Развитие речи малыша до 3 лет. как развивать речь ребенка

Как происходит развитие речи малыша в 2-3 года?

В возрасте 2-3 лет ребёнок быстро увеличивает свой словарный запас, и к третьему дню рождения он может насчитывать от 100 до 1200-1300 слов, включая все части речи — существительные, глаголы, предлоги, местоимения, прилагательные и наречия. Многие дети в этом возрасте уже неплохо разговаривают. При этом малыш обозначает себя не только по имени, но личными местоимениями — «я», «мне».

Кроме того, ребёнок имеет представление о числе «один» и в правильной последовательности может повторить две цифры (например, один-два).

Он понимает значение предлогов в конкретной ситуации, смысл вопросов (например, «На чём катались мы сегодня?») и может на них ответить. Ребёнок правильно употребляет формы падежа, лица, числа, времени, воспринимает словосочетания и фразы как единое целое. Он начинает использовать не только простые, но и сложные предложения, стараясь подражать речи родителей, членов семьи и близких людей. Чтобы развивать в нём этот «навык», ему необходим пример для подражания, а поэтому и говорить с ребёнком нужно так же, как с взрослыми членами семьи или окружающими, например: «Нужно надеть шапку, потому что на улице холодно». Подобные объяснения действий предупредят возможные «почему» и «зачем», ведь малыш входит в возраст «почемучки».

На третьем году жизни ребенок понимает, о чём говорится в сказке и, используя в речи распространённые предложения, начинает активно задавать вопросы. Он легко запоминает небольшие стихи и песенки, что помогает ему совершенствовать произношение. Однако, некоторые звуки он ещё может произносить неправильно, например, шипящие, свистящи , . На этом этапе жизни у детей наблюдается игра звуков и слов, в результате чего в их «словаре» появляются слова с «предметным переосмыслением»: ломоток или колоток (молоток), кусарик (сухарик), мазелин (вазелин).

В этом возрасте ребёнок понимает и способен правильно выполнить двухэтапную инструкцию (например, «Сходи в комнату и принеси мячик», «Возьми салфетку, вытри руки»).

Что должно насторожить родителей, если малыш ещё не заговорил?

Все мы индивидуальны, и наши дети — не исключение из этого правила. К 2-2,5 годам большинство детей уже начинает разговаривать, и кто-то сразу «сыплет» целыми предложениями, а у кого-то могут возникнуть некоторые трудности.

Родителям следует обратиться за консультацией к специалисту (отоларингологу или логопеду), если при общем нормальном физическом развитии ребёнка они заметили у него признаки задержки речи:

  • он произносит только несколько звуков и не может освоить остальные;
  • у него маленький словарный запас;
  • ребёнок путает названия частей тела;
  • упрямо говорит слова только «по-своему»;
  • не может строить простые фразы.

Эмоционально-социальное развитие

Между первым и третьим годами жизни происходит активное развитие поведения, привычек. Формируются основные черты характера и первые контуры личности. В это время дети проявляют сильную привязанность к родителям, а к незнакомым людям относятся с недоверием и страхом. Развивается чувство собственности, кажется, что все, что они любят должно принадлежать только им.

Ребенок начинает играть со сверстниками, у них возникают общие цели. Однако в этом возрасте они достаточно эгоистичны, поэтому общение не всегда протекает гладко.

Девочки

У девочек возникает первая концепция индивидуальности. Они говорят от себя, используют свое имя. Им нравится смотреться в зеркало, наряжаться. Девочки больше мальчиков испытывают потребность во внимании и одобрении взрослых, чаще проявляют самостоятельность, выполняют несложные поручения. Выражают свои чувства к близким, обнимают, целуют.

Мальчики

Мальчики обычно эмоционально сдержаны. Понимают просьбы, но выполняют только после уговоров или объяснений. Смотрят мультики, детские передачи. Осознают, что девочки играют в куклы, а мальчики в машинки.

Проявляют большую самостоятельность, настойчивость. Если что-то не сразу получается, капризничают, быстро отказываются от дела. Сильно привязаны к маме, начинают плакать, когда она уходит. Предпочитают наблюдать за игрой сверстников, нежели участвовать в ней.

Правильное развитие эмоционального фона, социального поведения формируется на основе домашней атмосферы. Малыши чувствуют эмоции взрослых, улавливая изменение поведения, тона разговора.

Чего ждать от кризиса трех лет

«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.

Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребятки, а вы любите путешествовать?

Дети: (ответ детей)

Воспитатель:

мы сегодня отправимся в гости к бабушке Нине в деревню, а поедем мы в деревню на паровозике.

Дети вместе с воспитателем строятся паровозиком

Воспитатель:

Заводим мотор р-р-р. Поехали

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

К бабушке ребят.

«чу-чу» делают круг по группе.

Воспитатель: Вот мы и приехали.

Бабушка: Здравствуйте внучата – милые ребята.

Дети: Здравствуй бабушка.

Воспитатель: Бабушка, мы приехали к тебе в гости, покажи, пожалуйста, где ты живешь?

Бабушка: Я живу в деревне, в доме расписном (обращает внимание на домик-ширму). Ко мне еще приехала внучка Маша

Вы не видели её?

Дети: Нет, не видели.

Раздаётся плач, из –за домика появляется Маша.

Бабушка: Что с тобой случилось, Машенька, почему ты плачешь?

Маша: Ой, бабушка, у тебя тут такие страшные звери живут! Стала я молоко пить, а мне на колени прыгнул серый, усатый, весь полосатый зверь и стал у меня молоко пить.

Бабушка: Ребята, кто это был?

Дети: Кошка.

Бабушка: Правильно кошка и зовут её Мурка. Ребята, а вы знаете стишок про киску.

Дети: Да.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись,

А то Машенька пойдёт,

Через киску упадёт.

Бабушка: Молодцы, ребята.

Маша: Только я вышла на порог, на меня зарычало чудовище с хвостом, думало, я косточку у неё отниму.

Бабушка: А это кто был?

Дети: Собака.

Бабушка: Правильно, это собачка Жучка. Ребята, а вы знаете стишок про собачку?

Дети: Да.

Вот сидит собака в будке,

Завтрак у нее в желудке,

Охраняет она дом,

Чтоб спокойно жили в нем!

Бабушка: Молодцы, ребята.

Маша: А за домом у тебя кто – то стоит с рогами, «му – у — у» говорит?

Бабушка: И кто же это такой?

Дети: Корова.

Бабушка: Правильно, молодцы. Это корова и зовут её Зорька. Ребята, а вы знаете стишок про корову?

Дети: Да.

Коровушка, коровушка,

Рогатая головушка!

Малых деток не бодай,

Молока им лучше дай!

Бабушка: Молодцы, ребята. Вот видишь Машенька, ребятки всех моих животных назвали. Смотри, а вот они сюда идут, все вместе.

Появляются кошка, собака и корова.

Бабушка: Погляди, внученька, они совсем не страшные. Ребята, что есть у животных?

Бабушка показывает на хвост, уши, ноги, рога.

Дети: Хвост, уши, ноги, рога.

Бабушка: Они у меня не одни живут. Мурка, Жучка, Зорька – это мамы и у них есть детки. У кошки кто?

Дети: Котята.

Бабушка: А у собаки?

Дети: Щенки.

Бабушка: А у коровы?

Дети: Телята.

Бабушка: Ребята, а как мама кошка зовёт своих деток?

Дети: Мяу – мяу.

Прибегает котёнок.

Бабушка: А как собачка щенков зовёт?

Дети: Гав – гав.

Прибегает щенок.

Бабушка: А корова как зовёт телёночка?

Дети: Му — у – у.

Приходит телёночек.

Раздаётся ко – ко – ко.

Бабушка: Кто же ещё спешит сюда?

Дети: Курочка.

Бабушка: Правильно Ребята, а вы знаете стишок про курочку.

Дети: Да.

Курочка-хохлушка

По двору ходит,

Хохолок раздувает

Малых деток созывает.

Ко – ко — ко! Ко – ко — ко!

Появляется курочка.

Бабушка: Глядите, да она не одна! Кто же с ней идёт?

Дети: Цыплёнок.

Бабушка: Правильно, цыплёнок. Пойдём, Машенька покормим с тобой моих животных.

Бабушка показывает мисочки с едой.

Маша: Бабушка, а как ты узнаешь, кто — что любит есть?

Бабушка: Сейчас детки нам подскажут. Ребята, вы поможете Машеньке, скажите моей внучке, что ест кошка, собака, корова и курочка?

Дети: Да. Кошка любит пить молоко, собачка любит грызть косточку, корова любит есть травку, а курочка любит клевать пшено.

Бабушка: Молодцы, ребята. Помогли Машеньке накормить животных.

Воспитатель: А как можно назвать одним словом?

Дети: Животные.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А кто ухаживает за этими животными?

Дети Бабушка

Воспитатель: Правильно. Животные, которые живут рядом с человеком, и за которыми ухаживает человек (кошка, собака, корова, курочка) называются домашние животные.

Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся и скажем «До свидание, бабушке Нине.»

Дети: До свидание, бабушка Нина!

Бабушка: До свидания, ребятки, приезжайте еще в гости.

Воспитатель: Давайте сядем в наш паровоз и отправимся в наш детский сад.

Дети вместе с воспитателем строятся паровозиком и делают круг по группе

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

В садик свой ребят.

Дети: Да.

Воспитатель: Дети вы молодцы! Очень все старались

Соотношение роста и веса по годам

Рост мальчиков в соотношении с весом составляет индекс массы тела. Эта величина позволяет судить о физическом развитии ребенка и его здоровье. Расчет индекса массы тела дает возможность определить:

  • истощение (степень недостаточности веса, при которой требуется лечение);
  • недостаток веса;
  • пониженную массу тела (в пределах нормы);
  • оптимальный вес;
  • незначительное повышение массы, не выходящее за границы нормы;
  • избыток веса;
  • ожирение (значительное превышение средних показателей веса, при котором необходимо лечение).

На первом году жизни

Обычно здоровые дети при рождении имеют длину тела 46–56 сантиметров. Длина тела новорожденных мужского пола часто немного больше, чем у девочек. Вес ребенка, как правило, от пола не зависит и на момент появления на свет может варьироваться в пределах 2,6–4 кг. При выписке малыш иногда весит меньше, чем при рождении, это тоже не является отклонением. Ниже представлена центильная таблица ВОЗ, определяющая длину тела и вес мальчиков на протяжении первых 12 месяцев при нормальном развитии.

Возраст (мес.) Вес (кг) Рост (см)
3,60 50
1 4,45 54,5
2 5,25 58,0
3 6,05 61
4 6,7 63
5 7,3 65
6 7,9 67
7 8,4 68,7
8 8,85 70,3
9 9,25 71,7
10 9,65 73
11 10 74,3
12 10,3 75,5

Нормальной прибавкой длины тела будет считаться 3–4 см в первые 3 месяца после рождения, затем по 2,5 см ежемесячно до полугода. Следующие три месяца жизни дети растут в среднем на 2 см в месяц, в промежутке 9–12 месяцев малыши прибавляют по 1 см. Если говорить о массе тела, то в течение первых 6 месяцев нормальной прибавкой является 0,6–0,8 кг каждые четыре недели, от полугода до 12 месяцев ребенок должен набирать по 300–500 г ежемесячно.

От года до трех лет

После 12 месяцев увеличение антропометрических показателей мальчика становятся более стабильными, поэтому между контрольными периодами уже не будет такой ощутимой разницы, как в первый год жизни. С двух до трех лет дети вырастают примерно на 6–7 см, при этом их вес может увеличиться только на один килограмм. Вес трехлетнего мальчугана достигает 14 кг, а длина его тела равна 96 см.

От четырех до шести лет

В промежутке с 4 до 6 лет малыши стабильно должны прибавлять ориентировочно по 1 кг каждые полгода. Длина тела также увеличивается равномерно. За один год мальчуган растет примерно на 7 см. К концу периода вес будущего мужчины, в соответствии с центильными таблицами ВОЗ, находится в пределах 21 кг, а рост достигает 116–118 см.

Многие родители считают своих маленьких мужчин недостаточно упитанными, поэтому начинают их усиленно кормить. Такие меры часто приводят к раннему детскому ожирению.

От семи до десяти лет

Период 7–10 лет характеризуется более активным изменением параметров развития детей. Каждые шесть месяцев они становятся выше в среднем на 2,8–3 см. Увеличение веса тоже происходит быстрее, чем в предыдущем периоде, средняя прибавка с 7 до 10 лет составляет около 1,3–1,5 кг ежемесячно. К 10 годам мальчик весит около 32 кг при росте 1,38 м.

От одиннадцати до тринадцати лет

В подростковом периоде с 11 до 13 лет дети становятся эмоционально нестабильными. Это связано с их активным формированием, функциональной перестройкой некоторых систем организма. Юноши в возрасте 11–13 лет немного отстают от девочек в темпах развития. Их масса увеличивается обычно на 4,5–5 кг в год. Показатели длины тела, начиная с 11 лет, как правило, возрастают на 6 см за 12 месяцев. К 13 годам длина тела подростка достигает 156,5 см, а масса его тела приблизительно равна 45,8–47 кг.

От четырнадцати до шестнадцати лет

Когда возраст юноши приближается к 14–15 годам, усиливается рост его костной ткани. Руки и ноги подростков заметно вытягиваются. Однако мышечная масса в 15 лет растет не так стремительно, как скелет, поэтому их сложение становится непропорциональным. Подростки к 15 годам активно формируются и обгоняют в развитии девочек к концу данного возрастного промежутка. Каждые полгода масса тела юноши становится больше на 2,5 кг. Рост увеличивается неравномерно, но к 16 годам он должен достигать 1,73–1,74 м.

В 17–18 лет

Формирование костно-мышечного аппарата к 18 годам еще не заканчивается, но молодые люди уже не выглядят такими нескладными, как прежде. Замедляется набор массы тела. За эти два года парень становится тяжелее лишь на 2,8 кг. Изменение роста с 17 до 18 лет становится совершенно незаметным, прибавка составляет всего 1 см.

К 18 годам совершенствуются двигательные реакции юношей, развивается координация движений, идет постепенное укрепление мышц, плечи становятся шире.

Бытовые умения

Что умеет ребенок в 2 года в области социально-бытовых навыков? Он старается делать все сам, подражая взрослому, но не обращаясь к нему за помощью

Поэтому родителям важно проявить чуткость и выручать ребенка только в том случае, если у него какое-либо действие совершенно не получается. Необходимо показать, как надо действовать правильно

Список умений довольно условен, но желательно, чтобы к двум с половиной годам ребенок уже ими обладал:

  • держать в руке ложку и аккуратно принимать пищу, не испачкав стол и одежду;
  • пить из чашки;
  • надевать носки, варежки, шапку;
  • мыть руки, в том числе и без напоминаний;
  • умываться;
  • проситься на горшок.

Чистка зубов пока происходит при помощи родителей или под их контролем. Умение ходить на горшок еще на стадии закрепления – днем малыш двух лет будет проситься, но к длительному терпению пока не готов, в ночное же время может произойти «неожиданность». Ребята в этом возрасте нередко показывают желание одеваться самостоятельно, однако пока плохо справляются с этим действием, родителям приходится помогать им.

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.

А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?

  1. Слова, которые ребенок произносит четко: «дай», «мама», «папа».
  2. Звукоподражания животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».
  3. Воспроизведение неполных слов: «бака» — собака.
  4. Слова, которые произносятся неправильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» — машина.
  5. Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (это норма до 2,5 лет): «ма» — мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).

«Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, нужно завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил ребенок. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей говорливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать», — советует логопед.

Простые упражнения для ребенка

Как учить говорить самых маленьких

С самых первых дней устанавливайте контакт с грудничком. Улыбайтесь ему, отвечайте на его движения, разговаривайте с ним, пойте, разнообразьте свою речь, меняйте голос, при этом ваша речь должна быть правильной и четкой. Постоянно говорите с ним, объясняйте, куда вы идете и зачем, что вы сейчас будете с ним делать. Обязательно делайте паузы, если видите, что ребенок пытается что-то вам ответить пусть на своем, пока птичьем языке. Задавайте ему вопросы, даже самому маленькому. Правда? Ты так думаешь? Ты так решил? В зависимости от обстоятельств.

Пользуйтесь бабушкиными стихами-играми: ладушки, сорока-ворона, гуси-гуси-га-га-га, сорока-белобока или идет коза рогатая, кроме запоминаний слов такие игры развивают и мелкую координацию рук. Повспоминайте или поищите другие считалки, умывалки, просыпалки, шагалки и так далее. Играйте в разные игры с пальчиками, перечисляйте их (заодно —научите ребенка считать—), пусть малыш загибает пальчики, этот большой пальчик папа, этот мама. Или например, пальчики заснули. Сгибайте пальчик за пальчиком, а потом разбудите всех, пусть разогнутся с криком ура, проснулись.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Когда ходите с ним по комнате, по кухне, по улице, рассказывайте ему про все, что встречается у вас на пути. Победой будет, если малыш сам начнет показывать пальчиком и пытаться назвать предмет, тогда можно научить его большему. Описывайте его действия. Он подошел открыл дверцу, говорите – ты открыл дверцу, теперь закрой. Если он взял в руки ложку, говорите – у тебя в руках ложка, положи ее.

Игра в вопросы. Задавайте вопросы обо всем и отвечайте на них. Например: кто это? Это папа. Какой он? Он большой и сильный. А ты кто? Ты малыш. А какой ты? Ты маленький. При этом можно еще показывать, какой маленький и какой большой, и так – пока не надоест.

Проводите регулярные простые упражнения для развития речевого аппарата:

  • вместе петь ритмично и с любыми мелодиями ма-ма-ма;
  • мычать как коровка, кукарекать как петушок, мяукать как кошечка и так далее.

Как научить ребенка говорить мама

Не ленитесь, используйте самый простой родительский прием, с которым они пристают к ребенку, скажи мама, скажи баба. Этот метод далеко не один и подходит совсем даже крохам, он заставляет ребенка повторять за мамой. А вот методы, которые помогут научить говорить слова осмысленно:

Картинки. Есть множество развивающих книжек с картинками, это визуально очень хорошо. Кто это, показывать на кошку и отвечать – кошка, она говорит мяу. Малыш должен начать понимать, какому животному на картинке относится какой звук. Потом продолжайте эту игру уже на улице, не с картинками, а с живыми животными.

Отмечайте звуками действия малыша. Если он упал, скажите бум-бум. Если он хлопает в ладошки, скажите хлоп-хлоп. Топ-топ. Чух-чух. Заодно вы преодолеете —кризис 1 года у ребенка—.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Расскажите малышу стишок или песенку, чтобы просто запоминалось и ритмично воспроизводилось. Когда ребенок запомнит стишок, он не сможет целиком его повторить, но спровоцируйте его самому сказать последнюю строчку. Для этого остановитесь на предпоследней строчке или произнесите ее неправильно.

Начните игру, спрашивая ребенка о том, где стоит тот или иной предмет. Где стол? Где кубик? Где мишка? Пусть малыш находит и показывает. А потом, позже, еще и называет это.

Съедобное-несъедобное. Говорите разные слова и если называете то, что можно кушать, говорите – ам, изображая, что хотите съесть что-то. И продолжайте в том же духе. Надо добиться того, чтобы малыш сам начал говорить ам, когда вы назовете съедобное.

Придумывайте сами игры и малыш тоже вам подскажет что-то, вот увидите. Дети узнают о мире, трогая его. Используйте этот принцип и играйте.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!

В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.

В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).

Что-то не так?

  • ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
  • отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
  • в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.

Ход игры: Предложить детям новую игру.

Мы ногами топ-топ

(топаем, высоко поднимая ноги)

А в ладоши хлоп-хлоп!

(хлопаем в ладоши)

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

(руки на пояс, кружимся).

Подвижные игры.

Делаем зарядку!

Цель: развитие подражания движений; развитие понимания речи. Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии друг от друга. Взрослый становится напротив детей. Он предлагает поиграть, выполняет определенные действия; комментируя их следующими словами

— Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!

Руки вверх!

Руки в стороны

Теперь походим топ-топ!

Руки вперед!

Похлопаем в ладошки!

Руки на пояс!

Присели!

Стоим!

Попрыгаем — прыг-скок!

Игры с игрушками и предметами детей, игры с кубиками.

Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий, конструирование.

Оборудование: пластмассовые или деревянные кубики разных цветов и другие фигурки из детских строительных наборов.

Ход игры: Предложите детям разноцветные кубики. Покажите и расскажите, что можно построить из кубиков.

Лучше обучать разным играм поэтапно: сначала дети учатся выстраивать башенки, затем дорожки, домики и т. д.

Игры с мячами

Направление: Попади в корзину, мяч с горки! Мяч в ворота и т. д.

Тоннели и мосты

Игра с куклами

Деловое общение детей со взрослыми

— Это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Обучать детей выражать свои мысли доступным ему способом, предложить выбор из нескольких вариантов. Наводящие вопросы.

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка аппликация).

Игры по развитию органов слуха: послушаем звуки, кто кричит? Звуки дома.

Найди такую же коробочку и т. д.

Игры для развития речевого слуха.

Кто там? Кто позвал? Найди картинку, найди игрушку.

Развитие дыхания

Например: Лети, бабочка, ветерок, вертушки, плыви, кораблик, мыльные пузыри, свистульки.

Значение развития движения рук и мелкой моторики пальцев.

Подражания движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития детей.

Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, которые доказывали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон, и положительно действуют на всю кору головного мозга. Поэтому развитие рук помогает детям хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Развитиедвижения рук включает:

— развитие хватания

— развитие соотносящих действий (пирамидки, матрешки, вкладыши)

— подражание движениям рук

— развитие движений кистей и пальцев рук

В ходе проведения специальных игр укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Игры и упражнения для развития ручной моторики.

— массаж рук

— разминать тесто, пластилин

— мять бумагу

— рвать бумагу

— нанизывать кольца (шарики на стержень)

— сортировать мелкие предметы

— опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком

— использовать разнообразные конструкторы

— использовать мозаику

— нанизывать бусинки на шнурок

— шнуровать

— завязывать и развязывать узелки, бантики

— расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, молнии

— отстегивать и пристегивать прищепки

— выкладывают фигуры из палочек и т. д.

Детям необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации.

Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет

Развитием речи надо заниматься с любым ребенком. Делать это следует по определенным правилам:

Систематичность. Занятия надо проводить регулярно, лучше заниматься каждый день. При этом занятия должны быть недолгими, иначе ребенку они быстро надоедят.
Спокойствие. Родителям надо запастись терпением, так как заниматься ребенком надо постоянно, а некоторую информацию дети могут долго не усваивать. Нельзя повышать голос, заниматься с ребенком в плохом настроении, любой негатив должен быть исключен.
Игровая форма
Дети в 2-3 года неусидчивы, быстро переключают внимание, отвлекаются, а игра является основным видом их деятельности, поэтому и занятия с ними надо организовывать в соответствующей форме

Она лучше воспринимается детьми, игры хорошо запоминаются.
Использование наглядных материалов
Ребенок в этом возрасте еще плохо воспринимает информацию, поэтому важно широко использовать наглядный материал. Это могут быть различные карточки, плакаты, фигурки, обычные игрушки

Этот список ограничивается только фантазией родителей.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Этот возраст является важным моментом в подготовке детей к школе. Ребёнок должен уметь связно и в правильной последовательности излагать свои мысли. После пяти лет словарный запас стремительно растёт. Подсчитать количество употребляемых слов уже невозможно. Сформирован навык звукового анализа. При подготовке к школе дети должны уметь правильно определять позицию звука в слове: начало, середина, конец слова, точное место звука в слове, также называть все звуки по порядку в слове. У детей могут наблюдаться ошибки в употреблении форм множественного числа существительных, в именительном и родительном падежах: мяч — нет мячов, одно ухо — много ухов.

В норме дети этого возраста должны чётко произносить все звуки на уровне слов и предложений. К сожалению, это происходит не всегда. У большинства детей наблюдаются недостатки звукопроизношения, связанные с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата или с недоразвитием фонематического слуха.

В этих случаях родители срочно должны обратиться к логопеду, чтобы специалист установил причину неправильного звукопроизношения и провёл коррекционную работу. Чем позже родители обратятся за помощью, тем дольше они будут ждать результата. Чем старше становится ребёнок, тем сильнее в его речи закрепляется неправильное звукопроизношение, тем дольше будет проходить период автоматизации поставленного звука в речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector