадки, задания и конечно игры.

Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.

Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)

Вы согласны?

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Узнать его непросто,

Узнать его легко,

Высокого он роста

И видит далеко.

Черный, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Летит-воет,

Сядет-землю роет.

*Как можно назвать всех одним словом?

*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?

-Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж.

4.Изучение нового материала:

-Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук.

а)характеристика звука .

-Давайте потренируемся в произношении звука , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук .

*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)

-А теперь вместе со мной произнесем звук.

*Какой это звук?Почему?

*Как звучит звук , твердо или мягко?

-Правильно, звук произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука .

-Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук еще раз.

*Что вы слышите шум или голос?

*Звук — звонкий или глухой?

*Охарактеризуйте звук .(согласный, всегда твердый, звонкий)

б)игра «Поймай звук» (я называю слова, если в слове есть звук , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука — подносят палец к губам.

УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО

ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ

ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ

-Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук -невидим).

*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)

в) игра «Услышь звук» — работа со схемами №3, №4

г) знакомство с буквой Ж

-Давайте станем волшебниками и превратим звук в букву.

Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.

Эни, бени, рики, тайся

Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)

*Почему их две?

*Где и когда пишется большая буква?

*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

-Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.

*Есть ли у нее парная согласная?

5.Закрепление нового материала:

а)упражнение для запоминания зрительного образа — буквы Ж.

-Выложите букву из палочек.

*На что похожа буква Ж?

-Эта буква широка и похожа на жука.

Потому что у нее 6 жучиных ножек.

И при этом точно жук, издает жужжащий звук.

*Каким цветом мы закрасим букву Ж?

б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)

в) игра «Превращение слов»

-Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ

*Что для этого нужно сделать?

-Слово УЖИ — в слово ЛУЖИ

г) игра «Рассыпалось слово» — работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)

Ж А Э Т — ЭТАЖ

Ж Б А А — ЖАБА

Ж О К А — КОЖА

Ж И К У — ЖУКИ

Ч Ж ИИ — ЧИЖИ

-Читаем составленные слова

д) обобщение.

А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.

Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения). А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?

Жук-олень не просто красавец,он приносит большую пользу: личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!

6. Итог занятия, домашнее задание.

На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.

*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?

Звук [Ж] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука .

Материал для автоматизации звука в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопеда и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук в прямых слогах:

ЖА – ЖА – ЖА     ЖИ – ЖИ – ЖИ

ЖЕ – ЖЕ – ЖЕ     ЖО – ЖО – ЖО

ЖУ – ЖУ – ЖУ  АЖА – АЖА – АЖА

ИЖИ – ИЖИ – ИЖИ     ЕЖЕ – ЕЖЕ – ЕЖЕ

ОЖО – ОЖО – ОЖО УЖУ – УЖУ – УЖУ

Звук в начале слова и словах с прямым слогом:

* Жаба, жабры, жадный, жатва, жаль, жало, жарко, жареный, жаворонок, жар, жалоба, жалко, Жанна, жив, жила, жир, жиденький, жирный, житель, живопись, жердь, Женя, жёлоб, Жора, жёлудь, жёваный, жёлтый, жёсткий, жук, жуткий.

*  Жакет, жалеть, жасмин, жара, живот, живёт, живьём, живой, животные,  жильё, жилет,  жираф, желе, желудок,  желание, желток, жетон, жокей, жонглёр, жуёт, журавль, журнал.

* Дрожат,  пожар, ужата, ежата, медвежата, пижама, уважать, вожатый, вожак, пожарник, урожай, бежал, лежал, ужи, ножи, лежи,  этажи, покажи, наживка, дружина, пружина, драже, уважение, этажерка, тужурка, абажур, ажур, брожу, лежу, хожу, покажу, ежовый, крыжовник, ежонок, ножовка, ожог, лужок, бережок, рожок, флажок, сапожок, пирожок, дружок, снежок.

* Кожа, кожаный, лужа, сажа, стужа, ножик, ёжик, ожидание, оружие, ужин, дюжина, лыжи, ухаживать, уже, хуже, ниже, тоже, ближе, ежевика, мороженое, ожерелье, ежегодно, бежевый, вижу, мажу.

Повтори словосочетания и предложения со звуком в прямых слогах:

* Жёлтая кожа, спелый жёлудь, столовые ножи, вожатый Женя, жёсткий стул, желе из ежевики, дюжина ежей, оживлённая улица, лёгкий снежок, Женина пижама, жидкий кисель, сильный ожог, глубокая лужа, кожаный жилет, жёлтый желток

* Женя на ужин ест ежевику. В лесу живёт ежиха с ежатами. Женя ухаживает за животными. У Жени много животных: ежиха с ежатами, два ужа и весёлый чижик в клетке. Женя похожа на маму. Жаба поймала жука. Жираф — дикое животное. Жанна бежала на лыжах по лыжне. Жанна лежала на пляже. Галя сажала жасмин и жимолость. Жуки жужжат над жасмином. Женя любит спать на жёстком. На ужин дали жидкий кисель. Женя живёт на пятом этаже. Дети сажали жёлуди. Женя жаловался на боль в животе. Мама уложила Женю в постель. Поток воды бежит по жестяному жёлобу. В саду растёт крыжовник. Медвежонок бежит и от холода дрожит.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук :

Жа – жа – жа — иголки у ежа.

Жу – жу – жу —  флаг в руке держу.

Жи – жи – жи —  в воде моржи.

Же – же – же — живём на пятом этаже.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком  (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Жука, не стало Жабы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, жук— много жуков, жилетка — много жилеток, ножик — много ножиков). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЖУК, к маленькому — ЖУЧОК.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — жаба, но две, три, четыре — жабы, пять — жаб). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука «Ж» в словах. Игры на автоматизацию звука «Ж» при помощи картинок будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Игры на автоматизацию звука [Ж] в словах

  1. Собери слово. Дается изображение предмета с разбросанными вокруг него буквами. Задание: выбери из букв те, из которых состоят название картинки, и обведи их кружком.
  2. Игра «Непохожий». Дается ряд слов: жаба-жаба-жабо-жаба. Задание: найди в ряду слово, отличающееся от других.
  3. Обучающая игра «Ромашка». Понадобится желтый кружок и лепестки с написанными словами. Прикреплять к желтой серединке только те лепестки, в которых есть звук . Как вариант, можно слова не писать, а рисовать изображения предметов.
  4. Дидактическая игра «На водопое». Понадобится картинка с изображением лужи и картинки животных, птиц и т.д (журавль, воробей, лиса, жаба, жаворонок, заяц). Задание: на водопой к луже ходят только те звери, в названиях которых есть звук Ж. Линиями соединить тех, кто придет на водопой.
  5. Даны картинки с изображением кожуры, желатина, ножика, абажура. Нужно назвать слова в таком порядке, чтобы каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего (первое слово желатин).

6. Дидактическая игра «Фокусник». Давай покажем фокус, как можно разные слова превращать в слова со звуком Ж. Достаем из шляпы исходные слова, заменяем первую букву на Ж.

Пакет – жакет

Билет – жилет

Печь – жечь

Лук – жук

Пучок – жучок

Бетон – жетон

Идет – ждет

7. Даются изображения вешалок и одежды (жилет, рубашка, пиджак, майка, пижама, платье). Нужно повесить на вешалки только те предметы одежды, в названии которых есть звук Ж.

Приёмы отработки звука «Ж» с детьми

Работа по исправлению ошибочного произношения ребенком звука «Ж» должна проходить в несколько этапов:

  1. Наблюдение за его произношением и поиск источника дефекта.
  2. Выбор методики работы.
  3. Отработка правильного произношения.
  4. Автоматизация полученных навыков.

Процесс наблюдения

Первым этапом в работе с неправильной речью всегда должно быть наблюдение за произношением ребенка

Очень важно определить, какова причина неправильного звучания «Ж». Существует несколько вариантов его ошибочного произношения:

  • проглатывание звука «Ж»;
  • замена на «В» — губно-зубной парасигматизм;
  • произношение «Г» — носовой сигматизм;
  • «Д» вместо «Ж» — призубный парасигматизм;
  • замена на «Щ» или «З» — шипящий и свистящий парасигматизм.

Родитель должен проследить за артикуляцией и дыханием малыша при произношении звука. После определения причины исправить дефект намного проще. Так, например, замена на другие звуки – это чаще всего следствие неправильной артикуляции — значит, в первую очередь, акцент нужно делать на ее коррекцию.

Иногда ребенок неправильно направляет струю воздуха – это можно увидеть по надувающимся щекам или слабому потоку воздуха – тогда помимо артикуляционной составляющей надо подключать дыхательные упражнения.

Если у малыша не получается воспроизводить звонкость, нужно тренировать голосовые связки.

Основные методы постановки звука Ж

Этапы постановки фонем:

  1. Подготовительный. Разминается артикуляционный аппарат, ребенок настраивается на занятия, проводится работа с речевым дыханием и фонематическим слухом.
  2. Постановка звука. Проводятся логопедические упражнения на дифференциацию проблемного звука, его правильное проговаривание.
  3. Автоматизация. Четкое произношение звука без дополнительной помощи.
  4. Закрепление в повседневной речи. Контроль со стороны взрослых, положительное подкрепление.

Методы коррекции звукопроизношения:

  • механический — с помощью логопедических инструментов (шпатель, лопатка, зонд);
  • по подражанию — наиболее естественный способ для дошкольников, т.к. их артикуляция развивается через восприятие речи окружающих;
  • по постановке от других корректно сформированных звуков.

Постановка «Ж» начинается с расслабления языка и челюсти, т.к. широкий язык — основа произношения шипящих. Для этого используется следующее упражнение: язык положить на нижние зубы, верхние зубы легко по нему стучат в течение 20 секунд. Затем язык, не двигаясь, лежит на нижней челюсти.

После этого объясняется артикуляция звука. Логопед вместе с ребенком руками изображает чашечку с водой, потом просит повторить позу языком, спрятанным за зубами. В таком положении нужно произнести «ЗЗЗЗЗЗ». Автоматически звук преобразуется в «Ж». Когда «Ж» закрепится, его вводят в слоги с гласными, затем в слова и предложения.

Поставить «Ж» можно и от корректно сформированного «Ш». Положение губ, зубов и языка при произношении этих звуков одинаковое. Ребенок говорит звук «Ш», а педагог просит при этом добавить голос и прочувствовать вибрацию на голосовых связках. Для закрепления «Ж» используют подражания жужжанию жука, пчелы.

Автоматизация звука Ж

Последовательная автоматизация звука Ж предполагает закрепление его артикуляции в слогах, а затем в словах. Постепенно можно использовать словосочетания с нужным звуком и целые предложения.

Тренируйте ребенка произносить звук Ж как можно дольше, на одном долгом выдохе.

Используйте звук Ж и букву Ж для составления слогов (устно и с помощью карточек).

Учите короткие стихи-речевки с освоенными слогами. Например:

  • Жа-Жа-Жа — ох, и сту-жа!
    ЖУ-ЖУ-ЖУ — дома я си-жу.
  • Жа-Жа-Жа — мы нашли у- жа!
    Жи-Жи-Жи — есть в елсу у-жи!

Просите ребенка придумать как можно больше разных слов, которые начинаются со звука Ж. Если малыш испытывает затруднения, то на первом этапе можно предложить ему выбрать нужные изображения из карточек лото или из игрушек.

Следующим этапом стоит использовать для автоматизации звука Ж стихи, пословицы,скороговорки, загадки. Их можно найти в специализированных сборниках для логопедов или подобрать самостоятельно. Вот несколько примеров:

  • Жук упал и встать не может,
    Ждет он кто ему поможет.
  • Жаба Жанна в воскресенье
    Ждет жуков на день рожденья.
  • Жужелица жужжала и жук жужжал.
  • У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, накормить надо ежат.
  • Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  • Летит — жужжит, сидит — молчит. (жук)
  • Очень нужен длинный шарф, если болен наш … (жираф)

Особое внимание стоит уделить дифференциации звуков С Ш и Ж в предложениях

  • На суше стужа.
  • У улья не шалить, пчелы могут жалить.
  • Слышать нам помогают уши, а в лесу ползают ужи.
  • Леша, нельзя читать лежа!
  • У Марины был жар, папа ей принес красный шар.
  • Мама потеряла шаль, нам ее ужасно жаль.
  • Ушиб зеленкой мажут, а на прощанье рукой машут.
  • Наш Дружок лаял на пушок.
  • В лесу живут ужи, стрижи, ежи.

Их автоматизация легче всего происходит в игровых упражнениях.

  • «Один — много». Логопед называет слово в единственном числе, а дети — во множественном (уж-ужи, гараж-гаражи, нож-ножи, корж-коржи и т.д).
  • «День рождения у кукол». Нужно найти для кукол Жени, Сони, Шуры разные игрушки, в названии которых первый звук совпадает с первым звуком кукольного имени (Женя — жираф, Соня — слоник, Шура — гарик и т.д).
  • «Доскажи словечко». Взрослый берет картинку, смотрит на нее, но не показывает изображение детям. Начинает называть то, что на ней изображено. Дети продолжают. (у-ши, мы-ши, са-жа, ка-ша и т. п.). Открытые картинки раскладываются в две стопки, с изображениями соответствующих букв. Это упражнение помогает закрепить дифференциацию звука Ж и буквы Ж наиболее прочно.

Работа по постановке и автоматизации звука Ж может проводиться логопедом как индивидуально, так и в ходе работы с подгруппой. Для организации игровой деятельности с этой целью можно использовать не только специальные логопедические игры, но и обычные лото, другие игры, обычные игрушки.

Автоматизация в слогах

Когда звук поставлен, его нужно ввести в речь. После отработки артикуляционных движений при изолированном произнесении звук автоматизируется в слогах. Начинать нужно с прямых слогов, в которых гласный идет посл согласного.

  1. Жук хочет найти на полянке самые красивые цветы. Поможем ему? Педагог называет слоги. Если ребенок слышит слог со звуком , кладет цветочек в свою корзинку. Ча, жа, ша, ра, жо, со, зы, жу, са, ру, жи, су, шу, жо, шо.
  2. Ребенку предлагают найти и прочитать слог, который находится в определенной точке на слоговой таблице (например, на пересечении 5 строки сверху и первого столбика справа).
  3. Дидактическая игра «Запасливый ёжик». Заранее нужно подготовить картинку ежа и изображения грибов и яблок с написанными на них гласными. Жука попросил друг Ежик помочь ему собрать припасы к зиме. Давай и мы присоединимся. Ставим звук перед гласным, который написан на грибочке или яблочке, после этого отдаем ежу (крепим к спинке).
  4. Дидактическая игра «Заплатки». Дается изображение жилета с белыми кружками на нем. Вокруг разбросаны круги с написанными слогами. Задание: жилет прохудился. Помоги побрать к нему подходящие заплатки. Подбирать нужно только заплатки со звуком Ж.
  5. Игра «Пропущенные слоги». Даются карточки с кружками. Рядом с каждым кружком написано по 1 слогу (-на, -вот, мы-, но-, у-). Нужно подставить слог ЖИ только в те кружки, с которыми получится слово. Должны получиться слова: живот, ножи, ужи.

Определение позиции звука «Ж» в слове (начало, середина):

Звук «Ж» в словах может стоять в начале и в середине слова (в раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово ЖУК. В этом слове звук «Ж» стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук нужный звук— ЖЖЖЖЖук.

  • жаба, лужа, жабо, жадина, лежанка;
  • ежи, жакет, ножик, Жасмин, жокей;
  • ежик, жук, ножовка, сапожок, Жулик, живот;
  • жонглер, жаворонок, пижама, баклажан, желудь, пирожок;
  • жилет, ножик, жилье, ежи, желе, ужин;
  • лыжи, оружие, жемчужина, жених, Жучка, ежевика;

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

  • язык;
  • губы;
  • мягкое и твердое небо;
  • челюсть.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.

Выполнение артикуляционных упражнений.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Автоматизация звука [Ж] в стечении согласных:

Жлоб, жвачка,  жду, жмурки, жмурить, жмых, жнейка, жнец, жнея, жница, жрец, жбан, жгут, жгутик, жгучий, ждать, жребий, нежданный, блуждать, утверждать, бриджи, джем, джигит, джемпер, джентльмен, джин, джинсы, джип, джунгли, наждак, дождевик, держатель,  держать, держаться, дважды, южная.

Картёжник, чужбина, рождество, Анжела, манжет, оранжевый, инженер, ржание,  поджог, буржуи, одержимый, лживый, лжец, лженаука,  поджечь, каждый, важный, бумажный, гаражный, граждане, многоэтажный, отважный, массажный, влажный, монтажник, стражник, дождик, кожный, ложный, сложный.

Неотложный, тревожный, ничтожный, пирожное, сапожник, художник, ножны, ножницы, дорожный, осторожный, нужно, дружно, дружба, служба, нужный, лыжник, булыжник, пляжный, тяжба, южный, вьюжный, таёжный, надёжный, молодежный, чертежник, ближний, нижний, подвижный, престижный, книжный.

Между, прежде, одежда, надежда, смежный, мятежный, нежный, вежливый, прибрежный, прилежный, побережье, небрежный, однажды, наваждение, награждение, упражнение, гражданин, вражда,  ложбина, ножной, нужда, Лужники, лыжня, трижды, четырежды, бережный, невежа, денежный, набережная, бережливый, невежда, побеждать, княжна.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

-Радмир, здравствуй! Вот перед тобой эти палочки, составь на парте из них домик. (выполняет)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

-Давай мы с тобой посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ:

«улыбка» (логопед считает до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка»«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка:

«блинчик» (при этом улыбаемся) (до 10-и считаем)

«вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу 5 раз)

«чашечка» (считаем до 10-и)

упражнения для воздушной струи:

«ветерок»-дуть на ваточку (дуть сквозь сближенные губы)

«фокус» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа)

-Молодец!

3. Голосовые упражнения.

-Сейчас мы попоем гласные звуки: А, И, О, У. Сначала громко, потом тихо и наоборот. (Логопед показывает карточки с этими гласными.)

Затем логопед предлагает пропеть сочетание гласных АИ, АИО.

4. Повторение пройденного материала.

— Какой мы с тобой звук учимся правильно и красиво произносить?

(ребенок: «Звук Ж»)

— Сколько тебе лет?

(ребенок: «Мне 7 лет»)

— Вспомни, пожалуйста, столько слов со звуком ж.

(ребенок называет их, загибая свои пальцы.)

— Молодец!

5. Повтор слогов, слов со звуком Ж.

— Повторяй за мной:

ЖА-ЖА-ЖА – иголки у ежа.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – что-то расскажу.

ЖА-ЖА-ЖА – рыба у моржа.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – я вовсе не тужу.

-Молодец, Радмир!

6. Упражнение «Закончи предложения».

— Попробуй закончить предложения:

Весело бегать босиком по ЛУ. (лужам)

На диване кот ЛЕ. (лежит)

Я купил себе МОРО. (мороженое)

Мы сегодня загорали на ПЛЯ. (пляже)

Крепко яблоко ДЕР. (держу)

-Хорошо!

7. Пальчиковая гимнастика.

-Радмир, в прошлый раз ты из кусочков бумаги букву Ж составлял, а сегодня ты попробуешь вырезать букву Ж без ножниц. Это очень трудно, но ты постарайся!

(ребенку логопед дает лист бумаги формата А4.)

— Умница, Радмир!

8. Образование уменьшительно- ласкательных слов.

-Попробуй сделать из большого слова маленькое,например: ДРУГ- ДРУЖОК.

ЛУГ.

КРУГ.

ФЛАГ.

СНЕГ.

БЕРЕГ.

РОГ.

ПИРОГ.

УТЮГ.

САПОГ.

— Молодец!

9. Я начну,а ты закончи:

Я ЛЕЖУ НА ЖЕЛТОМ ЛЕЖАКЕ.

ТЫ ЛЕЖИШЬ НА ЖЕЛТОМ ЛЕЖАКЕ.

ОН.

ОНА.

МЫ.

ВЫ.

ОНИ.

10. Произнеси предложения отраженно.

-Повторяй за мной:

Женя и Жанна играют и никогда не ссорятся. Как играют Женя и Жанна?

(ребенок должен ту ответить: «Дружно»)

Какие Женя и Жанна?

(Ребенок: «дружные».)

Кто дружно играет?

(ребенок: «Женя и Жанна»)

11. Настольная игра «Логопедическое лото».

— Поиграем в лото.

Ребенку предлагаются схемы слов:

ж

ж

ж

Логопед показывает картинки, а ребенок подставляет их к нужной схеме.

-Молодец.

12. Составь предложения и прочти их.

— Вот тебе небольшие листочки, на каждом набор слов, из них составь предложения!

1) От, дождь, промокнуть, одежда.

2) Живот, Жора, у, болит.

3) Нет, у, жало, уж.

4) Теплые, улететь, в журавли, края.

5) Наживать, и, поживать, стали, жить, добро.

-Умница, Радмир! Справился.

13. Развитие памяти.

— Перед тобой шесть картинок, запомни их.

(ребенку дается несколько секунд для запоминания.)

— Сейчас закрой глазки. (В это время логопед меняет две картинки местами.) А теперь поставь их так, как было.

(Логопед проделывает это упражнение два- три раза. Для разнообразия логопед убирает одну картинку.)

14. Итоги занятия.

-Радмир, скажи, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?

(Ребенок отвечает)

— Молодец, Радмир! Ты сегодня очень хорошо занимался! До скорого!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector