Учим ребенка говорить букву «ш»: советы и рекомендации

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Ребята, на прошлом занятии мы изучили букву Щ.

Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить все слова со звуком .

Нина раз считала вещи:

Ящик, щётка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько б было здесь вещей,

Если б не было клещей?

— Назовите слова со звуком .

— Дайте характеристику этому звуку. (это согласный, глухой, всегда мягкий)

2. Развитие навыка звукового анализа слова:

Игра «Светофор»

(детям раздаются карточки с кружочками символизирующими светофо: вначале красный, посередине жёлтый, в конце – зелёный и фишки –автомобили)

Определите, где находится звук в слове, поставьте фишку на соответствующий кружок (в начале в середине или в конце)

Клещи, ящик, щётка, щека, плащ, трещётка, камыш.

— Молодцы, все заметили, что в последнем слове нет звука , а какой звук мы слышим в конце слова камыш?

— Какой он? (согласный, шипящий, всегда твёрдый, глухой)

— Чем отличаются звуки: , ? (- всегда твёрдый, — всегда мягкий)

3. Уточнение и сравнение артикуляции звуков , перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков.

– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки и ? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

4.Прочитайте слоги:

ША – ЩА – ША

ЩУ – ШУ – ЩУ

ЩИ – ШИ – ШИ

ОЩ – АЩ – ОШ

УШ – УЩ – АЩ

ЮЩ – ЯЩ – ЯШ

ОЩ –АЩ – ША – ШИ

ЩА – АШ – ОЩ – ОШ

ШЕ – ЩЕ – ЕЩ – ЭЩ

5. Развитие умения различать звуки и .

Игра «Звуковая мозаика»

(детям раздаётся рабочее поле – квадрат 4на3 клеточки и фишки зелёного и синего цвета)

Слова: Шар, щавель, шапка, шахматы, щука, шампунь, шалаш, щегол, шум, шерсть, щупальцы, щи.

(производится проверка с доски)

6. Пришло время повторить как пишутся буквы Ш и Щ,но для начала подготовим пальцы к работе:

Пальчиковая гимнастика «Щука»

Щука хищная, зубастая, (пальцами имитируем движения челюстей)

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться? (руками производим движения «рыбка плывёт»

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает! (руки сжимаются в «замочек»)

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок! (указательные пальцы –крючки тянут друг друга)

Сравнение букв по написанию.

— Чем отличаются буквы: «ш» и «щ»?

— Какой элемент у них общий?

7. Письмо букв, чередуя ш, щ, ш, щ

— Чем отличается написание буквы Ш и Щ? (они пишутся одинаково, только у буквы Ш нет хвостика)

8. Письмо слогов с буквами ш и щ:

Внимательно послушай и запиши слоги. На верхнюю строку слоги с буквой ш, а на нижнюю – слоги с буквой Щ

Ша, шо, щу, щи, ще, ши, ща, шу, щё, ше, що.

— Какое правило нужно помнить при написании слогов ЩА, ЩУ?

9. Письмо слов с буквами Ш и Щ.

Допиши слова, добавляя слоги с буквой Щ или Ш:

Ро, ча, ово, кало…., малы…., кле…, ….пка, …нок, ….ка, ….рты, ….вель, ….на,

10. Физкультминутка

Во дворе щенок играл

Прыгал,бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

11. Совершенствование навыка различать звуки в словах и ,

Игра «Что лишнее?»

Ящерица, щука, щенок, чашка (чашка).

Клещи, щётка, щипцы, шинель (шинель).

12. Развитие навыков словообразования:

Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – … шляпа – … шалаш – …

штора – … шайба – … карандаш – …

швабра – … плащ – … клещ – …

13.Самостоятельная работа на карточках:

Вставь недостающие буквы Ш или Щ

. ука. елчок кув. ин пры. ик бро. ка кро. ит. орох. епка. епотка пи. ит ка. а пла. горо. ина гру. у вра. ат ь. ёлк за. итник вер. ина

14. Подведение итогов занятия :

— О каких буквах говорили сегодня на занятиях? Чем отличаются звуки и буквы Ш и Щ?

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными

Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш»

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):

Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.

Лучшие детские игры

  • Король Воришек
    4.75
  • НАБОР РАЗВИВАЮЩИХ ИГР 3D
    4.82
  • Улитка Боб 5
    4.77
  • Красный шар 5
    4.85
  • АМ НЯМ:Перережь веревку
    4.71
  • ЛУНТИК: АЛФАВИТ
    4.71
  • Раскраска мелом
    4.71

Игры для Детей
Логические игры
Для 3 лет
Для 4 лет
Для 5 лет
Для 6 лет
Для 7 лет

Лабиринты

Игры свинка пеппа
Конфеты
Котенок Бубу

МиМишки
три кота

Главная

Развивающие игры для малышей
Дошкольникам
Познавательные для Детей
Пианино
Пазлы
Пазлы для Девочек

На память и внимание

Математика игры

Для детей 8-9-10-11-12 лет

Рисовалки
Азбука

Барбоскины

Игры для детей 5-6 лет

Игры Лунтик

Игры Смешарики
МУЛЬТИКИ
Раскраски

Раскраски для Девочек
Раскраски для Мальчиков

Игры Маша и медведь

Фиксики
Шарлотта Земляничка

Животные

Игры по персонажам

Тачки

Миньоны

Камазы

Защита башни

Игры Пони
Игры Уход за Животными

Улитка Боб
Смурфики
Лего

Кошка Анжела

Спанч Боб

Игры Пузыри

Говорящий кот Том
Крокодильчик Свомпи
Развивающие детские игры

Angry birds
Шоу Дельфинов
Красный шар
Барашек Шон
Король Лев

Игры 3 панды
Игры Ам Ням
Девушки Эквестрии
Щенячий Патруль
Игры Майнкрафт
Фризл Фраз

Даша путешественник
Машина Ест машину
Хелло Китти
Поу
Суши Кот
Марио

Гравити Фолс
Мадагаскар
Вспыш и Чудо Машинки

Девушки Супергерои
Фейри Тейл Хай
Мстители
Доктор Плюшева
Том и Джери
Робокар Поли
Тролли
Золушка
Счастливая Обезьянка

Город Героев

Шиммер и Шайн
Финес и Ферб
Лентяево
Гуппи и Пузырьки
Приветом По Планетам
Как Приручить Дракона
Вселенная Стивена

Русалки
Юные Титаны
Зверополис

Гамбол
София Прекрасная
Рапунцель

Лего Ниндзяго

Наруто
Масяня
Время Приключений

Троллфейс
Соник

Рейнджеры Самураи
Симпсоны
Бакуган
Халк
Ральф
Хлебоутки
Умизуми
Микки Маус
Лило и Стич
Аватар

Сказочный Патруль

ДЛЯ ДЕВОЧЕК НА ДВОИХ

Другие игры

Мини игры
Шашки
Для Маленьких
Зума
Фруктовый Ниндзя

Логические
Головоломки

про Новый Год

Смешные

Кликеры

Агарио

Игры Офисные
Флеш игры

Роботы

Драки

плохое мороженое

Еще игры для мальчиков
Слендермен
Парковка

Страшные
Трансформеры
ПОГРУЗЧИК
БЕН 10
Стикмен

Бильярд

Бродилки
Бешеная Бабка
Войнушки

Найди отличия

Прикольные

для Мальчиков 8 лет»
для Мальчиков 9 лет
Стратегии

Метание Ножей
РЫБАЛКА
Спортивные

Еще игры для девочек
Эвер Афтер Хай
Поцелуи
Бродилки Девочкам
Тесты

Аниме
Пицца

Ресторан
Уборка

Школа
Хейзел
Магазин
для Девочек 10 лет
Кошки
Собаки

Танцы
Для девочек 4-5-6-7-8 лет
Для мальчиков 4-5-6-7 лет

РАСКРАСКИ
Для 2 лет

Детям 1-2 года

Для детей 2-3 лет

для Девочек 8 лет
для Девочек 9 лет

Мода

Лошади
Покемоны

Одевалки
БРОДИЛКИ
ГОТОВИМ ЕДУ

На ноутбук

Логопедические игры для шипящих звуков [ш], [ж]

А теперь поговорим о шипящих… Шипящие искажаются по причине присутствия у ребенка какого-либо вида сигматизма, дефектов слуха, уздечки языка, неправильной работа губ, сильного напряжения языка. Например, звук «ш» малыш может искажать разными способами:

  • опускание звука «ш» в речи («Машка» — «Мака»);
  • замена его на звук «т», «ф» или «с» («мишка» – «мифка», «мишка» — «митка», «мишка» – «миска»,).

Какими бы ни были искажения звуков, все можно поправить при помощи занимательных логопедических игр-упражнений. Вам понадобятся хорошее настроение и терпение. Напоминаем, что заниматься нужно каждый день в утренние часы. Длительность занятий составляет от 20 до 40 минут.

Главное, чему нужно научиться малышу при постановке шипящих звуков, — это делать свой язычок широким и спокойно удерживать его на нижней губе распластанным некоторое время: считая от 5 до 10. Такое положение языка является основным для постановки шипящих.

Конфетка

Эта игра претендует стать самой любимой у ребенка. Для игры предлагаем ребенку представить конфету. Развернуть ее, воображая в руках, и как-бы положить ее себе в рот. Затем ребенок делает сосательные движения во рту, как-будто по-настоящему сосет конфетку. В конце , ее обязательно «проглотить».

Летающая пушинка

Попросите ребенка изобразить улыбку, сделать язычок широким и закрыть им нижнюю губу, потом, как бы произнося звук «ф», подуть на ватку так, чтобы она улетела на дальний край стола.

Сыроежка

Традиционное упражнение «Грибок» — сделать язычок широким, изобразив шляпку грибочка, присосать его к нёбу и удержать на счет от 5 до 10.

Вольный ветер

Снова вооружаемся кусочком ватки. Положить ватку на носик малыша, которому нужно будет научиться ее правильно сдувать. Для этого ребенку следует из язычка сделать «лодочку», т.е. завернуть кончик языка назад, опустив его спинку вниз. Затем кончик языка нужно поместить на верхнюю губу. Из такого положения малышу требуется подуть на ватку-пушинку так, чтобы она взлетела вверх.

Далее следует из похожего положения (только язык малыша должен находиться не на верхней губе, а за передними зубами) подуть уже на кончик языка. Таким образом, и появляются шипящие звуки

Поющая змейка

На листе бумаги предложите ребенку нарисовать тропинку для змейки, а потом «проползти» вместе с ней по этой дорожке, напевая песенку змеи: «ш-ш-ш-ш-ш».

Веселый жучок

Аналогично упражнению выше, малыш рисует путь полета для жучка, а потом «летает» вместе с ним, напевая песенку жучка «ж-ж-ж-ж-ж-ж».

Большой Ух

Задача этой игры — научить ребенка различать звуки на слух. Взрослый читает много слов, а малыш хлопает в ладоши всякий раз, когда слышит шипящие звуки «ш» и «ж».

Веселый попугайчик

Ребенок превращается в попугая! И просто правильно повторяет за взрослым следующие ряды слогов: «жу-жу-жу», «шу-шу-шу», «жа-жа-жа», «ша-ша-ша», «жи-жи-жи», «ши-ши-ши» и другие чистоговорки.

Знайка

Для игры вооружитесь карточками с изображением разных предметов и разноцветными игровыми фишками.

Ребенок выбирает из всех карточек слова, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж», называет их и ставит на них сверху игровые фишки. Если звуки «ш» и «ж» находятся в начале слова, то желтую фишку, если в середине, то зеленую, если в конце – красную.

В видео ниже — отличный пример постановки шипящих звуков дома с логопедическими упражнениями и играми.

Продолжаем выполнять логопедические упражнения с ребенком и произносить слова с шипящими звуками, составляем предложения из таких слов, пока навык правильного произношения не закрепится окончательно. При этом не забываем, что развитие ребенка должно быть многогранным! Обязательно гуляйте на свежем воздухе, проводите время вместе, возьмите семейный абонемент в бассейн или сходите в кино. Дарите друг другу побольше позитивных эмоций!

Успехов!

логопед Марина Таланина,

Специально для сайта «Цветы жизни».

Игры и упражнения на автоматизацию звука [Ш] в слогах:

1.Упражнение «Повтори слоговые цепочки». Просите ребенка произносить ША-ША-ША и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ша — шо — шу — ши; ша — шу — ши — шоша — шо — ша — шу; ши — ша — шу — ши

аш — ош — уш — ыш; яш — ёш — юш — иш — ешаш — яш — уш — юш; яш — ёш — юш – уш

2. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШИ»У- …; мы- …; гало- …; камы- …;каранда- …; гру- …; кры- …; малы- …;

3. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ША»Ма- …; Да- …; Алё- …; Ната- …;Гри- …; гру-…; кры- …; ни- …; лап- …;

4. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШКА»Пу- …; мо- …; поду- …; вы- …;лягу- …; бабу- …; деду- …; игру- …;

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука проводим 2-3 упражнения .
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук . Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления .
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

 Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

Про букву Ш

Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.

У нее была сестра – буква Щ — жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:

— Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!

Буква Щ щурилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щадила ее и целовала в щечку.

А один раз буква Ш поссорилась с буквой Ы. Да так поссорилась, что никто не смог их помирить.

— Я никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно, — говорила буква Ш.

— Но как же быть? – пытались уговорить ее другие буквы. – Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.

— Ни за что! – упрямилась буква Ш. – Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!

— Но так нельзя! — стали возмущаться другие буквы! – Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы, значит, она должна стоять рядом с тобой.

— А я не хочу и всё! – упорствовала буква Ш.

Как ни уговаривали ее другие буквы – ничего не помогало. Мало того – буква Ж стала ее поддерживать:

— Мне тоже буква Ы не нравится! – заявила она. – И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы, например: Жызнь, Жыр, Жыво-пись…

А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш, им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:

«Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»

Вот так две упрямые буквы добились своего.

Буква Ш, поселившаяся в камышах

 Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.

— Поселюсь-ка я в камышах! — наконец решила она. — Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу им шуршать.

Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие сказки.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминка для языка и губ

Для того чтобы приучить ребенка говорить правильно звук — у него должны быть подготовлены мышцы. Для нужен подъем боковых стороны и кончика языка. Губы делаются круглым, но не смыкаются до конца.

Важно! Можно распечатать наглядную иллюстрацию артикуляционного профиля звука и разобрать ее с ребенком. Учить упражнения начинают постепенно

Примерный комплекс:

Учить упражнения начинают постепенно. Примерный комплекс:

  1. При широко открытом рте класть распластанный язык на нижнюю губу.
  2. Поднимать края языка, чтобы они приняли форму «чашечки».
  3. Округлять губы и удерживать в таком положении.

Дополнительно можно делать упражнение для развития дыхания. На кончик носа кладется маленькая ватка и ребенок должен сдуть ее вверх.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Буква «Ш» в различных азбуках, языках и системах

ШШура

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Ш». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «Ш» Шок, школа, шкаф, шантаж, шило Слова заканчивающиеся буквой «Ш» Алкаш, беляш, лаваш, камыш С буквой «Ш» в середине слова Душа, ишак, каша, башня, акушер, вишня Слова содержащие несколько букв «Ш» Шалаш, шишка, кишмиш, вошедший Страны Швейцария, Швеция, Шри-Ланка. Смотреть все страны на букву «Ш»
Города Шанхай, Штутгарт, Шахты. Смотреть все города на букву «Ш»
Животные Шмель, шпрот, шиншилла. Смотреть всех животные на букву «Ш»
Овощи, фрукты и ягоды Шелковица, шпинат. Профессии Швея, шеф-повар, шоумен, шофёр, штурман, штукатур. Смотреть все профессии на букву «Ш»
Все имена на букву «Ш» со значениями и происхождением Мужские имена Шерлок, Шамиль, Шарль, Шота. Смотреть все мужские имена на букву «Ш», а также их значение и происхождение Женские имена Шакира, Шерил, Шарлотта, Шейла. Смотреть все женские имена на букву «Ш», а также их значение и происхождение

Стихи

* * *Что у нас в лесу на букву Ш?Это шишка шлепнулась, шурша.Шмель и шершень шумно шарят в кашке.Шебуршат в шиповнике букашки.Что еще в лесу на букву Ш?Шум и шорох возле шалаша.

Про букву Ш

Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.

У нее была сестра – буква Щ — жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:

— Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

.

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

.

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

.

Более сложные:

и .

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, шапка — много шапок, машина — много машин, мышь — много мышей). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ШАПКА, к маленькому — ШАПОЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — шапкА, но две, три, четыре -шапкИ, пять — шапОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector