Как развить память у ребенка в 8, 9, 10 лет: что нужно знать родителям

Развитие памяти 7–8 лет

Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Общеизвестно, что существуют большие индивидуальные различия памяти. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо память может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы, правила; другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут легко воспроизвести то, что когда-то запомнили. 

Типология памяти достаточно сложна. О словесно-логической памяти говорят, когда запоминание преимущественно связано с использованием теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы: одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя; в пересказе других вы увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. 

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Для детей 7–8 лет запомнить что-то без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение — универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Если ребенок в начальной школе не овладевает приемами смыслового запоминания, его логическая память может остаться недостаточно сформированной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, ассоциация и др. Так, дети 7–8 лет с успехом учатся пользоваться пиктограммами для запоминания, в частности, стихов: к каждой строчке рисуется очень схематичная картинка, передающая смысл фразы, затем ребенок воспроизводит стихотворение при опоре на рисунки, а потом и без них. 

Помогите ребенку разобраться в особенностях его памяти: выясните, какую информацию он легче запоминает, как ему легче запоминать (на слух, при помощи зрения, движений и др.), а затем переходите к обучению приемам эффективного запоминания. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого.

Заучивание стихов, изучение иностранных языков, кроссворды, счет в уме, решение логических задач, игры в шахматы и шашки — все это способствует улучшению памяти в любом возрасте. И не забывайте о физических нагрузках, которые увеличивают приток кислорода в мозг и активизируют все психические процессы. 

Мы убеждены, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций значительно улучшат память вашего ребенка. 

Веры в успех вам и вашему ребенку!

Развитие памяти

Память — психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша. Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи. Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.

Память носит разный характер — кратковременная (актуальное сосредоточение человека на запоминание), долговременная (рассчитанная на длительный срок «хранения»), оперативная, промежуточная (сохраняется в течение определенного срока)

Память имеет разные фазы: запечатление, связанное со вниманием; хранение — непрерывный процесс, связанный с жизнью человека; припоминание — выступает в двух формах: узнавание, воспроизведение. Память в виде узнавания формируется в первые месяцы жизни ребенка

Это узнавание ситуации кормления, сна, знакомых лиц, предметов, изображений, действий.

Воспроизведение — важнейшая форма памяти, которая развивается в раннем возрасте и выступает как показатель обучения. Это память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.

Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер. В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента

1. Повторность, которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций

При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении. Так, на первом году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать)

На втором году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на третьем году — 3-4 раза в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении. Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.

2. Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.

Наиболее сложно, в то же время важно развивать ребенку речеслуховую память путем запоминания четверостиший, содержания сказок, рассказов, различных изображений

Развитие внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, поэтому взрослым необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития

Возрастные нормы формирования памяти в 8-10 лет

Память начинает развиваться с самого раннего возраста, но в первые годы жизни она непроизвольная.

Однако к 6-7-летнему возрасту начинается формирование другого вида памяти – произвольного. Оно предполагает наличие цели, то есть ребенок целенаправленно что-то учит.

Благодаря активному развитию произвольного запоминания ребенок 8-10 лет с легкостью усваивает информацию на уроках. Оно бывает двух видов:

  • механическое – заучивание в определенной последовательности;
  • логическое – запоминание с помощью образования логических связей.

С помощью механической памяти дети учат стихи, а потом воспроизводят все строчки в правильном порядке. Логическая память помогает изучать материал, который ребенок впоследствии воспроизводит «своими словами».

По мере роста самого ребенка и его головного мозга увеличивается и объем памяти, и число способов запоминания.

Получаемые знания тоже имеют значение для качества памяти в 9-10-летнем возрасте. Чем больше развивать интеллект и мышление, тем больше материала в последующем ребенок сможет усвоить. По мере взросления он будет уже самостоятельно улучшать навык запоминания, расширяя собственный кругозор.

Лекарственные средства для улучшения внимания у детей и подростков

Детям и подросткам в процессе обучения требуется усиленная концентрация внимания, а потому они больше подвержены умственным перегрузкам. Ноотропные препараты улучшают кровообращение и обмен веществ в клетках головного мозга, активизируют мыслительные процессы и способствуют хорошей учебе.

Современная медицина предлагает большое количество средств, позволяющих стимулировать работу нервной системы школьников. Лекарства для улучшения мозговой деятельности отпускаются без рецепта, но приниматься они должны строго по назначению врача-невролога или психиатра. Их бесконтрольный прием, тем более у детей, может быть опасен.

Основные препараты для улучшения памяти и внимания:

  • Глицин — ноотропный препарат, повышает работоспособность, нормализует сон, обладает седативным эффектом, улучшает умственные способности, активизирует процессы защитного торможения в ЦНС. Форма выпуска — таблетки, рассасывающиеся под языком до полного растворения.
  • Пирацетам — оказывает положительное воздействие на обменные процессы в мозге, способствует лучшему усвоению учебного материала. Но при наличии в анамнезе индивидуальной непереносимости или почечной недостаточности препарат противопоказан. Форма выпуска — таблетки и капсулы.
  • Биотредин. Препарат содержит витамин В6 и треонин — вещества, оказывающие положительное влияние на нервную систему. Средство активизирует когнитивные функции мозга, обладает успокаивающим эффектом, способствует улучшению памяти и внимания подростков. Форма выпуска — таблетки.
  • Фенибут — ноотропное средство, стимулирующее приток крови к мозгу, снижающее тонус его сосудов. При применении этого лекарства по назначению врача значительно улучшается умственная работоспособность, активизируется память и способность к запоминанию больших объемов информации. Средство выпускается в форме таблеток.
  • Аминалон — препарат гамма-аминомасляной кислоты. Восстанавливает обмен веществ в головном мозге, улучшает переработку глюкозы, выводит токсины. Показан при нарушениях работы нервной системы, для активации мыслительной деятельности. Фора выпуска — таблетки.
  • Пантогам — ноотропный препарат, содержащий в качестве действующего вещества гамма-аминомасляную кислоту. Показан при психоэмоциональных перегрузках, расстройствах внимания и памяти, для активации интеллектуальной деятельности, снятия нервного напряжения. Форма выпуска — сироп, таблетки и капсулы.
  • Тенотен — гомеопатический препарат, улучшает питание клеток детского мозга, ускоряет созревание нервной системы ребенка, способствует активации мозговых процессов. Выпускается в форме таблеток.
  • Нобен — средство на основе коэнзима Q10. В результате приема возрастает концентрация этого вещества в клетках головного мозга, активизируется память и процессы запоминания информации. Форма выпуска — капсулы.
  • Билобил (аналоги — Танакан, Билоба и другие) — лекарство на основе экстракта растения гинкго билоба. Нормализует тонус мелких сосудов головного мозга, стимулирует работу нервной системы, обладает незначительным успокаивающим эффектом. Средство выпускается в форме таблеток.
  • Интеллан — снимает нервное напряжение, эффективен при умственных перегрузках. Форма выпуска — сироп и таблетки.
  • Фезам — показан при нарушениях мыслительной функции, снижении памяти и концентрации внимания, а также при отставании в интеллектуальном развитии. Средство устраняет раздражительность, способствует лучшей обучаемости. Форма выпуска — капсулы.

Нужно помнить, что одного медикаментозного лечения расстройств работы мозга будет недостаточно. Развивать интеллектуальные функции можно любыми доступными средствами — заучиванием наизусть, чтением, различными развивающими играми. Кроме того, ребенку необходимы забота и поддержка родителей. Только в случае соблюдения всех этих условий можно за достаточно короткий срок добиться прекрасных результатов.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Онлайн-тренажеры

Для помощи людям, испытывающим затруднения с запоминанием, разработаны разнообразные методики. Чтобы успешно улучшить память и повысить умственные способности, используют специальные онлайн-тренажеры.

Викиум

После регистрации проходит диагностика основных качеств личности — памяти, внимания, мышления. По результатам тестов будет подобрана индивидуальная программа. Ежедневно предлагается разминка и тренировка. Всего на решение различных заданий требуется 15 минут.

По мнению разработчика, тренажеры Викиум помогут детям улучшить внимание и достичь больших успехов в обучении. Люди среднего возраста смогут улучшить память, производительность труда и активизировать мозговую деятельность

В пожилом возрасте удастся не утратить ясность и остроту ума.

Битрейника

Предлагается самостоятельно определить, какие конкретно показатели умственной деятельности нужно развивать. Выполняется тренировка внимания, памяти, а также таких функций, как восприятие, продуктивность, мышление в игровой форме.

Основная цель — улучшение мозговых функций и памяти, повышение скорости мышления, снижение риска снижения умственной работоспособности с возрастом. Для ежедневных занятий предусмотрены упражнения на 5 тренажерах, на выполнение которых требуется в среднем 15 минут.

BrainApps

После регистрации программа предлагает пройти предварительное тестирование, позволяющие определить примерный уровень развития базовых мыслительных навыков.

Затем по результатам теста разрабатывается индивидуальная программа, рассчитанная на развитие таких качеств личности, как концентрация, внимания.

Предполагается, что спустя несколько недель будут заметные результаты при условии проведения систематических занятий.

Продукты для укрепления памяти

Помочь мозгу правильно функционировать способна диета. Самые полезные продукты для памяти те, что обогащены витаминами A, B6, B9, B12, D, E, Омега-3.

Специалисты рекомендуют употреблять больше фруктов, свежих овощей и продуктов из цельнозерновой муки. Также полезно добавлять в пищу куркуму, ведь эта специя способствует поддержанию памяти и профилактике болезни Альцгеймера, что особенно актуально для пожилого человека.

А вот топ-10 самых полезных продуктов для улучшения памяти:

  1. Морская рыба. Она является одним из лучших источников Омега-3 жирных кислот. Регулярное употребление тунца, лосося и других жирных морских рыб поможет сохранить ясность ума до глубокой старости.
  2. Яйца. Легкоусвояемый и незаменимый белок для работы головного мозга. Помимо этого, в яичном желтке имеется холин, который очень полезен для памяти.
  3. Орехи и цельные зерна. Любые орехи содержат витамин E, который защищает клетки мозга от разрушения. А цельные зерна – прекрасный источник углеводов и витаминов группы B.
  4. Овсянка. Овсяная каша полезна и детям, и взрослым. Она не только улучшает работу мозга, но и благотворно влияет на весь организм.
  5. Ягоды. Особенно полезна черника, клубника, ежевика и смородина. Больше питательных веществ в ягодах темного цвета.
  6. Бобы. Это источники ценных минералов, клетчатки, сложных углеводов и большого количества белка.
  7. Рыбий жир. Он ценится за уникальное соотношение омега-3 жирных кислот. Исследователи выяснили, что если регулярно пить рыбий жир, можно значительно улучшить показатели своей памяти.
  8. Молочная пища. Особую пользу она приносит детям благодаря содержанию в ней белка и витаминов группы B. А вот витамин D, которым тоже богаты молочные продукты, жизненно необходим людям любого возраста. Ученые выяснили, что падение уровня содержания этого витамина ниже 20 нанограмм на 1 мл крови приводит к более стремительному ухудшению памяти.
  9. Мясо. Говядина, баранина и другие виды красного мяса богаты железом и цинком. Эти элементы поддерживают память в тонусе. Также полезно мясо птицы без кожи.
  10. Продукты, богатые правильными жирами. Вся наша нервная система и мозг на 80 % состоят из жиров. Источники хороших жиров – это молодой сыр, авокадо, оливки, топленое масло, яичный желток.

А вот те продукты, которые способны нанести вред здоровью мозга и состоянию памяти:

  • алкоголь;
  • сахар;
  • рафинированные углеводы – лапша, рис, фастфуд, сладкие хлопья.

Говоря о правильном питании, нельзя не упомянуть о лишнем весе. Исследователи выяснили, что ожирение пагубно влияет на память и на здоровье в целом.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности

Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука

При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

Почему тут помню, а тут – не помню

Мотиватор-философ. Человек состоит из того, что содержит его память. Жизнь – сумма воспоминаний. Что стерлось из памяти – считай того и не было вовсе, а что осталось – то мозг посчитал важным. Верно?

Но! Что вы помните? Какие первые сюжеты из прошлого подбросила память?

Закройте глаза на пару-тройку минут и постарайтесь вытащить из памяти что-то важное и нужное. Ну как? Нужно еще несколько минут, чтобы осознать, что с памятью происходит какая-то белиберда?! В голову лезут слова глупой песни, обида на товарищей, переливающиеся радугой сквозь ресницы солнечные лучи, давний кошмар и недавняя улыбка незнакомого прохожего

Получается, что ерунда врезалась в память сильнее, чем что-то действительно нужное и важное..

Ну как? Нужно еще несколько минут, чтобы осознать, что с памятью происходит какая-то белиберда?! В голову лезут слова глупой песни, обида на товарищей, переливающиеся радугой сквозь ресницы солнечные лучи, давний кошмар и недавняя улыбка незнакомого прохожего

Получается, что ерунда врезалась в память сильнее, чем что-то действительно нужное и важное..

Мотиватор-нейробиолог. Колыбель памяти – часть мозга под названием гиппокамп, отвечающая за переход от кратковременной памяти в долговременную, т.е. он «решает», что запомнить, а что забыть. Чем полезна эта информация? Тем, что гиппокамп участвует в формировании эмоций и ориентировании в пространстве. Поэтому для него, а соответственно для запоминания, так полезны «пилюли» из пунктов 3,4 и 8.

Однако воспоминания не хранятся в гипокампе, как одежда в шкафу. Скорее, они похожи на паутинку, которая проникла в разные зоны мозга, поэтому для запоминания так хорошо работают приемы ассоциаций и задействования разных органов чувств.

Само запоминание – это нервный импульс от одного нейрона к другому, что происходит под воздействием нейромедиаторов. Чем больше одинаковых импульсов, тем скорее данные попадут в долгосрочную память. Поэтому так улучшают память методы 2, 6, 7 и 9 «пилюли». Вместе с тем нужна «подпитка» мозга нейромедиаторами, к которым относится ряд биоактивных химических веществ, в частности, глутаминовая кислота, адреналин и дофамин. Чтобы нейромедиаторы исправно активировали нейроны, необходимы «пилюли» из всех пунктов.

Как прокачать эмоциональный интеллект

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector