Детские скороговорки для развития речи

Содержание:

Стихи

Декламация стихов развивает чувство ритма, делает более выразительной речь, укрепляет память. Кроме этого, стихи классиков улучшают эстетическое развитие, обогащают словарный запас. При выборе стихов обычно ориентируются на возраст заикающегося.

Маленьким детям предлагают простые стихи, например, детские потешки. Дети с удовольствием участвуют в миниспектаклях поставленных по сюжету выученного стихотворения.

Дошкольникам и школьникам предлагают к декламации стихи, написанные в разном темпе. Более мелодичные и плавные подойдут для начала обучения. В дальнейшем можно использовать более сложные стихотворные формы.

Сложные скороговорки на букву «Р» для взрослых

Картавость – проблема не только маленьких детей, но и многих взрослых. Раньше не уделялось столько внимания этому вопросу в детском возрасте: не все родители знали, что с таким недостатком можно бороться. Хотя для некоторых людей такое произношение буквы «Р» стало настолько привычным, что не вызывает неприязни со стороны окружающих, а даже придает шарм. Но для тех, кто испытывает неудобства при общении, существуют не только легкие, но и сложные скороговорки с буквой «Р». Некоторые из них сложно прочитать с первого раза. Приступать к тренировкам с ними следует после того, как будут освоены несколько самых простых чистоговорок на букву «Р».

Карасенку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасенок, сказку!». На раскраске Карасенка – три веселых поросенка: карасенок поросят перекрасил в карасят!

***

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

***

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

***

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

***

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

***

Дробью по перепелам да по тетеревам.

***

Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

***

Перед коровой короб корок.

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

***

Обрадован баран – у барана – барабан. И баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.

***

Лорд Карл украл у Клары три коралла. Кораллы лорда Клара не крала!

***

Привез Пров Егору во двор дров гору.

***

Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.

***

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. До норы не дорыла.На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

***

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

***

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

***

Интервьюер интервента интервьюировал.

***

Клара-краля кралась к Ларе.

***

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.

***

Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в “Ромэн” на “Кармен”.

***

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

***

Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

***

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь. Но заскороговошившись, выскороговорил – что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

***

Свиристель свиристит свирелью.

***

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

***

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

***

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

***

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
– Сено грабь граблями, краб.

***

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

Упражнения для развития дикции

Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.

Скороговорки

Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.

Вот вам несколько коротких скороговорок:

  1. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  3. У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  4. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Разговор с препятствиями

Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.

Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.

После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.

Озвучка

Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.

Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.

Произнесение сложных слов

Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.

Вот вам список слов для примера:

  • воспользовавшемуся,
  • постскриптум,
  • проиллюстрировала,
  • фантасмагорический,
  • всклокочен,
  • ревербератор,
  • сверхвстревоженный,
  • контрпрорыв.

Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.

Отработка звуков Ж и Ш

Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.

Отработка звуков К и Г

Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.

Отработка звуков З и С

Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.

Отработка звуков Б и П

Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.

Отработка звука Ц

Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.

Предлоги

Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.

Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:

  • к Борису, к Макару, к Гордею, к Кате, к Галине, к Трофиму, к Глаше;
  • от дороги, от тротуара, от Бродвея, от платформы, от дерева, от птичьего рынка;
  • над деревней, над дровами, над травой, над кручиной, над братом, над пробиркой, над дверью;
  • под блоком, под Тверью, под Торжком, под шпалами, под шлемом, под дрелью, под зданием;
  • в вороньем гнезде, в фонаре, в тревожное время, в продаже, в зрелом возрасте, в вазе, в физике.

Окончания

Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.

В чем разница между человеком, которому удаются скороговорки, и тем, у кого их произносить не получается?

Наталья предлагает сначала разобраться, что такое говорение. Для него важны:

— мотивация к речи;
— создание общего замысла высказывания;
— понимание смысловой ситуации;
— выбор слов из своего словарного запаса, а также подбор средств их выражения (например, как мы построим из них предложение);
— создание моторной программы (понимание, как мы будем говорить каждый звук), чтобы произнести слова или фразу.

Фото: unsplash.com

— Все эти сложные процессы происходят на уровне головного мозга за доли секунд. Поэтому, если взрослый человек по той или иной причине избегает игры в скороговорки, это может говорить в первую очередь о том, что в детстве он ходил к логопеду. То есть у него есть речевое нарушение, которое в более старшем возрасте уже мало заметно. Или человек не умеет вслушиваться в речь говорящего, имеет слабую речеслуховую память, эмоционально беден, ему трудно удается уловить смысловую нагрузку рифмованного высказывания. Про таких людей говорят, что ум не цепкий.

Длинные скороговорки для развития речи

Начинать заниматься с длинными скороговорками нужно после освоения самых простых. Такие фразы сначала разбирают по составу, учат отдельно строки. Произносить следует медленно, повторяя особенно сложные места. Подойдут для освоения детьми школьного возраста, которые уже могут запоминать длинные стихотворения и тексты.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
(Буквы: П, Р)

***

Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,
Выплеснуть-то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть
Не смогла!
(Буквы: В, Д, Р)

***

Забыл Панкрат Кондратов домкрат,
А Панкрату без домкрата
Не поднять на тракте трактор.
И ждёт на тракте домкрат Кондрат.
(Буквы: Р, П, Т)

***

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика?»
И сказал скороговор: «Нет», – вот его ответ.
(Буквы: В, К, Л, Р, С)

***

Как известно, бобры добры. Добротой бобры полны.
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр, значит, сам ты в душе бобр.
(Буквы: Б, Р, Д)

***

Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка.
Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят,
а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
У курочки-пеструшечки – пестрохвостята,
а у уточки-вострохвосточки – вострохвостята.
(Буквы: Р, С, Т)

***

Корабли лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали,
Вот какое лавированное лавирование отлавировалось,
Что даже лавировщики залавировались и отлавировались,
Потому что сие лавирование все силы из них отлавировало.
(Буквы: В, Л, Р)

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла – кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле

Скороговорки для детей дошкольного возраста для развития речи и дикции

В младшем возрасте у детей периодически возникают трудности с произношением сочетаний звуков. Чтобы устранить проблему, преподаватели используют методику скороговорочных фраз. Можно научиться отчетливо произносить согласные звуки. Кроме того, они лечат детское заикание.

Скороговорки помогают тренировать дикцию у ребенка.

От 3 до 4 лет в детском саду

В этой возрастной категории проблемы у малышей возникают с буквами Ш, Ж, Щ, Л, а Р они еще не умеют выговаривать. Для них существует несколько упражнений, которые способствуют выработке умения правильно произносить слова и фразы.

Второе задание выполняется на произношение смешанных звуков. Для детей этого возраста выбирают варианты на группу шипящих, на Ша, а так же сочетания Ча-Ца, Ла-Ра:

Чтобы заинтересовать ребенка, а также правильно выполнять с ним все виды упражнений, их нужно читать в форме стихотворения.

От 4 до 5 лет

В этом возрастном периоде применяется методика работы со всеми звуками русского языка.

Дети могут запоминать уже сложные скороговорки:

  1. «Забавной обезьяне бросили бананы. Бросили бананы забавной обезьяне».
  2. «Крынку Кирилл крышкой накрыл».
  3. «Но чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали».

Во время тренировки можно использовать мини-стихотворения.

От 5 до 6 лет

Важно, чтобы в 5 или 6 лет дошкольник уже научился произносить звук Р. Если малыш не выговаривает звонкий Р, то педагог-логопед должен правильно подобрать ему артикуляционную гимнастику

Профессиональные занятия с логопедом.

Примерами могут быть такие фразы:

Скороговорка для постановки буквы р.

  1. «Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой. Шишечка — с дырочкой, в дырочке — пар».
  2. «На болоте жабы жили. Булку с бубликом любили».

— Скороговорка на букву Щ

________

* * *
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

* * *
Ты нас мама не ищи,
Ищем мы щавель на щи.

* * *
Щеглиха у щегла щеголихою была.

* * *
Щипцы да клещи — вот наши вещи.

* * *
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.

* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

_______

Скороговорки для развития дикции

А

А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.

Б

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Г

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Д

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.

Скороговорки — упражнения для дикции

Е

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Ж

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

З

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

И

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

К

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.

Л

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

М

Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.

Н

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

П

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Р

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

С

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.

Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Т

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

У

Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.

Ф

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Х

Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.

Ц

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Ч

Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.

Ш

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щ

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Ю

Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Я

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Книги для развития речи у ребенка

С детьми все намного сложнее. Первая причина — маленького читателя намного тяжелее заинтересовать. Книжка должна быть не просто страницами с мелким текстом. Это должна быть яркая, приятная на ощупь и богатая на цветные иллюстрации книга, которую ваше чадо будет хотеть взять в руки. Кроме яркого дизайна, детские книги должны быть интересными. В них должен присутствовать интересный и насыщенный сюжет. Ребенок должен хотеть снова взяться за книгу и продолжать чтение. И одновременно с этим произведение должно быть простым и легким для прочтения, потому что слишком сложные словообороты будут вгонять малыша в замешательство, и такая книга быстро отправится на книжную полку.

Для самых маленьких существуют отдельные произведения. В таких книгах очень мало текста, очень красивые картинки. Упор в таких произведениях делается на изучение первых слов вашего малыша. Это будут названия животных и того, как эти зверушки разговаривают. Это также могут быть простые стишки про героя, нарисованного на картинке. Или очень коротенький сюжет из жизни этого героя. Радует, что такие книжечки можно легко найти на рынке или в магазине, и стоить такой шедевр будет очень демократично. Главная задача родителей — читать такие книжки вместе с малышом, показывая во время чтения всех, кто есть на картинках, внятно и четко произносить слова и самое главное — превращать процесс чтения в маленькую игру. 

На сегодняшний день существует масса методичек по развитию речи дошкольников. Методички в первую очередь написаны для мам и пап, а также для воспитателей в детских садиках. А вот самим дошкольникам лучше всего подойдут сказки. Деткам постарше уже можно рисовать меньше картинок. Главное, текст должен легко читаться и быть понятным.

Предлагаем вам для прочтения несколько детских книг для развития речи:

Ольга Новиковская «Большой альбом по развитию речи для самых маленьких». В книге собраны иллюстрированные игры-задания, которые направлены на формирование правильного звукопроизношения и словарного запаса ребенка.

Елена Янушко «Помогите малышу заговорить». Уникальная книга для родителей малышей от 1 года до 3 лет. В ней собраны самые интересные упражнения и игры для развития речи. 

Татьяна Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша». Книга включает около 140 заданий и упражнений для дошкольников и младших школьников. В ходе занятий дети будут составлять самостоятельные рассказы описательного, творческого и повествовательного характера, а это, как известно, эффективная практическая методика в развитии речи.

Надежда Жукова «Уроки правильной речи и правильного мышления». С помощью этой книги родители смогут привить ребенку интерес к чтению. Работа построена на изучении басен И. А. Крылова.

Светлана Карпова, Виктория Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольника». Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти для детей среднего дошкольного возраста.

Еще один важный момент — ребенок должен быть втянут в сюжет, происходящий на страницах книги. Сказки помимо словарного запаса, развивают у малышей воображение и фантазию. Читая такие книжки, дети учатся представлять сказочный мир, рисовать в воображении внешний вид главных героев, их поведение. Если книга понравится, то с большой вероятностью ребенок будет воспроизводить выдуманный сюжет во время своих игр. Эти сказки должны быть для малыша не только интересны, но и полезны. Развивающие сказки для детей должны нести в себе идею добра. Они должны учить ребенка делиться, прощать, защищать слабых, помогать старшим на примере героев этих сказок.

Дошкольника уже можно начинать приучать к культуре чтения, правильному отношению к книгам. Сейчас у него тот период времени, когда ребенок должен сам полюбить чтение, а если мама и папа убьют в нем любовь к этому занятию, это станет огромной проблемой в будущем, потому что силой заставить читать очень сложно, особенно, если это занудные учебники по алгебре или физике.

Скороговорки для развития дикции, чистоговорки

Сразу охота оговориться, что они тоже, не все адекватные, и я не делал никакого отбора и подбора скороговорок для дря развития дикции. Это относится и к чистоговоркам. Вы сами должны делать выбор, что надо, а что проходить мимо, но для полноты картины, здесь подобрана самая большая коллекция скороговорок.

Как проговаривать скороговорки?

Да, это должно делаться правильно и методично. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку

Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных

Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение

Медленно, но уверенно, как говорится

Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Далее, идет– чтение скороговорки шепотом

Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу

Логопедические упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм, правильных скороговорок и чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Но только не в случае, когда вы читаете графоманию, где нет ритма и это в убогом исполнении самого автора, этой скороговорки. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки — чистоговорки с применением игрушек, картинок.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

Программа занятий по улучшению дикции на неделю

Я не понаслышке знаю, как сложно применить чужие советы в жизни, будь они хоть трижды гениальными и сверхполезными. Уже через час после прочтения статьи в вашей голове останется лишь 40 % полученной информации. А значит, 6 из 10 советов и упражнений окажутся невостребованными.

Чтобы избежать этого, я составила мини-программу по работе над дикцией. Скопируйте ее куда-нибудь или сохраните статью в закладки, чтобы каждый день выполнять упражнения.

Понедельник:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • прочитайте вслух отрывок из книги примерно на 1 страницу;
  • доведите до идеала произношение одной скороговорки;
  • отработайте звуки К и Г.

Вторник:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • продекламируйте любое стихотворение, которое знаете наизусть;
  • озвучьте отрывок из любимого мультфильма;
  • отработайте звуки Ж и Ш.

Среда:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • запишите любой отрывок на диктофон, прослушайте запись и отметьте все речевые недочеты;
  • исправьте их и запишите отрывок снова;
  • отработайте звук Ц.

Четверг:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • прочитайте вслух любой отрывок настолько медленно, насколько сможете;
  • попрактикуйтесь в произношении сложных слов;
  • отработайте звуки Б и П.

Пятница:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • выучите наизусть несколько сложных скороговорок;
  • отработайте звуки З и С.

Суббота:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • отработайте произношение предлогов, оканчивающихся на согласную.

Воскресенье:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • прочитайте 2 страницы любого текста, четко проговаривая окончания.

Скороговорки на сайте:

  • скороговорки, подойдут для школы.
  • скороговорки, для детей.
  • скороговорки,  для упражнений.
  • скороговорки, которые появляются в нашем мире.
  • для старшего поколения, чтобы улыбнуться.
  • — если классические скороговорки уже надоели.
  • скороговорки, чтобы посмеяться.
  • старых скороговорок на новый лад.

Скороговорки нужны ораторам

Скороговорки нужны не только для того, чтобы их говорить быстро, и этим веселить окружающих.

Хотя, можно и так.

Скороговорки не обязательно читать быстро.

Кстати, мы привыкли, что скороговорки читают только быстро. Потому что они — скороговорки, а не трудноговорки. 

Скороговорки правильнее было бы назвать трудноговорками

Не так важна скорость произношения звуков, сколько само произношение сложных сочетаний звуков. Трудноговорки такие.

Если вы и хотите позаниматься со скоростью произношения скороговорок — она должна быть в пределах разумного.

Прочитай-ка скороговорку!

Упражнение 1. Проговорите все скороговорки подряд. Полезно это делать с диктофоном (если занимаешься сам) или в парах (как у нас на тренингах). Стремитесь не столько к скорости речи, а к плавности, четкости и выразительности прочтения скороговорки.Упражнение 2. Со скороговорками можно сделать и такое упражнение: слегка тянуть ключевые звуки скороговорки.

Например, тянуть звук «р» в известной скороговорке: «Во двор-р-ре тр-рр-рава, на тр-раве др-р-рова…»

Тянуть, к примеру, звук «ч» в скороговорке: «В ч-четверг ч-четвертого ч-числа в ч-четыре с ч-четвертью ч-часа ч-четыре ч-черненьких ч-чумазеньких ч-чертенка ч-чертили ч-черными ч-чернилами ч-чертеж ч-чрезвычайно ч-чисто.

Упражнение 3. Произнесите скороговорку (желательно длинную) нормальным темпом так, чтобы все звуки были четкими. Следом произнесите эту же скороговорку быстрее. Потом еще быстрее. И еще быстрее…

Таким образом можно дойти до максимальной скорости произношения скороговорок.
Это упражнение можно делать с часами (секундомером), стремясь к уменьшению времени на произнесение скороговорки.

Чтобы хорошо произносить скороговорки, полезно овладеть ораторским искусством. Рекомендуем обучение ораторскому искусству онлайн для взрослых и детей:

Онлайн обучение ораторскому искусству

Читаем скороговорки на занятии Школы Ораторского Мастерства Болсунова Олега

Классические скороговорки

Во дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Всех скороговорок не переговорить, не перескороговорить, не перевыскороговорить.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

скороговорки

– Расскажи мне про покупку! – Про какую про покупку? – Про такую про покупку, про покупку, про покупку, про покупочку свою.
Шел Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

скороговорки

33 корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать, а веровали бы – вылавировали бы.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела —
Белой даже не была.

скороговорка

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На мели мы лениво ловили налима
И меняли налима мы вам на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.

Вытягиваем задания. Кому что попадется?

Химик — ЦСКА, гол Дзагоева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector