Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Содержание:

Устный счет

Устный счет позволяет быстро выполнять задания. Чтобы он давался легко, нужно объяснить ребенку числовой состав. Для этого раскладывайте числа от 2 до 10. Чем больше цифра, тем больше внимания следует ей уделить. Объясните, что для счета после десяти нужно в уме перебирать составляющие числа. Например, 8 + 7. Спросите малыша, сколько нужно цифре 8, чтобы получить 10.

Предложите разложить цифру 7, используя двойку. Тогда ребенок поймет, что ответом будет 5. А сложение даст нам 15. Сначала будет нелегко, но когда ребенок освоит этот метод, устный счет будет налажен.

Не переусердствуйте, занятие не должно превышать 10 минут. Можно считать несколько раз в день или делать однодневный перерыв.

С чего начать решение примеров?

Ребенку, который не сталкивался с решением примеров, будет трудно сразу ориентироваться в том, что два разных числа должны превратиться в одно. Начинать подходить к этому моменту следует с разбора каждого числа индивидуально. Считать в пределах 10 будет значительно проще, если ребенок поймет, из чего состоит число 10:

  1. 5+5 и так далее.

Конечно, можно начать разбирать, из чего состоит 10, но ведь можно разобраться для начала, из чего состоят 10 конфет, или яблок, или палочек. Задача родителей состоит в том, чтобы сделать процесс обучения как можно интереснее. Можно поставить задачу с использованием цвета.

МАТЕМАТИКА СОСТАВ ЧИСЛА

Состав числа. Легко и просто.

Математика. Состав числа.

Уроки Математики — СОСТАВ ЧИСЕЛ

Состав числа 10.

На столе лежат 3 карандаша зеленого цвета, 2 красного. Сколько в сумме карандашей? Из каких чисел можно составить число 5? Ребенку трудно ориентироваться без наглядного примера, поэтому обеспечить понимание можно разнообразными методами. Мальчикам будут понятны примеры с машинками.

На примере машинок довольно просто и понятно показать состав любого числа, а интерес ребенка при этом получится удерживать дольше, чем обычно.

Как объяснить ребенку состав числа до 10?

Очень подходит также для объяснения вариант с домиком. Как объяснить ребенку состав чисел с помощью этой техники? Необходимо нарисовать на листе бумаги домик. В треугольной крыше надо написать цифру десять. Основную часть здания надо разделить на две половины вертикально. Далее домик надо поделить на десять этажей. В левом полученном столбце следует написать числа от нуля до десяти, в правом столбце, соответственно, в обратном порядке. Получается на одном этаже соседствуют ноль и десятка, на следующем – единица и девятка, далее – двойка и восьмерка и так далее. Такие домики очень наглядны и сделать их можно на любое число до десяти. Можно и больше, но не целесообразно.

Домики можно нарисовать совместно с ребенком. Можно их украсить или вообще сделать аппликацией. Тут уже каждый руководствуется своей фантазией. Эти изображения можно брать с собой в школу или на подготовительные занятия. Интересным вариантом изготовления домика станет поделка с открывающимися окнами. Его сделать немного сложнее, но ребенок воспримет этот метод объяснения, как увлекательную игру.

Для начала потребуются два одинаковых листа бумаги. На одном рисуется домик с этажами. В каждом из них вырезается открывающееся окошко. Этот лист с изображением домика следует приклеить на второй лист. Тут надо быть внимательным. Окошки не должны быть приклеены ко второму листу. В каждом окошке следует написать нужную цифру. Окошки можно закрывать. Ребенок должен сам вспомнить цифру, спрятанную в окошке.

Как научить ребенка считать

У малышей преобладает образно-наглядное мышление. Математические понятия детишкам воспринимать и заучивать трудно, потому что большинство из них абстрактны. Поэтому обучать ребенка вычитать и складывать лучше, основываясь на практических действиях с предметами. Специалисты рекомендуют использовать разные методики:

  • счет на пальцах;
  • особые приемы выполнения математических действий;
  • освоение состава чисел;
  • заучивание таблиц математических действий;
  • работу с развивающими книгами;
  • освоение счетного материала.

Основные правила, которые помогут научить вычитать и складывать:

  1. Психологи утверждают, что дети осваивают знания в три стадии: привыкание, понимание материала, запоминание информации. Обязательно соблюдайте очередность этапов.
  2. Не учите складывать и вычитать по единице (1+1+1=3 и т.д.). Это не стимулирует умственное развитие и вырабатывает устойчивую привычку подсчитывать медленно. Не учите прибавлению и отниманию по линейке – такая техника не развивает память.
  3. Оптимальный объем информации ребенок получит, если вы будете заниматься с ним трижды в день по 10 минут. Он не будет уставать и терять энтузиазм.
  4. Закрепляйте знания в повседневной жизни. например, на прогулке считайте все вокруг: собак, машины, мальчиков и девочек и т.д.
  5. Не давайте слишком сложные упражнения. Увеличивайте трудность постепенно. Не ругайте малыша, если он делает ошибки. Лучше дайте больше заданий, которые он точно сможет решить правильно.
  6. Переходить к сложению и вычитанию в столбик можно, когда ребенок полностью выучит, как пишутся цифры. С этого момента он не ассоциирует их с количеством каких-то определенных предметов.
  7. Не повторяйте изученный материал ежедневно. Лучше вспоминать информацию, когда она нужна для решения упражнений посложнее.
  8. Следите за реакциями малыша. Если вы заметите, что ему стало скучно, попробуйте сменить методику.

Счет на пальцах

Это базовый навык, который малыш способен освоить в 2-3 года. Примеры заданий:

  1. Пусть малыш поднимет 2 пальца на одной руке, и 1 – на другой. Попросите его посчитать общее количество.
  2. Пусть ребенок расправит все 5 пальцев одной руки, загнет 2. Предложите сосчитать, сколько осталось прямыми.

С предметами на бумаге

Когда решение задач на пальцах малышу будет даваться легко, переходите к этапу посложнее. На бумаге рисуйте примеры сложения и вычитания, схематически отображая количество какими-либо символами. Примеры:

«У нас есть три сердечка (рисуем первое, второе, третье). К ним надо добавить еще одно сердечко (ставим плюс, изображаем фигурку). Сколько всего сердечек получилось?». Можно дать крохе нарисовать ответ самостоятельно

Важно, чтобы он запоминал значения символов «плюс, минус, равно».
«У нас есть семь кружочков. Минус три

Сколько кружочков у нас осталось?».

С цифрами

Обучение счету на этом этапе самое сложное, подойдет дошкольникам. Пишите ребенку обыкновенные примеры. Сначала делайте не больше трех упражнений с числами от 1 до 10. Постепенно увеличивайте количество до 7-10 упражнений в день. Сперва научите складывать, а затем отнимать. Можете вводить небольшие двузначные числа. Примеры:

  • 5+4= ?;
  • 9-3= ?;
  • 10+7= ?;
  • 19-2= ?.

В каком возрасте ребенок должен уметь оперировать числами?

Математический склад ума ребенка не влияет на то, в каком возрасте он овладеет счетом.

Как правило, все дети овладевают счетом рано или поздно, и происходит это в возрасте от трех до шести лет:

  1. В 4 года ребенка можно познакомить с образованием чисел первой пятерки. В этом возрасте детишки легко осваивают прямой количественный счет до пяти, а некоторые и до десяти.

  2. В возрасте 5-6 лет дошколята знакомятся с принципами образования натурального ряда чисел:

    • у каждого числа свое стабильное и постоянное место;

    • каждое последующее число получается методом прибавления единицы к данному, а предыдущее – путем вычитания единицы из данного.

  3. На 7-ом году старшие дошколята могут сосчитывать предметы группами: двойками, тройками, пятерками.

Работаем со счетами

Сегодня у каждого человека есть дома калькулятор. Этот прибор облегчает жизнь, но не развивает математическое и логическое мышление. Поэтому приучать малыша к использованию гаджетов не стоит.

Так ребенок никогда не научится совершать простые математические операции в уме. Счеты следует применять с трехлетнего возраста. С таким приспособлением можно обучать малыша считать до 10, 20, 100, усложнять задачи по мере усвоения материала. Подобное изделие хорошо развивает мелкую моторику и ловкость рук.

Обучение работы со счетами должно строиться по такому алгоритму:

  • набор числа. Выровнять костяшки по одному краю. Это расположение означает ноль. Нижний ряд – это сотые, второй верхний – десятые, третий – четверти. Далее располагаются единицы, десятки, сотни, тысячи. Для набора числа, передвигают определенное количество костяшек в другую сторону;
  • сложение. Набрать на счетах первое слагаемое, а затем второе, передвигая в сторону необходимое количество костяшек, начиная с нижнего ряда;
  • вычитание. Все действия проводятся аналогично сложению, но сверху вниз.

Дополнительные рекомендации и советы

Знакомя ребенка с составом числа (и обучая счету вообще), старайтесь обращать как можно больше внимания на поведение своего чада. Наиболее частыми явлениями во время занятий являются отвлекаемость и невнимательность. Практически всегда это свидетельствует о том, что малыш потерял интерес к процессу и новая информация им уже не воспринимается.

Чтобы исправить положение дел, совсем необязательно прекращать домашний урок. Иногда бывает полезно просто повторить то, что уже было изучено. Вспомнив знакомый материал, выполнив несколько заданий и убедившись, что у него все получается, ребенок снова заинтересуется и будет готов к усвоению новых знаний.

Не гонитесь за результатом – обучайте свое чадо в умеренном темпе и давайте информацию постепенно. Вопреки ошибочному мнению, это вовсе не тормозит развитие маленького ученика, ведь небольшой объем знаний закрепляется прочнее, а это значит, что и переход к новым темам не за горами.

Арифметические задачи становятся для дошколят гораздо интереснее, если использовать в них игрушки, игры, монетки, разноцветные счетные палочки. Сначала считайте их сами, произнося цифры вслух, а затем просите ребенка повторить за вами.

Будет просто супер, если вы сделаете упражнения как можно более зрелищными. Можно выстраивать дорожки из монеток, делать городки и пирамидки из кубиков, разнообразными способами раскладывать карточки и картинки. Добавляя и убирая объекты, вы будете учить свое дитя прямому и обратному счету, сложению и вычитанию, соотнесению чисел и количества. Приобретя такие навыки еще в дошкольном возрасте, а также разобравшись с составом числа, ребенок будет намного легче справляться со школьными заданиями по математике и быстро выучит таблицу умножения (о том, как сделать это еще до школы, мы с вами тоже поговорим в одном из уроков).

Регулярные занятия прекрасно развивают логическое, пространственное, предметное и абстрактно-образное мышление, благодаря чему уже в 3-4 года маленький ученик сможет показывать хорошие результаты.

Тема освоения состава числа и простейших чисел, как вы заметили, совсем небольшая и несложная. Несколько труднее научить ребенка считать до 20 и до 100. В шестом уроке мы познакомим вас с эффективными принципами обучения детей счету и предложим несколько действенных методик, позволяющих научить детей считать до 10, до 20 и до 100, а также производить вычисления столбиком.

Как выучить таблицу сложения

В школах это считается основной методикой освоения устного счета. Подразумевается, что заучивать таблицы ребенок должен под контролем родителей в домашних условиях. Как правило, учитель лишь проводит ознакомительное занятие, решает с детьми несколько тренировочных упражнений.

Есть много способов заучивания таблиц. Большинство детей половину примеров запоминают автоматически, освоив переместительный закон. Эффективно заучивание таблиц с помощью стишков, попевок. Можно распечатать примеры, чтобы всегда были перед глазами. Можно пользоваться приемами эйдетики. На их основе создаются картинки или сочиняются сказки с использованием числовых образов. Материалы для закрепления знаний:

  • тесты;
  • раскраски;
  • мультимедийные презентации;
  • компьютерные математические тренажеры.

Учим считать правильно

После изучения чисел можно приступать и к счетным операциям. Покажите ребенку «фокус», как две цифры превращаются в одну путем объединения предметов или, наоборот, разделения. Дальше покажите, как можно считать на пальцах и при помощи разных предметов. Сравнивайте цифры. Научите определять из двух цифр меньшее и большее

Важно изучить знаки операций и обозначить их названия

Когда дело дойдет до цифры десять, начинайте вводить понятия «единицы», «десятки».

Пусть цифра станет двухэтажным домом. Изучаем состав. Десятки – это этаж, а единицы – квартиры. Числа второго десятка объясните при помощи одинаковых игрушек выстроенных в два ряда по десять – от 11 до 18. Далее отметьте, что цифра 19 – последняя во втором десятке, а значит, нужна замена числа один на 2 – получаем 20. Запомнить будет легче, если предметы будут пронумерованы от 0 до 9.

Нужно научить ребенка составлять число из двух простых и называть его. Предложите две цифры и попросите составить сложное число. Когда будет усвоен материал, учите обратному – разбирать число на единицы и десятки. Обучение должно проходить в игровой форме. Так интерес ребенка не пропадет и занятие превратится в увлекательное знакомство с числами. Если соблюдать правила, то устный счет будет даваться с легкостью.

Складываем и вычитаем в уме

Когда цифры выучены, перед родителями встает следующая задача, а именно, как научить ребенка складывать и вычитать. В этой части также существует большое количество различных методик. Расскажем о нескольких популярных.

Гномики в домике

Пример: разместить в домике двух персонажей, это могут быть фигурки животных или просто кубики (первый вариант интереснее), а затем спросить у ребенка, сколько гостей пришло. Дальше прибавлять и убирать элементы в пределах первого десятка. Постепенно задачу можно усложнить, сделав домику крышу.

После подсчета ребенком, открывать спрятанное, чтобы обучаемый смог проверить себя.

Методика Зайцева

Оптимальна для детей 6-7 лет. Методика позволяет научиться складывать и вычитать в пределах 100 почти автоматически, причем в уме. Для работы с техникой необходимо приобрести специальный учебный материал, а также ознакомиться с рекомендациями автора. Суть методики заключается в демонстрации ребенку всего материала, который затем при постоянном просматривании систематизируется у него в виде специальных таблиц.

Разложение чисел на состав

Этот вариант те так прост, поскольку ребенку придется выучить несколько десятков различных комбинаций (только для первого десятка), зато дальше устный счет будет почти автоматическим.

Как использовать технику: брать любую цифру, например, 7. Обучаемый должен запомнить, что она «раскладывается» на 5 и 2, 4 и 3 и т.д. Для наглядности можно использовать любой подручный материал, например, брать 2 тарелочки и 7 зерен фасоли или цветных конфет, а затем «делить» их на 2 части.

В пределах первого десятка методику могут осваивать дошкольники, дети более старшего возраста способны изучить устный счет по представленной технике с цифрами от 10 до 20.

Метод Глена Домана

Идеален для подготовки к школе, а также первоклассников. Вместо цифр на листе бумаге изображаются точки. По мнению автора техники, это позволяет детям заучивать принципы устного счета буквально за несколько занятий.

При выборе конкретной методики важно оценивать реакцию ребенка — если одна не вызывает интереса, стоит попробовать другую. Также поступать нужно, если приносившие раньше радость занятия вдруг наскучили.

Счетные материалы

Выбор счетных материалов на сегодняшний день очень богат. Самые знаменитые – счетные палочки. Родителей привлекают простота в использовании и их доступность. Однако простота не дает высокой эффективности. Ребенок становится зависимым от шаблона и не может переводить такой счет в устный.

Существует множество карточек: «Состав чисел», «Числовые домики», «Цветок», «Домино». Все они представляют собой наборы составного счетного материала с изменяемыми признаками. Ребенок учится находить в числе составляющие, то есть он узнает что десять состоит не только из двух 5, но и из 8 и 2, 7 и 3 и так далее.

Деревянные и пластиковые наборы цифр и знаков вычислений с палочками в комплекте также отлично позволяют развивать зрительную память, соотнося количество палочек и цифру. Классические счеты, счеты с озвучиванием так же отлично подойдут для изучения состава чисел. Здесь ярко выражен метод разложения чисел с прибавлением до десяти и остаток для получения ответа.

Цифровые барабаны с цифрами и знаками используют для более опытных деток. Принцип прост: ребенок перебирает колесики с цифрами и знаками и получает наглядный пример для решения. Для самых маленьких – пирамидки и штырьки. Простой счет и перекладывание помогут в запоминании чисел.

Интересней для малыша создание счетных материалов вместе с мамой. Рисуйте вместе, создавайте коробочки с цифрами и наполните их бусинами, считайте фломастеры, карандаши, лепите число и соответственно ему горошины или баранки. То есть сочетайте разные методы и способы вычислений для лучшего запоминания.

Простая игра — счет в шагах

Как научить ребенка составу числа? Простой и понятный пример — отмерить шагами расстояние до дома. Для примера возьмем 20 шагов.

Выходя на прогулку, в детский сад, магазин или любое другое место, отсчитайте с малышом от подъезда 20 шагов, поставьте отметку, например, мелом. Счет нужно начинать с одного. Далее покажите, что еще три шага, и будет уже 23. По возвращению домой, найдите поставленную отметку, и отсчитывайте шаги уже от 20 — в обратном порядке. То есть, от дома вы отошли на 20, а теперь до дома осталось 20, 19, 18 и так далее. Ребенок быстро поймет, что значит от дома и до дома, а это и есть состав числа.

Таблица сложения чисел в картинках

После распечатки таблица сложения чисел может быть использована, как настенный плакат, а можно разместить ее под стеклом на рабочем столике ребенка, как памятку. Также вы можете вырезать каждую табличку с числом отдельно, получив при этом 10 ярких и красочных карточек с картинками для обучения ребенка счету до 20.

Надеемся, что в комплексе, все подготовленные нами материалы, помогут вам сделать обучение ребенка счету разносторонним и интересным. А перейдя по данной ссылке, вы можете дополнительно скачать для занятий с малышом по математике карточки с цифрами и математическими заданиями.

Учим считать правильно

После изучения чисел можно приступать и к счетным операциям. Покажите ребенку «фокус», как две цифры превращаются в одну путем объединения предметов или, наоборот, разделения. Дальше покажите, как можно считать на пальцах и при помощи разных предметов. Сравнивайте цифры. Научите определять из двух цифр меньшее и большее

Важно изучить знаки операций и обозначить их названия

Когда дело дойдет до цифры десять, начинайте вводить понятия «единицы», «десятки».

Пусть цифра станет двухэтажным домом. Изучаем состав. Десятки – это этаж, а единицы – квартиры. Числа второго десятка объясните при помощи одинаковых игрушек выстроенных в два ряда по десять – от 11 до 18. Далее отметьте, что цифра 19 – последняя во втором десятке, а значит, нужна замена числа один на 2 – получаем 20. Запомнить будет легче, если предметы будут пронумерованы от 0 до 9.

Нужно научить ребенка составлять число из двух простых и называть его. Предложите две цифры и попросите составить сложное число. Когда будет усвоен материал, учите обратному – разбирать число на единицы и десятки. Обучение должно проходить в игровой форме. Так интерес ребенка не пропадет и занятие превратится в увлекательное знакомство с числами. Если соблюдать правила, то устный будет даваться с легкостью.

Как научиться считать в пределах 20

Счёт по чёрточкам

«6 плюс 8. Сначала нарисуй 6 чёрточек потом добавь ещё 8. Сколько всего чёрточек? Шесть, семь, восемь… четырнадцать. Ответ: 14»

Сначала мы попробовали посчитать что-то осязаемое, а именно спички. Затем перешли к чёрточкам на бумаге. Последнее также просто как счёт на пальцах. | | | | | | | | | | | | | |

Подсчёт от 10 до 20

«11 + 4 = ?»

Проблем не было, поэтому даже не помню как объясняла. Показывала и решение столбиком (десятки под десятками, единицы под единицами). Для того, чтобы числа не сползали, шесть клеток обводила карандашом. Даже когда сын давал правильный ответ иногда просила его расписать столбиком.

11 + 4 —— 15

Счёт через десяток

Состав числа

Утверждение, что десятками считать проще так же было переведено в плоскость проб и ошибок. Для чего было разменяно 100 рублей по 1 рублю. Бралась горсть монет. Ребёнку предлагалось сосчитать количество рублей. Даже подсчёт 37 монеток вызывает трудности. Но если разложить монетки в кучки по 10 монет, то ошибок будет меньше. «Десять, двадцать, тридцать, а в этой кучке семь. Всего тридцать семь.» Также я просила набрать мне денежек на проезд: «Чтобы доехать до больницы и вернуться обратно мне нужно 52 рубля. Отсчитай мне, пожалуйста… Ой! Тут не хватает на обратную дорогу! Как же мне вернуться домой?». Позже была озвучена задачка: «Посчитаешь сколько ступенек до квартиры — получишь приз» (между пролётами было ровно по 10 ступеней).

Воображаемые пальцы (в пределах 12)

«Сколько будет 6+6? Представь, что у тебя на правой руке ещё два пальца. Шесть, семь, восемь… двенадцать».

Не ожидала, что предложенная идея так понравится.

На пальцах

«Сколько будет 8+9? Загни восемь пальчиков» «Два пальчика уже разогнуто. Давай разогнём ещё, чтобы получилось 9. Три, четыре, пять… девять».

«Десять пальчиков уже есть: это 8 ранее загнутых и 2 разогнутых от 9. Теперь посчитаем количество пальчиков до загнутого. Одиннадцать, двенадцать, тринадцать… семнадцать. Ответ: 17.»

На бумажном листе

+ =

— =

7 + 8 = 7 + 3 + 5 = 10 + 5 = 15 3+5

«Сколько нужно прибавить к 7, чтобы получилось 10?» — «3» — «Верно. А восемь минус 3?» — «5» — «8 мы заменили на 3+5. Откуда взялась 3?» — «Из 8″…

13 — 6 = 10 + 3 — 6 = 4 + 3 = 7 10+3

«Тринадцать можно расписать как 10 плюс 3. От 10 вычитаем 6. Что получилось?» — «4» — «Дописываем 3″…

В шесть лет мы решали такие задачи, но, насколько я видела, сын делал это не осмысленно, а по образу и подобию. Зато если после, скажем, примера 6+7=13 поинтересоваться сколько будет 6+8, ребёнок выдаёт правильный ответ «14». На вопрос «Почему?» звучит лаконичное «Потому что 1».

В уме

Повторение — мать учения. Чем больше примеров, тем реже обращаешься к вышеназванным методам.

Практика!!!

Нужно ходить с ребёнком в магазин за единственным предметом (хлеб, ручка, леденец, мороженное) с заданной суммой денег. Но так, чтобы покупателем выступал именно он, а вы были бы лишь сторонним наблюдателем. У него следует спросить, хватит ли денег, чтобы купить вещь . Нужно объяснить, что продавец должен дать сдачу, если сумма переданных средств превышает цену [на сколько/вычитание]. Спустя время одну монетку заменить на две, а затем на три .

У сына было 10 рублей одной монеткой. Хотелось пить и я ему предложила самому купить бутылку воды. С продавцом вышел такой диалог: — «Можно купить воды?» — «Да. Стоит 8 рублей.» — «А за 10 есть?» То есть он не стал думать хватит ли ему денег или нет. Если бы сказали, что за 10 рублей нет бутылки, он бы наверно развернулся и ушёл.

Знакомство с изображением чисел

Когда малыш как следует освоит счет до 5, можно показывать ему изображения цифр. Лучше изготовить или купить в магазине карточки с большими красочными цифрами. Желательно, чтобы их размер был не менее половины листа А4 (это обычный альбомный лист). Расскажите ребенку о том, что каждая цифра имеет свое собственное   имя. Рядом с цифрой положите карточку с изображением соответствующего ей количества предметов. Так, с помощью зрительных образов малыш быстро запомнит, какому количеству предметов соответствует та или иная цифра.

Что еще можно сделать для лучшего запоминания:

  • вылепить цифру из пластилина;
  • купить магнитные цифры и повесить их на холодильник, регулярно играя c ними;
  • нарисовать цифру на большом листе бумаги, все время поясняя ребенку, что делаете, и повесить на видное место;
  • завести отрывной календарь, рассказывая малышу каждый день, что сегодня такое-то число, и что вы собираетесь сегодня делать;
  • использовать часы: настоящие настенные или игрушечные. Каждый час нужно показывать своему чаду циферблат и проговаривать, сколько время;
  • используем игру в детский магазин, где нужно считать игрушечные деньги;
  • играем в игры-ходилки с игрушечным кубиком, на котором нужно считать точки;
  • играем в детское домино с изображением цифр и предметов, которые нужно считать;
  • быть всегда в хорошем настроении и почаще хвалить малыша за успехи.

Одновременно показывайте ребенку, как пишутся цифры, изучая в день не более одной.  Далее следует тот же самый алгоритм с обучением счету до 10. Как правило, дети очень просто осваивают счет до этой цифры. Затем можно заняться счетом до 20. Как лучше объяснить ребенку схему такого счета?

Название и образование чисел от 11 до 20

Всем известно, что Маша большая сладкоежка. Медведь решил порадовать ее и купил для нее целый пакет конфет.

Но пока он нес подарок домой, пакет порвался и конфеты стали понемногу высыпаться. Зашел Медведь в дом, позвал Машу и отдал ей угощение.

Развернула Маша пакет, а там только коробка с конфетами лежит. Открыла она коробку и начала считать: «Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять». Всего десять конфет оказалось в коробке.

— Мишка! – закричала Маша. – Почему ты принес так мало конфет?!

Маша обиделась и чуть не заплакала.

Прибежал Медведь. Заглянул в пакет. И схватился за голову. Понял он, что половину конфет растерял по дороге. Рассказал Медведь Маше, что конфет было больше, только они рассыпались и куда-то закатились.

Обрадовалась Маша и бросилась искать конфеты. Первую конфету она нашла тут же под столом и положила ее рядом с коробкой.

— Мишка! – позвала Маша. – Я нашла конфету! Иди сюда, посмотри!

Пришел Медведь, глянул на стол и сказал: «Теперь у тебя одиннадцать конфет!»

— Сколько, сколько? – переспросила Маша.

— Одиннадцать! – ответил Медведь.

— Первый раз слышу такое слово. Что оно обозначает? – удивилась Маша.

— Ну, смотри, — сказал Мишка, — у тебя в коробке было десять конфет. Десять – это десяток. В старину вместо слова «десяток» говорили «дцать».

— Дцать! Дцать! – засмеялась Маша. – Какое смешное слово!

— А теперь у тебя есть еще одна – Мишка положил конфету на коробку. – Получается «один на дцать» или целое слово «одиннадцать».

— Одиннадцать – повторила Маша. – Поняла, это если у меня есть десять или десяток и еще один.

Маша принялась искать остальные конфеты. Она обшарила всю комнату.

Под диваном она нашла еще одну конфету и положила ее на стол.

— Мишка! – позвала Маша, — я нашла еще одну конфету. Иди, посмотри, сколько их теперь.

Медведь подошел к столу и сказал: «Теперь здесь двенадцать конфет».

— Двенадцать, две-на-дцать – проговорила Маша.

— Ну да – сказал Медведь. — Вот смотри – десяток в коробке и еще две конфеты. Что получим?

— Поняла – десять и еще два – это число двенадцать. Очень интересно. Сейчас поищу еще конфеты – сказала Маша.

Она принялась оглядываться по сторонам и в углу за умывальником обнаружила конфетку.

— Мишка! Я нашла третью конфету! Иди, посчитай, сколько их теперь – закричала Маша.

Медведь увидел на столе возле коробки с шоколадками еще три конфеты.

— Давай вместе разберемся – сказал Мишка. – Ты нашла уже три конфеты, а в коробке десять или десяток, который называли «дцать». Значит всего их тринадцать.

— Так значит нужно посчитать, сколько у меня отдельных конфет. От этого зависит название всего числа – поняла Маша. – Сейчас я сама попробую разобраться.

Она бросилась искать по комнате остальные конфеты. И нашла еще парочку.

— Посмотрим, что у меня получится – сказала Маша и положила возле коробки еще одну конфету. – Теперь у меня четыре конфеты, кроме тех, что в коробке.

— Как там говорил Мишка? – вспоминала Маша. – Четыре – на – дцать.

— Мишка! У меня теперь четыренадцать конфет! – закричала она.

— Четырнадцать – поправил ее Мишка, — надо говорить «четырнадцать». Но посчитала ты все правильно, молодец.

Маша положила рядом еще конфету.

— Смотри, Мишка, теперь возле коробки лежит пять конфет – сказала Маша, — значит всего конфет пять – на – дцать. Правильно?

— Пятнадцать! Молодец, ты все правильно поняла – похвалил медведь Машу.

Обрадовалась Маша и побежала во двор искать остальные конфеты.

Она нашла еще несколько конфет.

Принесла их домой. Маша начала выкладывать на стол по одной конфете и пересчитывать то, что получалось. Вот какие числа она узнала.

— Мишка! – закричала Маша. – Иди быстрее сюда! Послушай, какие числа у меня получились: шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать. Правильно?

— Все верно – сказал Медведь. – Ты молодец! Вот тебе еще одна конфета.

Мишка положил на стол шоколадку.

Маша принялась пересчитывать конфеты на столе. У нее получилось десять.

— А сколько теперь всего конфет? – спросила Маша. – В коробке десять и на столе десять.

— Я уже говорил, что десять – это десяток – сказал Мишка. — Смотри, что получилось. В коробке один десяток и на столе один десяток конфет.

— Получается, у нас два десятка – сказала Маша.

— Правильно, — ответил Мишка. – Раз два десятка, то число называется «двадцать».

— Два –дцать – все понятно, это легко запомнить – обрадовалась Маша. – Я теперь знаю названия всех чисел от 11 до 20! Какая я молодец!

Маша принялась есть конфеты, а Медведь смотрел на нее и улыбался. Он был рад, что Маша поняла принцип образования чисел от 11 до 20.

Какие методики обучения счёту использовать

Сегодня довольно легко узнать, как научить ребёнка считать, есть проверенные методики, которые позволяют сделать это в игровой форме, интересной для ребёнка:

  • Счёт на пальцах. Эта методика помогает понять, как научить ребёнка считать до 10. Запомнить сразу десять цифр малышу будет сложно, поэтому можно начать с пяти и ориентироваться на пальцы одной руки. Познакомьте ребёнка с названиями первых пяти цифр, далее подключите вторую руку. Можно использовать игры с пальчиками, когда один исчезает или два-три пальчика встречаются вместе.
  • Использование обучающих карточек и палочек. Можно выкладывать их по одной на стол и называть цифры, потом сдвинуть одну часть палочек вправо, а другую влево и спросить, сколько палочек в каждой части. Лучше запомнить цифры ребёнку помогут карточки с изображёнными на них предметами, например, шесть шляп, два котёнка, три банана.
  • Счёт с помощью предметов. Этот метод хорош для того, чтобы понять, как научить ребёнка считать до 20. После того как ребёнок научится считать до десяти, объясните ему, что во втором десятке числа состоят из двух цифр, первой из цифр будут десятки, а второй — единицы. Для этого можно использовать две коробки — в одну положить десять кубиков, а в другую один, такой способ наглядно продемонстрирует разницу между десятками и единицами. Также предметы можно использовать, если вы хотите понять, как научить ребёнка считать десятками. Предметы или полоски необходимо выкладывать десятками друг за другом и объяснить ребёнку, что десятками считают так же, как единицами, но используют «дцать».
  • Игры с цифрами. Поиграйте с ребёнком в «магазин», выбрав, кто из вас будет продавцом, а кто — покупателем, назначьте валюту. Продавая или покупая конфеты и игрушки, ребёнок легко запомнит цифры до десяти и даже до двадцати.
  • Методика Монтессори. Этот метод схож с игрой в магазин, так как Мария Монтессори считала, что одним из лучших способов обучения счёту являются операции с деньгами или муляжами денег. Можно дать ребёнку разные монеты, например, рубль, два, пять и попросить его посчитать сумму или разменять.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector