Типы уроков по фгос: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Содержание:

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии
коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих
затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению
затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения
конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и
скорректировать при необходимости.

Структура
урока-рефлексии по ФГОС

·

Мотивационный этап.

·

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

·

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и
умения.

·

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов
разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка
стратегии).

·

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению
проблемы.

·

Обобщение выявленных затруднений.

·

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному
образцу.

·

Включение в систему знаний и умений.

·

Осуществление рефлексии.

В
структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в
зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Типы и виды уроков в школе

При этом ученики должны усвоить новые понятия и способы действий, среди которых можно выделить самостоятельный поиск и формирование системы ценностей. Наиболее актуальны эти уроки для школьников средних и старших классов, так как именно с этого возраста начинают изучать материал в больших объемах.

Для данного типа уроков наиболее характерны следующие формы изучения материала:

  • лекция;
  • вовлечение учащихся в процесс объяснения учителем учебного материала с помощью конкретных вопросов для разъяснения определенных моментов;
  • эвристическая беседа;
  • самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом;
  • эксперименты, опыты.

Дидактические задачи, которые помогает решать данный тип урока:

  • обобщение и систематизация полученных знаний;
  • закрепление и повторение ранее изученного материала;
  • применение полученных знаний на практике, расширение этих знаний;
  • формирование навыков и умений.
  • контроль над процессом получения новых знаний, умений и навыков.

Виды уроков, характерные для данного типа:

  • самостоятельная устная или письменная работа;
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • семинар;
  • экскурсия.

Данные действия на протяжении всего учебного года помогают учащимся овладеть предметом в целом, установить контроль над полученными знаниями от изучения всего учебного материала. Такие уроки вызывают необходимость в повторении крупных разделов материала определенной дисциплины на подсознательном уровне, а также выявить их системный характер, особенности решения задач по заданному образцу и возможность переноса этого умения в другие нестандартные учебные ситуации для решения новых задач.

Все типы уроков подразумевают ещё наличие определенной разновидности своих уроков. В этом случае же применяются  виды уроков, которые наблюдаются во всех 5 типах.

Основные методические элементы данного типа урока:

  • подготовка учащихся к предстоящему занятию;
  • выявление уровня прочности закрепления и понимания учащимися ранее изученного материала в результате системной проверки, а также определение актуальности приобретенных навыков для последующей работы на уроке;
  • подача педагогом нового материала и работа с учащимися, направленная на его осмысление и усвоение;
  • первичное практическое применение усвоенных знаний, формирование новых умений и навыков по данной теме;
  • поэтапное объяснение метода выполнения домашнего задания;
  • выставление оценок школьником, подведение общих итогов занятия.

Также подобная деятельность представляет собой процесс коррекции технологии обучения в ходе занятий в связи с темпами усвоения материала классом, а также выявление и исправление ошибок.

Виды уроков коррекции и контроля:

  • устный или письменный опрос;
  • зачет;
  • лабораторная работа;
  • практикум;
  • самостоятельная контрольная работа;
  • экзамен и др.

Классификация, дающая нам приведенные выше типы уроков в школе, является наиболее удачной и актуальной, хотя признается она далеко не всеми специалистами в данной области.

Нетрадиционные типы уроков

Снижение заинтересованности обучаемых к процессу получения знаний на традиционных уроках – основная причина, которая побуждает учителя обращаться к нетрадиционным типам уроков. Нестандартный подход к организации уроков позволяет педагогу формировать у детей навыки самостоятельно отыскивать нужные знания, разнообразить учебную деятельность яркой подачей материала.

Целью нестандартных уроков является комплексный подход к реализации главного правила успешного обучения – активности.

Подобное внимание к нестандартным урокам требует от педагога:

  • владения профессиональными навыками;
  • творческой инициативы;
  • понимание особенностей возрастной психологии.

Нетрадиционные уроки принято разделять на два типа:

  • уроки, где преобладает логическая форма организации (лекция, семинар, исследование, презентация, отчет);
  • уроки, с использованием эмоционально-образной формы организации (импровизация, композиция, пьеса, концерт, путешествие).

Традиционная форма проведения урока остается востребованной наряду с нестандартным подходом к процессу обучения из-за длительной подготовительной работы к учебному занятию нетрадиционного типа.

Обычный урок целесообразно разнообразить некоторыми элементами нестандартных форм ведения учебных занятий, что позволит обеспечить активность детей на уроках и, как следствие, хорошие результаты в обучении.

Методическая разработка уроков

Школа – неотъемлемая часть нашей жизни, а занятия, на которые приходят дети, – отрезок жизни, которую доверяют учителю. Именно поэтому педагоги хотят, чтобы уроки стали для учеников не только средством получения учебных знаний. Творческий подход к разработке уроков характеризует уровень заинтересованности учителя в стимулировании обучаемых активно участвовать в получении знаний, учиться с удовольствием, почувствовать вкус к учебе.

Форма проведения урока, обучающие наглядные материалы, использование интерактивных методов обеспечивают условия для получения лучшего результата и достижения главных учебных задач:

  • знакомство и донесение новой учебной информации обучающимся;
  • развитие творческой активности учеников;
  • воспитание всесторонне развитой личности детей.

Для успешного выполнения этих важных задач существуют специальные руководства для учителей – методические разработки.

«Методичка» объединяет текущие обучающие технологии, определяет способы обучения, которые следует применить либо к одной теме урока либо к целой серии.

Разработка выполняется автором индивидуально или коллективно, а создается она для повышения профессионального педагогического мастерства учителя.

Она создается для методической помощи и разработки:

  • определенных уроков;
  • цикла уроков;
  • отдельных тем;
  • частных методик;
  • общих методик;
  • инновационных приемов обучения.

Разработка методичек подчиняется четким требованиям:

  • старательный выбор темы;
  • актуальность выбранной темы;
  • наличие определенного опыта у разработчика методического пособия;
  • определение цели;
  • наличие плана и структуры разработки.

Видеоуроки

Традиционный способ презентации учебного материала посредством бумажного носителя (учебника) постепенно теснят новые информационные технологии. Ноутбук, планшет, смартфон, электронная книга становятся все более популярными. Точно так же на смену традиционным урокам приходят видеоформы подачи учебного материала.

Педагогам важно научиться использовать изменения в современном мире, осваивать новые технологии в обучении. К таким новшествам относится и видеоурок.. Видеоуроки бывают двух видов:

Видеоуроки бывают двух видов:

  • обучающий видеоурок продолжительностью 5-15 минут;
  • несколько видеофрагментов, объединенных общей темой.

В видеоуроке возможны следующие формы заданий:

  • упражнения или тестовые задания для контроля усвоения нового материала;
  • коммуникативные задания для закрепления и повторения новых знаний.

При подготовке первого типа видеоурока учитель проводит всю работу самостоятельно.

Для подготовки видеоурока второго типа учитель вполне может привлечь учащихся, т.к. требуется лишь подобрать отдельные фрагменты, отображающие общую тему урока.

Инновационная подача материала, активное участие школьников в подготовке урока, интересные задания – все это способствует усвоению нового учебного материала. Просмотр видеороликов активно вовлекает обучающихся в процесс получения знаний, повышает интерес к школьным предметам.

Соответственно, использование видеоуроков в обучении поможет педагогам интересно подать учебный материал, а детям самостоятельно изучить новое.

Типы и виды уроков по ФГОС в начальной школе

Тип урока Виды уроков
1 Урок изучения нового материала Лекция, рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа, конференция, урок-эврика, межпредметный интегрированный урок
2 Урок закрепления знаний и способов действий Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка
3 Урок систематизации и обобщения знаний Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка
4 Урок повторения Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка
5 Урок контроля знаний Общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, устный опрос, урок – «ищи ошибку»

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.

Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи

Очень важно все действия проговаривать вслух.

Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства

Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.

Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.

Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля ивзаимоконтроля, формировать способности,
позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная:проверка знания, умений,
приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура
урока развивающего контроля

·

Мотивационный этап.

·

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

·

Фиксирование локальных затруднений.

·

Создание плана по решению проблемы.

·

Реализация на практике выбранного плана.

·

Обобщение видов затруднений.

·

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с
использованием эталонного образца.

·

Решение задач творческого уровня.

·

Рефлексия деятельности.

1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия

Деятельность учителя:

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы

Осуществляемые действия:

Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп

Осуществляемые действия:

Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью

Формируемые способы деятельности:

Работа с ресурсами

Формируемые способы деятельности:

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения

Формируемые способы деятельности:

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

Новый материал

Одним из способов развития младших школьников является проблемное обучение, при котором значительно меняются требования к проведению уроков нового типа, другими становятся виды уроков и их структура. В связи с тем что перенесены акценты в образовании на интересы, нужды и запросы ученика, типы уроков по ФГОС в основной школе диктуют другой подход к обучению: содержание материала не предписывается учителем, а создаются условия, при которых к ученику приходит осознание необходимости усвоения предложенной программы.

Многие учителя и родители пока не поддерживают этот подход к обучению. Но тем не менее уроки по ФГОС («Школа России») нацелены именно на такое направление деятельности. При этом подходе форма проведения урока не может не измениться, поскольку он должен включить в себя само создание этой ситуации осознания, что знаний явно недостаточно. Тогда появляется мотивация для усвоения нового материала. Затем учитель создаёт учебную ситуацию, при которой ученик может почти самостоятельно искать недостающую информацию. Именно поэтому были изменены типы уроков по ФГОС в основной школе, которые подразделяются на несколько групп.

Сначала предлагается урок, на котором ученики должны знакомиться с новым материалом. Это урок усвоения новых знаний или урок открытия нового знания — приемлем любой вариант. Его построение тоже стало отличаться от прежнего в связи с изменениями требований ФГОС. Ранее в начале урока присутствовал организационный момент, теперь это называется этапом мотивации.

Повторение пройденного материала стало этапом актуализации, то есть детям предлагается проблемная задача, которую нужно попытаться решить, опираясь на уже знакомый материал, а когда это не получилось, делается вывод, что для решения нужны дополнительные знания, которые можно получить с помощью наблюдения или эксперимента. Это названо первичным усвоением материала. Новая технологическая карта урока по ФГОС представляет значительно изменённую терминологию.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Урок развивающего контроля

Нужны разноуровневые задания и возможность для ученика выбора их. Это может быть тест, где задания оцениваются разными баллами, а оценка будет выставлена в зависимости от их количества. Задачи на таком уроке решаются и образовательные, и воспитательные, то есть присутствует контроль полученных знаний по данному разделу или теме, а также создаются условия для того, чтобы формировалась правильная самооценка, возрастала настойчивость в достижении цели.

Одновременно происходит и общее развитие ученика — в умении анализировать, классифицировать, сравнивать, а если это групповая работа, то совершенствуются и коммуникативные навыки. Такому типу урока подходят следующие виды: конкурс, творческий отчёт, коллоквиум, викторина, опрос устный, защита проектов, тест или контрольная письменная работа.

Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС

Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.

Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.

Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:

фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем

Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая

Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.

Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • методы проблемного обучения.

Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.

Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.

Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.

К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.

Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения. 

Формы обучения по ФГОС

Фронтальная

 

Групповая

Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания)

Кооперативно-групповая

(группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания)

Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний)

Индивидуальная

 

Методы обучения по ФГОС

Словесные

Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов)

Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения»)

Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений)

Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы)

Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует);

Работа с литературой

Наглядные

 

Практические

Упражнения

Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся)

Лабораторно-практические работы

Методы проблемного обучения

 

Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Центральным компонентом всей деятельности учителя является урок, который является не самоцелью, а средством, инструментом развития личности ученика. Современный урок по ФГОС – личностно ориентированный.

Созданию максимально благоприятных условий для появления личностных способностей, для актуализации личностного потенциала обучающегося и призвана технологическая карта как форма обобщенно-графическго планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося, выражение сценария урока, основы его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Построение технологической карты зависит от типа урока, которые мы сейчас и рассмотрим:

Работа над ошибками

Теперь это урок коррекции знаний. Работа над ошибками по-прежнему важна, поскольку показывает причины их совершения, корректирует знания и намечает направление будущей работы. Если ученик получает оценку ниже той, которую хотелось, то это непременно должно явиться стимулом к дальнейшему труду и указать нужное направление деятельности. Именно урок коррекции и должен выполнять такие задачи, в противном случае оценка просто останется обидой, а иногда даже травмой, что во всех отношениях нежелательно. Именно поэтому планировать урок коррекции нужно особо тщательно, а подготовка к такому уроку должна содержать особо продуманную мотивационную часть.

В основе ФГОС последнего поколения лежит совершенно новая идеология. Задачей образовательных учреждений является воспитание такого гражданина в современном обществе, который будет любить учиться и будет делать это всю жизнь. Ученик должен развиваться как субъект в мире познания — вот главная цель современного образования. Особенностью ФГОС второго поколения является деятельностный характер обучения, где во главе угла стоит развитие личности. Знания, умения и навыки как таковые перестали быть приоритетом образования, оно отказывается от традиции представления результатов в этом виде, но формулирует установку на реальные виды деятельности.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

Традиционная классификация уроков: основные типы и виды

В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:

Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.

Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.

Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.

Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.

Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе. Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины. 

Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины. 

Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.

Виды: зачеты, письменные работы, экзамен

Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.

Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.

Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.

Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.

В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-«погружения», уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.

Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector