20 развивающих пальчиковых игр для детей 2-3 лет
Содержание:
- Упражнения
- Цель и задачи пальчиковой гимнастики в первой младшей группе
- В какую позу укладывать
- Выбор водящего в игре
- Рыбки
- Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет
- Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
- Возрастные рамки
- Перчатка
- Пальчиковые игры: для чего нужны
- Пальчиковые игры
- Ход занятия:
- Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
- Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
- Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей
- КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК
- Улитка
- Двое толстых поросят
- Поросята
- Перчатка
- Стихи для изучения частей тела и лица
- Для чего дочурке ножки?
- Чтобы бегать по дорожке!
- Для чего дочурке ушки?
- Чтобы слушать погремушки!
- Для чего дочурке ротик?
- Чтоб у мамы молоко пить!
- Для чего дочурке глазки?
- Чтоб смотреть на мира краски!
- Для чего дочурке спинка?
- Чтоб валяться на простынке!
- Для чего дочурке попа?
- Чтоб ее ладошкой хлопать!
- Для чего родилась дочка?
- Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
- Ротик мой умеет кушать,
- Нос дышать,
- А ушки слушать
- Глазоньки – моргать, моргать
- Ручки – все хватать, хватать.
- Жил был зайчик
- Длинные ушки,
- Отморозил зайчик
- Носик на опушке.
- Отморозил носик,
- Отморозил хвостик!
- И поехал греться
- К ребятишкам в гости!
- Большие ноги
- Шли по дороге:
- Топ-топ-топ,
- Топ-топ-топ.
- Маленькие ножки
- Бежали по дорожке:
- Топ-топ-топ,
- Топ-топ-топ.
- Куда бежите, ножки?
- Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
- С бугра на бугор
- За ягодой в бор.
- Во зеленом бору
- Тебе наберу
- Черной черники,
- Алой земляники.
- Вот лежат в кроватке
- Розовые пятки
- Чьи это пятки
- Мягки да сладки?
- Прибегут гусятки,
- Ущипнут за пятки.
- Прячь скорей, не зевай,
- Одеяльцем накрывай!
- Это глазки, чтобы видеть.
- Это носик, чтоб дышать.
- Это ушки, чтобы слышать.
- Это ножки, чтоб бежать.
- Это ручки, чтобы маму
- Очень крепко обнимать.
- Котик лапкой умывается
- Видно, в гости собирается
- Вымыл носик.
- Вымыл ротик.
- Вымыл ухо.
- Вытер сухо.
- Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста
Упражнения
Самые первые пальчиковые игры нужно проводить без стихотворного или сказочного контекста, все внимание малыша должно быть сосредоточено на процессе тренировки нового навыка. Можно предложить ему посоревноваться в ловкости и выдать победителю небольшой приз
Важно не стремиться получить сразу идеальный результат, формировать новые умения нужно постепенно. Вот несколько простых упражнений для детей 2-3 лет
Лучше всего проводить их тогда, когда у вас и малыша появляется несколько свободных минут (например, в очереди к врачу или в пробке). Очень полезно начинать несколькими из них занятия творчеством (рисованием, лепкой).
Кулачки-ладошки
Обе руки лежат на столе. Одна ладошка открыта, другая — сжата в кулачок. Затем нужно несколько раз поменять их положение.
К себе-от себя
Руки стоят на локотках. Выгибаем ладошки на себя, потом прогибаем в обратном направлении. Следим за пальчиками, они должны быть прямыми.
Замок
Пальчиковая игра “Замок”: держим руки перед собой. Соединяем пальцы обеих ладошек друг с другом, «замочком». Выпрямляем руки, выворачивая замок другой стороной, от себя.
Ладошки-близняшки
Держим руки перед собой. Соединяем ладони вместе. Двигаем сомкнутыми ладошками в разные стороны. Следим за их плотным соединением и параллельными движениями.
Пальчики здороваются
Поставить руки перед собой, выпрямить все пальчики на ладошках. Начать соединять парные пальцы — большой с большим, указательный с указательным и т. д. Потом, тоже по очереди, разъединить их.
Цель и задачи пальчиковой гимнастики в первой младшей группе
Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.
Феноменом пальчиковой гимнастики заинтересовались и учёные. Выяснилось, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие детей. Сигналы, поступающие в мозг малыша при обследовании предметов окружающего мира с помощью рук стимулируют работу речевых центров и участков, ответственных за память, мышление. Это закономерно: получая новую информацию, маленький исследователь испытывает потребность осмыслить её и поделиться своими открытиями с окружающими.
Познание окружающего мира детьми до трёх лет происходит с непременным участием рук как универсального и совершенного исследовательского инструмента
Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни
Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.
Задачами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте являются:
- Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
- Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
- Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
- Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
- Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
- Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
- Установление дружелюбных, доверительных отношений со взрослым (воспитателем).
- Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности.
Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.
Пальчиковые игры должны приносить ребёнку радость — только в этом случае они будут по-настоящему полезны ему
В какую позу укладывать
Дети до года питаются жидкой пищей, которая часто выходит из желудка вместе с захваченным воздухом. Во сне это представляет особую опасность – ребенок может подавиться и задохнуться. Чтобы избежать такого страшного исхода, нужно класть малыша на бочок, подложив под спинку валик из одеяла или пеленки. В кроватке не должны лежать лишние вещи, подушки и игрушки.
- Поза на животе хороша при коликах: ребенку легче избавиться от газов. Но сон в таком положении также опасен аспирацией содержимого желудка в легкие, то есть, малыш может подавиться.
- Если грудничок уснул спинкой кверху, нельзя оставлять его одного, нужно находиться рядом, чтобы в опасный момент прийти на помощь.
В какой бы безопасной позе ни лежал ребенок, его нужно проведывать каждые 10 – 15 минут.
Выбор водящего в игре
Вот несколько считалок, с помощью которых можно легко и интересно выбрать ведущего в любой игре со сказочными героями.
* * *
Шел баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет!
* * *
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько гвоздей, говори поскорей,
Не задумывайся!
После этих слов игрок, на котором остановилась считалка, называет любое число. Теперь ведущим становится тот игрок, на которого выпадет названное число.
* * *
Катилось яблоко по блюду.
Ты води, а я не буду.
* * *
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
* * *
Ходит свинка
По бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет, и берет,
И в корзиночку кладет.
Этот выйдет, вон пойдет.
* * *
Лиса по лесу шла,
Лиса кору драла.
Лиса лапотки плела —
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам!
* * *
Катилась торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
* * *
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выходи вон!
* * *
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько дали?
Аты-баты, три рубля.
* * *
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка —
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Спрятаться захотел.
Кто его найдет, тот и водит.
* * *
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
* * *
Таря-Маря в лес ходила,
Шишки ела — нам велела,
А мы шишки не едим,
Таре-Маре отдадим.
* * *
Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь, и не в пшеницу,
А до самой до столицы.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
* * *
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
* * *
Погляди на небо —
Звезды горят,
Журавли кричат:
«Гу-гу! Убегу!»
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
* * *
Петушок, петушок,
Покажи свой гребешок.
Гребешок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять…
Невозможно сосчитать!
* * *
Жили-были я ли, ты ли.
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
* * *
У линейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка.
Помогали два кота,
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
* * *
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот выйди вон!
* * *
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз-два-три-четыре-пять!
* * *
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Звери на пожар спешили,
Вместе все пожар тушили!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ты пойдешь тушить опять!
* * *
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мыши вон!
* * *
Как на нашем сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели!
* * *
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем — водишь ты!
* * *
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому и водить!
* * *
Рано утром мы встаем,
Громко сторожа зовем.
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей.
* * *
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!
РАЗДЕЛЕНИЕ ИГРОКОВ НА ДВЕ ИЛИ БОЛЕЕ КОМАНД
С помощью считалки выбираются 2 капитана команды. Все остальные игроки загадывают себе название животного или птицы. Потом игроки подходят к капитанам и говорят вслух загаданные слова, не сообщая, кто какое слово загадал. Например: «Сергей, ты кого выбираешь — ласточку или грача?» — «Ласточку». Значит, «грач» встает за вторым капитаном. Таким образом происходит разделение всех игроков на команды.
Рыбки
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют волнообразные движения в воздухе.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку на бок.
Лежало большое бревно на песке,
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими «ныряющее» движение.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Быстро качают ладонями (дрожь).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).
Плывите скорей, чтобы не проглотил!»
Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.
О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы
На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса
Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).
Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом
Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
Перчатка
Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.
Веселая мышка перчатку нашла,
Ладони смыкаются «ковшом»
Гнездо в ней устроив,
Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают — разгибают пальцы («зовущий» жест).
мышат позвала.
Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.
Им корочку хлеба дала покусать,
Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.
Погладила/отшлепала всех
Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).
и отправила спать.
На слово «отшлепала» — стучать (шлепать) подушечкой большого пальца по остальным.
Пальчиковые игры: для чего нужны
Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.
Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.
Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.
Пальчиковые игры
Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.
Пример 1
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого); Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки); Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины (загнуть по одному с большого); Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).
Пример 2
Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши): Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими), Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы), Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)? Как узнать? Помогите сосчитать!
Пример 3
Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого) На ногах сапожки (большим и средним идут по столу). Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) – на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок маленький надевает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки!
Пример 4
Прилетела к нам вчера (помахать руками) Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого). А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам). Пожужжали, полетали (помахать кистями рук) От усталости упали (уронить ладони на стол).
Пример 5
Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши), Продаёт она орешки (хлопаем кулачками). Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами), Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок (похлопать в ладоши), Кому в зобок (похлопать в кулачки), Кому в лапочку (похлопать в ладоши).
Пример 6
Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук), Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами). Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу), А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками) Дождь вздохнут тихонько: «Ох!» И ушёл (хлопать в ладоши). Газон засох (ритмично похлопать по столу).
Пример 7
Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз). Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог), Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки). Пироги себе пеки Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).
Пример 8
Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны), Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди): Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзы – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).
Пример 9
Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин). Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя), А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец). Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди). Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура (сделать рукой бросок). Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!! Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!
Пример 10
Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы), Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц). Птички, птички, по домам (помахать руками)!
Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.
Ход занятия:
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай (2 раза)
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
«Ёжик»
Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)
На клубочек он похож, (перед собой)
У ежа иголка иголки очень — очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)
Покажи иголки, очень — очень колки (сжимают и разжимают кулачки)
Ноябрь
«Сидит белка на тележке»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:(Загибает:)
Лисичке — сестричке, (Большой палец)
Воробью, (Указательный палец)
Синичке, (Средний палец)
Мишке толстопятому. (Безымянный)
Заиньке усатому. (Мизинец)
«Капуста»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)Вдруг у зайки на макушкеПоднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)Шорох тихий раздается:Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)Заяц путает следы,Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)Много нас, (пальцы растопыриваем)А он один. (показываем только один палец)Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).
Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)В среду я пекла калач, (печём «пирожки») Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)Всех подружек в воскресеньеПозвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Горох
Пять маленьких горошинЗаперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)Вот выросла одна,И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)Но вот растёт вторая,И третья, а потомЧетвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)Мы во двор пошли гулять.Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей
от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»
Татьяна Смирнова.
1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.
Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.
2. Пособие – дорожка со съемными буквами.
Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.
Мария Трагарюк. Огородик.
Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.
Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.
С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).
О том, как развить ручную умелость у детей и подготовить руку к письму Вы узнаете из статьи » Подготовка руки к письму» — система упражнений, тесты, задания
Еще интересные идеи для развития мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта:
Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие»- своими руками
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК
картинка сайт http://basik.ru
Мы делили апельсин, много нас, а он один.
Эта долька для ежа, эта долька для чижа.
Эта долька для утят, эта долька для котят.
Эта долька для бобра, а для волка кожура!
Он сердит на нас беда! Разбегайтесь кто куда!
Раз у нашего Степана караулил кот сметану.
А когда настал обед, кот сидит-сметаны нет.
Помогите-ка Степану-поищите с ним сметану.
На златом крыльце сидели: царь, царевич, король,
Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?
Говори поскорей не задерживай добрых и честных людей.
Чтобы дом построить новый, запасают тес дубовый.
Кирпичи, железу, краску, гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом, начинают строить дом.
Катилось яблочко по огороду, и упало яблочко прямо в воду-бульк!
За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок, сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, а водить то будешь ты!
Шла коза по мостику и виляла хвостиком.
Зацепила за перила, прямо в речку угодила.
Кто не верит-это он, выходи из круга вон!
Мы по лесенке бежали и ступенечки считали.
Раз, два, три, четыре, умножаем на четыре.
Делим, делим на четыре — получается четыре.
Первинчики, другинчики, летали голубинчики.
По утренней росе, по зеленой полосе.
Там яблоки, орешки, медок, сахарок, поди вон, в уголок!
Летала кукушка мимо сада. Поклевала всю рассаду.
И кричала «Ку-ку-мак, раскрывай один кулак!»
Конь ретивый с длинной гривой, скачет, скачет по полям,
Тут и там, тут и там! Где проскачет он — выходи из круга вон!
Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.
И кричали «Кук! Мак! Убирай один кулак!»
Сидит белка на тележке, продает она орешки,
Лисичке-сестричке, воробью, синичке. Мишке толстопятому,
Заиньке усатому, кому в платок, кому в зобок, кому в лопаточку»
Гори, гори. ясно, чтобы не погасло. Стой подоле гляди в поле-
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо — звезды горят, журавли кричат, раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
Бомба взрывается игра начинается. В начале игры: раз,два, три,
Огонь пали!
Курочка-протатурочка. Кукушка-рябушка. Сели, горели, за море летели, за морем горка, на горке дубровка. В дубровке царица,
Красная девица, медок, сахарок, поди вон – королек!
Шел баран по крутым горам, вырвал травку. Положил ее на лавку.
Кто ее возьмет – тот и вон пойдет!
Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох.
Уродился он густой, мы помчались, ты – постой!
Ходит свинка по бору, рвет траву-мураву.
Она рвет и берет и в корзиночки кладет, этот выйдет, вон пойдет!
Эй, Ванюша, посмотри- мы пускаем пузыри: красный, синий, голубой, выбирай себе любой!
Аты-баты шли солдаты, аты-баты на базар.
Аты-баты, что купили, аты-баты самовар.
Белки зайцев угощали, им морковку подавали.
Все орешки сами съели, а тебе водить велели.
Жил в реке один налим, два ерша дружили с ним,
Прилетели к ним три утки по четыре раза в сутки.
И учили их считать-раз, два, три, четыре, пять!
Тили-тили, тили-бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить!
Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять!
Петушок, петушок, покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять, невозможно сосчитать…
Завтра с неба прилетит синий, синий, синий кит.
Если веришь, стой и жди, а не веришь-выходи!
У Литейного моста я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко, съела его кошка.
Помогали два кота-вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу? Выходи из круга!
Раз-два-синева! Три-четыре-солнце в мире!
Пять-шесть-речка есть! Семь-восемь-майки бросим!
Девять-десять-загораем! Целый месяц!
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка, серая рубашка, откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!
Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града!
Кто поднимет, тот и выйдет!
Улитка
Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
В домике она сидит,
«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
Рожки высунув, молчит.
Ползет вперед по столу.
Вот улиточка ползет
Потихонечку вперёд.
«Улитка» заползает на «цветочек». «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).
На цветочек заползет
Лепесточки погрызет.
Рука «улитка» «втягивает рожки» (сворачивается в кулак).
Рожки в голову втянула,
«Цветочек» (вторая рука) закрывается, пряча «улитку в бутоне».
В домик спряталась, заснула.
Двое толстых поросят
Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.
Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.
Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. Сгибать и разгибать большие пальцы.
Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда — сюда:
«Где же вкусная еда?»
Стучать большими пальцами по ладошкам.
Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,
Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.
Вдруг открылась эта дверь:
«Можно выбежать теперь!»
Сложить ладошки как корытце, шевелить большими пальцами.
Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!»
Поросята
Дети по очереди «идут» по столу каждым из пальцев обеих рук.
Мизинцы
Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Безымянные
Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.
Фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю
Сжимают и разжимают кулачки
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю.
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,
Указательные пальцы
Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …
Большие пальцы
Этот толстый поросёнок
— лежебока и нахал,
Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.
Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.
Перчатка
Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.
Веселая мышка перчатку нашла,
Ладони смыкаются «ковшом»
Гнездо в ней устроив,
Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают — разгибают пальцы («зовущий» жест).
мышат позвала.
Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.
Им корочку хлеба дала покусать,
Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.
Погладила/отшлепала всех
Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).
и отправила спать.
На слово «отшлепала» — стучать (шлепать) подушечкой большого пальца по остальным.
Стихи для изучения частей тела и лица
Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.
Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
***
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.
***
Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
***
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста
Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.
Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».
Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.
Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».
Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.
Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей