Зависимость от мобильного телефона: как не пропустить опасные проявления
Содержание:
- Советы
- Что делать, если ребенок зависим от телефона
- Критерии цифровой зависимости
- Причины зависимости от смартфона у детей
- Причины возникновения
- Почему мы разрешаем пользоваться смартфонами?
- Как защитить ребёнка от нежелательной информации
- Хождение по яйцам
- Лечение компьютерной зависимости
- С какого возраста ребёнку можно использовать смартфон
- Как понять, что у ребёнка зависимость от смартфона или гаджетов?
- Аппетит как повод для беспокойства
- Как смартфоны и планшеты влияют на развитие ребёнка?
- Первый этап. Разведка
- Панацеи нет
Советы
Больше времени проводите с ребенком, он не должен чувствовать себя одиноким
- Четко контролируйте временные рамки сидения в телефоне. Поощряйте ребенка, если он слушается и вовремя отдает телефон.
- Как можно больше проводите время со своим подростком, возможно, вся причина в его одиночестве.
- Отправьтесь с ним на прогулку в парк или в кино, не забудьте перед этим отключить мобильные телефоны.
- Не забудьте посмотреть на себя, не продаете ли Вы ребенку плохой пример. Если это так, начните и сами изменяться.
- Если самостоятельно не удается побороть детскую зависимость, необходимо обратиться за помощью к психологу. Специалист сможет подобрать свой подход к решению проблемы. Как правило, он будет состоять из:
- обучения правильному использованию мобильных телефонов;
- развитие жизненно необходимых навыков;
- соблюдение здорового образа жизни.
Теперь Вам известно, как избавиться от мобильной зависимости. При выявлении этого состояния необходимо сразу действовать, искать способы борьбы, не ожидая наступления серьезных последствий для детского организма.
Что делать, если ребенок зависим от телефона
Главное, что сейчас нужно сделать – это взять ситуацию под контроль.
То есть родители обязательно должны понять, что проблема есть и признать её.
Далее следует установить рамки использования смартфона, планшета или компьютера, для этого вводят временные ограничения и помогают ребёнку соблюдать их.
Но нужно помнить, что все предпринятые шаги будут эффективными только в том случае, если родители сами не будут постоянно сидеть в гаджетах.
Также важно сохранить контакт с детьми, то есть ругать их в этом случае бесполезно, так может быть отдаление.
Покажите пример
Если вы сами часто сидите в интернете, пусть даже это связано с работой, то вас ожидает педагогическое фиаско. Надо показать ребёнку, что жить можно и без гаджетов, есть много интересных занятий. Ведь заниматься домашними делами, читать и отдыхать вполне можно без телефона в руках.
Займитесь общим делом
Ребёнка любого возраста можно отвлечь от гаджетов, если предложить ему поиграть вместе или почитать книгу. Игры могут быть любые – настольные, ролевые, словесные или творческие. Главное увлечь ребёнка
Любые игры развивают креативность и логическое мышление, они помогают тренировать память и внимание
Ограничьте время использования телефона
Надо чётко определить время, когда ребёнок может пользоваться смартфоном, планшетом или компьютером. Для этой цели можно использовать специальные программы с функцией «родительского контроля», которые ограничивают нахождение в сети. Также нужно определить список ресурсов, которые ребёнок может просматривать.
Сделайте гаджет полезным
Планшеты и компьютеры могут стать как опасной игрушкой, если ребенок слишком увлечён ими, так и инструментом для развития, и источником получения новых знаний. Родители должны следить, какими сайтами пользуется чадо и при необходимости корректировать это.
Если речь идёт о дошкольниках и школьниках младших классов, то им следует периодически включать такие мультфильмы как Фиксики и Смешарики пин-код. Именно эти мультфильмы в понятной малышу форме дают много информации.
Придумайте альтернативное занятие
Чтобы отвлечь ребёнка от планшета или смартфона, необходимо придумать альтернативное занятие. Как вариант, купить своему чаду велосипед, ролики или самокат и чаще выходить на улицу. Большинство детей очень любят кататься на велосипеде и роликах, напрочь забывая о гаджетах.
Если погода плохая, то можно вместе с школьником сделать пиццу, спечь печенье или торт. Совместное приготовление пищи занимает не только девочек, но и мальчиков разных возрастов.
Заведите домашнее животное
Если у вас ещё нет никакого домашнего питомца, то сейчас самое время завести его. Не секрет, что все дети мечтают о собаке, но альтернативой может стать котёнок, хомячок, морская свинка или попугайчик. Некоторые детки с удовольствием наблюдают за жизнью аквариумных обитателей. В таком случае можно купить аквариум, завести рыбок и даже небольшую черепашку.
Если речь идёт о щенке или котёнке, то у ребёнка в ближайшее время вообще не останется времени на гаджеты, так как он будет постоянно возиться с питомцем. Да и остальные животные требуют ухода и внимания, поэтому логично, что дитё меньше времени будет проводить в интернете.
Запишите ребенка в секцию
Чтобы отвлечь ребёнка от гаджетов, рекомендуется записать его в какую-то секцию. Тут всё просто, дети сами выбирают заятие по душе, на которое им не жалко тратить время. Родителям нужно только прислушаться к тому, что говорит ребёнок. Даже если вам выбранное хобби не нравится и вы считаете, что собирание кубика Рубика или пазлов – это бесполезное занятие, надо дать детям возможность заниматься тем, чем они хотят. Главное, чтобы хобби доставляло удовольствие.
Если ребёнок не хочет ходить на танцы или на карате, не стоит заставлять его. Возможно, его больше интересует рисование или моделирование кораблей.
Научите правилам безопасности в интернете
Родители должны быть вовлечены в жизнь своих детей, в том числе держать под контролем их интернет-деятельность
Очень важно, чтобы дети соблюдали правила безопасности при пользовании всемирной сетью
Кроме того, родители всегда должны напоминать своим детям, что люди, которых они встречают в интернете, могут быть совершенно не теми, за кого они пытаются себя выдать.
Критерии цифровой зависимости
Во-первых, надо обратить внимание, как ребёнок относится к девайсам, не наделяет ли он их какой-то особой ценностью. Возможно, он беспокоится, когда телефон не находится рядом с ним, даже в выключенном состоянии
Второй критерий — эмоциональная зависимость. Понаблюдайте, нет ли такого, что ребёнку плохо, и он использует телефон как средство для улучшения настроения. Если он ходил рассерженный, бубнил, злился — а потом взял телефон или планшет и сразу просветлел, это тоже тревожный звоночек.
Третий важный момент — рост толерантности к гаджету, увеличение времени, которое необходимо проводить за ним. Если взял телефон в руки, то сам оставить его не в силах.
Сразу хочу сказать: даже если вы обнаружили у ребёнка перечисленные признаки зависимости, не надо впадать в отчаяние. У всех нас есть большой запас прочности и возможность восстанавливаться. Мне бы хотелось донести всю эту информацию прежде всего до родителей малышей, потому что именно на них гаджеты оказывают самое губительное влияние. У меня был случай: я крестил ребёнка в возрасте немногим больше года. Это сложный возраст, обычно такие детки с опаской подходят к крещению, плачут. Так и случилось. Ребёнок плачет, я молюсь, крёстные судорожно пытаются его успокоить. Вдруг слышу, что он затих. Обернулся — оказывается, ему поставили на телефоне мультик, и он его смотрит в то время, как я совершаю таинство. У меня даже холодок по спине пробежал: что же нас ждёт, если так дела обстоят?
Причины зависимости от смартфона у детей
Желание быть в постоянном доступе. Страх быть отрезанным от информационного потока.
Желание быть нужным, значимым, заметным. Все соцсети, по сути, построены на банальном стремлении самоутвердиться. И смартфон подпитывает это чувство
Ребенку важно не только показать в Instagram свои достижения, будь то покупка нового платья или приготовление нового блюда, но и полюбопытствовать, что там у других, кто чем хвастается.
Тяга к новому, незнакомому.
Привычка погружаться в яркий калейдоскоп картинок в интернете и пассивно поглощать информацию на лентах новостей возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее
И тут важно вовремя обнаружить первые признаки зависимости, чтобы успеть принять меры до того, как у ребенка появиться социофобия, или враждебность к окружающей реальности. А поверхностная подача информации отнимает способность к глубокому творческому размышлению
Причины возникновения
Изолирование от внешнего мира
Если верить статистике, то каждый седьмой человек в стране, имеющей развитую цивилизацию, зависим от мобильных телефонов. Для многих людей катастрофа забыть мобильник дома. Большой стресс вызывает разряженный телефон или отсутствие связи.
Давайте рассмотрим, что собой представляют причины мобильной зависимости в подростковом возрасте.
- Изолирование от внешнего мира, страх беспомощности. Благодаря мобильнику человек имеет связь с друзьями и близкими. Есть возможность при необходимости вызвать помощь.
- Наличие календаря, часов, калькулятора и других опций в телефоне.
- Влияние рекламы. Детская психика очень подвержена тому, что показывают по телевизору. Они стремятся заполучить все, что видят в рекламе.
- Страх одиночества. Мобильник позволяет общаться с множеством людей посредством звонка или отправлением сообщений, узнавать новости из их жизни.
- Иллюзия безнаказанности, социальности. В смартфонах можно сидеть на форумах, общаться в соцсетях, несмотря на свои комплексы и проблемы, находить много друзей.
Почему мы разрешаем пользоваться смартфонами?
Почему наши дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться телефонами и другими гаджетами? Потому что мы хотим им блага: чтобы они развивались, не были отсталыми, чтобы не выглядели хуже своих сверстников. Мы находим для себя оправдание: век сейчас цифровой, как они будут жить, если не научатся обращаться с гаджетами с раннего детства? И здесь нужно осознать, кто, собственно, изобрёл эти смартфоны и внедрил их. Это были люди, которые жили в аналоговой среде, и она позволила их мозгу развиться так, что они пришли к таким технологическим решениям. Другое дело — последствия, с которыми мы сталкиваемся де-факто, но и в этом плане нужно знать, что и Стив Джобс, и Билл Гейтс максимально оттягивали время, когда их дети возьмут в руки смартфоны.
Как защитить ребёнка от нежелательной информации
Современные смартфоны обладают функцией родительского контроля, блокирующей доступ к приложениям с высоким возрастным рейтингом. Поисковые системы Яндекс и Google, как и видеохостинг YouTube, имеют свои «безопасные режимы», активация которых исключает из выдачи не подходящий детям контент.
Более широкий функционал предлагают специальные приложения родительского контроля — они могут ограничить время пользования девайсом, отправлять родителям статистику о посещённых ребёнком сайтах и отслеживают местоположение смартфона по GPS.
Воспитывайте в ребёнке сознательное отношение к потребляемому контенту. Объясните, как реагировать на кибербуллинг и научите простым правилам цифровой гигиены. Вот основные правила:
- Не переходить по всплывающим баннерам и сомнительным ссылкам. Как правило, они ведут на мошеннические сайты.
- Ограничивать доступы приложениям. Не предоставляйте приложениям доступ к личным данным, контактам, камере и микрофону без прямой необходимости.
- Регулярно обновлять программное обеспечение. С каждым новым обновлением разработчики стараются устранять уязвимости своих продуктов.
- Использовать надёжные и уникальные пароли для каждого сайта, а там, где возможно, подключить биометрию и двухфакторную аутентификацию. Эти меры безопасности защитят аккаунты от взломов.
- Публиковать в интернете как можно меньше личных данных. Злоумышленники могут воспользоваться ими в преступных целях.
- Не принимать запросы на дружбу от незнакомцев в соцсетях. В лучшем случае вас завалят спамом, но возможны и куда более неприятные последствия.
- Использовать антивирус. Это избавит вас от неприятных последствий при переходе по вирусной ссылке или открытии «заражённого» письма.
<<Блок перелинковки>>
Хождение по яйцам
Что понадобится? 2 десятка яиц в лотках, мусорные мешки.
Ход действий. Застели пол мусорными мешками и поставь на них 2 лотка с яйцами. Яйца должны быть повернуты острыми или тупыми концами в одну сторону. Если правильно поставить ногу и распределить равномерно вес, то ты даже сможешь в прямом смысле походить по яйцам, не повредив при этом ни одного. Не веришь? Попробуй вместе с малышом!
Как это объяснить? Несмотря на внешнюю хрупкость, скорлупа яиц, как известно, очень прочная и может выдержать даже большой вес. При равномерном давлении напряжение распределяется по всей скорлупе, именно поэтому она не трескается.
Лечение компьютерной зависимости
Если у игромана уже появились функциональные нарушения со стороны органов и систем, то для лечения недостаточно одной психологической помощи. Надо будет обратиться к врачам для устранения приобретенных физических заболеваний.
На ранних стадиях сложно определить наличие проблемы, явно она еще не проявляется, но, есть признаки компьютерной зависимости, которые означают, что пора поговорить с человеком о его приоритетах или сориентировать его на обращение к психологу. К данным симптомам относятся:
- Наличие у больного человека сильного раздражения при попытках близких людей ограничить время игры или интернет-серфинга.
- Повышение настроения в периоды, которые он проводит за компьютером.
- Компьютерная зависимость проявляется в том, что человек избегает личного общения, предпочитает переписку через интернет или социальные сети.
- Больной отказывается выходить на улицу, не интересуется ничем, кроме игр или поиска чего-либо в сети, говорит только о своем увлечении или попросту игнорирует общение с родственниками и друзьями.
В основном в лечении используется когнитивно-поведенческий подход, включающий в себя изменение поведения геймера и его восприятия своей зависимости. Лечение может принимать различные формы, в том числе:
- Индивидуальная терапия с психологом, специализирующимся на лечении зависимости от компьютерных игр или с тем, у кого есть опыт на лечении различного рода зависимостей;
- Семейная психотерапия, особенно, если зависимым игроком является ребенок или подросток;
- Стационарные лечебные учреждения;
- Книги по лечению игромании;
- Групповые терапии;
- Гипноз;
- Медикаментозное лечение;
- Кодирование.
Методов лечения много, но в любом из них залог успеха – желание вылечиться, вернуться к нормальной жизни. Нет желания – нет излечения.
Почему появляется зависимость от компьютерных игр?
Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:
• Психические нарушения (психопатия).
• Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость.
• Реализация своих детских фантазий и страхов.
• Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
• Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
• Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.
Как побороть зависимость от компьютерных игр?
Лечение зависимости будет осуществляться в соответствии с особенностями психики зависимого.
Чтобы вылечить от зависимости от компьютерных игр необходимо подходить комплексно. В особо серьезных случаях приходится задействовать совокупность мер, которые могут включать:
• психотерапию;
• кодирование гипнозом;
• медикаментозную поддержку;
• помощь близких;
• реабилитационные центры;
• встречи анонимных сообществ.
Существует ли такая болезнь как игровая (компьютерная зависимость)?
Да. Это состояние, при котором человек испытывает психологическую зависимость к компьютерным играм, соцсетям или Интернету. Психологами давно доказано, что компьютерная зависимость схожа с алкогольной и наркотической зависимостями, однако такого пагубного вреда организму не несет.
Признаки компьютерной игровой зависимости?
Признаками игровой зависимости является:
• У зависимого преобладает раздражение при попытках близких ограничить время проведенное за игрой или в интернете.
• Во время игры у него повышается настроение
• Также зависимость проявляется в том случае, когда личному общению человек предпочитает социальные сети.
• Зависимый человек отказывается выходить на улицу, кроме игр и интернета его больше ничего не интересует.
Но данные признаки не всегда являются признаками именно компьютерной зависимости, иногда они проявляются у трудоголиков или гиперответственных людей.
Почему компьютерные игры вызывают зависимость?
Все просто. Компьютерные игры дают человеку иллюзию успешности, возможность добиться многого, не выходя из дома. Невозможность удовлетворить потребности или решить насущные проблемы постепенно уводят людей в виртуальный, интересный мир, где возможно все
С какого возраста ребёнку можно использовать смартфон
Американские специалисты по интернет-безопасности, опрошенные New York Times, рекомендуют начинать пользоваться смартфонами не раньше 12-14 лет. Однако по статистике дети получают первые смартфоны намного раньше. Так, согласно данным Института исследований интернета в 2018 году 74% российских детей в возрасте 8-11 лет уже пользуются мобильными девайсами.
Но на самом деле важен не возраст, а уровень сознательности. То, когда ребёнок становится достаточно взрослым, чтобы ему можно было доверить такую серьёзную, недешёвую и потенциально опасную вещь, — зависит только от него самого.
И всё же, школьнику начальных классов смартфон покупать не стоит. И дело не в пагубном влиянии интернета на формирующееся сознание, а в том, что жизнь девайса в руках семилетки может быть печально короткой. Так что на этот период лучше ограничиться телефоном с кнопками.
Как понять, что у ребёнка зависимость от смартфона или гаджетов?
Дети, родившиеся после 2000 года — стали первыми из нового поколения Z, которое не представляет своей жизни без интернета и технологий. Многие дети могут стать заложниками обстоятельств и страдать от зависимости от смартфона. Как распознать эту проблему? Симптомы зависимости ребенка от смартфона:
- Ребенок не проводит свободное время без телефона, планшета или компьютера.
- Нарушение сна, бессоница, плохой сон, отказ засыпать без смартфона
- Повышенная тревожность
- Агрессия при попытках ограничить доступ ребенка к интернету
- Ломка без гаджетов
- Ребенок мало общается со сверстниками, заменяет живое общение виртуальным
При наличии подобных симптомов, необходимо принять радикальные меры и ограничить доступ ребенка к современным технологиям.
Аппетит как повод для беспокойства
— То есть в гаджетах не заключено никакого «сущностного зла»? Нельзя сказать: «Без гаджетов мир был бы лучше, воспитывать детей было бы проще»?
— Есть два полярных мнения: что гаджеты — это зло, и что это — окно в современный мир. Истина где-то посередине.
Иногда родители так боятся зависимости ребенка от цифровых приспособлений, что начинают рассматривать его под микроскопом, контролировать, выхватывать: «Он опять с телефоном, и сейчас опять с телефоном». Это еще не говорит о зависимости ребенка, скорее — о страхах родителей. Когда ко мне приходят с вопросом, как уберечь сына или дочь от гаджетов, в 99 случаях из 100 — это про то, как выстроены отношения в семье.
О серьезной цифровой зависимости можно говорить, когда страдает физиологическая норма, появляются проблемы со сном, с едой, зрением. И тут, помимо психолога и терапевта, нужен, наверное, психиатр.
— Можно еще одну историю, снова про подругу? Ее сын, подросток, был страстный геймер, играл до четырех утра и засыпал возле компьютера, положив голову на стол. Мама, конечно, была в большой тревоге, но не имела сил противостоять. Сейчас мальчик блестяще окончил первый курс химфака, для души учит латынь и древнегреческий, слушает подкасты по истории и литературе, любит классическую музыку, играет на пианино. Может быть, геймерство и тяга к гаджетам были важным этапом становления?
— Ну конечно, засыпать головой на столе не полезно ни детям, ни взрослым. Другой вопрос, что бегство от реальности у подростков было всегда, но проявлялось в чем-то другом. Когда не было гаджетов, родители точно так же запрещали нам читать с фонариком под одеялом.
Эмоциональное состояние подростка — отдельная большая тема. Теперь, когда у каждого есть гаджет, иногда не один, возникают дополнительные опасения. Но если родитель давно, начиная с детского возраста своего ребенка, включен во все остальные сферы его жизни, то к подростковому возрасту, как бы ни трансформировались процессы коммуникации, точки соприкосновения остаются.
Все подростки сейчас существуют на грани реальной и виртуальной жизни. Причем виртуальное общение со сверстниками у них выстроено лучше.
Давайте разделять, где это особенности возраста и становления личности, а где это мешает существовать и самому ребенку, и его семье.
— Так в какой момент начинать беспокоиться? Бессонница, отсутствие аппетита?
Дети живут в мире экранов. Не отбирайте у них смартфоны, а сделайте их своими помощниками
— Или повышенный аппетит — такое тоже бывает. Но вообще, стандартизованных диагностических инструментов, которые позволили бы отличить норму от зависимости, в России пока не существует
У российских психиатров разработаны кое-какие вопросы, на которые должен ответить подросток (важно, чтобы это была именно самодиагностика, а не восприятие взрослого, который волнуется и наблюдает со стороны), но все еще нет универсального механизма.
Когда я проводила исследование для своей диссертации, то брала зарубежный опросник, делала экспертный перевод и пробовала давать подросткам. Но это все частная история.
— Иными словами, когда нам кажется, что ребенок увлечен гаджетами сверх меры, мы основываемся на своих ощущениях?
— В целом да. Поэтому я и говорю, что нужно в первую очередь ориентироваться на физиологическую норму. Понятно, что тут тоже все индивидуально, нужно делать поправку на психоэмоциональное состояние подростка, но это хоть какой-то объективный критерий. Надо же нам провести реальную грань, за которой надо начинать беспокоиться.
— А если падает школьная успеваемость? Нам часто кажется, что это виноваты гаджеты.
— Здесь я не всегда проводила бы прямую параллель. Более того, начиная со среднего школьного возраста, многие дети учатся благодаря гаджетам. А в последние 3,5 месяца вообще все образование ушло в онлайн. Это тот инструмент, благодаря которому подростки так или иначе продолжали учиться (ну или делали вид, что продолжают учиться).
Как смартфоны и планшеты влияют на развитие ребёнка?
Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. В 2018 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков. В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.
Исследование стоимостью 300 миллионов долларов продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день. Изменения коснулись внешнего участка мозга, отвечающего за обработку информации от пяти чувств. Обычно это происходит с человеком в зрелом возрасте. Причины и последствия изменений ещё предстоит определить.
Также, согласно отчёту, дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами. К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет. Психологи из университета Калгари (Канада) объясняют отставание в развитии тем, что увлечённые смартфонами дети пассивны и слабо взаимодействуют с окружающими.
Подобное исследование в России летом 2019 года заказало Министерство просвещения. В течение трёх лет учёные будут изучать, как гаджеты влияют на здоровье школьников. Ранее в 2016 году директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких отмечала, что у 60% детей в 6-7 лет не сформирована речь. К таким выводам академик пришла после исследования, охватившего 60 тысяч первоклассников из разных регионов. Проблемы с речью выражались в скудном словарном запасе, неумении вести диалог и составлять простые рассказы. Скорее всего, с ребёнком в младшем возрасте не занимались родители либо они что-то упустили.
«Ко мне на консультацию приходила мама трёхлетней девочки. Она запаниковала, потому что обучала ребёнка по айпаду. Мама скачивала полезные игрушки, например, где нужно перемешать шарики и треугольники в разные стороны. Женщина очень гордилась, что её ребёнок, ещё не умея разговаривать, уже распределял предметы по цветам и формам. Но когда мама дала дочке реальные кружочки и квадратики, та даже в руки их не смогла взять. У ребёнка не развилось пространственное восприятие предметов, отсюда и проблемы с моторикой. Девочка не могла оценить, как далёко от неё находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. У неё всё рушилось, ребёнок плакал, мама не знала, что делать. Ребёнку в три года пришлось выстраивать то, что не было сделано в год», – рассказывает казахстанский психолог, арт-терапевт Елена Смольянинова.
Также от мелкой моторики зависит развитие речевых функций, поэтому чем больше ребёнок занимается с мелкими предметами, тем раньше и лучше у него формируются речевые центры. Об участившихся проблемах с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста высказываются и британские педиатры. Они описали случай, когда ребёнок к первому классу не научился правильно держать карандаш из-за неразвитости тонких мышц пальцев. Мама шестилетнего мальчика рассказала, что классические игрушки ребёнку заменил iPad. По словам главного педиатра фонда Heart of England Trust Салли Пейн, легче дать ребёнку гаджет, чем занять его физической деятельностью. Например, сбором конструктора, созданием аппликации и другими видами развивающей активности.
Первый этап. Разведка
Так как ваша с ребенком эмоциональная связь и мотивационная система скорее всего искажена, разрушена или не была адекватно сформирована, то сегодня школьник не впускает вас в свой реальный внутренний мир. Ребенок «в домике», а вы на улице. Следовательно, задача номер один — познать источник радости ребенка. Что он любит, от чего «кайфует».
В вашем случае это компьютерные игры. На этом этапе просто поинтересуйтесь, во что он играет, какие его любимые игры. Скорее всего их будет немного — обычно это 2−3 игры. Иногда дети охотно рассказывают об игре, но бывает так, что ребенок на подобные расспросы реагирует закрытием, агрессией и т.д
Панацеи нет
Обычно не получается устранить проблему потому, что не хватило мотивации. Поэтому я в самом начале и предложил ознакомиться с работами нейропсихологов о проблеме цифровой зависимости: они очень хорошо мотивируют и отрезвляют. Сразу понимаешь, что нужно что-то менять в своей жизни и жизни детей.
Родителям нужно быть бдительными. Панацеи в вопросах интернета и смартфонов нет. К сожалению, даже при очень ответственном подходе дети находят нежелательный контент или он находит их — сейчас много возможностей обойти фильтры и ограничения. Запрещать телефоны и компьютеры огульно тоже не выход: дети обычно обходят такие запреты, поэтому нужно искать свой путь, свои правила.
В заключение расскажу об эксперименте, который провели учёные одного исследовательского института. Трём группам студентов были даны одинаковые задания, но в первой все испытуемые были без телефонов, во второй телефоны лежали у молодых людей в сумках, в третьей — на партах. Лучшие результаты показала группа без телефонов, из чего учёные сделали вывод: в отсутствие этих устройств наш мозг начинает работать активнее и мобилизует свои ресурсы, которые обычно не использует. Постараемся и мы дать возможность детям использовать свой потенциал, главное — решиться на это.