Дыхательная гимнастика в детском саду: здоровье на первом месте
Содержание:
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой
- Польза дыхательной гимнастики
- Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет
- Дыхательная гимнастика во время коронавируса
- Как правильно проводить дыхательную гимнастику
- Для школьников от 6 до 12 лет
- Общие правила выполнения
- Занятие по дыхательной гимнастике в детском саду
- Игры и упражнения для дыхания в стихах
- Показания к проведению гимнастики Стрельниковой
- Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками
- Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду
- Дыхательная гимнастика и игры — Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми 4–5 лет
- Суть и положительное влияние гимнастики
- Комментарий эксперта
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Представляет собой немедикаментозный способ оздоровления, изначально разработанный для восстановления певческого голоса. Однако практика показала, что регулярное выполнение упражнений позволяет остановить приступы удушья, убрать мигрени и болевые ощущения в сердце, нормализовать артериальное давление, нормализовать работу иммунной системы, увеличить умственную и физическую работоспособность.
Метод применяется при заболеваниях органов дыхания, кожных патологиях, болезнях мочеполовой системы и позвоночного столба, заикании и иных болезнях голосового аппарата и неврозах.
Ладошки
Упражнение применяется при различных патологиях. Пациент стоит или сидит, спина прямая, руки согнуть в локтевых суставах, а ладони повернуть к себе. Сжать ладони в кулаки, выполнять резкие и шумные вдохи. Повторить 8 раз, отдохнуть и снова приступить к выполнению. Всего нужно сделать 20 циклов.
Погончики
Упражнения можно выполнять сидя на стуле или стоя. Спину держать прямо, ноги поставить чуть уже ширины плеч, а руки разместить на уровне талии. Кисти сдать в кулаки. Выдыхая, резко пустить кулаки вниз, разжать их и растопырить пальцы. Напрячь максимально кисти и плечи. Выполнить 8 циклов по 8 упражнений в каждом.
Насос
Подходит для профилактики и лечения любых заболеваний, особенно при бронхите. Изначальное положение как у Погончиков, за исключением рук, они должны быть опущены вниз. Громко вдыхая, наклоняться медленно, а выдыхая вернуться в исходную позицию. Сделать 8 циклов по 8 повторений.
Обнимашки
Лучше выполнять при бронхите. Встать или сесть ровно, согнуть в локтях руки и поднять на уровне плечевого пояса. Резко вдыхая, руки нужно двигать навстречу друг друга, стремясь обнять себя за плечи. Выдыхая, кисти развести. Чтобы добиться лучшего эффекта, лучше вдыхать сначала ртом, а потом носом. Выполнить 16 раз на носовое дыхание и 16 на ротовое.
Восьмерки
Еще одно упражнение, показанное при бронхите. Выполнять стоя, ноги поставить на ширину плечевого пояса. Наклонится вперед и, резко вдохнув через нос, задержать дыхание. Начать считать вслух до 8, потом еще раз, до тех пор, пока есть возможностью
Кошка
Стоять ровно, поставив ступни на ширине своих плеч. Руки, согнутые в локтевых суставах, держать у туловища, кисти расслабить. Вдыхая, сделать поворот направо с полуприседом, а руки совершают хватательное движение. Выдыхая, встать в изначальное положение. Повторить в другую сторону.
Большой маятник
Вдыхая, наклоняемся, потом поднимаемся, обнимаем руками свои плечи, голову запрокидываем. Выдыхать быстро между наклонами. Если есть травмы позвоночного столба или патологии, упражнение противопоказано.
Повороты головы
Встать, руки расслабить, совершать повороты сугубо головой. Вдыхая, поворачиваем ее в одну сторону, выдыхая, смотрим перед собой. Повторить в другую сторону.
Ушки
Исходное положение как в прошлом варианте, только голову нужно наклонять ухом к плечу. Вдох – наклон, выдох – исходное положение.
Перекаты
Встать так, чтобы левая ступня, на которую опираемся, стояла перед правой. Вдыхая, присесть на левой и сразу же выпрямить ногу. Выдох. Теперь, вдыхая, присесть на правой, держа левую на носке и выпрямить ногу. Сменить ноги и повторить.
Шаг
Встать прямо. Левую ногу согнуть в колене и поднять до уровня грудной клетки, не забывая тянуть носок. Вдыхая, присесть на правой. Выдох – возврат к изначальному положению и смена его. Повторить с правой ногой.
Польза дыхательной гимнастики
Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто
Обратите внимание на следующие внешние признаки:
- Бледность
- Утомляемость
- Сонливость
- Медлительность
- Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
- Дыхание через рот
- Частые респираторные заболевания.
От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.
Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:
Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.
Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.
При заболеваниях ЖКТ
Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.
Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.
Улучшается циркуляция крови в мышцах.
При заболеваниях сердца
Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.
При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)
Тренируются мышцы органов речи.
Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет
Для детей 4-5 лет дыхательная гимнастика становится чуть более сложной и более осознанной. Ребёнок в процессе занятий учится воспринимать своё дыхание и контролировать его.
- «Послушаем свое дыхание»
Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его глубину и состояние организма.
Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Мышцы расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
- куда попадает воздушная струя и откуда выходит;
- какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
- какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
- какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.
Важно не только провести с ребёнком упражнение, но и объяснить ему значение тех или иных показателей
- «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание. Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция
Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть
Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох нужно прекратить, сделать небольшую паузу и плавно выдохнуть через нос. Повторить 5-10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
- «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. Исходное положение: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты
Обе ладони положить на пупок
Исходное положение: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Обе ладони положить на пупок.
- Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
- Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
- Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
- «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание)
Цель: научить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких. Исходное положение: лежа, сидя, стоя
Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание
Исходное положение: лежа, сидя, стоя
Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание
- Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
- Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
- На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.
Повторить 6-10 раз.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.
Дыхательная гимнастика во время коронавируса
Доктор Нейт Фавини, ведущий врач Центра передовых медицинских технологий, отмечает, что нет никаких доказательств того, что дыхательные упражнения полезны для больных коронавирусом и помогут защитить организм от болезни, если он уже поражен .
«Цель упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях, — очистить легкие от слизи, восстановить дыхание и сохранить дыхательные пути открытыми», — говорит врач Майкл Нидерман из Высшей школы медицинских наук им. Вейля Корнелла в Нью-Йорке . Он считает, что гимнастика должна строиться на глубоких вдохах и кратковременной задержке воздуха. Такие циклы упражнений часто заканчиваются сильным кашлем, что говорит об очищении легких. «Глубокое дыхание увеличивает количество кислорода, попадающего в легкие, и объем покидающего их углекислого газа», — объясняет Эма Свингвуд, председатель Ассоциации дипломированных физиотерапевтов по респираторной помощи .
При этом вдыхание большого количества воздуха через рот может вызвать раздражение слизистой. Особенно если выполнять упражнения в сухом, недостаточно проветренном помещении. На первых порах лучше вдыхать через нос, так как при этом воздух согревается и увлажняется. Дыхательные упражнения помогают быстрее восстановиться после болезни, но они не защищают от заражения COVID-19.
Как правильно проводить дыхательную гимнастику
Первое важное условие — свежий воздух. Лучше всего проводить занятия на природе
Если такой возможности нет, позаботьтесь о том, чтобы помещение было хорошо проветрено.
Второе условие можно условно назвать «пустой желудок». Он может быть и не совсем пустым, конечно. Но заниматься сразу после еды строго не рекомендуется, а вот перед едой – очень даже хорошее время, так как желудок уже пустой, а упражнения обычно разжигают аппетит. Во всяком случае, на момент занятий должно пройти не менее часа после последнего приёма пищи.
Лучший режим занятий для детей: 10—15 минут два раза в день, но это зависит в том числе и от их возраста. Некоторые из упражнений можно встроить в повседневную жизнь в качестве забавы, не придерживаясь чёткого распорядка, а просто уделяя им свободные минутки между другими занятиями.
Дальше в статье рассмотрим особенности занятий дыхательной гимнастикой для разных возрастов и приведём примеры упражнений.
Для школьников от 6 до 12 лет
В этом возрасте мы можем выполнять с ребёнком все упражнения, уже описанные ранее, а кроме того, добавляем более сложные упражнения, которые мы не смогли бы объяснить ребёнку, пока он слишком мал.
Нюхаем цветок. Этим упражнением лучше начать цикл дыхательной гимнастики, оно приучает в том числе к правильному носовому дыханию. Выполнять его можно сидя, стоя, лежа – в любом положении, но с одним условием спина должна быть прямой. Следует сделать глубокий вдох носом, как бы принюхиваясь, то есть втягивая воздух носом. Выдох также происходит через нос – медленно и спокойно. Всего следует сделать три-четыре таких вдоха и выдоха.
Попросите ребенка прислушаться к ощущениям внутри носовых проходов и попытаться описать их. Обычно речь идет о пощипывании или покалывании.
Дело в том, что слизистая оболочка носа пронизана множеством капилляров
Когда мы замедляем и интенсифицируем процесс прохождения воздуха через нос, а также акцентируем на нем свое внимание, мы можем почувствовать, как кислород поступает в кровь прямо через слизистые носа. Похожим образом это происходит внутри легких, пронизанных кровеносными сосудами
Считается, что кислород, усвоенный через нос, поступает прямо в мозг. Именно поэтому при заложенности носа, рините и других проблемах, затрудняющих приток воздуха непосредственно к слизистым носа, мозг человека страдает от кислородной недостаточности. Знание этих фактов и само ощущение дыхания носом может мотивировать ребенка содержать носовые проходы в чистоте, избегать факторов, провоцирующих простуды. Кроме того, слизистые носа – своеобразный центр иммунитета в организме. Это значит, что активное (и спокойное) осознанное дыхание через носовые проходы помогает предотвращать многие заболевания и справляться с их последствиями.
Спокойное дыхание. Упражнение также выполняется в любом удобном положении и в спокойной обстановке. Оно может оказаться немного сложнее, чем выглядит на первый взгляд, поэтому освоение его должно быть постепенным. Труднее всего оно может даваться именно впечатлительным, легковозбудимым или тревожным детям, и именно им оно принесёт наибольшую пользу.
Следует сделать медленный вдох до расширения грудной клетки, затем – небольшую паузу (задержку дыхания) и плавный выдох. Всего следует сделать от пяти до десяти таких вдохов и выдохов. Сложность заключается лишь в том, что эти действия не должны вызывать никакого физического напряжения. Поэтому позвольте ребёнку самостоятельно определять время вдоха, задержки и выдоха по своим ощущениям.
Хомяк. В этом упражнении ребёнок, вдыхая, изо всех сил надувает щёки (как в описанном в предыдущем разделе упражнении «Пузырики»). Затем выполняется задержка вдоха, во время которой щёки остаются напряженными. Во время этой задержки можно выполнить несколько шагов (хомяк тащит припасы, спрятанные за щеками, в свою нору). Резкий выдох происходит за счёт удара ладошками по щекам. После этого следует сделать несколько частых вдохов – хомяк обнюхивает окружающее пространство. И затем вновь отправляется за припасами – вдох с надуванием щёк, задержка, резкий выдох за счет хлопка по щекам, несколько частых вдохов. Повторить упражнение можно три-четыре раза.
Сочетание различных по характеру действий в одну последовательность (которая на самом деле вполне логична с точки зрения физиологии) помогает лучше овладеть искусством управления своим дыханием в разных его аспектах. Создание дополнительного давления внутри ротоносовой полости, как уже было сказано выше, способствует повышению местного иммунитета за счет устранения застойных явлений.
Кулачки. ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Вдыхать следует не одним сплошным вдохом, а в четыре приема – четыре коротких резких вдоха. Кулаки в это время сжимаются (во время вдоха) и разжимаются, как бы помогая ребёнку управлять своим дыханием. Выдох происходит произвольно, спокойно, через нос. Такое упражнение совершенствует не только дыхательную, но и нервную систему.
Боевой клич индейцев. Упражнение помогает овладеть своим голосом, научиться говорить звучно, контролировать громкость и «полетность» голоса.
Выполняется в любом положении. Само упражнение предельно просто: следует издавать звук, одновременно ритмично прикрывая ладонью рот. Дайте ребёнку задание регулировать громкость крика. Пусть он издает звук то с большей, то с меньшей громкостью.
Объясните также, что голос следует мысленно посылать вдаль, чтобы он звучал громче (вместо того, чтобы перенапрягать связки), и дайте малышу возможность потренироваться и убедиться в этом.
Общие правила выполнения
Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:
Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
Первые занятия проводите лежа на спине.
Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”
Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч
Они должны быть расслаблены.
Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.
Занятие по дыхательной гимнастике в детском саду
При проведении занятий дыхательной гимнастикой в ДОУ следует учитывать возрастные особенности дошкольников и уровень сложности упражнений. Выполнение комплекса из 5–7 заданий занимает 8–12 минут. Этапы проведения гимнастики:
- Вводная часть: упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 2–3 минуты.
- Основная часть: задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 4–5 минут.
- Заключительная часть: упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.
В ходе гимнастики можно использовать разнообразные атрибуты с целью повышения мотивации дошкольников
Видео: занятие по дыхательной гимнастике «Путешествие в лес» в младшей группе
Watch this video on YouTube
Умение правильно дышать крайне важно для ребёнка. Ведь это не только необходимый базис для крепкого здоровья, но и условие для полноценного умственного развития
Задача воспитателя — облечь дыхательную гимнастику в занимательную игровую форму. На помощь придут забавные стихотворения и интересные пособия. Выполнение несложных упражнений постепенно войдёт у дошкольников в привычку и сделает времяпрепровождение в детском саду ещё увлекательнее.
Игры и упражнения для дыхания в стихах
В детском саду активно используются упражнения из картотеки дыхательной гимнастики в стихах.
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений в стихах
Во время выполнения такой методики, руководителю важно наблюдать:
- За вдохом детей – он осуществляется через нос.
- За полным расслаблением плеч.
- За выдохом – он умеренный и расслабленный.
- За щеками – они не должны надуваться.
- За общим состоянием ребенка – при возникновении головокружения, упражнения следует прекратить.
Упражнение «Футбол»
Для выполнения упражнения необходим маленький мячик и ворота (можно сделать из конструктора). Задача ребенка — «забить» в ворота гол. Язык в этот момент должен лежать на нижней губе.
Перед упражнением ребенок произносит строчки стихотворения:
- «Мой веселый звонкий мяч» (во время первого знакомства с упражнением строчки произносит руководитель);
- «Ты куда пустился вскачь?» (атем происходит непосредственное выполнение упражнения, и после него необходимо про
Показания к проведению гимнастики Стрельниковой
Лечебная гимнастика Александры Стрельниковой полезна при бронхиальной астме, бронхите, пневмонии, аденоидах, гайморите и рините, аллергии, стенокардии и ишемической болезни сердца, синдроме вегето-сосудистой дистонии и головных болях, гипертонии, остеохондрозе, заикании, храпе, депрессии. Также дыхательные упражнения следует выполнять пожилым, детям, беременным и лицам с избыточным весом.
Рассмотрим подробнее, чем полезна гимнастика А.Н. Стрельниковой при некоторых состояниях и заболеваниях.
Гимнастика Стрельниковой при насморке и аллергии
Носовое дыхание – естественный физиологический процесс, о котором в повседневной жизни мы не задумываемся. Воздух, проходящий через носовую полость, очищается и согревается. При нарушениях такого типа дыхания кислород в недостаточном объеме поступает в легкие, что приводит к серьезным изменениям организма.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой позволяет восстановить носовое дыхание при насморке вследствие развития аллергической реакции, гайморите, рините.
Гимнастика Стрельниковой при ларингите, бронхите и астме
Главным условием дыхательной гимнастики является выполнение резких коротких вдохов носом. При этом легкие раскрываются в несколько раз больше, чем во время обычного неосознанного дыхания. К дыханию добавляются динамические упражнения, которые направлены на сжатие грудной клетки. В такой позиции диафрагме и другим дыхательным мышцам приходится приложить больше усилий, чтобы сделать вдох.
Это способствует улучшению газообмена, устранению спаек и отхождению мокроты.
Лечебная гимнастика Стрельниковой показана при ларингите, бронхите, астме, фарингите и других заболеваниях дыхательной системы.
Гимнастика Стрельниковой от заикания
Механизмом заикания является спазм мышц речевого аппарата, мышц гортани и дыхательные судороги. Наряду с психологическими, медикаментозными, психотерапевтическими методами лечения специалисты рекомендуют использовать дыхательную гимнастику и упражнения для пения.
Во время лечения необходимо выполнять максимально глубокий вдох, укреплять голосовые связки и возвращать в тонус диафрагму.
Гимнастика Стрельниковой при гипертонии
Дыхательные упражнения положительно влияют на работу сердечно-сосудистой системы. В последствии главная мышца нашего тела – сердце, перекачивает кровь с меньшими усилиями, что снижает нагрузку на сосуды и, следовательно, артериальное давление.
Гимнастика для беременных
Во время беременности с 4-5 месяца рекомендуется использовать упражнения для дыхания. Гимнастика улучшает насыщение кислородом крови, обменные процессы, повышает иммунитет, является профилактикой ОРЗ.
Выполнять упражнения необходимо в небольшой амплитуде, исключить резкие движения. Перед началом занятий следует проконсультироваться с врачом.
Гимнастика Стрельниковой для детей
С помощью упражнений на дыхание множество заболеваний сводится к минимуму. Если гимнастику начать с раннего возраста, то можно и вовсе искоренить проблему. Лечебные упражнения особенно рекомендуются детям при заикании, астме и аденоидах.
Выполняйте все упражнения друг за другом последовательно. Строго соблюдайте дозировку и наблюдайте за реакцией организма.
Гимнастика Стрельниковой для похудения
Качественное и глубокое дыхание способствует улучшению обменных процессов организма. При выполнении дыхательных упражнений диафрагма массирует органы брюшной полости, вследствие чего функции желудочно-кишечного тракта приходят в норму. Также ускоряются процессы окисления жиров. Одновременно с этим правильное дыхание укрепляет иммунитет и нервную систему, улучшает настроение и придает сил.
Данные эффекты будут способствовать снижению веса без вреда для здоровья. Для похудения следует ежедневно выполнять весь представленный комплекс упражнений. Дозировка определяется индивидуально в зависимости от возраста, физиологических показателей, уровня физической подготовленности и наличия сопутствующих заболеваний и травм. Для этого следует обратиться к специалисту или врачу.
Сочетание дыхательных упражнений с силовыми тренировками позволит достичь результата намного быстрее. Для новичков советуем включить в свои занятия упражнения:
- с мини-петлями;
- эспандером,
- фитболом
- или освоить такое направление, как калланетика.
Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками
Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.
Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание
Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться
При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме
Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:
Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием
Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой
Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).
Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду
Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.
Целей ставится гораздо больше:
- Укрепление иммунитета
- Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
- Корректировка дефектов речевого дыхания
- Повысить уровень кислорода в крови
- Улучшить обменные процессы детского организма
- Научить детей носовому дыханию
- Избавиться от поверхностного дыхания
- Развить плавный вдох, длительный выдох
- Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
- Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.
Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.
Дыхательная гимнастика и игры — Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми 4–5 лет
Публикация «Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми…»
Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика и самомассаж, которые…
Картотека дыхательной гимнастики для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Картотека дыхательной гимнастики для средней группы. Комплекс №1 1. «Послушаем своё дыхание» Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма. И. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный…
Пальчиковая гимнастика по лексической теме «Воздушный транспорт» для детей среднего, старшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика по лексической теме «Воздушный транспорт» для детей среднего, старшего дошкольного возраста «Самолет» Я построю самолет, (разводим руки широко в стороны) Шлем надену — и в полет. (показываем «шлем» над головой) Сквозь волнистые туманы, Полечу в другие…
Картотека дыхательной гимнастики для старшей группы
«Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох, Качели вниз (выдох, Крепче ты, дружок, держись….
Дыхательная гимнастика и игры — Дыхательные игры для старших дошкольников
Статья «Дыхательные игры для старших…»
КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох,…
Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования город Десногорск» Смоленской области. «Дыхательная гимнастика для детей 4 — 5 лет» Составила: Фомичева Оксана Игоревна Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет…
Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми 4–5 лет
«Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми 4-5 лет» Четкая, внятная речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка. Очень многие дети дошкольного возраста сейчас имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков….
Дыхательная гимнастика для детей 3–5 лет
Дыхательная гимнастика средняя группа (возраст 3-5)  Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый…
Страницы:
…
Суть и положительное влияние гимнастики
Гимнастика является единственной в своем роде по технике выполнения и дает действительно потрясающие результаты.
- Вдох — при всех упражнениях короткий, резкий, шумный вдох носом (3 вдоха в течение 2х секунд), который совершается на пике движений (упражнений), сжимающих грудную клетку.
- Выдох — выдыхать нужно произвольно, через рот. Выдох является пассивным, а точнее, на нем вообще нельзя концентрироваться: считается, что организм сам выбросит лишний воздух.
Во время занятий в работу включаются все части тела, что вызывает общую, выраженную физиологическую реакцию организма и, соответственно, повышенную потребность в кислороде.
- Все упражнения выполняются параллельно с дыханием. Это приводит к усилению тканевого дыхания и помогает всем тканям организма лучше усваивать кислород и активировать все обменные процессы.
- Особый вдох приводит к раздражению обширной зоны рецепторов, расположенных на слизистой оболочке носа. Рецепторная зона обеспечивает рефлекторные связи полости носа практически со всеми органами. Это определяет самый широкий спектр воздействия упражнений, помогает в лечении различных заболеваний практически всех органов и систем, но самое сильное влияние оказывают на органы дыхания и особенно актуальны при бронхите, астме, ОРВИ.
- Вдох «отправляет» вдыхаемый воздух в самые глубокие отделы бронхов, благодаря чему легкие наполняются воздухом полностью. Жизненная емкость легких уже после 1го занятия увеличивается на 0,1-0,3 л. Нормализуется газовый состав крови, артериальная кровь содержит больше кислорода. Поскольку вдохи проходят параллельно активным движениям, в работу в полном объеме включается и диафрагма. Как известно, это самая сильная мышца, которая участвует и в дыхании, и в звукообразовании. Также реализуется так называемый диафрагмальный массаж почти всех органов брюшной полости.
- Параллельно кислородом насыщается и кора головного мозга, что приводит к улучшению работы всех центров, регулирующих функции организма.
- Реализуется процесс саморегуляции обменных процессов.
Комментарий эксперта
Елизавета Конева, д.м.н., главный специалист по медицинской реабилитации АО ГК «Медси», руководитель Центра восстановительной медицины Клинической больницы №1 «Медси», профессор кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова
Дыхательная гимнастика не спасет от заражения, но она показана пациентам с коронавирусной инфекцией. В период болезни, при пневмонии, мы обязательно рекомендуем делать индивидуально подобранные упражнения. У пациента, как правило, снижена мобильность, есть риск гиподинамии, поэтому дыхательные упражнения идут на пользу восстановлению
Они подбираются с учетом локализации по показателям КТ: важно понять, какая часть легких поражена, и, исходя из этого, подобрать комплексы, направленные на индивидуальную работу
Нельзя выбирать между прогулкой на свежем воздухе и дыхательными упражнениями. Это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые рекомендации, которым нужно следовать. Врачи назначают дыхательные упражнения при влажном кашле, для улучшения отхождения мокроты. При сухом кашле они неэффективны и могут даже ухудшить ситуацию.
Дыхательная гимнастика — это двигательная нагрузка, при которой происходит изменение сердечного ритма, направленная в том числе на включение дополнительных объемов вдыхаемого воздуха. При ковидной пневмонии меняется эластичность бронхолегочной системы, поэтому не стоит прибегать к дыхательной гимнастике самостоятельно, без консультации специалиста и комплексного лечения
В процессе выполнения упражнений важно контролировать давление и пульс. Работа направлена на улучшение дренажных функций и активизацию основной дыхательной мускулатуры
При ОРВИ, если нет бронхолегочных осложнений, упражнения не нужны, как и при полном восстановлении после пневмонии. Если у пациента диагностирована сформированная фиброзная ткань в легких, то стоит продолжать выполнение упражнений и после болезни.
Что касается дыхательных комплексов, то нет универсальных программ, которые подойдут любому человеку. Здоровые люди могут попробовать освоить дыхательные техники, но лучше делать это после консультации со специалистом. Нужно подробно изучить анамнез пациента, определить симптоматику, хронические заболевания и индивидуальные особенности и только тогда подбирать упражнения и техники. Советую воздержаться от экспериментов со здоровьем и вовремя обращаться к врачам.