Методика марии монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Чем же именно хороша методика Марии Монтессори?

Дети разного возраста учатся и развиваются рядом. Они не мешают, а напротив, помогают друг другу. Это незаменимый опыт коммуникации. Дети на практике осваивают главный принцип: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
Здесь нет соревнования. Каждый ребенок учится и работает в своем собственном темпе. Его никто не подгоняет и не навязывает шаблонные действия, не заставляет работать «как надо». Педагоги и родители — только помощники, к которым можно обратиться в случае необходимости. Задача взрослого — показать, как можно работать с тем или иным пособием. И отступить, предоставляя ребенку самостоятельность.
Ребенок сам решает, чем именно он будет заниматься. Здесь нет четких указаний «иди рисуй», «иди лепи», «давайте построим домик из кубиков». Малыш учится самостоятельно принимать решения, у него есть свобода выбора. Помещение для занятий разделено на специальные зоны, где расположены соответствующие материалы (зона языкового развития, зона математических действий, творческая зона).
Несмотря на полную свободу, метод Монтессори учит ребенка следовать правилам. Они простые и познаются малышом в игровой форме. Например, самый главный закон — прежде чем взять следующее пособие, нужно убрать на место предыдущее

Правила помогают упорядочить мир вокруг и дарят ребенку спокойствие, поскольку для маленьких детей очень важно чувствовать стабильность.
Одна из основных зон Монтессори-среды — это зона реальной жизни, в которой малыш на практике осваивает навыки самостоятельности. Он учится одеваться, шнуровать ботинки, расстегивать-застегивать пуговицы, открывать-закрывать замки и двери, мыть пол и чистить ботинки, переливать воду и носить стаканы на подносе, пересыпать крупы и совершать множество других действий, которые пригодятся ему во взрослой жизни

В зоне математических действий дети развивают аналитические способности и логику на наглядных пособиях — бусинах, счетах, карточках. Работая с ними, ребенок учится следить глазами слева направо, что в дальнейшем облегчает овладение чтением. К тому же, манипулируя с мелкими предметами, малыш развивает моторику, что помогает развивать речь.
Занятия в зоне сенсорного развития включают игры с материалами, стимулирующими все органы чувств (цветные таблички, мешочки с крупой, коробочки с запахами). Это интересно малышам и очень полезно.
Для постижения устройства этого мира есть зона космического воспитания. Там ребенок использует глобус, телескоп, фигурки зверей. Пособия помогают узнать, все, что необходимо знать о животных, растениях, строении человека и других интересных и важных вещах.
В зоне языкового развития ребенок видит подвижный алфавит, шершавые буквы и другие пособия. В уголке творческой деятельности находится все для рисования и лепки. Кроме того, в помещении должны быть приспособления для двигательных упражнений (большие кубики, сухой бассейн).
Занимаясь по методу Монтессори, малыш приобретает уверенность в себе и учится быть свободным. Одновременно он узнает, что такое — быть ответственным за свои действия, и учится самоконтролю. Малыш видит свои ошибки и учится исправлять их.
Большинство принципов метода Монтессори легко можно воплотить в домашней среде, организовав в комнате ребенка соответствующую среду. Но желательно, чтобы работа с пособиями была ограничена во времени, а все материалы — хранились отдельно от других игрушек. Тогда на каждом занятии будет ощущение праздника от обучения.
Важно, чтобы занятия были регулярными. В таком случае малыш действительно получает бесценный опыт манипулирования самыми разными предметами, удовлетворяет природное любопытство, приобретает новые знания, а еще получает первые социальные навыки.
Каждое занятие по методике Монтессори — это волшебство и чудо. Самое ценное в них — то, что дети учатся легко, без принуждения. Они даже не замечают, что учатся!

«Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».

Мария Монтессори

По методу Монтессори работают тысячи садов и школ, миллионы семей строят свою жизнь и дом, руководствуясь принципами педагогики Монтессори. И даже если вам не близки все основные постулаты этого педагога, вы наверняка найдете в ее методике что-то для себя.

Стадии развития

По мнению Монтессори, дети делятся на четыре уровня развития. Первый уровень — это возраст от рождения до шести лет. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения. В этот момент дети исследуют мир и выполняют работу над развитием себя, приобретают независимость.

С 6 до 12 лет — это второй уровень развития. В это период система Монтессори отмечает изменения в физиологии и психике маленького человека. У детей выпадают молочные зубы, становится равномерным рост туловища и ног. В этот момент просыпается необходимость в социализации. Поэтому школа Монтессори создает специальную среду для таких детей в классе, на уроке, снабжает материалами, которые соответствуют возрасту. Родители и преподаватели в этот период должны формировать у детей социальную организацию и интеллектуальную независимость.

С 12 до 18 лет — это третий уровень. Монтессори это развитие связывает с половым созреванием и изменениями в психике. В этом возрасте приходит психическая неуравновешенность и возникает трудность в концентрации. В этот период развивается чувство внутреннего достоинства и справедливости. Подросток стремится получить оценку окружающих, ищет свое место в обществе.

С 18 до 24 лет — это четвертый уровень. Для этого возраста Мария не разработала программу и очень мало написала про эту стадию развития. Она считала, что раннее развитие Монтессори на предыдущих уровнях дает возможность быть лидером в этом возрасте. Подросшие дети, юноши и девушки, уже готовы к изучению науки и культуры. Она считала, что с помощью работы за деньги в этом возрасте можно получить независимость.

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Педагогическая система Монтессори

О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» — поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Принцип системы Монтессори

Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

Личное пространство

В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.

Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

Отличия системы Монтессори

Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори — пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Жизненная практика

В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.

А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.

Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

Мария Монтессори и ее методика

Марию Монтессори считают одним из лучших педагогов своего времени. Ею была разработана методика, которая являлась альтернативой методам традиционной педагогики. Изначально система воспитания предназначалась только для детей от 3 лет. Сегодня же можно найти сады, в которые принимают детей от 8 месяцев. Далеко не все, что можно увидеть во время воспитания современными педагогами, присутствовало в оригинальной системе.

Игрушки Монтессори

Для обучения и воспитания изначально разрабатывались специальные материалы. Мария Монтессори настаивала на том, что бы игрушки назывались материалами, а слово «играть» было заменено на «заниматься».

История появления методики

Изначально система Монтессори разрабатывалась только для обучения детей с задержкой развития, чтобы помочь им адаптироваться к внешнему миру Во время работы с ними Мария создавала особые условия, которые позволяли воспитанникам развивать навыки самообслуживания. Это было реализовано благодаря играм, способствующим развитию у воспитанников тактильной чувствительности.

Мария Монтессори

Целью воспитания при помощи Монтессори педагогики было не повышение уровня интеллектуального развития, а адаптация к жизни в обществе. Но результаты удивили даже основательницу системы, так как в процессе обучения умственные показатели улучшались.

Обратите внимание! После года обучения по этой методике воспитанники с задержкой в развитии догнали своих сверстников, а некоторые из них показали даже лучшие результаты. На основании собранных во время наблюдения данных, Мария соединила это с уже существующими педагогическими теориями и создала систему, которая и получила название Монтессори

После обнародования результатов методика стала применяться и при обучении здоровых детей. Изменить программу было просто, так как она легко подстраивается под потребности воспитанников

На основании собранных во время наблюдения данных, Мария соединила это с уже существующими педагогическими теориями и создала систему, которая и получила название Монтессори. После обнародования результатов методика стала применяться и при обучении здоровых детей. Изменить программу было просто, так как она легко подстраивается под потребности воспитанников.

Обратите внимание! Получить ответ на вопрос «школа Марии Монтессори — что это такое?» можно только при детальном рассмотрении принципов ее методики. Читая биографию Марии Монтессори, можно узнать, что она оставила своего сына, Марио Монтессори, на воспитание другой семье

Но это было связано с тем, что в то время статус матери одиночки не дал бы ей возможности заниматься какой-либо деятельностью. Причиной этого стала депрессия Марии. Когда сыну исполнилось 15 лет, Монтессори забрала его и с тех пор он стал не только ее помощником, но и последователем, что можно заметить, рассматривая фотографии

Читая биографию Марии Монтессори, можно узнать, что она оставила своего сына, Марио Монтессори, на воспитание другой семье. Но это было связано с тем, что в то время статус матери одиночки не дал бы ей возможности заниматься какой-либо деятельностью. Причиной этого стала депрессия Марии. Когда сыну исполнилось 15 лет, Монтессори забрала его и с тех пор он стал не только ее помощником, но и последователем, что можно заметить, рассматривая фотографии.

Мария Монтессори с ребенком

Методика раннего развития Монтессори от 6 месяцев до 6 лет

На сегодняшний день придумано великое множество развивающих и обучающих методик для детей с рождения до шести лет и потому, разобраться какую наиболее эффективную, на взгляд родителей, методику впоследствии выбрать, в идеале лучше еще до рождения крохи.

В нашей статье мы поговорим об известном методе раннего обучения деток, разработанном итальянским врачом-педагогом Марией Монтессори.

Изначально педагог планировал обучать детей с трех лет, которые имели явные нарушения в развитии, являлись умственно отсталыми, что нередко было связано с телесными повреждениями, но поскольку результат ошеломил остальных воспитателей, принимающих сторону традиционного обучения, то Мария начала активно продолжать заниматься разработкой.

Монтессори была уверена, что деткам тяжело сидеть неподвижно несколько часов и заучивать материал и потому она хотела, чтобы малыши имели максимальную свободу, а сама обучающая среда была благоприятной для маленьких человечков.

Хотя основная цель итальянского педагога осуществлена давно, ее сторонники продолжают включать все новые и новые элементы обучения, способствующих раннему развитию детей.

Несмотря на то, что изначально Монтессори занималась с детьми от трех лет, сегодня в школах по ее методике уже обучают и с 6 месяцев или даже раньше и занятия проходят совместно с родителями, что вызывает несколько спорных моментов по поводу таких нововведений.

В итоге ее метод подразумевал в себе некий треугольник:

  • атмосфера;
  • ребенок;
  • учитель.

Три основных фактора, влияющих на процесс обучения деток, которые помогут им развить в себе логическое мышление, физические способности и творчество.

Однако педагог не является основным обучающим звеном, он лишь помогает детям выбрать для себя интересное занятие (с обучающим элементом), но сам в процессе практически не участвует, за исключением тех моментов, когда помощь учителя просто необходима.

А обучающая среда такова, что детки совершенно спокойно могут взять материал и заниматься с ним, все предметы и вещи находятся на уровне детских глаз и им не нужно дотягиваться или просить о помощи, потому что освоение самостоятельности – также немаловажный момент в обучение по методике Марии.

В целом, можно сказать, что методика раннего развития Монтессори от 6 месяцев до 6 лет помогает малышам раскрыть в себе скрытый потенциал и способности, не прибегая к обязательствам.

Для карапуза все выступает в качестве игры, развлечения, но именно в такой момент и происходит процесс развития.

В настоящее время существует множество Монтессори-школ, где обучение ведется по разработанной методике итальянского педагога.

В каждом классе школьного учреждения, где применяется методика раннего развития Монтессори от 6 месяцев до 6 лет, находится несколько специальных комнат, каждая из которых помогает малышу обучиться конкретным навыкам.

Первый сектор по типу «реальной жизни» и направлен на то, чтобы малыши научились самостоятельности, а именно: одеваться, завязывать шнурки, переливать воду, пересыпать различную крупу, мыть, рисовать, клеить, вырезать, в общем все то, что способствует развитию моторике рук и пальчиков.

Второй сектор развивает сенсорную способность детей

Там они учатся распознавать форму, высоту, длину, цвет, расставляют специальные цилиндры по величине, что поможет им концентрировать внимание и, расставляя фигуры слева-направо, им будет проще освоить чтение

Третий сектор умственного развития детей, в нем они знакомятся с такими предметами, как география, математика, наука и другие предметы, направленные на развитие умственных способностей.

Четвертый сектор способствует развитию физических способностей и координации малышей. Как правило, в каждом таком секторе на ковре начерчен или образован круг, по которому ребята ходят, стараясь удержать равновесие и тем самым развивая равновесие.

Ассоциация Монтессори-педагогов России

В России идеи Марии Монтессори стали популярны благодаря усилиям Елены Хилтунен, которая познакомилась с ними случайно, но, увидев на практике работу детского сада по ее системе, решила, что к этой педагогической практике нужно привлечь внимание. Первый семинар по системе Монтессори состоялся в 1991 г

в Москве, там педагоги из Голландии представили свой опыт. Именно в 1991 г. и образовался Центр Монтессори в Москве, появился первый детский сад по ее системе, затем стали издаваться пособия и выпускаться дидактические материалы и пособия. В 2009 г. для обучения педагогов Монтессори Центр педагогики М. Монтессори открылся при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве. С 2010 г. в России работает Фонд “Монтессори”, являющийся филиалом AMI.

Ассоциацию Монтессори-педагогов России (АНО «Монтессори-система»), образованную в 1997 г., возглавляет Л. Климанова. Центры, проводящие обучение педагогов Монтессори, работают во многих крупных городах Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге, Казани и др. и организую очное и дистанционное обучение Монтессори-педагогов.

Музыка и человеческий голос

Для знакомства детей с музыкой демонстрируются созданные Монтессори колокольчики. Они представляют собой сенсорный материал, который гармонично и естественно раскрывает музыкальный слух, вне зависимости от того, предназначено ребенку быть музыкантом или нет.

При использовании колокольчиков применяются вводные упражнения, направленные на освоение речи, которые концентрируют внимание учащегося на различении «модуляций человеческого голоса»

Колокольчики Монтессори

Также упражнения приучают детское ухо воспринимать различные шумы, улавливать самые легкие шорохи, отличать их от звуков и с неприятием относиться к резким и нестройным шумам.

Подобное воспитание ценно еще и потому, что воспитывает эстетический вкус и в высшей степени способствует выработке дисциплины в практической жизни.

Цитаты Марии Монтессори о воспитании

Тем, кому интересна, методика Монтессори, будет полезно прочитать популярные высказывания Марии Монтессори. Ведь по сути, ее цитаты несут большую смысловую нагрузку и являются дополнительными правилами и принципами.

  • «Каждый ребенок для меня прежде всего личность, не нуждающаяся в обучении. Дети готовы самостоятельно раскрывать свой потенциал, для чего им необходимо правильно организовать пространство».
  • «Я не могу воспитать гения. Но я могу подтолкнуть каждого ребенка раскрыть свои способности и помочь применить их на практике. Помогу обрести свободу в действиях, стать решительнее и ощутить внутреннюю гармонию».
  • «Деятельность, в которой вы заинтересованы, никогда не обессилит вас, а, напротив, добавит энергии».
  • «Для начала сорви пелену со своих глаз, и тем самым поможешь прозреть своему ребенку».
  •  «Контактируя с ребенком всегда следите за своими повадками – станьте достойным примером, продемонстрируйте свои лучшие качества».
  • «Моя задача не обучить детей, а дать им путевку в жизнь».
  • «Проявляйте терпение к пассивной деятельности ребенка, прислушивайтесь к его размышлениям о прошлом и будущем».
  • «Сопровождайте тех, кто пытается действовать, даже если они не имеют четких целей».
  • «Первое понимание, которое должно прийти к ребенку, это разграничение плохого и хорошего».

Плюсы и минусы

К плюсам системы относятся:

Нацеленность на формирование свободной личности, проявляющей уважение к свободе окружающих людей.
Предоставление возможности самостоятельно развиваться без назойливых вмешательств взрослых. Темпы учебы также выбирает сам ребенок.
Запрет во время занятий критики и негативных оценок.
Разновозрастной состав групп. В таких группах младшие быстрее развиваются, учась у старших, а старшие проявляют заботу о младших.
Обучение малыша через игру

Увлеченный процессом ребенок более восприимчив.
Акцентируется внимание на сенсорно-моторном развитии учеников, что, в свою очередь, стимулирует умственное развитие.
Дети учатся принимать собственные решения.
Система помогает хорошо развить навыки самообслуживания.

К минусам методики относят:

  1. Главный недостаток – это отсутствие развития воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков.
  2. Отсутствие сказок в процессе обучения. Формируемые с помощью сказок представления о жизни, добре и зле, взаимоотношениях между людьми заменяются сухим описанием предметов.
  3. Игровая деятельность в развитии ребенка также недооценена. По мнению Марии Монтессори, игрушки не практичны и только отвлекают, уводя от реальной жизни. Однако достоверно доказано, что игры имеют очень большое значение в развитии ребенка.
  4. Также немаловажным минусом является отсутствие авторитета педагога, так как взрослый воспринимается лишь помощником или наблюдателем. Такое отношение к преподавателю в будущем при дальнейшем обучении может вызвать проблемы.
  5. Отсутствие потребности прилагать усилия для получения знаний, что в конечном итоге приведет к нежеланию трудиться над собой и развивать свои способности.
  6. Возможно, после обучения по методике Монтессори могут возникнуть трудности при адаптации к школе.

Со скольки месяцев стоит проводить такие развивающие занятия?

Система Монтессори не только имеет такое название «система», но и именно ей и является. Она предлагает родителям более целостно взглянуть на детскую природу. Очень хорошо, когда родители познакомились с основными принципами и сутью методики еще до появления на свет своего первенца. Это поможет им подготовиться к рождению малыша со знанием основных потребностей мамы и новорожденного. Ведь по мнению Монтессори, обучение малыша начинается именно с готовности родителей к этому, так как они для малыша будут самым важным окружением.

Первые два месяца жизни малыш и мама еще очень зависимы друг от друга, поэтому маме важно сконцентрироваться только на ребенке. После этого ребенок уже начинает проявлять активный интерес к окружающему миру, становится более подвижным

С этого момента мама с крохой уже может начать посещение монтессори-класса, который называется нидо, если в нем организовано пространство для самых маленьких. В этот период это скорее окажется полезнее для матери, позволит ей отвлечься от забот о малыше и разнообразить досуг, проводя его вместе с ним. Потребности ребенка в посещении класса нидо пока еще нет. При желании всю развивающую среду и используемые материалы (такие, как мобили) можно воспроизвести в домашних условиях.

С того момента, когда кроха начнет ползать, посещение класса нидо может дать ему намного больше возможностей для развития. Вполне возможно начинать оставлять малыша там без матери. Это подойдет для мам, у которых есть необходимость выйти на работу или для семей, у которых нет возможности обеспечить много свободного пространства, создать дома обстановку и приобрести материалы для крупных движений крохи, подготавливающих его к ходьбе. Для этого пригодятся разнообразные большие брусья, тяжелые столы и стулья для детей, лесенки. С помощью этих материалов кроха будет учиться стоять, ходить с опорой, залезать на них и слезать обратно, сидеть.

Когда ребенок начинает ходить он переходит в класс, под названием тодлер. В России создание таких классов пока не распространено, для этого требуется специальное Монтессори-образование. Однако родителям, которые хорошо подготовились, это не сложно будет сделать и дома.

Посещая тодлер-класс, кроха сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения, учится общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними, сотрудничать с педагогом. Это окажется хорошей подготовкой малыша к посещению садика. К сожалению, в домашних условиях воссоздать это родители не смогут.

Следует учитывать, что до 3 лет, долгое расставание крохи с мамой очень тяжело. Поэтому идеальным будет посещение тодлер-класса только на половину дня. Это будет невозможно, если мама выйдет на работу и будет занята полный рабочий день. Но далеко не каждые родители смогут себе финансово позволить посещение частного монтессори-класса тодлер, если мама при этом будет продолжать быть домохозяйкой. Если же малыш будет ходить на занятия 2-3 раза в неделю, а не каждый день, то ему потребуется большее количество времени, для того чтобы включиться в работу. Такие посещения подойдут в качестве компромиссного решения.

Делаем вывод, посещать монтессори классы можно начинать с достижения ребенком возраста 2 месяцев, если у мамы есть потребность в этом. Для ребенка это станет интересным, не ранее, чем с того момента, когда он поползет. Посещение крохой Монтессори класса до 3 лет даст хорошую базу для будущего посещения детского сада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector