Что делать если ребенка обижают одноклассники? буллинг в школе
Содержание:
- Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?
- Дразнят в школе: выбираем правильную тактику
- Ребенка обижают в школе. Учителя и родители не будьте безучастными
- Советы «бывалых»
- Так что же делать, если ребенка обижают в школе?
- Ребенка обижают в школе
- Ребенка бьют в школе. Школьная стая
- Какие дети становятся объектом насмешек
- Ребенка дразнят в школе: чего делать не нужно?
- Ребенка обижают в школе. «Дружба» против самого слабого
- Ребенка обижают в школе. Травля отличников
- Подскажите ребенку правильную установку поведения
Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?
В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников. Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего». Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще подвергаются нападкам со стороны одноклассников.
В большинстве случаев агрессоры очень хорошо чувствуют тех, кто из-за заниженной самооценки не в состоянии дать отпор. Как правило, это дети, подвергающиеся постоянной критике дома, имеющие сформированные комплексы, которые легко «считываются» окружающими.
Дети из малообеспеченной семьи, не имеющие модных гаджетов и одежды, также становятся объектами разного рода нападок.
При переводе ребенка в другую школу, где в детском коллективе уже есть сложившаяся иерархия, нередко возникает ситуация, которую можно назвать «Кто на новенького». Даже если ребенок был лидером в своей прежней школе, ему нужно заново выстраивать отношения с новыми одноклассниками.
Гиперопекаемый ребенок, которого родители всячески ограждают от «суровой действительности», столкнувшись в школе с реальной моделью жизни, нередко становится объектом для насмешек.
Нападкам со стороны преподавателя могут подвергаться дети, имеющие собственное мнение, которое отличается от авторитетной точки зрения педагога. Часто насмешкам подвержен ребенок, у родителей которого конфликт с учителем.
Дразнят в школе: выбираем правильную тактику
Вмешательство взрослых лишает детей самоуверенности и если в младшем возрасте еще может помочь вашему ребенку, то для старших детей ваше вмешательство только ухудшит его положение в коллективе. Но оставлять ситуацию в стороне нельзя. Дети очень тяжело переживают, когда становятся объектами издевательств, часто не знают, как на это реагировать. Поэтому обязательно обсудите, что делать ребенку, если его дразнят, и как справляться со своими обидчиками.
Игнорируй обидчика
Расскажите сыну или дочери, что главная задача обидчика, который обзывается – сделать больно, задеть, привлечь внимание. Нужно научиться не показывать, что насмешки со стороны сверстников задевают тебя
Поэтому постарайся скрывать, что он тебя обидел, не показывай свое состояние. Задиры не знают, что делать, если видят, что их игнорируют. Как это можно сделать?
- Дошкольнику можно посоветовать представить себя каким-то большим существом, а обидчика – маленьким и несчастным.
- Научите не замечать обидчиков, не обращать на них внимания: «Меня мало интересует, что ты говоришь обо мне». После этого нужно развернуться и уйти, даже не посмотрев в их сторону.
Говори с обидчиком
Согласитесь, научиться игнорировать задиру не так просто. Даже взрослые не всегда могут совладать со своими эмоциями, а ребенку, которого дразнят и обижают, сделать это намного труднее. Поэтому дома попробуйте проиграть ответы, которые можно давать на фразы задир.
Вопрос
По мнению Энна Бишопа, преподавателя программы предотвращения насилия, автора книг по психологии общения, остановить обидчика может вопросительное предложение. Если ваше дитя обозвали, пусть он в ответ спросит: «Почему ты так меня называешь?», «А почему ты сказал, что я тупой?» и т.д. Как правило, обидчик с насмешкой ответит на пару таких вопросов, а потом его пыл остынет, и он отойдет в сторону и больше не начнет дразнить ребенка.
Ответ
Если ребенка дразнят и обзывают, научите его парировать фразами:
«Дурак» — «Приятно познакомиться, Олег»
«Как мне тебя жаль, ты сколько времени тратишь, чтобы мне прозвища придумывать»
«А ты можешь придумать что-то новое. Надоело уже слушать одно и то же»
Я хочу …
На обидные фразы нужно громко и твердо сказать: «Я хочу, чтобы ты прекратил меня обзывать!»
Не дразнить в ответ
Еще один психолог Фред Франкель советует в ответ никогда не дразнить обидчика. Отрепетируйте фразы, которые можно дать в ответ: «Спасибо, что просветил», «Да ты что? А я и не знал!», «Ну, и что дальше?».
Научите своего сына или дочь говорить это уверенно, но не переходить на крик.
Ребенка обижают в школе. Учителя и родители не будьте безучастными
Распространено мнение о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, но оно ошибочно! Ведь у детской жестокости нет границ! Дети в своих издевательствах могут зайти слишком далеко, для жертвы буллинга есть риск потерять здоровье и приобрести психологическую травму на всю жизнь
Только внимание взрослых к проблеме ребенка, которого обижают в школе, поддержка, вера в его силы и главное — ЗНАНИЕ его природных свойств помогут разрешить трудную ситуацию
Часто советы для родителей ребенка, которого обижают, сводятся к тому, чтобы записать ребенка в секцию, научить его давать сдачи или сделать так, чтоб ребенок не чувствовал себя ущербно в плане внешнего вида. Желательно покупать ему модную одежду, чтобы он не выделялся в коллективе «отсталым гадким утенком», а был примерно как все.
Еще рекомендуют устранить физические недостатки, которые служат поводом для насмешек. Это, конечно, имеет смысл, но следует знать, что акцент на внешность и одежду вторичен
Гораздо более важно помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность и адаптировать реальность с помощью врожденных свойств
К травле побуждают психологические причины, которые скрыты в бессознательном обидчика и изгоя, но им ошибочно находят рациональное объяснение каким-либо внешним фактором.
Также верно и то, что ребенок может выглядеть идеально, быть симпатичным, но оказаться объектом жесточайшей травли детей. Ведь культурное ограничение не в силах уже удерживать неприязнь (зависть, злость, раздражение), которые испытывают дети в пубертате из-за недостаточной степени развития и реализации их врожденных свойств. Да еще общество, семья показывает им противоречивые вещи: учат одному, а по факту ребенок видит неприязненное отношение взрослых друг к другу, их насильственные методы выяснения отношений.
Родитель ребенка, которого обижают в школе, ни в коем случае не должен спускать все на тормозах и ожидать, что «шалости невоспитанных перерастут». Вы обязаны находить свое решение проблемы. Самое малое — узнать, почему ваш ребенок подвергается издевательствам сверстников и как помочь ему это пережить.
Родители ребенка-обидчика должны задуматься, а что толкает его совершать жестокие действия? Что вырастет из него, если не принять меры сегодня? Как скорректировать поведение ребенка?
Разборки между родителями и перевод стрелок одних родителей на других не решает проблемы. Подумайте и спросите себя, кем растут ваши дети, чем им помочь. До пубертата, то есть в школьном возрасте, идет развитие всех свойств, закладывается определенный сценарий, который ребенок будет отыгрывать во взрослой жизни. От адаптации в школьном коллективе и защиты, поддержки родителей, их усилий, вкладываемых в развитие ребенка, зависит вся его дальнейшая жизнь.
На учителях лежит огромная ответственность за воспитание детского коллектива. Ведь именно они могут облегчить детям адаптацию в коллективе, дать хороший старт развитию нравственного чувства. А могут пустить проблемную ситуацию на самотек и создать почву для закрепления наихудших черт у детей-обидчиков, в худшем случае — поспособствовать травмированию психики и здоровья ребенка, которого обижают.
Уникальную информацию о психологии детей и методах воспитания в соответствии с их природными особенностями можно узнать уже на бесплатных онлайн-лекциях тренинга Юрия Бурлана. Правильное развитие ребенка — один из важнейших факторов, помогающих избежать травли в детском коллективе, с одной стороны, и профилактика жестокого поведения детей, с другой.
Корректор: Гиляра Темирьянова
Советы «бывалых»
Советы психологов, конечно же, хороши и обоснованы, но есть еще народное мнение, чем помочь, если ребенка дразнят и обижают. Зачастую оно отличается от «тактики» психологов. Знаете, как поступали те, кого обзывали и издевались в детстве? Давали физический отпор обидчикам. И многие говорят о том, что пока не отдубасили противника как следует, ничего не помогало.
- Ни родители, ни учителя не помогут подростку справиться с обидчиками. Это говорит человек, которого 3 года обижали и дразнили в школе. Все прекратилось после того, как я избила очень сильно своего противника. Меня все обходили стороной после этого, а некоторые даже дружить начали. Советую бить сильно и при всех. Лупить до тех пор, пока обидчик не вырвется и не убежит. Свою дочь учу поступать так же. Непедагогично? Зато эффективно! Алеся.
- Не всякий ребенок сможет дать отбой противнику. Научите его драться! Отдавайте в секцию, на единоборства – учите стоять за себя. Учите делать первый шаг. Мой сын ходил на секцию борьбы, но в школе никак не мог защитить себя. Пока папа дома не обыграл ситуацию, сын не мог дать даже сдачи. Лена.
Ради справедливости отметим, что подобная тактика часто приводит к положительным результатам. Даже само участие в драке значительно повышает авторитет школьника и помогает самоутвердиться. Но расскажите ребенку, что увлекаться драками не следует.
Дети очень страдают, если их дразнят: они замыкаются в себе, становятся малообщительными, агрессивными. Поэтому игнорировать ситуацию, если ребенка дразнят, нельзя. Помочь ребенку в этом случае нужно обязательно.
—
Автор — Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
Так что же делать, если ребенка обижают в школе?
Каждый из родителей пытается самостоятельно найти решение этой проблемы. Одни считают, что нужно просто подождать и неприязнь к ребенку пройдет сама собой, другие сразу же бегут в школу и просят учителей разобраться с обидчиками.
Как правило, такие шаги только усугубляют ситуацию.
А что же правильнее сделать, если ребенка обижают в школе, какие шаги стоит предпринять, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону?
- Cначала, естественно, попробуйте разобраться в причинах.
- Попробуйте научить ребенка, как постоять за себя или как вести себя в той или иной ситуации.
- Если, например, ребенка обижают из-за того, что он хуже одет, то уже родителям стоит серьезно задуматься и позаботиться о своем ребенке, чтобы он хорошо выглядел.
- Если ваш малыш немного полноват, запишите его на плавание или какую-нибудь спортивную секцию. Иногда этого вполне достаточно, чтобы проблема полностью исчезла.
- Но если речь идет о физических недостатках, то, скорее всего, у ребенка сильно занижена самооценка и он не любит себя. Более того, он считает справедливым то, что его не любят и всячески обижают.
- Попытайтесь помочь ребенку, объясните, что он такой один, вы любите его таким, какой он есть, скажите, что вы очень гордитесь своим ребенком.
А главное – никогда и ни в каком возрасте не говорите ребенку фраз типа «не будешь слушаться – я не буду тебя любить» или же при первых неудачах малыша в учебе «и в кого ты пошел, такая бездарь?».
Чтобы избежать проблемы с заниженной самооценкой, ребенком нужно заниматься еще с раннего детства. Хвалите его, поощряйте его интересы и увлечения, позвольте ему быль индивидуумом, а не серой мышкой.
Учите его высказывать свое мнение, иметь свои интересы и отстаивать их. Такой ребенок всегда сможет найти себе место в любом коллективе и будет твердо знать, что он не хуже, чем все, и никто не имеет права его унижать или оскорблять.
Не ругайте своего ребенка, а попробуйте разобраться в причинах, почему у него стали хуже отметки или он пришел в рваных штанах. Слушайте своих детей, присматривайтесь к ним, разговаривайте по душам вечерами и вам никогда не придётся сожалеть о том, что «я недосмотрела, недопоняла».
——
Автор – nastyafrau, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
Ребенка обижают в школе
Из года в год учителя и психологи обращают внимание общественности на повышение агрессивности и жестокости среди детей. Сегодня ребенка могут не просто обидеть в школе, а устроить ему настоящую травлю
Проблема изгоев в школе совершенно не нова. Изгои в коллективах возникали и ранее, вот только детский коллектив был куда более гуманнее и сговорчивее, да и действия учителей были направлены на сплочение коллектива и воспитание нравственности. Это позволяло решить проблему быстро. В условиях приоритета нравственности, взаимозависимости и соборности не было места для роста детской жестокости.
Сегодня ситуация изменилась: мы живем в эпоху, когда человек стал менее ценен, чем его социальный статус и материальное положение. В кожной фазе развития, куда мы провалились с развалом Союза, образовались иные ориентиры: социальное и имущественное превосходство, индивидуализм
Чем успешнее и богаче, тем круче, и неважно, что там у тебя внутри. Форма стала важнее содержания
И мы стали ощущать себя отдельными единичками, не связанными между собой. Лозунг «каждый сам за себя» наиболее полно отражает то, что происходит в обществе.
В этой статье мы попробуем сориентироваться в реалиях нашего времени с помощью системного мышления, которое формируется на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Ребенка бьют в школе. Школьная стая
Школа — место, где наши дети проходят основной процесс социализации и окультуривания. Дети — это зверята, они рождаются с определенным набором желаний и свойств, которые нуждаются в развитии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дети ведут себя совсем не как ангелочки.
Как объясняется на тренинге «Системно-векторная психология», в школе, словно в первобытной стае, происходит ранжирование маленького человека в коллективе. Ранжирование — это своего рода отстаивание собственного места в коллективе. Чтобы доказать свой ранг или повысить его, в ход идут любые доступные детям способы — ударить, толкнуть, укусить. Но это до тех пор, пока не наработаются приемлемые культурные способы взаимодействия, что происходит под влиянием родителей и педагогов.
В любой стае есть лидер или вождь, и школьный коллектив не исключение. Во многом от того, кто лидер в классе, зависят действующие в нем правила. И уже от этих правил будет зависеть, «соответствует или нет» ребенок этому коллективу. Жестко, да? Но вспомните себя в школе: как страшно было быть белой вороной, как стремились подражать более «продвинутым» ребятам в одежде, в приобретаемых вещах.
Если в классе есть ребенок с уретральным вектором — вождь от природы, то коллектив будет более открытым и менее требовательным к товарищам в плане жесткого соответствия чьей-то воле. Дети будут слушать уретрального заводилу Васю, бессознательно подчиняясь его магнетизму. Ведь уретральник — это врожденная справедливость, отдача по нехваткам всем членам стаи, а значит, даже слабые, не такие, как все, испытывающие проблемы с адаптацией в коллективе будут находиться под его защитой.
Когда в классе нет уретрального вожака, его место занимает ребенок с кожным вектором — будущий организатор, лидер и управленец (если разовьется), который «играет свою скрипку». И тогда обстановка в классе зависит от того, кто он, этот лидер — правильно развивающийся ребенок или тот, кто проявляет свои неразвитые свойства. Этот лидер своим поведением задаст направление развития всему коллективу, да так, что учитель сделать ничего не сможет.
Если лидер класса — двоечник, то вашего золотого ребенка, отличника, явно не будут гладить по голове. А наоборот, захотят проучить «заумного ботана», будут пакостить или открыто вредить. Так что теперь покоряться двоечнику? Ни в коем случае! Нужно понять обстановку в классе, позицию учителя и своего ребенка, его нужды и риски для него от подобной ситуации и принять верное решение.
Какие дети становятся объектом насмешек
В большинстве случаев от издевок одноклассников страдают те, кто выбиваются из основной массы. Часто школьные тираны выбирают самого тихого и безобидного ученика, который просто не в состоянии им ответить. Так они повышают собственную самооценку и заслуживают авторитет в глазах окружающих. Какие еще факторы могут провоцировать школьные конфликты?
Особенности внешности. Высокий или низкий рост, худоба или избыточный вес, темная или слишком светлая кожа, рыжие волосы, веснушки, очки – все это делает ребенка отличным от остальных. Задиры могут ухватиться за любую мелочь и активно терроризировать одноклассника.
Успеваемость. Обычно насмешки приходится выслушивать отличникам или круглым двоечникам. Первых называют зубрилами и обвиняют в заискивании перед учителями. Вторых кличут дураками, тупицами и награждают прочими обидными ругательствами.
Темперамент. Нередко повод для подтрунивания дают флегматичные школьники, которые от природы слишком медлительны и рассеяны. Такая же участь ожидает и холериков, ведь для них характерна агрессия и вспыльчивость. Одноклассникам нравится провоцировать таких ребят и делать из них всеобщее посмешище.
Низкий доход в семье. Все мы знаем, что людей встречают по одежке. В школе это особенно актуально. Заношенная форма, старая и немодная обувь или верхняя одежда, а также отсутствие современных гаджетов (телефон, компьютер, планшет) в большинстве случаев и провоцирует насмешки.
Ребенка дразнят в школе: чего делать не нужно?
Родителям важно помочь справиться с обидчиком, особенно, если ваш малыш застенчив от природы и не может сам за себя постоять. Иначе коллектив ребенок начнет воспринимать как место, где его могут обзывать, издеваться. В дальнейшем это скажется на его самооценке, на его отношениях с другими детьми, на его настроении, и в один совсем не прекрасный день он откажется идти в школу или детский сад. Узнав, что малыша обижают, сразу хочется принять радикальные методы, но некоторые вещи делать не стоит
Что именно?
Узнав, что малыша обижают, сразу хочется принять радикальные методы, но некоторые вещи делать не стоит. Что именно?
Ходить на разборки
Первое, что хочется сделать, узнав, что ребенка дразнят в школе – пойти на разборки, такое устроить «этому Петрову», что ему мало не покажется! Но именно этого делать пока не нужно. Даже если ваш ребенок застенчив от природы, ходить родителям на разборки нужно в последнюю очередь. Почему?
- Во-первых, это не заставит обидчиков по-другому видеть вашего ребенка и по-другому относиться к нему. Наоборот, дети поймут, что дразнилками они его задели, если он пожаловался взрослым, обидели его, а им это и нужно было.
- Во-вторых, к вашему сыну или дочери прилипнет прозвище «ябеда», дети не будут принимать его в свою компанию, ведь он обо все будет маме-папе рассказывать.
«Немедленно примите меры!»
Доказано, что то, как относятся дети к вашему ребенку в младшей школе или детском саду, на 90% зависит от отношения к вашему сыну или дочери учителя или воспитателя. Рассказать о том, что ребенка дразнят и обижают в детском саду или школе, педагогу, конечно же, нужно. Но требовать прекратить издевательства немедленно не советуем. Педагог должен найти действенные методы, как пресечь издевательства.
Но чтобы ваше дитя не попало в группу изгоев, его не начали игнорировать в коллективе, учителю нужно выбрать правильную тактику.
Грамотный учитель, узнав о ситуации в коллективе, найдет способ ненавязчиво разрешить ситуацию.
Он может поручить детям какое-то общее поручение (подежурить вместе, заполнить «Календарь природы» и пр.), дать им интересное задание – одним словом, найти способ «подружить их». Во время выполнения задания педагог будет хвалить того, кого обидели, поднимать его самооценку, а также обязательно найдет повод поговорить о дразнилках, чтобы пресечь их.
В детском саду и младших классах этот метод действенный, но, повторимся, многое зависит от педагога. Ваша задача – оповестить воспитателя или учителя о ситуации, попросить повлиять, иначе вы будете действовать по-другому, потому что вашего ребенка дразнят в школе, а вы не потерпите этого.
Менять школу (детский сад)
Тут даже сказать нечего. Где гарантия, что в новом коллективе не будет такой же «Петя-Вася», который будет дразнить ребенка «толстым, худым, косым», смеяться над ним? Поэтому этот метод действенный только в том случае, если в классе или группе обстановка накалена до предела, а педагог не может разрешить ситуацию.
Кстати, если вашего малыша обзывают из-за внешности, попробуйте поговорить с ним об этом. Приведите примеры из жизни, кто из ваших родных был упитанным в детстве, носил очки или был рыжим, и чего они добились в жизни. Расскажите детям о знаменитостях, которые в школе были лузерами, а в жизни добились очень много: Зак Эфрон, Ная Ривера, Селена Гомес, Леди Гага, Эминем, Анджелина Джоли и пр.
Идти на разборки к родителям обидчика
Как показывает практика, реакция родителей обидчика не всегда адекватна. Чаще всего вам будут говорить (говорить, это мягко сказано, читай «кричать»), что их ребенка тоже обзывают и дразнят в школе, но «они же не ходят на разборки», «это же дети – пусть разбираются сами!», «вы еще не знаете, что ваш вытворяет и какие слова употребляет!».
Не хотите получить ведро негатива на ваши головы и на голову вашего ребенка – учите его постоять за себя самостоятельно. Ниже мы расскажем, что делать, если ребенка дразнят.
Ребенка обижают в школе. «Дружба» против самого слабого
Такая ситуация может возникнуть с кожно-зрительным мальчиком. Это особенный мальчик, тонкий, нежный, эмоциональный, не похожий на других, часто напоминающий своим поведением девочек. Мальчик, который в отличие от других мужчин, абсолютно не способен к убийству. То есть не добытчик, единственный, кто до сих пор не наработал своей видовой роли в коллективе.
Причина травли детьми такого мальчика сокрыта в нашем коллективном бессознательном. Дело в том, что в докультурные времена кожно-зрительные мальчики (будучи бесполезными для коллектива) ритуально съедались стаей за общим столом — таким вот способом ранние люди снимали неприязнь к ближнему, иначе поубивали бы друг друга (был такой этап становления человечества).
Когда культурные ограничения на каннибализм вошли в силу, кожно-зрительные мальчики стали выживать, но рано умирали из-за слабости, неспособности себя защитить. Видовой роли они не наработали, потому что на войну, как остальные мужчины, не ходили. Их психическое только сейчас начинает развиваться, после Второй мировой войны таких мальчиков стало появляться все больше и больше. Мы их видим в качестве моделей, превосходных танцоров, певцов, актеров — в тех же ипостасях, где преуспели кожно-зрительные женщины.
Причина травли кожно-зрительного мальчика в том, что его бессознательно определяют как самого слабого, хиленького — того, кого когда-то поедали за общим первобытным столом. Своей роли в стае у него нет, он не ранжируется. Все это чувствуют. Вот почему неразвитые еще дети, по сути маленькие дикари, с удовольствием и «дружно» всем классом могут сделать из него жертву, особенно если он испытывает страх.
Само поведение кожно-зрительного мальчика провоцирует других ранжированных мальчиков на травлю. Ведь он ласковый, неконфликтный, слезливый, слабый, биться не полезет. Очень эмоциональный, ищет контакта с другими детьми. Когда его отталкивают, он не обижается, он отходчив, быстро забывает плохое и вновь идет к своим обидчикам. Испытывая при этом страх — основную свою эмоцию, он тем самым привлекает к себе обидчиков и становится их жертвой. Таких детей унижают, бьют, высмеивают их «девчачью» внешность, заставляют делать унизительные вещи.
Какой тогда выход? Не пытаться переделать сына под стандарт мужественности! Секция борьбы ничего не даст ему. Он, конечно, выучит все приемы и будет классно махать руками и ногами, но не сможет ударить обидчика или избить его. Не в его природе бить (убивать). Это мальчик с другой задачей от природы — стать проводником другой культуры, защищающей уже не физическое тело, а психическое. То есть развивать толерантность и гуманизм к людям. Чтобы это произошло, нам всем нужно понимать свою природу и меру отличия ее от других, не задавить своей неприязнью кожно-зрительного мальчика, отличного от нас, нашей животной природы.
Уберечь своего кожно-зрительного ребенка можно лишь одним способом — дать ему такое развитие, чтобы его врожденный страх смерти (страх быть съеденным каннибалом) превращался в отдачу эмоций наружу. То есть развивать эмоциональную сферу ребенка, создавать ситуации, в которых он бы учился выражать свои чувства эмпатии и сострадания другим людям. Научите его играть на гитаре — это даст ему огромное преимущество в среде сверстников, сделает его «своим» в любой компании.
И конечно, основную работу должен провести учитель, расставляя верные ориентиры в умах и сердцах детей. Только совместными усилиями учителей и родителей можно изменить эту ситуацию.
Ребенка обижают в школе. Травля отличников
Самые послушные, аккуратные, исполнительные — это дети с анальным и зрительным векторами. Любознательные, открытые дети, отличники и медалисты, им нравится учиться. Именно они становятся объектом травли, если попали в класс с «неправильным» лидером-неучем — кожным подрывателем спокойствия и успеваемости.
Все будут учиться средненько в таком классе, чтобы не высовываться, и если находятся 1–2 отличника, то вся злость и зависть достанется им — золотым от природы детям. Одноклассники обзывают их ботанами, задротами, зубрилами, в них кидают предметами, мусором, рвут их тетради.
Зачастую ребенок со зрительным вектором не может дать отпор обидчикам. Он от природы мягок и добр, доверчив и не имеет желания идти на конфликт. У него трудности с тем, чтобы отстоять себя и защитить. В такой ситуации у ребенка обостряются состояние страха и нежелание идти в школу. Тихий и скромный ребенок с анальным вектором будет долго терпеть, но внутри у него вырастут огромная обида и комплекс неуверенности в себе.
Таким детям обязательно нужно учиться защищать себя в коллективе словесно, потому что переход на домашнее обучение не выход, а скорее во вред. Им нужно учиться самостоятельно общаться со сверстниками, преодолевая страх и неуверенность сказать что-нибудь не так.
Обычно родителям советуют научить такого ребенка постоять за себя кулаками — записать его на карате или в другую секцию борьбы. Но именно для анально-зрительного ребенка этот шаг будет огромным минусом, ибо занятия борьбой ломают его природную доверчивость, учат враждебности и насилию, а не дают развитие его свойствам — чуткости, доброты, сопереживанию.
Как же быть родителю? Можно и нужно детей приводить в спорт, но не с тем, чтобы они научились нападать на обидчиков. Ребенку необходимо дать правильные ориентиры. Спорт, например плавание, поможет в качестве способа самоорганизации, чтобы ребенок зауважал себя, закалил дух и избавился от психологии жертвы.
Основное, что нужно сделать, — это понаблюдать за коллективом: как ведут себя дети, кто лидер, как относятся к отличникам. Если вы уже постоянно слышите от ребенка жалобы, что его обижают в школе, если успеваемость снизилась, если учитель не реагирует и не вмешивается в эту проблему, нужно обязательно перевести ребенка в более здоровый коллектив. Этим шагом вы убережете психику ребенка от травм и комплексов, которые он непременно вырастит внутри себя и потянет во взрослую жизнь.
Подскажите ребенку правильную установку поведения
Не терять голову, когда тебя обзывают, действительно, трудно. Подскажите ребенку способ, как легче держать себя в руках, и не выдать обидчику реакцию, которой он добивается.
Главное: держать в уме мысль, что все эти обидные слова никак не относятся к личности ребенка. Зато говорят, что у обидчика есть много проблем в жизни.
Если в ответ на обидные слова ребенок начнет спорить, отвечать такими же обзывательствами, плакать, угрожать или бросаться в драку — все это не поможет.
Что поможет — держать в уме мысль, что от чьих-то злых слов сам ребенок не становится хуже, не превращается в того, кем его дразнят. От слов вообще ничего не происходит.
Чтобы легче было сохранять выдержку, можно попробовать представить ситуацию, как кино. Представить, что ребенок смотрит со стороны, восхищается выдержкой главного героя (себя), и удивляется глупости и дурацкому поведению его обидчика.
Представив ситуацию со стороны, ребенок переносит фокус внимания (это не со мной происходит), и может не принимать нападки близко к сердцу.
Людмила Петрановская пишет:
«Если удалось сохранить спокойствие, ты можешь повести себя правильно. Например:
Зевнуть («Скучно-то как…»)
Улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»)
Перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится говорить так»)
Дать разрешение («Обзывайтесь на здоровье»)
Все перевернуть («А вы еще можете?»)
Поначалу обидчики могут разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если продолжать сохранять спокойствие, им быстро надоест. Потому что они будут похожи на мосек, которые лают на спокойного-спокойного слона.
Настоящих обидчиков, тех, кто все затевает, мало. Один-два на весь класс. Остальные ребята присоединяются к ним, не подумав. Им просто сначала кажется, что это очень весело – показывать на кого-то пальцем, повторять обидные слова и смеяться.
Пока ты жертва, они думают, что именно так и нужно с тобой обращаться. Но если ты будешь вести себя правильно, они почувствуют себя неловко. Возможно, им даже станет стыдно. А кто-то из них, очень может быть, зауважает тебя и захочет с тобой дружить».
Читай также: 8 признаков, что ваша дочь издевается над другими детьми
Читай также: «Любое насилие начинается с чувства отчуждения и одиночества»: простой способ предотвратить буллинг
Читай также: Как выжить в школе: напутствие ребенку от родителей перед 1 сентября