История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле

Что такое городецкая роспись

Русский народный промысел в виде городецкой росписи появился в начале 19 века. Мастера кисти украшали цветными узорами ставни, сундуки, детские игрушки и мебель. С появлением обилия красителей и инструментов, декор был адаптирован для нейл-индустрии.

Городецкая роспись характеризуется 6 цветами:

  • красный и его оттенки;
  • оттенки синего, в том числе голубой;
  • желтый;
  • белый;
  • коричневый;
  • зеленый.

Для создания подходящих оттенков часто смешивают краски, в том числе и в нейл-дизайне.

Основными элементами городецкой росписи являются народные мотивы:

  • сцены из жизни людей;
  • всадники;
  • животные;
  • мужчины и женщины в обычной жизни;
  • растительные узоры – цветы, ягоды.

Несколько советов по созданию яркого и аккуратного узора:

  • отработай технику. Даже если ты прекрасно рисуешь, отработай технику городецкой росписи на бумаге. Сначала изображай крупные узоры, постепенно уменьшая до размеров ногтя;
  • используй качественные материалы. Дешевые красители могут потрескаться сразу после высыхания и испортить узор;
  • обзаведись набором кистей. Для прорисовки разных деталей используются кисти разного размера и толщины.

Для создания городецких узоров используются как натуральные, так и искусственные ногти. Для раскрытия рисунка, лучше, если ногтевая пластина будет длиной, хотя и на короткой нейл-мастерам удаётся создавать прекрасные городецкие мотивы.

Откуда пришло городецкое искусство?

История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.

А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче.

Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками».

Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность.

Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья».

Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские.

История городецкой росписи

Мочесник для хранения пряжи. 1920-е гг.

Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление художественного направления в этом месте неслучайно: кажется, сама природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и его окрестности, позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь.

Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя, сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество не воспринималось: странно, но расписные деревянные вещи считались грубой работой, не заслуживающей особого внимания.

Городецкая роспись начала XIX века.

Собственно, и название «городецкая» роспись получила уже ближе к 30-ым годам прошлого столетия. Оно стало устойчивым, хотя промысел мог именоваться иначе, и это тоже было бы справедливым. Расписные предметы делали в Курцево, Косково, Хлебаихе, Савино. Но ни эти села, ни река Узола, общая для них, не дали названия промыслу. Некогда в этих местах жили старообрядцы, которые несли сквозь десятилетия свою культуру иконописи. Впоследствии народные умельцы совмещали религиозные традиции со светскими мотивами, что и нашло отражение в уникальном стиле, который известен сегодня под названием городецкой росписи.

Отправным пунктом в истории городецкой росписи можно считать прялочные донца, а точнее – их декор. Городецкие прялки были особой структуры: они состояли из гребня и донца. Донце – широкая доска, которая к головке суживается, а в отверстие его вставляется ножка гребня. Когда работа за прялкой завершалась, гребень доставали, а донце вывешивали на стену, и смотрелось оно точно декоративное панно. Так, видимо, и стал зарождаться промысел: умельцы начали придумывать, как интересно да ярко расписать донце, и немало преуспели в этом.

Познавательное видео посвященное появлению росписи на прялках.

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Расцвет промысла – это 90-е годы XIX столетия, развивалось направление около полувека, а уже в начале прошлого века оно начало угасать. Но в 1935 году художник И. Овешков открыл в деревне Косково общественную мастерскую. Он не только руководил мастерской, но и начал профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных мастеров представляли в Третьяковской галерее на выставке народного творчества. А в селе Курцево в послевоенные годы открылась артель «Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне.

Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хоть не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место на изделиях городецкой фабрики.

Цветочная роспись

Первый опыт начинающих художников, желающих повторить городецкие мотивы, обычно связан с расписной разделочной доской. Но прежде чем картинка перенесется на ее поверхность, потренируйтесь рисовать разные виды цветочных узоров на бумаге.

А это могут быть:

  • Букет — симметричное изображение, которое обычно и украшает разделочные доски, а также блюда. На коробочках, стаканчиках и солонках можно встретить миниатюрные «букетики».
  • Гирлянда. Один либо два крупных цветка в центре, которые уходят в стороны чередой мелких цветочков с листьями. Обычно врисовывают их в полосу или круг, на угловых заставках размещаются серповидно. Шкатулки, а также хлебницы, блюда и даже детская мебель – вот стандартная основа для гирлянды.
  • Ромб. Вариация гирлянды, в центре ее один либо два цветка с ромбовидной серединкой, листья и бутоны же мягко уменьшаются к вершинам ромба.
  • Полоса. Это либо ленточная композиция с повторяющимися цветками и листьями одного размера, либо композиция с чередованием цветков, разных по характеристикам (размеру или цвету). Украшает такой узор объемные вещи – круглые шкатулки, например.

  • Венок. Это та же цветочная полоса, но замкнутая по краям предмета (блюдца, шкатулки).

Научиться поэтапно рисовать цветы в городецкой росписи может даже дошкольник. Сначала это будут узнаваемые образы, но без совершенства мазка и техники. Затем ребенок учится правильным приемам, нажимам, тонкостям. А если вы взрослый человек, но без художественного опыта, волноваться тоже не стоит – народное искусство откроется вам с первого же занятия.

О том, как рисовать городецкого петушка, можно узнать из нашей статьи: «Птица в городецкой росписи – символ семейного счастья: фазан, петух, павлин».

Учитесь рисовать, продолжайте самобытные традиции русского народа!

Как правильно выполнять городецкий бутон

Выполнение работы должно проходить с использованием масляных красок, если вы хотите полностью повторить опыт городецких мастеров. А для этого, перед тем, как нарисовать цветок, нужно точно понимать, какие цвета будете использовать. Если смешать белый и киноварь, получится розовый. Если смешать белый и кобальт синий, образуется голубой. А при слиянии желтого и красной железо-окисной выйдет светлая охра. Если же, наконец, смешивать желтый и окись хрома, добавить красную железо-окисную, получится городецкая зеленая.

Рисовать бутоны в городецкой росписи нужно так:

  1. Сначала наносится подмалевка – кисточкой на основе рисуются кружки однородного ровного цвета.
  2. Следующий этап – теневка с использованием черной и бордовой красок.
  3. Разживка (белевка) – это последние штрихи бутона, именно от расположения белого цвета зависит, в какую сторону будет раскрываться цветок.

Сначала натренируйтесь на бумаге: создайте для себя цветочные прописи, в которых элементы будут многократно повторяться. Доведите до автоматизма скобочки, точки и круги, которые наносятся с легким нажимом, аккуратными штрихами.

История городецкой игрушки

О городецкой росписи как старинном русском промысле сказано много, а вот о расписной игрушке, неотъемлемой части народного творчества, информации не в пример меньше. Имена игрушечников, их работы, истоки направления – все это историки искусства восстанавливают буквально по крупицам.

Когда-то Городец, что на Нижегородчине, был крупным центром, а потом запустел и стал обычным селом. Хотя слово «обычное» тут, конечно, не подойдет, ведь местечко это прославилось и за пределами страны. Места не урожайные, зато для торговли просто идеальные: именно здесь проходила знаменитая Макарьевская ярмарка. И что-то носить на продажу приходилось и местным, а так как художественная резьба и различная бытовая утварь были в почете, этим и стали промышлять.

Вокруг Городца богатые леса, потому сырья для деревянных изделий было вдоволь. Мебель, ушаты, коромысла, донца для прялок, ложки… Чего только не делали местные умельцы. Особым, ходовым товаром стали ложки, которые мастера резали топорами.

Щепа от ложек сначала шла на растопку, а уже к 19 веку нашли «отходам» иное применение: из щепы стали делать игрушки. И такое, на первый взгляд, легкомысленное направление стало перспективным: целые семьи бросали прежние дела и концентрировались на производстве игрушек.

И долго бы еще направление развивалось, но фабричные масштабы в Российской империи постепенно «съели» городецких коней и экипажи, за заводские игрушки покупатель голосовал рублем. Хотя некоторые всплески продаж случались и во времена СССР: многие, наверное, помнят деревянную кукольную мебель, посуду, тех же коней-качалок.

Также вы можете посмотреть видео-повествование о зарождении городецкой игрушки.

Сегодня в Городце не забывают о прославившем городок промысле, история продолжается, и вершат ее работники «Фабрики городецкой росписи». Выпускает она и игрушки тоже. Всем, кого волнует история этой вехи народного творчества, будет интересной экскурсия по фабрике и мастер-классы, которые проводят ее специалисты.

О мотивах

История росписи – это желание отразить в творчестве быт, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями. Но и сцены из купеческой жизни также передаются в городецкой росписи. По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, ассоциировавшиеся с понятиями радости и счастливых мгновений, кому-то кажутся незатейливыми. Но они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Не обходились городецкие умельцы и без изображения диковинных птиц и животных. А так как видеть этих героев сельским мастерам было негде, образы животных наделялись необычными, волшебными чертами. Оттого эти герои становились нереальными, сказочными. Например, львы и барсы выглядели не только экзотично, но и приукрашенно. Однако их царственный вид впечатлял зрителя.

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Это только на первый взгляд образы сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать юношу влюбленным или подозрительным.

Все композиции условно делятся на три вида: чистая цветочная роспись, композиция с мотивом «конь», а также сложная сюжетная роспись.

Начинают обучение промыслу обычно с цветочного орнамента, он относительно прост.

Элементы цветочного орнамента:

  • Букет – симметричный рисунок, который украшал шкатулки и коробочки, солонки, различные чашки, пиалы и стаканчики.
  • Гирлянда – это разновидность букета, при которой один большой цветок находится в середине композиции, а около него «пляшут» цветочки помельче.
  • Ромб – в свою очередь, вариация гирлянды. Из нескольких крупных цветков формируется центр, а бутоны и листья уменьшаются на верхушке ромба. Такой орнамент мог появляться на массивных сундуках, немаленьких разделочных досках, хлебницах и дверцах шкафов.
  • Цветочная полоса – элемент более сложный, в котором есть и верхний, и нижний ярусы.
  • Венок – версия цветочной полосы, только замкнутая. Часто украшает подносы и блюда, винные бочки и шкатулки.

Частые герои городецкого промысла – конь и птица. Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои могут быть также обрамлены венком. Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.

Если птица изображена в паре – это знак семейной гармонии, благополучия. Конь – символ успеха, процветания, знак того, что ты оседлал удачу и являешься хозяином своей жизни.

Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия – сундуки, столешницы, блюда. Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем. Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.

Не реже рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, ярких цветов наличники, выразительные печные трубы. Могло изображение дополняться и такими деталями, как колодцы и красивые плетни с кувшинами да петушками на них. Чем больше деталей, тем богаче и интереснее изображение.

Интересное повествование об истории и сюжетах городецкой росписи.

Основы русской росписи, в том числе и городецкой, включены и в образовательные детские программы. Сегодня даже дошкольник может научиться простейшим образцам промысла, но главное, что он взрослеет на примерах яркого, информативного и самобытного народного творчества.

К интересным фактам о городецкой росписи относится упоминание о мореном дубе как особом материале для будущих изделий. Извилистая Узола в период половодья валила на дно и крепкие деревья. Лежавшие на дне реки деревья других пород пропадали, а вот дуб становился только крепче и приобретал красивый окрас. На этой древесине и появлялись яркие городецкие изображения.

Интересные факты о другом популярном виде росписи — гжели, можно прочитать в статье: «История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня».

Они и сегодня интересны исследователям народного искусства, любителям этнографии и культурологам. По примерам городецкой росписи учат рисовать детей: ребята с удовольствием будут расписывать разделочные доски и шкатулки. И древнее творчество будет жить, будет крепчать подобно мореному дубу, который становится только сильнее под водами реки времени.

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью

При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

Тенёвка

Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки

Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

История

Родиной городецкой росписи является Поволжье – сёла и деревни Нижегородской области. Вначале там расписывали прялки. Сейчас некоторые не знают, что это такое. Расскажем. Прялка – это такое приспособление, на котором в давние времена пряли нити. Ручная прялка состояла из вертикальной части (гребня), куда привязывается кудель, и горизонтальной – донца, где сидит пряха.

Вот так выглядела ручная прялкаСначала прялки украшали резьбой, потому что всегда приятнее работать на красивом инструменте. Потом резьбу начали подкрашивать, а ещё позже резьбу упразднили, а прялку стали просто расписывать.И вот такие расписные прялки продавали на нижегородской ярмарке. Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской.

Но почему же тогда роспись называется «городецкой»?

Такое название появилось примерно в 1930-х годах, т.к. постепенно именно Городец стал главным рынком сбыта расписной утвари окрестных сёл и деревень. Кроме того, Городец с давних пор славился резьбой по дереву, там проживало больше всего умельцев, работавших с деревом. Лес в этих краях всегда был под рукой. Достаточно было топора и долота, чтобы делать красивые резные вещи.Ещё в те времена, когда Пётр I создавал русский флот, каждый корабль обязательно украшался деревянной резьбой

Важно было не только заявить о военной мощи России, но и о художественных талантах её жителей.Но когда строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей, мастерам пришлось искать новое применение своему таланту. Они стали вырезать ложки, миски и чашки, изготавливать орудия труда, в том числе донца для прялок

Донце прялки – это сиденье, во время работы оно не видно, но когда после работы пряха вешала его на стену – оно становилось украшением. Вот поэтому так тщательно расписывали эту часть прялки.

Прялка в музееПрялку сейчас можно увидеть в музее. И там же можно проследить путь изменения и усложнения украшений: простая резьба заменялась инкрустацией, а затем росписью.В 1879 г. в деревню Курцево из Городца пригласили иконописца Огуречникова – он должен был обновить живопись местной церкви. Он и помог местным умельцам освоить живописные приёмы иконописи: научил их способам наложения слоев красок, «оживки» белилами – всему тому, что придает живописи законченность и выразительность. Так и развивалась городецкая роспись донцов, гребней, веретён, пока не появились фабрики по производству мануфактуры. И теперь уже все эти приспособления стали не нужны.

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» (2005)На фабрике «Городецкая роспись» до сих пор работает иконописная мастерская. Эта икона создана с использованием городецкого орнамента.Мастера художественной росписи находили применения для своего творчества: писали иконы, расписывали предметы утвари. Но постепенно промысел приходил в упадок. К началу XX в. он прекратил свое существование.

А как сейчас?

С 1930-х годов городецкая роспись начала постепенно восстанавливаться. Открылась мастерская живописцев. В 50-е годы образовалась артель. В 1960 г. была создана фабрика «Городецкая роспись», которая действует до настоящего времени. Пять художников (Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В.) – лауреаты премии имени Репина. В художественной мастерской Городца опытные мастера обучают учеников.

Мастер-класс по отрисовке розана

Для замалевки розана подберите нужный цвет: красный, розовый (малиновый), охра или голубой.

Нарисовать розан можно так:

  1. В идеале круг изображается одним мазком, но чаще их все же два – один идет по часовой стрелке, другой – против, дополняя круг.
  2. Для теневки берется черный или коричневый, второй вариант сделает цветок более нежным. Теневка на голубом выполняется темно-синим цветом. Серповидные элементы и середина цветка прорисовываются более тонкими кистями.
  3. Оживка или разживка пишется белым, реже встречается желтый цвет. Белый цвет наносится вплотную к темному цвету теневки, за счет чего достигается контрастность. Это могут быть каплевидные элементы, устремляющие в центре. А в самой сердцевине цветка будет серповидный элемент и точка.

Малый розан, как и городецкие розы, как и бутон, рисуется в три слоя – замалевка, теневка, разживка (оживка).

Технология городецкой росписи

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:

  1. Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
  2. Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
  3. Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
  4. Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
  5. На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
  6. После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.

Сюжетная роспись

Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.

Всадник символизирует жениха в городецкой росписи

Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто

Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка

Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.

Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.

Как изобразить розу в городецкой росписи

Другое название элемента – роза-дикуша. Она может быть написана по цветному фону, но есть вариант и рисования на неокрашенном древе.

Поэтапное рисование розы, написанной по фону:

  1. Выполните красный кружок-яблочко. К кружочку припишите лепестки-скобочки (с нажимом). Каждая скобка выполняется так, чтобы фон был заметен внутри нее.
  2. Серединка розы состоит из краплачного кружка и серпика, последующего узора белилами. Белый узор включает тычинки, мелкие скобочки и «жемчужинки».
  3. Разживку в середине розы можно сделать не только «жемчужинками», но и тонкими параллельными штрихами.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector