Как выглядит и что умеет малыш в 1 годик

Развивающие игры и занятия

Особенностью данного возраста является практически полное подражание взрослым.

  • стаканчики, вставляющиеся один в один, пирамидки;
  • пуговицы, бусинки, конструкторы, мозаики (во время таких занятий ребенок обязательно должен находиться под присмотром взрослых);
  • игрушечные предметы мебели, бытовой и кухонной утвари, детская посудка, фрукты и овощи.

Мальчики и девочки постепенно начинают проявлять интересы к разным играм. Мальчишки становятся более активными, отдают предпочтение мячам и машинкам. А вот девочки любят подражать маме в уборке дома, играть куклами и устраивать чаепития.

Но не стоит переживать если малыш отдает предпочтения игрушкам противоположного пола, как правило, при попадании в общество детей, ребенок начинает менять свои интересы.

Полезными будут игры в «шершавый-гладкий», «низкий-высокий»,« большой-маленький», «далеко-близко», это нужно для развития сравнительных и ориентировочных навыков.

Кукольная мебель

Педиатры рекомендуют как можно чаще давать ребенку рисовать, пусть пока у него не получится изобразить солнышко или домик, но это поможет научиться держать рукой карандаш или кисточку и осваивать творческие навыки. Сейчас есть огромный выбор красок для самых маленьких, в том числе и пальчиковые краски. Но для занятий последними, малыша лучше раздеть и что-нибудь постелить, чтобы он не разукрасил весь дом.

Нередко родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание делиться игрушками с другими детьми или взрослыми

В данной ситуации стоит сразу переключать внимание, чтобы не укоренить в характере такую черту как жадность

Вес также может повлиять на физическое развитие, так худенькие детки обычно более активны по сравнению с пухленькими.

Но не стоит переживать если ребенок не соответствует этим параметрам или опережает их. Все дети индивидуальны, большую роль в способностях малыша играет и генетическая предрасположенность.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Рекомендации

Задаваемый ребенком вопрос о происхождении детей — это показатель его интеллектуального развития, исследования окружающего мира.

  1. Считается, что самым оптимальным возрастом, подходящим для бесед на тему деторождения, является дошкольный период. Нередко малыши сами в этом возрасте задаются подобными вопросами, потому как у них наступает возраст почемучек.
  2. Психологи рекомендуют не затрагивать эту тему до того, как малыш сам ей заинтересуется. Исключение — беседы с ребенком, приближающимся к переходному возрасту. В такой ситуации малыш может молчать из-за своей стеснительности — этот вопрос вполне возможно его волнует, но он стесняется задать его родителям.
  3. Подавать информацию рекомендуется дозированно, постепенно. Не стоит моментально вываливать все свои знания по этому процессу на голову крохи.
  4. Рассказывайте все, как есть, но корректируйте свою речь, учитывая возраст малыша.
  5. Ответить ребенку можно, сказав, что он появился в результате сильной любви между мамой и папой. Или, что он жил в мамином животике и потом появился на свет. Если ребенок начинает задавать уточняющие вопросы, например:
  • «как я смог выбраться из животика?» — можете сказать, что, когда он стал таким большим, что больше не помещался в животике, маму отвезли в больницу, а там доктора помогли ему родиться;
  • «а как ребеночек попадает к маме в животик?» — скажите, что вы с папой очень хотели, чтобы у них родился карапуз и Бог вам его послал.

Крайне важно во время беседы с ребенком сохранять полное спокойствие, не смущаться, не краснеть. Иначе карапуз неправильно растолкует сообщаемую Вами информацию.
Если беседа состоялась в момент, когда мама вновь находится в положении, то можно предложить карапузу потрогать мамин животик, когда там будет шевелиться ребеночек

Так Ваше чадо сможет убедиться, что детки до появления на свет сидят у мамы в животике.
Важно избавлять своих детей от страхов, так как малыш, незнающий истинного ответа, может придумать себе множество разных вариантов, представляя, в том числе, и страшные картины, вызывающие у него ужас и боязнь. Ситуация может усугубляться, если Ваше чадо услышало какую-то информацию от других детей, в частности более взрослых, и информация была неправильно растолкована в силу возраста. Так, например, ребенок, которому рассказали о том, что малыш появляется из маминого животика, может переживать о своей беременной маме, что с появлением братика или сестрички у нее лопнет животик, и она умрет.

Важно, чтоб ваша беседа была на том языке, который понятен ребенку, с учетом знаний, которыми он уже владеет.

Основные навыки ребёнка в 6 месяцев

Полугодовалый ребёнок — это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:

  • самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
  • крепко держать игрушки одной рукой в положении лёжа на животе (вторая рука служит опорной);
  • держась за палец взрослого, подтягиваться в сидячее положение из позиции лёжа. Некоторые детки уже уверенно сидят без поддержки;
  • отталкиваться ножками от поверхности при поддержке в положении стоя. Кое-кто уже может стоять, держась за опору;
  • ползать удобным ему способом. Не все малыши проходят этап ползанья. Некоторые его «пропускают»;
  • самостоятельно играть до 15 минут;
  • поднимать игрушки с любой поверхности;
  • искать спрятанную игрушку по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке — начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.

Полугодовалые малыши активно интересуются разными вещами

Какие нюансы должны насторожить взрослых?

  • малыш не садится даже с поддержкой;
  • не умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • не реагирует на звук;
  • не узнаётмаму-папу и не пытается лепетать.

Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.

Нервно-психическое развитие

начинает появляться чистоплотность
. Если раньше кроха любил мыть ручки и улыбался потому, что для него это интересная игра, то теперь он начинает самостоятельно вытирать ручки, которые запачкает или может дать понять, что их нужно помыть.

Как и прежде, в 1 год и четыре месяца в развитии ребенка преобладает повторение увиденного
. Малыш перенимает те образы поведения, которые видит у своих родных. Наблюдая за вашим поведением, он изо всех сил пытается вести себя правильно, т.е. так, как это делаете вы.

В возрасте 16 месяцев ребенок может понять и выполнить до 70% ваших просьб
. То, как он будет себя вести дальше, зависит от вашей реакции на его поведение.

важно
В этом возрасте, кроме хороших навыков, могут появляться и плохие. Ни с того ни с сего, в один день, кроха может начать бить кого-то из своих близких

В таких ситуациях постарайтесь задержать его ручку, поймав ее, и скажите бойцу: «Мне больно!» Покажите малышу, как вы расстроены его поступком. Но не стоит ругать кроху – долгие объяснения о том, как это плохо, не дадут лучшего результата.

Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год

Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:

  • мыть и вытирать руки;
  • держать в руках ложку (а, возможно, и вилку) и использовать их;
  • хорошо жевать, откусив твердую пищу, а прожевав, проглатывать ее;
  • пить из небольшой чашечки или из «непроливайки»;
  • интересоваться горшком и начать им пользоваться (малыш понимает логическую цепочку между естественными потребностями и горшком, особенно, если вы приучили его к этому каким-то условным знаком или звуком);
  • делать попытки самостоятельно одеться и обуться (особенно, если в свободное время вы даете ребенку его одежду, чтобы у него была возможность потренироваться).

Развитие интеллекта

К году у деток уже хорошо развит мозг в целом. В период 12-18 месяцев начинает получать свое интенсивное развитие та его часть, которая ответственна за запоминание и воспроизведение информации и событий ближайшего прошлого. С этих пор карапузы уже могут помнить, что происходило с ними и вокруг них последнее время (это может быть от 2-3 часов до 2-3 дней). У большинства детей в 1,4 месяца уже развита функция памяти.

С этого момента ваше чадо способно учиться и развиваться благодаря увиденной или услышанной информации. Вы даже и не догадываетесь, что, когда вы моете посуду, готовите еду или проводите уборку, ваш малыш, наблюдая за вами, все запоминает и учится. А теперь представьте, каким будет ваше умиление, когда вы увидите, как кроха воспроизводит все эти действия, играя со своими игрушками. Так он проходит этап тренировки своей памяти.

В жизни крохи сейчас период интенсивного развития сенсорных навыков. Играя и взаимодействуя с разными предметами, ваше чадо начинает узнавать, что такое форма, величина, знакомится с разными цветами и с таким понятием, как расстояние.

Причины задержки появления зубов

От питания зависит очень многое: детки на грудном вскармливании зависят от качества грудного молока, потому что важно как питается мамочка, которая кормит. Малыши, которые растут на искусственных смесях, получают чуть больше витаминов и минералов, потому что в смесях содержится четко просчитанное количество питательных веществ;

  • Если в 1 год у ребенка нет ни одного зубика, это может быть последствием какой-либо перенесенного заболевания: нарушений работы кишечника, нарушенного обмена веществ, а также недополученного кальция и витамина D;
  • Зубки могут запаздывать по причине особенного протекания беременности, возможно мамочка сама перенесла осложнения в период вынашивания;
  • Прорезывание после 12 месяцев может значить, что зубик имеет неправильное расположение в десне, например, горизонтально;
  • Более тяжелой причиной может быть такое нарушение – врожденное отсутствие зачатков зубов у малыша. Это бывает очень редко. Это либо наследственные нарушения, либо врожденная патология, вызванная сбоем в нормальном течении беременности.

Как же понять родителям, что в 12 месяцев зубки у крохи просто запаздывают и нужно потерпеть, а когда следует бить тревогу?

Детские стоматологи допускают запаздывание первых зубов на 6 месяцев, поэтому если после 1 дня рождения у малыша не вырос ни один молочный зубик, стоит потерпеть еще немного. Попробуйте разузнать у своих родных о сроках и особенностях появления первых молочных зубов в их детстве, возможно, это просто семейная особенность.

Но если зубки запаздывают уже больше, чем на 6 месяцев, а десенки у малыша и не думают набухать, то стоит обратиться к детскому стоматологу. Специалист проведет осмотр и посоветует, что необходимо сделать, чтобы помочь зубкам быстрее появиться.

Как развивать грудничка дома?

Чтобы ребенок овладевал полезными навыками своевременно, родителям нужно ему в этом помогать. Для этого необходимо проводить специальные занятия

Важно развивать младенца всесторонне

Особое внимание стоит обратить на совершенствование мелкой моторики, слуха и зрения, речи, физического состояния. Проводить уроки известный педиатр, Комаровский, рекомендует в игровой форме

Физическое развитие

Необходимо заняться укреплением мышц крохи. Для этого можно проводить специальную гимнастику, массаж. Хороший результат дает плавание.

Полезные упражнения приведены ниже:

  • «велосипед». Положить малыша на спину. Взять его за голени и начать поочередно сгибать-разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Упражнение способствует укреплению мускулатуры ног, развитию тазобедренных суставов;
  • «кругом взмах». Положить кроху на спину. Протянуть руки, чтобы он ухватился за большие пальцы. Аккуратно развести верхние конечности малыша в стороны, затем поднять их вверх и вытянуть вперед. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мускулатуру, суставы рук;
  • «самолет». Положить ребенка на живот. Пятками упереть его в свою грудь. Поддерживая подмышками, поднять кроху. Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, спины, шеи, а также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.

Эффективны для физического развития занятия на фитболе. Кроху нужно положить на мяч животом. Придерживая, начать раскачивать вперед-назад, вправо-влево. Выполнить круговые движения. Положить малыша спиной на фитбол и повторить комплекс сначала.

Мелкая моторика

Чем лучше ребенок владеет пальцами рук, тем точнее у него получается выполнять различные движения. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует становлению речи.

Гипертонус рук у детей 4 месяцев уже прошел. Поэтому полезно задействовать верхние конечности в обучающих и развивающих занятиях. Рекомендованы для грудничков пальчиковые игры.

Это известные всем «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона». Также полезен для детей четырехмесячного возраста массаж рук. Его выполняют аккуратно, чтобы не вызвать боль.

Рекомендованы следующие техники: поглаживание, растирание, разминание. Воздействие должно оказываться на фаланги пальцев, основание ладони. Разминая ручки, стоит проговаривать потешки. Можно вкладывать в ладони ребенка маленькие игрушки.

Зрение и слух

Для развития слуха следует приобрести для крохи пищалки, колокольчики, погремушки, музыкальные карусели. Также рекомендуется включать музыку.

Педиатры отмечают благотворное воздействие классических произведений на органы слуха, нервную и психоэмоциональную системы ребенка. Нужно стимулировать малыша находить источник звука. Это можно делать при помощи веселой игры.

Надо взять игрушку-пищалку и начать издавать ею звуки с разных сторон от крохи. Ребенок должен поворачивать голову. Стоит больше общаться с грудничком, меняя интонацию в голосе.

Для совершенствования зрения следует приобрести для крохи игрушки разных цветов. Нужно взять яркий предмет и водить его медленно вправо-влево, вверх-вниз перед ребенком. Грудничок должен следить за перемещающейся игрушкой. Можно организовать для малыша  кукольный спектакль.

Стоит показывать ребенку фотографии, яркие картинки. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки разных цветов. Во время бодрствования малыш будет их изучать.

Развитие речи

В разговоре требуется использовать простые слова. Н

Стоит менять интонацию. Полезно петь малышу детские песни, читать сказки, рассказывать короткие стихи и потешки. Также родителям нужно комментировать все режимные действия в отношении ребенка (купание, кормление, умывание).

Рекомендуется показывать крохе картинки и говорить, что на них изображено. Это поспособствует формированию пассивного словарного запаса. Если семья является билингвальная, то при ребенке требуется говорить на одном языке. В противном случае возможна задержка речевого развития. Также не стоит забывать о совершенствовании мелкой моторики: проведении пальчиковых игр и массажа. Полезно научить малыша игре «Ладушки».

Помощь в развитии: действия родителей

Чтобы ребенок правильно развивался, ему должны активно в этом помогать родители.

Здесь нет ничего сложного, достаточно выполнять такие мероприятия:

  • знакомить его с яркими и красочными книгами, читать с интонаций и использовать мимику;
  • для развития слуха включать негромкую музыку, звуки природы;
  • изучать в игровой форме цвета, предметы, буквы и цифры;
  • работать с пластилином, глиной, красками.

Главное, все делать вместе, а занятия проводить в игровой, ненавязчивой форме.

Специальные занятия

Чтобы развивать крупную моторику, малыш должен играть с большими игрушками. Маленькие предметы помогут усовершенствовать мелкую моторику. Разрешайте общаться с другими детьми, так приучают к поведению в коллективе.

Чаще играйте в ролевые игры, они не должны быть сложными, чтобы малыш все понимал и активно принимал в них участие. Учите говорить предложениями, чтобы он не просто звал маму и показывал на предмет, который хочет, а просил об этом словами.

Развивающие игры

В этот период приучают к самостоятельности. Играют вместе, но при этом дают возможность малышу самому выполнять то, что он уже умеет.

Игры должны быть не только интересными, но и развивающими, чтобы ребенок изучал окружающий мир, тренировал координацию, память, речь:

  1. Повторяйка. Называйте легкие слова или слоги и просите ребенка их повторить. Чтобы добиться результата, это проделывают несколько раз.
  2. Прятки. Игра развивает память и ориентацию в пространстве.
  3. Танцы. Родители показывают детям движения, а они их повторяют.

Книжки

В них должно быть много ярких картинок, простой сюжет. Не стоит покупать дорогие экземпляры, в этом возрасте дети рвут, грызут, облизывают книги, и не всегда удается это предотвратить.

Книжки с яркими картинками будут интересны для маленьких детей.

Мультфильмы

Мультфильмы для годовалых детей имеют логичную и простую структуру. В них медленно меняются картинки, чтобы малыш успевал понимать, что происходит. Длительность не более 10 минут. Перед сном их лучше не показывать.

Игрушки

Подбирают игрушки, помогающие развивать не только физические, но и эмоциональные способности.

Рекомендуется использовать:

  • музыкальные и говорящие игрушки;
  • мягкие мячи;
  • кубики и пирамидки;
  • игрушки для игры в песочнице;
  • мягкие куклы или зверьки;
  • имитации предметов быта;
  • картонные книги;
  • игрушки, которые надо тянуть или толкать.

Не показывайте сразу все, лучше часть спрятать, а затем заменить наскучившие предметы новыми.

Ребенку нужны развивающие игрушки.

Психомоторные навыки

Ребенок становится более общительным и активным. Родители каждый день слышат от своего чада новые слова, замечают, что он начал быстрее осваивать новые действия.

Многие сравнивают малышей с обезьянками, которые все повторяют за другими, им интересно попробовать новое, облизать и потрогать.

Известно, что дети начинают познавать мир через руки и рот.

Родители должны быть бдительными, особенно когда к ребенку в руки попадают мелкие предметы.

Ребенок уже может сказать приблизительно 15 слов. Понимает отличия между частями тела, животными, овощами и фруктами. Приобрести новые знания помогают игры сюжетного характера такие как, кормление игрушек, кукол, переливание воды, пересыпания песка, раскладывание круп.

Происходят перемены также и в эмоциональном плане. Малыш уже реагирует на встречу или расставание с родителями, бабушками и дедушками, проявляя огорчение или радость. Резко поднять настроение может красивая вещица, а вот сломанная игрушка или развалившаяся пирамидка вызовет крик или слезы.

Если попросить ребенка что-то показать, принести или дать он отлично с этим справится. Положительное влияние оказывает занятие гимнастикой, детки обычно очень это любят, охотно начинают крутить кистями, отводить за спину и поднимать руки. Как вариант можно поиграть в паровозик, представить что он птичка и рыбка, таким образом упражнения выполняются в форме игры.

Гимнастика с малышом

Этот возраст подходит для приучения к порядку, для этого можно пробовать заниматься совместной уборкой игрушек или расстановкой кухонной утвари по местам.

Большую роль в развитии играет регулярное чтение книг, рассматривание ярких картинок, где нарисованы животные, фрукты, машины. Благодаря этому ребенок начинает быстрее воспринимать информацию, развивать речевые навыки.

Частые перепады настроения являются нормой в этот период, это может приводить к истерике, в таком случае рекомендуется сразу переключать внимание малыша на другой не менее интересный предмет, для предотвращения истеричных ситуаций в дальнейшем

Особенности ухода

Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно. Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов

Его рассмотрим подробнее

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки. Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector