Общее недоразвитие речи (онр) 2 уровня: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Правила развития речи

Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:

Общаться с ребенком начинайте с самого рождения. Желательно говорить со своим чадом еще в период внутриутробного развития.
Не забывайте поддерживать зрительный контакт

Это важно для нормального психологического, эмоционального, интеллектуального развития, и, соответственно, нормального развития речи.
Частые повторения только на пользу. Чтобы ребенок точно осознал, как называется тот или иной предмет, в раннем возрасте повторять нужно не десятки раз, а сотни или тысячи

Рассматривая вместе картинки, книжки повторяйте малышу то, что изображено на них. Гуляя на прогулке проговаривайте все, что видите, медленно, четко и понятно произнося слова.
Ярко артикулируйте. Пусть ребенок видит, как движутся ваши губы и язык, как изменяется мимика во время разговора. Так он поймет, что нужно сделать, чтобы получились нужные звуки.
Обязательно поощряйте любые попытки малыша говорить с самого раннего детства. Сначала он будет говорить неправильно, но ваша похвала и позитивное подкрепление поможет ему лучше развиваться.
Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи. Это время посвятите артикуляционной гимнастике, развивающим играм или упражнениям
Лучше, если это буту утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии.
Уделите внимание чтению сказок. Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу
Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.

Чтение книг способствует развитию речи ребенка 2-3 лет

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Лечение и коррекция

На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.

Принципы коррекции:

Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.

Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.

Устранение аграмматизма.

Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики.

Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.

Повышение уровня понимания чужой речи.

Педагог может использовать инструкции, чтение, игры

Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием

Развитие внимания, памяти, концентрации.

Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.

Развитие коммуникативных навыков.

Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.

В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.

Задачи Методы коррекции, упражнения Варианты игр
Формирование слухового внимания Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку».
Развитие зрительного внимания Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу),
«Чего не стало».
Расширение словарного запаса Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин».
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии).
Коррекция грамматических нарушений в речи Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл).
Отработка навыков словообразования Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел).
Развитие мелкой моторики Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка).
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний).

Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 3 уровня

Дети с ОНР 3 уровня в основном учатся в специализированных учебных заведениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети, которые условно относятся к верхней границе 3 уровня, могут обучаться в общеобразовательной школе. Со всеми из них работает логопед.

Задачи логопеда охватывают два направления:

  • формирование полноценного звукопроизношения и слоговой структуры, освоение элементарных грамматических навыков;
  • развитие связной речи.

Занятия по коррекции звуковой стороны лучше всего проводить в небольших группах по 6–7 детей, объединенных общим звуковым дефектом.

Речевое недоразвитие обладает большей вариативностью, и потому более результативны будут индивидуальные занятия или занятия в подгруппах не более трех человек.

Обогащайте словарный запас детей, учите правила грамматики. В результате такой работы дети накапливают багаж знаний о звуковой, синтаксической и морфологической стороне речи и постепенно переходят к самостоятельному развитию речи в результате свободного общения.

Проводить обследование детей с ОНР и определять методы коррекции речевых нарушений логопеды научатся на курсах повышения квалификации в АНО «НИИДПО».

Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда

36 часов (1 неделя)

3500 руб. 2024 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков

144 часа (2 мес.)

9200 руб. 4959 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

► Обучение в АНО «НИИДПО» дистанционное*. Это значит, что стать слушателем курсов может каждый, независимо от места жительства. Всё обучение проходит на специальной платформе в интернете. Теоретическая часть (лекции и вебинары) дополняется практическими заданиями. После успешной сдачи итогового тестирования вы получите удостоверение о повышении квалификации. Выбрать удобное время для обучения легко — набор в группы проводится в течение всего года.

За новыми знаниями и навыками приходите к нам в НИИДПО!

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи:
ГорбуноваЕлена Викторовна

Практикующий логопед первой квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности, специалист в области дошкольной педагогики и детской психологии, член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Регионального общественного объединения г. Тулы «Ассоциация независимых судебных экспертов», Председатель Тульской Региональной общественной организации «Объединение практических психологов и логопедов».

Другие статьи автора

  • Техники для развития личностных качеств педагога ДОО
  • Важные качества логопеда
  • Взаимодействие воспитателя с психологами, дефектологами и другими специалистами

Все статьи этого автора

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Лечение общего недоразвития речи

Главная цель лечения детей с ОНР – это развитие у них связной речи. Разработаны многочисленные методики, направленные на улучшение артикуляции, тренировку памяти, внимания, выработку правильных речевых навыков. Некоторые из них утверждены Министерством образования и рекомендованы к широкому использованию в дошкольных и школьных учреждениях.

Коррекционная программа для детей с ОНР Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. предназначена для детей 5-7 лет и на сегодняшний день наиболее часто используется в детских садах. Она предусматривает два вида занятий: формирование связной речи у детей с ОНР и формирование произношения. Постепенно соотношение их меняется в сторону преобладания лексико-грамматических занятий, так как фонетика исправляется быстрее. В программе подробно прописаны упражнения для детей с ОНР в зависимости от степени нарушений и их особенностей. Занятия обязательно должны проводиться систематически, иначе результата от них не будет.

Программа для детей с ОНР Нищевой Н.В. также предназначена для дошкольных учреждений и предусматривает план коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет. Ее главные принципы – природосообразность и систематичность обучения с постепенным увеличением темпов и интенсивности, что позволяет обеспечить максимально эффективную и естественную коррекцию.

Логопедия имеет утвержденный набор документов, которые врачи используют в работе с детьми при ОНР. Например, на каждого ребенка с ОНР заполняется речевая карта, в которой фиксируются результаты первичного логопедического осмотра перед началом лечения и изменения показателей в динамике.

Важное значение, особенно при ОНР с дизартрическим компонентом, имеет логопедический массаж. Методику его выполнения в каждом случае подбирает врач, а делать массаж можно в домашних условиях

Частота выполнения массажа – 2-3 раза в неделю. Этого достаточно для достижения нужного эффекта, и такая частота не приводит к раздражению рецепторов языка.

Медикаментозная терапия при ОНР направлена на улучшение работы головного мозга. Назначаются препараты, стимулирующие мозговое кровообращение и трофику нервной ткани (ноотропил, фенибут, циннарезин, витамины группы В).

Прогноз при ОНР

Прогноз в отношении развития речи полностью зависит от степени расстройств и проводимого лечения. Общее недоразвитие речи 4 уровня (нерезко выраженное) достаточно легко корректируется, такие дети могут обучаться в обычных классах, не испытывая особых сложностей. Общее недоразвитие речи 3 уровня – показание для посещения логопедической группы и класса коррекции, так как у ребенка в обычной школе возникают сложности с социальной адаптацией и обучением. При активно проводимой коррекции прогноз при ОНР 3 степени может быть вполне благоприятным.

Обучение детей с общим недоразвитием речи 1-2 степени проводится в специальных учебных учреждениях, так как лечение и адаптация их требуют значительных усилий со стороны квалифицированных специалистов.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Причины общего недоразвития речи

Обычно причинами развития данной патологии являются различные провоцирующие факторы, которые могут воздействовать на организм ребенка в различные периоды его жизни.

К таким факторам относят:

  • наследственная предрасположенность — вероятность развития ОНР возрастает, если у родителей имеются гормональные расстройства, психические заболевания, умственная отсталость, резкие нарушения метаболизма;
  • проблемы во время беременности — резус конфликт организма матери и плода, вирусные заболевания матери, угрозы выкидыша, падения на живот, наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, табакокурение), сильные стрессы, прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
  • осложнения при родах (затяжные или слишком быстрые роды, кесарево сечение, асфиксия плода, механические травмы, полученные малышом во время прохождения по дыхательным путям и так далее);
  • некоторые болезни, перенесенные ребенком в первые годы жизни (менингит, пневмония, дизентерия, хронический отит, ушибы и сотрясения мозга, интоксикация организма в результате отравления и ряд других);
  • влияние социальных факторов (раннее начало изучения второго языка, неправильное воспитание, сильные длительные стрессы, психические травмы, плохие бытовые условия и так далее).

В чистом виде ОНР наблюдается нечасто. Обычно заболевание сопровождается нервно-психическими нарушениями, а также соматическими проблемами.

Неполноценная речь или ее полное отсутствие оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков, интеллекта.

Рекомендации логопедов

Основной процесс коррекции ОНР 3 уровня проходит под контролем квалифицированных врачей. После того, как логопед выдал заключение с подтверждением наличия патологии и установлением ее формы, он назначает ряд лечебных мер, упражнений способных восстановить развитие ребенка в нужном темпе.

Помимо работы, которая проводится на лечебных занятиях, логопеды настоятельно рекомендуют родителям как можно больше времени уделять самостоятельной работе с малышом. Одной из самых эффективных мер, применяемых родителями, считается игра «Поймай слог» или «Поймай слово». Ее смысл в том, чтобы диктовать ребенку несколько готовых слов, в которых будет присутствовать один и тот же слог (или предложения со словами – в другой версии игры). Малыш должен услышать этот слог (слово) и уже сам назвать другие элементы речи, в которых он присутствует.

Такая игра интересна и ребенку, т. к. он проводит время с родителями, и полезна для родителей, ведь с ее помощью они точно могут определить, на какой стадии сейчас прорабатывается ОНР у малыша.

Диагностические мероприятия

Начинается исследование с ознакомления с заключением докторов узкой специализации:

  • педиатра;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • невролога;
  • окулиста.

Проводится собеседование с родителями для выяснения специфики развития речевых навыков в раннем возрасте. Диагностика артикуляции заключается в определении уровня формирования лексических, грамматических и фонетических элементов языка. Исследуется:

  • степень связности речи: умение составить описание по картинке, пересказать услышанное, рассказать о себе, своей семье;
  • степень развития грамматических составляющих: правильность согласования членов предложения, изменение по падежам, правильность употребления времен глаголов, построение развернутого предложения;
  • объем лексического словаря, умение дифференцировать слова с предметом или действием, которые оно означает.

Дальнейшие диагностические мероприятия включают обследование фонетической составляющей языка:

  • структура и функционирование речевого аппарата;
  • произношения фонем;
  • восприятие слогов и их количества;
  • способность к звукоанализу и звукопроизношению.

Проверяется слухоречевая память, правильность формирования психических процессов. По результатам обследования вербальных и невербальных процессов составляется логопедическое заключение, в котором обозначается стадия речевого развития ребенка, клиническая форма выявленного расстройства, сопутствующее заболевание.

В соответствии с тяжестью диагностированного нарушения логопед дает рекомендации, как его исправлять. Рекомендуется направлять:

  • Детей с ОНР 1 и 2 уровня в специализированные дошкольные заведения для пациентов с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями), предполагающими присоединение таких диагнозов, как афазия, алалия, заикание, дизартрия.
  • С ОНР 3-4 уровня в логопедические группы, направленные на коррекцию речевых нарушений, в обычных детских садах.
  • При наличии 3 уровня ОНР и заикания – в специализированный детский сад с ТНР или в логопедическую группу по коррекции заикания.

Сегодня вследствие дефицита мест в специализированных дошкольных учреждениях для ТНР в обычных садах создаются комбинированные логопедические группы, в которые направляют детей с ФФНР, алалией, заиканием, дизартрией, аутизмом и разными степенями ОНР. Однако коррекционная работа с разными речевыми расстройствами требует применения специализированных техник, упражнений и методик. Поэтому общая групповая работа в подобных группах оказывается малоэффективной.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Коррекционная программа при ОНР 2 уровня

Деток с диагнозом общее недоразвитие речи 2 типа в возрасте 3-х – 4-х лет оформляют в логопедическую группу детского сада. Там они проведут 3 года — именно столько времени потребуется, чтобы приблизить вербальные навыки воспитанников к возрастной норме.

Коррекционная программа преследует несколько целей:

  1. Обогатить словарный запас и активизировать его. Для этого логопед предлагает на занятиях лексические темы (например, «Времена года», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Профессии»). По каждой теме предлагают перечень слов, которые детки должны выучить. Потом они выполняют упражнения: называют предметы, их свойства, описывают картинки;
  2. Развить лексику и грамматику. У маленьких учеников формируют навыки образования слов, учат числам, падежам, родам. За три года они научатся без ошибок употреблять порядковые числительные и слова в трех падежах (родительном, творительном и дательном), отвечать на вопросы «сколько?», «чей?», «где?» и «куда?»;
  3. Сформировать связную и фразовую речь. Воспитанников учат правильно строить простые предложения, а затем и короткие рассказы. Предлагают такие упражнения: составить рассказ по картинке, выучить наизусть двустишие или потешку, дать развернутый ответ на вопрос, а также самостоятельно формулировать вопросы, вести диалоги;
  4. Совершенствовать звукопроизношение. Сначала логопед развивает артикуляцию, а затем отрабатывает изолированные звуки. Потом из них составляют слоги, а потом и слова.

Занятия с учениками с общим недоразвитием речи 2 типа проводят в группах в форме игры.

Прогноз ТНР ОНР 2 уровня

Если начать коррекцию в возрасте 3-х – 4-х лет, то прогнозы очень хорошие. Детки, которые занимаются в логопедической группе, постепенно наращивают словарный запас, становятся более активными вербально. Все это приводит к постепенному повышению их речевых навыков.

В целом к первому классу большинству из них удается преодолеть все трудности, хотя они по-прежнему несколько отстают от сверстников без ОНР 2 уровня. Поэтому необходимо продолжать занятия со школьным логопедом.

Родители должны понимать, что риск по-прежнему остается. Таким ученикам тяжелее даются навыки письма и чтения, а следовательно могут быть и трудности с обучением. Вот почему необходимо продолжать заниматься до полного соответствия возрастной норме их дочки или сына.

Если же не заниматься чадом вовсе или не довести коррекцию до победного конца, это грозит серьезными осложнениями: маленькому человеку будет тяжело наладить контакт с другими людьми, обрести друзей

Ему будет сложно запоминать, концентрировать внимание на учебном и других процессах. Будет трудно учиться в обычной школе, поэтому таких учеников оформляют в специальные школы

Речевые нарушения провоцируют и задержку психического развития. Поэтому такой ребенок будет ощущать свою неполноценность, снизится самооценка. В результате это приведет к поведенческим нарушениям, замкнутости, агрессии, апатии.

Профилактика речевого недоразвития

Вот несколько рекомендаций по предупреждению патологии.

Во-первых, регулярно показывайте чадо педиатру, планово — неврологу, а в 3 года — логопеду. Лучше «держать руку на пульсе», чем упустить момент и потерять время. Особенно если у вашего чада имеются неврологические проблемы, ваша беременность или роды протекали тяжело, была гипоксия плода и другие факторы-провокаторы.

Во-вторых, берегите дитя от травм и болезней, особенно в первый год жизни. Если же дочка или сын сильно ударился головой при падении, например, лучше покажите его неврологу, сделайте УЗИ по показаниям.

В-третьих, занимайтесь с чадом, развивайте его. Разговаривайте, показывайте, объясняйте, читайте книги и сказки, учите стишки, развивайте мелкую моторику, играйте — все это необходимо для овладения речью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector