Синдром рассеянного внимания у детей: симптомы, лечение

Содержание:

Как помочь ребенку стать внимательным? Разбираем причины невнимательности

Когда детская невнимательность очевидна, родители списывают ее на лень, отсутствие способностей к учебе. Возможно, вы удивитесь, но по результатам опроса около 30% школьников заявили, что учиться дома им мешают…родители! Так что, дорогие мамы и папы, вам будет полезно знать, почему же дети на самом деле становятся невнимательными.

А причины такие:

Нет мотивации. Значит, вы забыли привить малышу интерес к учебе

Если ученик не получает ни удовольствия, ни морального удовлетворения от того, что делает, он не будет уделять этому делу должное внимание.
Школьник слишком загружен. Всестороннее развитие — это замечательно

Но если из-за плотного графика развивающих занятий у малыша не остается времени на отдых, игры, прочие детские дела, возникают проблемы.
У ребенка такой темперамент (тип нервной системы). Нарушение концентрации особенно часто наблюдается у гиперактивных детей, так как они не способны долго усидеть на месте.
Медлительность как результат дефицита внимания. Несмотря на усидчивость, основательность, медлительные малыши все же очень рассеянны, плохо запоминают информацию.
Слабое здоровье. Врачи, психологи настоятельно рекомендуют параллельно интеллектуальному развитию детей активно заниматься его физическим развитием. Физические нагрузки закаляют, тренируют выносливость, способствуют активации мыслительных процессов.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Что недопустимо на дне рождения подростка

Не давайте алкоголь и любые наркотики несовершеннолетним лицам ни при каких обстоятельствах.
Не закрывайте глаза на опасные и аморальные действия подростков, которые могут осуществляться с вашего молчаливого согласия, особенно если дети плохо себя контролируют (употребление алкоголя, наркотиков, секс, злоумышленные повреждения, например, метание яиц, оклейка туалета обоями, граффити и др.).
Помните о правилах безопасности до начала празднования дня рождения и во время мероприятия.
Не забудьте учесть любые риски, если вы оставляете детей без присмотра на праздновании, а также количество часов, которое они проведут без контроля и возможный доступподростков к транспортному средству.
Последнее, но не менее важное условие: обязательно покажите вашему ребенку, что вы любите его, и надеюсь, дни рождения всегда будут для вас радостными событиями.

Симптомы

Мы перечислим все известные симптомы, характеризующие синдром рассеянного внимания, но надо учитывать, что у каждого ребенка они проявляются далеко не все, их набор зависит от многих факторов: от возраста и характера ребенка, от условий проживания и воспитания, от степени тяжести самого недуга.

Можно предположить, что ваш малыш страдает синдромом дефицита внимания, если у него наблюдаются следующие признаки:

ребенок неусидчив и непоседлив;
не владеет самоконтролем и самоорганизацией;
не слушает собеседника и не понимает того, что ему говорят;
забывчив, но не от нарушения памяти, а от нарушения внимания;
склонен к тревогам и страхам;
навязчив, что часто воспринимается окружающими как невоспитанность;
не способен уделять внимание деталям, крайне небрежен;
практически всегда возникают трудности (часто конфликты) в общении с родителями, воспитателями, учителями, другими детьми;
ребенок не способен завершить начатое дело до конца;
он не может соблюдать инструкции и правила;
ему трудно концентрироваться на каком-либо занятии, на выполнении одного задания (это касается школьных уроков и выполнения домашних обязанностей);
выполняя какую-либо задачу, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
невнимательность и крайняя рассеянность становятся постоянными спутниками ребенка, из-за чего он часто что-то теряет;
чрезмерно активен и подвижен, крутится и постоянно двигает руками и ногами, сидя на одном месте;
проблемы в поведении, непослушность, шумность, стремление все сделать всем наперекор;
нежелание убирать свои игрушки и приводить в порядок свой письменный стол;
в возрасте 7, 8 лет возникают сложности в учебе, новая информация не воспринимается в полном объеме, возникают ошибки в школе и на уроках, проблемы в освоении письма и счета, это усиливается в случае, если плюс ко всему информация не вызывает интереса;
ребенок крайне нетерпелив и практически не может спокойно ожидать чего-либо, например приближения своей очереди или происхождения какого-то события;
повышенная разговорчивость, но невозможность долго беседовать на одну тему (ребенок постоянно перебивает и часто отвечает на вопросы, не дослушивая их до конца).

Возможные травмы

Несколько возможных травм могут возникнуть в результате падения, в том числе:

Сотрясение

Врач должен оценить травмы головы при сотрясении мозга.

Сотрясение представляет собой тип травмы головы, что обычно происходит, когда удар по голове заставляет мозг получать толчок внутри черепа. Трудно обнаружить сотрясение мозга у малыша, потому что они не могут описать свои симптомы.

Признаки сотрясения мозга у младенца включают:

  • потеря сознания
  • безутешный плач
  • рвота
  • избыточная сонливость
  • длительные периоды тишины
  • отказ от еды
  • временная потеря недавно приобретенных навыков
  • раздражительность

Повреждения мягких тканей.

Скальп — это кожа, покрывающая голову, и она содержит много мелких кровеносных сосудов. Даже незначительный разрез или травма могут обильно кровоточить, поэтому повреждение может выглядеть более серьезным, чем есть.

Иногда, внутренняя гематома под скальпом может привести к отеку на голове ребенка, что может длиться несколько дней.

Перелом черепа

Череп — это кость, которая окружает мозг. Возможен перелом черепа, при падении с высокого места.

Младенцы с переломом черепа могут иметь:

  • вдавленная область на голове
  • прозрачная жидкость, вытекающая из глаз или ушей
  • синяки вокруг глаз или ушей

Немедленно отведите ребенка в отделение скорой помощи, если у него есть какие-либо из этих признаков.

Мозг — это тонкая структура, которая содержит много кровеносных сосудов, нервов и других внутренних тканей. Падение может повредить эти структуры, иногда сильно.

У родителей мощная интуиция

Если что-то кажется неправильным с ребенком, важно понять это, чтобы обратиться к врачу. Всегда лучше быть в безопасности и следить за тем, чтобы не было серьезных травм

Что делать, если нет прописки и некуда прописаться?

Прописка бывает постоянной и временной. Перечислим варианты, куда оформиться на учет:

Способ 1. Постоянно прописаться можно в квартиру, комнату или частный дом. Жилое помещение должно находиться в собственности гражданина, принадлежать члену его семьи или постороннему лицу при согласии всех собственников.

В соответствии с действующим законодательством при оформлении жилья в собственность гражданин обязан прописаться в нем в течение 7 дней от даты получения документа, подтверждающего право владения. Это действует в случае, когда он не зарегистрирован по другому адресу.

Получить постоянную регистрацию можно и в муниципальном жилом фонде при наличии договора социального найма. Он является основанием для прописки и проживания на все время действия.

Способ 2. В случае отсутствия постоянного жилья гражданин вправе оформить временную регистрацию в ином жилом помещении. Это может быть съемное жилье, общежитие, пансионат, гостиница и т.д. Любое помещение, попадающее под признаки жилого, в соответствии с Законом от 25.06.1993 № 5342-1 может стать местом, где разрешено зарегистрироваться.

Прописка по временному адресу необходима, если срок проживания составляет более трех месяцев, но можно это сделать и при меньшем сроке. Основанием для регистрации является подтверждающий проживание документ, например для съемного жилья – договор найма.

Прописка в съемной квартире может стать оптимальным вариантом для тех, у кого нет другого жилья. Но оформить ее можно при отсутствии возражений всех собственников. Аналогично, при регистрации хоть постоянно, хоть временно по адресу родственников или посторонних лиц потребуется заручиться согласием владельцев.

Причины и симптомы гиперактивности

Гиперактивность у детей

Гиперактивность встречается у детей при разных психических расстройствах: при гиперактивном расстройстве, сочетающимся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (МКБ-10-код F84.4), гиперкинетических расстройствах: F90.0 — нарушениях активности и внимания (включая синдром дефицита внимания и гиперактивности, аббр. СДВГ), F90.1 — гиперкинетическом расстройстве поведения, F90.8 — других гиперкинетических расстройствах.

Причинами возникновения гиперактивности у детей могут быть неблагоприятные воздействия в перинатальном периоде, инфекции, родовые травмы, преждевременные или осложнённые роды[источник не указан 587 дней]. Другие возможные причины — свинцовое отравление, плохое или неправильное питание[источник не указан 587 дней].

Статистически гиперактивность (в рамках СДВГ) в 3 раза чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг[источник не указан 587 дней]. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм[источник не указан 587 дней].

Гиперактивность часто встречается в рамках СДВГ. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 4 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи[источник не указан 587 дней].

Основные признаки гиперактивности у детей:

  1. Общая чрезмерная высокая активность в контексте ожидаемого в данной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития.
  2. Чрезмерная нетерпеливость, особенно в таких ситуациях, что требуют относительного спокойствия.
  3. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребёнок постоянно крутится, вертится.
  4. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  5. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает и прыгает вокруг, карабкается, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  6. Постоянные вскакивания с места, когда полагается сидеть, а также ёрзания и извивания.
  7. Шумность в играх и неспособность тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  8. Излишняя двигательная активность: ребёнок часто находится в постоянном движении.
  9. Часто проявляется чрезмерная шумливость и болтливость.

Факторы, которые провоцируют СДВГ:[неавторитетный источник?]

  1. Генетическая наследственность;
  2. Неправильное внутриутробное развитие плода;
  3. Высокое артериальное давление у беременной;
  4. Токсикоз при вынашивании плода;
  5. Быстрое или тяжёлое родоразрешение;
  6. Внутриутробная асфиксия (недостаток кислорода у плода).

Гиперактивность у взрослых

Гиперактивность может проявляться у больных биполярным аффективным расстройством и шизоаффективным расстройством в маниакальной фазе в виде сверхактивности, у некоторых больных деменцией («старческим слабоумием») в виде беспорядочной суетливости, вре́менная гиперактивность — при острой интоксикации психостимуляторами (например, кокаином).

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
Неусидчивость и небрежность;
Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
Отсутствие самоконтроля;
Ему сложно выполнять правила и инструкции;
Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
Рассеянность и частая потеря своих вещей;
Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
Склонность к тревогам;
Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
Нетерпеливость и навязчивость;
Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
Не может заканчивать начатое;
Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания

Наиболее распространенные признаки и симптомы

Каждый из признаков PC имеет свою характеристику. При этом можно лишь выделить группы симптомов, наиболее характерных для рассеянного склероза. Начальные же симптомы, быстрота прогрессирования, выраженность и сочетание разных групп симптомов у каждого человека представлена по своему. Следует выделить следующие группы симптомов:

  • Общие. К ним относится усталость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности. Больные утверждают, что в момент появления слабости чувствуют, как вдруг кто-то «вытащил вилку из электросети». Общая усталость появляется без предупреждения и также неожиданно исчезает. У некоторых людей в момент появления усталости, например, конечности (руки, ноги) становятся настолько тяжелыми, что не могут совершить наименьшее движение,. Часто усталость, связана с изменениями погоды, температуры (перегрев) в квартире или физическими упражнениями. Она может возникнуть при инфекциях, связанных с повышенной температурой;
  • Зрительные расстройства. Являются одним из ранних симптомов PC, хотя и имеется отнюдь не у всех больных,. Наиболее распространенным недугом является дистрофия зрительного нерва. Нарушения зрения, как правило, несут преходящий характер. В течение суток может развиваться двоение, снижение остроты зрения, выпадения полей зрения и другие разнообразные признаки. Как правило, в период между обострениями зрение полностью восстанавливается;
  • Боль. Может быть острой или иметь хронический характер. В результате повреждения нервных волокон головного и спинного мозга возникает нейропатическая боль. Больной ощущает покалывание, онемение, дрожь в конечностях, жжение, «ползание под кожей мух”, как будто внезапное поражение электрическим током. Ежедневные напряжения и нагрузка на организм способствуют опорно-каркасным болям. Происходит потеря силы и работы мышц, жесткость и судороги. Больному трудно двигать бедрами и позвоночником. Они имеют проблемы с изменением осанки, ходьбой, координацией движения, повседневными действиями (одевание, умывание);
  • Тазовые расстройства. При PC доходит до нарушения передачи сигналов вдоль нервных путей, проводимых в мочевой пузырь. Пациент имеет трудности в поддержании мочи или опустошении мочевого пузыря. Бывает, что при повреждении нервных путей спинного мозга пузырь сокращается уже при небольшом количестве мочи (так называемая неустойчивость вытеснения), вызывая постоянные позывы. Часто возникает невозможность удержания мочи. У второго рода неприятностей сфинктер мочевого пузыря не расслабляется, в то время, когда мышцы сжимаются. Это вызывает слабый, прерывистый поток мочи и невозможность полностью опорожнить мочевой пузырь. Бывает, что больной теряет контроль над сфинктером прямой кишки;
  • Психологические симптомы. Данная группа симптомов является осознанием тяжести состояния, часто — наличием тазовых функций и проблем со зрением. Однако следует отметить иногда наличие так называемой «эйфории рассеянного склероза». При этом больной не критично относится к заболеванию, строит радужные планы на будущее, зачастую отказывается от лечения.

Профилактика рассеянного склероза

В настоящее время среди специалистов нет единого мнения по поводу причин, которые приводят к развитию рассеянного склероза. Есть определенные факторы, которые увеличивают риск развития болезни. Исключение их из собственной жизни может снизить вероятность появления болезни. Соблюдение этих рекомендаций теми, у кого болезнь уже диагностирована, также полезно, так как это уменьшает частоту обострений и интенсивность проявления симптомов.

Образ жизни

Здоровый образ жизни – один из ключевых моментов, помогающих предотвратить развитие рассеянного склероза. В это понятие входит обеспечение нужного уровня двигательной активности: нагрузки должны быть регулярными, но и злоупотреблять изнурительными тренировками тоже не стоит. Такие вредные привычки, как курение и употребление спиртного, тоже требуется исключить. Избегание стрессов и высокого эмоционального напряжения – еще один важный фактор, позволяющий снизить вероятность возникновения болезни.

Правильное питание

Тем, кто хочет надолго сохранить свои нервные волокна здоровыми и избежать рассеянного склероза, требуется быть внимательнее и к собственному питанию. В рационе должны обязательно присутствовать фрукты, овощи, зелень и другая растительная пища в свежем виде. А вот употребление животных жиров стоит ограничить, заменив продукты, их содержащие, на блюда с повышенным содержанием жирных кислот Омега-3: растительные масла, жирные сорта рыбы. Сахар, шоколад и конфеты следует исключить из рациона, так же, как и острые, копченые продукты, жирные сорта сыра и красное мясо.

Снижение риска инфекции

Попадание в организм человека инфекции любого типа, в том числе при обычной простуде, — это сигнал к активизации иммунной системы, а ведь именно она при рассеянном склерозе атакует собственные клетки миелиновой оболочки нервных волокон. По этой причине профилактика всевозможных инфекций поможет избежать возникновения и развития рассеянного склероза. Избежать инфицирования можно благодаря тщательному соблюдению правил личной гигиены, особенно в общественных местах и при контакте с больными.

Рассеянный склероз – серьезный диагноз, в первую очередь из-за того, что на данный момент он считается неизлечимым. Однако своевременная диагностика рассеянного склероза, соблюдение рекомендаций врача и правильный подбор медикаментозных препаратов обеспечивает таким больным не только высокую продолжительность жизни, сравнимую со здоровыми людьми, но и хорошее состояние без длительных и частых периодов обострения.

Как помочь ребенку справиться с прокрастинацией?

1. Начните с себя, а не с ребенка. Понаблюдайте за собой, как вы справляетесь с прокрастинацией. Задайте вопрос: «Не подражает ли ребенок мне?» Сложнее всего воспитать не ребенка, а себя.

2. Попробуйте заглянуть в глубину переживаний ребенка: «Я вижу, что ты долго не можешь сесть за уроки. Тебе сложно? А может, неинтересно? А может, ты боишься сделать неправильно? Поговори со мной, я хочу тебе помочь»

Важно ребенка выслушать, помочь ему найти слова, чтобы описать свое состояние. Он будет чувствовать, что вы его понимаете, слышите, чувствуете, и это придаст ему веру в свои силы

3. Избавьтесь от критики, криков, обесценивания. Контролируйте свои эмоции. Перед вами маленький или взрослеющий человечек, но не взрослый. Ребенку сложно справляться со своими эмоциями. Вы взрослый и вы способны регулировать свой гнев или бессилие, которое часто незаметно может переходить в насилие. Крики и критика усугубляют ситуацию. Ребенок начинает чувствовать себя «отверженным, плохим». Тогда ему не до учебы. Нужны все силы потратить на преодоление стресса.

4. Будьте внимательны к страхам ребенка. Исследуйте причины вместе с ним. Страх лишает уверенности в себе. Скажите, что вы рядом и хотите помочь ребенку

Акцентируйте внимание не на ошибках, а на приложенных усилиях. Находите в ребенке то, что вам нравится

Говорите ему о своей любви. Бережно относитесь к его переживаниям.

5. Помогите организовать ребенку режим и рабочее пространство. Помогайте быть последовательным в своих действиях. Обсуждайте последствия без критики. Находите вместе решения. Не давайте советы, не обесценивайте инициативу ребенка. Не «причиняйте добро» там, где ребенок может справиться сам. Поддерживайте!

6. Не игнорируйте право на отдых и увлечения. Дайте время на приятные, интересные, захватывающие занятия. Напитавшись приятным, легче справляться с рутинной необходимостью. Будьте рядом, когда ребенок говорит, что ему трудно.

7. Создайте систему поощрений. Придумайте фишки за преодоление прокрастинации, пусть ребенок зарабатывает их и обменивает на что-то приятное, интересное, вкусное.

К сожалению, в своей практике, я наблюдаю грустную истину: взрослые (учителя, директора, родители) больше озабочены своим комфортом, чем благополучием детей. Чтобы бороться с прокрастинацией ребенка, необходимо выйти из зоны своего комфорта, заглянуть глубже, узнать о ребенке больше. 

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

Практические упражнения – тренируем внимание.

Внимание можно и нужно развивать! Тренировать внимание лучше с раннего детства. Если заметили у проблемы с концентрацией, стоит уделить этому вопросу свое время. Вот несколько практических упражнений

Вот несколько практических упражнений.

Таблица Шульте – представляет собой таблицу в виде цифр от 1 до 25, расположенных беспорядочно. Смысл этой таблицы состоит в том, чтобы ребенок как можно быстрей находил, показывал и называл цифры от 1 до 25 по порядку.

Устраивайте соревнования – засекайте время на секундомере и ставьте рекорды!

«Послушай и сделай как я» – похлопайте в ладоши определенный ритм и попросите за вами повторить. Можно не только хлопать, но и постучать по предметам (например, по банке, столу, книге) в определенном ритме.

Это упражнение полезно для развития слуховой памяти и внимания.

«Попробуй описать меня» – встаньте друг перед другом и предложите ребенку осмотреть ваш внешний, затем попросите, чтобы он отвернулся и начните задавать вопросы: «Какого цвета футболка», «Во что одета» «Есть ли кольцо или браслет» и т.д. Далее меняйте ролями.

Так происходит тренировка зрительной памяти.

«Дорисуй» – предложите ребенку дорисовать картинки, на которых нет каких–либо деталей.

«Раскрась вторую половинку» – найдите картинки, где раскрашена только одна половина, пускай ваш ребенок в точности раскрасит вторую половину. Делаем сначала это, а после для усложнения задания предложите запомнить картинку, спрятать раскрашенную часть и попросить школьника дорисовать по памяти.

Пересказ – предложите ребенку прочитать книгу, затем вкратце рассказать ее смысл и содержание, или вместе посмотрите мультик, а затем – обсуслите сюжет.

Стрелка» – следует задержать взгляд на секундной стрелке часов на 2-3 минуты, не отвлекаясь и следить, как она передвигается по часам. Здесь тоже интересно ставить рекорды!

Найди и назови предмет» – ребенку даются рисунки с перечеркнутыми и замаскированными изображениями предметов. Следует их найти и назвать. Скачайте и распечатайте этот рисунок и предложите вашему ребенку выполнить задание

Угадай строчку» – ребенок должен внимательно послушать песню, которую ему включили, затем нужно убрать из нее какую–либо строку. Задача школьника будет заключаться в том, чтобы понять какой именно строчки не хватает.

Читаю и считаю» – дайте ребенку текст, предложите его почитать и вместе с тем сосчитать количество слов в нем.

Очень важно запомнить, что нужно развивать все виды внимания (моторно–двигательное, зрительное, слуховое). Делайте эти упражнения по 20 минут каждый день. И эффект обязательно будет!

И эффект обязательно будет!

Полезные занятия для тренировки внимания

Игр для развития и концентрации внимания очень много – вы точно не соскучитесь!

  • Шахматы, шашки
  • Загадки и кроссворды
  • Собирание пазлов и конструкторов
  • Мозаики и головоломки
  • Задачи на логику
  • Судоку и ребусы
  • Различные онлайн–игры для концентрации внимания

Кроме регулярных занятий будет здорово, если вы постараетесь сделать так, чтобы появился интерес к учебе. Например, стоит рассказать, что-то интересное, возможно, из вашего детства, по школьным предметам (математика, история, литература, география, химия, биология и т.д). Пускай ваш ребенок увидит, что «учиться» далеко не скучное занятие.

Не стоит забывать о спорте. Спортивные занятия полезны не только для общего здоровья и силы, но и способствуют развитию воображения, внимания и быстрого мышления.

Поиск рецептов

Почему у детей развивается рассеянный склероз

Почему развивается рассеянный склероз у детей доподлинно неизвестно, так как это, очень распространённое среди возрастного населения заболевание, по-прежнему мало изучено. Однако после ряда наблюдений были получены следующие данные:

  • Склонность к рассеянному склерозу передаётся по наследству и вызвана повреждением двух хромосом, однако, конкретного гена заболевания нет.
  • Большинство больных этим недугом относится к белой расе, небольшой процент составляют азиаты и крайне малое количество – чёрные.
  • Конкретное соотношение количества больных к здоровым людям очень сильно зависит от географического положения: крайне высокий уровень в Северной Америке и Европе, низкий на севере Южной Америки, в Африке и Австралии, а крайне низкий на юге Южной Америки и на центральной полосе Евразии, южнее России.
  • Большинство больных в своё время подвергалось большому количеству стрессов, вело активный образ жизни или перенесло тяжёлые травмы мозга или инфекции.
  • Первые признаки заболевания у молодых людей проявляются во время гормональных перестроек организма, к которым относится также климакс у женщин.
  • Большинство больных рассеянным склерозом женского пола. При этом соотношение девочек к мальчикам среди самых юных пациентов составляет 4\1, а с возрастом эта пропорция постепенно сглаживается.
  • Несмотря на то, что рассеянный склероз принято считать старческой болезнью, основная группа риска в возрасте от 15 до 50 лет. Просто у стариков намного ярче симптомы, на которые могут походить другие дегенеративные старческие изменения мозга.
  • Если покинуть территорию риска до 15 лет, то вероятность заболеть будет такой же, как у людей новой географической зоны, однако, после этого возраста после переезда эта вероятность останется прежней.

Уменьшить отвлекающие факторы

Чем младше ребёнок, тем легче он отвлекается. В этом нет его вины, поэтому задача взрослых убрать всё лишнее из учебного пространства. На столе нужно оставить только учебные принадлежности, в комнате выключить интересные ребёнку передачи, аудиосказки или кино. Братьев и сестёр, которые играют в гаджеты, необходимо увести, например, на кухню.

Важно, чтобы ребёнка не беспокоили не только внешние, но и внутренние сигналы. Поэтому за уроки нужно садиться сытым, бодрым, отдохнувшим

Убедитесь, что у школьника не болит голова, что он не слишком расстроен из-за обиды друга и не скован страхом сделать ошибку. Если ребёнок испытывает физический или психологический дискомфорт, он не сможет полностью сфокусироваться на учёбе. Задача родителя — создать благоприятные условия.

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным

Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно

Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ

Каким должно быть лечение?

Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector