Как развить внимательность у ребенка в 8-10 лет: памятка для родителей

Содержание:

Образ жизни, хобби

Для формирования хорошей памяти нужно изменить образ жизни, а также найти себе новые хобби. Этот момент особенно актуален для подростков, которые не имеют полезных увлечений и тратят время впустую

Рекомендуется использовать такие методы осторожно, не вызывая у ребенка негативных эмоций

Активная жизненная позиция

Начинать изменять образ жизни стоит с жизненной позиции ребенка. Если она будет активной, то память сама постепенно разовьется без применения каких-либо специальных методов. Для этого подросток должен проявлять любознательность относительно любых явлений и событий, регулярно участвовать в различных мероприятиях и использовать все свои силы для достижения целей и желаний

Очень важно, чтобы все это было обусловлено личным желанием, а не требованием родителей

Интеллектуальная деятельность

Любая мозговая деятельность способствует развитию интеллекта, что также неизбежно будет повышать качество памяти. Она должна состоять не только из школьных предметов, но также из домашних увлечений. Для этого отлично подойдет чтение интересной книги, решение головоломок, заучивание стихов или изучение иностранного языка.

Хобби

Выбор правильных хобби значительно повышает вероятность достижения успеха в будущем. Найти их правильнее всего будет уже в подростковом возрасте. Увлечения могут быть домашними. Например, собирание паззлов, рукоделие или игра на музыкальном инструменте. Все они оказывают положительное влияние на память. Не менее полезными являются спортивные хобби, т.к. они улучшают кровообращение в мозге. Подойдут обычные пробежки, командные виды спорта, танцы или единоборства.

Правильное питание

Очень важно для развития памяти и внимания у подростков правильно питаться. Соблюдать это условие рекомендуется всем, т.к

при употреблении вредной пищи снижается качество работы мозга, а также ухудшается здоровье в целом. Нужно добавить в рацион морепродукты, рыбу, белое мясо, овощи, орехи, злаковые, творог, ягоды, горький шоколад и мед. При этом следует отказаться от фастфуда, жареного, жирного и свежей выпечки.

Свойства внимания

Внимание обладает следующим

  • Устойчивостью,
  • Концентрацией,
  • Сосредоточенностью,
  • Переключаемостью,
  • Распределением,
  • Объёмом.

Как заниматься с гиперактивным ребенком

Внимательным, усидчивым ребенком может быть и гиперактивный малыш. Однако быть сосредоточенными им вдвойне сложнее.

Работа с такими детьми строится индивидуально, каждый урок — не более 10 минут. Если занятие длится дольше, то обязательно следует переключаться на игру или физическую минутку.

Переключение занятия на игровые моменты положительно сказываются на обучении

Самым ценным и главным моментом в занятиях должно быть привнесение новизны в обучение. Например, на первом занятии происходит работа с конструктором, на втором — тоже, но модель конструктора уже другая.

Также для гиперактивного малыша важен тактильный контакт, поэтому, почаще следует использовать прикосновения, поглаживания и элементы массажа.

Игры на развитие внимания ребенка помогают ему научиться усидчивости и повысить уровень памяти. Тренировки должны быть регулярными, чтобы эффект от них был положительным. Среди обилия техник, упражнений и уроков для развития необходимых навыков можно выбрать интересные малышу и обращаться конкретно к ним.

Диагностика

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников

Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Особенности проведения занятий

  • Выбирайте подходящее время. Не стоит отвлекать малыша, если он чем-либо увлечен. Лучше подождать пока он закончит свою деятельность.
  • Попросите домочадцев не беспокоить вас и кроху во время занятия.
  • Пусть ребенок перед началом занятия выполнит первостепенные нужды: попьет, сходит в туалет, уберет игрушки.
  • Применяйте нестандартные способы для того, чтобы увлечь кроху. Лучше если они будут сопровождаться большим количеством положительных эмоций с вашей стороны. Упражнения должны быть интересными, понятными и доступными.
  • Начинайте с пошаговых инструкций к выполнению. Следите за тем, чтобы ребенок до конца выполнял каждый пункт задания.
  • Контролируйте свои эмоции. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не стоит критиковать ребенка, ругать, повышать на него голос. Поощряйте, хвалите, улыбайтесь, говорите ласковые слова, оказывайте необходимую помощь, если требуется.
  • Все психические функции взаимосвязаны между собой. Чем лучше у ребенка будет развита речь и память, тем легче ему будет концентрироваться на чем-либо. Поэтому необходимо позаботиться не только о развитии внимательности малыша, но и о его общем интеллектуальном развитии – тренировать , развивать речь.
  • Очень важна систематичность и регулярность занятий. Занятиями «раз от разу» вы вряд ли сможете добиться успехов.

Упражнение 1. «Сапёры»

Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.

В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.

Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.

Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.

Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.

Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.

А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.

Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.

Легкий способ развития слуховой памяти

Бывает такое, что кто-то говорит рядом, а вы не слышите? Или ребенок находится на уроке, а слышит только свое имя из всего потока информации, когда уже учитель заметил, что он летает и обращается к нему.

Это происходит потому, что внимание не направлено на эту информацию. А может быть так, что ребенок слушает, но информация в одно ухо влетает, а в другое вылетает). Тренировка звуковой памяти — это, к счастью, и тренировка внимания и интереса. Есть много упражнений на развитие слуховой памяти

Тренировка звуковой памяти — это, к счастью, и тренировка внимания и интереса. Есть много упражнений на развитие слуховой памяти.

Попробуй повтори или 10 слов.

Называем вслух последовательность слов, а потом просим повторить ребенка эти слова. Можно начинать с последовательности 5 слов.

Лето, зима, корабль, стол, дверь. Потом удлиняйте последовательность слов.

Как можно помочь ребенку запомнить слова? А можно с ними проделывать удивительные фокусы: увеличивать, уменьшать, приделывать уши, нос, чтобы они стали смешными, тогда запоминание будет в радость и эффективнее.

Веселая игра «Снежный ком»

Играют как минимум вдвоем. Первый говорит слово, а второй повторяет слово и добавляет свое. Каждый игрок повторяет уже сказанные слова в той же последовательности и добавляет новое слов и так далее.

Сначала можно ограничиться 10 словами. Добавление может быть любым существительным, прилагательным, глаголом.

Самое эффективное упражнение

Самое удивительное и полезное упражнение. Развивает не только слуховую память и увеличивает ее объем, но и доставляет удовольствие. Мне интересны игры и упражнения, дающие  много пользы по всем направлениям.

Это очень важное занятие и очень, очень полезное. Это как пить чистую воду для организма

Так же необходимо делать это упражнение, а именно, учить наизусть!

Мы можем сказать, что ребенку достаточно не выучить, а понять. Однако, у нас существует два пути запомнить: проложить след (дорожку) повторениями и связать с чем-то ассоциацией.

Допустим ребенок понял определение. А с чем он его свяжет, с учителем? Это тоже вариант)

Но ребенкино понимание висит в воздухе, если у него нет базы, на которую ложится, привязывается его понимание предмета.

А вот эту базу и дает учение наизусть

Поэтому учить наизусть важно! Это говорила наш ученый Наталья Бехтерева, которая изучала головной мозг в течение 40 лет. Она сокрушалась, что мы забросили самый эффективный способ развивать память

Сейчас у учеников присутствует синдром пустой головы, потому что родители стали относится к этому действию очень неоднозначно, в школе редко просят учить наизусть.

Хорошо, что нам еще задают учить стихотворения и таблицу умножения наизусть.

Как правильно запомнить на долгое время изложено здесь (откроется в новой вкладке).

Как тренировать память у ребенка? Нужно делать самое полезное и простое упражнение

Лучше взять стихи, поэмы. Выбираете для ребенка или вместе с ним поэму и учите по одной строчке в день. Нужно повторять строчку, пока она не запомнится.

Учите до тех пор, пока он не сможет повторить строчку сначала или с конца, чтобы он знал, где стоит каждое слово.

Нужно чтобы каждое слово было понятным и образ его как бы стоял перед глазами. Пусть думает о самом слове, о его значении, можно умственно рисовать картины того, что он запоминает.

Потом учите следующую строку с тем же эффектом и т.д

И самое важное — вы повторяете при этом выученные предыдущие сроки. Каждый день по одной строчке

Когда выучите всю поэму, можно приступать к следующей.

Потом вы обнаружите, что ребенок может заучивать наизусть не одну строчку, а две, три, а потом вы удивитесь.

Эффект от этого упражнения, не только развитая слуховая память, но и увеличение объема запоминания, объема памяти, развития внимания, и самое главное интереса к словам.

Еще одно эффективное упражнение — музыкальное

Сейчас ведь дети слушаю музыку. Так вот, включите несложную мелодию, прослушайте ее вместе и ребенком, а потом попробуйте вместе в ним повторить мелодию, пропеть ее или просвистеть.

Это очень сильно развивает слух, а также внимание и интерес к звукам. Ну и, конечно, слуховую память

Если вы еще не читали про музыку, с помощью которой можно бысрее запоминать, то читайте статью Как использовать музыку для развития мозга и памяти — личный опыт. 5 лучших композиций (откроется в новой вкладке).

Это не просто музыка, а музыка помогающая много и быстро запоминать!

Развитие памяти у ребенка простыми игровыми способами

  • Очень хорошо на память ребенка влияет чтение книг. Даже если он еще не умеет читать, чтение родителями также будет полезно.
  • Необходимо научить ребенка строить ассоциации. Играть в игру ассоциации можно, начиная с 2-3 лет. Этим активно пользуются любители раннего развития ребенка, ассоциируя, например, английские слова с какими-либо предметами.
  • Отличная игра под названием «Пропажа» на развитие памяти, которая понравится и детям и взрослым. Возьмите первые попавшиеся 5 предметов и разложите их на полу. Пусть ребенок их запомнит, а затем отвернется. Уберите 1 предмет, а ребенок должен сказать, какого элемента не хватает. На первый взгляд игра простая, но очень действенная и развивающая. Будет полезной и для взрослых.
  • Игра «Расскажи, что на картинке». Ребенку следует дать посмотреть на картинку, затем он должен наиболее подробно описать, что он видел. Для этого упражнения отлично подойдут книги Ротраут Сюзанны Бернер – «Зимняя книга», «Осенняя книга», «Летняя книга» и «Весенняя книга». Взгляните на разворот одной из этих книг, и вы поймете, что заниматься развитием памяти по такому наглядному пособию будет очень интересно.

Игра «Найди отличия». Это, пожалуй, одна из самых доступных и очень действенных методик развития памяти у ребенка. У современных молодых родителей в детстве были целые журналы с такими упражнениями, сегодня же о них стали несправедливо забывать. Предложите ребенку найти 10 отличий:

Конечно же, современных детей сложно мотивировать к обучению обычными картинками, им по душе интерактивные тренинги. И наш сервис представляет усовершенствованную версию знаменитой игры с отличиями:

Она называется «Сравнение объектов» и будет интересна школьникам любого возраста и даже дошкольникам, которые обожают интерактивные игры.

Помните о том, что развитие памяти у ребенка – задача не слишком тяжелая, если к ее реализации подойти ответственно. Наш сервис BrainApps поможет построить интересную программу обучения, направленную на развития памяти ребенка. Контролировать его успехи вы сможете в личном кабинете.

Что важно делать еще, чтобы улучшить память ребенка

Занятие иностранными языками

Ничто так не укрепляет и не развивает память, как запоминание хотя бы 5-10 иностранных слов в день.

А я советую учить иностранные стихи наизусть, по строчке, как описано в упражнении по тренировке слуховой памяти.

Музыка

Что и говорить, музыка может вам и ребенку помочь во всем: и отдохнуть, и получить удовольствие и оздоровится, и сконцентрироваться, и расширить и укрепить память, а также развить головной мозг.

Как, слушая музыку, развивать мозг и запоминать в два раза быстрее? Ответ и музыку вы найдете по этой ссылке (откроется в новой вкладке).

Можно просто слушать музыку, например, концерты Моцарта, которые благоприятно действуют на здоровье. А некоторые даже способны заменить чашечку кофе.

Можно заниматься игрой на музыкальных инструментах, последнее и вовсе перенастраивает мозг.

Эксперименты доказали, что простое прослушивание музыки развивает образное правое полушарие, а это воображение, феноменальная память, интуиция. Как это происходит?

Музыка запускает потоки образов. Это картинки, которые мелькают в голове, когда мы слушаем музыку.

С помощью томограммы было обнаружено, что при прослушивании музыки активизировались участки правого полушария, которые управляют зрением.

То есть при простом прослушивании музыки активируется правое полушарие, а что активно, то развивается.

Даже если ребенок часто просто слушает музыку, у него улучшается пространственное восприятие — это осознание формы, величины, расположения предметов относительно друг друга.

А что же происходит, когда ребенок занимается музыкой, а не просто ее слушает?

Проведя эксперименты, ученые доказали, что если ребенок начал заниматься музыкой до 7 лет и занимается около трех лет, то он превосходит других ребят в восприятии информации на слух (слуховая память, которая так нужна в школе), в двигательных движения (моторике) и логическом мышлении.

Слуховая кора у этих детей на 30 % больше, чем у детей, которые музыкой не занимаются.

У них большая площадь коры головного мозга вовлечена в работу (движение пальцев, если это игра на пианино).

Чтение

По мнению ученых, при чтение более часа в день происходит формирование новых нейронных связей. При чтении мы задействуем воображение, эмоции, развивается память, включается предвидение, мы думаем и размышляем. Мозг работает!

Кроме того, при чтении вслух, речь обогащается новыми словами, ребенок лучше разговаривает и легче общается с друзьями.

Если ребенок не хочет читать, читайте ему сами.

Как распознать проблему

Рассмотрим виды проявления проблем с концентрацией внимания у малышей. Буквально «по-детски» простым способом: на примере монстров. Монстров, которые пугают родителей, заставляют иногда злиться, отчаиваться, кричать. Они показываются в разных образах, и кажется, что этих монстров много, а на самом деле все очень просто. Давайте с ними познакомимся. Если вы узнали хоть одного, у вашего ребенка трудности с умением концентрироваться. Это совсем не страшно и вполне поправимо.

Монстр №1: «Сколько раз тебе говорить?!»

Вспомните, доводилось ли вам задавать ребенку подобный вопрос? Например, когда он забывает о своих обязательствах, повторяет те же ошибки, не помнит о собственных обещаниях. Нет, это не ужасный характер, это просто наш первый «монстр».

Монстр №2: «Юла» или «шило в попе»

Он наседает на родителей в виде, казалось бы, полной неспособности малыша усидеть на месте. Не спешите ставить своему чаду диагноз «гиперактивный ребенок». Как минимум, потому что существование подобного заболевания не доказано и не опровергнуто, и психиатры со всего мира годами спорят о его природе, существовании и, тем более, методах лечения.

Монстр №3: «Эх, как заставить ребенка учиться

Ваш умный, чудесный малыш почему-то напрочь отказывается учиться, не хочет делать домашние задания, плохо ведет себя в школе, не проявляет интереса к знаниям или испытывает трудности с изучением определенных предметов? Не спешите ругаться и пугаться. Это все поправимо.

Монстр №4: «Мама, а что ты просила принести из комнаты?»

Нет, ребенок это спрашивает не нарочно. И, нет, не надо спешить скупать в аптеке все доступные средства для улучшения памяти. Это просто очередной «монстр» из семьи проблем с концентрацией внимания.

Монстр №5: «Маша-растеряша»

Вы удивитесь, но ребенок теряет и ломает кучу вещей не нарочно и не потому что не ценит ваш труд и заботу. Скорее всего, он просто забывает о вещах и их хрупкости.

Нашли своего монстра, или даже нескольких? Отлично, теперь можно переходить к практической — победе над проблемами с концентрацией внимания.

Чего делать нельзя

Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.

Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.

Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.

Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.

Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности

В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!

Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.

Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться

Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста

С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.

Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:

  1. Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
  2. Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).

Польза упражнений

Родители должны помнить, с какой целью проводятся занятия, проявлять терпение и доброжелательность по отношению к малышу. Упражнения проводятся в игровой форме в дружелюбной атмосфере. Не зацикливайтесь долго на одном задании, иначе ребенок быстро потеряет интерес к упражнениям. Если ребенок терпит неудачу, не ругайте его, а наоборот, мотивируйте для лучших результатов.

Упражнения на внимание, которые мы вам предложили, разработаны опытными детскими психологами, нейропсихологами и педагогами-дошкольниками. Они посвятили долгие годы своей профессиональной деятельности изучению и диагностике внимания дошкольников и младших школьников

Регулярные упражнения с детьми помогут им справиться с рассеянностью, невнимательностью и положительно повлияют на их интеллектуальное развитие в целом.

Почему возникает необходимость тренировать память и внимание у ребенка 10 лет

Помимо возможной потери успеваемости, вы можете заметить также, что ваш ребёнок стал немного рассеянным и невнимательным и не помнит о какой-то вашей просьбе, сделанной вами 10 минут назад. Если мы берём за аксиому, что ребёнок здоров (потеря памяти или внимательности может быть связана, например, с дефицитом йода в организме, но это не тема нашей статьи, хотя и тема для проверки этого момента у детского эндокринолога вами), то причины для этого могут быть, например, следующие:

Переутомление ребёнка — помимо посещения школы и выполнения домашнего задания ребёнок посещает ещё два кружка и одну спортивную секцию, а в перерывах успевает смотреть телевизионные программы? Очень даже вероятно, что у него накопилась хроническая усталость. Нужно помочь ребёнку разобраться с его режимом дня, следить за тем, чтобы он полноценно питался и имел возможность отдохнуть, прогулявшись по улице

Если следует пожертвовать каким-то кружком, стоит это сделать, поскольку здоровье ребёнка очевидно важнее, чем ваше стремление впихнуть в него все знания и умения.
Крайне важно в этом возрасте спать минимум 10 часов в сутки, не нужно равнять ребёнка по себе. Если вам хватает семи часов, чтобы выспаться, для ребёнка это мало

Хронический недосып обязательно приведёт к проблемам с памятью и внимательностью.

Чего делать нельзя?

Когда родители приняли решение развивать в ребенке усидчивость и приучать его не бросать начатое дело на полпути, они должны понимать, что нужно обязательно избегать недовольства ребенка и конфликтов с ним.

Когда у ребенка что-то не выходит, он конечно хочет бросить начатое и переключиться на другое занятие.

Ругать его за это нельзя, нужно помочь вернуть интерес к прерванному делу.

Не стоит критиковать ребенка, сравнивать его с другими детьми (не в пользу ребенка).

Нужно показать ему как можно решить проблему, объяснить, что ошибки допускает каждый человек когда чему-то учится, и это вполне нормально.

Если ребенок устал, и не желает возвращаться к прерванному делу, не навязывайте его ему. Отложите, но с условием, что позже вы вернетесь к начатому и обязательно все закончите.

Возрастные нормы формирования памяти в 8-10 лет

Память начинает развиваться с самого раннего возраста, но в первые годы жизни она непроизвольная.

Однако к 6-7-летнему возрасту начинается формирование другого вида памяти – произвольного. Оно предполагает наличие цели, то есть ребенок целенаправленно что-то учит.

Благодаря активному развитию произвольного запоминания ребенок 8-10 лет с легкостью усваивает информацию на уроках. Оно бывает двух видов:

  • механическое – заучивание в определенной последовательности;
  • логическое – запоминание с помощью образования логических связей.

С помощью механической памяти дети учат стихи, а потом воспроизводят все строчки в правильном порядке. Логическая память помогает изучать материал, который ребенок впоследствии воспроизводит «своими словами».

По мере роста самого ребенка и его головного мозга увеличивается и объем памяти, и число способов запоминания.

Получаемые знания тоже имеют значение для качества памяти в 9-10-летнем возрасте. Чем больше развивать интеллект и мышление, тем больше материала в последующем ребенок сможет усвоить. По мере взросления он будет уже самостоятельно улучшать навык запоминания, расширяя собственный кругозор.

Насколько эффективны внутрисуставные инъекции гиалуроновой кислоты при остеоартрите?

Что такое внимание?

Внимание — это свойство ума, которое имеет несколько граней:

Концентрация отражает способность сфокусировать внимание на конкретном занятии, несмотря на наличие отвлекающих обстоятельств. Пример — решение задач в классе, где присутствует еще 20 других учеников

Если ученика сбивает с мысли любой шорох, то нужно работать над развитием концентрации.

Объем — показатель того, сколько разных предметов ребенок может удерживать одновременно в фокусе своего внимания. Норма для малышей 5-7 лет — 3-5 объектов, для школьников постарше — до 7 вещей.

Устойчивость — как долго может ученик быть сосредоточенным на одной задаче. Именно это качество помогает в выполнении сложных трудоемких заданий, доведении дел до логического завершения (в работе на результат). 

Распределение внимания — это многозадачность, одновременная работа ума в двух-трех разных направлениях. Очень ценный навык как в учебе, так и в решении текущих жизненных задач. Помогает преодолеть любые трудности, найти выход из сложной ситуации.

Советы специалистов

Организовывая дома занятия, которые помогут ребенку улучшить внимательность, важно быть доброжелательными и терпеливыми. Родители должны помнить о своих целях и заинтересовать малыша тренировками, но не перегружать его

В случае неудач ругать ребенка тоже не надо. Это не будет его мотивировать учиться, а лишь ухудшит отношение к занятиям. Постарайтесь подбирать задачи и игры, которые будут интересны конкретно вашему сыну или дочке. Кроме того, проводите занятие в таком месте, где кроху не будет отвлекать что-либо другое. Если же вы видите, что ребенок устал, лучше прервать урок и вернуться к нему позже.

Игры на развитие внимания для детей 6 лет приведены далее.

Упражнения

Эффективным упражнением, помогающим улучшить память, является заучивание стихотворений. Сначала лучше выбирать короткие стихи, запомнить которые ребенку будет нетрудно. Постепенно размер их можно увеличивать. Заниматься следует регулярно.

Помогут пересказы. Сначала родители или воспитатель читает какой-либо текст, после чего ребенку нужно рассказать, что он сейчас услышал. Для более старших задачу можно усложнять: дети должны ответить на заранее составленные вопросы.

Поможет и рисование по памяти. Сначала следует показать изображение, после убрать его, попросить ребенка нарисовать то, что он только что увидел. Чем больше деталей удастся воспроизвести, тем лучше.

Простой способ запомнить что-либо – использование ассоциаций. Если ребенок научится выстраивать ассоциации между знакомыми ему предметами и тем, что требуется запомнить, новая информация будет лучше закрепляться, сохраняться в его памяти.

Рекомендованы занятия спортом. Поскольку ребенок будет активно двигаться, циркуляция крови улучшится, мозг будет лучше снабжаться кислородом и питательными веществами.

Особенности развития памяти у детей

Внимание и память детей зависит от ряда факторов. Сюда входит возраст, чем больше лет, тем легче ему запоминать информацию

Это происходит благодаря развитию памяти вместе с ростом и в совершенствовании способов ее применения. У детей постарше, получается, запоминать информацию без особого труда, опираясь на естественные способности.

Полученные знания также влияют на качество памяти. Чем выше уровень интеллектуальных способностей, навыков к размышлению, тем легче и больше он может запомнить. Улучшить и развить память школьник может самостоятельно в ходе взросления, повышая интеллектуальные способности и кругозор.

Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память:

  • Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения.
  • Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
  • Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector