Задержка психологического и речевого развития у детей. причины и симптомы

Кодирование заболеваемости в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения

В сложившейся практике амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения принято, что регистрации и кодированию подлежат все состояния и проблемы со здоровьем, выявленные в процессе контакта врача и пациента.

Учет статистической информации о заболеваемости в амбулаторно-поликлинических учреждениях необходим для формирования государственной статистической отчетности учреждений здравоохранения.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения формируется различная статистическая информация, обеспечивающая разные уровни системы здравоохранения, в частности:

  • Государственный уровень – статистика причин заболеваемости и смертности;
  • Уровень субъектов Российской Федерации – статистика заболеваемости и структура причин смерти населения соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • Амбулаторно-поликлиническое учреждение – статистика заболеваемости и структура причин смертности обслуживаемого населения.

Оперативное лечение синдрома Фрейли

Как уже упоминалось оперативное вмешательство при синдроме Фрейли показано, если наблюдается значительное сдавливание почечной лоханки, нарушающее уродинамику, вследствие чего есть большая вероятность развития различных осложнений и выраженность соответствующих симптомов.

Выбор эффективного в каждом конкретном случае метода оперативного лечения находится в компетенции врача-специалиста, который основывается на степени тяжести патологии, возрастных особенностях и физиологических особенностях организма пациента. Но цель у всех этих методов одна – улучшение уродинамики почек для предупреждения осложнений.

Различные методы хирургического лечения синдрома Фрейли относятся к категории сосудистых либо пластических операций на верхних мочевыводящих путях. К ним можно отнести:

  • инфундибулопластику (увеличение размеров чашечно-лоханочного соустья),
  • инфундибулоанастомоз (хирургическое перемещение сосуда с последующей его фиксацией при помощи анастомоза),
  • инфундибулопиелонеостомию (перемещение сосуда в искусственно созданное русло между чашечкой и лоханкой почки),
  • каликопиелонеостомию (операция идентична предыдущей).

Все эти методы технически достаточно сложны, да и чреваты различными осложнениями в виде образования мочевых затеков, воспаления в области сосудистой ножки почки (педункулит), образования грубых рубцовых тканей, вызывающих стеноз сосудов.

Достаточно новым и наименее травматичным методом улучшения уро- и гемодинамики почек при синдроме Фрейли считается интрарентальная вазопексия, которая заключается в разобщении мочевых путей и патологически расположенного сосуда. Эта операция, в отличие от других, не требует вскрытия мочевых путей, а значит не возникает и связанных с таким вмешательством осложнений.

Операция является менее сложной в исполнении, чем вышеописанные, да и выздоровление пациента проходит намного быстрее. При этом сокращается длительность самой операции, а значит и воздействие наркоза на организм пациента. Исключаются и многие послеоперационные осложнения.

Скажем так, необходимость в операции возникает не всегда, да и не во всех случаях она возможна. Но появление симптоматики синдрома Фрейли является важным поводом обратиться за консультацией и лечением к врачам: урологу или нефрологу. И уже врач непосредственно займется поиском эффективного лечения.

Причины болезни

Болезнь Хаглунда Шинца относится к группе детских и подростковых заболеваний, поскольку у взрослых людей диагностируется в единичных случаях. Наиболее часто такая форма остеохондропатии развивается у девочек в возрасте от 10 до 16 лет, а у мальчиков обнаруживается значительно реже. Примечательно то, что по мере взросления человеческого организма патология самопроизвольно проходит, однако болевые ощущения могут сохраняться достаточно долго.

Главными причинами возникновения такого заболевания принято считать:

  • постоянные перегрузки нижних конечностей;
  • регулярно повторяющиеся травмы пяток, в том числе и незначительные;
  • профессиональное занятие спортом.

Провокаторами могут выступать:

  • гормональный дисбаланс;
  • протекание патологий со стороны органов эндокринной системы;
  • нарушение процесса местного кровоснабжения;
  • расстройства нервно-трофического характера;
  • неправильный процесс усвояемости кальция;
  • нерационально подобранная обувь;
  • патологии кальциево-фосфорного обмена;
  • расстройство процессов формирования новой костной ткани;
  • некоторые инфекции.

Клиницистами не исключается вероятность влияния генетической предрасположенности к остеохондропатиям.

Тревожные симптомы задержки речи

У ребёнка в возрасте 2-х лет:

  • ребенок использует в общении всего несколько слов (двухлетний ребенок должен знать и говорить не менее 50 слов — в среднем 100 слов);
  • не пытается повторять новые слова;
  • не может составлять короткие фразы из двух слов;
  • не понимает и не выполняет просьбы взрослых;
  • не знает названия частей своего тела и окружающих предметов и не может показать их по просьбе взрослых;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

У ребенка в возрасте 3-х лет:

  • ребенок говорит так непонятно, что его с трудом понимают даже родители;
  • говорит очень быстро, «проглатывает» окончания слов;
  • говорит очень медленно, растягивая слова;
  • не говорит простых предложений из трех слов;
  • не понимает простых объяснений и рассказов о том, что произошло недавно или что будет в будущем;
  • говорит с неправильными падежами, родами и числами;
  • могут быть и более тревожные симптомы: если трехлетний малыш говорит в основном фразами из книжек или мультфильмов, но не строит собственные предложения, или если он зеркально повторяет все, что при нем говорят взрослые (даже если это выглядит уместно), то это признаки серьезных отклонений психического развития. При таких симптомах необходимо срочно обратиться к детскому психиатру.

Лечение ЗРР

Борьба с задержкой речевого развития у детей 3 лет — это всегда комплексный процесс. Для подавления провоцирующего фактора и нанесенного им урона активно используется:

  • Лекарственная терапия. В основном речь идет о ноотропных средствах, аминокислотах, витаминно-минеральных комплексах, активизирующих деятельность речевого центра и головного мозга в целом.
  • Физиотерапия. Хорошие результаты дает магнито- и электрорефлексотерапия. С их помощью удается улучшить дикцию, восстановить речевую активность, повысить словарный запас.
  • Специфическая коррекция. Лечение предусматривает занятия с логопедом-дефектологом. Задача терапии состоит в постепенном ослаблении проявлений ЗРР, конечная цель — полное исправление имеющихся нарушений.

При задержке речевого развития у детей 3 лет коррекция включает в себя игровые упражнения для развития памяти, мышления, мелкой моторики, речедвигательного и речеслухового аппаратов. Обязательно проводятся сеансы логопедического массажа, направленного на улучшение кровоснабжения и коррекцию имеющихся проблем.

Эффект от терапии достигается тяжелым трудом, но это не повод отказываться от лечения. Упущенное время чревато задержкой психо-эмоционального развития, а это — нарушение социализации, проблемы с общением и развитием когнитивных функций.

Чем позже диагностирована задержка речевого развития у детей, тем хуже прогноз. Не стоит закрывать глаза на явные проблемы и пренебрегать врачебными рекомендациями, ведь вы в ответе за будущее человека!

+7 (495) 775 75 66

Контрольный диктант «Битва во ржи»

Кодирование причин смерти

Статистика причин смертности является одним из основных источников информации, позволяющей получить наиболее полные данные о здоровье населения. В медицинском свидетельстве о смерти должны быть указаны все болезни, патологические состояния, которые привели к смерти или способствовали ее наступлению. Кроме того, в медицинском свидетельстве о смерти указываются обстоятельства несчастного случая, которые вызвали данную травму.

Статистика причин смертности основывается на концепции первоначальной причины смерти, то есть:

  • болезнь или травма, которая вызвала цепь болезненных процессов, непосредственно приведших к смерти или
  • обстоятельства несчастного случая или акта насилия, которые вызвали смертельную травму.

При заполнении медицинского свидетельства о смерти в верхней строке части I указывается состояние, которое непосредственно привело к смерти. На строках ниже по одному указываются патологические состояния, которые привели к непосредственной причине смерти. Первоначальная причина должна быть указана последней в вертикальном ряду.

Часть II пункта 19 включает прочие причины смерти, то есть это такие прочие важные состояния (фоновые, сопутствующие, конкурирующие), которые не были связаны с первоначальной причиной смерти, но способствовали наступлению смерти. В данной графе также указывается факт употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных или иных веществ, которые имели отношение к смерти лица.

Не рекомендуется включать в медицинское свидетельство о смерти в качестве причин смерти симптомы и состояния, которые встречаются у всех умерших, например, дыхательная и сердечная недостаточность.

В графе «Приблизительный период времени между началом патологического процесса и смертью» напротив каждого выбранного кода причины смерти указывается период времени в минутах, часах, днях, неделях, месяц или годах или ставится значение «Неизвестно». Следует учитывать, что период, указанный на строке выше, не может быть больше периода, указанного строкой ниже.

Для статистики берется диагноз, указанный в самой нижней заполненной строке части I медицинского свидетельства о смерти. Первоначальная причина смерти должна быть наиболее информативной для статистического анализа причин смерти, поэтому, например кодирование таких заболеваний, как атеросклероз или гипертоническая болезнь, этиологическая роль которых в возникновении тяжелых последствий для здоровья известна дает менее полезную информацию, чем кодирование таких важных последствий болезней, как ишемическая болезнь сердца или цереброваскулярные болезни.

Например, диагноз при хронической ишемической болезни сердца в медицинском свидетельстве о смерти будет выглядеть следующим образом:

А) Левожелудочковая недостаточность (I50.1)б) Другие формы хронической ишемической болезни сердца (I25.8)II. Эссенциальная гипертензия (I10)

А развернутый патологоанатомический диагноз будет следующим:

Основное заболевание: Крупноочаговый кардиосклероз в задней и передней стенках левого желудочка; стенозирующий атеросклероз коронарных артерий сердца (3, IV, стеноз до ***% в правой коронарной артерии). Коронарография, попытка реканализации коронарных артерий ****20 г.

Фоновое заболевание: Гипертоническая болезнь: гипертрофия миокарда левого желудочка (масса сердца ***г, толщина стенки левого желудочка ***см), артериолосклеротический нефросклероз.

Осложнения основного заболевания: Острая сердечная недостаточность: отек легких, общее венозное полнокровие, жидкая кровь в полостях сердца и просвете крупных сосудов. Отек головного мозга. Мускатная печень.

Сопутствующие заболевания: Атеросклероз аорты (3, IV). Дисциркуляторная энцефалопатия; стенозирующий атеросклероз артерий головного мозга (2,II, стеноз до ***%).

Виды ЗПР

Основываясь на причинах возникновения задержки психического развития, выделяют несколько ее видов:

Задержка психического развития конституционального происхождения. Дети этой категории отличаются одновременной незрелостью физического, (маленький рост и вес), и психического развития, отличаются инфантильностью, обращают на себя внимание с первых дней в школе своим любопытством к происходящему. Они довольно быстро находят друзей, пользуются уважением и любовью из-за кроткого и уживчивого нрава

Настроение у такого ребенка в основном всегда положительное, он ласков, приветлив. На уроках обычно непоседлив, много разговаривает, не умеет концентрировать внимание, постоянно опаздывает, неорганизованн, поэтому страдает успеваемость. В силу несформированности мыслительных операций дети имеют малый запас знаний об окружающей среде.

Задержка психического развития соматогенного происхождения. Дети данной группы рождаются здоровыми, без наследственных патологий. ЗПР возникает в результате перенесенных заболеваний и травм в раннем детстве, которые оказывают влияние на развитие функций мозга. Минимальная мозговая дисфункция ведет к состоянию психического инфантилизма и астении при достаточной сохранности интеллекта. Эти дети в школе имеют трудности с адаптацией, постоянно хнычут, скучают по родителям, отличаются беспомощностью, безынициативностью, бездеятельностью, пассивностью, у них отсутствует мотивация к обучению, быстро утомляются, отказываются отвечать на вопросы, неорганизованны. Их поступки часто нелепы, они часто болеют, пропускают занятия, отказываются работать, критичны к трудностям и неуспеху, вследствие чего очень глубоко переживают неудачи.

Задержка психического развития психогенного происхождения. Дети здоровы и имеют нормальное физическое развитие. Структура их нарушения связана с социально-психологическим фактором, например, дети, воспитывающиеся в детском доме, или в неблагополучной семье в ситуации безнадзорности. В первую очередь у них страдает эмоциональная сфера, без материнского тепла и при однообразии социальных контактов возникает задержка психического развития и, как следствие, интеллектуального. Социальная обстановка является психотравмирующим фактором, ведущим к педагогической запущенности. Эти дети также инфантильны, повышено тревожны, пассивны, несамостоятельны, забиты. У них отмечается недоразвитость анализирующей деятельности, они не разграничивают плохое от хорошего, существующее от несуществующего. Нарушен интеллект, словарный запас скуден, отсутствуют обобщения. В поведении проявляется повышенная агрессивность, индивидуализм, необъективность суждений, в отдельных случаях, наоборот, приспособленчество, покорность.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза. В этом случае ЗПР связана локальными органическими пражениями мозга вследствие патологии во время беременности, родовой травмы или инфекционных заболеваний на первом году жизни. У таких детей присутствует церебральная недостаточность, астения, приводящие к снижению работоспособности, памяти, концентрации внимания, что влечет неуспеваемость в школе к концу первого года обучения. Дети характеризуются примитивностью мышления, сниженными эмоциональными реакциями, несамостоятельностью, повышенной внушаемостью, снижением мотивации и пресыщаемостью, не умеют строить взаимоотношения с окружающими, не соотносят понятия «хочу» и «надо». Такие дети или чрезмерно возбудимы, что вызывает частые конфликты, агрессию, раздражительность, рукоприкладство, или заторможены, в результате чего – пассивны, вялы, плаксивы, медлительны, тревожны и пугливы.

Прогноз

Прогноз синдрома Фрейли зависит от степени поражения почки (насколько сильно нарушена уродинамика почки вследствие сдавливания почечной лоханки артериями), своевременности обращения за помощью в случае появления неприятных симптомов и эффективности назначенного лечения. Иногда люди годами не знают о своей болезни и необходимость в лечении отсутствует. А другие столько же мучаются с почками, не решаясь на операцию, а ведь при этом наблюдается самый благоприятный прогноз, если, конечно, регулярно выполнять все предписания врача после окончания операции и во время реабилитационного периода.

[], [], [], []

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.

Логопедическая работа

Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):

  • с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
  • на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
  • нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
  • на развитие способности к звукоподражанию;
  • на развитие артикуляционного аппарата.

Профилактика ЗРПР

При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.

В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.

Развивающее занятие для ребенка

Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.

Как выявить ЗПРР ?

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

ЗПР и ЗРР — в чем разница?

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Лечение ЗПРР

Терапия психоречевых нарушений проводится комплексно, поэтому в реабилитации участвуют:

  • невролог (назначает медикаментозное лечение, направленное на устранение органических поражений);
  • логопед (проводит коррекцию произношения и темпа речи. Вызывает речь, если речь отсутствует);
  • детский психолог (работает с психологическими причинами задержки речи, способствует адаптации к социуму);
  • дефектолог (занятия направлены на развитие памяти, внимания, мышления).

Чем раньше диагностируется задержка психоречевого развития и начинается ее лечение, тем лучше. С каждым годом вследствие ЗПРР добавляются задержки когнитивных и мыслительных функций, из-за чего коррекция длится намного дольше.

Первые признаки задержки развития появляются еще до года, а соответственно, компенсаторную терапию можно начинать проводить с такими малышами, чтобы не усугублять степень отставания от норм. Занятия с логопедами и дефектологами рекомендованы с 2 лет, когда специалисты помогут развить понимание обращенной речи и собственную речь. Можно начинать заниматься с ребенком и раньше, нужно консультироваться со специалистами.

Медикаментозное лечение со стороны невролога и психиатра направлено на устранение основной патологии и начинается сразу же после диагностики и вынесения окончательного заключения. Для этого врач предварительно должен провести необходимые аппаратные обследования: ЭЭГ, допплерография, вызванные потенциалы, нейросонография.

Консультация у детского нейропсихолога необходима, чтобы выявить, какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста. Нейропсихолог дает свои рекомендации по составлению программы занятий с логопедом и дефектологом в зависимости от нейропсихологической структуры дефекта.

Психолог консультирует семью по вопросам воспитания и адаптации ребенка в детском коллективе. Именно в психологической части реабилитации необходимо активное участие родителей, которым выдаются все необходимые рекомендации по коррекции общей обстановки, системы общения и других индивидуальных моментов.

Часто у ребенка вторично развиваются психологические проблемы – отношения с родителями и другими близкими, сверстниками, сложности с адаптацией и поведением. В этом случае также необходимо заниматься с психологом.

Поскольку ЗПРР часто сопровождается соматическими нарушениями, то как часть дополнительной реабилитации показаны различные занятия по развитию физических навыков. Отлично зарекомендовали себя анимало-терапия, адаптивные танцы, АФК/ЛФК, плавание и массаж.

В центре Ember используется комплексный подход в коррекции синдрома ЗПРР. На психолого-педагогическом консилиуме, в котором принимают участие логопед, дефектолог и нейропсихолог, специалисты оценивают уровень развития ребенка, его навыки. С учетом особенностей развития конкретного ребенка составляется коррекционный маршрут.

Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий

Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.

После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:

  • нейропсихолог;
  • логопед-дефектолог;
  • детский психолог.

Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.

Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).

Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:

  • здоровый сон – не менее 8 часов ночью и 2 часа днем. Это оптимальное количество сна для детей до 7 лет;
  • режим дня;
  • правильное питание ребенка. В нем должны присутствовать все необходимые витамины и минералы для его развития. Лучше всего использовать обычные продукты питания, но можно купить и специальные витаминно-минеральные комплексы и пищевые добавки, если у ребенка, например, плохой аппетит.
  • отсутствие стрессов и конфликтных ситуаций. Следует всегда помнить, что некоторые поступки ребенка могут быть продиктованы симптомами его болезни. Позаботьтесь также о том, чтобы его не оскорбляли из-за этого в детском саду или в школе;
  • не стоит требовать от ребенка сразу же новых материалов и навыков — лучше преподносить это дозированно;
  • ребенок должен чаще гулять и двигаться, чтобы в кровь поступало достаточное количество кислорода.

Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка

Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку

Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома

Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Диагноз F 48.0 Неврастения

При этом расстройстве проявляется значительная, связанная с культурой вариабельность. Выделяются два основных типа расстройства, в значительной степени перекрывающих друг друга. Главной характерной чертой первого типа являются жалобы на повышенную утомляемость после умственной нагрузки, с которой часто связано некоторое снижение производственных показателей или продуктивности в повседневных делах. Умственная утомляемость описывается больным как неприятное возникновение рассеянности, ослабления памяти, невозможности сосредоточиться и неэффективности умственной деятельности. При другом типе расстройства основной упор делается на ощущение физической слабости и изнеможения даже после минимальной нагрузки, сопровождаемых ощущением мышечных болей и невозможностью расслабиться. Оба типа расстройства характеризуются рядом общих неприятных физических ощущений, таких, как головокружение, напряженная головная боль и ощущение общей нестабильности. Общими чертами являются также беспокойство по поводу снижения своих умственных и физических способностей, раздражительность, утрата способности радоваться и незначительно выраженная депрессия и тревога. Сон часто нарушен в своей начальной и средней фазе, но может также быть выраженной и сонливость.

Синдром утомляемости

При необходимости идентифицировать соматическое заболевание, предшествовавшее данному расстройству, используют дополнительный код.

Исключены:

  • астения БДУ (R53)
  • состояние истощения жизненных сил (Z73.0)
  • недомогание и утомляемость (R53)
  • синдром утомляемости после перенесенной вирусной болезни (G93.3)
  • психастения (F48.8)

Симптомы болезни

Первые клинические проявления — дискомфорт и незначительное боль с локализацией в пятке. Однако болевые ощущения могут усиливаться при длительной ходьбе, во время бега или прыжков.

По мере своего развития болезнь Хаглунда Шинца будет выражаться в таких признаках:

  • опухание пораженной области;
  • возникновение резкой болезненности во время пальпации;
  • гиперемия пяточного участка;
  • проблемы при сгибании и разгибании стопы;
  • повышение местной температуры — кожа в проблемной зоне будет намного горячее, нежели остальные участки тела;
  • хромота и быстрая утомляемость во время ходьбы;
  • стихание болевого синдрома при длительном нахождении туловища в горизонтальном положении;
  • распространение болей и дискомфорта на ахиллово сухожилие;
  • невозможность полностью опираться на больную ногу, отчего человек будет вынужден ходить на носочках;
  • атрофия мышц голеностопа.

Степень выраженности симптомов будет сугубо индивидуальной, например, одни дети отмечают незначительные боли и неприятные ощущения в пяточной кости, в то время как другие предъявляют жалобы на нестерпимый болевой синдром. В подавляющем большинстве ситуаций пациенты не могут нормально передвигаться, что в значительной степени снижает качество жизни.

Болезнь Шинца у детей может иметь как вялотекущее, так и стремительное течение. При возникновении первых клинических проявлений необходимо как можно скорее обратиться за квалифицированной помощью.

Что делать, если дефектолог и логопед не помогают ребенку?

Дефектолог, логопед занимаются с ребенком, а результатов нет. Что делать, как улучшить психо-речевое, речевое, психическое, моторное, психоречевое, психомоторное развитие ребенка? Не упускайте драгоценное время. Как можно раньше начинайте лечение. Чем меньше возраст ребенка, тем выше эффективность лечения, и быстрее наступают положительные результаты. Только специальные процедуры, активизирующие пораженные участки головного мозга и соседние здоровые клетки центральной нервной системы, могут дать ощутимые реальные результаты. Народные способы лечения в домашних условиях — это только потеря драгоценного времени.

Комплексная реабилитация в клиниках России может включать в себя различные методики: рефлексотерапия, нейропсихология, мозжечковая стимуляция, мануальная терапия, остеопатия, войтотерапия, лечебная физкультура, (ЛФК), детский массаж, песочная терапия, иппотерапия, выработка бытовых навыков, развивающие занятия, тейпирование артикуляционной мускулатуры, нейрологопедия и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector