Травля в школе, личные истории. как защитить ребенка от буллинга

Если проблема уже существует?

Людмила Петрановская писала: «Здесь самое главное – признать, что проблема существует, вынуть голову из песка, не замалчивать, не ждать и включать в работу всех – жертву, преследователей, свидетелей (то есть весь класс), родителей, учителей, администрацию. Назвать травлю – травлей, насилие – насилием».

Самое сложное здесь – именно предать проблему огласке, потому что эту тему часто пытаются замять, замалчивают. Для некоторых учителей это равносильно признанию в своей некомпетентности, несостоятельности – это стыдно. А для школы – пятно на их репутации. Есть и другая крайность – считать, что «дети сами разберутся», не вмешиваться. Иногда вмешательство педагога бывает даже хуже невмешательства – жертве пытаются донести идею, мол, сама виновата,  или что это какой-то «не такой» ребенок.

Здесь обычно первыми бьют тревогу родители. Они начинают разговор с классным руководителем. И уже на этом уровне, если все признают проблему, можно справиться «малой кровью», проводя классные часы и занятия с привлечением школьного психолога.

Иногда приходится подключать администрацию – завуча, директора, чтобы они со своей авторитетной позиции разговаривали с участниками конфликта.
 

Если факты очевидны, а ни педагоги, ни руководство школы не хотят предпринимать ничего и игнорируют проблему, мой совет – уходить из этой школы подальше без сожаления.

Печалит тот факт, что часто именно родители просвещают педагогов и администрацию о том, что им надо делать, чтобы искоренить травлю в классе. Есть прекрасное методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов предотвращению буллинга «Травли NET», где расписан четкий алгоритм действий в ситуации травли.

Как поговорить с ребенком

Если родитель подозревает, что над ребенком издеваются, для начала нужно поговорить с ним об этом, а не бежать в школу и закатывать скандал. Нельзя спрашивать ребенка в лоб, давить и устраивать допросы — так он закроется еще больше. 

В разговорах о травле важно учитывать возраст ребенка. Если он учится в начальной школе, можно разузнать всё через игру, например через сказку с договариванием

Имя главного героя должно быть созвучно с именем ребенка, чтобы ему было легче ассоциировать себя с ним. Например, ребенка зовут Вася, а персонажа сказки — Ваня. Сказка должна звучать примерно так:

Теплым осенним утром мальчик Ваня идет в школу, и думает о том, что… По пути в классный кабинет Ваня встречает одноклассника Диму, и мальчишки… Когда Ваню вызвали к доске на уроке математики, учитель сказал ему, что… На перемене Ваня…

Все пробелы должен восполнить сам ребенок. Если он говорит, что не знает, что было дальше, и отказывается договаривать — это защитная реакция. Тогда родителю нужно сказать: «Давай придумаем, это же сказка

Что бы ты нафантазировал?» Важно показать ребенку, что это игра, чтобы он расслабился. Через якобы придуманные ответы ребенок расскажет родителю о том, что его волнует. 

Со старшеклассником нужен другой подход

Важно установить безопасную зону, наладить эмоциональный контакт и уже потом аккуратно спрашивать. Даже если ребенок не хочет рассказывать о проблеме, родителям нужно проговаривать, что для них это важно и что ребенок ни в чем не виноват

Например, сказать: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит, и я переживаю. Я точно знаю, что причина не в тебе. Если что-то идет не так, ты не должен справляться с этим сам. Обращаться за помощью нормально, в сложных ситуациях должны разбираться взрослые». 

Ребенку не нужно, чтобы родители обещали «разнести» обидчика, школу и всех вокруг. Сдержать эмоции бывает непросто, но ребенку нужен спокойный взрослый, рядом с которым он чувствует себя в безопасности, знает, что его понимают и что родители на его стороне. Не стоит сразу брать проблему в свои руки, нужно спросить у ребенка, как бы он хотел поступить — это даст ему почувствовать контроль над ситуацией. 

Нет волшебной фразы, которая поможет мгновенно разговорить ребенка — на то, чтобы наладить эмоциональный контакт с ребёнком, понадобится время

Нужно уделять детям внимание постоянно, а не приставать с расспросами за пять минут до выхода из дома. Нужно почаще собираться всей семьей, интересоваться мнением ребенка по разным вопросам и не пытаться контролировать каждый его шаг

Но все эти методы больше подходят для профилактики: чтобы проблема не начала расти и ребёнок знал, что он всегда может обратиться к родителям. Если все очевидно и ребенок регулярно приходит домой в синяках, не стоит ждать, пока он захочет открыться родителям, — лучше сразу обратиться к психологу. 

Как сделать из «деда» юнца? Пирожки против вымогателя

«Дедами» не становятся на пустом месте. Психологи утверждают, что самоутверждаться за счет слабых предпочитают особые категории детей.

К одной из категорий относятся дети, у которых все есть, и им «скучно жить». Насилие для них – забавная игра, развлечение, способ наполнить жизнь эмоциями. С такими нужно действовать тонко. Иногда обычный разговор по душам с родителями скучающего школьника помогает, а иногда только раззадоривает обидчика.

Одна из мам сына-жертвы поделилась своим способом пресечения дедовщины. Вот ее история.

«В нашей школе появился «голодный» вымогатель. Мальчик из третьего класса, высокий, крепкий. Каждую перемену он караулил первоклассников, выходящих из столовой, и отбирал у них пирожки, бутерброды, другую выпечку. 

Действовал аккуратно: учителя долгое время не замечали, что у них под носом творится вымогательство. Да и отбирал по одному пирожку, причем не у всех, а у тех, кто послабее. С какой целью он это делал, сказать трудно, потому что никто и никогда не видел его жующим наворованные булочки.

Обнаружила «преступление» я случайно, когда мой сын, в обычной жизни не фанат школьной столовой, попросил меня положить ему денег на буфет. Я открыла программу учета питания и поняла, что за последний месяц сын проел то, что лежало мертвым грузом полгода. Насторожилась. Поговорила с сыном начистоту и все узнала.

Утром напекла я пирожков и пришла в школу на «обеденную» перемену. Зашла в столовую, протянула подарок вымогателю и во всеуслышание сказала: «Ребята, вот этому мальчику очень нужны булочки. Давайте каждый завтра принесет из дома ему по булочке, чтобы он больше не бегал за первоклассниками и не просил поделиться».

Больше тот мальчик к малышам не приставал. И не отомстил никому за мой спонтанный поступок».

Еще одна категория детей – противоположная «скучающим» – задиры. Обычно это дети, растущие в семьях, где физическое насилие – норма поведения. Ребенок растет среди насилия и считает свой прессинг новичков естественным проявлением общения. И это как раз тот случай, когда разговор с родителями о проблеме ребенка не просто не поможет, а усугубит ситуацию. Здесь пора подключать школьного психолога и сообщать инспектору по делам несовершеннолетних. В особо трудных ситуациях спасать придется не только младших учеников от задиры, но и задиру от родителей.

Почему моего ребенка обижают в школе

Главная ошибка родителей — искать причину травли в своём ребенке

Первое, что стараются сделать родители, узнав, что их мальчика или девочку обижают одноклассники, понять, почему это происходит. Что не так с их ребенком? И это их главная ошибка.

Буллинг — это «болезнь» общества, того социума, в котором находится ребенок. Мальчик или девочка не виноваты в том, что лидеры социальной группы (в нашем случае класса) «назначили» их жертвой. Задавая вопросы вроде: «Может, ты сам/сама настраиваешь ребят против себя?», или предлагая изменить поведение: «Будь добрее, не груби, постарайся найти общий язык», родители только усугубляют ситуацию. Они заставляют ребенка чувствовать себя виноватым в том, что с ним происходит.
Узнав, что вашего ребенка гнобят в классе, не старайтесь понять почему, подумайте, как ему помочь.

Кибербуллинг подростков: законы и статистика

Осенью 2020 года на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, который поможет жертвам травли и юридически урегулирует борьбу с кибербуллингом. По данным авторов законопроекта, более 70% российских школьников подвергались травле, преследованиям или оскорблениям в интернете.

Есть и другая статистика. В 2019 году Mail.ru Group провела исследование, посвящённое травле в интернете, приуроченное ко Дню борьбы с кибербуллингом, который отмечается 11 ноября. Согласно исследованию, 58% россиян сталкивались с травлей в Сети. При этом около 76% подростков не рассказывают родителям о травле.

Однако на данный момент в России нет законов, которыми регулируется юридическая ответственность за травлю в Сети. Это осложняет помощь жертвам. Например, в законе отсутствует понятие скриншота — даже если вы предоставите доказательства травли, суд может их не принять. Скриншот рассмотрят как доказательство только в случае нотариального заверения — а это недешёвая услуга. 

Как травля влияет на мозг?

В последние 10 лет ученые начали уделять повышенное внимание влиянию травли на здоровье. В общем и целом, можно сказать, что организм реагирует на травлю как на острый стресс

Статья, опубликованная в декабре прошлого года в журнале Molecular Psychiatry, проливает свет на другую область исследований: архитектуру мозга. Травма, вызванная длительной, повторяющейся травлей, может повлиять на структуру головного мозга, согласно данным магнитно-резонансной томографии (МРТ), собранным международной группой из Королевского колледжа в Лондоне. Полученные результаты подтверждают результаты предыдущих исследований, которые продемонстрировали аналогичные изменения у детей и взрослых, которые подверглись жестокому обращению в юном возрасте.

Иногда травля приводит к физическим травмам

По мнению Трейси Вейланкур, клинического психолога из университета Оттавы, изменения в структуре и химическом составе мозга наглядно демонстрируют насколько губительна и опасна травля. Вместе с коллегами Вейланкур надеется, что подобных исследований в будущем станет намного больше. В конечном итоге, ученые считают, что полученные данные могут быть использованы для обоснования политических решений и принятия необходимых мер по борьбе с издевательствами.

В более раннем исследовании, опубликованном в журнале American Journal of Psychiatry в 2010 году, также сообщалось о нарушениях в определенных областях мозга, которые связаны с сообщениями о словесных оскорблениях. Нейробиологи отмечают, что мозг пластичен на протяжении всей нашей жизни. Именно благодаря нейропластичности мы продолжаем учиться, а окружающая среда формирует наше поведение. Неудивительно, что травля пагубно влияет не только на психическое здоровье, но и на работу мозга.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников.

Весь класс и учителя — это свидетели. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Написать заявление об избиение моего сына группой подростков

Мною было написано заявление в полицию, есть медицинская справка о наличии повреждений на лице. СМЭ не выявила никакого вреда здоровью. Подозреваемые ребята были найдены. При процедуре осознания мой сын узнал тех двух. Но мама одного из той компании(ее сын не бил, а держал моего за руки и ставил подножки ) написала встречное заявление на моего сына, что он ударил ее сына. И все ребята с компании, которые были подозреваемыми, стали свидетелями по ее заявлению. Наше заявление и вообще дело в целом осталось не завершенным.

Он еще раз опишет в листе осмотра все телесные повреждения, которые будут на теле пострадавшего ребенка.

Прежде, чем ответить на вопрос, что дальше делать, если избили вашего ребенка, необходимо определиться в тем, что Вы хотите получить в результате.

  1. Все случаи, связанные с домашним насилием, уникальны и индивидуальны.
  2. Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  3. Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Сначала нужно обратиться к директору школы с просьбой вызвать задиру на профилактическую беседу. Если профилактическая беседа в школе не дала нужного эффекта и ребенка продолжают травить, то следует обратиться с заявлением в комиссию по делам несовершеннолетних.

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества и другое.

Обычно организовывается одним или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

История №2. «Однажды дочь позвонила и попросила забрать из школы»

— Травля началась уже давно. Но я не сразу это поняла. Мы поменяли место жительства, и дочка перешла в новый класс в другой школе. Новенькую сразу восприняли с неприязнью. Дочка отличалась высоким ростом — на голову была выше самого высокого парня в классе.

В четвертом классе ей первой из класса пришлось носить пластинку на зубы. Дети, конечно, смеялись, я за нее переживала.

Периодически в классе возникали вспышки травли. Но дочка мне мало что рассказывала. По натуре она очень сильная, никогда не будет жаловаться и ныть. Она не поддерживала дурацкие шутки над другими. Никогда не смеялась, если кто-то упал и кому-то больно.

Когда в 5 классе пришла новенькая девочка в класс, моя дочка взяла ее под крыло и не дала другим дразнить ее и издеваться. Сдачу она всегда могла дать. Со временем от новенькой отстали. Новенькая девочка приспосабливалась и старалась не лезть в конфликты. Моя же голову никогда не склоняла. Она очень любит общественную деятельность: участвовать в праздниках, придумывать номера, танцы. Но ей мало это удавалось — в основном ставили избранных, по усмотрению администрации. Я старалась переключить ее на внешкольные занятия, но в школу все равно приходилось ходить.

Изредка дочка жаловалась мне на плохое отношение сверстников, я говорила, что у нее есть друзья вне школы, можно с ними общаться, предлагала сходить в кино. Я считала, что не должна вмешиваться в ее трудности и конфликты в школе. Старалась поддерживать дома.

Агрессорами в классе, как правило, выступали двое “заводил”. Менялись только их жертвы. Моя дочка подросла. Сейчас она миловидная, модельной внешности. Но повод гнобить ее все равно находят… Последний конфликт начался не так давно. Дочка приходила без настроения, но не плакала. На днях она мне пожаловалась, что в классе уже никто не разговаривает с ней. Однажды дочка мне позвонила и попросила забрать ее из школы. Я спросила: где ты? Она была в женском туалете и плакала уже второй урок. Это была последняя капля.

Обстановка в классе по отношению к ней была накаленная, агрессорши постоянно подпитывали эту обстановку, обзывали дочку. Я говорила с директором, потому что начинала думать о переводе в другую школу. На некоторое время дочь перестала ходить в школу. Директор взяла проблему под свой контроль, с теми детьми будет работать психолог, дочку я тоже поведу к психологу и сейчас я держу руку на пульсе, отслеживаю ситуацию.

Факторы агрессии

Среди причин буллинга исследователи называют, например, высокий уровень недоверия в обществе (подростки воспринимают мир как враждебную среду), нападки со стороны родителей и педагогов, проблемы в семье, возрастные кризисы (подростковые бунты), трудности с учебой и общением и вредные привычки (курение, алкоголизм и пр.).

Артур Реан и Мария Новикова сосредоточились на семейных факторах агрессии. Это: структура семейной системы (иерархия или более демократичные отношения старших и младших членов семьи, взаимодействие сиблингов — братьев и сестер и пр.), стиль родительского воспитания (например, авторитарный или более мягкий), поведение отца и матери (в том числе, степень участия в воспитании детей), стиль общения в семье (закрытость или откровенное обсуждение проблем), социально-экономический статус родителей: уровень их образования, доходов, занятость.

Работа Реана и Новиковой опирается на результаты российских и зарубежных исследований школьного буллинга.

Смена ролей: жертвы – агрессоры

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому. Обычно тому, который пользуется меньшей популярностью в группе. Агрессия часто объясняется желанием повысить или поддержать свой статус среди сверстников, показать превосходство над окружающими (в том числе, учителями).

Важная характеристика вовлеченности в травлю — «превращаемость ролей», отмечают исследователи. Тот, кто подвергался нападкам, сам с высокой долей вероятности попытается проявить агрессию по отношению к кому-то, кто слабее его. В исследовании это подтвердила сильная взаимосвязь показателей вовлеченности в буллинг в разных ролях.

Нападки бывают реакцией на унижение или провокацию. Юношей спрашивали, почему они ввязывались в драку. Респонденты часто отвечали, что их оскорбили (70%), они были «вынуждены обороняться» (50%) и пр.

Профилактика буллинга для родителей

Негативные черты характера в детях закладывают родители, поэтому изначально они должны на своем примере показывать, как нужно относиться к другим людям, будь то сверстники или взрослые. Если родители сами часто скандалят с окружающими или между собой, неудивительно, что ребенок также не будет испытывать уважения к ближним и даже может начать травлю в школе.

Важно поддерживать доверительные отношения в семье, чтобы подросток всегда мог обратиться к родителям со своей проблемой и не быть отвергнутым. Не отмахивайтесь от проблем подростка, не заставляйте его решать проблемы в коллективе самостоятельно – это может сделать из подростка замкнутого, колючего человека, который перестанет вам доверять. Хорошая ли это цена за сомнительный опыт «самостоятельности»?. Однако роль в предотвращении буллинга играет и учитель, его наблюдательность и желание сохранить хорошие отношения внутри детского коллектива

Если преподаватель безразлично относится к травле в школе и полагает, что «ученики сами во всём разберутся», вряд ли это приведет к чему-либо хорошему. Именно учитель ответственен за поддержание дружеской обстановке в классе, проводя классные часы на тему добра, разговаривая с учениками лично и помогая им решать конфликты. Поэтому стоит внимательно изучать информацию о педагогическом коллективе в школе прежде, чем записывать туда ребенка. Информацию вы можете узнать на дне открытых дверей или от других родителей, а также на специальных форумах, в группах и чатах города

Однако роль в предотвращении буллинга играет и учитель, его наблюдательность и желание сохранить хорошие отношения внутри детского коллектива. Если преподаватель безразлично относится к травле в школе и полагает, что «ученики сами во всём разберутся», вряд ли это приведет к чему-либо хорошему. Именно учитель ответственен за поддержание дружеской обстановке в классе, проводя классные часы на тему добра, разговаривая с учениками лично и помогая им решать конфликты. Поэтому стоит внимательно изучать информацию о педагогическом коллективе в школе прежде, чем записывать туда ребенка. Информацию вы можете узнать на дне открытых дверей или от других родителей, а также на специальных форумах, в группах и чатах города.

История №1. «Любая система человечков пытается выстроить иерархию»

— У моей дочки очень взрывной темперамент и повышенное чувство справедливости. Она родилась в ноябре и поэтому пошла в школу не со своей садовской группой, а на год позже. В ее классе были в основном дети из одной группы, те, кто вместе уже с сада.

В классе 25 человек. Я сама руководитель и понимаю, что управлять таким коллективом непросто, а уж тем более разруливать конфликты. Любая система человечков стремится выстроить иерархию, и так как взрослые почему-то не управляют этим процессом, инстинкты выживания и иерархии начинают управлять детьми. Кто-то прогибается, кто-то смиряется, кто-то начинает сопротивляться.

Если ребёнок отличник, у него будет хотя бы поддержка учителей, если же ребёнок слаб в учёбе, ему будет доставаться еще и от учителей.

У моей дочки не складывались отношения с девочками, и она начала дружить с двумя мальчиками, которых тоже травили. Втроем они продержались первый и второй класс. Потом одного мальчика перевели в другую школу, и я по семейным обстоятельствам перевела дочь в маленькую школу, где в классе 11 человек. Школа деревенская, и там свои законы.

Нас как семью не очень хорошо приняли в деревне, и дочке доставалось уже из-за сплетен между взрослыми. Её единственную в классе учитель называла по фамилии. А дети из-за фамилии начали ее дразнить. Как противостоять этому, я не знала, опыта у меня не было, а муж только советовал дочке не обращать внимания. Я искала подсказки в интернете, показывала разные видео, рассказывала про психологию, зависть, страхи других людей. Она пыталась вырулить самостоятельно.

Но жизнь сложилась так, что мы не выдержали давления деревенских и вернулись в город, перевели дочку в 5 класс.  Там она примкнула к девочке, которую травили и одноклассники, и учителя, дочка не могла смотреть на всё происходящее равнодушно и стала учиться защищать не только себя, но и её. Так продолжается   и по сей день.

На мой  взгляд, в школах не работают с детской агрессией, и сами учителя бывают очень агрессивны. Я предлагала провести тренинги по управлению своими эмоциями, но школьные психологи не хотят ничего подобного.

Как распознать травлю и избежать ее? Признаки жертвы

Дедовщина, как и грипп: чем раньше ее заметишь, тем проще от нее избавиться. Но не надо наивно рассчитывать, что школьник при первом же полученном словесном пинке или физическом тумаке побежит рассказывать об этом родителям. О том, что с ребенком что-то не так, скажут невербальные знаки:

  • нарушение сна (можно для достоверности проверить по фитнес-браслету),
  • нежелание идти в школу вплоть до симуляции болезней,
  • внезапная замкнутость,
  • изменение маршрута, по которому ребенок раньше ходил в школу,

Одежда и личные вещи детей – тоже весьма говорящие штуки. Вырванные с мясом пуговицы, сломанные надвое карандаши и оторванные карманы дадут знать о наличии обидчика задолго до появления первого синяка. 

Первые симптомы упускать нельзя. С ними родителю надо идти на доверительный разговор к классному руководителю (но ребенка с собой брать пока не стоит). Учитель – взрослый человек в родном пространстве (школе), он способен заметить то, что родитель не обнаружит, даже провожая и встречая ребенка каждый день. Любое поведение, выбивающееся из привычных норм, бросается в глаза наблюдательному педагогу. Если конфликт назревает в рамках одного класса начальной школы, например, травля новенького ученика, то авторитетный учитель сможет самостоятельно устранить проблему. 

В остальных случаях нужна комплексная работа в связке педагог – родитель – ученик. Неформальные пути решения дают неожиданно быстрые и эффективные результаты. Например, совместный выезд с классом на природу позволит внимательнее присмотреться к отношениям между учениками. Да, увидеть травлю на таких выездах вряд ли получится: дети будут ее скрывать от взрослых, но напряжение заметить легко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector