Постановка звуков при дизартрии: последовательность

Рекомендации логопеда родителям

Если вы занимаетесь с сыном или дочкой дома, специалист может дать вам несколько рекомендаций.

Самое главное — прежде чем приступать к коррекционной работе дома, проконсультируйтесь со специалистом. Обратитесь к логопеду. Он проведет логопедические пробы, установит причину и форму сигматизма у вашего чада, даст рекомендации по коррекции на дому. Если причина дефекта — в неврологических нарушениях, он направит к неврологу. В этом случае, вероятно, потребуется комплексное лечение — логопедическое, физиотерапевтическое, медикаментозное.

Усложняйте уроки постепенно. Это значит, что вы поэтапно ставите звук: сначала изолированно, потом подключаете слоги, потом отрабатываете постановку в словах и, наконец, в предложениях.

Используйте принцип поэтапной коррекции. Не приступайте ко второму этапу, пока окончательно не пройдете первый и т.д. Только после твердого закрепления одного этапа можно переходить к следующему. Иначе ваш маленький ученик не только не приобретет новые навыки, но и утратит уже усвоенные — это как снежный ком.

Доведите до совершенства. Не бросайте коррекцию, если ребенок говорит почти правильно. Доведите произношение до идеала, поскольку вряд ли неидеальное произношение со временем станет идеальным. Далеко не со всеми детьми работает принцип «выговорится сам».

Играйте с малышом! Занятия должны вызывать у него чувство радости, позитива, проходить в хорошем настроении. Занимайтесь в форме игры. Прибегайте к игрушкам, историям, личному примеру, аналогиям из мультиков — так дети прекрасно усваивают материал и научаются новому. Если у вашего чада не получается что-то, ни в коей мере не ругайте его. Этим вы сделаете только хуже.

Не теряйте время. Если вашему чаду исполнилось 3 – 4 года, но он так и не выговаривает «с», обратитесь к логопеду. Намного легче и быстрее откорректировать речевые нарушения, когда они только дали о себе знать, чем у деток более старшего возраста.

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи, как и на подготовительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся).

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа: определить какой по счету звук в словах, нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости

Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений

После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Выделяют несколько способов постановки звука:

  1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.
  2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
  3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.
  4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.
  5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.

Не используйте ароматизированный тальк

Рекомендации по автоматизации

Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.

Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.

Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе

Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.

Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.

Комплекс упражнений

Все задания нужно выполнять в определенном порядке – это одно из важных условий для достижения результата

Особое внимание стоит уделить основным упражнениям, иначе гимнастика будет не такой эффективной

Задания для губ

  1. «Улыбка» − является базовым, с которого начинают гимнастику. Необходимо улыбаться так, чтобы сомкнутые зубы были видны. Положение губ удерживают под счет до 3, увеличив до 5.
  2. «Трубочка» − тоже относится к базовым упражнениям. Губы вытягивают вперед и удерживают «трубочкой» под такой же счет.

«Улыбку» и «Трубочку» чередуют, постепенно ускоряя темп, чтобы развивать не только статическую составляющую, но и динамическую.

Задания для языка

Цель этого комплекса – умение произвольно расслаблять мышцы языка, убирать его за нижние зубы и удерживать в таком положении. Это является основой для произношения свистящих.

  • Рот открыт, широкий язык помещен на нижнюю губу. Зафиксировать такое положение в течение нескольких секунд.
  • Это задание обязательно стоит выполнять, если язык напряжен и не получается сделать его широким. Органы артикуляции занимают аналогичное положение, как при выполнении предыдущего упражнения. По языку делают похлопывающие движения, проговаривая «ПЯ-ПЯ-ПЯ».

Выполняя улыбку, рот держат открытым, зубы не сомкнуты. Кончиком языка имитируют движения зубной щетки в одну и другую стороны.

Исходное положение такое же, как в предыдущем задании. Язык находится внизу, а его кончик упирается за нижние зубы, спинка и средняя часть должны быть подняты так, чтобы по форме получилась горка. «Горку» удерживают под счет до 3, потом до 5.

Если возникают трудности с расслаблением мышц, назначают сеанс логопедического массажа. Чаще всего его делают зондами, но для этого нужно получить специальное образование. Можно выполнять самомассаж с помощью зубной щетки с мягкой щетиной.

Упражнения на формирование сильного выдоха

К вышеперечисленному комплексу добавляют дыхательную гимнастику. Сильный плавный выдох является составляющей артикуляционного уклада свистящих звуков. Воздушная струя должна быть холодная и проходить посередине языка.

  • «Кто забьет быстрее гол?». Для его выполнения понадобятся два небольших кусочка ватки и предметы, которые можно использовать в качестве футбольных ворот. Ребенок улыбается, на нижнюю губу помещает широкий язык. Произнося таким образом звук Ф, ему нужно задуть ватку в ворота.
  • Все сделать так же как и в предыдущем упражнении. Только не нужно говорить Ф, а просто вытягивать губы трубочкой.

Для тренировки силы и длительности выдоха можно использовать мыльные пузыри. Вдох нужно делать носом, а выдох – ртом, тогда это задание будет выполнено правильно, и выдох получится плавным и длительным. Можно предложить малышу дуть на капельки краски через трубочку – это не только эффективное, но и интересное занятие.

JUSTICE NEW POSTS

Способы постановки звука С и Сь

Картотека заданий логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:

По подражанию. Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения. Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимают зондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение. Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть». Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы. Постановка от «Ф»

При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы

Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.

Постановка звука Сь

При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.

Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением и в быстром темпе.

Важность постановки свистящего звука

Если замечено, что ребёнок некорректно произносит свистящий звук, логопед выделит характер проблемы, это может быть:

  •  сигматизм — происходит искажение и ;
  •  парасигматизм — подмена и другими звуками (на переднеязычный или шипящий).

Постановка звука позволит избежать проблем в письменной речи и чтении:

 дисграфия — расстройство, при котором допускаются элементарные ошибки при письме.

Человек заменяет буквы на фонетически близкие звуки, например:

зовут => савут

белые => пелые

Пушок => Пужок

 дислексия — расстройство навыков чтения, при котором человек повторяет одни и те же ошибки при чтении. Звуки перемешиваются или подменяются другими, чтение по буквам, сложность понимания прочитанного.

Человеку сложно буквы соединить в слоги, а слоги в слова. Это приводит либо к непониманию прочитанного, либо к искажению информации.

 дислалия — нарушение произношения звуков. Диагноз ставится после 4–5 лет, до этого времени такое произношение считается нормой и проходит само.

Какие дефекты существуют при сигматизме

Есть несколько видов нарушения произношения:

  1. Межзубный сигматизм. Происходит, когда человек просовывает кончик языка между зубами.
  2. Боковой сигматизм. Когда воздух выходит не по средней линии языка, а упирается в щеку. Он может быть двусторонним или односторонним. Эстетически это выглядит неприглядно, так как происходит искривление мимики.
  3. Носовой сигматизм. Воздушная струя идёт в нос, и произношение получается с храпом. Для коррекции проводится упражнение — долго и протяжно произносится . Кончик языка просовывается между нижней губой и верхними зубами, на него необходимо подуть, произнося , и постепенно убирать язык за нижние резцы.
  4. Призубный парасигматизм. Случай, когда не образовывается желобок по средней линии языка, и приближён к звуку . Здесь происходит механическая коррекция желобка ватной палочкой.

Упражнения, позволяющие отработать желобок

  1. Язык кладётся на губу, необходимо подуть на кончик язычка тонкой струйкой воздуха. Для выработки соответственного свиста можно использовать специальный инструмент логопеда — палочка с вертушкой. Задача подуть на палочку так, чтобы её элемент под силой воздушной струи начал крутиться. В домашних условиях можно использовать ватные диски, положить на ладонь и дуть на них.
  2. Упражнение «Киска сердится. Открыть рот, спинку языка нужно выдвинуть вперёд и убрать назад. Повторить несколько раз.
  3. Игра Загони мяч в ворота вызовет у детей восторг. Ворота можно сделать из подручных вещей, мячом может выступать кусочек ватки или бумажки. Задача заключается в следующем: дуть на «мяч», пытаясь загнать его в ворота противника.

Поэтапная постановка

На постановочном этапе необходимо подготовить артикуляционный аппарат к произнесению заданного звука – откорректировать расположение губ, щек, языка, сделать целенаправленную струю воздуха. Сначала нужно отработать изолированное произношение. Для этого существует несколько способов:

  • По подражанию. Ребенок наблюдает за произношением логопеда – как располагается язычок во рту, его кончик, насколько видны зубки, улыбается он в это время или нет. Для этого они вместе садятся лицом к большому зеркалу, при этом логопед поясняет каждое свое действие, чтобы малышу было понятно, как и что делать (зрительный и слуховой контроль). Этот способ подразумевает также использование тактильных и вибрационных ощущений: ладонь прикладывается ко рту и проверяется струя воздуха – какая она, плавная или толчкообразная, присутствует ли вибрация.
  • С помощью опорных звуков (к примеру, это И и Ф).
  • С механической помощью. Бывает так, что ребенку недостаточно просто посмотреть, тактильно ощутить или почувствовать вибрацию. Для достижения нужного результата можно использовать подручные средства – чайную или столовую ложку (удержать язык), деревянную палочку от мороженого, ватный тампон, палец малыша или специальные логопедические инструменты. Если специалист использует что-то из вышеперечисленного, то все должно быть чистым, стерильным, одноразового использования. Постановка звука с механическим способом доступна только после установления доверительных отношений с ребенком − чтобы не вызвать боязни и страха открыть рот, тем более при использовании вспомогательных средств.

Как только появилось изолированное произношение, переходят к его автоматизации (слоги, слова, словосочетания, простые и сложные предложения) и дифференциации (способность определять и дифференцировать похожие по звучанию фонемы, а также правильно их употреблять).

Речевая диагностика

Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.

В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания

Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке

Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.

Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.

А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.

Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.

Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector