Проблемы с памятью у детей

У меня плохая память. Что делать?

Память — это когнитивный процесс, которые невозможно улучшить без подходящей тренировки. Батарея клинических упражнений и игр для развития памяти, предлагаемая CogniFit (“КогниФит”), доступна всем и рекомендована людям, жалующимся на плохую память. CogniFit (“КогниФит”) — профессиональный инструмент, позволяющий с помощью простых клинических игр (доступных онлайн) оценить и тренировать функции мозга, отвечающие за память.

Исследование пластичности мозга показало, что чем больше мы используем нейронную сеть, тем сильнее она становится. Это касается и нейронных сетей, отвечающих за память.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit (“КогниФит”) создана командой учёных, неврологов и когнитивных психологов, и предназначена, главным образом, тем людям, которые считают, что у них плохая память. Программа сначала с точностью оценивает проблемы с памятью и другие основные когнитивные функции, и затем на основе полученных результатов автоматически предлагает комплексный режим персональной когнитивной тренировки. CogniFit рекомендуется использовать детям старше 7 лет и взрослым. Эта программа доступна онлайн.

Разнообразные интерактивные упражнения представлены в виде увлекательных умных игр, в которые можно играть с помощью компьютера. После каждой сессии CogniFit представит подробный график развития когнитивного состояния. Вам нужно только зарегистрироваться!

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Стимулировать мозг так же важно, как и тело

Стимуляция позволяет поддержать здоровье мозга и сделать его менее уязвимым к нейродегенеративным заболеваниям. Нейроучёный Франсиско Мора даёт 12 советов тем, кто хочет поддержать здоровье мозга и справиться с плохой памятью:

Стимулировать мозг так же важно, как и тело. Стимуляция позволяет поддержать здоровье мозга и сделать его менее уязвимым к нейродегенеративным заболеваниям

Нейроучёный Франсиско Мора даёт 12 советов тем, кто хочет поддержать здоровье мозга и справиться с плохой памятью:

Меньше есть: избыточное питание увеличивает окислительный стресс нашего организма. Снижение количества поглощаемой пищи усиливает выработку нейронов в гиппокампе, увеличивает синапсис и способствует механизму восстановления нейронов. Узнайте, какие продукты полезны для мозга.

Профессионально тренировать мозг: используйте специальные, научно валидированные программы для тренировки мозга, такие как CogniFit.

Регулярно заниматься спортом: занятия спортом способствуют выработке в нашем организме веществ, благоприятно влияющих на пластичность нашего мозга. Как начать заниматься спортом?

Гимнастика для мозга: решайте задачи и бросайте вызов своему мозгу

Путешествовать: путешествовать — это значит запоминать, получать новый опыт, знакомиться с чем-то новым, испытывать эмоции, это, в конце концов, мотор наших знаний.

Поддерживать хорошие отношения: хорошее психическое здоровье взаимосвязано с хорошими отношениями с окружающими. Узнайте, как развить коммуникативные навыки.

Адаптироваться к изменениям: если вместо того, чтобы учиться чему-то новому, мы бежим от этого, то мы только проигрываем. Процесс обучения возможен в любом возрасте.

Избегать хронического стресса: стресс очень негативно влияет на наш мозг. Лучше всего справиться со стрессом помогают занятия спортом.

Не курить: курение может спровоцировать небольшие кровоизлияния в мозг, кроме того, никотин снижает память и повышает окислительный стресс мозга. Как бросить курить?

Здоровый сон: нашему мозгу необходимо 7-8 часов здорового сна, чтобы избавиться от ненужной информации, закрепить полученные знания и восстановить повреждённые ткани. Как победить бессонницу?

Избегать эмоционального упадка: эмоции, надежды побуждают нас жить и учиться.

Испытывать благодарность: особенно в пожилом возрасте, благодарность — это нечто важное и обыденное, будь то за эмоциональные связи или за снижение стресса.
Наслаждаться малым: наслаждаться тем, что вы имеете, и не создавать себе потребности, за которые нужно бороться, чтобы получить их.

Лечение сенестопатий

Так как нет такой болезни – сенестопатия, это всего лишь симптом и один из признаков заболевания, то лечение начинается с выявления причины, установления основного заболевания.

Обследование и установка диагноза начинается с осмотра врачом психотерапевтом, психиатром или неврологом. Опытный врач может поставить правильное заключение и назначить лечение уже на консультации.

Иногда требуются дополнительные обследования, которые помогут уточнить предположения врача, исключить сопутствующие заболевания, протекающие со сходными симптомами. Наиболее часто используемые исследования при сенестопатии:

  • Анализы крови и мочи (общие, биохимические, гормоны и маркеры);
  • Электроэнцефалография, томография (магнито-резонансная или компьютерная), ультразвуковое обследование кровотока;
  • Электромиография;
  • Исследование всех видов чувствительности;
  • Патопсихологическое и нейропсихологическое исследование;
  • Консультации смежных специалистов: терапевт, хирург, эндокринолог и др.

Лечение сенестопатий проводится в домашних условиях (при недавно возникших и невыраженных симптомах) либо в условиях специализированной клиники (при труднопереносимых болезненных ощущениях, длительно текущих и плохо поддающихся терапии сенестопатиях).

Лечебные методики, применяемые при сенестопатиях:

  • Медикаментозное лечение: нейрометаболическая, общеукрепляющая терапия, нейролептики, антидепрессанты, нормотимики, транквилизаторы.
  • Физиотерапия: электроаналгезия, электро-сон, электрофорез;
  • Рефлексотерапия;
  • Массаж, мануальная терапия;
  • Грязелечение и водные процедуры;
  • Ксенонотерапия;
  • Светотерапия и цветотерапия;
  • Диетотерапия;
  • Психотерапия: когнитивная, психодинамическая, экзистенциальная, индивидуальная и групповая.

В подавляющем большинстве случаев сенестопатии – обратимое явление.

Наша память является далеко не совершенной

Можешь ли ты, стопроцентно положившись на свою память, описать самое яркое событие, произошедшее с тобой 3 года назад? Придется тебя разочаровать – это вряд ли получится сделать. Наша память зависит и от восприятия конкретных событий. Скорее всего, ты встречал некоторых людей, которые склонны к приукрашиванию событий. Так вот, в некоторых случаях это не проделки их фантазии, а воспоминания, которые сформировались под действием призмы восприятия.

На наши воспоминания оказывает действие ностальгия, отношение к определенному событию. Например, многие свидетельские показания зачастую не соответствуют действительности, а многие факты добавляются в память нашим сознанием. Мы склонны привносить личные впечатления и ощущения к восприятию конкретного события, отчего со временем реальность может быть дополнена ложными фактами. По этой причине зачастую опрашивается несколько свидетелей, чтобы воссоздать полную картину происшествия, потому что лишь в этом случае мы можем получить сухие факты, а не эмоциональные домыслы.

Еще одним примером несовершенства памяти является наша убежденность в том, что мы способны запомнить любую идею, которая приходит в голову, если сочтем ее важной. Как показывает практика, спустя короткое время мы благополучно об этом забываем

Проблема заключается в недостаточной концентрации на этой мысли, и именно по этой причине наш мозг отсеивает эту информацию как ненужную. После этого вновь и вновь понимаешь актуальность поговорки: лучше плохой карандаш, чем хорошая память.

«Как читать быстрее и запоминать больше»«Как и зачем запоминать имена»

Как мы запоминаем события?

Подумайте о вещах, которые вы не особенно хорошо помните. В одном исследовании студентов университета попросили вспомнить свои школьные оценки. Им сообщили, что исследователи получили полный доступ к их персональным данным (оценкам), поэтому было понятно, что намеренное искажение истины ничего не даст.

Результаты показали, что студенты неправильно запомнили примерно пятую часть собственных оценок, однако не все названные в ходе эксперимента оценки были неправильными. Оказалось, чем выше оценка, тем больше вероятность того, что учащиеся ее запомнили: пятерки студенты вспоминали практически сходу, тогда как тройки и двойки с трудом. В целом, студенты гораздо чаще вспоминали хорошие оценки и даже преувеличивали их (вместо четверки пятерка, вместо тройка четверка), чем вспоминали плохие оценки, причем чем хуже были оценки, тем реже о них вспоминали.

Подобные исследования иллюстрируют, какой эгоистичной и избирательной может быть наша память. Нэш утверждает, что мы запоминаем некоторые события искаженно, так как положительные воспоминания поддерживают наше благополучие. В других случаях запоминание событий не такими, каким они были на самом деле может способствовать укреплению нашей веры в справедливость и правосудие.

Сергей Довлатов писал: «Наша память избирательна, как урна».

В еще одном исследовании канадских ученых, испытуемые читали историю о человеке по имени Роджер, который выиграл в лотерею несколько миллионов долларов. Одной группе испытуемых сообщили, что Роджер много работал и был добр к окружающим: иными словами, заслужил выигрыш. Испытуемые из другой группы узнали, что Роджер был ленивым, много жаловался и никогда не улыбался, а значит, не заслужил приз. Когда участников эксперимента попросили вспомнить, сколько именно денег выиграл Роджер, те, кто считал, что он этого не заслуживает, утверждали, что его приз в среднем на 280 000 долларов меньше, чем цифра, которую назвали те, кто считал, что он этого заслуживает.

И это – лишь некоторые из большого количества примеров, когда наша память ведет себя как хороший друг, защищающий нас от плохих новостей или жестоких сплетен окружающих. Когда мы узнаем достоверную новость о том, что на работу в престижную юридическую фирму наняли мошенника, мы, в последствии, не помним, что получили эту новость из надежного источника. А в случае, когда кто-то критически оценивает наши черты характера, мы избирательно забываем многие не самые лестные моменты.

Устройство и работа мозга – величайшая загадка современной науки

В недавнем исследовании психологи спросили представителей широкой общественности, будут ли они (гипотетически) принимать препарат, который гарантированно заглушит боль травматического воспоминания.

Хотя искаженные и ложные воспоминания часто являются помехой в повседневной жизни, а иногда оборачиваются катастрофой, они также могут творить чудеса для поддержания нашей самооценки, удовлетворения от жизни и благополучия. 

Овощное пюре из моркови, батата, перца с курицей для прикорма

Что ты можешь сделать, чтобы улучшить свою память

Есть несколько способов, объединив которые, ты получишь целую методику по улучшению своей памяти:

1. Регулярные физические упражнения. Физическая активность благотворно влияет не только на память, но и на мозг в целом, в особенности полезны аэробные и силовые тренировки. Во-первых, физические упражнения улучшают когнитивные функции, во-вторых, насыщают мозг кислородом. Плюс во время занятий мы абстрагируемся от каждодневной суеты и переключаем организм на плодотворную тренировку, что в некотором роде помогает перезагрузить разум.

2. Хороший сон. Качественный отдых играет огромную роль для формирования памяти. Как выяснили ученые, во время сна информация, полученная нашим мозгом, кодируется в сознании, что помогает в любой момент извлечь необходимые данные. Мозгу, как и телу, нужен отдых, чтобы нормально функционировать в течение дня. Так что чем хуже ты спишь, тем сложнее будет извлекать необходимые воспоминания.

3. Используй методику по запоминанию:

Разделяй информацию на порции. Например, таким образом мы запоминаем номера телефонов, а дети учат таблицу умножения.

Объединяй информацию с образами. Если тебе необходимо запомнить несколько важных деталей, то комбинируй их и ассоциируй с конкретным образом или картинкой. Причем чем ярче получится образ, тем лучше информация сохранится в твоей голове.

Поработай над внимательностью и наблюдательностью. Сделать это гораздо проще, чем кажется

Идя по улице, обращай внимание на людей, их предметы одежды. Вернувшись домой, попытайся воспроизвести это в памяти – со временем такая практика позволит автоматически обращать внимание на мелкие детали, благодаря которым ты сможешь вспомнить все, что будет необходимо

«10 способов улучшить память»«Как запоминать все, что угодно»

Диагностика

При появлении у пациента проблем с памятью следует в первую очередь исключить острый делирий и инсульт. Также учитывается, были ли у пациента черепно-мозговые травмы.

При обследовании молодых пациентов уточняется, какой у них режим сна и отдыха, как часто они употребляют спиртные напитки.

Для оценки памяти пациента используются специальные карточки.

Пациент должен быстро осмотреть карточку и назвать изображенные на ней предметы (порядок запоминания не имеет значения). В норме необходимо запомнить не менее 2/3 изображений.

При обследовании важно выявить специфические признаки, которые характерны для разных типов деменции. Например:

  • паркинсонический тремор и шаткость походки, характерные для болезни Паркинсона;
  • невозможность сохранять равновесие, а также посмотреть вверх или вниз при прогрессирующих надъядерных параличах;
  • хореиформные двигательные расстройства на фоне болезни Хантингтона;
  • нарушение мелкой моторики и невозможность сохранять равновесие на фоне дефицита витамина В12.

Также проводится комплексная оценка психического статуса пациента

Оценивается его способность ориентироваться в пространстве и времени, способность концентрировать внимание, наличие проблем с краткосрочной и/или долгосрочной памятью, наличие нарушений речи или способности понимать чужую речь

Также пациента просят нарисовать простой рисунок, назвать находящиеся в комнате предметы или выполнить простые задания.

Нарушение памяти в пожилом возрасте

У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани.

Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте.

По статистике, не менее половины (а по данным некоторых исследований до 75%) пожилых людей сами отмечают у себя некоторую забывчивость или иные нарушения памяти. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность.

В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой (или иной умственной деятельностью) и состоянием в старости.

Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.

Наши врачи

Полонская Наталия Михайловна
Врач — невролог
Стаж 18 лет
Записаться на прием

Панков Александр Ростиславович
Врач-невролог
Стаж 40 лет
Записаться на прием

Засов Евгений Юрьевич
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 6 лет
Записаться на прием

Смирнова Наталья Валерьевна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 8 лет
Записаться на прием

Новикова Лариса Вагановна
Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 39 лет
Записаться на прием

Моисеева Ирина Владимировна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 16 лет
Записаться на прием

Диагностика

Диагностика начинается с внимательного сбора анамнеза — это связано с тем, что наиболее важную информацию о своем состоянии может сообщить сам пациент или его родственники. Первым делом врач определяет, какой компонент памяти страдает больше всего, а затем намечает план дальнейшего обследования.

Разработано и применяется множество специализированных тестов, которые позволяют дифференцировать различные нарушения.

Чаще всего применяются такие тесты:

  • Повторение слов сразу же после того, как они были услышаны — позволяет оценить работу кратковременной памяти. Понятно, что здоровый человек сможет повторить все слова.
  • Повторение десяти слов. Суть теста в том, что врач озвучивает десять никак не связанных между собой слов. Пациент их повторяет. Затем этот цикл повторяется с теми же словами 5 раз. Здоровые люди первый раз называют не менее 4 слов, а при последнем повторении могут озвучить все.
  • Метод пиктограмм. Пациенту озвучивают несколько слов (обычно около 10), а затем дают время, чтобы он изобразил на бумаге вспомогательный рисунок. По рисунку пациент называет слова, а затем его просят посмотреть на бумагу и назвать их через час. Нормой считается запоминание не менее 90% слов.
  • Простой, но эффективный метод — пересказ простого сюжетного текста из нескольких предложений. Тест имеет вариации — текст зачитывает врач или сам пациент (таким образом тестируют зрительную и слуховую память).

Не менее важны и инструментальные исследования, которые позволяют оценить функциональное состояния головного мозга и состояние кровеносной системы. Активно применяются электроэнцефалография, резонансная томография и .

Если есть предположения о том, что нарушение памяти появилось вследствие соматического заболевания — то применяют диагностические методы, направленные на выявление основного диагноза, а состояние памяти контролируют во время выздоровления.

Лечение

Тактика лечения на 100% зависит от причины. Адекватная терапия подбирается индивидуально, с учетом течения заболевания и состояния пациента. Некоторые заболевания требуют пожизненной коррекции.

Важно вовремя обратиться за врачебной помощью. Многие заболевания, связанные с ослаблением памяти (впрочем, как и другие) лучше поддаются терапии на ранних стадиях развития

Как правило, лечение направлено и на устранение непосредственной причины болезни, и на устранение симптомов — для улучшения качества жизни пациента.

  • Онемение ног
  • Слабость в ногах

Что такое память?

Память – функция нервной системы, а особенно головного мозга по запоминанию и воспроизведению знаний, навыков. Собственно, это когнитивная функция головного мозга по взаимодействию с этим миром, познавая его.

Память подразделяется на три основных типа – сенсорную, кратковременную и долгосрочную.

  • Сенсорная память – подразумевает под собой совокупность некоторых отделов головного мозга, нейронных проводящих путей и сенсоров, которые принимают, обрабатывают и передают полученный сигнал в кратковременную память. Согласно мнению ученных, весь процесс на этом этапе длится в течение нескольких секунд.
  • Кратковременная память – это как буфер обмена, если вы компьютерщик, то можно выразится что это «оперативная память», которая хранит в себе только насущную, полезную на ближайшее будущее информацию, которую она передает в долговременную память. Весь «мусор» хранится недолго, после чего выбрасывается.
  • Долговременная память – выполняет функции получения, обработки и хранения информации.

Как происходит процесс запоминания

В коре головного мозга присутствует огромной количество нейронов, как считают ученные – миллионы и миллионы. Когда мы через глаза, уши, нос, касания взаимодействуем с окружающим миром, нервный сигнал (импульс) поступает к этим нейронам. Далее, в процессе обработке информации головным мозгом, между нейронами формируется связь. Именно эта обработанная информация, содержащаяся в соединенных между собой нейронах является нашей памятью. Когда связь между нейронами нарушается, человек забывает. Собственно, память, это своего рода нейронная сеть, схожая на «интернет», только в голове

Это очень важно понимать, чтобы осознать причины забывчивости, которая появляется у некоторых людей

Теперь давайте рассмотрим причины плохой памяти, что влияет на функцию запоминания наиболее негативным образом.

Диагностика

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников

Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Как формируется память у ребёнка?

Дети в 4 года и 5-6 лет запоминают информацию вне зависимости от собственного желания. Это происходит в условиях определённой деятельности, чаще всего игровой

В памяти дошкольников откладывается то, на что они обратили внимание во время каких-либо занятий

Исследования доказали, что память дошколят эпизодическая. В одном из экспериментов ребятам показали два домика. Один был синего цвета, второй – зеленого. В каждом из них находился набор предметов. После рассматривания детям предложили их назвать. Из группы в 10 человек с таким заданием справились все, а цвет домика не смог правильно назвать никто из испытуемых.

Данные эксперимента говорят о следующем:

  • для запоминания предметов в определённой связи, во времени, в пространстве нужны тренировки;
  • у многих детей в дошкольном возрасте лучше развита долговременная память. Они помнят давно произошедшие события, но не в состоянии пересказать телефонный разговор с мамой, состоявшийся 15 минут назад.

Ориентиры при выборе режима «под себя»

Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.

Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.

Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.

Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.

Замечено, что ребенок, имеющий продуманный, правильно составленный распорядок дня:

  • Бодр и активен;
  • Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
  • Лучше воспринимает и усваивает информацию;
  • Открыт для освоения новых навыков;
  • Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.

Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.

Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.

Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:

  • График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
  • Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
  • Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
  • Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.

Нарушение мотивационного компонента памяти

Как и в любой другой интеллектуальной деятельности, в процессах запоминания одну из ключевых ролей играет понимание человеком смысла и необходимости своих действий – мотивационный компонент.

Важность мотивационного компонента памяти экспериментально доказано в 20-х годах ХХ века в экспериментах по исследованию феномена лучшего запоминания незавершенных действий: подопытные более четко фиксировали незаконченные действия, поскольку появлялась необходимость закончить их позже. Это и было мотивацией

Мотивационный компонент памяти нарушается в условиях депрессивных и астенических состояний, когда отмечается общая замедленность мыслительных процессов. Особенно сильно снижаются мотивации у больных шизофренией. А у страдающих эпилепсией наоборот, мотивационный компонент памяти существенно усиливается.

Основные причины

Причины могут быть самыми разнообразными. Самая частая, по данным статистических исследований, это астенический синдром. Так называют комплекс симптомов: психоэмоциональное напряжение, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, признаки депрессии. Вторая по частоте причина — это последствия каких-либо заболеваний.

Но существует ряд других факторов, которые могут привести к нарушениям памяти:

  • Иные астенические состояния: стрессовые ситуации, переутомление.
  • Чрезмерное употребление алкоголя. Приводит к соматическим нарушениям, структурным изменениям мозга.
  • Болезни, связанные с патологиями кровообращения в головном мозге.
  • Травмы головы.
  • Опухоли, локализованные в тканях головного мозга.
  • Патологии психиатрического профиля.
  • Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Хроническая интоксикация (например солями тяжелых металлов)

Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество.

ТОП-5 способов для запоминания материала

1. Придумайте ассоциацию

Если вам нужно что-то запомнить, то ваша фантазия намного облегчит этот процесс. Следует только придумать ассоциацию к тому, что вы собираетесь запомнить.

2. Повторяйте

Определенные временные интервалы помогут вам лучше запомнить материал.

Повторяйте материал сразу после прочтения, а потом через 15-20 минут, дальше через 6-8 часов, перед сном и через неделю. Данный алгоритм повторов поможет в запоминании материала.

3. Придумайте рифму

Если вам нужно запомнить определенные сложные слова, даты или формулы, то на помощь придут рифмы. Просто срифмуйте нужное слово или сочините стишок и оно запомнится вам само собой.

4. Делайте перерывы во время учебы

Перерывы во время обучения очень помогают в обучении, потому что ваша производительность падет от долгой концентрации внимания на чем-то одном. Исследователи доказали, что во время обучения нужно делать 10-минутный перерыв каждый час.

5. Настройтесь

Перед тем, как выучить большое количество информации нужно морально к этому подготовиться. Тогда мозг будет лучше запоминать необходимое. Обязателен положительный настрой, тогда запоминаться все будет легче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector