Искусство лечит: что такое арт-терапия и кому она подойдет
Содержание:
- Как оформить профиль в Инстаграм? 34 Актуальных совета от блогеров, как оформить профиль в Инстаграм по последним трендам
- Арт-терапия: виды и формы
- Виды арт-терапии
- Арт терапия для дошкольников как метод работы с гиперактивными детьми
- Арт-терапия: что это за метод
- Музыкотерапия
- Арт-терапия для дошкольников
- Арт-терапия на дому
- Задачи арт-терапевта (психолога)
- Как проявляется тревожность у ребенка?
- Лечение с помощью рисования картин – изотерапия
- Как проходят занятия по арт терапии?
- Сказкотерапия
- Упражнение по арт-терапии «Карта счастья»
- Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает
- 10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации
Как оформить профиль в Инстаграм? 34 Актуальных совета от блогеров, как оформить профиль в Инстаграм по последним трендам
Арт-терапия: виды и формы
К каждой психологической проблеме важно подобрать правильный вид арт-терапевтической коррекции. Основными формами метода являются индивидуальный и групповой сеансы, а также самостоятельный в домашних условиях
Основными формами метода являются индивидуальный и групповой сеансы, а также самостоятельный в домашних условиях.
Сегодня существует множество разновидностей данного метода:
- Танцевальная терапия
- Терапия изобразительной деятельностью
- Сказкотерапия
- Музыкотерапия
- Куклотерапия
- Работа с пластическими материалами — лепка, скульптура, гончарство
- Песочная терапия
- Мандалотерапия
- Фототерапия
- Анимационная терапия и тому подобное.
Это далеко не полный перечень видов, он постоянно совершенствуется и дополняется новыми элементами.
Каждый из них может использоваться на различных этапах психотерапии, а также не имеет ограничений в средствах выражения и уровня подготовки.
Плюсы и минусы использования арт-терапии
Использование арт-терапии имеет множество преимуществ по сравнению с другими методами. Во-первых – это легкость использования, доступная каждому человеку, независимо от его возраста, пола, уровня творческих способностей, то есть почти не имеет противопоказаний.
Следующим преимуществом является то, что арт-терапия является невербальным методом, а поэтому особо ценна для интровертов, или людей, имеющих сложности с выражением собственные переживаний.
При использовании на психотерапевтическом сеансе данная разновидность психологической помощи значительно улучшает уровень контакта специалиста с клиентом. Тем самым она формирует поле для продуктивного взаимодействия.
Как ни крути, а человек часто ставит себе различные психологические блоки, которые мешают познанию собственной личности. Именно этот метод дает уникальную возможность «обойти» эти рамки сознания и заглянуть в самую суть своего существа, не стесняясь скрытых черт и желаний.
Большинство видов арт-терапии порождают некий продукт деятельности, это дает возможность проследить динамику психокоррекционного процесса.
Данный вид также обладает способностью мобилизовать творческие силы индивида, тем самым даря положительный эмоциональный заряд.
Как и в любом методе психологического воздействия существуют и отрицательные стороны данной психотерапевтической помощи. В основном они базируются на нежелании человека воспринять результат диагностики, или просто неготовности к переменам. Это в большинстве случаев чисто индивидуальные переживания относительно полученной информации в процессе сеанса.
Тут будет размещена реклама
Виды арт-терапии
В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.
Марания
Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.
Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).
Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.
Штриховка
Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).
Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.
Монотипия
Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др.) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т.к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.
Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.
К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).
Рисование на стекле
Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т.к. работу всегда можно начать заново.
Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.
Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.
Рисование пальцами
Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.
Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.
Рисование песком и другими сыпучими материалами
Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.
Новый способ рисования помогает выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие. Ребенок начинает чувствовать себя увереннее и свободнее. Такая техника рисования хорошо подходит детям с зажатостью, негативизмом и недостаточно развитой координацией движений.
Арт терапия для дошкольников как метод работы с гиперактивными детьми
Арт-терапия — наиболее эффективный метод развития и коррекции поведения гиперактивных детей. Она не призвана научить ребенка лепке, рисованию или иной художественной деятельности, ее задача — решить проблемы моторики, эмоционально-волевой и сенсорной сферы.
Задача психолога при работе с группой гиперактивных детей – направить энергию в конструктивное русло, помочь расслабиться и раскрыться, озвучить и отпустить свои страхи.
Занятия по арт терапии, строятся на определенных принципах:
1. Возможность переключения на разные виды индивидуальной деятельности. Создание условий, где малыш может свободно себя вести, не теряя связи с окружающим миром является основополагающим принципом корректирующих занятий. При этом, свобода ребенка заключается в определенные рамки: педагог озвучивает план действий, малыш знает, что будет происходить дальше. Это уменьшает его напряжение, снимает тревожность.
2. Простота задач. Дети, признанные гиперактивными, несколько отстают от ровесников по уровню развитию мелкой моторики, они не могут выполнять тонкую, сложную работу. Наращивание сложности идет постепенно, в соответствии с развитием малыша.
3. Значимость результата. Гиперактивные дети нуждаются в возможности продемонстрировать свои достижения, осознать свою полезность, им необходима похвала, признание со стороны взрослых. Педагог должен формировать задания таким образом, чтобы после окончания деятельности малыш ощущал, что он выполнил поставленную задачу.
4. Доверительные, близкие отношения между детьми и педагогом, заинтересованность специалиста в общении, совместном творчестве, постоянная поддержка, неравнодушие к пожеланиям.
5. Стимуляция внимания с помощью сенсорных раздражителей: воды, красок, сыпучих продуктов, пластилина, теста и глины.
6. Использование творческих практик, предполагающих перемещение в пространстве. Они помогают справиться со сложностями, которые возникают из-за плохой концентрации внимания у активных детей.
7. Включение в групповые занятия, где ребенок будет выполнять несложные задачи, оказывать помощь команде. Это помогает гиперактивным детям постепенно избавиться от негативных оценок: «невнимательный», «невоспитанный», «не можешь довести дело до конца» и т.д.
8. Выражение тревожных ощущений через творчество и борьба с ними через осознание. Этот этап возможен только после того, как преподаватель заслужит доверие у малыша.
Для корректировки поведения гиперактивных детей не существует типовых рекомендаций, каждый ребенок уникален и нуждается в индивидуальной программе. Единственное правило, актуальное для любого малыша — это терпение.
Арт-терапия в работе с дошкольниками способна принести хорошие результаты. Малыш перестанет ощущать острое одиночество, начнет гордиться собой и переживать положительные эмоции, проявлять фантазию созидательного характера.
Арт-терапия: что это за метод
Под арт-терапией подразумевается психотерапевтическая методика, позволяющая лечить расстройства психики с помощью искусства и творчества.
Многие рассматривают это понятие слишком узко, имея в виду лишь изобразительное творчество. На самом деле круг средства арт-терапии гораздо шире.
Арт-терапия, если можно так выразиться, возникла своевременно. Основателем ее считается британский художник Адриан Хилл. Во второй половине 30-х годов прошлого века он занимался в санаториях с людьми, больными туберкулезом. Вскоре наработанная им методика распространилась и в других странах: в Америке ее использовали для реабилитации малолетних узников фашистских концлагерей. Кстати, элементы арт-терапии применялись жертвами и в самих лагерях: в пример можно привести Терезинский лагерь с его активной культурной деятельность, удивившей и поразившей впоследствии весь мир. Именно творчество позволило людям выжить и сохранить психику в жесточайших условиях концентрационного лагеря.
Вначале последователи арт-терапии брали за основу наработки Фрейда и Юнга. Каждый вид человеческой деятельности, включая творческий процесс, они рассматривали как результат работы подсознания. Поэтому продукт этого творчества (произведение искусства) может рассказать об имеющихся психических отклонениях и помочь в их излечении.
Психоаналитики считают, что человеческое сознание крайне нуждается в самовыражении. Поэтому предметом изображения всегда являются темы, наиболее актуальные для человека на текущий момент. Чувства, эмоции, желания и стремления проявляются в виде символов – в первую очередь зрительных образов. Именно визуальные виды искусства первые поклонники психоанализа наделяли первостепенной ролью. Возможно, они ценили наглядность отражения психических процессов. Но музыка, танец, литературное творчество выявляют внутреннее состояние человека не менее, а часто и более полно, чем рисование.
По мнению сторонников психоанализа, принцип действия арт-терапии основан на так называемой сублимации. Сублимация – это защитный механизм сознания, подразумевающий избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций через творческую или иную социально одобряемую деятельность. Автор термина «сублимация», Зигмунд Фрейд, считал эту возможность чрезвычайно полезной для трансформации негативных качеств человека в позитивные.
Сегодня под сублимацией понимается гораздо более широкое поле деятельности: наука, предпринимательство, политика, медицина и т.д. К примеру, склонность к издевательствам и жестокости возможно сублимировать, если заниматься хирургией. Но все-таки творчество и деятельность в сфере искусства психотерапевты продолжают рассматривать как определяющие направления.
Одной из задач арт-терапии является воспитание у пациента стремления к самоанализу, самовыражению и самопознанию. Если такое стремление развить удается, психическая жизнь человека обретает гармонию. Другие задачи арт-терапии: социализировать человека, способствовать коммуникации, поднимать самооценку, развивать лучшие личностные качества. Также посредством этого метода можно снять страхи, справиться с фобиями и закомплексованностью. Кроме того, человек приобретает навык адекватно, не выходя за «рамки», выражать негативные эмоции: недовольство, обиду, агрессию.
Арт-терапия –это скорее увлекательные занятия, нежели психотерапевтическая терапия. Именно это притягивает к ней людей.
Необходимо заметить, что арт-терапия не акцентирует внимание на наличии у человека способностей или таланта к творчеству. Этому не придается никакого значения
Главное – возможность выразить свой внутренний мир. От пациентов вовсе не требуется после курса занятий связывать свою дальнейшую жизнь с живописью, музыкой или скульптурой. Методика направлена в основном на работу с детьми, подростками с проблемами в общении, пожилыми людьми, инвалидами.
Иногда арт-терапия способна на большее, чем просто приведение в норму психического состояния человека. Сторонники теории Юнга полагают, что у каждого человека имеется свой жизненный миф, то есть история развития личности. Ее можно распознать по определенным символам, выявляющихся в процессе творческой деятельности. Причем на этот миф можно влиять, корректируя таким образом внутреннее состояние пациента.
Музыкотерапия
Музыкотерапия — лечение путем использования музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Музыкотерапия может быть как частью сложного психотерапевтического лечения, так и самостоятельным методом лечения. Основными результатами применения являются:
восстановление;
образование;
воспитание детей и взрослых, страдающих психическими или физическими заболеваниями.
Музыкальная терапия не только оказывает влияние на психологическое здоровье человека, но также вносит активное влияние в такие процессы, как дыхание, кровообращение и другие. Ее можно использовать в комплексе с техникой закрытых глаз в арт-терапии. Она считается активной, если от пациента требуются активные действия, такие как пение или игра на музыкальном инструменте. Терапия считается пассивной, если пациент выступает в роли слушателя. Терапия будет считаться интегративной, если кроме музыки будут использоваться другие виды творчества:
рисование;
поэзия;
проза;
драматургия и другие.
Арт-терапия для дошкольников
Каждый ребенок уникален, и арт-терапия позволяет учитывать интересы ребенка. Это доступно благодаря большому количеству видов творчества, ведь кто-то любит петь и танцевать, играть в театре и участвовать в постановках, а кто-то – рисовать или лепить в тихой и спокойной атмосфере. Многие виды психотерапии не могут применяться для работы с маленькими детьми, исходя из их уровня развития.
Для арт-терапии не нужны навыки ребенка в общении, что позволяет специалистам заниматься даже с малышами. Почти все дети любят заниматься творчеством в той или иной форме, поэтому занятия арт-терапией дошкольники воспринимают как игру. Специалистам не приходится никого заставлять, стоит лишь создать дружелюбную атмосферу и организовать интересное времяпрепровождение.
Арт-терапия позволяет подобрать занятие, исходя из интересов ребенка. Существует множество разновидностей такой терапии:
- Изотерапия – занятия изобразительным искусством
- Песочная терапия
- Терапия цветом
- Музыкальная терапия или терапия пением
- Драматерапия
- Библиотерапия – литературное сочинение или прочтение литературных произведений
- Танцевальная терапия
- Глинотерапия
- Куклотерапия и многие другие.
Арт-терапия позволяет не просто хорошо проводить время и развивать творческий потенциал, но еще и учит выражать свои чувства и эмоции. Сначала это вызывает трудности, но потом – процесс увлекает и затягивает. Благодаря правильному построению взаимоотношений с окружающими и самим собой человек учится жить в гармонии.
Арт-терапия на дому
Арт-терапией не обязательно заниматься с психологом. Любой человек может использовать несложные методики самостоятельно. Однако присутствие арт-терапевта делает лечение эффективнее.
Итак, простые задания для арт-терапии на дому.
Прощайте, страхи
Как вы видите свои страхи? Слепите их из пластилина, глины или теста. Придайте каждой фигурке образ монстра или придумайте иное олицетворение своей проблемы. Выскажите ей все, что хотите: покричите, вылейте весь негатив, сомните в руках. А после сделайте из этого же материала что-то позитивное.
Притча
Найдите притчу, которая придется вам по душе. Внимательно прочтите ее и выпишите слова, затронувшие вас. Когда список будет готов, отберите 6-7 слов и составьте из них предложение. Это то, что говорит вам ваше подсознание.
Барашек в бутылке
Упражнение для детей и подростков. Попросите ребенка нарисовать барана в бутылке. Когда рисунок будет готов, задайте ему вопросы:
- Как его зовут?
- Есть ли у него друзья?
- Может ли он выбраться из бутылки?
- Хочет ли он этого?
- Помогает ли ему кто-то?
Это упражнение помогает выявить проблемы самооценки, социализации и коммуникации у детей.
Задачи арт-терапевта (психолога)
Психика в дошкольном возрасте неустойчива, случаются срывы, крик, плач без причины. Дети в этом возрасте требуют повышенного внимания. Справиться с перепадами настроения дошкольников может не каждый взрослый. Задача арт-терапии заключается в постепенном воздействии на мировоззрение, поведение, эмоции, таким образом, чтобы ребенок сам сделал правильные выводы из совершаемых поступков. В курсах арт-терапии нуждаются все дошкольники. С помощью искусства поднимают силу духа, вселяют чувство уверенности, учат приспосабливаться к жизни.
Арт-терапия предназначена также для:
Развития речевой, познавательной деятельности дошкольника. Столкнувшись с новыми предметами (красками, карандашами, мольбертом, цветным песком, новой песенкой или танцем), дети проявляют любопытство. Они изучают названные предметы – пробуют на вкус, распознают цвет, запах, интересуются назначением.
Развития уверенности дошкольника в собственных силах. Во время занятий арт-терапией предоставляется полная свобода действий. Дети вправе импровизировать при создании нового. Чувствуя значимость творения, сравнивая с работами соседей по парте, они осознают, как по мере усложнения занятия, возрастает их мастерство. Уже после первых уроков арт-терапии замкнутые, неразговорчивые ребята начинают свободно контактировать со сверстниками, воспитателями.
Контроля эмоционального фона. Дети, в возрасте 3-5 лет, не умеют контролировать собственные эмоции, арт-терапия помогает им в этом. Страх, горе, гнев, восхищение немедленно проявляются в виде физической реакции – слез, истерики, смеха. На занятиях по арт-терапии дошкольников учат понимать, что с помощью плача и истерики улучшить качество сделанной поделки невозможно. Наблюдая за работой в группе дети осознают, что для достижения успеха необходимы усилия, концентрация внимания, направление эмоций на создаваемый предмет, а не на окружающих, этому их учит арт-терапия.
Развития креативного творческого мышления. Особенность арт-терапии — отказ от навязывания вида творческой деятельности и способа выражения. Работающие с арт-терапевтом, могут самостоятельно выбрать занятие (танец, пение, рисунок), решить хотят ли они использовать краски, карандаши, фломастеры, другие материалы. На тренингах по сказотерапии дети самостоятельно придумывают поучительную историю. В основе ее могут быть сказки, рассказанные родителями, воспитателями, или детские фантазии. Собственные идеи приветствуются и поощряются больше, чем заимствованные.
Воспитания здоровой, общественно полезной личности
Занятные уроки, проводимые в игровой форме, призваны рассказать о важности вежливого обращения друг с другом, со взрослыми, о способах выражения благодарности, необходимости оказания посильной помощи нуждающимся в ней. Этот воспитательный момент присутствует при рассказывании и составлении детьми собственных сказок. Терапия для дошкольников может выполнять и другие задачи (развивать моторику, адаптировать детей с неизлечимыми синдромами к жизни), но главное ее преимущество перед обычными видами психологической помощи состоит в эффективности по всем направлениям
Результаты становятся видимыми к 4-5 урокам, на протяжении которых дети играют, знакомятся со сверстниками, выполняют требования воспитателей. Дошкольники не задумываются о степени вовлеченности в игру, что часто бывает, когда их заставляют заниматься против воли
Терапия для дошкольников может выполнять и другие задачи (развивать моторику, адаптировать детей с неизлечимыми синдромами к жизни), но главное ее преимущество перед обычными видами психологической помощи состоит в эффективности по всем направлениям. Результаты становятся видимыми к 4-5 урокам, на протяжении которых дети играют, знакомятся со сверстниками, выполняют требования воспитателей. Дошкольники не задумываются о степени вовлеченности в игру, что часто бывает, когда их заставляют заниматься против воли
Рисование для дошкольников крайне важно, но это далеко не единственный вид деятельности, о чем не следует забывать при индивидуальной работе с ребенком
Как проявляется тревожность у ребенка?
Тревожные дети отличаются от сверстников вдумчивостью, повышенным уровнем самоконтроля и анализа. Они могут выглядеть и вести себя беспокойно — им кажется, что с ними может случиться что-то плохое, они не справятся с заданием, над ними будут смеяться и так далее. Из-за этого тревожные дети находятся в постоянном напряжении — они пытаются контролировать не только свои внутренние процессы, такие как чувство радости или печали, но и окружающий мир — волнуются за близких людей, их успехи, достижения, не могут отвлечься от мрачных мыслей и переживаний, когда сталкиваются с проблемами.
Как правило, тревожность вызывает появление страхов — публичного выступления, новых знакомств, занятий, хобби, жизненных перемен и многие другие.
Если тревожность слишком высока, то существует опасность, что со временем она перерастет в комплекс характера и ее симптомы станут привычным способом поведения
Поэтому важно помочь ребенку снизить ее уровень.
Лечение с помощью рисования картин – изотерапия
Это – наиболее популярный метод лечения и профилактики многих проблем, вызванных нарушенным психоэмоциональным фоном. Метод изучен досконально и используется во всем мире. Его основу составляет «сигнальная цветовая система», ведь в подавляющем большинстве случаев с помощью цвета и ребенок, и взрослый подает миру сигналы о своей проблеме, рассказывает о том, что у него внутри.
Поскольку все дети, независимо от природных способностей очень любят рисовать, они охотно создают картины красками и карандашами. Опытный специалист на основании нарисованной картинки может провести анализ эмоционального и психического состояния малыша и подростка и разработать эффективную программу помощи в борьбе с эмоциональной зажатостью, комплексами и фобиями.
Любая эмоция и внутреннее переживание ребенка отображается в его рисунках. При этом часто такой ребенок не может или не желает выразить свои эмоции словами.
Арт-терапевт обращает внимание на следующие детали рисунка:
- общую цветовую гамму;
- преобладание какого-либо оттенка;
- наличие или отсутствие определенных элементов в рисунке;
- характер линий;
- особенности штрихов и т. д.
Ребенок любого возраста стремится выплеснуть накопившиеся эмоции, выразить в линиях и цвете свое состояние, настроение, показать миру проблемы, страхи и переживания. Грамотный врач деликатно обсуждает готовый рисунок с ребенком. Это необходимо для лучшего понимания его психологического состояния. В дальнейшем, в ходе процесса избавления ребенка от негатива, его рисунки начнут меняться. Результат психотерапевтических сеансов обязательно наглядно виден по изобразительному творчеству ребенка. Малыш постепенно вносит определенные коррективы в рисунок, использует иную цветовую гамму и детали.
Как проходят занятия по арт терапии?
Занятия по арт-терапии могут быть групповыми или индивидуальными. Собственно, это характерно для любой корректирующей, психологической техники. Для проведения их нужно соответствующее помещение, а также инструмент и материалы, которые будут использоваться во время целебного творчества.
Арт-терапевтические группы бывают студийными, открытыми, закрытыми, структурированными или неструктурированными. Куда чаще группу можно назвать смешанной по всем этим признакам
Конечно, если занимается сразу несколько человек, важно следить, чтобы все они соблюдали личное пространство друг друга, ведь речь идет о творчестве. Хорошо, если руководитель группы сразу продумает схему расположения учеников и оборудует рабочее место каждого из них
В среднем, одно занятие арт-терапией продолжается от 1,5 и до 2 часов. Их периодичность чаще всего составляет 1-2 раза в неделю.
Арт-терапевтические сеансы могут сильно между собой различаться. Это зависит от того, какой вид искусства берется за основу и какую цель преследует само занятие.
Как правило, психолог или специалист в данной области терапии встречается с клиентом или группой, после короткого вступления, задающего тон занятию, он предлагает участникам выбрать материалы и приступить к действию. При этом, царит максимально спокойная, способствующая творческой реализации атмосфера. Когда сеанс закончен, результаты творческого труда обсуждаются и анализируются со специалистом.
Важно! В ходе занятий врач полностью концентрирует человека либо группу людей на их чувствах, эмоциях либо тактильных ощущениях. При этом, наличие художественных либо прочих навыков у больных не имеет определяющего значения для того, чтобы стать участником арт-терапии
Процесс лечения творчеством условно делится на следующие этапы:
- Вводная часть, в рамках которой психотерапевт настраивает пациентов, устанавливает с ними контакт, а после вовлекает в процесс творчества.
- Переход к актуализации ощущений и формированию темы творчества.
- Осуществляется непосредственный творческий процесс.
- Обсуждается процесс работы и результаты творчества.
- Корректировка и доработка результатов арт-упражнений.
- На базе всего этого процесса терапевт диагностирует состояние больного и делает соответствующие выводы.
Сказкотерапия
Сказкотерапия является одним из нововведений в арт-терапии. В психологии данный метод психокоррекции и психопрофилактики стал использоваться специалистами сравнительно недавно. Сказки еще с давних времен наши предки использовали для передачи информации. Сказочные истории очень глубоко воздействуют на подсознание и сознание как деток, так и взрослой аудитории. У детей данный метод развивает фантазию и учит их искать выходы из различных жизненных ситуаций. С взрослыми людьми терапия работает также прекрасно. Современные специалисты довольно часто стали применять сказкотерапию на своих семинарах, тренингах или индивидуальных сеансах, ведь ее можно отнести к ресурсной технике арт-терапии. Во время проведения данной терапии могут использоваться не только существующие произведения, но и придумываться новые. Сегодня сказкотерапия являются серьезным средством формирования сознания взрослых и отличным методом воспитания детей.
Упражнение по арт-терапии «Карта счастья»
Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.
Продолжительность — 15-20 минут.
Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка.
Как выполнять:
- Положите перед собой бумагу;
- Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите;
- Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе;
- Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).
Список привычек для счастья:
- Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
- Утренняя зарядка;
- Фитнес;
- Прогулка в парке;
- Чтение книги;
- Любимая музыка;
- Массаж;
- Общение с друзьями;
- Общение с семьей;
- Отдых на море;
- Поездки за город;
- Посещение театра, концерта, музея;
- Занятие благотворительными делами;
- Дарение себе приятных подарков;
- Высыпаться.
Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:
- Что Вы чувствуете в настоящий момент?
- Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?
Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает
Наверняка вас интересует вопрос, кто чаще всего обращается к арт-терапии. На самом деле к специалистам по этому направлению – арт-терапевтам – приходят сотни людей с самыми разными проблемами и запросами. Но, конечно, среди них мы не найдем негативщиков, скептиков и тех, кому совершенно не нужны никакие перемены в жизни и себе.
В остальном же арт-терапия подходит и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и во всех случаях без исключения она дает отличные результаты. Если говорить конкретнее, то взрослым она помогает пересмотреть какие-то важные для них, но проблемные вещи, выработать новые поведенческие модели, развить креативность.
Когда дело касается детей, то применяются более подходящие для них методы, такие как изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие (о них мы скажем чуть позже). Частично, кстати, они используются в работе детскими психологами, воспитателями, коррекционными педагогами, логопедами, инструкторами в центрах развития.
С помощью различных методик арт-терапевты развивают у детей мышление, раскрывают творческий потенциал, стараются повлиять на правильное формирование нервной системы и психики, учат взаимодействовать с другими детьми, поддерживают оптимальный уровень интеллектуальной активности.
Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая.
Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:
- раскрытие и развитие творческого начала;
- помощь в установлении контакта с собой и своим внутренним миром;
- установление или восстановление контакта с окружающими людьми;
- налаживание взаимоотношений;
- расслабление и релаксация;
- помощь в осознании своих истинных чувств, желаний и целей;
- коррекция поведения и замена неэффективных поведенческих моделей эффективными;
- помощь в достижении равновесия между внутренним миром и условиями окружающей действительности;
- снижение и полное устранение негативного воздействия стресса;
- общее развитие;
- формирование позитивного мышления.
Есть еще и целый комплекс конкретных задач, с решением которых данное направление вполне успешно справляется:
Диагностика
Посредством творчества удается определить глубинные проблемы человека и указать ему на те сферы внутренней и внешней жизни и личностные качества, на которые нужно обратить серьезное внимание, которые нужно проработать или изменить.
Коррекция. Благодаря эффективным средствам арт-терапии специалисты помогают людям менять свое поведение в лучшую сторону, избавляться от тревог и страхов, чувства вины и жалости к себе, ограничивающих убеждений, комплексов, зажимов и т.п.
Развитие
Арт-терапия помогает не просто выявлять сильные и слабые стороны человека, но и развивать их. А это значит, что, занимаясь приятным делом, человек еще и проводит серьезную работу над собой.
Удовольствие. Лечение происходит через процесс творения. Люди пишут картины, сочиняют стихи, фотографируют, одним словом – создают, а не в этом ли состоит истинное удовольствие?! Причем получают его даже люди, далекие от творчества.
Психотерапия. Творческая деятельность помогает преодолевать тяжелые переживания, устранять психологические травмы, убирать подсознательные блоки, избавляться от неуверенности в себе и решать другие подобные проблемы.
Арт-терапевты применяют в своей работе огромное количество разных методов. К тому же и у самих людей предпочтения отличаются, но любой может найти то, что придется ему по вкусу.
10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации
Чтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться легкими упражнениями по рисованию.
- Нарисуйте свои хорошие черты характера;
- Изобразите себя в виде животного;
- Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри уникальные рисунки;
- Нарисуйте свое детское воспоминание;
- Изобразите свой собственный герб;
- Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в жизни;
- Разукрасьте камень или кирпич;
- Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и дорисуйте фон, изображения вокруг них;
- Создайте собственную интерпретацию известной картины;
- Рисуйте свои мечты.