Кризис трех лет у ребенка: как пережить и вести себя родителям
Содержание:
- Кризис одного года у детей
- Адаптация к школе
- Как проявляется кризис среднего возраста?
- Кризис 6 лет – «дошкольного детства»
- Эмоциональная составляющая
- Мои рекомендации родителям
- Мнения специалистов
- Причины возрастных кризисов у детей
- Когда дети стали взрослыми
- Кризис 7 лет у ребенка
- Подростковый кризис
- Как проявляется кризис трех лет
- Работать с собой, а не с ребенком
Кризис одного года у детей
Первый год жизни ребенка является одним из самых важных. Малыш становится любознательным, активным и меняется прямо на глазах. Одно из достижений этого возраста — умение стоять на ногах и делать первые шаги. Осваивание прямохождения — важный скачок в развитии, поэтому на этом этапе не всегда можно избежать изменений в поведении малыша.
Взрослые могут замечать, что годовалый ребенок стал капризным, часто плачет, упрямится, отказывается от игрушек и занятий, которые раньше приносили ему интерес и все больше стремится к тому, что является запретным и даже опасным для жизни и здоровья.
Родители в таких ситуациях испытывают напряжение, потому что им приходится постоянно контролировать ребенка, следить, чтобы с ним ничего не случилось, чаще запрещать ему что-то, вызывая тем самым у малыша еще больше гнева и негативизма.
Что делать взрослым во время кризиса одного года?
- Понять, что познавать мир в этом возрасте является необходимой потребностью.
- Создавать условия для ребенка, позволяющие ему быть активным и сохраняющие в то же время его безопасность — обустроить просторный детский уголок без острых углов, манеж, приобрести безопасные развивающие безопасные игрушки и соответствующий инвентарь для развития активных движений.
- Быть рядом с малышом, чтобы иметь возможность показать ему окружающие предметы, рассказать о свойствах, дать пощупать или попробовать их на вкус.
- Отказаться от постоянных запретов и окриков.
- Усвоить, что чем больше вы запрещаете, тем сильнее ребенок будет сопротивляться давлению со стороны, потому что потребность изучать, познавать и двигаться — является сильнее. В противном случае, дети теряют желание быть исследователями, от чего страдают их творческие и мыслительные способности.
Адаптация к школе
Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.
Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:
-
Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:
- общего физического развития;
- моторики руки;
- работоспособности;
- характеристики движений;
- произвольной регуляции действий.
-
Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:
- восприятия;
- памяти;
- внимания;
- мышления;
- речи;
- круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
-
Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:
- уровня развития эмоционально-волевой сферы;
- уровня развития коммуникативных навыков;
- мотивации к обучению;
- самооценки.
Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.
Как проявляется кризис среднего возраста?
Кризис среднего возраста — это совокупность широкого разнообразия симптоматики. У каждого он проявляется по-разному, общим лишь является превращение ранее привычных черт характера в абсолютно несвойственные с уклоном в сторону депрессивности и уныния. Мужчина в прямом смысле слова может превратиться в истеричку, замкнуться в себе, пребывать в угнетенном состоянии и негативном настроении, подвергать сомнениям все былые принципы и ценности.
Краткий список симптомов, которые обычно указывают на кризис среднего возраста:
- бессонница;
- болезненность и слабость;
- уныние;
- усталость;
- невозможность сосредоточиться;
- сожаления и мысли о том, что не успел сделать;
- необъяснимое и безудержное стремление обладать — материальными благами (приобрести красный Porshe) или людьми (завести роман с молодой сотрудницей);
- философские размышления о смысле жизни.
Отправным пунктом кризиса среднего возраста, как и множества других депрессий оказывается скука или ее противоположность — чрезмерная загруженность. И то, и другое создает отличный повод для анализа на тему: «Правильно ли я живу?», «Неужели всё так же пройдут и оставшиеся десятилетия?». Посвятив свои сознательные годы чему-то конкретному, мужчина испытывает жажду разнообразия, дополнительно к чему наблюдается высокий риск абсолютно естественных для данного периода проблем — болезни родителей, проблемы воспитания детей, застой в карьере, первые сбои в собственном здоровье. В совокупности запускается механизм переоценки всего случившегося с перспективой внесения столь необходимого разнообразия в жизнь.
К тридцати годам мужчина так или иначе берет во внимание три факта, являющиеся отчасти стереотипами, а отчасти диктуемыми природой и представлениями традиционного общества:
- мужчина — олицетворение силы и страсти, похоти, если хотите, что к 40 годам уже не всегда так, чем не повод для депрессии? Если сохранять отменную физическую форму в 20 и 30 лет не просто легко, но для многих и хобби, то после 30 посещения спортзала становятся обязанностью, да и силы уже не те. То же самое касается интимной сферы жизни — если молодому человеку казалось, что силы в постели неисчерпаемы, то момент разочарования близок как никогда;
- мужчина — олицетворение успешности, и возлагают мужчины всю свою молодость к алтарю профессионализма и карьерных свершений. Кому удается достичь престижа и материальных благ, после 30 может недоставать по-настоящему близких и верных людей рядом, а кто лишь находится на полпути или вовсе не нашел возможности реализовать себя как профессионал сталкивается с сомнениями, а удастся ли достичь вершины и реализовать амбиции сполна;
- успешный мужчина — это не исключительно карьерист, погоня за таким успехом зачастую оставляет мужчину за бортом человеческих отношений, и если молодость — пора для поверхностных связей, веселья, беззаботности, то становление взрослой личности непременно сопровождается необходимостью в чем-то большем, чем деньги, слава, признание.
Такого рода переживания и осознание того, что былые представления о жизни нынче не совсем объективны, могут превратить крепкого взрослого парня в нытика, а ведь пусть и сложный, но вполне естественный период в жизни можно использовать с пользой для своего личностного становления.
Между тем кризис среднего возраста — отличная возможность стать более умным, спокойным, сильным и, что порой решает, привлекательным для женщин. Необходимо лишь заранее знать некоторые нюансы про этот интересный жизненный период и быть готовым встретить его во всеоружии. Психологи категорически не рекомендуют обманывать себя, закрывать глаза на психологические трудности и продолжать жить как ранее. В таком случае кризис напомнит о себе позже и в более радикальной форме — такими переживаниями, не заметить которые будет уже невозможно.
Главный секрет того, как преодолеть кризис среднего возраста с пользой для своего будущего, заключается в поиске настоящего себя, важно прислушаться, проанализировать прошлое и спрогнозировать будущее. Окончательно посвятить себя карьере, сосредоточиться на достижении материальных благ, построить крепкую семью, остаться рубахой-парнем, открыть для себя разнообразие увлечений, пуститься в путешествия — список можно продолжать вечно, а отдельные его составляющие легко комбинируются
Однако основным отличием принятого решения будет то, что времени на «репетиции» уже нет и именно сейчас необходимо извлечь урок из случившихся ошибок или же укрепить свой успех и отныне с уверенностью следовать намеченному плану.
Кризис 6 лет – «дошкольного детства»
В этот период происходит переход от игровой деятельности к учебной. Формируется становление внутренней позиции, проявляются интересы, увлечения, вкусы, черты характера. Период кризиса приходится на возраст от 6 до 7 лет.
Проявления и переживания ребенка в дошкольном кризисе:
Ребенок осознает смысл переживаний, проявление эмоций. Формируется отношение к себе, к социальному статусу семьи, своему положению в семье. Наступает промежуток между обращением к ребенку и его реакцией, он переосмысливает предложенную информацию и думает над ответом. Частые споры, высказывание своей позиции, мнения, отношения к ситуации, людям, предметам, действиям. Хитрость и непослушание, отказ от выполнения привычных действий. Демонстративное поведение, желание вести себя как взрослые
Внимание к своей внешности, требовательность в одежде
Чем могут помочь родители?
Прежде всего предоставить ребенку возможность думать и действовать самостоятельно, не забывая говорить о предполагаемых последствиях. Уважение к интересам и вкусам
Проявляйте внимание ко всему сказанному ребенком, учитесь слушать его и отвечать на вопросы, регулярно хвалите за положительные поступки. Подавайте пример собственным поведением, будьте последовательны и терпеливы
Детский развивающий центр «УмНяша» в Солнцево научит ваших детей читать и писать, подготовит к школе. Мы используем передовые методики, которые в игровой форме помогают освоить азы грамматики, математики, английского языка и многое другое.
Эмоциональная составляющая
Дифференциация собственных эмоций и переживаний – процесс сложный, трудоёмкий и формируется постепенно в ходе онтогенеза. В результате детям не всегда понятно, что именно с ними происходит, свои эмоции они зачастую делят на положительные и отрицательные, а точнее, на приятные и неприятные. Своё состояние они могут описывать фразами «мне плохо» или «мне так не нравится». Задачей взрослых становится разведение и объяснение ребёнку его состояния: боль, страх, обида, гнев, отчаяние и т.п. Как правило, в кризисных ситуациях дети испытывают следующий спектр эмоций:
1. Чувство незащищённости и беспомощности.
Ощущение безопасности и субъективного контроля ситуации являются одними из базовых компонентов гармоничного развития психики ребёнка. В результате травмирующих событий эти компоненты нарушаются.
2. Чувство тревоги, страхи.
Кризисные ситуации случаются неожиданно, представляют собой сильные перемены в жизни. Мир принёс ребёнку неожиданные изменения, которые ему очень не нравятся, следовательно, он становится более настороженным, появляется / увеличивается страх, что могут произойти новые неожиданные изменения, которые будут столь же неприятны, как и предыдущие. Отсутствие предсказуемости повышает уровень тревожности.
3. Чувство стыда.
Чувство стыда – социальное чувство, основанное на предположении об оценки окружающими своих действий, ситуации, в которой находишься. Поскольку обсуждение горя с окружающими, как правило, табуируется, то возникает ощущение собственной инаковости, непохожести на окружающих детей, а, следовательно, «хужести».
4. Чувство обиды.
Дети воспринимают окружающий мир в упрощённой модели, которая предполагает в том числе, что «мир справедлив» Как раз в результате ощущения нарушения этой справедливости и возникает чувство обиды. Чувство обиды может иметь объект, на который направлено, например, обида на родителей, которые разводятся. А может и не иметь конкретного объекта. «Это нечестно!» –типичная детская фраза.
5. Чувство вины.
Чувство вины довольно часто сопровождает жертв насилия, и физического, и сексуального, и психического, вне зависимости от возраста жертвы. Это чувство регулярно сопровождает переживание утраты близкого человека. Один из возможных механизмов формирования столь неожиданной, на первый взгляд эмоции, для кризисных ситуаций выглядит следующим образом: я в чём-то виноват → я мог что-то изменить → я могу на что-то влиять → в дальнейшем я могу повлиять на события и избежать аналогичных ситуаций. Также чувство вины у детей возникает особенно часто в силу присущего детскому возрасту эгоцентризма мышления, восприятие себя как изначальной точки отсчёта, первопричиной всего происходящего, а, следовательно, и причиной данной сложной ситуации. Так, например, дети могут испытывать чувство вины при разводе родителей: «Если бы я лучше учился, я бы не расстраивал родителей, они бы не ссорились и поэтому не развились бы».
Мои рекомендации родителям
Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:
- В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
- Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
- Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
- По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
- Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего — нет.
- Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
- Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
- Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.
Первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным детством, поэтому малыш будет рад, если родители помогут ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Кроме того, это действительно поможет ему более качественно разбираться в темах.
Мнения специалистов
Давайте выясним, что нельзя делать в кризисный период. Вы можете в качестве легких наказаний временно ограничить развлечения, но недопустимо применение физической силы, провоцирование скандалов, нанесение оскорблений. Детская психика не может вынести такие нагрузки, подобное поведение родителей подорвет их авторитет в глазах крохи.
Постарайтесь спокойно выяснить, что беспокоит малыша, доброжелательно задавая вопросы, без лишних нравоучений и не упрекая его.
В данном возрасте вредна также чрезмерная опека. Выполняя за ребенка все действия, вы, таким образом, оттягиваете его развитие, еще больше привязываете к себе. Согласитесь, что в таком случае страдает и ребенок, и родители. Лучше будет, если вы станете его незаметно контролировать. Давайте свободу действий в творческих занятиях, усиливайте контроль в повседневной жизни в целях безопасности.
Направляя действия или поступки малыша, не критикуйте его и не унижайте, убедительно объясняйте, как лучше поступить. Необходимо также хвалить малыша по существу, всячески поощрять, но не баловать.
Понимая, что ребенок манипулирует вами, помните о той грани, когда будет уместно ваше снисходительное отношение. Нельзя потакать детским капризам и истерикам.
Общение с ребенком исключает использование негативных высказываний, крика или брани. У любящих грамотных родителей всегда найдутся для малыша правильные адекватные слова и формулировки, которые помогут разрешить ситуацию мирным путем.
Успешное преодоление кризиса 4-5 лет у ребенка зависит от мудрого терпеливого отношения родителей, их способности понять потребности своего ребенка, желания помочь малышу в спокойной, теплой обстановке и быстро пройти кризисный этап.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Причины возрастных кризисов у детей
Причины детских кризисов по годам статистически сводятся к тому, что желания ребенка, его интересы, потребности не совпадают с тем, что ему дается в тот или иной период. Иными словами, там, где ребенка обуревает любопытство, оказывается много опасностей: в то время как ребенку хочется двигаться без остановки, его сажают за парту. В период, когда он чувствует себя взрослым, самостоятельным, оказывается, что он еще малыш, который не научился справляться с жизнью. Не удивительно, что все эти противоречия, происходящие на физическом, психическом и социальном уровнях, вызывают капризы и обиды у ребенка.
Когда дети стали взрослыми
В нашей культуре нет четких правил и определенных традиций расставания родителей со взрослыми детьми. Молодые люди получают паспорт, поступают в вузы, уезжают жить в другой город, женятся, но эмоционально и финансово остаются зависимыми от родителей. Славянские семьи отличают запутанные детско-родительские отношения, многие матери видят в детях смысл жизни. Поэтому в таких семьях кризис «опустевшего гнезда» особенно остро переживают женщины. Когда дети уходят из семьи, матери чувствуют некую опустошенность, отпадает необходимость ежедневных забот, высвобождается свободное время. Меняются и отношения с супругом
Если раньше внимание концентрировалось на ребенке, то теперь могут исчезнуть общие темы для разговоров
Иногда этот кризис может переживаться несколько раз, смотря сколько детей в семье. С каждым последующим отделением обстановка может ухудшаться и достигнуть своего пика с уходом последнего ребенка. Случается, что родители безболезненно отпускают своих детей, а позже обнаруживают острое напряжение, нехватку общения. Чаще всего это связано с определенным ребенком, который выполнял в семье важную посредническую функцию в общении родителей или являлся объектом совместной заботы. Этот особенный ребенок служил объединяющим звеном супружеской подсистемы, а его уход является угрозой ее привычного функционирования. В неполных семьях отделение ребенка может стать катастрофой, знаменующей начало одинокой старости.
Если семья не допускает отделения взрослеющего ребенка, это может сказаться на его поведении: протест, побег из дома, злоупотребление алкоголем или наркотиками, суицид. В основном такое происходит в семьях с высоким уровнем сплоченности и эмоциональной зависимости. Возможны два исхода ситуации: молодой человек продолжает поддерживать тесную эмоциональную связь с одним из родителей и остается зависимым или, отдаляясь географически, создает иллюзию эмоционального разрыва и полной независимости. Но если тяга к эмоциональной близости очень сильна, иллюзия автономного существования вызывает у взрослеющего ребенка тревогу и напряжение. Не сумев дифференцироваться от родителей, он будет выстраивать аналогичные модели отношений в своей новой семье. Вследствие нерешенных детско-родительских конфликтов мнимый эмоциональный разрыв с родителями оборачивается сверхблизостью и хаотичностью отношений с супругом и собственными детьми.
Эмоциональное отделение происходит тогда, когда родители принимают факт самостоятельности ребенка, но продолжают поддерживать теплые отношения с ним. В этом случает, он может в любое время по желанию вернуться назад, не пошатнув новой формы существования родительской семьи. В случае вынужденного возвращения домой юноша или девушка наперекор своим желаниям являются стабилизаторами пошатнувшихся отношений между родителями. Ребенок может выполнять поддерживающую равновесие функцию и вне стен родительского дома, но в этом случае он может не состояться в профессии, иметь проблемы со здоровьем, с законом или материальные. Заботливые родители, спешащие на помощь взрослому отпрыску, снова обретают смысл жизни и целостность семьи. Но до тех пор, пока ребенок будет беспомощен в решении своих проблем, мать и отец, оказывая медвежью услугу, оттягивают момент выстраивания отношений друг с другом. Лишь глубокое понимание обратной стороны гиперопеки, приводящей к психологическому краху ребенку, поможет родителям «отпустить» свое неразумное чадо. Особенности процесса отделения от родителей могут передаваться от поколения к поколению. Чем легче родители отстранились от ребенка, тем легче ему самому потом будет отпускать своих детей. Вероятно, не слезы горькие надо лить по своей одинокой судьбинушке, а пожелать детям добра и с любовью выпустить из родового гнезда.
Кризис 7 лет у ребенка
Основное психическое новшество, которое провоцирует кризис 7 лет, является стремление ребенка получить определенную позицию в обществе – позицию школьника. За счёт вовлечения в жизнь школы расширяются его контакты и круг интересов, общение со взрослыми происходит по установленным правилам. Как и в 3 года, данный кризис приходится на сложный этап в жизни ребенка – время начала школьной жизни.
Каковы проявления данного кризиса?
В первую очередь, он связан этапом созревания личности: у ребенка уже есть свои интересы, друзья, предпочтения и т.д.
Если в 3 года у ребенка проявляется собственное “Я”, то в 7 лет приоритетом считается “Я социальное”. Замечено, что у некоторых детей этот период проходит гладко. Поэтому, если у вашего ребенка нет появлений, не выискивайте их!
Основные проявления кризиса 7 лет:
- Повышенная плаксивость.
- Ребенок не слушается, психует по любому поводу, “заводится” с полуоборота.
- Ребенок становится чересчур стеснительным.
- Перестает ощущать рамки и границы дозволенного.
- Появление страхов (например, страх темноты).
- Дети сами не знают, чего хотят, психуют по этому поводу.
- Плохо спят, теряют аппетит.
- Дети становятся обидчивыми, драчливыми и даже агрессивными.
Как помочь своему ребенку?
Не думайте, что ваш ребенок уже совсем самостоятельный, ему, как и раньше, необходимо ваше внимание и поддержка, а может даже и чуть больше. Обязательно разговаривайте с ним, интересуйтесь, как прошел его день в школе, разделяйте его увлечения
Если ребенок находится в тяжёлом кризисном периоде, не напрягайте его повышенной умственной нагрузкой и посещением дополнительных занятий. Ведь игровая деятельность в этом возрасте также очень важна и всё ещё является необходимым условием гармоничного развития ребенка.
А вот спортивные секции оказывают положительное влияние на таких детей: спорт учит детей справляться со своими отрицательными эмоциями, гневом и агрессией.
Подростковый кризис
Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными. Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада. Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное. Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.
Случай из практики.
В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.
***
Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.
Как проявляется кризис трех лет
Первое и главное проявление кризиса в любом возрасте – неожиданно, буквально на пустом месте меняется поведение ребенка. И меняется, увы, не в лучшую сторону. Что характерно для малыша шести-восьми лет?
- Он может стать более утомляемым, раздражительным, у него то и дело появляются беспричинные вспышки гнева на, казалось бы, пустом месте.
- Кривлянье и манерничанье. Нередко ребенок становится перед сверстниками эдаким шутом, что весьма раздражает взрослых.
- Обостряется агрессивность. Ваш покладистое и спокойное чадо вдруг начинает вести себя, как настоящий разбойник. Иногда бывает и наоборот – появляется излишняя застенчивость.
- Ребенок очень хочет быть похожим на взрослых. Он может подражать старшим братьям или сестрам, знакомым старшеклассникам. Коронная фраза одной девочки шести с половиной лет: «А в этом платье я похожа на школьницу?»
- Если ребенок уже ходит в школу, то его успеваемость неожиданно снижается.
- Порой появляются страхи, повышается тревожность и неуверенность в себе.
Все это говорит о том, что у вашего отпрыска серьезные проблемы – и физиологические, и психологические.
Работать с собой, а не с ребенком
Если говорить откровенно, первое время я часто попадала в какую-то ловушку: знала, что так проявляется тот самый пресловутый кризис, что это очередной этап роста Киры, но не понимала, как мне выдерживать все эти истерики, как справляться и что делать с дочкой.
Ответ пришел на консультациях со специалистом по детско-родительским отношениям и с семейным психологом, к которым я обращалась за помощью
Оказалось, все просто и сложно одновременно: чтобы помочь ребенку, как модно сейчас говорить, экологично прожить кризисный период, мне (и мужу, конечно) важно было работать не с Кирой, а с собой
Нам, родителям, предстояло научиться в первую очередь справляться с собственными эмоциями злости, стыда, отчаяния и прочими чувствами в моменты Кириных истерик. Потому что мы – большие, а она – маленькая. Потому что мы знаем как, а она не знает. Потому что взрослые – мы, а ребенок – она.