Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши. методические рекомендации для левшей дошкольников. учебно-методический материал на тему

Происхождение леворукости

Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.

В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.

Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.

Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденной» леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит «ненасильственное» переучивание.

Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье нет леворукого.

Существует и еще один вариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое — за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно «управляет» правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей — правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария. Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Как стать амбидекстром?

Все люди появляются на свет без «привязки» к одной руке. За владение правой отвечает левое полушарие, и наоборот. И при рождении среди полушарий главных нет.

А вот по мере развития психики и функций высшей нервной системы появляется распределение ответственности – какое полушарие, а значит, рука (и нога) станут ведущими.

В норме к четырем годам уже все становится понятно: какая рука будет все хватать, а какая останется в помощниках. До этого срока путать ведущие руки – норма. А вот если и после четырех лет продолжается равноправие обеих рук – тогда ребенка называют «истинным амбидекстром».

Почему так происходит?

Версий появления амбидекстрии множество, но есть основные теории, подтвержденные исследованиями.

  • Теория незаконченной латерализации, когда мозг не определяется своевременно с доминантой левого или правого полушария, и ребенок «застревает» на этапе владения двумя руками. А в процессе взросления развивает обе или одну – как приучат. Причины незаконченной латерализации до конца не выявлены – они могут быть как индивидуальной особенностью, так и следствием задержек развития.
  • Патологии внутриутробного развития: существует эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна. По этой теории правое полушарие считается более «древним», поэтому поначалу превалирует над левым, а значит, левая рука сначала «главнее». А вот после появления на свет активно развиваются речевые функции, за которые отвечают отделы в левом полушарии. А значит, управление правой половиной тела получает преимущества. А вот если до рождения или в период родов у ребенка была гипоксия, из-за которой пострадало левое полушарие (оно более чувствительно к количеству кислорода), то перехватить на себя управление ему становится сложнее. Так появляются левши, а порой и амбидекстры.
  • Теория о генетике подтверждения исследованиями про специфический ген на второй хромосоме – LRRTM1. Часть мутаций в этом гене провоцируют леворукость и амбидекстрию, что может объяснять наследственность в семьях с левшами. К сожалению, эти же мутации связаны с повышенной вероятностью шизофрении.

Психологические особенности леворуких детей

Чтобы вы понимали в чем дело, нужно знать психологические особенности леворуких детей и понимать особенности их развития, а не бить в набат, объявлять тревогу и говорить ребенку, что он – неправильный.

Как уже указывалось ранее в статье: правое полушарие нашего мозга отвечает за левую сторону, левое – за правую. А, собственно, само правое полушарие отвечает за образное мышление и зрительное восприятие, тогда как левое – за речь, письмо, аналитическое и логическое мышление. Движение тела также координируется наперекрест.

Доктор наук, Виген Геодакян, отметил, что левое полушарие, которое служит для смыслового восприятия и логического/абстрактного мышления, самосознания и положительных эмоций, выключаясь, приводит к депрессии. В то время, как правое, отвечающее за интуицию, ситуационное мышление, пространственно-зрительные функции и отрицательные эмоции, в той же ситуации приводило к эйфории. Проводя опыты, выключая попеременно то одно, то другое полушария, отмечали, что одинаковые объекты воспринимались по-разному. А когда проводили групповые исследования, то правши в них вели себя как бОльшие оптимисты, по сравнению с леворукими.

Так вот из всего вышесказанного и выходит, что правополушарные леворукие дети – очень эмоциональные и творческие люди.

Практическая психология дает нам характеристику левши-ребенка:

  • Длительное время упрямы.

  • Часто имеют абсолютный слух, хорошие музыкальные способности, но при этом могут «задерживаться» с развитием речи и воспроизведением отдельных звуков.

  • Нередко «буксуют» обучаясь письму, математике и чтению.

  • Бывают капризными, плаксивыми, подвержены гневу и раздражительности. Но ведь и правши частенько ведут себя не лучше!

  • Еще маленькие люди-левши могут жаловаться на боль в правой руке, нарушение сна, потерю аппетита и усталость.

Развитие леворукого ребенка

У леворукого ребенка наблюдаются некоторые особенности развития. У малыша медленнее формируется фонематический слух, он хуже ориентируется в пространстве. Или даже иначе воспринимает пространство.

Да, среди левшей много талантливых людей. Это так же верно, как и то, что левши часто испытывают затруднения еще на этапе подготовки к школе. И задача родителей сделать так, чтоб малыш не отстал от сверстников, чтоб у него вовремя сформировались все навыки и умения.

Общеизвестно, что для правильного формирования речи ребенку полезно уже с самого раннего возраста читать книги. Специалисты считают, что чтение вслух благоприятно отражается на развитии маленького человека. При этом чтец должен четко произносить все звуки, не спешить. Слушатель должен успевать понять прочитанное.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. При этом тоже нужно четко произносить все звуки. Произносите слова неторопливо, чтобы малыш мог усвоить информацию. Не глотайте слоги, делайте паузы.

После 3-4 лет крохе уже хочется вволю поговорить самому. Не отмахивайтесь от ребенка, найдите время для обстоятельных обсуждений всего, что волнует малыша.

Для правильного формирования речи рекомендуется заниматься артикуляционной гимнастикой. Она поможет малышу не только четко и правильно произносить слова, но и облегчит процесс обучения письму. Вот некоторые простые упражнения.

  1. Растянуть губы в улыбке.
  2. Вытянуть губы трубочкой.
  3. Растянуть губы в улыбке, потом вытянуть их трубочкой.
  4. Закрыть и открыть рот.
  5. Вытащить язык изо рта в форме «лопаты».
  6. «Свернуть» вытянутый язык трубочкой.
  7. Поболтать языком вверх-вниз.
  8. Попробовать дотронуться языком до кончика носа, а потом до подбородка.

Ничто так не подготовит руку к письму, как упражнения, развивающие мелкую моторику. Предоставьте малышу возможность манипулировать мелкими предметами: научите его шить, вышивать, нанизывайте вместе бусы, собирайте мозаики, делайте всевозможные панно из природных материалов. Полезно даже перебирание фасоли или крупы. Покупайте специальные книжки с развивающими упражнениями. Очень полезно рисовать по точкам, заштриховывать фигуры, раскрашивать картинки.

Развить координацию движений, внимание, усидчивость, столь необходимые в школе, помогут танцы, художественная гимнастика и другие виды спорта

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой

Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны

Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой. Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой

Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны.

Левшество и леворукость

Левшество представлено несколькими разновидностями:

  • Генетическим — леворукость передается ребенку по наследству. Самая высокая вероятность рождения крохи левши в тех семьях, где оба родителя являются леворукими. Если родитель левша один, то шансы появления леворукого карапуза снижаются на 12%.
  • Компенсаторным — леворукость развивается у ребенка внутриутробно либо при появлении на свет с травмами верхних конечностей, отклонениями или повреждениями в левом мозговом полушарии. Травматизм при родах, недуги будущей мамочки во время вынашивания плода, высокие показатели тестостерона и другие патологии приводят к тому, что ребенок становится левшой. Также полученный в детстве перелом правой руки, может послужить тому, что на время ношения гипса малыш станет вынужденным левшой. Ребенку достаточно полгода, чтобы он полностью научиться манипулировать и писать второй, не ведущей рукой.
  • Ложным — подобное явление не распространено и обладает временным характером. Проявляет себя в виде временного использования левой конечности у детей правшей, которые либо подражают своим родителям, либо испытывают возможности своего тела.

При исследовании леворукости, ученным удалось выяснить множество интересных фактов. К примеру, они установили, чем в более позднем возрасте у родителей появляется ребенок, тем больше возможностей того, что он родится левшой. Согласно статистическим данным у родителей, чей возраст перешагнул за тридцать, рождение леворукого малыша на 25% выше, чем у тех пап и мам, которым исполнилось двадцать пять. А если женщина родит ребенка после сорока пяти, то вероятность у нее появления ребенка левши составит 95%.

На данный момент возникновение феномена леворукости доподлинно не изучено. Но весомым аргументом того, что левшество передается по наследству является то, что левшами зачастую рождаются однояйцовые близнецы, аутисты и дети, имеющие хромосомные нарушения.

Преимущества и недостатки жизни левшей

Ребенок не должен воспринимать себя ни как будущего гения, ни как отклонение от нормы

Относитесь к нему с обычной любовью и вниманием. Заранее встретьтесь с его будущей учительницей и расскажите об особенности дошкольника

При этом папе с мамой нужно знать, в чем сильные и слабые стороны левши, чтобы вовремя предотвратить возможные опасности и конфликты.

Мир устроен для удобства людей с доминирующей правой рукой. Левши должны постоянно приспосабливаться, и это неудобство тоже можно отнести к преимуществам. Они умеют сами подстраиваться под обстоятельства, проявлять гибкость. В результате человек с доминирующим правым полушарием учится водить машину и сдает экзамен на права не хуже остальных. Он приходит на производство и осваивает оборудование, рассчитанное на праворуких работников. Эта особенность дает людям и другие преимущества:

  • уникальный способ переработки информации позволяет генерировать креативные идеи;
  • высокий творческий потенциал;
  • способность находить нестандартные решения различных проблем;
  • в некоторых видах спорта (бокс, фехтование, теннис) противнику трудно приспособиться и предугадать действия левши.

Конечно, леворукость создает и много сложностей. Дети часто бывают жестокими, ищут в своей среде изгоя, объект для насмешек. Часто жертвами становятся их сверстники, имеющие какие-нибудь особенности. Ситуация усугубляется еще и тем, что левши очень болезненно реагируют на негативное мнение окружающих. Есть и другие отрицательные стороны леворукости:

  • медленное обучение чтению;
  • сложность в распознавании геометрических фигур;
  • неправильное или зеркальное изображение букв и цифр;
  • быстрая утомляемость.

Родителям нужно помочь ребенку в первые школьные годы. Контролируйте, как ваш маленький левша делает домашние задания. Отнеситесь к его ошибкам доброжелательно, вместе разберитесь, почему он неправильно решил задачу или написал букву. Придумайте мнемонические правила в эмоциональной веселой форме: буква «з» поворачивается Задом к соседкам, написанным после нее. А если сказать ему, что овал – это круг, на который сел слон, ребенок никогда в жизни не перепутает эти фигуры.

Не огорчайтесь, если ваш ребенок левша не показывает признаки одаренности. Любите своего малыша таким, какой он есть, радуйтесь вместе с ним, старайтесь утешить при неудачах, помогайте найти выход из сложной ситуации

Обращайте внимание на положительные характеристики, свойственные леворуким детям, и используйте их при выборе внешкольных занятий. С вашей поддержкой ребенок сумеет в полной мере воспользоваться возможностями, которые дает доминирующее правое полушарие, и преодолеть сложности, вытекающие из этой особенности

Ребенок левша: Особенности развития

Развитие ребенка левши практически не отличается от развития праворукого малыша. Но несмотря на это, есть некоторые особенности преобладания правого творческого полушария мозга. Эти особенности не носят негатива, но родители должны их учитывать.

Дети левши в большинстве случаев являются творческими личностями. Они отличаются ранимостью, креативом, мечтательностью, изобретательностью, забывчивостью и обидчивостью. В младенчестве они начинают проявлять свою одаренность в тех или иных моментах, делая что-то раньше и лучше своих сверстников.

Некоторые психологи утверждают, что у таких детей имеются или могут возникнуть проблемы с запоминанием и усваиванием информации. Не у всех детей левшей есть подобные особенности, но среди них такая тенденция наблюдается. Чтобы улучшить детскую память, с карапузом нужно заниматься, позволяя ему запоминать информацию образно. При изучении алфавита, показывая крохе буквы, их обязательно нужно с чем-нибудь ассоциировать. При заучивании стиха с ребенком можно нарисовать картинку того, что происходит в повествовании.

Кроме этого, у леворуких малышей могут наблюдаться проблемы с изучением точных наук. Малышам нелегко дается счет в уме, решение арифметических задач и черчение. Такие проблемы наблюдаются хоть и часто, но не у всех. К примеру, Эйнштейна в юном возрасте хотели исключить из школы за его неуспеваемость по точным предметам. К тому же он так и не получил школьный аттестат, хотя был выдающимся человеком.

Как бы там ни было, не нужно превращать леворукость в трагедию, поскольку эта особенность абсолютно нормальна. Просто при изучении школьной программы нужно делать упор не только на гуманитарные и творческие дисциплины, но и на точные науки. Поощрять нужно те действия, которые у малыша получаются лучше всего.

Леворукие малыши немного отличаются от своих праворуких сверстников. Они обладают нетривиальными особенностями или даже гениальностью

Таким детям необходимо пристальное внимание родителей, так как их воспитание – это большой труд и громадная ответственность

Ребенок из Зазеркалья: как вырастить левшу?

Доктор Даниэль Сонкин, философ и консультант по вопросам семьи и брака, а также истинный левша, вспоминает свое детство так: «Пока я не стал старше, я не понимал, что мир создан для правшей. Я считал себя немного неуклюжим, когда испытывал затруднения, например, открывая двери или проходя мимо каких-то препятствий. Только позже я узнал, что существуют тонкости — иногда не такие уж маленькие — в строительстве различных объектов. И все они ориентированы на правшей».

Некоторые взрослые левши, встретив леворукого партнера, обустраивают свое жилье так, как удобно для них. Посещение подобных домов или квартир — отличный опыт для тех родителей, которые считают своих маленьких правополушарных детей слегка неуклюжими, с трудом открывающими двери, путающими краны с горячей и холодной водой, и не понимают, почему те спотыкаются на лестнице, даже держась за перила. Для простого эксперимента можно пару раз попробовать потянуть на себя дверь левой рукой — это, оказывается, очень неудобно.

Что же сделать, чтобы ребенок, активно пользующейся «не той» конечностью, почувствовал себя более комфортно, не чувствовал себя «неправильным» и избежал традиционных трудностей? MedAboutMe приводит несколько простых советов.

К счастью, в последнее время производители наладили выпуск специально адаптированных предметов. Ножницы для левшей, которые заточены под другим углом и помогают резать точно по линиям с левой стороны, карандаши и ручки, которые удобно держать особым образом, линейки с «зеркальной» нумерацией, прописи. При подготовке рабочего места для ребенка можно учесть также расположение лампы с другой стороны, а в школу подготовить письменные принадлежности, которые не оставляют следов на бумаге, если задеть их рукой сразу после написания. А если ребенок проявляет склонность к музыке, имейте в виду, что для левшей выпускают, например, специальные гитары.

Переориентируйте ребенка. По данным специалистов, основные трудности возникают у детей при обучении завязывать шнурки и уроках танцев. Почему? Это процессы, где чаще всего используют слова «правый-левый» и обучают, находясь рядом. Чтобы облегчить восприятие, используйте не названия рук, а помогайте детям ориентироваться. Вместо «посмотри направо» — «посмотри в сторону окна», «потяни той рукой, которая ближе к двери». Чтобы научить что-то делать, показывайте это, находясь напротив малыша, так он будет видеть вас, как в зеркальном отражении. Вообще учитывайте, что ему намного сложнее обучаться, копируя ваши движения. Так что помогайте ребенку самому вырабатывать навыки, делать так, как удобно ему, а не копировать движения правшей — это наиболее верный путь. И отложите обучение словам «право-лево» до формирования основных навыков.

Письмо, чистописание — одна из причин конфликтов в школе, старый повод для переобучения левшей. Писать левой рукой слева направо действительно сложно. Рука загораживает написанное, смазывает чернила, затеняет бумагу и движется в сторону тела, где меньше пространства для маневра. Все это приводит к грязным листкам в тетрадях, прерывистому письму с неверными буквами. Поговорите с учителем

Важно, чтобы ребенок имел возможность размещать тетради под комфортным для него углом или передвигать тетрадь во время письма. Надо обеспечить его парте достаточную освещенность, и договориться об использовании ручек с неразмазывающимися чернилами

Дети-левши, использующие треугольные карандаши, быстрее обучаются правильному захвату. Также нужно, чтобы карандаши в пенале всегда были остро заточены — для леворукого письма это особенно важно.

Подчеркивать особые качества ребенка в позитивной манере также важно для полноценного развития. Ведущая левая рука — не проклятье, просто особенность, как цвет волос или форма подбородка, однако со своими преимуществами

Помните, что правополушарные люди обычно более творческие, с богатой фантазией, воображением, у них хорошо развита интуиция и целостное мышление, они более тонко воспринимают оттенки речи. Расскажите малышу, что его особенности сродни дару, и что он в хорошей компании. Ведь среди самых известных писателей, актеров, музыкантов и художников процент левшей намного выше, чем в среднем по населению.

Что делать, если ребенок – левша?

Ученые давно не считают леворукость и праворукость факторами, которые следует пытаться поменять. Не имеет значения правша или левша ребенок – это его личная особенность, а не недостаток.

Важно:

  1. Левшу нужно воспитывать в доброжелательной и спокойной атмосфере, чтобы не провоцировать развитие неврозов из-за повышенной чувствительности и впечатлительности ребенка.
  2. При поступлении в школу желательно найти педагога, который знаком с методиками обучения левшей.
  3. Для облегчения жизни малыша сейчас можно приобретать ручки, ножницы и другие инструменты для леворуких.

Нужно ли переучивать ребенка левшу?

Канули в лету те времена, когда ответ на вопрос стоит ли переучивать ребенка-левшу был положительным. Можно вынудить ребенка-левшу писать и есть правой рукой, но никакие ухищрения не сделают ведущим другое полушарие мозга. Переучивание левши может привести к нарушению психологического равновесия у ребенка – он станет нервным, плаксивым, капризным. Другие возможные негативные последствия переучивания левши – появление навязчивых движений, тиков, энуреза, заикания, нарушения сна, памяти, аппетита.

У левшества есть некоторые недостатки, но они с лихвой компенсируются положительными моментами. К примеру, ребенок-левша часто осваивает речь позднее правши, зато он говорит сразу развернутыми осознанными предложениями. Читать левши тоже начинают несколько позднее – навык развивается только тогда, когда ребенок осваивает чтение слова целиком, а не по слогам. Развитие левши идет не линейно, а скачками – после застоя наблюдается резкий скачок.

Как учить писать ребенка левшу?

Ответ на вопрос как научить ребенка левшу писать должен давать педагог, который будет его обучать

Поэтому очень важно выбрать для ребенка-левши такого первого учителя, который отнесется к этой нестандартности спокойно, не будет как-то выделять малыша, и при этом будет обладать навыками работы с леворукими детьми. Левшу очень важно правильно посадить за партой, выставить ему свет, научить держать ручку и писать так, чтобы не свозились уже написанные буквы

Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо.

Основная задача родителей при подготовке к письму – заниматься развитием мелкой моторики ребенка, тогда ему будет легче научиться этому навыку

Крайне важно поддерживать маленького левшу, которому часто умение писать дается труднее, чем правше. При выполнении домашних заданий нельзя проявлять нетерпение из-за медлительности ребенка – он не способен физически писать быстро

Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач.

10 советов родителям леворукого ребёнка

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками

Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Мария Березовская

Особенности развития ребенка-левши

Ребенок-левша обладает особенностями, которые следует учитывать при воспитании и обучении. Правое полушарие мозга отвечает за воображение, спонтанность, креативность. У левшей часто наблюдается хороший музыкальный слух, чувство цвета, художественный вкус, им легче даются предметы, где необходимо пространственное воображение, например – геометрия. Решать задачки левшам сложно, но они способны найти интересное и нестандартное решение. Скрытая леворукость может обнаружиться у малыша, который путает верх-низ, право-лево, пишет буквы в зеркальном отображении.

Ребенок-левша мальчик – особенности

Вероятность рождения мальчика-левши выше, чем девочки. Среди популярных людей этой особенностью обладают люди самых разных профессий, известные левши – Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Чарли Чаплин, Пикассо, Наполеон. Эти люди обладали разносторонними талантами и являлись нестандартными личностями. Очень полезно мальчику-левше заниматься спортом, развивающим обе руки – плаванием, лыжами, баскетболом.

Ребенок-левша мальчик – особенности развития:

  • импульсивность – мальчики-левши часто действуют под воздействием эмоций;
  • хорошее воображение – маленькие левши являются отличными конструкторами, в них это желательно развивать – они могут показать очень хорошие результаты в проектировании, моделировании;
  • тревожность – мальчики-левши чаще других детей страдают от тревожности, это особенность правополушарных детей;
  • быстрая утомляемость – все левши быстро утомляются.

Ребенок-левша девочка – особенности

Известные женщины-левши – Анджелина Джоли, Опра Уинфри, Леди Гага, Сара Джесика Паркер, Дженифер Лоуренс. Девочка-левша – очень чувствительна, ее легко задеть и обидеть, поэтому при общении с этой малышкой требуются деликатность и тактичность. Вне уроков девочке-левше рекомендовано заниматься вязанием, игрой на фортепиано, лепкой – это развивает обе руки ребенка.

Ребенок-левша девочка – особенности развития:

  • впечатлительность – это качество левшей сильно выражено у девочек, малышка может принимать близко к сердцу все, даже сюжеты мультфильмов;
  • мечтательность – девочка-левша очень любит мечтать, что-то придумывать, желательно научить ее извлекать пользу из этого, например, она может рисовать картины на основе своих фантазий;
  • обидчивость – это негативное качество свойственно правополушарным детям;
  • повышенная утомляемость – девочки-левши часто жалуются на усталость, это нужно учитывать в процессе обучения.

Как определить левша или правша ребенок

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.

Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Но как определить, какая рука у малыша ведущая? Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче.

    Способы решения задач незаурядны.

  • Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
  • Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга

Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector