Подготовка и проведение занятий по логоритмике в детском саду

Цель и задачи

Целью ставится укрепление у ребенка правильной мимики лица, установление оптимального ритма дыхания при произношении речи, формирование фонетической системы, тренировка мелкомоторной деятельности и крупной моторики. Детей обучают объединять подвижную деятельность и разговор объединяя их единым ритмом, учат координации движений и пространственной ориентации, вырабатывать и совершенствовать интонацию произношения.

Задачи метода:

  1. Коррекция осанки, формирование разных видов моторики при различных ритмах и скорости подвижных упражнений.

  2. Исправление и полная ликвидация скованности движений, напряжения в мышечных тканях тела и лица, согласование гармоничности взаимодействия конечностей.

  3. Обучение легкости, непринуждённости и естественности движений и жестикуляции.

  4. Отработка имитации действий.

  5. Речевая и слуховая тренировка внимания и его закрепление.

  6. Общее развитие речи (сила голоса, отчетливость, звучание), правильное произношение и ритмика дыхания.

Более детально с теоретической частью предмета можно ознакомиться в учебной литературе, к примеру:
 

Особенности и средства

Такая методика включает в себя следующие аспекты.

Разные виды ходьбы, маршировки, прыжки, приседания. Они формируют у детей координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, понимать, где право и лево, что значит впереди, сзади, сверху, снизу. Обычно с таких упражнений начинают занятия.
Дыхательные и артикуляционные упражнения, которые развивают силу, выразительность, высоту голоса, а также мышцы артикуляционных органов.
Игры по коррекции речи (например, для развития фонематического слуха). Способствуют устранению имеющихся нарушений восприятия и произношения. Ребенку предстоит повторять сложные звуки, находить и распознавать их в словах.
Пение. Улучшает интонацию, помогает справиться с заиканием, скороговорением, да и просто доставляет ребенку удовольствие.
Упражнения на счет. Позволяют малышу запомнить порядковый счет предметов.
Пальчиковую гимнастику. Это дает прямую стимуляцию зон коры головного мозга, отвечающих за развитие речи.
Упражнения на развитие моторики: общей и мелкой

Способствуют развитию речевых и мыслительных процессов.
Игры на внимание, развитие памяти. Развивают навыки быстрого переключения между действиями.
Упражнения, направленные на нормализацию тонуса мышц речевого аппарата

Требуются деткам с дефектами речи, в частности заиканием.
Танцы. Учат чувству ритма, улучшают пластику и осанку малыша, дают выход энергии у слишком непоседливых детей.
Упражнения на развитие мимики. Незаменимы для детей с нарушениями речи. Часто их лицевые мышцы малоподвижны. Невыразительная мимика делает невыразительным и произношение, поэтому требуется коррекция.
Релаксацию. Такие упражнения обычно завершают занятия по логоритмике. Они нужны, прежде всего, детям с гиперактивностью и подобными нарушениями в работе нервной системы, когда накопленная энергия выплескивается с трудом.

На начальном этапе занятий ребенок может просто повторять за взрослым движения, затем – отдельные слова или окончания фраз. А когда сможет запомнить весь текст – пусть повторяет его от начала до конца.

  • На прогулке можно имитировать звуки или движения мира природы (птиц, животных, погодных явлений).
  • В ванной легко получается поиграть в шторм, в отважных капитанов, изобразить плавающих рыбок, разыграть рассказ или сказку на морскую или речную тематику.
  • Занимаясь гимнастикой, можно включить подходящую музыку и выполнять упражнения, имитирующие какие-то другие действия (прыгание лягушки, потягивание кошки, качание веток от ветра).

Возможностей вовлечь малыша в логоритмические занятия много, фантазия взрослых может подсказать и другие варианты.

К числу средств, которые можно использовать для логоритмики, относятся:

  • игры;
  • упражнения;
  • песенки;
  • стишки.

Сама тренировка проводится в увлекательной для малышей игровой форме, поэтому они не только проводят время с пользой для себя, но и получают удовольствие. Для того чтобы ребенку было интересно, следует включать в занятия логоритмикой кукол, игрушки. Для развития навыков работы рук потребуются деревянные ложки или палочки; кубики, кольца от пирамидок или аналогичные предметы. А взрослый может вооружиться куклами-рукавичками, которые придадут занятию особое настроение.

Основные комплексы логоритмики

Логопедическая ритмика – это не строгие инструкции, а рекомендации, которые надо модифицировать и развивать самостоятельно. Творческий подход к процессу приветствуется.

Занятие по логоритмике должно включать:

  • ходьбу на месте, в разных направлениях;
  • действия на отработку речевого дыхания, постановку артикуляции, голоса;
  • упражнения для оттачивания внимания, поддержания мышечного тонуса;
  • ритмические действия, формирующие чувство темпа;
  • пение, произношение звуков, слов или фраз под музыку и без;
  • действия, способствующие развитию мелкой моторики.

Все перечисленные виды активности должны быть тесно связаны с музыкой

По этой причине подбору композиций надо уделить повышенное внимание

Игры и упражнения

Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – оптимальный вариант отработки нужных действий и оттачивания полезных навыков. Лучше всего систематически давать ребенку простейшие задания, плавно и постепенно усложняя их характер.

Время от времени следует вводить ролевые игры (игроритмика)

В них ребята должны действовать по сценарию, видя конечную цель, осознавая важность своих стараний

С помощью логоритмики можно своевременно выявлять и корректировать проблемы в развитии ребенка.

Логоритмические игры и упражнения:

  • удерживание в воздухе или перемещение легких предметов (перо, кусочек ваты, мыльный пузырь) с помощью дыхания;
  • надувание мыльных пузырей, соревнования на самый большой шарик;
  • игра на духовых музыкальных инструментах;
  • подъем и опускание рук со звуковым сопровождением – сначала вдох и выдох, потом отдельные звуки и слоги, затем ключевые слова и фразы. Постепенно движения можно дополнять и усложнять;
  • непрерывное воспроизведение протяжных звуков – для облегчения и разнообразия процесса ребенок может тянуть веревочку, длину которой следует постепенно увеличивать, не предупреждая его;
  • чтение стихов под музыку с одновременным выполнением простых движений.

Действенное и интересное логоритмическое упражнение – одновременное пение с попыткой изобразить произносимые слова или их характеристики. Сначала ведущий должен задавать тон, чтобы малыши поняли, что от них требуется. Постепенно ему следует отходить в тень, давая возможность ребятам реализовать себя.

Животные

Одним из базовых приемов обучения логоритмике для самых маленьких является использование их знаний о живой природе. Занятия включают чтение стихотворений, исполнение песенок про животных, воспроизведение их действий с дополнением звуками, которые издаются конкретными видами. При этом нельзя забывать, что звуки и действия должны идти вместе, а не отдельно. Для получения максимального эффекта процесс рекомендуется дополнять использованием картинок, костюмов, атрибутов животного мира.

Овощи и фрукты

Направление «Логоритмика – Фрукты» позволяет детям расширить познания в сфере растительного мира, изучить массу новых слов и движений. Эффективность работы повышается за счет использования картинок и другого визуального дидактического материала. Логоритмика на музыкальных занятиях в детском саду, построенная на фруктовой теме, не ограничивается демонстрацией картинок и выкрикиванием участниками названий предметов. Во время занятий дети «трут» морковь, «режут и солят» капусту», «мешают» варенье» и выполняют множество других действий. Упражнения логоритмики такого профиля обязательно сопровождаются «походами в сад», «работой на огороде».

Составление программы с учетом возрастных особенностей

Логоритмическая гимнастика в разные периоды жизни детей:

  • от 0 до 2 лет – первые попытки приучить ребенка к произношению слов и выполнению движений под музыку можно предпринимать хоть сразу после его рождения. Занятия хоть и будут пассивными, принесут массу пользы, дадут задел на будущее. Сначала достаточно самостоятельно выполнять простейшие движения под аккомпанемент, произнося звуки или слова. Затем надо повторять действия ручками и ножками малыша в такт речи или музыке;
  • от 2 до 4 лет – логоритмика для детей 2-3 лет призвана совершенствовать уже приобретенные навыки. Главное, не торопить ребенка, подстраиваться под его ритм развития. Если он еще не говорит фразами, упор надо делать на слова, постепенно складывая их в предложения;
  • от 4 до 6 лет – период, когда сложность фраз может быть максимальной. Чтобы избавиться от речевых ошибок надо использовать скороговорки, приемы логопедической гимнастики;
  • младшие школьники – в этом возрасте дети особенно полны энергии, поэтому можно смело давать им самые сложные движения. При этом нельзя забывать о речевом сопровождении работы.

https://youtube.com/watch?v=77mJA5q_aOs

Методы исследования воздействия логоритмики на организм

Методика формирования ритмических способностей впервые была описана в 1912 году. Ее изучал Эмиль Жак-Далькроз. Этот музыкант считал, что ритм можно использовать в качестве самостоятельной сущности. При этом ритм может быть музыкальным, может быть двигательным или поэтическим.

Логоритмика впервые была использована в качестве методики борьбы с заиканиями в 1932 году. Эти упражнения разработал В.А. Гиляровский, за что получил высокую экспертную оценку.

В.А. Гринер в 1936 году написал объемную статью, посвященную логоритмике. Он поставил задачу разработать специальные логоритмические занятия для борьбы с заиканиями и улучшения речи. Материал для подобных занятий использовался Н.С. Самойленко в ее статье, написанной в 1941 году.

Она провела классификацию упражнений, разделенных на разные категории трудности так, чтобы учитывать имеющиеся у детей нарушения моторики. Также она заложила основные принципы, по которым должно проводиться занятие.

В.А. Гринером был разработан практический материал, который бы позволил проводить серьезную работу с заикающимися дошкольниками

Она читала, что главное отличие логопедической ритмика заключается  в том, что в отличии от ритмического воспитания здесь особое внимание уделено слову

В 40-е годы логоритмика в нашей стране стала восприниматься, как важная часть работы с больными афазией. Логопедическая ритмика позволяла победить расстройства музической грани речи.

В середине 20 века стали появляться работы, посвященные логоритмике, как инструменту борьбы с заиканиями у дошкольников. Наиболее полно раскрывает эту тему переизданный в 1958 году труд В. А. Гринева.

Два года спустя еще один исследователь В.И. Рождественская разрабатывает упражнения на сочетание движений и слов. Согласно автору благодаря ритму во время движения удается нормализовать речь ребенка. Е.Ф. Шершнева позволяет использовать логопедическую ритмику для коррекции заикания у дошкольников старшего возраста.

Для кого полезна логопедическая ритмика

Есть несколько категорий детей, для которых логопедическая ритмика будет нести особую пользу:

  • запинки в речи, заикание, неспособность произносить некоторые звуки;
  • крайне медленный или, наоборот, быстрый темп разговора;
  • недостаточное развитие двигательной моторики и координации;
  • задержка речевого развития;
  • состояние дизартрии;
  • повышенная заболеваемость простудой – ОРВИ, гриппом.
  1. От 0 до 2,5 лет происходит первое развитие речевой функции. Поскольку в этом возрасте ребенок плохо понимает речь, подойдет обучение в стихотворно-игровой форме. Взрослый должен помогать крохе в выполнении нужных упражнений. Например, поднимать и опускать руки вместе с ним, хлопать в такт музыке.
  2. От 2,5 до 4 лет наблюдается активное формирование речи, а также происходит совершенствование двигательных навыков. Специальные занятия станут замечательным подспорьем в рамках данного этапа. Основная задача ребенка на нем заключается в том, чтобы повторять то, что говорит взрослый, и в такт речи выполнять определенные двигательные упражнения. Если малыш не может повторить и воспроизвести то, что было сказано и сделано, действовать нужно по частям.
  3. От 4 до 6 лет происходит формирование более правильной речи ребенка, то есть детских ошибок в ней становится все меньше и меньше. Поэтому важную роль играет проработка различных чистоговорок в целях отрабатывания комплекса звуков и движений.
  4. В возрасте 6-8 лет ребенок имеет максимально хорошо развитую фантазию, поэтому ему под силу выполнение различных движений. Особый интерес в этот период времени будут представлять задания, при которых взрослый читает стихотворения, а ребенок сам выбирает оптимальные упражнения, которые впоследствии будут ассоциироваться со строками.

https://youtube.com/watch?v=77mJA5q_aOs

В ходе занятий важную роль играет техника выполнения упражнений, связанных с речью. Дело в том, что строки из стихотворений должны проговариваться так, чтобы малыш не испытывал трудностей при соотнесении движений в области рук, ног и всего тела, а также ритма речи. Особого внимания заслуживает строгое соблюдение последовательности. На первом этапе движения выполняются ребенком на основе показа взрослого, а затем можно переходить к самостоятельным действиям

Важно, чтобы ритм был удобен для малыша, подгонять его не нужно. Только при таком подходе занятия будут приносить удовольствие и колоссальную пользу

Как уже отмечалось, с помощью логоритмики можно научиться красивой и правильной речи. Наряду с этим направление способствует решению некоторых других задач.

  1. Развитие общей и тонкой моторики движений.
  2. Нормализация тонуса мышц во всем теле.
  3. Формирование рационального речевого дыхания.
  4. Совершенствование функций памяти и внимания.
  5. Улучшение восприятия окружающего мира, особенно на слух.
  6. Благотворное воздействие на физическую форму.
  7. Улучшение психического и эмоционального состояния.

Родители могут проводить занятия с ребенком самостоятельно, но лучше всего податься в профессиональную группу. В ней ребенок научится грамотному выполнению упражнений и взаимодействию с другими детьми. Хорошие педагоги могут подобрать индивидуальную программу, которая поможет ребенку справиться с основными трудностями и улучшить состояние здоровья.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов

Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль

Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Автобус

Я еду-еду-еду

Ну-ка повторяйте

Тук-ток

Мишка пляшет

Паучок

Ослик

Ход занятия:

Организационный момент. Развитие ритмического и мелодического слуха.

1. Упражнение «Музыкальное приветствие». Дети входят в зал, встают на «волшебную линейку». Логопед (припеваетс повышением ипонижением тона). Здрав-ствуй-те! (Дети повторяют).

Логопед проговаривает,одновременно хлопает в ладоши, спрашивая «Ты кто?»

Дети (поют своё имя с хлопками) А- ли –ноч –ка, Ан-зор и т. д.)

2. Упражнение «Топни ножкой»

Цель: развитие слухового внимания, выделение неожиданного акцента.

Дети стоят полукругом перед логопедом и слушают равномерные удары в бубен. На акценте дети топают ногой и хлопают в ладоши.

3. Упражнение «Передай мяч» музыка В. А. Моцарта «Вариации»

Цель: развитие слухового внимания, выделение ритма на музыкальном материале. Дети стоят по кругу и слушают музы. В руках одного из них мяч. На акцент идет передача мяча ребенку,стоящему слева. Услышав очередной акцент, идет передача следующему и так далее, пока мяч не обойдет весь круг и не

кончится музыка. Остальные дети (без мяча) топают ногами в темп музыки.

4. «Мы хлопаем в ладоши» под мелодию русской народной песенки

«Василек»

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой

ритмический рисунок.

1. Дети сидят на стульчиках, руки их лежат на коленях.

Сначала они прослушивают простой ритмический рисунок: I II .

Затем поднимают руки на уровень груди и при повторении ритма синхронно

производят три хлопка в ладоши на уровне груди.

2. Далее на первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую

четверть — левой рукой по левому колену.

На половинную ноту дети делают хлопок над головой.

Упражнение повторяется несколько раз подряд.

5. Упражнение «Поклоны» Русская народная мелодия «Петушок» Обработка Ломовой

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.

Дети стоят в шеренге. На первую четверть дети ставятпояс правую руку, а на вторую четверть – левую руку, а на половинную ноту кланяются.

При повторении убирают с пояса сначала правую руку, затем левую и вновь совершают поклон. Упражнение повторяется несколько раз подряд.

6. Упражнение «Флажки»

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок

(в движении и с помощью звукоподражания).

Дети стоят полукругом и в каждой руке по флажку. Логопед демонстрирует действия, а дети наблюдают. Затем вместе повторяют игру с флажками и наконец выполняют ее самостоятельно по памяти.

На первый такт стучать флажком о флажок,одновременно произнося звукоподражания: «Тку-тук, т-у-к, тук-тук, тук-тук», а на второй такт поднять флажки над головой, кружась на месте (оборот на 360 градусов)и петь при этом же ритме: «Ля-ля, ля -я –я; ля-ял, Ля-я-я».

7. Игра с обручем.

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок (в движении и с помощью слова).

Дети стоят в шеренге и держат в руках над головой обручи.На первый такт дети делают наклон влево и одновременно произносят: «вле-во»,затем наклон право и говорят: «Впра-во». Затем перешагивают через обруч,одновременно пропевая: «Че-рез об-руч».

8. Рефлексия. Дети стоят в шеренге и держат в руках над головой обручи.На первый такт дети делают наклон влево и одновременно произнося: «Влево».Затем наклон вправо и говорят: «Вправо». Затем перешагивают через обруч,одновременно пропевая:

«Че-рез об-руч».

Ритмический рисунок: П П — П П.

Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет?

Все логоритмические упражнения для детей 3-4 лет очень просты и интересны, для их выполнения не нужна специальная подготовка. Взрослый показывает – ребенок повторяет за ним. От детей не требуется запоминания и заучивания материала, все происходит самопроизвольно. Сначала требуется небольшая помощь взрослого, но спустя несколько занятий малыши уже самостоятельно и безошибочно повторяют речевой материал.

На видео презентации песенки — инсценировки известного педагога раннего развития Железновой Е.С.:

Для видимого эффекта нужно заниматься не менее 6-12 месяцев, регулярно проводя по 2 занятия в неделю. Лучше это делать после дневного сна, хотя все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с заиканием и запинками должны заниматься логоритмикой не менее 3-4 раз в неделю.

Примерная структура занятий — упражнения:

  1. Ходьба с заданиями.
  2. На расслабление и напряжение.
  3. На артикуляцию, дыхательная гимнастика.
  4. На развитие внимания и памяти.
  5. На счет от 1 до 10.
  6. Проговаривание текста стихотворения с движениями.
  7. На формирование слухового внимания.
  8. На формирование чувства ритма, чувства темпа.
  9. Пение.
  10. Пальчиковая гимнастика.
  11. Коррекция неправильного произношения.
  12. На различение языковых единиц.

Перед проведением занятий требуется небольшая подготовка – для каждого этапа занятий требуется подобрать соответствующий саундтрек. Это может быть классика, детские песенки, музыка для релаксации, звуки природы.

Невозможно пользоваться жестко определенной программой занятий, все занятия подстраиваются под конкретного ребенка. Если проблемы с моторикой – увеличивается доля соответствующих упражнений, сильнее всего страдает звукопроизношение – следует больше времени уделить пальчиковой и артикуляционной гимнастике.

Ребенка ни в коем случае не следует ругать за неудачи, чтобы он не потерял интерес к занятиям. Лучше на время отказаться от неосвоенного упражнения, но затем все равно нужно к нему вернуться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector