Стили семейного воспитания

Содержание:

Стили семейного воспитания

1. Демократичный

Родители считаются с правом подростка быть самостоятельным в определённых сферах его жизни, но при этом требуют исполнения обязанностей. Контроль основывается на понимании решений ребёнка, тёплых чувствах, поддержке и объяснении «что можно делать, что нельзя». Поощряя инициативу и самостоятельность, растёт и ответственность подростка перед родителями. Отношения в семье характеризуются наличием взаимопонимания, любви, взаимной поддержке и разумной заботе. Взросление подростка в таких семьях проходит без особых конфликтов и переживаний.

Какими вырастают дети? Они активны, самостоятельны, уверены в себе, независимы, имеют адекватную самооценку. В жизни умеют хорошо выстраивать отношения с людьми, добиваться успеха, ответственны перед собой и близкими. А главное, как бы их жизнь не складывалась в будущем, они знают, что в родительском доме их всегда ждут, могут помочь и поддержать.

2. Авторитарный

В таких семьях родители требуют от ребёнка беспрекословного подчинения, на компромиссы не идут. Указания и запреты не обсуждаются. Подавляется инициатива и самостоятельность подростка. Осуществляется жёсткий контроль над всеми областями жизни. Нередки наказания, крики, побои за малейшие проступки. Общение и контакт нарушается, взаимопонимание отсутствует. Эмоциональная холодность родителей порождает замкнутость, обиду, недоверие и неуверенность в ребёнке. Боясь физических наказаний, они могут убегать из дома или бродяжничать.

Какими вырастают дети? Они конфликтны в обществе, враждебны и недоверчивы к окружающим, не способны брать ответственность за свои поступки. Не уверены в себе, подвержены влиянию извне, менее нравственно зрелые.

3. Либерально – попустительский стиль (гипоопека).

Его можно охарактеризовать, как безразличное отношение и отсутствие контроля со стороны родителей. Это когда подростку позволено всё, т.е. полная вседозволенность. А вседозволенность порождает непредсказуемость поведения ребёнка, особенно если он попадает в асоциальную группу подростков. Родители мало интересуются увлечениями ребёнка, ошибочно считая, что его личный выбор правильный и в этом он может проявить свою самостоятельность. Подросток сам ещё не способен оценить, где граница дозволенного, ему нужен образец и подсказка, что можно, а что нельзя.

Какими вырастают дети? Они конфликтны, не способны подчиняться, не могут контролировать себя, слабы перед решением жизненных проблем, испытывают трудности в установлении контактов и общении с окружающими людьми.

4. Гиперопека

Этот стиль семейного воспитания характеризуется излишней заботой о ребёнке, чрезмерным вниманием, бесконечной тревогой за его здоровье и благополучие. Родители проживают жизнь за него: сами всё решают, выполняют, замещают, «ведут за ручку» до седины в висках

Такая опека становится тормозом в личностном развитии подростка. Конечно, без родительской любви и заботы благополучно ребёнок развиваться не может. Но всё хорошо в меру!

Какими вырастают дети? В жизни они не уверены в себе, не самостоятельны, тревожны, инфантильны, полностью зависимы от поддержки извне. Во взрослой жизни решения принимают только посоветовавшись с родителями («маменькины дочки и сыночки»).

Некоторые психологи выделяют отчужденный и хаотичный стили воспитания. Отчужденный наблюдается в асоциальных семьях, где употребляются наркотики и алкоголь. Соответственно, пьяным родителям совершенно безразлично где и чем занимаются их дети. Будущее детей и родителей, к сожалению, предопределено.

5. Хаотичный стиль воспитания

Стиль воспитания присутствует в семьях, где родители не могут определиться в выборе методов воспитания, их мнения различны. По этому поводу (один хвалит, другой ругает) часты конфликты в семье в присутствии ребёнка. Это формирует тревожность и нестабильность, подросток попросту не знает, кого слушать.

Какими вырастают дети? И в первом, и во втором случае они тревожны, со слабо развитым самоконтролем, не зрелы в суждениях, импульсивны, даже агрессивны, социально дезадаптированны.

Проблемы семейного воспитания

Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
  2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.
  3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
  4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.
  7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
  8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Гиперопека

Гиперопекаемый тип воспитания характеризуется позицией взрослых “ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”. Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной. Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него.

  • Инфантильность и капризность, когда ребенок привык, что все за него решается и преподносится;
  • Безответственность: решения принимаются взрослыми, значит, ответственность на них;
  • Неумению себя обслуживать: убирать, стирать, гладить;
  • Неспособность к состраданию: ребенок привык к учету только его интересов, а не других;
  • Неумение принимать альтернативу и слышать отказ.

Человеку, гиперопекаемому родителями, проблематично жить самостоятельно, строить отношения и свершать карьерные прорывы, так как навыком преодоления, целеустремленности, уверенности в себе нет.

  1. Прежде всего, понять, что ребенок – это личность, которая рано или поздно останется без вас. Задача взрослых – приложить максимум усилий, чтобы научить его справляться со своей жизнью самостоятельно.
  2. Распределите обязанности: каждый член семьи должен что-то делать по хозяйству, в том числе и ваше дитя. Это формирует ответственность и снимает вопрос об исключительности позиции ребенка в семье.
  3. Давайте возможность делать самостоятельно то, что можно по возрасту: застелить постель, собирать игрушки, делать уроки или сходить в магазин. Именно самостоятельные действия формируют уверенность в своих силах и стремление делать больше;
  4. Не контролируйте каждый шаг. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них.

Чрезмерная опека – это признак недостатка любви взрослого к самому себе. Мы неосознанно делаем для других то, чего нам не хватает. Задумайтесь и начните себя опекать: радовать, заниматься хобби, уехать в отпуск, сесть на диету, ходить в кино. Это позволит родителям жить интересно и не превратить ребенка в инфантила, с которым никто не захочет общаться.

Стили семейного воспитания и их характеристика

1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.

2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.

3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Либеральная модель: характеристика

  • Свобода. Взрослые придерживаются лозунга: «Свобода наше всё». Поэтому совершенно никакого участия не принимают в воспитании своего чада. У него нет никаких ограничений. Что хочет, то и делает. Главное – чтобы был счастлив. Только вот такая абсолютная свобода больше напоминает вседозволенность, которая приводит к анархии.
  • Равноправие. Никакого давления и проявления власти, каждый член семьи находится в одинаковых условиях. Все друг другу равны.
  • Отсутствие контроля. Малыш получает тот опыт, который ему необходим. Поэтому, если желает чему-то научиться – должен сам прийти к этому решению и придумать, каким образом он может получить знания и навыки. То есть, нет контроля его действий. Куда-то полез – значит, ему надо удовлетворить любопытство и никто этому процессу препятствовать не будет. Поэтому этот стиль воспитания ещё называют попустительский.
  • Отсутствие поддержки. Возникли сложности и проблемы? Решай сам, получай опыт. Никто не будет суетиться, исправлять чужие ошибки.
  • Принятие. Взрослые не возлагают на своё чадо каких-либо надежд. Они его принимают таким, какой он есть. Хочешь быть уборщиком, а не как папа, руководителем предприятия? Что ж, пожалуйста, твоё право, раз уж видишь в этой профессии своё призвание.
  • Доверие. Можно обсуждать любые темы, не боясь, что поругают или откажут в получении информации по какому-либо вопросу. Опять-таки, благодаря принятию, он может показаться несовершенным, с кучей недостатков, но при этом всё равно останется любимым сыном или дочкой. Не испытывая отвержения, обесценивания, что и вызывает массу доверия.

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься

При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача

Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.

Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

Если вы заметили склонность к авторитарному стилю воспитания в семье, но не знаете, как это исправить, вот несколько советов:

научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Дисгармоничные типы семейного воспитания

Они очень разнообразны, но есть общие признаки, в разной степени соответствующие каждой семье этой категории. В первую очередь дисгармоничные типы семейного воспитания и семейных отношений характеризуются низким эмоциональным уровнем принятия ребенка и даже возможностью эмоционального отвержения. Конечно, взаимность при таком отношении отсутствует. Родители практически разобщены и не имеют единого мнения в вопросах воспитания. В отношениях с детьми они зачастую непоследовательны и противоречивы.

Дисгармоничные типы семейного воспитания характеризуются тем, что в разных сферах жизнедеятельности родители ограничивают ребенка, часто неоправданно. По части требований здесь может быть два полярных положения: либо они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность. Контроль со стороны родителей не там, где нужно, и его недостаточно. Наказания незаслужены и слишком часты или, наоборот, они отсутствуют.

Дисгармоничные типы семейного воспитания ребенка отличаются тем, что в обыденном общении с дочерью или сыном наблюдается повышенная конфликтность. Потребности детей удовлетворяются либо недостаточно, либо чрезмерно. Наиболее часто встречаются такие типы:

  • гипопротекция,
  • гиперпротекция,
  • противоречивое воспитание,
  • воспитание по типу повышенной моральной ответственности,
  • гиперсоциализирующее воспитание,
  • жестокое обращение с ребенком,
  • культ болезни.

Рассмотрим подробнее эти типы семейного воспитания и детско-родительских отношений.

Гипопротекция и гиперпротекция

Это два полярных варианта, когда заботы, внимания, контроля, интереса к ребенку и его потребностям или недостаточно (гипопротекция), или слишком много (гиперпротекция).

Противоречивый тип

Предполагает наличие у родителей разных взглядов на воспитание, которые они воплощают в жизнь. Воздействие на ребенка периодически меняется в зависимости от его возраста, но при этом воспитательные стратегии взаимоисключающие и несовместимые.

Повышенная моральная ответственность

К детям предъявляются высокие требования, зачастую несоответствующие возрасту и индивидуальности.

Гиперсоциализирующее воспитание

В этом случае на первое место выдвигаются успехи, достижения ребенка, отношение к нему сверстников, принцип долга, ответственность, обязанности. Все это делается без учета индивидуальных качеств и возраста детей.

Жестокое обращение

При таком типе воспитания наказания тяжелее проступков, а поощрения отсутствуют.

Культ болезни

К ребенку относятся как к слабому, больному, беспомощному, создавая особую атмосферу вокруг него. Это ведет к развитию эгоизма и ощущения своей исключительности.

Кроме стилей и типов, существуют методы семейного воспитания. О них пойдет речь ниже.

Либеральная модель

Такой стиль ещё называют попустительским. Обычно он применяется в тех семьях, где родители отличаются чрезмерной снисходительностью. Они ничего не запрещают детям, не вводят для них никаких ограничений, всячески стремятся показать, как сильно они их любят. Ребёнок, который так воспитывался, часто проявляет себя следующим образом:

  • ни в чём себе не отказывает;
  • избегает физического и умственного труда;
  • демонстрирует импульсивность;
  • проявляет агрессию;
  • имеет завышенную самооценку;
  • любит хвастаться;
  • отличается повышенной конфликтностью.

Либеральный стиль воспитания нельзя назвать оптимальной моделью. Родители должны понимать, что он подходит далеко не всем. Возможны следующие варианты развития личности:

  • Самостоятельный, решительный и активный человек с нормальной самооценкой, отличающийся некоторой отстранённостью. Он не знает, что такое привязанность, избегает близких отношений, заботится исключительно о себе. Это одиночка, который предпочитает держать людей на расстоянии, никого не подпуская слишком близко.
  • Асоциальная личность, неприемлющая никаких общественных рамок. Такой человек не знает ограничений, он уверен, что ему всё сойдёт с рук. Нередко подобные люди связывают свою жизнь с криминалом, не держат слово и проявляют безответственность.

Для выбора оптимальной модели очень важно учитывать природные задатки малыша. Психологи всё-таки рекомендуют уделять больше времени сыну или дочке, вводить хотя бы несложные правила и обязанности

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы малыш оставался без малейшего контроля.

Стили воспитания

Существует 4 стиля воспитания:

Авторитетный стиль подразумевает копирование поведения родителей. В таких семьях важные решения принимаются только совместно

Используя данный стиль, родители всегда берут во внимание чувства своего чада, а также позволяют ему справляться с теми обязанностями, с которыми ему под силу справиться. В данном случае не используется физическое или моральное насилие, а ребенок вырастает целеустремленным, дружелюбным и уверенным в себе.
Авторитарный стиль подразумевает воспитание, когда ребенок в семье не имеет права голоса

Его любят, но не могут предоставить ласку и понимание. Чаще всего такие личности вырастают пассивными, без стремления к чему-либо и ориентируются на более авторитетных людей.
Либеральный стиль воспитания имеет большой минус, так как воспитываясь в такой атмосфере, ребенок чувствует вседозволенность. Родители полностью доверяют своему чаду, освободив себя от какой-либо ответственности. Во взрослом возрасте такие люди становятся агрессивными, неуверенными в себе, имеют проблемы с психикой и могут попасть под дурное влияние.
Индифферентный стиль является наиболее неблагоприятным. В данном случае родители абсолютно не контролируют ребенка, их не интересуют его чувства и эмоции. При этом они требуют, чтобы ребенок им всецело подчинялся и выполнял все требования. Подросшие дети в дальнейшем могут быть излишне агрессивными или неуверенными в себе.

Либеральный стиль воспитания

Наблюдается почти полное отсутствие контроля над детьми. Главенствующую позицию занимает доверительное отношение, однако в особенности преобладает невмешательство в жизнь подростка. Дети приобретают навыки самостоятельности, но в тоже время становятся раскованными. Личность подростка формируется практически без участия взрослого. Впоследствии это может привести к одному из нескольких вариантов личностного развития:

  • Отсутствие тёплых душевных привязанностей в дружеских, семейных и любовных отношениях. Свобода, безучастность и отсутствие желания оказать поддержку, предложить помощь близким.
  • В поведении прослеживается абсолютное безразличие, человек начинает вести себя дерзко и безответственно, может хамить, врать и вести аморальный образ жизни.

Родителям рекомендуется изменить отношение к ребёнку. Он может отрицать, но ему необходимо ваше участие в его жизни. Покажите, что он действительно важен для вас, интересуйтесь его мнением.

Демократия

В семье все внимание акцентировано на развитие личности ребенка, его мнение уважается и учитывается. Стараются развить в младшем члене коллектива самостоятельную и самобытную личность

Этот процесс не пускается на самотек, родители контролируют, в какое русло направляется воспитание. Родители положительно настроены на дитя, стараются адекватно оценивать его возможности, успехи и неудачи, понимают своего ребенка, поддерживают его цели и знают причины мотивации к чему-либо. Стараются прогнозировать его будущее.

Этот стиль помогает гармонично развиваться, ребенок при этом разносторонен, умеет самостоятельно принимать решения и делать какой-либо выбор. Такие дети успешны, инициативны, имеют определенные цели в жизни, могут строить правильное отношение в семье, доброжелательны, легко идут на компромисс.

Для индифферентного стиля характерно безучастие родителей, дети не получают никакого опыта поведения в семье, не умеют строить семейные отношения и чувствуют свою ненужность.

Безразличие родных развивает в ребенке отрицание самого себя и ненависть к себе. Такие люди чаще всего склонны к суицидам. Это несчастные дети, они не получают ничего эмоционального в семье, не понимают смысл собственной жизни.

Все эти формы воспитания детей обычно смешанные, родители по разному проявляют себя в разных ситуациях. Следует контролировать поведение не только первых, но и вторых, потому что они могут показать негативный пример. На родителях лежит большая ответственность, следует помнить об этом при каждом поступке, особенно в опасный возраст детей. В семье необходимо стараться правильно комбинировать эти стили, больше отдавая предпочтение демократическому, ведь он лучше всех помогает воспитать в ребенке гармоничную и доброжелательную личность. Следует всегда учитывать выбор дитя, слушать его, особенно о его отношении со сверстниками, знать, что читает ребенок, и стараться проследить за той информацией, которую он получает из резервов интернета.

В будущем ребенок сам заведет семью, и его отношение к близким будет полностью совпадать с таковым из его детства, станут возникать те же проблемы и ситуации. У ребенка сложатся такие же отношения с собственными детьми, какие были у него с родителями, поэтому правильное поведение, рациональное отношение к учебе, чтению, друзьям и прочим необходимо закладывать в своего ребенка очень чутко, подбирая нужные стили воспитания детей.

Самым главным в воспитании младших членов семьи является родительская любовь, которая окрыляет детей, дарит им счастье и доброту.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Подобный стиль воспитания появляется в семьях, где родители очень сильно переживают о своем чаде. Разумеется, ведь сын или дочка еще совсем маленькие, они не могут сами решить свои проблемы, их нужно оберегать, опекать, может случиться что-то нехорошее!

Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом.

Вообще, гиперопека может проявляться по-разному. Это и стремление, обычно матерей, «привязать» чадо к себе, не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать. Иногда гиперопека проявляется в излишней обеспокоенности здоровьем. Еще одна распространенная форма опекающего стиля воспитания – когда ребенок вырастает, прекращается в подростка, а к нему все равно относятся как к маленькому и не самостоятельному.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

  1. Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.
  2. Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Как сгладить гиперопеку?

Если вы заметили за собой опекающий стиль воспитания детей, не корите себя, ведь вы всего лишь заботились о ребенке и хотели, как лучше. Тем не менее, над подходом к воспитанию детей придется поработать:

  • найдите золотую середину, даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать;
  • не стремитесь полностью, самостоятельно решать проблемы ребенка, лучше давайте советы и помогайте в преодолении трудностей;
  • не ограничивайте общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками;
  • в семейных отношениях детям нужна дисциплина, однако не забывайте про свободу, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность.

Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:

Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу

Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы. Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни. От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль «главы семьи».

Гиперопека и симбиоз

У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В психологии подобное отношение называется комплексом «умной Эльзы». Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничением и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем. 

Воспитательный контроль посредством лишения любви

Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения «Что он не нужен такой, мама его не любит таким» при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.

Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице. 

У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное «Мы». Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплевух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.

Гипертимность — это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.  

У сензитивных детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.

Воспитательный контроль, путем вызывния чувства вины

На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык «неблагодарный», «доставляющий любимой маме столько огорчений», «предавший родительскую любовь» и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым  перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу. 

Какие особенности воспитания ребенка в семье являются наиболее значимыми?

Когда у молодой пары появляется первенец, родители не всегда способны договориться друг с другом о том, какие принципы воспитания будут действовать в их семье. У каждого из них накоплен определенный жизненный опыт, в результате которого формируется более-менее устойчивая система понятий о том, каким должно быть воспитание ребенка. Если подходы родителей к воспитанию детей значительно разнятся или вовсе противоположны, возникают конфликтные ситуации. Это и является одной из самых важных особенностей воспитания ребенка в семье. Семейной паре нужно как можно раньше научиться решать подобные конфликты и выбрать единую форму воспитания ребенка в семье, которая будет устраивать обоих.

Другой проблемой современных семей является стремление многих родителей переложить процесс воспитания ребенка на чужие плечи

Мамы и папы, которые слишком активно занимаются развитием своего чада, отправляя его в спортивные секции и на всевозможные обучающие курсы, часто забывают о важности семейного воспитания. Здесь нельзя обойтись какими-то стандартами и положиться на знания профессиональных педагогов

Эта сфера требует серьезной работы родителей, в которую они должны вкладывать душу: обоим нужно стараться проводить больше времени с ребенком и строить с ним доверительные отношения.

Еще одной важнейшей особенностью воспитательного процесса является сильная зависимость качества воспитания от психологического климата в семье. Привить ребенку правильные семейные ценности можно только в комфортной и теплой атмосфере. Невозможно воспитать в ребенке высокие нравственные качества, если он каждый день видит, что члены его собственной семьи ведут себя агрессивно или неуважительно по отношению друг к другу.

И наконец, важнейшей особенностью семейного воспитания является необходимость индивидуального подхода к ребенку. В этой сфере не существует универсальных рецептов, которые были бы пригодны для каждой семьи и для любого ребенка. Все детки разные, поэтому в семейной педагогике нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка – его характер, темперамент, способности. Правильное воспитание основывается на стремлении родителей понимать своего ребенка и на умении строить гармоничные отношения с ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector