Как научиться писать итоговое сочинение за неделю?

Содержание:

ЕГЭ-2020: сначала пробный, потом — две волн

Почему так долго решали в какие дни проводить ЕГЭ в этом году? Потому что нужно было предусмотреть все нюансы, связанные с эпидемиологической ситуацией. В различных регионах ситуация с заболеваемостью COVIDом разная. Местные власти сами определяют правила проведения массовых мероприятий, особенности режима на улицах и в общественных местах.

А тут нужно провести масштабный федеральный экзамен для всех регионов одновременно.

Мало того, нужно еще задействовать тысячи учителей – они работают наблюдателями в пунктах проведения экзамена, они проверяют часть С экзаменационных работ. Но традиционно школьные учителя в июле и августе отдыхают.

Проведение основной волны ЕГЭ

29 и 30 июня пройдут пробные экзамены. По сути – репетиция. Учителя, ответственные за проведение ЕГЭ, в это время будут находиться в ППЭ, абитуриенты – нет.

Будет отработана технология защиты здоровья участников экзамена – и абитуриентов, и учителей – в соответствии в рекомендациями Роспотребнадзора. Вся процедура будет в ближайшие дни описана в нормативных актах Минпроса и Рособрнадзора.

И без того процедура проведения ЕГЭ непростая – с камерами в аудиториях, рамками на входе. А теперь еще нужно соблюдать все санитарные правила. Вплоть до того, что ребята на входе в ППЭ должны как можно меньше контактировать друг с другом, для них нужно обеспечить «зеленый коридор».

— Мы должны настроить всю систему, чтобы экзамен прошел без сбоев, чтобы школьники, когда придут на экзамен, могли себя безопасно чувствовать в аудиториях, — объяснил министр просвещения Сергей Кравцов.

Расписание ЕГЭ-2020

  • 3 июля — география, литература, информатика;
  • 6 и 7 июля – русский язык;
  • 10 июля — профильная математика;
  • 13 июля — история, физика;
  • 16 июля – обществознание, химия;
  • 20 июля — биология, письменный иностранный язык;
  • 22 и 23 июля — устный иностранный язык;

Резервные дни запланированы на 24 июля (по всем учебным предметам кроме русского языка и иностранных языков) и 25 июля по всем учебным предметам.

Вторая волна ЕГЭ

Важно: в этом году будет сделано всё, чтобы все ребята, собиравшиеся поступать в вуз, смогли это сделать. Поэтому на август запланирована вторая волна

Сдавать ЕГЭ смогут те, кто по различным причинам не смог принять участие в основной, июльской волне.

  1. Предварительные даты — 3, 5, 7 и 8 августа.
  2. Расписание экзаменов второй волны тоже будет в ближайшее время уточнено.

Учителя и экзамены

Решено предложить учителям, которые задействованы в проведении ЕГЭ, первую часть отпуска «отгулять» в июне. С тем, чтобы они могли выйти на работу в июле и принять участие в организации и проведения Единого госэкзамена.

— Мы пришли к необходимости корректировать отпуска учителей. Будем по этому поводу направлять разъяснения во все регионы

Нужно сделать все, чтобы при этом не были нарушены трудовые права педагогических работников, — обратила внимание председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова

В Минпросе подчеркнули: министерство вместе с регионами будут особо прорабатывать вопрос защиты прав педагогов, их поддержки и помощи в ходе экзаменационной кампании.

Приемная кампания

Зачисление в вузы пройдет по окончании второй волны ЕГЭ, когда будут обработаны все экзаменационные работы и получены итоговые баллы. Времени для подготовки приказов достаточно – вся вторая половина августа. С 1 сентября новые первокурсники смогут начать учебу.

В Минобрнауки подчеркнули: разослать свои документы в пять полагающихся вузов абитуриенты могут заранее, чтобы приемные комиссии их обработали. А после получения итоговых баллов ЕГЭ можно будет их дослать в вузы.

Прием документов от абитуриентов вузы будут вести в дистанционном формате.

Использование речевых клише

В третьих, можно в работе использовать «заготовки» в виде речевых клише. Это значительно облегчит написание работы и позволит логично сформулировать мысли. Предлагаем небольшой список таких клеше.

Для вступления

— Каждый из нас часто задумывался над вопросом…

— О (любви, добре, надежде) мы знаем из книг, фильмов…

— Как часто мы слышим о…

Для перехода к основной части

— О (любви, добре, надежде) написано немало произведений. Обратимся к ним.

— Об этом писал …

— Доказать свою точку зрения могу примерами из …

— Что же об этом написано в литературе?

Для аргументов

— Тема (любви, добра, надежды) раскрывается в произведении…

— Вспомним героя повести (рассказа, романа, поэмы)…

— Герой произведения … был …

Для заключения

— В заключение хочется сказать …

— Проанализировав художественные произведения, я пришел (пришла) к выводу…

— Таким образом, я понял (а) …

Уделите внимание подготовке

Во время подготовки вы можете воспользоваться услугами репетиторов, внимательно слушать учителей или перечитать большое количество методичек, но без осознания темы вам ее не получится раскрыть. Поэтому уделите больше времени самообразованию. Мы подготовили для вас список эффективных рекомендаций, которые помогут получить заветный «Зачет» и даже максимальное количество дополнительных баллов при поступлении в ВУЗ.

  1. Забудьте о литературной критике. Прочитайте все произведения, перечисленные в списке рекомендуемой литературы, и самостоятельно сделайте их небольшой разбор. Для этого определите основные проблемы, сюжетные линии, пути решения, позицию автора. Не лишним будет почитать мнение известных людей по поводу книги.
  2. По каждому из пяти предложенных направлений напишите по сочинению и отдайте их на проверку учителю или репетитору.
  3. Посмотрите отличные работы прошлых годов. Их можно найти в сети.
  4. При написании пробных текстов контролируйте количество написанных слов. Рекомендуемый объем – 350. Если вы напишите слишком мало, это может подчеркнуть ваше безразличие к теме. А слишком много информации может получиться из-за большого количества «пустых» мыслей. Выбирайте только четкие и лаконичные факты.

Помните, что вы пишите сочинение по литературе. Подготовки к ЕГЭ по русскому языку вам будет не достаточно для идеального раскрытия темы.

В завершение к сказанному следует добавить о подготовке старшеклассников ко взрослой жизни. Не надейтесь на списывание, шпаргалки и подсказки одноклассников. Работу вы должны написать самостоятельно. Даже если она не будет идеальной, вы всегда сможете гордиться тем, что у вас в голове нашлись умные мысли на важные темы.

Становимся грамотнее за минуту

  • Проверка орфографии онлайн
  • Топ-100 слов, где все делают ошибки
  • 25 слов, которые всегда пишутся раздельно
  • 20 слов, которые всегда пишутся слитно
  • 20 слов, которые пишутся только через дефис
  • 15 слов, которые всегда пишутся слитно с «не»
  • Слова-паразиты, о которых тебе нужно забыть
  • Топ-20 длинных и сложных слов
  • 9 новых слов, в которых все делают ошибки
  • Словарь паронимов
  • Орфоэпический словник

Добавь в избранное и поделись

Узнай, как пишется слово
Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Направления

Не путайте направления и темы сочинения. Сами темы вы узнаете только на экзамене. Например, в прошлом году были темы «В чём заключается рыцарское отношение к женщине» по направлению «Он и она» и «Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует» по направлению «Надежда и отчаяние». Тем будет пять по числу направлений.

Забвению не подлежит

Здесь необходимо поразмышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки, культуры, которые повлияли на развитие общества и цивилизации в целом.

Я и другие

В этой теме подумайте о взаимоотношениях личности и общества. Эта тема позволит максимально выразить свою позицию, своё мнение. В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения конфликтов и способах их избежать. В качестве аргументов используйте и произведения, и примеры из собственного опыта.

Время перемен

Ваша задача — подумать и написать о меняющемся мире, вспомнить, как было раньше, а как сейчас, сравнить прошлое и настоящее. Напишите о своём отношении к современности, оцените происходящее в историческом контексте. Можно поразмышлять о том, как формируется мировоззрение. Для примеров в этом направлении хорошо подойдут мемуары, публицистика.

Разговор с собой

В этом направлении затрагивайте важные для всех вопросы: что значит быть собой, любить и принимать себя, в чём смысл жизни, зачем понимать свои и чужие поступки

Здесь же можно затронуть тему, почему важно сохранять внутреннюю цельность, быть стойким и не хандрить, и, наоборот, чем опасно слишком легкомысленное отношение к жизни

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Вы должны охватить такие темы, как запросы современного человека, его культурные ценности

Опишите, что важно для нынешнего поколения, для вас лично. Подумайте, какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у человечества XXI века

Структура сочинения

Чтобы хорошо подготовиться к итоговому сочинению, нужно не только изучить предложенные темы и литературу из рекомендованного списка, но и четко запомнить структуру изложения. Она поможет четко и логически связать мысль, а также покажет членам комиссии вашу ответственность.

Итак, итоговое сочинение по литературе должно состоять из трех частей:

  • вступление, где формируется тема (первый абзац);
  • основная часть с полным раскрытием темы благодаря известным аргументам из литературных произведений (4 абзаца);
  • Заключение с личным выводом по теме из всего перечисленного выше (последний абзац).

Школьникам во время подготовки учителя дают определенные клише, упрощающие написание сочинения. Например, во вступлении уместно использовать риторические вопросы, цитаты для дальнейшего рассуждения, а также фразу «Я считаю, что», «На мой взгляд» и так далее.

Чтобы текст выглядел гармонично, вступление должно плавно переходить в основную часть. Добиться этого помогают фразы наподобие «Свою точку зрения я хочу доказать на примере литературных произведений».

Теперь можно приступать к тезисам, начинающимся с «Тема (дружбы, любви, родственных отношений) затрагивается в художественных произведениях».

Аргументом считается предложение, начатое с «Автор повествует о» или «В произведении главная героиня», «Мою мысль четко доказывает (название и автор произведения). При этом к каждому аргументу должен быть небольшой вывод «автор считает», «поэт утверждает». Второй литературный пример не сильно отличается от первого, но теперь его можно привести как подтверждение предыдущей точки зрения или контраргумент.

Заключение тоже необходимо правильно оформить. Для этого используйте фразы «Можно сделать вывод», «Подводя итоги», «Давайте будем». Кстати, призыв к действию актуален в раскрытии острой социальной темы.

Обратите внимание на систему оценивания изложения

Здесь важное значение имеет каждая фраза, так как весь текст показывает проверяющим несколько ваших навыков:

  • умение соответствовать теме;
  • уместная аргументация с привлечением правильного литературного материала;
  • правильная композиция текста;
  • качество речи;
  • грамотность.

Учтите, что просторечия, штампы и даже эмоциональный окрас воспринимается проверяющей комиссией отрицательно. Пишите красивым языком, старайтесь не совершать пунктуационных и грамматических ошибок, пишите сначала на черновике, чтобы избежать досадных помарок.

Клише для аргументов

Клише для обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает, что…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
Он акцентирует внимание читателя на …
Он осуждает…
Этот поступок героя говорит о…
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…
Автор повествует о…

Советы по подготовке

Читайте

Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.

Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.

Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.

Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами: рассказы Чехова, «Котлован» Платонова.

Ведите читательский дневник

Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:

  • имя, отчество, фамилию автора, годы жизни;
  • имена всех или основных персонажей, если их очень много;
  • краткую характеристику героев с цитатами;
  • тему произведения;
  • основные мысли.

Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.

Смотрите фильмы

Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета.

Анализируйте чужие сочинения

Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт. 

Можно использовать не только хорошие, но и плохие сочинения, пусть они станут образцом, как не надо делать. Анализируя чужие сочинения, отмечайте удачные предложения и идеи, выписывайте их, неудачные старайтесь исправить.

Составляйте план

Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Не пишите коротко, потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание. Чем больше деталей в плане, тем проще писать сочинение.

В плане пропишите:

  1. Тезис — главную мысль вашего сочинения. Его нужно написать во вступлении.
  2. Аргумент 1 — какое произведение, какую мысль подтверждает.
  3. Аргумент 2 — то же самое.
  4. Вывод — кратко поясните, какие заключения можно сделать. Не забудьте «закольцевать» тезис — обратиться к нему.

Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.

Какова роль любви в жизни человека?

В жизни человека любовь играет главную/важную роль.В жизни человека любовь не играет никакой роли.

Пишите сочинения для тренировки

Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.

Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения 2020 года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.

Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.

Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.

Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.

Результаты и апелляция

Участь своего сочинения можно узнать в школе или же пункте, где вы подавали заявление на написание экзамена. Процедура проверки занимает неделю, но бывает и быстрее. Если вы поступаете на гуманитарное направление, есть смысл удвоить свои усилия, чтобы через 7 дней ожидания получить реальную льготу при поступлении. И в этом плане итоговое сочинение – скорее плюс, чем минус, ведь дает действительно талантливым ученикам дополнительную возможность пройти на бюджет. 10 баллов на дороге не валяются, именно они могут стать последней надеждой для абитуриента, трамплином для прыжка к цели.

Но есть и более прозаические обстоятельства, которые должны мотивировать вас постараться: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если итоговое сочинение слабовато по всем критериям, не стоит тратить время, вряд ли перепроверка принесет желаемые плоды. Лучше попытать счастье еще раз, благо есть три даты проведения экзамена, две из которых резервные.

Помните, что полученные баллы останутся с вами на всю жизнь, ведь результаты итогового сочинения не имеют срока годности.

Как сочинение поможет поступить в вуз

Не все вузы просят предоставить сочинение на проверку, уточняйте этот момент в приёмной комиссии.

Оценивается сочинение примерно по тем же критериям. Некоторые вузы формируют дополнительные критерии высокобалльного сочинения, например опора на более чем одно произведение, подбор нетривиального литературного материала и нестандартные композиционные решения. Обычно критерии приведены на сайте вуза.

Количество дополнительных баллов, которые можно получить за сочинение, также различается от вуза к вузу.

Примерный перечень

  • МГУ — до 2 баллов;;
  • МИФИ — до 2 баллов;
  • Российская экономическая школа — 0, 2 или 5 баллов;
  • Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина — до 10 баллов;
  • Российский государственный гуманитарный университет — .

Итоговое декабрьское сочинение по литературе 2019-2020 года имеет ряд требований

Ученики готовятся к написанию 4 декабря 2019 года итогового сочинения по литературе, которое станет предварительным допуском к аттестации

Перед подготовкой к его написанию следует обратить внимание на основные требования к работе и прочитать произведения, что включены и внесены в школьную программу

При подготовке к экзамену следует придерживаться нескольких правил, чтобы сочинение соответствовало всем критериям и требованиям. Согласно плану, в 2019-2020 учебном году итоговые сочинения будут писаться 4 декабря, 5 февраля и 6 мая. Согласно требованиям, сочинение должно соответствовать требованиям министерства образования РФ.

Работа должна включать структурные элементы.

  • Вступление — раскрывает основную идею работы и дает ответ на ключевые вопросы темы;
  • Основная часть — помогает глубже раскрыть основные тезисы темы, аргументировать их.
  • Заключительная часть — автор делает выводы, основываясь на раскрытые аргументы.

Вступительная часть должна раскрыть взгляды ученика на поставленные вопросы, тут можно использовать цитаты, ключевые базовые слова и тезисный ответ на вопрос темы. Тезис — это основная идея сочинения, и формировать его нужно в связке с выбранной темой.

Основная часть должна быть более объемной. Выбранный тезис должен быть подкреплен аргументами, взятыми из литературного произведения. Но следует принять к сведению, что каждый тезис нужно подкреплять не более 2 аргументами.

Тезисов может быть несколько, и каждый нужно аргументировать. Все предложения должны быть логично связаны и согласованы

Подбирая аргументы, следует акцентировать внимание на авторе и произведении, используя авторские слова, раскрыть образ главных героев

Концовка сочинения должна включать выводы, сделанные в ходе рассуждения, цитаты и лозунг, который логично связан с основной частью.

Темы декабрьского сочинения по литературе

Список тем к декабрьскому сочинению ученики получат на самом экзамене, однако следуя логике последних годов, можно утверждать, что тема сочинения должна быть актуальны в нынешнее время, при подготовке к написанию следует обратить внимание на основные произведения классической русской литературы:

  • Война и мир;
  • Герой нашего времени;
  • Гроза;
  • Горе от ума;
  • Евгений Онегин;
  • Капитанская дочка;
  • Преступление и наказание;
  • Тарас Бульба;
  • Обломов;
  • Отцы и дети.

В этих произведениях можно найти ответы на множество актуальных ныне вопросов. Перечитав книгу, следует написать краткое эссе, в которые следует внести все важные детали из произведения

В сети можно найти итоговые сочинения, написанные раннее, это поможет выяснить, как следует оформить работу, и на чем нужно будет акцентировать внимание при подготовке

Критерии и требования к написанию сочинения

По установленным требованиям сочинение по объему должно иметь не менее 250 слов, ограничений не предусмотрено. Чтобы получить зачет по литературе, следует раскрыть вопрос и аргументировать его, используя цитаты и примеры с текста. Без этого смысловая нагрузка сочинения будет сведена к нулю.

Работу желательно разделять на 4 и более абзацев. Вступление и заключительная часть должны быть приблизительного одного объема. Давая ответ на поставленный вопрос, нужно выбирать те произведения, которые хорошо знакомы и логически связаны с проблематикой сочинения. Оценивать работу будут по 6 основным требованиям, первые 2 из них являются приоритетными.

Для получения зачета нужно:

  • написать сочинение, которое соответствует тематике;
  • придерживаться установленного объема, сочинение меньше 250 слов не будут проверяться;
  • подобрать аргументы к выбранному тезису;
  • логически соединить все части сочинения;
  • избегать грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок;
  • качественно формировать предложения, используя грамматические конструкции и ссылки на автора.

За пункты 3-6 можно получить от 0 до 2 балов. Всего работа максимально оценивается в 20 баллов, что переводиться в оценку 10. Результаты итогового сочинения не имеют сроков давности, их можно использовать при поступлении на протяжении всей жизни.

Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:

I. Вступление – формулировка темы. Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения. Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.III. Заключение – обобщение ваших мыслей. Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению. Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

Часть сочинения Клише Вступление С давних времён люди задумывались над вопросом … Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …? Для чего нужно…? (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). Я считаю, что… На мой взгляд, …. Переход от вступления к основной части Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы. Основная часть Тезис Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, … Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы. Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) … Аргумент Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) … Вспомним произведение (название и ФИО автора) ..

Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) … Автор повествует о … Писатель описывает… Писатель рассказывает о … В этом произведении в центре стоит… Главный герой (героиня) … Мини-вывод Автор считает, что… Поэт думает, что… Писатель обращает внимание читателя (на что?) … Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) … Переход ко второму литературному примеру Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения)

Заключение Таким образом, можно сделать вывод: … Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключение хочется отметить… В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно … Мне бы хотелось верить, что… Хотелось бы, чтобы люди задумались… Давайте будем….

Для примера обратимся к теме, предложенной для написания учащимся в 2017 году.

Одна из тем звучала следующим образом: «Какой поступок можно назвать бесчестным?»Для начала следует написать план сочинения.I. Вступление.Тема сочинения представлена в форме вопроса, поэтому начать свою работу в данном случае легче всего именно с постановки этого вопроса. Например: Какой поступок можно назвать бесчестным? Я считаю, что каждый из нас хотя бы раз задумывался над этим вопросом. На мой взгляд, бесчестным поступком можно считать … (далее следует мысль, которую в дальнейшем вам необходимо будет доказать). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.II. Основная часть.Сначала вам необходимо определить, какие художественные произведения подходят для доказательства темы. Можно обратиться к примерам из произведений школьной программы – «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Затем следует написать тезисный план основной части сочинения. Он должен выглядеть примерно так: А) Честь и бесчестие в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дуэль Петра Гринёва и Швабрина. Б) Захват Белогорской крепости Пугачёвым. Измена Швабрина. В) Честь и бесчестие в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взаимоотношения Печорина и Грушницкого. Г) Дуэль Печорина и Грушницкого.III. Заключение.В последнем пункте своего сочинения вы резюмируете свои мысли, можно воспользоваться одним из клише, процитировать чьи-то мудрые слова и построить на них заключительные размышления. Например, можно обратиться к следующим словам: «Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер) «Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (У. Шекспир)После написания плана сочинения приступайте непосредственно к написанию самой работы. Не забывайте о критериях проверки сочинения.

Направления тем итогового сочинения

На экзамене вам предложат выбрать одну из пяти тем. Каждая тема будет относиться к одному из следующих направлений:

  1. Забвению не подлежит
  2. Я и другие
  3. Время перемен
  4. Разговор с собой
  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Забвению не подлежит

Здесь будут темы, которые касаются значимых исторических событий, общественных явлений или достижений науки и культуры, повлиявших на развитие цивилизации. В сочинении нужно использовать примеры из художественных, философских, публицистических произведений, научной литературы, критики, мемуаров.

Я и другие

В сочинении на темы этого направления нужно рассуждать о формах взаимодействия между людьми, о взаимоотношениях личности и общества, причинах возникновения конфликтов и способах их разрешения. Для иллюстрации своих мыслей обращайтесь не только к литературным источникам, но и собственному опыту.

Время перемен

Темы этого направления будут касаться изменений в мире, их причин и следствий, а также их влияния на людей. Подкрепляйте ваши мысли примерами из художественных произведений, мемуаров, публицистики, научной литературы.

Разговор с собой

В темах этого направления необходимо ответить на вопросы: что значит быть самим собой, в чем смысл жизни, что такое совесть, зачем анализировать свои поступки и опыт других людей на примере литературных героев.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Сочинение предполагает размышление о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходствах и различиях между ним и представителями прежних поколений.

Темы итогового сочинения от ФИПИ в 2021 году

  1. Забвению не подлежит (подразумевает размышления о деятелях науки и культуры, о развитии общества и цивилизации в целом).
  2. Я и другие (предполагает раскрытие тем, связанных с вопросами самоопределения человека в социуме).
  3. Время перемен (включает темы о меняющемся и развивающемся мире, о причинах и следствиях данных изменений, а также о том, какой выбор может встать перед человеком, и каким образом он может повлиять на его судьбу).
  4. Разговор с собой (подразумевает размышления о том, что значит «быть самим собой», о поиске смысла жизни и об опасности внутреннего душевного разлада).
  5. Между прошлым и будущим (предполагает описание портрета нынешнего поколения, где речь идет о культурных запросах общества и о влиянии различных поколений на формирование будущего мира).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector