Основные направления вальдорфских школ: программа и принципы

«Детское посольство» (СВАО)

Детское Посольство – это волшебные домики Детства, в которых жизнь протекает в любви! Расположенное в удивительно живописном, тихом месте оно просто оазис, в котором малыши растут, с пользой и радостью проводя вместе неповторимое время своего Детства. Его действительно можно назвать оазисом, так как зелёные лесные массивы и парки, окаймляющие территорию, белки и множество певчих птиц — характерная отличительная черта Посольства. Красивые помещения, замечательные Садовницы и — самое главное — великолепная дружеская атмосфера. В Детском Посольстве царит доброта, все наполнено радостью. Здесь взрослые сотворяют вместе с детьми Мир. Слушают его и наполняют любовью и верой в лучшее звучание себя для мира. Это мир сказок, увлекательных приключений и открытий. Это место, где Ребенок счастлив, а родители спокойны.

В домике очень бережно и трепетно относятся к детству! И предлагают то, что действительно нужно детям сегодня: интересный, здоровым образом выстроенный ритм дня очень комфортную для жизни и роста атмосферу, уникальные дающие силы пространства и интерьеры,способствующие гармоничному развитию качественные и жизнерадостные игрушки и материалы, близкие их природе эффективные обучающие программы, вызывающие интерес и пробуждающие фантазию творческие занятия, обучение ремёслам, красивые праздники.

Детское Посольство располагается в местах традиционных прогулок с детьми. В любое время любая мама может просто зайти в Домик отдохнуть, переодеть и накормить малыша, укрыться от непогоды и получить всю необходимую помощь. В Посольской библиотеке всегда много книг, которые можно почитать, пока малыш спит, а также свободно взять с собой домой, если вы не успели что-то интересное дочитать.

Принципы обучения вальдорфской школы

Рудольф Штайнер разработал 3 основных принципа вальдорфского обучения.

Правильное развитие памяти ребенка

Рудольф Штайнер как и многие другие педагоги понимал, что в разные этапы детского развития необходимы разные подходы к обучению.

  • ребенок должен быть заинтересован в обучении
  • интеллектуальные упражнения должны быть на первом месте, так как они развивают память
  • все уроки идут строго по расписанию, один урок плавно перетекает в другой. До обеда дети изучают основные дисциплины. После обеда – ученики изучают кулинарию, садоводство, рукоделие, деревообработку и прочее.

Гармония ума и тела ведет к правильному развитию

Штайнер считал, что развитие ребенка происходит в три стадии, которые должны отражаться в трех этапах образования:

  • раннее образование – акцент ставится на практических занятиях и играх
  • начальное образование – развитие художественных навыков и социализации
  • среднее образование – развитие критического мышления и умения сочувствовать

В период получения раннего образования учеников в вальдорфской школе окружают натуральные материалы, спокойные цвета в интерьере. Учителя проводят много времени с детьми, рисуют, сочиняют, поют, играют и вы не встретите здесь слова “учатся”. Даже обеды дети готовят вместе. Никакой учебы, вернее – играя, дети учатся.

Начальные классы в вальдорфской школе

Затем начинается период начального образования, в котором учителя делятся с детьми академическими знаниями в игровой форме. На каждом этапе учителя рассказывают о мифологии и истории. Затем прибавляются научные уроки. Детям объясняют, почему некоторые предметы тонут в воде, а некоторые нет, например. Почему падает дождь и так далее, и так далее. Ученики все чаще практикуют садоводство, вышивание, игру на скрипке, овладевают навыками актерской игры. Дети проводят исследования, изучают алгебру, иностранные языки. В средних классах настает время настоящего обучения. Детям дается много практических заданий, глубже изучаются различные предметы.

Окружающая обстановка – залог гармонии

В вальдорфском образовании особый акцент ставится на обстановку, в которой развивается ребенок. Таким образом, дети достигают больших успехов и результатов в нормальной здоровой обстановке, без давления со стороны учителей. По мнению Штайнера, все дети разные, следовательно усредняя их возможности и ставя всех под одну гребенку – учителя невольно сдерживают развитие. Поэтому вальдорфская школа выступает за индивидуальный подход к каждому ребенку

Также внимание уделяется и общению учеников между собой, по мнению Штайнера – дружные дети лучше обучаются

Как проходят будни и праздники в вальдорфском дошкольном учреждении

Если вы впервые посетили детский сад с вальдорфским направлением, то вас приятно удивит теплая и творческая атмосфера в нем. Педагоги всегда с радостью и нетерпением ждут своих воспитанников. Когда малыш заходит в группу, то звучит колокольчик, подвешенный над дверью. Воспитатель лично встречает каждого ребенка. При этом обязательно здоровается с ним за руку и приветливо улыбается, что означает: «Заходи, кроха, тебя все ждут и рады твоему приходу!».

Утро в вальдорфском детском саду начинается с нестандартной зарядки. Дети под различные ритмы активно двигаются, поют песни, читают веселые стихи.

Далее ребята принимают участие в свободной игре. Они занимаются теми делами, которые им интересны на данный момент: выкладывают дорожки из палочек, придумывают одежку для кукол, готовят тесто для пирогов, раскладывают по корзинам шишки и желуди, строят из стульев башни и т.д.

В это время воспитатели также не сидят без дела. Они занимаются различными «домашними» делами, а дети, заинтересовавшись их видом деятельности, начинают присоединяться к ним. Начинается процесс естественного подражания, который так важен для развития способностей малыша. Педагоги с ребятами шьют кукол, плетут корзины, составляют композиции из сухих листьев, делают различные поделки из шишек, разрисовывают камушки и т.д.

При этом воспитатели не говорят слова «нет» своим воспитанникам и поддерживают любую инициативу малыша. Существует всего три ситуации, по которым педагог может отказать:

  • если действия ребенка могут быть опасны для его здоровья и жизни;
  • если действия малыша причиняют вред другим детям;
  • если в процессе активной деятельности может быть нанесен ущерб вещам (например, нельзя рисовать на мебели или стенах).

Когда период свободной игры завершается, выполняется совместная уборка игрушек и дети приступают к завтраку. Для трапезы используется глиняная посуда, самотканые скатерти и салфетки из натуральных тканей. Дети садятся за большой общий стол.

Затем дети переключаются на музыкально-ритмичные игры, организованные в интенсивном темпе. Далее малыши направляются на прогулку, где играют в подвижные игры, кормят птиц, строят замки из песка, ухаживают за цветами, занимаются огородничеством и т.д.

После прогулки на свежем воздухе, педагог рассказывает малышам интересную сказку или демонстрирует ее сюжет с помощью изготовленных кукол. Воспитатель одно произведение «проигрывает» в течение одной недели. Благодаря этому, дети знают в ней каждое слово и полностью «вживаются» в ее сюжет.

После обеда наступает тихий час. Детки отдыхают в уютных кроватях из натурального дерева и укрываются лоскутными одеялами ручной работы.

После сна проводится полдник и активные занятия с малышами: пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и т.д. Затем педагоги предлагают малышам подвижные игры или игры-ожидания.

Каждый день в вальдорфском дошкольном учреждении насыщен интересными играми и делами, которые способствуют естественному развитию таланта ребенка. В данных учреждениях не существует серых и скучных будней.

Следует отметить, что обучающий материал педагогами подается блоками. Одному блоку посвящается целый день. При этом выделяют креативно-практичное направление, душевное и духовное. Ритм дня задает блок, находящийся на данный момент в изучении. Основной акцент вальдорфская система делает на эстетико-художественном направлении занятий.

Детские группы в вальдорфском саду разновозрастные. Малыши тесно взаимодействуют не только со сверстниками, но и с более старшими товарищами. Они активно подражают им в процессе выполнения различных творческих дел, а также быстрее учатся самостоятельно одеваться и убирать за собой.

Праздники в данных детских учреждениях являются неотъемлемой частью общей жизни детей и их педагогов. Это мероприятия где дети, воспитатели и родители являются одновременно как хозяевами, так и гостями торжества. Они совместно украшают зал, пекут в группе угощения, разучивают песни, танцевальные движения и стихи. У педагогов нет заранее написанного сценария праздника, и детей не заставляют действовать по заготовленному плану. На праздниках всегда присутствует атмосфера домашнего тепла и любви.

Кроме традиционных календарных и народных праздников в вальдорфских учреждениях существуют особые мероприятия: день Урожая, праздник Мужества или праздник Фонариков. Особенно ярко проходит праздник – День Рождения. Ребенок с родителями приходит в группу, где рассказывает самые интересные и веселые события из жизни. Затем малыши и воспитатели поздравляют именинника небольшим концертом, играют в подвижные игры, водят хороводы и конечно угощаются домашней выпечкой.

Особенности вальдорфской школы

После окончания вальдорфского детского учреждения малыши переходят в школу, в которых также используются принципы вальдорфской педагогики.

Начинают обучение в вальдорфской школе дети с семи лет. Процесс обучения длится в течение одиннадцати лет. Основным педагогам на протяжении восьми лет обучения является классный руководитель, который для детей выступает в роли наставника и друга.

Начальная вальдорфская школа уделяет мало времени изучению академических предметов. В течение двух лет детей знакомят с буквами и учат основам чтения. Также изучаются в игровой форме правила написания букв и счет.

Особое внимание вальдорфская система обучения в начальных классах уделяет изучению иностранных языков, игре на флейте, эвритмии и основам рукоделия. Занятия проходят в игровой форме

Для лучшего восприятия материала детьми используются стихи, песни, загадки и т.д.

Для работы на уроках и дома в начальной школе не применяются традиционные учебники. Старшеклассники могут использовать учебную литературу в качестве дополнения к изучению основных предметов.

В вальдорфских школах часто организовываются праздники, посвященные торжественным датам, религиозным событиям или природным явлениям. В данных мероприятиях принимают активное участие педагоги, дети и их родители. Школьники разучивают различные песни, стихотворения, играют на музыкальных инструментах, занимаются постановкой спектаклей и танцев, собственными руками создаются сценические костюмы и подарки.

В конце каждого семестра дети с классным учителем подводят итоги учебной деятельности. Организовывается  выставка достижений учащихся вальдорфской школы, на которой демонстрируются сшитые на уроках рукоделия куклы, вылепленная из глины посуда, изготовленные из природного материала поделки и т.д.

Процесс обучения в вальдорфских школах не предполагает выставление оценок и не носит состязательный характер. После завершения учебного года педагог для каждого учащегося по итогам его деятельности и активности составляет подробный отчет-характеристику. Если ребенок переходит продолжать обучение в другое учебное заведение, то учитель выставляет итоговые оценки.

Вальдорфские школы отличаются от классических образовательных школ следующими особенностями:

  • учебный план составляется с учетом возрастных особенностей;
  • классный учитель ведет детей с первого до седьмого класса;
  • утверждение основной темы года для каждого из учебных классов;
  • художественно-эстетическая направленность обучения детей с 1 по 11 класс;
  • отмена системы оценок до 7 класса;
  • достижения в обучении одного ребенка не сравнивают с успехами другого учащегося;
  • художественно организованное школьное пространство;
  • для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план развития и обучения, учитывающий его индивидуальные особенности;
  • дети получают знания благодаря групповым диалогам, исследовательской деятельности и практическим занятиям;
  • иностранные языки преподаются по методу погружения в языковую среду;
  • на уроках происходит постоянная смена действий, ориентированная на ритмы;
  • постоянно работает школьный театр, позволяющий детям проявлять творческий потенциал и лучше развивать коммуникативные способности;
  • родители принимают активное участие в жизни школы и детей;

Вальдорфская школа признана гуманной школой, в которой уважают мнение и интересы ребенка, а также не применяют в обучающем процессе контроля, оценок и постоянного сравнения. Выпускники данных учебных заведений являются полноценными, свободными и самостоятельными личностями.

Школа святого Георгия Победоносца

Адрес: 3-й Хорошевский проезд, д. 1, корп. 3.

Рассматриваемый Центр непрерывного образования существует с 1994 года и входит в Ассоциацию Вальдорфских школ РФ. При школе работают хоровая, театральная, танцевальная, музыкальная студия, художественная и ремесленная мастерская.

Школа имеет богатую историю и собственные традиции. Ежегодно в декабре проходит Рождественская ярмарка, на которой демонстрируются поделки, созданные учащимися. Ученики показывают представления, посвященные Рождественскому празднику. Не менее масштабно и красочно здесь празднуют Масленицу. Руководство школы регулярно организует экскурсии и поездки в города Германии, на биодинамические фермы, по культурным достопримечательностям РФ.

Особенности обучения

Преподавание в школе базируется на принципах вальдорфской педагогики и предлагает обучение «эпохами» – последовательное изложение материала по одной учебной дисциплине в течение 2–4 недель. Такой подход помогает ребятам глубоко погрузиться в тему, лучше понять и запомнить материал.

Кроме основных общеобразовательных предметов, утвержденных минобразования РФ, дети изучают английский и немецкий язык, игру на различных музыкальных инструментах, живопись, рукоделие, театральное искусство, эвритмию, танцы, лепку из глины и резьбу по дереву.

Оценки в рассматриваемой вальдорфской школе не ставят до 9-го класса. Старшеклассники сдают ГИА и ЕГЭ и получают аттестаты.

Что же такое система Вальдорф?

В основе педагогической системы лежит целая философия, которую следует изучать спецаиально – что, кстати, и обязан сделать каждый, кто решит стать воспитателем в вальдорфском садике или учителем в школе

Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет

От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.
Сами же сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам:
• создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка;
• воспитание через подражание и пример;
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
• организация здорового ритма жизни группы;
• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)
Надо сказать, что для меня, как для матери, все это прозвучало чрезвычайно заманчиво, но поскольку у меня уже есть определенный опыт в нашей системе дошкольного образования, я решила не поддаваться, так сказать, волшебству красивых слов, а проверить, как же все эти принципы воплощаются в жизнь.
Вальдорфский садик разительно отличается от обычного израильского садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть «ритма жизни»). В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера (хотя в старших классах школы «Хардуф» все дети изучают компьютеры), и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня («тихое» время сменяет более «активное») – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами «вальфдорцы» описывают эту систему с помощью понятий «вдох» и» выдох»: «Фаза «выдоха» — свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку». Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Для моего еврейского уха это прозвучало как чистейшей воды идолопоклонство, но в садике меня уверили, что «это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.» Я не нашла в саду и тех обычных для израильского садика моментов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребека: висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике «сложа руки» и смотреть на детей – это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.

Учебный план

В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения учится путем передачи мяча по кругу.

Изложение академических предметов происходит эпохами, это означает, что на протяжении 2–5 недель дети изучают один предмет. Такой подход помогает ученикам глубже погрузиться, лучше понять и усвоить материал. Дети получают сконцентрированные знания по одной изучаемой теме и по одному предмету, у них есть время прочувствовать и осмыслить материал, закрепить его. При этом эпохами не преподаются дисциплины, требующие постоянного упражнения: языки, рукоделие, музыка и т. п. Они изучаются 2–3 раза в неделю после главного урока.

Предметы художественно-эстетического цикла, считающиеся в обычных школах второстепенными, здесь преподаются наравне с академическими, им отводится более трети учебного времени. Помимо этого, здесь учат предметы, которых нет в учебных планах обычных школ: эвритмия и рисование формы.

Плюсы и минусы вальдорфской школы

Любая образовательная система имеет свои плюсы и минусы. Идеальных нет, и вальдофская школа – не исключение. Основанная на антропософских идеях, вальдорфская школа даёт лишь общее образование. Дети в вальдорфской школе изучают не только внешний мир, но и свой внутренний душевный мир. Конечная и главная цель вальдорфского образования – воспитание свободной, высоконравственной, ответственной личности с хорошим воображением и отличной памятью.

Как вырастить гения по методике Шичида

Плюсы вальдорфской образовательной системы

в вальдорфской школе воспитывают прекрасных и добрых людей: дети учатся взаимовыручке, ответственности, доброжелательности
ученики могут учиться в своем темпе, на изучение предмета детям дается столько времени, сколько нужно
дети учатся без электронных гаджетов, даже дома родителей просят оградить учеников от телевизора и от компьютера
происходит гармоничное развитие личности
обучение позволяет выявить скрытые таланты у детей
большое внимание уделяется творческому развитию детей

Минусы вальдорфской образовательной системы

  • если в семье родители не приверженцы антропософских идей, то детям будет сложно адаптироваться к школьным правилам
  • в настоящей вальдорфской школе вы встретите очень много родителей и детей, которые живут принципами антропософии
  • учителя требуют от родителей проводить очень много времени с детьми – в классах и за пределами школы
  • дети всегда должны быть чем-то заняты, из-за этого ученики сильно устают, подвергаются стрессу
  • в вальдорфской школе детей не заставляют учиться писать (так как ученики учатся в своем темпе), поэтому многие дети не умеют писать, когда их ровесники из других школ уже овладели этим навыком
  • в вальдорфской школе детей не учат читать лет до 7-8, либо пока не появятся коренные зубы
  • в начале обучения дети с высоким интеллектуальным развитием и стремлением к академическим знаниям будут нуждаться в большЕй информации, чем могут дать учителя, тем самым, такое стремление может быть сведено на нет
  • так как в вальдорфской школе крепки идеи гуманизма, то ученики здесь воспитываются слишком миролюбивыми. Поэтому родителям, которые хотят видеть своих детей сильной строгой личностью, не подойдет такой метод обучения

Вальдорфская школа. Интересные факты

  • в вальдорфских школах нет этапов обучения, то есть нет первого, второго и так далее классов
  • ученики не используют учебные пособия
  • у учеников есть только одна тетрадка, в которую они записывают всю важную для себя информацию. Таким образом дети сами пишут свой учебник
  • предметы преподаются «эпохами», то есть, в течение нескольких недель (обычно 3 – 4 недели) ученику изучают один и тот же предмет

Отечественная вальдорфская педагогика сегодня

К началу 21 века вальдорфские школы и детские сады были основаны в разных городах России. Первый выпуск квалифицированных воспитателей  Дошкольного вальдорфского центра состоялся в 1993 году (42 человека) и с тех пор выпускники несут идеи Р. Штайнера более чем в 100 детских садах и дошкольных студиях во всех регионах страны.

Ассоциация вальдорфских школ России также объединяет учителей из разных городов. По состоянию на 2019 год в России насчитывалось 19 школ, в том числе в Москве и Санкт – Петербурге, Иркутске, Самаре, Владимире, Ярославле и других городах. В их стенах обучаются более 2500 детей. Часть из них государственные, другие – некоммерческие образовательные учреждения.

При приеме в школу приоритет отдается детям из профильных детских садов. Это связано с трудностями адаптации при переходе из обычных учреждений. Налицо отставание от ФГОСов: ученики вальдорфских школ к концу второго класса могут писать только печатными буквами. Но они могут опережать сверстников по другим предметам.

Как и с момента основания, сегодня критике подвергаются как вся отечественная вальдорфская педагогическая система, так и деятельность отдельных учреждений. Основные сомнительные моменты и проблемы:

  1. Позднее начало обучения чтению, письму, математике.
  2. Недоверие родителей одному «гениальному» учителю по всем учебным предметам на 8 лет и качеству получаемых знаний.
  3. Отсутствие оценок, экзаменов.
  4. Проблемы адаптации при переходе в обычные учреждения.
  5. Отсутствие школьной формы, запрет на одежду с изображениями ярких фигур, героев мультфильмов, и т.д, приоритет однотонной одежде.
  6. Эзотерические аспекты в обучении. Школьникам «помогают» взойти к высшим духовным телам, эфирному и астральному по методике Штайнера.
  7. Недоверие родителей «оккультным методам воспитания».
  8. Устоявшееся мнение о том, что вальдорфские детские учреждения предназначены для детей с особенностями развития, душевнобольных.
  9. Критика празднования христианских праздников (например, почему часто отмечаются рождественские праздники, а не мусульманские, буддийские?).
  10. Свобода детского мнения, поощрение выражения эмоций, распущенность приводят к недисциплинированности, неуважению родителей и неуправляемости ребенка.
  11. Культовая сектантская форма эвритмического искусства и прикрытие ею духовных практик.
  12. Разновозрастные детсадовские группы.
  13. Маскировка под вальдорфской педагогикой религиозной доктрины и другие.

Некоторые школы, не имеющие государственной аккредитации, не могут освободить своих 18 – летних учеников старших классов от службы в армии и вынуждены договариваться и «передавать» их на экстернат в государственные школы, фактически обучая у себя.

Несмотря на все проблемы и критику, в Москве была учреждена «Государственная академия эвритмического искусства» и в 2017 году объявила набор на 1 курс.

Родители детей с «особенностями развития» собирают информацию о ближайших вальдорфских учреждениях и, внося высокую ежемесячную плату, водят детей в профильные садики и школы с необычными интерьерами и воспитателями – «садовницами».

В России ежегодно проводятся конференции вальдорфских образовательных учреждений, распространяя 100 – летний зарубежный и российский опыт.

На праздники и мероприятия российского вальдорфского сообщества приезжал даже сам Федеральный эксканцлер Германии Герхард Шредер, дети которого также учатся в Вальдорфской школе.

А педагоги обычных российских садиков и школ приезжают в вальдорфские учреждения на открытые уроки и с интересом следят за необычными детскими проектами из природных материалов и постановками спектаклей.  В каком обычном детском саду или школе ребятам разрешат лепить из глины, перепачкавшись с ног до головы, или высаживать в грунт огурцы? Разве пустят их на кухню кулинарить вместе с поварами?

Вопреки всем трудностям и критике интерес к вальдорфской педагогике не угасает, а школы и детские сады не испытывают недостатка в обучающихся.

Плюсы и минусы

На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.

Достоинства:

В первых класса упор делается главным образом на развитие личности ребенка. В учебных заведениях такого типа детки являются не иначе как центром вселенной

Каждый из учеников имеет право высказывать свое мнение, а педагог старается максимально поддерживать их в реализации любых мыслей/желаний/идей.
Как правило, в вальдорфских школах буквально с первых классов начинается изучение двух иностранных языков.
Огромное внимание уделяется творчеству. Дети не только учатся рисовать и петь, но и познают азы игры на музыкальных инструментах, танцуют, постигают театральное искусство и эвритмию (искусство художественного движения, разработанное тем самым Рудольфом Штайнером).
Как бы это удивительно ни звучало, но в вальдорфской школе нет домашних заданий.
Праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и многие другие) отмечаются в штайнеровских учебных заведениях с особым размахом

Дети подготавливают сценки, разучивают стихи и песни, а также мастерят друг для друга подарки. Особенным праздником здесь является день рождения. Вместо привычной раздачи сладостей в вальдорфских школах устраивают настоящие торжества. Одноклассники подготавливают для именинника стихи, дарят ему подарки и открытки.
В школе все едины. Дух соперничества, зависть и злой умысел здесь рубятся на корню. Благодаря тому, что в классе нет разделения на лидеров и неудачников, он становится одним сплоченным коллективом.

Как показывают отзывы, вальдорфская школа имеет и недостатки:

  1. Перевод ученика в простую школу затруднен. И дело тут не столько в необходимости ребенка перестраиваться на другую образовательную систему, сколько в организационных моментах. Банальный пример: ребенка, которому ни разу не ставили оценок, нужно оценить по общепринятой системе.
  2. Обучение длится 12 лет. В обычных же школах ученик может уйти с 9 класса в колледж или остаться до 11 класса и поступить в университет.
  3. Нет упора на точные науки, поэтому многие из выпускников вальдорфской школы становятся гуманитариями.
  4. Большинство штайнеровских школ частные, а значит, платные.
  5. Некоторые родители считают атмосферу, которая царит в частных вальдорфских школах, чересчур идеализированной, поэтому боятся, что она оторвет их ребенка от реальности.

Какова же практика?

Если бы предыдущую главу прочитал
философ, он бы, наверное, нашел, что проблема
рассмотрена слишком упрощенно и неполно, а учитель,
вероятно, спросил бы: какой же практический
смысл имеют эти рассуждения для реальной воспитательной
работы? Именно этому учителю я адресую свой
ответ.

Представим себе школьный класс,
тридцать маленьких первоклашек, чьи улыбающиеся
лица способны смягчить сердце любого взрослого.
Перед ними учитель — мудрец, пришедший из огромного
взрослого мира. Большинство детей смотрят на
него, как цветы подсолнуха на солнце. В таких
условиях учителю легко завоевать уважение ребят,
на фоне которого может померкнуть даже авторитет
родителей. Но это означает также и то, что на
плечи учителя ложится ответственность за маленьких
доверчивых детей, за их здоровое нормальное
развитие в течение всех школьных лет

И поэтому
очень важно знать, каким человеком является
наставник, что и как он думает и чувствует. Видит ли он перед собой лишь материал для обработки,
или детей, на чьи головы он выльет ушат знаний,
или ребятишек, которых будет заставлять слушаться
с помощью системы наказаний и поощрений

Атмосфера
в таком классе будет одна. Или учитель видит
перед собой тридцать маленьких индивидуальностей,
каждой из которых предстоит внести вклад в наш
общий мир. Обращаясь к каждому из них, учитель
чувствует себя помощником на пути развития их
способностей. Атмосфера такого класса, такого
процесса обучения будет иной.

Каждый учитель обладает большим
или меньшим опытом, он может быть находчивым
или неуверенным. В младших классах не имеет
особого значения, каково образование у учителя

Самое важное — что он думает о детях, с каким
внутренним настроением приходит в класс, хочет
ли он помочь ученикам развить свои способности
или выучить “умных животных” для производства,
служения какому-либо религиозному культу или
обслуживания идеологической системы. А может
он идет в класс лишь за тем, чтобы получить
зарплату? Именно поэтому так важно учителю задуматься
над вопросом о человеческой сущности, выяснить
для себя представления о человеке и взаимосвязь
с ежедневной педагогической работой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector