Задания для дошкольников на изучение буквы ы

Правила употребления буквы «ы»

Русский язык

  • После большинства согласных буквы И и Ы отражают фонетическое явление смягчения согласных: бить — быть, вить — выть, следи — следы, грози́ — грозы́, клик — клык, мило — мыло, пил — пыл, сгори — с горы, сир — сыр, ти́кать — ты́кать, графи́ — графы́.
  • После шипящих, как мягких, так и твёрдых, в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧИ, ЩИ употребляется буква И, а не Ы, поскольку в древности шипящие буквы произносились мягко, поэтому после них писали только мягкие гласные, хотя уже тогда стали отступать от этого. Позже, в некоторых случаях, после шипящих стали писать Ы (для отличия одних форм слов от схожих с ними других форм), но написание шипящих с И всегда являлось основным; таким же основным оно стало и для русского языка. Отступления от этой системы допустимы в иноязычных именах и названиях: Жылыойский район, Чыонг Тинь, Шымкент.
  • После Ц, мягкость которого также от контекста не зависит, употребление букв И и Ы описывает гораздо более сложная исторически сложившаяся система правил; они приведены в статье «Ц».
  • После велярных согласных Г, К, Х, которые бывают как твёрдыми, так и мягкими, Ы тем не менее практически не употребляется. Объяснение историческое: в древности эти согласные не могли смягчаться; точнее, вместо смягчения они переходили в шипящие (стол — сто́льный, но друг — дру́жный, век — ве́чный, пух — пушно́й) или свистящие (ср. с ц.-сл. оборотами речи: почить в БозеБогъ; темна вода во облацехоблакъ, на воздусяхвоздухъ; такое чередование осталось, например, в украинском склонении: нога — на нозі, рука — на руці, муха — на мусі) и использовались только с Ы. Позже в русском языке в этой позиции Ы перешло в И. В настоящее время сочетания гы, кы, хы встречаются в звукоподражаниях и просторечии (гыгыкать, кыш, Кыся, Олегыч, Маркыч, Аристархыч), либо в заимствованиях и вообще в иноязычных именах и названиях (кок-сагыз, акын, такыр, Мангышлак, Кызыл, Архыз).
  • После гласных и в начале слов Ы также встречается только в звукоподражаниях, собственных именах и заимствованиях (ыкать, ых; Ыгыатта, Ыджыдпарма, Джайаыл, Суыкбулак, Хабырыыс, ыр, ынджера), хотя звук в начале слов вполне обычен, если начинающееся на И следует без паузы за оканчивающимся на твёрдую согласную (вот всё, Иван ваныч). Это же самое фонетическое явление на стыке приставки и корня отражается на письме (подытожить, cыграть, безымянный), за исключением иностранных приставок (постинфарктный, хотя предынфарктный), приставок на гортанные и шипящие (межигровой, сверхизысканный) и слова взимать с производными.
  • После Й буква Ы встречается только в транслитерированных иноязычных именах и названиях: Тайынша, Чыйырчык.
  • После Ъ буква Ы, вероятно, не встречается вообще (хотя теоретически в транскрипции и транслитерации не запрещена). После Ь может встречаться во вьетнамских заимствованиях (Тьы-ном, Тьы куокнгы).

Церковнославянский язык

Употребление букв Ы и И (І) близко к русскому, хотя частично отражает старославянскую ситуацию:

  • после большинства согласных употребление Ы и И смыслоразличительное и фонетически обусловленное (бити — быти и т. п.); но, в отличие от русского, в склонении одного и того же слова могут одновременно встречаться окончания и , например: раби (им. пад. множ. ч. от рабъ) — рабы (вин. и твор. пад. множ. ч.);
  • упомянутый выше переход гы, кы, хы в ги, ки, хи в ц.-сл. также состоялся, то есть Ы после гортанных не бывает;
  • после шипящих бывает и Ы, и И; произносится это одинаково, разница только смысловая: мужи́ (им. пад. множ. ч. от мужъ) — мужы́ (вин. и твор. пад. множ. ч.); юноши (род. и дат. пад. ед. ч. от юноша) — юноши (им. и зват. пад. множ. ч., а также им., вин. и зват. пад. двойств. числа) — юношы (вин. пад. множ. ч.); нищимъ (твор. пад. ед. ч.) — нищымъ (дат. пад. множ. числа) и т. п.;
  • написание ци (ці перед гласными) бывает только в заимствованиях (Цицеронъ, Констанція);
  • после приставок на согласную И может как переходить в Ы, так и не переходить; возможны также написания с ъи вместо Ы (подъимати/подымати, но ѿимати с И), для разных приставок и корней преимущественное написание может быть разным.

Другие языки

В кириллических алфавитах для тюркских, монгольских и финно-угорских языков Ы обозначает либо звук, идентичный русскому , либо близкие по артикуляции заднеязычные или среднеязычные гласные: в казахском , в татарском и др.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

^

«Ы» в искусстве, культуре, технике, географии и Интернете

Паровоз Ы

  • В популярной кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» персонаж Юрия Никулина предлагает назвать операцию по инсценировке ограбления «Ы» — «чтоб никто не догадался».
  • Голый вепрь Ы — полумифическое животное, упоминаемое в фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом».
  • С 1910 года выпускались паровозы серии Ы (на илл., всего было построено свыше трёх с половиной сотен).
  • После выхода фильма «Кин-дза-дза!» буква «Ы» также стала использоваться в качестве обозначения смеха или любых сильных, но невербализуемых эмоций.
  • Буква «Ы» вошла в сетевой жаргон рунета как замена англоязычного акронима LOL.
  • Название группы Леонида Фёдорова «АукцЫон» пишется через Ы.
  • В Якутии в период с 1937 по 2008 годы существовал посёлок золотодобытчиков Ыныкчан, в настоящее время в Якутии существует крупное село Ытык-Кюёль.
  • Ыб — село в Сыктывдинскоом районе Республики Коми.
  • Ыбица — мультифестиваль, проводимый с 2011 года на территории «Финно-угорского этнокультурного парка» в селе Ыб Сыктывдинского района Республики Коми.

Согласные звуки

На острове рядом с согласными дружно живут согласные звуки. Посмотрите на эти буквы. Произнесите их вслух. Подумайте, а какое препятствие во рту они встречают?

Ответ: воздух проходит через сомкнутые губы.

Этим согласные отличаются от гласных, при произношении звуков воздух как бы запинается о губы, небо, язык.

Какое слово загадано в стихе? Угадай!

Согласный звук – его скажи,

На выдохе произнеси.

И вот запнулась буква «З» —

Сквозь зубы воздух шел уже.

А после подоспела «В»,

И губы помогают мне.

Их трубочкой сверну,

И громко букву «У» скажу.

Запнется буква «К» вдали,

Какое слово говорим?

Ответ: звук.

Звонкие и глухие согласные

Если звук произносится звонко, его называют – звонким согласным звуком.

Звуки, которые произносятся приглушенно, называют – глухими согласными звуками.

Твердые и мягкие согласные

Есть такие буквы, которые делают согласный мягким звуком. Например, рядом с мягким и твердым знаком согласный смягчается. Вот послушайте: моль, перед ь звук л ‘] – мягкий.

Некоторые гласные также могут сделать согласный мягким, это буквы: е, ё, ю, я, и. Произнесем: «Мел», первый звук слова произносится мягко .

Твердыми согласными звуками останутся, если встанут перед гласными а, э, о, ы. Например: мыло. М и Л – остаются твердыми звуками, потому что стоят после гласных Ы, О.

Задание

Прочти стишок, на месте пропусков вставь недостающие согласные звуки.

Зашумела буква…,

Замычала буква …,

Зарычала, замурчала,

Буква …, начнем сначала?

Ответ: ш, м, р.

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я

На острове «Звукослов» все дружат. Но несколько букв все-таки отличаются от остальных.

Посмотрите на эту таблицу. Подумайте, почему эти гласные написаны в 2 строки.

Ответ: выше мы уже говорили, что звуки нижнего ряда делают согласный звук мягким.

Например: пила, «п» стоит рядом со звуком , поэтому произносится мягко.

А еще гласные е, ё, ю, я, ю – особенные. Произнесем: «Юла». Что слышится в начале слова?

Ответ:.

Действительно, все эти гласные могут обозначать два звука, если стоят в начале слова или перед ъ, ь;

  • Я = + . Яблоко.
  • Ю = + . Юла.
  • Е = + . Ель.
  • Ё = + . ПОДЪЁМ.

Совет: правильное произношение звуков поможет вам справиться с выполнением заданий, главное быть внимательным, прислушиваться к тому, что мы говорим и как именно звучит слово.

Те же самые гласные звуки – е,ё,ю,я, могут обозначать и один звук.

Запомните, друзья, в середине слова перед согласным эти гласные будут обозначать один гласный звук. А согласный перед ними будет мягким.

Посмотрите на это слово: мешок. Произнесем, что слышим? Ответ: .

Запомним, какие звуки образуют эти гласные.

  • Е = . Например: – мел.
  • Ю= . Например: – люк.
  • Я= . Например: – лямка
  • Ё= .- лед Задание

Какие звуки есть в слове лента?

Ответ: .

Какие хорошие звуки мы повстречали. Дорогие наши путешественники, благодаря жителям острова мы прошли таинство посвящения. Наше знание русского языка стало лучше. Отправляемся на соседний остров «Алфавит».

Ход занятия.

1. Организационный момент

(дети стоят в кругу)

-Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. (3 раза)

— Ребята, мы сегодня с вами продолжим путешествие в страну звуков и букв. А что такое звук? буква?

— Дети: Звуки слышим, говорим.

Буквы видим и читаем.

С какими звуками и буквами познакомились на прошлых занятиях?

Дыхательная гимнастика: пропеть звуки «А», «О», «У», «Э», «ы».

Мальчики сядут за стол, когда назовут слова, в начале которых слышится звук «А», а девочки слова, в начале которых звук «О».

2. — Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Слышится ржание лошади: «и-и-и-го-го», в группе появляется игрушечная лошадка.

Ребята, кто это? (ответы детей) Эту лошадку зовут Искорка.

Как зовут лошадку? И-и-и-скорка. (индивидуальные ответы детей)

Какой звук слышится первым в имени лошадки» (ответы детей)

— Давайте ещё раз позовём лошадку. (И-и-и-скорка)

— Можно ли протянуть, пропеть, проголосить звук «И»?

Есть ли во рту «преграда» при произнесении звука «и»?

Каким одним словом можно назвать такие звуки? (гласные)

(дети сравнивают артикуляцию звука с карточкой)

3. Игра «Внимательные ушки»— дети определяют позицию звука «И» в словах, названиях картинок.

4. Игра «Ловим звук»

— Если услышите звук «и», то хлопните в ладоши

А О И Э ы И А И О ы Э О И ы Э А А Э ы И О ы И О Э А Э О ы А И

5. Знакомство с буквой И.

Звук «И» обозначается буквой И (показ буквы)

На что похожа буква И? (ответы детей)

На калитку посмотри

Чем она не буква И

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок. (повтор стихотворения всеми детьми)

Нарисуем букву И кистью, как художники, носом – как Буратино, ногой – как футболист.

6. Игра «Найди место звука» (работа в рабочей тетради)

(индюк, вилка, кит, очки, коньки, малина, игла)

7. Физкультминутка.

Конь меня в поездке ждёт –и-го-ог, и-го-ог!

Бьёт копытом у ворот -и-го-ог, и-го-ог!

Весело кивает гривой и -го-ог, и-го-ог!

Пышной, радужной, красивой -и-го-ог, и-го-ог!

8. Звуковой анализ слова игла (работа в рабочей тетради)

— Сколько слогов в слове игла? (2)

— Сколько звуков? (4)

— Назовите первый звук. «И»

— Какой он? (гласный)

— Каким цветом обозначим? (красным)

— Назовите второй звук. (г)

— Какой он? (согласный, твёрдый)

— Каким цветом обозначим? (синим).

— Назовите третий звук. (л)

— Какой он? (согласный, твёрдый)

— Каким цветом обозначим? (синим)

— Назовите четвёртый звук. (а)

— Какой он. (гласный)

— Каким цветом обозначим? (красным)

9. Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два –направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть будем лучше,

убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмём немножко

Точки возле своих глаз

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз.

10. Составление предложений по картинке

«Повернись, покружись,

На лугу окажись».

_Ребята, вот мы с вами оказались на лугу, где пасётся Искорка.

(дети рассматривают картину)

Волшебник Дели подарил волшебную трубу, в которую виден только один предмет. Наведите её на картину и назовите кто что видит (дети делают из кулачков волшебную трубу и называют предметы, нарисованные на картине).

— А теперь к нам пришёл волшебник «Слушай». Закройте глаза. Что вы слышите? (ответы детей)

— С волшебником «Понюхай» мы узнаем, чем пахнет на лугу (дети делают глубокий вдох). (ответы детей)

— С волшебником «Потрогай» мы почувствуем, какое вокруг всё на ощупь.

— Как оказалась Искорка на лугу и что с ней случится потом, вам поможет узнать волшебник «Прошлого и будущего». (ответы детей)

— Поиграем в живую картину – поможет нам волшебник «Оживляем».

— Расскажите,о чём вы узнали после встречи с волшебниками?

(Дети составляют небольшой рассказ по картине)

— Пора нам возвращаться в детский сад.

Все вместе произнесём волшебные слова :

«Повернись, покружись,

В детском саду окажись»

9. Итог занятия.

Нам пора прощаться с Искоркой.

Что такое алфавит?

Слышите песенку, которая доносится с острова? Прислушаемся к ней. О чем это поют жители?

Как это интересно. Пора осмотреть окрестности. А вот и карта острова.

Эта карта непростая,

Это-русский АЛФАВИТ!

Буквы по местам расставит.

И порядок в нем царит.

Азбуку всем нужно знать,

Дружно в школе изучать!

Какой удивительный остров! Пожалуй, нужно выучить весь алфавит, знание букв поможет нам отработать умение читать.

Задание

Посмотри на картинку выше, вспомни или посчитай: сколько букв в русском алфавите?

Ответ: 33 буквы.

Пройдемся по острову. Здесь написано, как произошел русский алфавит.

Как это интересно! Но нужно расспросить жителей рассказать об этой истории еще подробнее. Нам навстречу кто-то идет, это вроде буква А!

А теперь ребята, послушайте историю, связанную с появлением алфавита, ее нам расскажет старейший житель города — Аз.

Сказание об алфавите

Появились на земле Русской великие ученые мужи, которые хотели сделать наше государство славным и могучим. Это были братья-монахи Кирилл и Мефодий. Свой путь они избрали благородный – сделать людей русских умными, всех грамоте обучить и письму. А до них не было еще единого порядка букв. Взяв за основу греческий алфавит, братья славно потрудились.

Они смогли упорядочить все буквы. Так появилась глаголица – первый алфавит, произошедший от слова «глаголить» — говорить.

А потом ее еще проще сделали и назвали кириллицей. 43 буквы вошли в этот алфавит. И каждую буковку выделили, дали свое название. Первые буквы названы были Аз, Буки – так слово Азбука и появилось.

Несколько столетий менялась эта азбука. Пережила много реформ. И ныне мы имеем совершенно новый, но очень удобный алфавит, который должен знать каждый ребенок.

Слава азбуке! Спасибо вам, Кирилл и Мефодий за бесценный дар людям.

Знаете ли вы, что раньше все книги были написаны вручную! Их писали монахи, тщательно прописывая каждую букву. Такую книгу писали год, а иногда и еще дольше. Написанную книгу мы бы даже не смогли отличить от печатной, ведь писали с соблюдением всех правил начертания. Создателей книг называли летописцами. Они были необычайно талантливы, трудолюбивы. Немало сил и терпения приходилось проявлять первым создателям рукописных книг.

Но вскоре Иван Федоров стал основателем книгопечатания. Появились печатные книги. Их создавали для обучения. В дальнейшем стали выходить и светские книги, которые приобретали знатные и богатые люди. С тех пор прошло много времени, книги стали повседневным предметом обихода, прочно вошли в нашу жизнь.

В настоящее время все буквы имеют два варианта начертания: печатный и прописной. Прописные буквы русского алфавита необходимы для быстрого письма. Печатные буквы используются в книгах и других изданиях. При этом, обучение выразительному чтению происходит при помощи печатных букв.

В первом классе вы будете развивать умение читать и писать прописные буквы.

Такое умение очень важно для каждого человека. Ведь писать печатные буквы долго и совершенно неудобно

Освоив замечательный способ быстрого письма, вы справитесь с переписыванием любого текста гораздо быстрее. Этот путь сложный, понадобится усердие и старание. Именно поэтому у любого человека формируется именно его уникальный подчерк.

Задание

Продолжите предложения

  1. Первые азбуки назывались … и ….
  2. Раньше все книги не печатали, а …
  3. Создатели азбуки — … и …
  4. Первым печатать книги стал …
  5. Буквы для быстрого письма — …

Ответы

  1. Кириллица и глаголица.
  2. Писали вручную.
  3. Кирилл и Мефодий.
  4. Иван Федоров.
  5. Прописные.

На этом наше приключение подошло к концу!

Почему Ы не бывает первой?

Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.

В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.

Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы , не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.

Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему , и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.

С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И .

Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления

В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:

Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.

(Самуил Маршак).

При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)

Ход урока.

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой урока.

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях и в игре,

Будем чётко говорить

И не будем мы спешить.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

— Ребята, я хочу, чтобы наше сегодняшние занятие принесло нам радость общения друг с другом.

— Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II. Основная часть

1. Актуализация знаний.

Игра «Волшебная шляпа».

— Сейчас я хочу с вами немного поиграть. А игра наша называется «Дополни предложение». К кому я подойду и одену волшебную шляпу, тот выполняет мое задание.

А). Бывает гласным или согласным. (Звук)

Б). Звуки слышим, а буквы ….

В).Слова на букву –«Ка»

Г). Продолжи предложение (Я сегодня….)

Д). Место, где дают на время книги. (Библиотека)

Е). Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)

Ё). Даже в сильную жару в перчатках он ведёт игру. (Боксёр)

2. Проверка домашнего задания.

На букву (эр) — какие картинки нарисовали….

3. Повторение поём — гласные (а,о,и,у,ы,и)

Читаем слоги (на,су,ри,лы)

4. Работа со счетными палочками.

Называю слог – дети складывают из палочек этот слог и дополняют до слова.

Молодцы!

5. Изучение нового материала.

— Посмотрите, кто к нам пришёл?

— Винни-Пух и Винкс.

— Здравствуйте, что Вас привело к нам?

— Извините, что без приглашения, узнали про интересный урок и прибежали.

— С каких звуков начинаются имена героев? (Винни-Пух, Винкс)

Разгадай загадки вместе с гостями.

У этого героя

Дружок есть — Пятачок,

Он Ослику в подарок

Нёс пустой горшок,

Лез в дупло за мёдом,

Пчёл гонял и мух.

Имя медвежонка,

Конечно, —.

Винни-Пух

Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб — не горб, амбар!

Еды в них на семь суток!

верблюд

На овчарку он похож,

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Волк

— Какие звуки в начале слова? (твердые, мягкие)

Молодцы!

— Посмотрите на картинки, КОТОРЫЕ ПРИНЁСЛИ НАШИ ГОСТИ :

ВАЗА ВОЛК ВЕДРО ВИНОГРАД

— Слушаем, с какого звука начинается каждое слово?

— Ребята, звуки с которыми мы познакомились, мы слышим. А какой знак нам нужен, чтобы их увидеть? Оба звука обозначаются буквой, которая называется «ВЭ» (показ в алфавите, на ленте).

— В каком домике живет буква «ВЭ»? (в синем — твердая, в зелёном- мягкая).

— На что похожа буква «В»?

Словно букву «В» Алена

Держит трубку телефона.

Построй из пальцев рук букву «ВЭ».

Большой и указательный

В кольцо соединим

И средний обязательно

Мы тоже округлим.

Мизинец с безымянным

К среднему прижмём-

Мы букву «В» увидим,

Мы букву «В» прочтём.

Ребусы

ВО (ворот)

В (рукав)

6. Речедвигательная игра.

ВОРОНА

У вороны голова, руки на голове,

ва-ва-ва-ва 4 хлопка

Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»

Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,

оги-оги-оги-оги 4 хлопка

7. Просмотр передачи «Азбука-малышка буква «ВЭ».

— Какие слова были на букву «ВЭ»?

8. Физминутка.

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

9. Чтение слогов по слоговой таблице.

в а

в о

в у

в и

в е

вы

а в

о в

у в

и в

ы в

е в

10. Работа с тетрадью.

— Покажем нашим гостям, как мы научились штриховать.

11. Физминутка.

«Зрительная гимнастика».

12. Чтение произведения.

Винни — Пух и Винкс приготовили поучительную историю про ворону и сейчас её прочитают.Вы послушайте и попробуйте ответить на вопрос: Какая была ворона?

Ворона и кувшин.

Вороне очень хотелось пить. Подлетела она к кувшину с водой, но у кувшина горлышко узкое, длинное, никак до воды не дотянуться. Попробовала она кувшин наклонить- сил не хватает. Не растерялась умная ворона,подумала- подумала и придумала: стала бросать в кувшин камешки. Когда камешков набралось много, вода в кувшине поднялась до края. Так ворона смогла напиться.

Ответы детей.

Бей в одну точку и своего добьёшься. (объяснение пословицы)

Молодцы!

III. Итог занятия.

— Молодцы ребята! Вы успешно справились с теми задачами, которые мы с вами поставили в начале занятия. И пришло время подвести итог нашей работы.

— С какой новой буквой познакомились?

— Какие звуки обозначает эта буква?

— Какие слова на букву «Вэ» можете назвать?

История

Название

В древней кириллической азбуке и церковнославянской азбуке буква Ы носит название ѥры (ст.-сл.) или еры́ (ц.-сл.), смысл которого неизвестен, но явно родственен названиям букв «еръ» (Ъ) и «ерь» (Ь). Буква Ы называлась «еры» в изданиях авторитетного орфографического словаря русского языка Д. Н. Ушакова до 1964 года включительно; в более поздних изданиях словаря она называлась «ы».

Написание

В древнейших формах глаголицы и кириллицы буква Ы построена механическим объединением знака для Ъ или Ь со знаком І или И (в старославянских памятниках встречаются все возможные комбинации диграфа; в старой кириллице элементы буквы могли также соединяться чёрточкой). Числового значения не имеет. В наиболее «классической» форме глаголическую Ы принято рисовать как , а кириллическую приблизительно до XIV века — как ЪІ ъі (Ꙑ ꙑ), для позднейших времён — как современную Ы ы (включая и церковнославянский язык). В русские рукописи современная форма проникает с конца XIV века из южнославянских (балканских) рукописей. В кириллице буква Ы обычно считается 30-й по порядку, в глаголице — 31-й.

Фонология

Гласная фонема /ɨ/, обозначаемая буквой «ы», существовала ещё в праславянском языке. Обычно происходит из долгого праиндоевропейского звука *ū , чем объясняются чередования ы/у, ы/ов и т. п.: слу́шать — слы́шать, со́хнуть — высыха́ть — сухо́й. Согласно Московской фонологической школе, в современном русском языке отсутствует самостоятельная фонема /ɨ/, а звук является лишь аллофоном фонемы /i/ после твёрдых согласных. Петербургская фонологическая школа рассматривает /ɨ/ как отдельную фонему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector