Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг)
Содержание:
- Откуда появляется патология
- Профилактика снижения памяти
- Определение понятия рассеянного внимания у детей
- Причины рассеянности
- Что это такое в психологии?
- Причины
- Основные симптомы
- Лечение
- Как бороться с невнимательностью школьников
- Виды нарушения
- Как бороться?
- Признаки СДВГ
- Настройка фокуса внимания
- Лечение СДВГ
- Лечение
- Как помочь пациентам с СДВГ?
- Заключение
Откуда появляется патология
Этиология заболевания неизвестна современной медицине. Для его возникновения не требуются инфекционные, психиатрические, гормональные или иммунологические причины. У ряда обследованных не было выявлено ни аллергии, ни инфицирования, ни кожных дефектов. Однако у большинства обратившихся заболевание определяется небольшими нарушениями иммунитета.
Чаще доказательства синдрома хронической усталости можно обнаружить на анализах:
- Низкого или слишком высокого уровня IgG;
- Аномальных показателей пролиферации лимфоцитов;
- Наличии в кровообращении аутоантител или иммунных комплексов;
- Слабой степени активности защитных клеток;
- Слабой ответной реакции гамма-интерферона под воздействием митогенов.
Перечисленные факторы могут указывать на существование иных заболеваний, не касающихся синдрома хронической усталости. Поэтому расшифровка анализа должна проводиться только у надежного врача, где применяются современные медицинские средства.
Доктора допускают наличие наследственности, так как у родственников болеющих часто проявляются аналогичные симптомы.
Большинство специалистов причины расстройства видят в целом наборе проблем. Он состоит из генетической предрасположенности, психотравм, влияния внешних и внутренних факторов на иммунитет.
Профилактика снижения памяти
В случае, когда серьёзных патологий у человека не обнаружено, а память всё же оставляет желать лучшего, резонно будет воспользоваться рядом профилактических средств:
- восполнение уровня витаминов группы В (преимущественно В1 и В12);
- отлаживание графика сна, который должен составлять не менее 7 часов и приходиться на тёмное время суток;
- естественное насыщение крови кислородом во время прогулок на свежем воздухе и физических упражнений;
- развитие новых навыков и получение дополнительных знаний.
Также существует ряд техник для тренировки памяти. К ним относятся:
- упражнения на запоминание (номера телефонов, даты важных событий, стихотворения);
- «встряска мозга» (попробуйте устроить себе «квест» при котором с утра, встав с кровати, вы выполните ряд повседневных дел с закрытыми глазами);
- подробное описание предмета с большим количеством мелких деталей;
- восстановление в памяти событий прожитого дня в мельчайших подробностях;
- выстраивание ассоциативного ряда.
Определение понятия рассеянного внимания у детей
Рассеянное внимание у ребенка — это нарушение умственной деятельности, которое мешает ему концентрироваться на одном занятии. При этом такие дети могут быть как чрезмерно активны, так и слишком замкнуты и пассивны
Данный синдром довольно распространен среди детей, поэтому встречается у каждого пятого ребенка.
Среди разновидностей синдрома рассеянного внимания различают:
- нарушение внимания (при сохранности остальных психических функций);
- нарушение внимания и эмоционального фона (резкие перепады настроения, раздражительность, проявление агрессии);
- нарушение внимания, которое сопровождается гиперактивностью (отсутствие усидчивости, высокая отвлекаемость от занятий, низкая успеваемость);
- смешанный тип (считается самым сложным, включает в себя остальные разновидности, влияет на интеллект малыша, делает его поведение непредсказуемым).
Причины рассеянности
Чтобы избавиться от рассеянности, нужно знать ее причины. Главное, что это не врожденное свойство характера, а приобретенное.
Существует мнение, что рассеянность может возникать:
на подсознательном уровне – при нежелании делать то, на чем нужно сосредоточить внимание;
при переутомлении, головной боли, усталости и т. п.;
во время выполнения автоматических действий в знакомой обстановке при внезапном отвлечении внимания внешними или внутренними факторами
Например, женщина чистит картофель, и в это время ей звонит подруга, рассказывающая захватывающую историю. Неудивительно, если, заслушавшись, она машинально бросит картофель в мусорное ведро, а очистки – в кастрюлю. Или другая история: кассирша, работающая за кассовым аппаратом, мысленно переживает предстоящий развод. Естественно, ошибки в ее работе неизбежны;
при попытке делать несколько дел одновременно. О рассеянном человеке в народе говорят, что он считает ворон. То есть его внимание отвлечено от основного занятия посторонними делами;
при органических поражениях головного мозга;
при некоторых психических заболеваниях (депрессиях, тревожных расстройствах).
Нередко люди, страдающие рассеянностью и забывчивостью, нарекают на свою память, но она тут совсем ни при чем.
Что это такое в психологии?
Рассеянное внимание считается очень значимым нарушением нервной системы. К данным сложностям необходимо относиться очень серьезно
При этом нужно отметить, что они могут коснуться любого человека. Но паниковать не стоит.
Чтобы сравнить 2 понятия, такие как невнимание и внимательность, необходимо представлять, что такое внимательность. Итак, внимательность – это процесс наивысшей концентрации внимания или полная обработка конкретной информации, благодаря чему любой индивид может легко ориентироваться в окружающей среде
Когда процесс невнимания формируется, тогда процесс сосредоточения угасает. Именно таким образом в сознании человека образовывается рассеянность. Нужно учесть, что человек не рождается с рассеянностью. Данный изъян приобретается с годами. Невнимательность у взрослых и у детей может появиться по разным причинам, все зависит от особенностей формирования личности.
Невнимательность бывает разная.
Функциональная. Такой вид может появляться тогда, когда наступает усталость. Например, если человек выполняет монотонные действия на работе, и его сосредоточение начинает притупляться естественным образом.
Творческая. Этот вид наблюдается у людей, озабоченных созданием чего-либо нового и неизвестного
Люди-творцы находятся в постоянных поисках новых идей, и поэтому никак не могут сосредоточить свое внимание на более приземленных вещах.
Минимальная. Происходит это тогда, когда человек не может сосредоточить свое внимание на значимой информации из-за сильного погружения в свои мысли
Личность полностью погружается в переживания и больше не в состоянии выбраться из этой проблемы.
Ригидная. В основном такое состояние испытывают люди с эпилепсией и другими заболеваниями нервной системы. Человек просто не способен задерживать свое сосредоточение на долгое время на чем-либо и быстро переключается с одной темы на другую.
Неустойчивая. Когда ребенок или взрослый человек имеет в своем характере гиперактивность, то ему трудно долгое время сосредотачиваться на одном и том же объекте.
Причины
Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин. Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено. Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности)
Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга.
Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо. Существует понятие апрозексия, то есть полное выпадение внимания.
Основные симптомы
Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.
СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:
- Невнимательность. Ребенок очень легко отвлекается, страдает забывчивостью. При выполнении заданий возникают сложности, он не организован, не выполняет инструкции. Во время объяснения нового материала или задания может сложиться впечатление, что ребенок не слушает взрослого. Большое количество ошибок обусловлено повышенной невнимательностью. Такие детки часто теряют свои вещи и школьные принадлежности.
- Гиперактивность. Для расстройства характерно постоянное нахождение в движении. Ребенок попросту не может усидеть на месте. Во время занятий в классе он может вставать с места в самое неподходящее для этого время. Ребенок кажется суетливым, нетерпеливым, чрезмерно общительным.
- Импульсивность. Желание достичь удовольствие у таких детей намного выше, они не в состоянии ждать своей очереди. Часто они выкрикивают с места, перебивают собеседника или учителя. Если такой ребенок чего-то хочет, то он будет требовать это сейчас же, уговорить его не получится.
Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.
Лечение
Терапия неврастении может быть вариативной. В каждом конкретном случае специалист выбирает максимально подходящий для больного метод. Он зависит от клинических особенностей протекания болезни, возрастных показателей и т. д.
Амбулаторное лечение применяется при легких формах неврастении. Его преимуществом выступает также то, что пациент не получает дополнительного стресса в связи с перемещением его в новые условия.
При запущенных и сложных проявлениях врач рекомендует проводить лечение в стационаре. Так как невроз относится к пограничному психическому состоянию, которое не требует полной изоляции, то больной помещается в открытое отделение.
Для лечения специалисты используют фармакотерапию. В зависимости от сложности состояния врач назначает пациенту транквилизаторы, снотворные препараты, антидепрессанты, нейролептики, нормотимики и т.д. Данные средства выравнивают общий фон настроения, позволяют удерживать его в допустимых границах, улучшают общий фон организма.
Важным аспектом при терапии неврастении выступает устранение состояние усталости. Этого можно достигнуть при помощи достаточного сна, полноценного отдыха, правильного питания, организованного распорядка дня, употребления дополнительных витаминных составов.
Как бороться с невнимательностью школьников
Современным детям приходится сталкиваться с куда более трудными препятствиями на пути к развитию внимания, чем предыдущим поколениям. Причиной тому огромные объёмы информации и формируемое интернетом клиповое мышление.
Чтобы ребёнок умел концентрироваться на деле в течение долгого времени, замечать неочевидные детали и противостоять отвлекающим факторам, его внимательность необходимо развивать и поддерживать с раннего возраста:
Ежедневно обращайте внимание ребёнка на окружающий мир. Научите его замечать, что на клумбе рядом с домом распустились цветы, а строящийся дом вырос ещё на несколько этажей
Все эти детали повседневности могут стать объектами для наблюдения и поводом для размышлений.
Следите за тем, чтобы ребёнок не проводил слишком много времени с гаджетами.
Старайтесь вносить разнообразие в повседневность. Когда мы день за днём выполняем одни и те же действия и бываем в одних и тех же местах, наше внимание рассеивается. Находите с ребёнком новые маршруты для прогулок, открывайте новые места, периодически устраивайте в квартире перестановку — это позволит поддерживать концентрацию и осознанность.
Не ругайте ребёнка за невнимательность — это неэффективно. Он начнёт волноваться или ещё сильнее замкнётся в собственных мыслях, в результате чего может стать ещё более рассеянным. Лучше поощряйте ситуации, в которых он проявил внимательность.
Подавайте личный пример. Почувствовав, что вы цените собранность и наблюдательность и сами всегда стараетесь быть внимательными, ребёнок тоже будет стремиться прокачать этот навык.
Игры на внимательность
Существует немало занимательных игр, тренирующих внимание. В зависимости от возраста и способностей ребёнка их можно делать всё более сложными, а главное — в большинство из них можно играть в любое время и в любом месте.
«Снежный ком» или «Баранья голова». Первый участник игры называет слово, второй повторяет его и добавляет своё, третий повторяет уже два слова и добавляет своё — и так далее, пока кто-то не собьётся. Участник, допустивший ошибку, говорит вместо забытого слова «баранья голова». После чего все участники по очереди воспроизводя цепочку, тоже должны упоминать в нужном месте баранью голову. Чем больше участников в игре — тем интереснее и сложнее.
«Съедобное-несъедобное». Ведущий бросает мяч случайному игроку, называя объект. Если объект съедобный, игрок ловит мяч и становится ведущим, если несъедобный — отбивает мяч обратно. Сложность игры зависит от скорости и критерия, выбранного на замену съедобности. Это может быть что угодно, например, металлы и неметаллы.
«Найди объект». Выберите малозаметную деталь в поле зрения и попросите ребёнка найти её. Это может быть любой статичный объект, видимый с данного ракурса: дерево, изображение на дорожном знаке, слово на вывеске и так далее
Такая игра не только развивает внимание, но и позволяет скоротать время ожидания, например, в очереди к врачу или в пробке.
«Режим наблюдателя». Предложите ребёнку включить «режим наблюдателя», то есть максимально сосредоточить своё внимание на окружении
Через небольшой промежуток времени попросите его закрыть глаза и задайте вопрос о чём-нибудь, что находилось в поле его зрения. Например: «что написано на рекламном щите впереди?», «какая одежда была на том человеке?», «сколько красных предметов в комнате?» и так далее. Если регулярно играть в эту игру, в определённый момент можно будет усложнить её, не объявляя больше «режим наблюдателя», а сразу задавая вопрос.
Виды нарушения
К нарушениям нервной системы необходимо относиться серьезно. Прежде чем принимать какие-либо решения по устранению этой проблемы, следует ознакомиться с формами, которые присущи таким нарушениям.
Впервые истинное невнимание описал философ и психолог из Америки У. Джеймс
Он утверждал, что во время наступления вышеописанного состояния человек отключается от всего: от планов, от внешней среды. При потере внимательности сознание человека блуждает и не может остановиться на длительное время на каком-либо конкретном объекте. Данный вид состояния обычно называют рассеянием или прострацией.
При этом такое состояние оказывает очень сильное влияние на мыслительную деятельность. Человек чувствует упадок сил из-за того, что не может сконцентрироваться. Вследствие чего наступает полная апатия, и пропадает интерес к какой-либо деятельности. Причиной, вызывающей такое состояние, служит либо бессонница, либо какое-либо заболевание, либо полная усталость от выполняемых заданий.
У детей часто возникает ученическая рассеянность. Из-за неконтролируемой подвижности происходит отвлечение внимания. Впрочем, проблемы невнимательности у детей могут возникать по другой причине, а именно: из-за проявлений признаков, которые связаны с психопатологиями.
Старшее поколение также страдает от проблем, которые вызывает отсутствие сосредоточения. Такие проблемы называются старческой рассеянностью. Из-за плохой переключаемости, которая напрямую связана с недостаточностью концентрации на объекте, сосредоточение на чем-либо становится неэффективным.
Есть и другие типы, такие, как мнимая рассеянность. Причиной возникновения этого явления служит множество картинок, которые находятся перед глазами человека и сменяют друг друга очень быстро. Зачастую такое состояние вызывают как глубокие чувства, так и переживания. Сильные эмоции также не дают человеку нормально сконцентрироваться на объектах, которые находятся вокруг него.
Специалисты в гештальтпсихологии утверждают, что сосредоточение может быть ослаблено при возникновении эмоционального состояния
Например, если человек получил дозу адреналина, то его внимание значительно уменьшится
Иногда человек вполне осознанно старается не замечать некоторые детали, которые его окружают
Такое невнимание называется мотивационно-обусловленным. Проявляется оно тогда, когда человек специально не замечает какие-либо предметы, которые могут вызвать у него стресс
Когнитивное невнимание выражается в следующих проявлениях: человек зачастую не замечает стук стрелок на часах или биение своего сердца.
Как бороться?
Если случай не запущен, то победить невнимательность можно при помощи различных средств. Если вы страдаете от рассеянности внимания довольно долгое время и чувствуете, что проблема имеет серьезный характер, то вы сможете с ней справиться при помощи медикаментозного лечения.
В других, менее тяжелых случаях, можно воспользоваться советами.
- Стараться хорошо высыпаться и вовремя отдыхать, чтобы ваши физические и психологические возможности не страдали.
- Избавиться от невнимательности можно при помощи занятий спортом. Восстановление общего тонуса существенно повлияет на восстановление сосредоточения.
- Чтобы восстановить свою мозговую деятельность, необходимо сделать некоторые усилия над собой и преодолеть лень и сонливость.
- Побороть рассматриваемый фактор поможет расстановка приоритетов. Необходимо не откладывать проблемы на потом, а решать их по мере поступления.
- Чтобы рассеянность внимания вам не мешала, необходимо перестать отвлекаться на мелочи. Не думайте о несуществующих проблемах и тем более не «раскручивайте» их в своей голове.
- Нужно навести порядок вокруг себя: помыть полы и убрать все вещи по своим местам.
- Наведите также порядок в своей голове. Для этого нужно распланировать свою деятельность так, чтобы вы могли действовать по определенному плану.
Признаки СДВГ
Как проявляется СДВГ? Заподозрить наличие синдром дефицита внимания и гиперактивности можно по следующим признакам в поведении ребенка:
- постоянно отвлекается;
- не понимает, что ему объясняют;
- не может самостоятельно организовывать какую-либо деятельность, завершить начатое.
Все это можно заметить в игровой, учебной или иной деятельности. Возникают проблемы в учебе и в сфере бытового самообслуживания.
Говоря простыми словами, это выглядит так: ребенку быстро надоедают игрушки, он забывает про что-то одно и тут же увлекается другим, его внимание рассеивается на любые шорохи, звуки. Кроме этого, ребенку сложно выполнять однотипную работу, сидеть на одном месте
Выжидание очереди на прием к врачу или поездка в транспорте с таким ребенком превращается в кошмар. Многие дети начинают плакать, кричать. У некоторых случается настоящая истерика.
Настройка фокуса внимания
Очевидные советы в стиле «составьте список дел» или «переведите телефон в авиарежим, чтобы не отвлекаться на уведомления» не затрагивают истинных причин дефицита внимания. Это лишь внешние ограничения, которые мы устанавливаем для себя сами, а значит, в любой момент можем их обойти. По сути, подобные запреты не решают проблему рассеянного внимания, а лишь «снимают симптомы». Вместо того, чтобы бороться с навязчивым желанием десятый раз за час проверить почту, следует научиться отслеживать триггеры, запускающие это желание, и настраивать фокус внимания.
1/ Обращайте внимание на дискомфорт
Это может быть как физический (вам просто неудобно работать за этим столом или сидеть в этом кресле), так и психологический дискомфорт (вы чувствуете себя недостаточно компетентными в том или ином вопросе и испытываете неосознаваемую тревогу). В первом случае вы подсознательно будете искать любую причину, чтобы покинуть рабочее место, во втором — откладывать начало работы. Даже безобидное на первый взгляд желание открыть Google и поискать нужную информацию может стать настоящей вредной привычкой. В глубине души вы и сами понимаете, что не «проводите исследование», а ищете любой повод отвлечься от трудной задачи.
2/ Отслеживайте свои триггеры
Сразу, как только ваша рука потянулась к смартфону, отметьте для себя этот момент
Обратите внимание, в какое время это произошло, на каком этапе работы, а также что вы делали и что чувствовали прямо перед этим. Отследить внутренние триггеры бывает непросто, но вы можете чётко описать для себя внешнюю ситуацию, сопровождающую их
Можете даже проговорить это вслух: «Мне кажется, на меня навалилось слишком много задач, поэтому мне хочется пойти перекусить» или «У меня так много идей, что мне хочется реализовывать их все одновременно!”. Чем лучше мы понимаем своё поведение, тем проще нам контролировать его. Учитесь отслеживать степень своей энергичности в течение дня, чтобы правильно распределять задачи. Когда вы гиперактивны, фокус внимания очень неустойчив, а когда энергии мало, сконцентрироваться на задаче слишком тяжело.
3/ Прислушайтесь к сигналам тела
Ваше тело говорит с вами, осталось только прислушаться к его сигналам. Нетрудно заметить, что перед тем, как отвлечься, вы чувствуете напряжение в мышцах плеч или подёргивание пальцев
Важно разорвать цепь «сигнал тела — импульсивная реакция», а, сосредоточившись на первом этапе, осознать, в чём же на самом деле его смысл. Например, боль в шее или учащенное сердцебиение являются первыми физиологическими проявлениями стресса
Справиться с ним вам поможет медитация, а не лента Instagram.
4/ Не заполняйте паузы
Человек привыкает заполнять микроскопические моменты ожидания какой-то деятельностью. Например, ожидая зелёного сигнала светофора вы берёте в руки смартфон, а если какой-то сайт загружается дольше двух секунд, вы, чтобы не терять времени, начинаете проверять уведомления в соцсетях. И, конечно, в результате «теряете время» именно в соцсетях. Воспользуйтесь правилом десяти минут: почувствовав желание заполнить паузу, пообещайте себе, что возьмёте в руки смартфон через десять минут. А пока вы спокойно ждёте возможности действовать и продолжаете работу. Это хороший способ преодолеть импульсивное желание. Отложив его во времени, вы поймёте, что по сути не испытывали никакой потребности в этом, а действовали по привычке.
Лечение СДВГ
Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).
В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.
Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?
Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.
Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным
Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно
Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ
Каким должно быть лечение?
Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.
А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.
Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)
Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.
Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.
Лечение
Так же, как и при коррекции других видов психологических расстройств, лечение тревоги прежде всего осуществляется психотерапевтическими методами. Медикаментозные средства применяются крайне редко, обычно пациент чувствует заметное облегчение уже после первой беседы с психотерапевтом. Но использование бета-адреноблокаторов позволяет снять вегетативные симптомы, транквилизаторы способны устранить проявления тревожности и мышечное напряжение, нормализовать сон. Если у пациента было диагностировано смешанное расстройство, то возможен прием антидепрессантов. Лечение всеми этими препаратами должно проходить под наблюдением врача и только по его рекомендации.
Среди психотерапевтических методов наиболее успешным при лечении различных тревожных расстройств является когнитивно-поведенческая терапия. Ее основной идеей является учение о том, что на психологическое состояние, поведение и физическое здоровье оказывают влияние мысли человека. В ходе работы с пациентом психотерапевт выявляет иррациональные мысли, указывает на них и корректирует сознание пациента. Терапия строится таким образом, что человек сам приходит к правильным выводам под руководством врача.
После завершения курса психотерапии пациент не только справляется со своими страхами, но и учится противостоять им в будущем. Для достижения устойчивых результатов потребуется от 5 до 20 сеансов. При этом пациенту даются домашние задания, в ходе которых удается ускорить лечение.
Не менее эффективным методом при коррекции тревожных расстройств является гипноз и внушение. Нередко психотерапевты совмещают поведенческую и гипносуггестивную терапии. Когда пациент находится в гипнотическом трансе, врач может закрепить у него новые модели мышления и поведения. Таким образом, в ходе лечения воздействие оказывается на бессознательном уровне.
Как помочь пациентам с СДВГ?
В США и странах Европы наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства (незарегистрированные в РФ). Несмотря на большое количество исследований, посвященных использованию психостимуляторов при лечении СДВГ, данный вопрос по-прежнему сопровождается дискуссиями о возможных побочных эффектах.
Проведенные в Центре поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург) исследования показали эффективность применения ноотропных средств в лечении СДВГ у взрослых []. Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. При наличии сопутствующих СДВГ тревожных расстройств возможно использование транквилизаторов.
Общепринято положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Для изменения (модификации) поведения используются методы поведенческой психотерапии.
В последнее время для лечения СДВГ рекомендуют практики майндфулнес (искусство управления вниманием) и медитацию
Существует еще один способ лечения СДВГ — метод энцефалографической биологической обратной связи (neurofeedback), позволяющий с помощью компьютерной техники мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание. Суть метода заключается в том, что к голове пациента крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера
В игровой форме и «усилием воли» пациенту предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию
Суть метода заключается в том, что к голове пациента крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера. В игровой форме и «усилием воли» пациенту предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию.
Заключение
Рассеянное внимание может быть последствием усталости, соматического или психического заболевания, невралгического нарушения. Если в течение нескольких недель вы замечаете устойчивые проблемы с памятью, то это повод обратиться к врачу
Можно посетить психолога, невролога, нейропсихолога или психиатра – эти специалисты занимаются изучением данного вопроса. Не рекомендуется заниматься самолечением. Однако еще до консультации со специалистом вы можете приступить к выполнению упражнений на улучшение концентрации внимания. И, конечно, всем людям подойдут профилактические мероприятия, которые мы рассмотрели.