Прочесть все: 5 способов увеличить скорость чтения

Содержание:

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

Метод 3-й. Отучаемся от субвокализации

Это один из ключевых принципов скорочтения. Под «субвокализацией» подразумеваются движения губ/языка и мысленное проговаривание слов в процессе чтения.

Почему она мешает чтению?

Среднее количество слов, произносимое человек за минуту — 180. При повышении скорости чтения произношение слов становится затруднительным, и субвокализация становится препятствием в освоении нового навыка.

Как перестать проговаривать про себя слова?

Для этого в процессе чтения…

  • Зажимаем зубами кончик карандаша (или иного предмета).
  • Прижимаем язык к небу.
  • Прикладываем к губам палец свободной руки.
  • Считаем про себя от 0 до 10.
  • Проговариваем мысленно стихи или скороговорки.
  • Ставим тихую музыку фоном и выстукиваем карандашом мелодию.

С чего начинать обучение скорочтению?

Основа классического приёма скоростного чтения – это отказ от внутреннего проговаривания. Начать тренировать данный приём лучше с 10-12 лет. До этого времени ребёнок лучше понимает материал, который читается на такой же скорости, что при проговаривании. И все же мозг ребёнка 5-7 лет наиболее раскрыт для познания нового.

Также необходимо помнить, что учить малыша скоростному чтению нужно лишь в том случае, если он сам этого хочет. Насильно заставляя сына или дочь, вы не добьетесь никаких успехов, лишь зря потратите время. Чтобы заинтересовать ребёнка изучением нового навыка, используйте игры, которые покажут положительные стороны скорочтения.

Метод 1-й. Руки — ваши помощники!

Физическое участие в процессе чтения, как ни странно, тоже помогает увеличить скорость.

Как и почему?

Мозг человека запрограммирован на фиксирование движений. Используя при чтении руку или даже обычную карточку-разделитель, вы создаете движение на книжной странице и автоматически усиливаете концентрацию внимания.

  1. Палец-указка. Данной «указкой» вы легко и непринужденно, исключительно вертикально ведете по книжной странице со скоростью, немного превышающей движение глаз. Темп указки менять нельзя — он должен быть постоянным и стабильным, без возвращения пальца на уже прочитанный текст и без остановок. Где именно вести «указкой» — не имеет особого значения. Хоть по центру текста, хоть по боковому полю.
  2. Карточка-разделитель. Либо чистый листок бумаги, для удобства сложенный вдвое. Размер — около 7,5х13 см. Главное, чтобы лист был однотонным, и вам удобно было его держать и двигать одной рукой. Разместите карточку над читаемой строкой. Именно сверху, а не снизу! Таким способом вы повышаете внимательность, исключая возможность для возврата к прочитанным строчкам.

Упражнения в домашних условиях

Некоторые родители задают вопрос, как увеличить скорость чтения у ребёнка дома. Для начала маме с папой нужно узнать, какая именно проблема негативно сказывается на скорости чтения их ребёнка, а потом устранить её.

Любые упражнения нужно начинать с разминки. Поэтому сначала пусть ребёнок четко и ясно проговорит гласные буквы, затем согласные, а после слоги. Например, «Аоуэи, аэиоу; ж-с-з-ш, б-п-д-т; ма-ма, по-по, лу-лу». После этого упражнения примитесь за скороговорки. Будет хорошо, если ребёнок положит в рот несколько небольших грецких орехов и будет пытаться проговорить фразы как можно четче. Такая тренировка готовит речевой аппарат ребёнка к чтению.

Проведите дыхательную гимнастику. Пускай малыш делает глубокий вдох, а на выдохе говорит любые слова. Чем больше слов – тем лучше. Если малыш справился с этим, тогда вместо слов используйте длинные фразы. Дальше сделайте артикуляционную гимнастику, подключая язык, зубы и губы.

Ещё одно упражнение для увеличения скорости чтения – это «Лесенки». Задача ребёнка – на выдохе проговаривать слова и фразы из лесенки от первой ступени до последней.

Например,

Кошка

Кошка лежит

Кошка лежит на кровати

Кошка лежит на кровати и видит сны.

Прелесть этого упражнения в том, что ребёнок может сам придумать лесенки, чтобы было интересней.

Также есть упражнение «Бросаем-засекаем!» Малыш по команде «Бросаем» начинает читать текст. Спустя некоторое время родители дают следующую команду: «Засекаем». Ребёнок закрывает глаза и держит руки на коленях. Когда снова звучит команда «Бросаем» ребёнок должен найти место в тексте, на котором он остановился. Так можно играть около 5 минут. С помощью этого упражнения ребёнок учится зрительно ориентироваться в тексте.

Упражнение «Ищем половинку» предполагает, что малыш должен в каждом столбике найти вторую половинку слова. Если ребёнок справляется с этим, то количество строк в столбце можно увеличивать.

Главное, не забывайте о том, что тренироваться надо регулярно. Иначе не будет видно результатов.

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше

При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания

Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Скорочтение. Память.Техника быстрого чтения. Быстрое чтение.

Усвоив правила быстрого чтения, вы сможете улучшить технику чтения. Следуйте
указанным ниже правилам, во время чтения (кроме чтения ради удовольствия или чтения
художественной литературы), и вы значительно уменьшите время на работу с документами,
при этом оставляя понимание текста на должном уровне.

Прежде всего, следует осознать цель чтения

Потратив 1-2 минуты над формулировкой
цели, читатель сократит время на нахождение важной или нужной информации

Чтение книг

  1. Прочтите оглавление и составьте представление о книге.
  2. Просмотрите предметный указатель и определите тезаурус книги — то есть те
    понятия и слова, которые используются в книге. Если вы не знаете нужных терминов,
    то внимательно прочите и запомните их.
  3. Просмотрите введение книги.
  4. Прочтите введение к главам., а также последнюю страницу.
  5. Просмотрите нужную главу.
  6. Перечитайте интересные фрагменты главы.

Такая схема годится для справочников, биографий, научно популярной литературы.
Приведенная схема позволяет сократить время, на нахождение нужной информации.

Чтение документов и статей

  1. Просмотрите вводную часть документа или первые несколько абзацев. Это нужно
    для того чтобы суть изучаемого текста.
  2. Прочтите последние абзацы или заключение.
  3. Если вы не обнаружили нужную информацию, то следует переходить на более
    углубленное чтение, например, других разделов.

Промежуточные выводы

К сожалению, большинство читателей не используют эту стратегию чтения и тратят
много лишнего времени на изучение текстов, не нагруженной информацией. Это происходит
в следствии того, что читатель не имеет четкого представления о цели чтения.

Типы чтения:

  • Сосредоточенное чтение — например, чтение государственных законов.
  • Неспешное чтение — например, чтение художественной литературы
  • Предварительное чтение для составления представления о тексте
  • Скоростное чтение.

При беглом просмотре текст читают с пятого на десятое. То есть читается не каждое
слово, а каждое 3-5е слово. Чтение несерьезных текстов в соответствии с подобным
алгоритмом позволяет быстро находить нужные разделы текста. А после того, как нужные
места найдены, то перечитывать их внимательно.

При скорочтении, глаза двигаются по диагонали или зигзагом, воспринимая одновременно
группы слов. Это происходит за счет использования бокового зрения. Скользя взглядом
читатель схватывает смысл текста и изменяет стратегию чтению только тогда, когда
замечает важную информацию в тексте — то что требует углубленного чтения или обдумывания.
Иногда, для тренировки подобного метода чтения используют метроном или палец, который
спускается вдоль страницы. Потренируйтесь этим методом чтения на этом тексте. Пробежите
его по диагонали. Если вы не поняли содержимое, то пробежитесь по тексту еще раз.

С чего начать изучение методики ускоренного чтения

Скачайте из интернета несколько книг по скорочтению и прочитайте их. Если не
добились успеха, то запишитесь на курсы или купите их через интернет.

Как сохранять информацию

Ведите записи в блокноте или записной книжке

Моторные навыки и проговаривание
важной информации — очень важно для запоминания важной информации. Повторяя
прочитанную информацию, человек лучше запоминает ее.
Подчеркивайте важные места

После чтения обязательно перечитывайте подчеркнутые
места. Без повторного прочтения и переработки информации вы можете просто потерять
время.
Придумайте схему систематизации и хранения переработанной информации. Например,
можно выкладывать переработанную информацию в блог.

Те, кто решил овладеть техникой скорочтения, те считают, не жалеют о потраченном
времени. Во время скорочтения, читатель схватывает сразу целые фразы.

| |
| |

Разделы статей:

  • Скорочтение
  • Выжимки из курсов и книг — поизитивное мышление
  • Слепая печать — о том, как научиться
    быстрее печатать
  • Медицинские препараты для улучшения мозговой
    деятельности
  • Изобретательность и создание новых идей
  • Память, мнемотехника, улучшение мозговой
    деятельности
  • Предпринимательство и бизнес
  • Иностранные языки — тренировка языков
  • Обучение детей
  • Психология
  • Суггестивное обучение
  • Обучение рисованию
  • Управление временем и тайм менеджмент
  • Не систематизировано
  • Статьи о скорочтении

«Тяжело в учении – легко в бою»

Реально ли научить ребенка читать быстрее? Вполне. Для этого разработаны разнообразные методики, среди которых – развивающие игры. С ними можно познакомиться на интернет-сервисе IQКлуб. Но чтобы достичь результата – нужно набраться терпения. Маме с папой придется на время отложить какие-то свои дела и посвятить свободное время развитию скорости чтения ребенка. Но при этом не стоит его ругать, если слова прочитаны неправильно; не нужно наказывать малыша чтением: «не пойдешь гулять, если не прочтешь 60 слов в минуту»…; не грозите своему школьнику «ремнем». Лучше направьте свою энергию на то, чтобы привить вашему маленькому вундеркинду любовь к чтению.

Занимайтесь в день по 15-30 минут. Постарайтесь сделать урок интересным, чтобы ребенок не уставал, а читал с удовольствием. Если вы видите, что у ребенка нет настроения, он нервничает, волнуется – лучше перенести занятие.

Контрольная проверка скорости чтения – уже идеал, или надо тренироваться ещё?

Вы уже неделю (или даже месяц) работаете над собой. Пора проверить — достигли ли вы той скорости, на которую рассчитывали, или нужно тренироваться дальше.

Ставим таймер на 1 минуту и начинаем чтение на максимальной скорости, которая возможна теперь без потери качества усвоения информации. Записываем результат и сравниваем с самым первым.

Если вы не «филонили» при тренировках, то результат вас удивит.

А что дальше? Есть ли смысл совершенствовать навыки?

Безусловно есть. Но главным остается качество усвоенной информации. Что толку глотать книги, если после прочтения в вашей памяти не остается ничего, кроме цифр с секундомера.

Для дальнейших тренировок можно использовать, как уже изученные техники, так и новые. Благо, недостатка в них сегодня нет. Достаточно заглянуть в поисковик и ввести соответствующий запрос.

Тренируйтесь на разных видах текста:

  • На разорванных и вращающихся текстах.
  • На текстах, в которых отсутствуют гласные буквы.
  • На чтении снизу и вверх и задом наперед.
  • На деконцентрации и расширении угла зрения.
  • На чтении сначала второго слова, потом первого. Далее четвертого, потом третьего.
  • На чтении «по диагонали». Этой техникой могут владеть только самые упорные.
  • На чтении первого слова в его естественном виде, а второго — наоборот.
  • На чтении только 2-й половины слов в строке при полном игнорировании 1-й и определении данной границы на глаз.
  • На чтении «зашумленных» текстов. То есть, текстов, которые сложно прочесть по причине наличия на них рисунков, пересекающихся букв, линий, штриховки и пр.
  • На чтении перевернутых «вниз головой» текстов.
  • На чтении «через слово». То есть, перескакивая через одно слово.
  • На чтении слов, которые остаются видимыми при накладывании на страницу какого-то либо трафарета. Например, пирамиды или елочки. Прочитав все, что не смогла скрыть пирамида, следует перечитать текст и выяснить — правильно ли вы поняли смысл.
  • На чтении только тех 2-3-х слов, что стоят в середине строки. Остальные слова (справа и слева) считываем боковым зрением.

Практикуйтесь ежедневно. Даже 15 минут практики в день помогут вам значительно нарастить темп чтения.

Правда, потом вам придется учиться скидывать этот темп, когда захочется спокойно пошуршать страницами любимой книжки, лежа в гамаке. Но это — уже совсем другая история…

Развитие периферического зрения

Один из главных инструментов скорочтения — периферическое, или боковое зрение. Оно осуществляется периферическими областями сетчатки и позволяет вместо нескольких букв видеть и воспринимать слово или даже строчку целиком.

Классический способ тренировки периферического зрения — работа с таблицей Шульте. Такая таблица представляет собой поле, разделенное на 25 квадратов: пять по горизонтали и пять по вертикали. В каждый квадрат вписана цифра, всего — от 1 до 25, в случайном порядке. Задача учащегося — последовательно найти все цифры по возрастанию или по убыванию, глядя при этом исключительно в центральный квадрат.

Таблица Шульте может быть напечатана на бумаге, однако сегодня существуют динамические онлайн-генераторы и скачиваемые компьютерные и мобильные тренинги, в том числе, со встроенным таймером. Тем, кто пользуется развернутыми программами обучения скорочтению, советуют с таблицей Шульте «разогреваться» перед тренировкой. При желании с черно-белых таблиц 5×5 можно перейти на более сложные версии: например, с цветными полями.

Способы, как научиться быстро читать книги и запоминать прочитанное

Задумайтесь, сколько времени можно сэкономить, если знать, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное.

Обычному человеку требуется 3-5 минут, чтобы прочесть страницу целиком. «Быстрому» читателю на это нужно меньше минуты. Получается, что 200 страниц книги он легко осилит за 200 минут, а тому, кто читает в медленном темпе, придется потратить на этот же объем 1000 минут. Разница — 13 часов!

Существуют различные способы научиться быстро читать.

Ускоренный темп

Во время поездки со скоростью 120 км/час водитель более внимательно следит за дорогой, чем при 60 км/час. Так происходит и в то время, когда вы читаете. Быстрый темп заставляет нас сосредоточиться. Регулируйте темп с помощью указки (пальца).

Продолжайте наращивать темп, прочитывая сразу несколько слов. Возможно, до вас первое время трудно будет доходить смысл, но со временем вы научитесь понимать прочитанное. Читайте с такой же скоростью, с которой перемещаете палец.

Метроном

Сначала настройте прибор на медленную скорость. Начинайте читать медленно, в соответствии с ритмом метронома. Постепенно увеличивайте скорость на приборе и во время чтения. Старайтесь достичь понимания текста.

Отбивание ритма

Способ похож на предыдущий. Одновременное чтение и отбивание ритма поможет подавить артикуляцию. Работа речевых органов (губ, языка, гортани) во время чтения текста называется «проговариванием». Почему вредна эта привычка, мы расскажем ниже.

Отбивание ритма поможет отвлечь от проговаривания. Можно взять карандаш и во время чтения выстукивать какой-то ритм. Как альтернативу можно использовать обратный счет: 10,9,8,… Вы будете следить за счетом или ритмом и не сможете проговаривать слова.

Скольжение

Специалисты считают, что это самый быстрый способ научиться читать. Старайтесь охватить за несколько секунд максимальное количество символов: букв, цифр, знаков — не всматривайтесь только в буквы. Сначала вы будете запоминать мало, но со временем научитесь усваивать максимум информации.

Чтение по диагонали

Читайте от верхнего левого угла страницы к нижнему правому. Основное правило: нельзя возвращаться к прочитанному и допускать движение глаз влево-вправо. Сначала вы сможете охватывать лишь несколько слов, но постепенно объем будет увеличиваться.

Такое чтение научит выделять ключевые слова и пропускать «словесный мусор».

В итоге достаточно будет только взгляда на страницу, чтобы уловить основную информацию.

Пропуск неважных слов

В каждом тексте есть слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки — маленькие слова. Попробуйте читать текст и пропускать «если», «к», «есть», «или» и т.д. Вы увидите, что их пропуск ни на что не влияет. Практикуя такой способ чтения, со временем вы научитесь автоматически пропускать неважные слова.

Когда ребенок просит: «Хочу научиться скорочтению», предложите ему специальные тексты. Они отличаются от обычных и отлично подходят для формирования навыка. На текст может быть наложена картинка в виде паутинки или решетки, которая закрывает некоторые буквы. Текст может быть написан вверх ногами или перевернут на 90 градусов, в нем могут отсутствовать буквы и проч. Перечисленные виды текстов вы найдете в книгах по скорочтению для детей.

Лучшее решение для родителей, которые хотят научить своего ребенка хорошо и быстро читать — О.В. Узорова «Самый быстрый способ научиться читать». Книга содержит слоговые таблицы, которые помогут отработать навык чтения по принципу «от простого к сложному».

подпишись

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.

Как проверить технику чтения самостоятельно

Если вы решили провести проверку самостоятельно, то следует приготовить часы с секундной стрелкой или включить секундомер на телефоне. Также следует подобрать специальный текст. Его содержание должно быть незнакомо ребенку, но понятно для него. Например, ребенку, учащемуся во 2 классе не следует давать во время проверки описание настройки кофеварочной машины или статью из газеты о политике. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и оборотов и без множества знаков препинания. Желательно отсутствие картинок и сам текст расположить на одной странице. Все это необходимо для того, чтоб ребенок мог спокойно читать написанное не отвлекаясь на переворачивание листков и разглядывание картинок.

Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь настроиться ему на предстоящее чтение. Во время проверки техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, обучающийся в 1 классе, читая может водить пальцем по строчке.

Хочу обратить еще внимание на такую деталь – засекать время следует не с момента команды «читай», а именно тогда, когда ребенок начал читать. Многие дети долго собираются с силами, поэтому время может быть упущено, и результат окажется не точным

По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение. Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста.

Если результаты проверки оказались неудовлетворительными, то не стоит ругать ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и наметить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.

Как улучшить показатели техники чтения.

Есть ли возможность исправить показатели техники чтения и улучшить ее результат? Конечно. Причем научить ребенка быстро читать можно в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов и затем — проведение регулярных занятий.

Упражнения должны затрагивать не только чтение, но и развитие внимательности, артикуляционного аппарата, физические упражнения. Необходимо также синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В каждом конкретном случае можно подобрать свой набор упражнений.

Общими же рекомендациями будут:

  • регулярное чтение с ребенком (совместные чтения, чтение вслух);
  • проведение зрительных диктантов (ребенку показывается на листочке предложение, которое он изучает в течение одной минуты, затем предложение закрывается, а ребенок его записывает на своем листочке);
  • так называемое «жужжащее чтение» (чтение текста вполголоса в течение 5 минут);
  • изучение и проговаривание скороговорок.

«Тяжело в учении – легко в бою»

Реально ли научить ребенка читать быстрее? Вполне. Для этого разработаны разнообразные методики, среди которых – развивающие игры. С ними можно познакомиться на интернет-сервисе IQКлуб. Но чтобы достичь результата – нужно набраться терпения. Маме с папой придется на время отложить какие-то свои дела и посвятить свободное время развитию скорости чтения ребенка. Но при этом не стоит его ругать, если слова прочитаны неправильно; не нужно наказывать малыша чтением: «не пойдешь гулять, если не прочтешь 60 слов в минуту»…; не грозите своему школьнику «ремнем». Лучше направьте свою энергию на то, чтобы привить вашему маленькому вундеркинду любовь к чтению.

Занимайтесь в день по 15-30 минут. Постарайтесь сделать урок интересным, чтобы ребенок не уставал, а читал с удовольствием. Если вы видите, что у ребенка нет настроения, он нервничает, волнуется – лучше перенести занятие.

Техника чтения

Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.

И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст. Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.

Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

Как использовать для обучения

Инструмент Lexile полезен тем, что он позволяет спрогнозировать насколько сложный текст сможет понять ученик. К примеру, если показатель чтения Lexile равен 1000L, читатель поймёт приблизительно 75% текста с уровнем Lexile 1000L. Здесь вы найдёте книги с разными показателями и для разных классов. Скажем, вам нужно найти материалы для седьмого класса с показателем в 700L, вводим данные в соответствующие ячейки и получаем результат.  Также нужно выбрать сложность текста: лёгкий, средний или сложный и даже есть опция выбрать книги, подходящие по интересам.

Но помните, что не стоит сосредоточиваться на точном числе

Если мера Lexile 700L, то обратите внимание на диапазон приблизительно 100L ниже и 50L выше от полученного значения. 

Чем полезен Lexile 

Шкала Lexile показывает прогресс ученика в чтении. С помощью этой шкалы можно узнать развились ли навыки чтения у конкретного ученика за определённый промежуток времени. Например, в шестом классе ученик получает какой-то балл по шкале Lexile, если в следующем году его показатель выше предыдущего, то навыки чтения развиваются. Если  прирост баллов незначителен или даже отсутствует , —  повод сфокусироваться на чтении, подумать, как можно разнообразить методы для тренировки чтения и как помочь своему ученику добиться лучших результатов. 

В то же время, важно помнить о том, что вполне возможны отклонения от нормы.  Lexile —  прогнозирование уровня ученика, и как любое прогнозирование, оно не всегда бывает точным на сто процентов.  Сложность текста —  только один из показателей, некоторые темы могут быть совсем неинтересны подросткам, и из-за этого они не вовлечены в чтение, поэтому понимание от прочитанного снизится. Вместе с тем нужно подбирать такие темы, о которых ваши подростки уже что-то знают, так им будет гораздо легче понять представленный текст

Недавно мы писали о том, почему важно находить материал с информацией уже известной ученикам. 

Итак, используя Lexile вы сможете спрогнозировать, подойдёт ли текст вашим ученикам. Когда ученик понимает большую часть прочитанного, он чувствует себя увереннее, спокойнее, начинает больше интересоваться текстом. В результате ученик скорее всего заинтересуется в чтении в целом, а значит будет читать больше и лучше. 

В этом и заключается наша цель: пробудить у учеников интерес к чтению и помочь им развить  ценный языковой навык.

Поделиться ссылкой:

Порядок проведения методики в классе

В течение нескольких дней учеников начальной школы проверяют на уровень сформированности навыка чтения. Проверку выполняют два экзаменатора: основной преподаватель класса, выступающий в качестве организатора, и сторонний учитель, заявленный в роли экзаменатора.

В аудиторию заводят по одному ученику. Организатор предоставляет бланк с текстом и следит за порядком и очерёдностью прохождения процедуры. Ученик не должен заранее читать текст, по которому проводится проверка.

Техника делится на несколько этапов:

  • Школьник в течение 1 минуты читает произведение до конца. Нельзя останавливать ученика до истечения требуемого времени.
  • Во время чтения учитель-экзаменатор засекает время и делает соответствующие пометки по тексту, ссылаясь на критерии в инструкции.
  • Экзаменатор отмечает слово, на котором истекает контрольное время.
  • Как только текст прочитан, экзаменатор задаёт уточняющие вопросы для проверки осмысленности и понимания произведения учеником.
  • Все контрольные вопросы по содержанию контекста подготовлены заранее в бланке, предназначенном для учителя.
  • Во время беседы учитель может задавать наводящие вопросы для более точного анализа осмысленности прочитанного учеником.
  • По окончании беседы ученик покидает класс. Экзаменатор подсчитывает количество прочитанных слов за минуту и заполняет таблицу по критериям, установленным в рекомендациях.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector