Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию «роспись подноса жостовским узором» в старшей группе

Поэтапная роспись жостовского подноса

Вот как все происходит:

  1. На этапе грунтовки выбирается и наносится фон — цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа — пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
  2. На втором этапе жостовской росписи создается замалевок — общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
  3. Тенежка — это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
  4. Этап прокладки — самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
  5. На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
  6. На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
  7. Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
  8. Последний этап — уборка — предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется «твореным» золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком — гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком — орнаментом с включением цветов.

Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы. Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.

Виды рисунков и узоров

В XXI веке строгой канонизации, когда фон должен быть четко черным и никаким более, уже не соблюдают. Серебристый, красный и малахитовый фоновые цвета уже не являются чем-то неожиданным относительно жостовских подносов. А вот цветы так и остаются основным рисунком промысла. Такую тематику жостовцы взяли у уральских мастеров, которые тоже художественно осмысливали красоту полевых и садовых цветов.

Расписные подносы в жостовском стиле имеют множество узнаваемых нюансов.

  • Центр композиции с крупными растениями, да еще с такой рисовкой, словно цветок растет из середины подноса. По краям – цветочки помельче.
  • Основной принт – цветочный букет или цветочный венок, обязательны и флористические орнаменты, различающиеся по сложности.
  • Выбор цветов согласно личному решению автора. Каждый художник изображал на подносе те цветы, что нравились ему самому.
  • Современное расширение тем и узоров. Сегодняшние мастера жостовской росписи рисуют натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические изображения.

Творчество – живой процесс. Современные мастера, продолжающие и прославляющие именитое направление, находятся в поиске новых идей (форм, узоров, цветов). Это не противоречит канонам, но развивает жостовскую роспись, отчасти встраивает ее в актуальные творческие запросы, ни в коем случае не обезличивая, не лишая индивидуальности.

Но подделку от подлинника отличить можно.

  1. На настоящем изделии обязательно стоит штамп-логотип мастерской, его произведшей.
  2. Подносы-подделки могут иметь острые края, а вот истинные мастера никогда не допустят такого недостатка – края точно будут завальцованными. Обработка края необходима не только с художественной точки зрения, но и для того, чтобы поднос обрел прочность.
  3. Настоящий поднос довольно толстый: он и должен быть таким, дабы удержать самовар и посуду, которая подается вместе с ним. Если же вы поставили на поднос что-то тяжелое, а он прогнулся – это не подлинное жостовское изделие.
  4. Настоящий поднос имеет зеркальную поверхность. Его неоднократно грунтуют, каждый слой обязательно шлифуется. И лак на поверхность накладывают как минимум в два слоя, каждый из них полируется. Можно сказать, что в жостовском подносе все отражается словно в зеркале. А если такового не случается, значит, этап лакирования пропущен, что может быть только у подделки.
  5. Идеальная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых цветов, нечеткой прорисовки. Это недопустимо, все должно соответствовать стандарту, традициям.

По этой причине слишком дешевое изделие априори не может быть жостовским подносом. Такая многоэтапная кропотливая работа с четко выверенным контролем качества стоит недешево, но и прослужит поднос многие годы.

История ремесла

Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.

Возникновение

Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.

И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.

Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.

Жостовская роспись в XX веке

В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.

Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.

Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.

Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.

Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня.
Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.

Развитие в наши дни

Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.

Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах

Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.

Также рекомендуем почитать: Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров

Классическая

Классическая жостовская роспись выполняется на фоновой подложке черного или красного цвета.

Дизайн подходит для ногтей любой длины, однако на удлиненных ногтевых пластинах позволяет изобразить богатые цветочные композиции.

Если со свежим маникюром тебе предстоит посещать офис, деловые встречи и серьезные мероприятия, оформи в достоевском стиле один ноготь, а остальные покрой цветом из палитры ремесла. Несмотря на яркость, такой дизайн выглядит лаконично и утонченно.

Идея комбинированного дизайна – 2 расписных ноготка и золотой френч.

Цвет основного покрытия выбирай исходя из оттенков рисунка, тогда дизайн будет смотреться гармонично. В этом случае ногти покрыты пастельным сиреневым оттенком. Подобный тон есть в палитре лаков OPI с названием «Don’t Toot My Flute».

Такое сочетание выглядит смелее, но не менее гармонично. Однако с подобными решениями стоит быть осторожнее – роспись добавляет достаточно яркости и обилие цветов может перегрузить дизайн.

Классическая жостовская роспись в сочетании с френчем, кстати, тоже классическим. Такой маникюр подойдет для свадьбы или корпоратива.

Сочетание красного и черного кажется слишком агрессивным, но при грамотной комбинации получается совсем не вызывающим. Такой маникюр можно слегка приглушить, покрыв дизайн матовым топом.

Интересное решение двустороннего оформления свободно края. Мода на двусторонний дизайн ногтей пришла в 2016 году и до сих пор находит отклики в творчестве нейл-мастеров и их клиентов. Для того чтобы создать подобный декор, просто закрась внутреннюю сторону свободного края красным лаком.

Изначально, жостовские мастера изображали только сложные, объёмные цветы – пионы, розы, лилии. Только после 1920 года в промысел добавились фиалки, тюльпаны и другие простые растения.

Жостовские подносы в современной жизни

По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.

История росписи

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне. 1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас

Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства

Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров

Разбираем основы и особенности жостовской росписи

Жостовская роспись многослойна, делается в несколько приемов специальными прозрачными красителями, в результате чего нижние слои краски просвечиваются через верхние, придавая особый эффект свечения и глубины.

Отличительной особенностью росписи является то, что цветы и листья окрашиваются яркими красками – синими, зелеными, красными  или желтыми, а их яркость дополнительно выделяется благодаря черному фону, по которому ведется роспись.

Сама роспись ведется масляными красками, причем не важно, в каком виде они производятся – в банках или тюбиках, ведь в любом случае непосредственно перед росписью их разбавляют льняным маслом и скипидаром до нужной консистенции для того. Чтобы краска не выступала за поверхность рисунка после лакирования

Для росписи, в основном, применяют мягкие беличьи кисти, которые впитывают большое количество краски и в результате дают долгий мазок. При этом в качестве палитры для смешивания различных красок применяют обычную каменную плиту.

Существует два вида композиций жостовской росписи – если основная композиция расположена в центре подноса, то это собранный букет, а если элементы рисунка располагаются по краям изделия,  то это венок.

Декоративная роспись в жостовском стиле наносится поэтапно и поэтому она очень сложна и требует не только фантазии, но и твердости руки, скорости рисования, а также знаний о смешивании красителей для получения нужного результата.

Этапы жостовской росписи.

На этом этапе происходит подготовка металлической заготовки под роспись – грунтовка, шпаклевка, шлифовка и лакировка. Также определяются с цветом фона – чаще всего он черный, но в некоторых случаях может быть и белым, красным, бирюзовым, серебристым или любым другим на усмотрение художника.

На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносится силуэты элементов будущего рисунка. После этого замалевка, поднос сушится в печи еще несколько часов.

С помощью полупрозрачных красок, наносятся цветные тени. Это придает объем цветам, а у остальных растений проявляются теневые места.

На этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется строй всей композиции – это самый ответственный этап росписи.

Этот этап называется бликовка, так ка происходит наложение бликов на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.

В завершение работы художник специальной тонкой кистью наносит заключительные штрихи – прожилки на листочках и семенца в центре чашечек цветов.

Это предпоследний этап росписи подноса. На этом этапе дорисовываются травинки, листья и усики, при помощи которых букет становится частью единого букета и связывается с фоном.

На этом этапе украшаются борта подноса. Украшение может быть с помощью растительного или геометрического узора, без него поднос выглядит незаконченным. Без какой-то определенной «изюминки».

В результате таких сложных и трудоемких процессов рождается поистине неповторимое изделие, которое невозможно повторить, даже если изготавливать его будет тот же мастер, так как данный вид росписи сочетает в себе строгую последовательность росписи с импровизацией творческого процесса.

На фото, представленных далее, предлагаем вам ознакомиться с фото работ, расписанными в технике жостовской росписи и проникнуться индивидуальностью и неповторимостью этого вида искусства.

Ход работы.

— Ребята, давайте подойдём и рассмотрим нашу выставку.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы и цветные иллюстрации жостовской росписи.

— Какие красивые расписные подносы изготавливают народные мастера в деревне Жостово.

Цветущий край, родимые просторы –

Весенний луг, тенистые леса….

В них Жостово изящные узоры,

Федоскина былинная краса!

И я – росток от корня векового,

Я – плоть и кровь Мытищинской земли.

Не зря наш край, исконный, родниковый,

Жемчужиной России нарекли!

Г. Степанова

— Да, много сёл в Московской области, но о Жостове знают все, наслышаны о нём, по всей земле. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были другие русские напитки, как сбитень, медовуха. Появился и ритуал – чаепитие.

— Посмотрите, на эту красоту, назовите мне понравившийся цветок на этих подносах. Скажите, как называется цветок, где он прорастает, опишите его.

— А скажите мне, если на лугу мы соберём по одному много цветов, как это будет называться? (Букет).

— Послушайте стихотворение:

Цветы России собрались

В венок красивый заплелись

И не страшна им осень.

Ромашка прячет желтый глаз

Под белыми ресницами.

И листья скручены под ней

Зелеными косицами.

Г. Степанова

— Ребята, скажите, какие формы подносов вы видите?

— Да правильно, разнообразие форм и размеров поражало воображение – это овальные и квадратные, прямоугольные, круглые, шести – восьмиугольные, и даже треугольные подносы для угловых столов.

— В основном мастера покрывают подносы черной эмалью, хотя жостовские подносы бывают красные, зеленые, синие.

— А теперь,

ответьте мне,

кто такою красотою

на подносе рисовал

и всех цветами удивлял

как называется профессия людей, которые расписывают подносы? (Художники).

— А сейчас, я вам предлагаю тоже превратиться в художников села Жостово, согласны? Занимайте свои рабочие места.

— Я вам рассказывала, этапы росписи жостовских подносов. Сначала мы продумаем рисунок будущего узора, так как будем рисовать сразу кистью, как настоящие мастера. 1 этап — сделаем замалёвок – нанесём силуэты цветов и листьев. Крупные цветы поместим в центре букета, а окружать их будут цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.

— 2 этап — тенёжка – мы нанесём цветные тени с помощью которых, наш букет, будет казаться объёмным.

— 3 этап – мы будем, высветлять некоторые детали и у нас получится более контрастный вид – этот этап называется прокладка.

— Далее, мы займёмся бликами, этот этап так и называется – бликовка. Создаётся настроение и особый колорит нашего букета.

— Ну и закончим наш поднос чертёжкой – нанесём тонкой кистью небольшие штрихи, нарисуем прожилки и края листиков, в центре цветов обозначаем «семенца».

— Следом идёт приём привязка – это, когда в букет, мы прорисуем травинки, стебельки.

— А потом займёмся уборкой, так называется приём украшения бортов подноса.

Проводится физкультминутка «Цветок».

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы

плавно расходятся в разные стороны,

напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное

положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

— А теперь, возьмём кисточки и начнём творить жостовские чудеса. В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.

После росписи подносов дети оценивают свою работу.

— Ребята, у каждого жостовского подносаесть красивые названия: «Нежность», «Русь», «Подмосковное утро» и другие. Придумайте и вы названия своим подносам.

О Жостовских подносах давно молва бежит,

Купава золотая на полотне лежит.

Фиалки голубые в подносиках живут

И ласточки лихие летают там и тут.

А. Загрядский

Этапы изображения рисунка «под Жостово» вместе с детьми

Тема «Роспись подносов Жостово» изучается в рамках занятий по изобразительному искусству, кружков ДПИ и прочих творческих мероприятий с детьми разного возраста. На таких практикумах детский коллектив знакомится с народными промыслами. Сначала ребятам педагог может предложить раскрашивание – на листах уже обозначены контуры изображений, ребята просто добавляют цвет.

Дети активно откликаются на подобные задания: яркое и понятное народное творчество увлекает их и рождает теплые ассоциации. В процессе работы педагог фоново может включать народные песенки или даже ставить аудиосказки.

Рисование «под Жостово» поэтапно:

    1. Дети получают заготовки – листы бумаги овальной формы с уже нанесенным фоном (можно использовать цветные офисные листы).
    2. Узор-орнамент, который оформляет форму, может нанести педагог заранее. Если занятия проводится с ребятами постарше, они и сами справятся с этим (но уже в конце работы).
    1. Решите, сколько крупных цветков будет на рисунке, отметьте цветным кружочком из сердцевинки на подносе. Чаще дети выбирают желтый цвет.
    1. Добавьте тонкой кистью к сердцевинкам лепестки. Если дети уже имеют смешивать оттенки, это только украсит работу.
    1. Тонкой кисточкой рядом с большими цветками добавляются мелкие.
    1. Прорисовываются листочки и стебельки зеленым цветом, желательно – разными оттенками зеленого.
  1. Белым цветом нужно сделать оживку на цветах и листочках.

Как правило, ребенок с удовольствием берется за эту работу. Если хочется добиться большего сходства с жостовским творчеством, педагог в дальнейшем может заламинировать работы. Они будут глянцевыми и плотными, и максимально станут напоминать настоящий поднос.

А если есть возможность свозить детей на экскурсию в музей промысла, это станет прекрасным вводным уроком. Музей Подносов работает при Жостовской фабрике, потому ребята оказываются и в центре производства тоже. Примечательно, что экскурсия рассчитана и на теоретические познания, и на практические опыты. Разгоряченные и впечатленные увиденной красотой ребята обычно спешат поделиться новым опытом, и с удовольствием принимаются за рисование.

Музей подносов

Мастер-классы на фабрике – это удивительная возможность увидеть поэтапный процесс изготовления подноса и даже поучаствовать в нем. Фабрика находится в деревне Жостово, в городском округе Мытищи. При ней работают музей и фирменный магазин.

Поиск творчества современных мастеров продолжается – новые формы и технологии не умаляют интереса к традициям, но позволяют промыслу развиваться, ведь только развитие сохраняет жизнь творческому направлению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector