Подход к ребенку со свистящими хрипами

Содержание:

Причины ларингита

Острый ларингит

В большинстве случаев острый ларингит является следствием вирусной инфекции. Поэтому он редко развивается изолированно. Обычно ларингит сопутствует воспалению носовой полости (риниту) и воспалению глотки (фарингиту). Именно там возникает очаг инфекции, которая потом спускается ниже и поражает гортань. Вызвать ларингит может ОРВИ, вирус гриппа, а также и более серьёзные заболевания, – например, корь.

Факторами, способствующими развитию острого ларингита являются:

  • переохлаждение – как общее, так и местное (т.е. переохлаждение горла);
  • курение;
  • злоупотребление алкоголем;
  • перенапряжение голосовых связок;
  • злоупотребление острой пищей.

При остром ларингите может ощущаться ухудшение общего состояния и болеть голова, нередко повышается температура. В начале заболевания кашель сухой, затем сменяется влажным, с выделением слизистой мокроты. Иногда может наблюдаться затруднение дыхания, связанное с сужением головой щели в результате отека слизистой.

При ларингите, развивающемся на фоне гриппа, могут обнаруживаться кровоизлияния в слизистую оболочку гортани. Такая форма заболевания  называется геморрагическим ларингитом.

Хронический ларингит

Хронический ларингит может развиться как осложнение его острой формы. Если симптомы заболевания сохраняются более двух недель, это говорит о том, что ларингит стал хроническим.

Довольно часто, однако, хронический ларингит развивается как самостоятельное заболевание. Причиной возникновения хронического ларингита могут быть:

  • регулярное вдыхание раздражителей – аллергенов, химических испарений, дыма, пыли (особенно, если носовое дыхание по какой-либо причине нарушено и дышать приходится через рот);
  • длительное перенапряжение голосовых связок (это характерно для таких профессий как диктор, педагог, певец и т.п.);
  • заброс в пищевод содержимого желудка, при котором желудочная кислота начинает разъедать слизистую пищевода;
  • бактериальная и грибковая инфекция. Инфекция, в частности, может попасть в гортань не только сверху, но и снизу – из легких, если в них есть очаг воспаления. Поэтому ларингит может быть осложнением хронического бронхита или пневмонии (воспаления легких).

Для хронического ларингита характерен постоянный сухой кашель. Однако у тех, кто много курит, по утрам наблюдается так называемый «кашель курильщика» – болезненный кашель с выделением мокроты.

Длительный хронический ларингит способен привести к повреждению голосовых связок и образованию наростов на них.

Об ангинах

Моей дочери регулярно врачи ставят один и тот же диагноз – ангина. Подскажите, как бороться с хронической ангиной?

Гребнева О., Челябинск

В народе не зря говорят: «Не страшна сама ангина, страшны её осложнения». Каждый повтор ангины приводит к формированию хронических заболеваний не только глотки, но и сердца, почек, суставов. Поэтому если ребёнку поставлен диагноз «хронический тонзиллит», в обязательном порядке наблюдайтесь на диспансерном учёте у врача-оториноларинголога по месту жительства, который порекомендует индивидуальную схему местного лечения хронического воспаления нёбных миндалин с целью профилактики ангин и их осложнений. Весна и осень дают обострения.

Поэтому за две недели до ожидаемого сезона делайте ребенку орошения, промывания, массаж нёбных миндалин. После приема пищи надо обязательно полоскать горло: остатки пищи задерживаются в лагунах нёбных миндалин, усугубляя течение хронического воспаления и вызывая рецидивы ангин.

Еще хочу вот что уточнить: говорят, ангиной нельзя заразиться?

Да, «банальная» ангина не передается здоровым людям, чаще болеют иммунологически ослабленные к стрептококковой инфекции. Но ангина, сопровождающая инфекционные заболевания – скарлатина, корь и др. может передаваться воздушно-капельным или контактным путем.

Причины

Заложенность носа у новорожденных обусловлена несовершенством анатомических структур и механизмов функционирования верхних дыхательных путей.. Одноклеточные железы слизистой периодически проявляют гиперактивность, продуцируя излишки секрета. В силу узости носовых каналов слизь подвержена застою и загустению. Именно поэтому у грудничка часто заложен нос. Физиологический отек носоглотки также наблюдается в период прорезывания зубов с 6-месячного возраста.

Вместе с тем причиной гиперсекреции и отека мягких тканей носа могут стать патологические факторы:

  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • аллергические реакции;
  • травмы или врожденные дефекты носа (искривление перегородки, атрезия хоан);
  • полипы в околоносовых пазухах;
  • гипертрофия носоглоточной миндалины (аденоиды).

Основная функция носа

Основной функцией этого органа является дыхательная, но также немаловажными функциями будут эстетическая и коммуникационная. Проводились научные исследования, которые выявили, что люди узнают друг друга по форме и размеру носа, а также по его пропорциям относительно других частей лица. Таким образом он является одним из важнейших признаков объективной индивидуальности.

Для разных рас характерны свои особенности строения наружного носа:

  • славянский — сравнительно небольшая костная часть и более развитый хрящевой отдел;
  • греческий или римский — отличается длинной, узкой пирамидой носа, часто с горбинкой и относительно небольшим хрящевым отделом;
  • кавказский — крупная костная и хрящевая часть, часто с горбинкой;
  • негроидный — отличается небольшой костной частью и крупным, обычно уплощённым кончиком с широкими крыльями;
  • азиатский — отличается пропорционально небольшой костной и хрящевой частями, часто с уплощённой спинкой и кончиком.

Одна из особенностей нашего обонятельного органа — он растёт всю жизнь, изменяясь с возрастом. Особенно это касается носогубного угла. У детей носогубный угол обычно тупой около 105 градусов, у взрослых приближается к прямоугольному, у пожилых людей кончик часто опускается и угол делается острым.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Эпиглоттит:

Отоларинголог

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Эпиглоттита, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Определение болезни. Причины заболевания

Обструктивный бронхит — это воспаление бронхов, которое сопровождается сужением их просвета (обструкцией), бронхоспазмом и нарушением проходимости воздуха. Проявляется одиночным, но достаточно частым кашлем, шумным, затруднённым дыханием и свистящими звуками на выдохе .

С обструктивным бронхитом сталкиваются дети любого возраста. В основном он возникает в период, начиная с 6 месяцев до 5 лет. Ему подвержены дети с ослабленным иммунитетом, аллергией, генетической предрасположенностью, повторными и затяжными ОРВИ .

Число заболеваний, протекающих с синдромом бронхообструкции, неуклонно растёт, хотя причины этого пока неясны. В России заболеваемость обструктивным бронхитом составляет 75-250 случаев на 1000 детей 1-3 лет, что на 2 порядка выше, чем при пневмонии. В амбулаторной практике США распространённость заболевания оценивается в 60-70 случаев на 1000 детей 0-2 лет, однако к 4-м годам и старше этот показатель резко снижается до 35 случаев на 1000 детей .

Чаще всего обструктивный бронхит развивается в ответ на респираторные вирусы, особенно на респираторно-синцитиальный вирус. Он является причиной болезни у 85 % детей до 6 месяцев и 28 % детей постарше . Реже заболевание вызывают другие респираторные инфекции:

  • риновирусы — у недоношенных детей (особенно с бронхолёгочной дисплазией и находящихся на искусственном вскармливании) ;
  • вирусы парагриппа 3-го типа — у детей 1-3 лет;
  • аденовирусы — у детей 4-6 лет;
  • вирусы парагриппа;
  • энтеровирусы.

В последние 10-15 лет среди причин обструктивных форм бронхита часто регистрируют вирусы герпеса: цитомегаловирус, вирус Эпштейна — Барр и вирус герпеса 6-го типа. Также обструктивный бронхит нередко провоцируют грибковые инфекции, особенно если ребёнок регулярно находится в помещении с повышенной влажностью.

В преддошкольном и школьном возрасте заболевание могут вызвать бактерии: патогенные бактерии (микоплазмы и хламидии пневмонии), а также условно-патогенная флора, которая входит в состав нормальной микрофлоры дыхательных путей.

Нередко в развитии заболевания принимают участие сразу несколько вирусов, т. е. микст-инфекции. Они часто становятся хроническими, являясь главной причиной повторных ОРЗ.

Рецидивы обструктивного бронхита обычно возникают на фоне глистной инвазии или хронической инфекции — тонзиллита, кариеса, синусита и др.

Развитию обструктивного бронхита могут предрасполагать факторы риска:

  • Отягощённое течение беременности и родов, недоношенность младенца, внутриутробное инфицирование плода, поражение центральной нервной системы на последних неделях беременности, во время или после родов, раннее искусственное вскармливание, дистрофии.
  • Особенности, свойственные детям до 3 лет: незрелость иммунной системы, обильное кровоснабжение лёгочной ткани, повышенная проницаемость сосудов, малый диаметр и рыхлость подслизистого слоя бронхов, повышенная податливость их хрящей, вязкость бронхиального секрета, недоразвитие гладкомышечной и эластической ткани.
  • Долгое пребывание малыша в горизонтальном положении, более длительный сон, частый плач.
  • Употребление алкоголя, пассивное и активное курение во время беременности или кормления — всё это подавляет иммунитет младенца, тормозит созревание и развитие его центральной нервной системы.
  • Неблагоприятные факторы внешней среды: воздействие аммиака, хлора, сернокислого газа, окиси углерода, различных кислот, угольной и цементной пыли.
  • Частые переохлаждения из-за чрезмерно низкой температуры воздуха в районах крайнего Севера, повышенная влажность и другие факторы, связанные с климатом и географией.
  • Аллергический фактор: повышенная чувствительность к продуктам, домашней пыли и шерсти животных. В таких случаях обструктивному бронхиту может сопутствовать аллергический дерматит, ринит и/или конъюнктивит .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Острый бронхиолит

Острый бронхиолит — острое воспаление мелких бронхов и бронхиол, протекающее с дыхательной недостаточностью и обилием мелкопузырчатых хрипов. Заболевание развивается преимущественно у детей на первом году жизни. Наиболее часто бронхиолит вызывают респираторно-синцитиальный вирус, вирусы парагриппа, несколько реже — аденовирусы, ещё реже — микоплазмы и хламидии.

Клиническая картина острого бронхиолита

Обычно лихорадка продолжается 2-3 дня (при аденовирусной инфекции — до 8-10 дней). Состояние детей довольно тяжёлое, выражены признаки дыхательной недостаточности: цианоз носогубноготреугольника, одышка экспираторная или смешанная, тахипноэ. Часто наблюдают вздутие грудной клетки, участие вспомогательной мускулатуры вдыхании, втяжение уступчивых мест грудной клетки. При перкуссии выявляют коробочный перкуторный звук, при аускультации — рассеянные влажные мелкопузырчатые хрипы на вдохе и выдохе. Значительно реже выслушивают средне- и крупнопузырчатые влажные хрипы, количество которых изменяется после откашливания.

Осложнения осторого бронхиолита у детей могут развиться при прогрессировании дыхательных расстройств. Увеличение РаС02, развитие гиперкапнии, свидетельствующие об ухудшении состояния, могут привести к апноэ и асфиксии; очень редко возникают пневмоторакс и медиастинальная эмфизема.

Лабораторные и инструментальные исследования

При рентгенографии органов грудной клетки определяют признаки вздутия лёгких, в том числе повышение прозрачности лёгочной ткани. Возможны ателектазы, усиление прикорневого лёгочного рисунка, расширение корней лёгких. При исследовании газового состава крови выявляют гипоксемию, снижение Ра02и РаС02 (последнее из-за гипервентиляции). Спирографическое обследование в раннем возрасте провести обычно не удаётся. Показатели периферической крови могут быть не изменены или выявляют невыраженные увеличение СОЭ, лейкопению и лимфоцитоз.

Острый обструктивный бронхит у детей

Острый обструктивный бронхит — острый бронхит, протекающий с синдромом бронхиальной обструкции. Обычно развивается у детей на 2-3-м году жизни.

Клиническая картина острого обструктивного бронхита

Признаки бронхиальной обструкции нередко развиваются уже в первый день ОРВИ (раньше, чем при бронхиолите), реже — на 2-3-й день болезни. У ребёнка наблюдают шумное свистящее дыхание с удлинённым выдохом, слышное на расстоянии (дистанционные хрипы). Дети могут быть беспокойными, часто меняют положение тела. Однако общее их состояние, несмотря на выраженность обструктивных явлений, остаётся удовлетворительным. Температура тела субфебрильная или нормальная. Выражены тахипноэ, смешанная или экспираторная одышка; в дыхании может участвовать вспомогательная мускулатура; грудная клетка вздута, втягиваются её уступчивые места. Перкуторный звук коробочный. При аускультации выявляют большое количество рассеянных влажных средне- и крупнопузырчатых, а также сухих свистящих хрипов.

Лабораторные и инструментальные исследования

На рентгенограмме органов грудной клетки выражены признаки вздутия лёгких: повышение прозрачности лёгочной ткани, горизонтально расположенные рёбра, низкое расположение купола диафрагмы. При исследовании газового состава крови обнаруживают умеренную гипоксемию. В анализе периферической крови возможны небольшое увеличение СОЭ, лейкопения, лимфоцитоз, при аллергическом фоне — эозинофилия.

Диагностика

Чаще всего острый бронхит у детей необходимо дифференцировать с острой пневмонией. Для бронхита характерен диффузный характер физикальных данных при удовлетворительном общем состоянии детей, тогда как при пневмонии физикальные изменения асимметричны, выражены признаки инфекционного токсикоза, значительно нарушено общее состояние. Лихорадка более длительная, в периферической крови выражены воспалительные изменения: нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ. Рентгенологически определяются локальные инфильтративные изменения лёгочной ткани.

При повторных эпизодах бронхиальной обструкции необходимо проводить дифференциальную диагностику с бронхиальной астмой.

Симптомы

Непроходимость носовых каналов негативно отражается на качестве жизни грудничка — нарушается сосательный рефлекс, возникают диспепсические явления, отмечаются плаксивость и проблемы со сном. Рассмотрим основные формы нарушения назального дыхания у младенца и сопутствующие симптомы.

Физиологический ринит

Примерно до 3-месячного возраста одна из основных причин заложенности носа у грудничка — физиологический насморк. Его симптомы:

  • Умеренное количество прозрачного секрета в носовых каналах.
  • Так называемое «хрюкающее» носовое дыхание.
  • Отсутствие температуры и интоксикации.
  • Нет признаков конъюнктивита, гиперемии и отека носоглотки.

Проблемы с носовым дыханием по утрам часто обусловлены недостаточной влажностью воздуха в помещении. Для оптимизации микроклимата используют увлажняющие устройства либо размещают влажные полотенца вблизи детского места. Нормализация дыхания в течение суток указывает на то, что основная проблема состояла в сухости воздуха.

Если у грудничка нос закладывает ночью, то, как правило, это говорит о гиперсекреции слизистой оболочки носа. Помимо сложности с носовым дыханием, экссудат, спускаясь по дыхательным путям, провоцирует сухой кашель.

Обструкция носовых ходов затрудняет грудное вскармливание, поэтому ребенок отказывается от питания, плохо спит и часто плачет. Отсутствие носового дыхания у грудничка в течение недели оценивается как постоянная заложенность носа и требует вмешательства специалиста.

Аллергические реакции

Из-за незрелости иммунной системы аллергические проявления встречаются у младенцев гораздо чаще, чем у взрослых. При аллергическом отеке верхних дыхательных путей у грудного ребенка заложен нос, наблюдаются обильное отделение прозрачной слизи, сухой кашель, слезотечение, гиперемия конъюнктивы.

Аллергенами чаще всего становятся домашние микроскопические клещи, пыльца растений, шерсть домашних животных, бытовая химия, детские гигиенические принадлежности.

Инфекция

Ввиду отсутствия адаптивного иммунитета младенец особенно подвержен респираторным заболеваниям вирусной и бактериальной природы. ОРВИ вызывают отек и гиперемию носоглотки, носовые каналы заполнены прозрачной или беловатой слизью, температура тела 37,3-38⁰С, младенец часто хрюкает носом, нередко отмечается кашель. Загустение слизи и появление в ней примесей гноя говорит о бактериальной инфекции, температура поднимается выше 38°С, выражены признаки интоксикации.

Аденоиды и полипы

Гипертрофия носоглоточной миндалины возникает после перенесенных простудных заболеваний, кори, ангины, скарлатины. Увеличенная миндалина (аденоиды) может стать причиной заложенности носа у младенца с 2 месяцев. Сопутствующими симптомами в этом случае будут понижение слуха, обильные назальные выделения, нарушение сна, плаксивость. Отсутствие грамотной терапии при первых признаках аденоидита чревато хронической заложенностью носа в будущем.

Полипы, которые образуются вследствие разрастания слизистой носовой полости, мешают прохождению струи воздуха, иногда блокируют устья пазух, что ведет к развитию синуситов.

Заложенность носа без насморка

В некоторых случаях отечность носоглотки не сопровождается ринореей. Многие специалисты связывают это с сухим воздухом, которым приходиться дышать малышу. Кроме того, сухость слизистых может отмечаться в следующих случаях:

  • при попадании в носовую полость инородного тела;
  • на ранней стадии вирусных заболеваний;
  • когда режутся молочные зубы;
  • как побочный эффект приема некоторых лекарств;
  • при искривлении носовой перегородки и других дефектах носа.

Протекать без насморка могут некоторые формы аллергии, синусита, полипоза.

Причины дизартрии у детей

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

К ним относят: асфиксии, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга.

Как лечить дизартрию у ребенка?

Обследование и последующее лечение дизартрии у ребенка осуществляется нейропсихологом, логопедом и неврологом

Крайне важно провести нейропсихологическую диагностику, дифференциальную логопедическую диагностику, а так же ЭЭГ, УЗДГ, по показаниям – МРТ мозга

Коррекция при лечении дизартрии строится с учетом ее формы, возраста ребенка и уровня его развития (речевого, моторного и высших психических функций).

Основными принципами лечения дизартрии у ребеннка являются:

  • Комплексность коррекционного воздействия. В коррекции должны принимают участие: невролог, нейропсихолог, логопед;
  • Раннее начало работы;
  • Следование закономерностям нормального онтогенеза;
  • Опора на сохранные или восстановленные функции;
  • Активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Лечение дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию (сенсомоторную и когнитивную);
  • сенсорную интеграцию;
  • мозжечковую стимуляцию;
  • логопедический массаж (по показаниям);
  • работу с звукопроизношением и слоговой структурой слова;
  • коррекцию темпо-ритмической структуры речи;
  • регуляцию речевого дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • коррекцию или профилактику нарушений письма и чтения;
  • медикаментозную терапию (по показаниям);
  • лечебную физкультуру (при ДЦП).

Примеры корректирующих упражнений

Нарушения моторики у детей с дизартрией требуют индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Например, работа над моторными функциями ведется с использованием упражнений как в статике (устойчивые положения, как-то: удерживании рук, ног, определенных артикуляционных позиций под счет), так и в динамике (движении)

Уделяется внимание пространственной организации движений (наклоны, повороты, шаги в разные стороны), произвольной регуляции движений (например, останавливаться по сигналу), темпо-ритмике (движениям под счет, прохлопывание действий, перебрасывание мячиков или мешочков под счет на балансировочной доске)

Опасность отсутствия помощи специалиста и советы родителям ребенка с дизартрией

Прогноз качества жизни ребенка с дизартрией напрямую зависит от того, насколько рано началась коррекция, насколько качественно, систематично и грамотно она проводилась. Кроме того для того, чтобы прописать маршрут лечения дизартрии, необходима качественная дифференциальная диагностика. Стоит так же отметить, что дизартрия встречается и у детей с нормальным психофизическим развитием, поэтому порой родители могут списать речевые проблемы на возраст ребенка или наследственность. Поэтому родителям, подозревающим у своего ребенка дизартрию, следует как можно раньше обратиться за помощью к профессионалам, не упуская драгоценное время.

Огромная часть успеха в лечении дизартрии у детей зависит и от поддержки близких и родных, регулярных занятий со специалистами, выполнении всех рекомендаций дома.

В случае своевременно начатой терапии, прогноз может быть вполне благоприятным.

О чём говорят хрипы при выдохе

В бронхах при выдохе слышны хрипы – это обусловлено патологическим изменением дыхательной функции бронхиального дерева. Для нормального функционирования вдыхаемого воздуха в бронхиальный канал недопустимы никакие помехи. Если вдруг начинается воспалительный процесс дыхательного отдела, то в альвеолах накапливается мокрота в большом количестве. Организм не может выводить слизь из-за болезненного недомогания, она блокирует дыхательную щель, создаёт препятствия и провоцирует хрипы. Хрипение вызывают не только болезни простудного характера, но и посторонние тела трахейного и бронхиального тракта, сердечные патологии.

Что такое хрипы лёгких? Если хрипение грудного отдела не пропадает, когда меняется положение тела, либо, когда человек лежит, то подозрение падает на пневмонию. Лёгочные хрипы могут быть во время туберкулёза. Это микробное заражение, вызванное бациллой Коха, заразиться можно на улице, в транспорте и быту.

Профилактика хрипов у лежачих больных

Первостепенной причиной появления хрипов является однообразное положение тела больного. При этом в легких образуются отеки

Поэтому важно проводить профилактические мероприятия посредством дыхательной гимнастики. Это может быть надувание шариков или же пускание пузырей через трубочку

При оборачивании больного с одной стороны на другую желательно кожу обрабатывать согревающими растворами, например, камфорным спиртом. Также очень полезным в таких случаях будет массаж.

При правильном уходе риски накопления жидкости понижаются и вероятность воспалительных процессов минимальна.

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга .

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.



Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Особенности лечения хрипов

Терапия назначается только после всех диагностических исследований и точного выявления причины хрипов. До установления причины не стоит самостоятельно назначать больному лекарства. Для облегчения состояния можно применять следующее:

  • не оставлять больного на боку или на спине, а придать полусидячее положение;
  • проветривать помещение и обеспечить приток свежего воздуха;
  • для предотвращения пересыхания слизистых оболочек давать больному пить побольше чистой питьевой воды;
  • при разрешении врача проводить сеансы ингаляций с применением специальных препаратов;
  • ноги больного опустить в наполненный теплой водой таз, это уменьшит отечность и улучшит дыхание.

Лекарственная терапия улучшит состояние больного, но подбиться она должна в индивидуальном порядке для каждого больного. В большинстве случаев лечение осуществляется в стационарных условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector