Врождённые физиологические рефлексы
Содержание:
- Младенец до 6 месяцев высовывает язык — причины
- Какие рефлексы есть у младенцев
- Основные рефлексы и их виды
- Безусловные врожденные рефлексы у детей
- Насколько нужно родителям проверять рефлексы у малыша?
- Группа 1
- Взаимосвязь условных и безусловных рефлексов
- О рефлексах
- Что ещё умеют новорождённые?
- Таблица основных врожденных рефлексов
- Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?
- Тестирование и результаты
- Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
- Заключение
Младенец до 6 месяцев высовывает язык — причины
Для детей в возрасте до 6 месяцев наиболее распространенными причинами высовывания языка являются естественные рефлексы, голод и генетические различия.
Выталкивающий рефлекс языка
Выталкивающий рефлекс языка — состояние, при котором ребенок автоматически высовывает язык в ответ на то, что касается губ. Этот рефлекс облегчает кормление маленьких детей, когда мама предлагает грудь или бутылочку.
Выталкивающий рефлекс языка обычно длится до 4-6 месяцев. Родители не должны предлагать ребенку твердую пищу, пока этот рефлекс не исчезнет. Однако большинство детей не нуждаются в твердой пище, пока им не исполнится 6 месяцев.
Голод
Маленькие дети часто высовывают язык, когда голодны. Ребенок может повернуть голову в одну сторону, открыть рот, а затем сделать то же самое, глядя в другую сторону.
Генетическое состояния
Врожденные заболевания — это состояния, которые присутствуют с рождения. Некоторые врожденные заболевания могут привести к тому, что у ребенка будет увеличен язык, чем обычно. Это может привести к тому, что язык будет выходить из ротовой полости. Это отличается от того, когда ребенок специально высовывает язык. Дети с такими заболеваниями, как синдром Дауна и синдром Беквита-Видемана, могут высовывать язык большую часть времени, наряду с другими признаками и симптомами.
Генетические заболевания — наименее вероятная причина, по которой младенцы высовывают язык. В большинстве случаев высунутый язык не является признаком наличия у ребенка каких-либо генетических различий.
Какие рефлексы есть у младенцев
Природой предусмотрены базовые рефлексы, которые есть у любого новорожденного – они необходимы для выживания и безопасности беззащитного ребенка. Таких рефлексов достаточно много, и проявляются они по мере необходимости:
- Хватательный рефлекс позволяет младенцу лучше фиксировать себя и посторонние раздражители в пространстве.
- Сосательный рефлекс, необходимый для питания – первое, что нужно новорожденному после появления на свет.
- Младенцы реагируют на различные источники звука, поворачиваясь в их сторону – правда, происходит это с задержкой в 5-7 секунд. Со временем скорость реакции увеличивается.
- Если ребенок чувствует опасность, он сначала выпрямляет спину, запрокидывает голову и распрямляет руки и ноги, после чего группируется.
- Большую часть времени новорожденный проводит на спине – до тех пор, пока не научится самостоятельно переворачиваться. До этого момента он автоматически поворачивает голову набок, если оказывается на животе.
- При попадании пыли в нос младенец чихает или кашляет – для этого также не требуется вмешательство самого ребенка, процесс очищения организма происходит рефлекторно. Этот рефлекс сохраняется на протяжении всей жизни, хотя по мере взросления человек учится им управлять. Подробнее про рефлексы новорожденного→
Лучшим способом понять ощущения новорожденного остаются внимание, чуткость и забота – исследования и эксперименты лишь помогают адаптировать происходящее к системе координат взрослых людей. Личные наблюдения дают больше информации о конкретном младенце, помогая родителям обеспечивать комфортные условия и счастливое детство для их ребенка
Основные рефлексы и их виды
Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.
Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.
Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:
- Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
- Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
- Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).
Безусловные врожденные рефлексы у детей
Другими словами оральные «ротовые» реакции. Выделяют 9 подвидов оральных реакций:
- сосательный
- глотательный
- хоботковый
- ладонно-ротовой (Бабкина)
- поисковый (Куссмауля)
- спинальный
- верхний защитный
- дыхательный
- рефлекс кляпа
Сосательный
Малыш совершает активные сосательные движения как только родился, когда мама приложила его к груди; либо же когда дают бутылочку со смесью или же соску.
Хоботковый
При легком прикосновении к губкам ребеночка, сокращается круговая мышца ротика, которая провоцирует скручивание губ в трубочку, напоминающее хобот слоненка. Ближе к трем месяцам это умение угасает.
Ладонно-ротовой (Бабкина)
Надавливая большими пальцами рук на обе ладошки крохи, срабатывает рефлекторная реакция открывания ротика и сгибания головки малыша. Ближе к четвертому месяцу ответка угасает.
Поисковый (Куссмауля)
Поиск груди (сиси) матери. Дотрагиваясь до краешков уголков рта, ребенок поворачивает голову в сторону объекта раздражения. У малыша опускается нижняя губа, ему поступает сигнал «пора кушать». Реакция ослабевает в первые недели жизни, а полностью исчезает ближе к году.
Спинальный
Спинальные реакции отвечают за формирование и состояние мышечного аппарата ребенка. Они помогают педиатрам определить как идет развитие у малыша первого года жизни.
Верхний защитный
Имеется ввиду — реакция для защиты верхних дыхательных путей от вероятного расстройства функции дыхания. Срабатывает она тотчас после рождения и пропадает в первый месяц.
Рефлекс кляпа
С разряда «защитные рефлексы». Ребенок выталкивает языком твердую пищу либо же предметы. Ответ срабатывает у человека всю его жизнь, но раздражитель (язык) участвует только некоторое время, первые шесть месяцев.
Насколько нужно родителям проверять рефлексы у малыша?
Правильно проверить все рефлексы может только врач: он обращает внимание не только на их появление и законченность, но и выявляет пороги раздражителей для автоматизмов, оценивает все нюансы. Но родителям такие знания тоже нужны.
- Во-первых, можно заметить реакции ребенка вне тревожной обстановки в кабинете врача и рассказать о подробностях доктору.
- Во-вторых, значительная часть спинальных автоматизмов угасает в период 4-5 месяцев, а плановый осмотр невролога в календаре обследований есть в 3 месяца и в 6. Педиатр на осмотре проверяет не все рефлексы, а если вы дома заметили отклонения, можно вовремя сообщить врачу и перепроверить все на приеме у педиатра.
- В-третьих, часть рефлексов действительно можно использовать для стимуляции развития малышей. К примеру, спонтанное ползанье — хороший вариант развития мышц нижних конечностей, и можно 2-3 раза в день по несколько минут «заставлять» грудничка отталкиваться от ладони ножками, укрепляя мышечно-связочный аппарат.
Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Группа 1
Рефлексы этой группы связаны с пищей, её поисками и употреблением.
Поисковый рефлекс
Даже малыш, которому всего пара минут от роду, умеет искать пищу. Не верите? Попробуйте легонько погладить уголок рта крохи или подбородок – и он тут же повернёт головку и откроет рот, готовый начать есть. Этот рефлекс сохраняется до 3 – 6 месяцев, а потом постепенно угасает.
Сосательный рефлекс
Этот рефлекс тесно связан с предыдущим. Младенцы не только ищут источник пищи, но и готовы приступить к трапезе даже в первые мгновения после появления на свет. А ведь «добывать» молоко из груди гораздо сложнее, чем из любой, в том числе самой неподатливой соски. Но большинство детей справляются с этим даже во сне, умудряясь не давиться и не отпускать грудь – вот где настоящее мастерство.
Кстати, именно сосательный рефлекс заставляет малышей тянуть в рот буквально всё, что попадётся под руку, в том числе и собственные пальцы, кулачки, а то и ножки. Огромное количество рецепторов, которые сконцентрированы в ротиках детей, позволяют им получать информацию о предмете, подобно тому, как это делают взрослые, разглядывая что-то. Угасает рефлекс между 3 и 4 годами жизни ребёнка.
Ладонно-ротовой рефлекс
Если нажать пальцами на ладошки малыша, он откроет ротик и попробует чуть наклониться вперёд, словно в поисках еды. Этот забавный рефлекс сохраняется вплоть до 2 – 3 месяцев.
Хоботковый рефлекс
Ещё один трогательный рефлекс, косвенно связанный с пищей. Если потрогать пальцем губки ребёнка (делать это нужно быстро), то он сложит их в виде трубочки-хоботка, будто для поцелуя. Сохраняется умилительный рефлекс до 2 – 3 месяцев.
К этой же группе относится и знакомый и понятный всем глотательный рефлекс.
Взаимосвязь условных и безусловных рефлексов
Безусловные рефлексы необходимы, чтобы обеспечить выживание особи сразу после появления на свет. Как было отмечено выше, они формируются под влиянием естественного отбора на протяжении многих тысячелетий. Но условия окружающей среды меняются гораздо чаще, поэтому живым организмам необходим механизм, обеспечивающий более быструю адаптацию.
Таким механизмом являются условные рефлексы. Они не являются врожденными, а формируются под влиянием внешних факторов на базе безусловных рефлексов. К примеру, в известном эксперименте Ивана Павлова (широко известен по названию «Собака Павлова») на основе безусловного пищевого рефлекса у животного формируется условная реакция на звуковой или световой сигнал.
Некоторые безусловные рефлексы проявляются лишь в определенные периоды жизни (при половом созревании или после появления потомства), но необходимые для них нейронные структуры закладываются ещё на ранних этапах развития плода. В то же время условные рефлексы обычно формируются довольно быстро – в результате непродолжительной предварительной выработки. При этом им не нужны специализированные структуры в нервной системе.
Условные рефлексы нуждаются в регулярном закреплении, иначе со временем заметно ослабевают вплоть до полного исчезновения. Безусловные рефлексы являются естественными, поэтому большинство из них сохраняется на протяжении всей жизни (за исключением тех, которые нужны только новорождённым). Им не требуется регулярное закрепление, они не исчезают, но в некоторых случаях они могут подавляться условными рефлексами.
О рефлексах
Рефлекс — это своего рода ответ организма на какой-то раздражитель. Создается впечатление, что это очень простой процесс, но давайте разберемся. Все клетки организма, находящиеся на периферии имеют рецепторы, которые раздражаются под каким-либо воздействием. Рецепторы посылают информацию к нервным клеткам. Другие элементы рефлекторной дуги — нервные клетки, передают информацию импульсом в мышцу — человек совершает действие. Вся нервная система, создающая импульс представляет собой рефлекторною дугу. От рефлексов зависит работа организма каждого человека, независимо от его возраста. Однако у самых маленьких есть, лишь врожденные рефлексы, которые заложены в нервную систему, еще до рождения малыша.
Условные рефлексы формируются всю жизнь, в зависимости от опыта, который получает человек.
Например, кроха дотронулся до горячей чашки. Обжегся. В будущем у него рефлекторно будет одергиваться рука, когда он будет притягиваться к чему-то горячему. Как это запоминается? В мозг ребенка от рецепторов, которые находятся в кожных покровах, поступает информация — «горячо!», затем импульс передается в нужную мышцу. Кроха убирает ладошку. Это — рефлекторная дуга, чтобы она полноценно функционировала, должны работать все ее компоненты. Примером безусловного, врожденного рефлекса является реакция ребенка на незначительное раздражение в области рта, когда он поворачивает голову на раздражитель, и открывает ротик — это поисковый рефлекс.
Практически все врожденные рефлексы являются результатом эволюции и личностной зрелости крохи, согласно его возрасту, по ним педиатры определяют, как работает в целом организм ребенка, в особенности нервная система. Наиболее важными для жизнедеятельности младенца являются сосательный и защитный рефлексы.
Что ещё умеют новорождённые?
Мир звуков доступен малышам ещё со времени жизни в утробе. А через 2 – 3 дня после рождения они прекрасно отличают голос мамы от звуков, издаваемых другими людьми и предметами.
Видеть
Неумение фокусировать взгляд в первые неделю – две после рождения вовсе не говорит о том, что младенец не видит. Ещё как видит и даже запоминает!
Нюхать
Как уже говорилось выше, обоняние новорождённых развито прекрасно. И это им очень помогает в жизни.
Справлять естественные надобности
С этим младенцы прекрасно справляются самостоятельно. В отличие, кстати, от тех же щенят, которым в первое время нужна помощь матери, вылизывающей животики языком.
Кричать, кряхтеть, плакать и пищать
Малышам пока доступны только эти способы общения. Улыбаться, гулить и, уж тем более говорить они научатся позже. А пока они облекают все свои «послания» взрослым в доступные им формы.
Фото: http://globallookpress.com
Таблица основных врожденных рефлексов
Название рефлекса, возраст проявления |
Как вызвать и какая реакция нормальна |
Сосательный (с первых часов после родов до 3-4 месяцев) |
Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения. |
Защитный (с первых часов после родов до 1,5 месяцев) |
Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону. |
Хватательный (с рождения до 3-6 месяцев) |
Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы. |
Опоры (с рождения до 1-2 месяцев) |
Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе. |
Шаговый (с рождения до 1-2 месяцев) |
Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений. |
Поисковый (с рождения до 3-4 месяцев) |
Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти. |
Задержки дыхания (с рождения до 4-5 месяцев) |
Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки. |
Галанта (с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев) |
Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах. |
Хоботковый (с рождения до 2-3 месяцев) |
Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед. |
Бабинского (с рождения до 1-2 лет) |
Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся. |
Робинсона (с рождения до 3-6 месяцев) |
Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться. |
Переса (с рождения до 3-4 месяцев) |
Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки. |
Бабкина (с рождения до 2-3 месяцев) |
Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову. |
Моро (с первого дня после родов до 4 месяцев) |
Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает. |
Бауэра (с 3-4 дня жизни до 4 месяцев) |
Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»). |
Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.
Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?
В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины).
Симптомы и причины. Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием
Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу. Это явление может происходить по многим причинам
Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных – повышенное внутричерепное давление. Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта, невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.
Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Так же закатыванием глаз может проявляться эпилепсия. Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.
Возможны и другие варианты.
Например, у ребенка может быть боль в области глаз, глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами (аденоиды, воспаление пазух носа, миндалин, или воспаления ушей), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком?
В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту, а так же оториноларингологу, если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога.
Тестирование и результаты
Чтобы проверить наличие рефлекса Бабинского, врач использует тупой предмет, например шпатель. Перед тестом необходимо, чтобы человек находился в расслабленном состоянии. Можно предупредить человека об ощущении теста, которое может варьироваться от щекотливого до неудобного и неприятного. Затем врач будет твердо поглаживать нижнюю часть стопы с помощью предмета, двигаясь от пятки вверх к пальцам и далее к большому пальцу ноги. Стандартная реакция происходит автоматически, заставляя пальцы ног сгибаться вниз в направлении давления и стимуляции. Эта нормальная реакция подтверждает, что рефлекс Бабинского отсутствует.
Рефлекс Бабинского возникает, когда большой палец вытягивается вверх к верхней части стопы. Одновременно другие пальцы ног расходятся веером в разные стороны. Если это происходит, то это означает, что рефлекс Бабинского положительный.
Если ничего не происходит и нет никакой реакции, то это нейтральный результат. Тест, таким образом, не имеет никакого значения, и врачи перейдут к другим методам тестирования.
Невролог проведет тест на обеих ногах. Рефлекс, который присутствует на одной ноге и отсутствует на другой, может показать, какую сторону нервной системы поражает основное состояние.
Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.
Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:
Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.
Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии. Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения
В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.
Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии. Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.
Тест на гиперактивность
Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются
Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.
Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта
Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?
Заключение
Рефлекс Бабинского возникает в ответ на проведение тупым предметом по нижней части стопы от пятки до большого пальца. Когда рефлекс присутствует, большой палец поднимается вверх, а остальные пальцы вытягиваются в стороны.
Этот рефлекс может присутствовать у младенцев без каких-либо сопутствующих заболеваний. Однако после 2-летнего возраста рефлекс Бабинского должен отсутствовать. Положительный результат у взрослых или детей в возрасте старше 2 лет может быть признаком основного заболевания центральной нервной системы.
Научная статья по теме: Жирная пища может вызывать неврологические изменения в мозге.