Синдром отличника: как помочь ребенку?

Содержание:

Виды психологических расстройств

В современной медицине выделяется несколько основных видов психологических расстройств, которые отличаются по симптоматике и типам проявления. Часто для устранения заболевания или перехода в состояние стойкой ремиссии в зависимости от вида требуется назначение различных вариантов терапии.

Нервно психологическое расстройство

Отличается проявлениями деструктивного поведения. В большинстве случаев бывает вызвано неправильной работой головного мозга. Выделяются:

  • Экзогенные или внешние причины, связанные с травмами головы, болезнями, отравлениями химическими веществами, психологическими травмами. Могут быть связаны с нарушениями деятельности сердечно-сосудистой системы, приводящими к нарушению питания кровью головного мозга.
  • Эндогенные или внутренние причины, являющиеся в большей части генетическими, вызванные нарушением в наборе хромосом.

За счет общности психотипов часто способны передаваться от родителей к детям. В числе провоцирующих факторов некоторые заболевания, в том числе склероз сосудов головного мозга, сахарный диабет, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные диагнозы. Могут быть спровоцированы приемом наркотических веществ и алкоголя.

Смешанные расстройства психологического развития

В МКБ1з классифицируются как F83. Первое проявление чаще всего отмечается в детском возрасте или младенчестве. Как правило, связаны с хромосомным  или генетическими нарушениями. Сопровождаются нарушениями речи, школьных навыков. Могут быть нарушены двигательные функции. Диагностируются только в случае полного сочетания сразу нескольких психологических расстройств, отягощенных жизненными обстоятельствами.

Специфическое расстройство психологического развития

Сегодня эта категория патологических расстройств изучена достаточно слабо. Точный диагноз осложняется в определении за счет необоснованного сочетания нарушения должного и своевременного приобретения языковых навыков, сопровождающееся двигательными нарушениями. Но оно не признается интеллектуальным отставанием как таковым.

Смешанные специфические расстройства психологического развития

Также устанавливаются в случае сочетания сразу нескольких факторов, признанных в МКБ10. Страдает вербальный интеллект, отмечаются нарушения развития речевых функций. Могут отмечаться случаи дезориентации и выявляются проблем с логикой. Страдает память.

Признаки и симптомы синдрома отличника

Не всегда синдром отличника у взрослых вызван родительским воспитанием. Иногда ребенок сам имеет склонности к такому поведению, его личные особенности берут верх, а влияние семьи не очень сильное. Когда дети вырастают, плохие привычки сохраняются. Как же отличить взрослого с такими установками?

  1. Такие люди видят мир в черно-белых красках. Они считают, что только лучшие результаты приводят к успеху, а поражения – к неудачам. Они делят поступки на правильные и неправильные.
  1. Человек с низкой самооценкой, который хочет всем доказать, что он лучший, склонен к синдрому отличника. Учеба и работа становятся своеобразным «коконом», в котором можно спрятаться и быть в безопасности. Если не получается стать крутым в других сферах, человек выбирает несколько и реализуется там.
  2. Неумение принимать критику и исправлять ошибки – тоже признак. Человек считает, что если его работа идеальна, то никаких негативных комментариев и исправлений просто не может быть. Отличники привыкли делать работу хорошо, поэтому воспринимают критические замечания как агрессию или придирки.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство

Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах

Его самооценка занижена либо находится на нуле

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна. 

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Лечение синдрома отличника

Так как зачастую причина возникновения и развития синдрома кроется в окружении ребенка, в первую очередь, следует провести психологическую работу именно с семьей. Родители не должны пытаться компенсировать собственные неудачи победами ребенка; им необходимо регулярно показывать малышу то, что он действительно нужен семье, что его любят и ценят.

В случае, если ребенок принес плохую оценку из школы, его нельзя ругать или наказывать. Для начала следует поговорить с малышом и выяснить его чувства. Задумываться о правильности воспитания можно лишь, если ему все равно, и он не видит ничего страшного в плохой оценке.

Если у ребенка начинают проявляться первые признаки синдрома отличника, специалисты советуют:

  • Больше времени проводить с малышом: обнимать и целовать его без повода;
  • Интересоваться тем, что происходит в его жизни;
  • Поддерживать и помогать советом, когда это необходимо;
  • Не сравнивать малыша с другими детьми;
  • Предлагать отвлечься от занятий или пройтись с друзьями, когда он слишком много времени посвящает учебе.

Если выполнение данных советов не приносит заметного улучшения, следует обратиться за консультацией к квалифицированному и опытному специалисту.

Как статус отличника перерастает в синдром

Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение – каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки – гордость для среднего ученика и норма для отличника

Получить пятерку для отличника – ничего не значит, а получить более низкую оценку – позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:

— педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;

— родители ищут причины в отсутствии старания;

— сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.

Получается, что отличник – это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.

Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

В жизни бежать быстрее самого себя не всегда получается. Впереди может ждать тупик.

Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.

Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.

Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.

Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.

Как избавиться от синдрома отличника во взрослом возрасте?

В любой ситуации, лучшим выходом будет посетить хорошего психолога, который поможет вам справиться с вашей проблемой. Специалист поможет распознать признаки синдрома отличника и искоренить его из вашей жизни.

Если вы решили бороться с проблемой самостоятельно, тогда вам нужно будет хорошо поработать над собой. Первое, что нужно осознать — не бывает жизни без неудач. Все ошибаются и это нужно просто принять, а не пытаться избежать ошибок. Без них ваша жизнь не будет полноценной и вы не получите бесценного опыта.

Научитесь принимать себя такими, какие вы есть. Вы у себя одни, но вам всегда под силу развивать себя и самосовершенствоваться. Какая разница, что сын маминой подруги круче и зарабатывает больше? У вас есть много достоинств, которые также заслуживают внимания.

Немаловажно научиться видеть позитив во всех делах. Ну и что, что вам не удалось сделать ваш проект идеально? Зато теперь вы знаете, какие ошибки совершать не стоит и получили новые знания в своей работе

Последнее, что необходимо понять синдром отличника у взрослых не должен влиять на ваши отношения с другими. Не ждите похвалы и одобрения со стороны близких и друзей, ведь это детское стремление. Взрослый человек работает на результат.

Синдром отличника: как избавиться

Первым делом необходимо научится совершать мелкие ошибки намеренно. Не доделывать, не перепроверять по 10 раз, в какой-то момент махнуть рукой. Правило не касается действительно важных и ответственных ситуаций.

Выявить свои ограничивающие остановки. Лучше с психологом. Рассмотреть их на жизнеспособность – помогают они вам в жизни или мешают. Например: «Я должен идеально делать работу».

Выявить субличность

В психологии субличность – это лишь одна грань личности человека. Синдром отличника просто часть человеческой натуры. Начните её отслеживать, когда она проявляется и как? Назовите её смешным словом, например, «курица». И каждый раз, когда замечаете, что включился синдром отличника, думайте: «Снова эта курица прибежала».

Понять, что вы – это не только ваш результат, а совокупность разных проявлений. Полюбить процесс, а не похвалу за выполненную работу.

Расставить приоритеты

Отличники, как правило, делают все хорошо в любой сфере жизни. Стремятся стать идеальным партнёром, работником, членом семьи, спортсменом и т.д. Нужно выписать все важные сферы жизни и выбрать максимум 1-3, в которых будете отличником. Всё остальное можно пустить на самотёк.

Перестать себя сравнивать, разрушить эту привычку, вложенную родителями. Пресекать мысли: «Вот тот человек уже добился всего, а я…». Осознать собственную уникальность.

Развивать гибкость

Синдром отличника вынуждает личность разделять жизнь (также некоторые ситуации) на чёрное и белое, забывая, что «хорошо» и «плохо» — это условные понятия. Необходимо каждую ситуацию рассматривать с разных сторон и понимать, что иногда чёткие принципы делают только хуже.

Например, если девушка пытается отказаться от сладкого, ей кажется это хорошо. Потому что сладкое вредит здоровью и фигуре, но на праздниках и в компаниях ей приходится сдерживаться и страдать из-за собственных ограничений, а также сталкиваться с непониманием остальных и чувством стыда. В такой ситуации лучше съесть что-то сладкое и насладиться моментом, но отличник не может себе этого позволить. Для этого нужно развивать гибкость и понимать, что редкое употребление сладкого вряд ли убьёт, зато сохранит нервы и приятные воспоминания о празднике.

Работать над самооценкой. Отличники внешне ориентированы и ждут оценки остальных. Им нужно выявить свои достоинства и постоянно их поддерживать.

Играть в игры, где нужно будет проигрывать

Делайте то, что не умеете, но в игровой форме. Например, ничего не соображаете в игре «Монополия» и боитесь в неё играть, чтобы не показаться глупым – один раз пересильте себя и сделайте это. Когда проиграете или сделаете что-то не так, сразу же поймёте, что мир не разрушился, ведь это всего лишь игра. Так можно научится принимать свои ошибки.

По отношению к детям – умерить свои амбиции

Не заставлять ребенка быть идеальным. Воплощать свои желания и мечты только в себе. Формировать правильное отношение к оценкам, ведь это всего лишь субъективное мнение конкретного человека. Никогда не сравнивать детей с другими. Позволять ошибаться, ведь у них меньше опыта. Развивать чувство юмора у детей и у себя.

Чтобы избавиться от такого явления, как синдром отличника, нужна длительная работа над собой. Чем старше человек, тем сложнее ему побороть собственные неправильные установки, но это стоит усилий, так как отсутствие синдрома отличника положительно скажется на мироощущении и отношениях с другими людьми.

Cимптомы и признаки психологического расстройства

В настоящий момент медики не готовы строго определить конкретные симптомы и признаки психологического расстройства личности. Проявления у каждого пациента строго индивидуальны. Но присутствуют общие моменты, позволяющие предположить необходимость обратиться за консультацией.

По МКБ10 в число основных симптомов и признаков включается нарушение поведенческих реакций, мыслительной деятельности, действия, выходящие за признанные рамки действующих культурно-нравственных убеждений и норм. Наблюдается физическая, когнитивная и неврологическая симптоматика. Они склонны к повышенному уровню утомляемости. Они часто чувствуют себя повышено счастливыми или избыточно несчастными без присутствия определенного повода. Нарушены логические взаимосвязи.

МКБ10 называет признаками:

  • пространственно-временную дезориентацию;
  • быстрая и беспочвенная смена настроения;
  • неадекватное отношение к собственному физическому и эмоциональному состоянию;
  • появление галлюцинаций;
  • случаи спутанности сознания;
  • спутанность;
  • испуг;
  • отсутствие реакции на происходящее.

Часто нарушается сон. Это в равной мере способно проявляться как повышенным уровнем сонливости, так и бессонницей. Частым триггером становится подавленность, связанная с серьезным стрессом, например, потерей близкого родственника. Может наблюдаться нарушение порядка самоидентификации. Пациент создает альтернативную личность, не имеющую отношения к произошедшему. Диагностируется ослабление памяти до уровня полного её отсутствия. Нарушается мысленный процент, часто сопровождаясь бредом. В некоторых случаях больной страдает от приступов беспричинного смеха или склонностью к необоснованной повышенной плаксивости. В число психологических нарушений медики включают злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.

Отдельно выделяются признаки, характерные только мужчинам. Они могут быть связаны с неопрятностью внешнего вида, нарушением гигиенических норм. Мужчины особенно болезненно переживают неудачи и склонны обвинять в произошедшем весь окружающий мир. Становятся раздражительными, склонны обижать и унижать собеседников.

Причины появления синдрома отличника

Причины возникновения заболевания уходят глубоко в детство человека, поэтому выяснить, что все-таки повлияло на зарождение синдрома, с каждым годом становится сложнее. Чаще всего недуг появляется вследствие психологических травм ребенка, причинами которых могут стать:

  • Безразличие со стороны взрослых;
  • Частые конфликты с родителями;
  • Отсутствие кого-либо из членов семьи;
  • Неуверенность в себе или чувство одиночества у ребенка.

Со временем все это способно кардинально изменить личность человека. Синдром особенно опасен тем, что как у взрослого, так и у ребенка в любой момент может появиться психическое и эмоциональное истощение. Люди в таком состоянии не способны терпеть поражения или даже справляться с обычными повседневными трудностями. Они становятся замкнутыми и неуверенными в себе, появляется сильнейшая депрессия.

Все могло быть иначе

А теперь давайте вспомним нашу девочку Лизу. Представьте себе, что ее мама тогда не раскритиковала кулич, а напротив – похвалила и выразила восхищение. Пусть он не идеален, пусть формы его неправильны. Зато он уникален, со своей изюминкой. Для детей ведь это определенный способ самовыражения. Да, именно через такие простые вещи. Пусть даже ребенок совершает ошибки, но без них ведь никуда. Иногда ошибки приводят к мировому успеху.

Давайте вспомним Пизанскую башню. При расчетах в проекте была допущена ошибка, башня наклонилась. В результате она стала известна на весь мир, а ошибку многие и по сей день считают частью проекта, будто бы это было задумано.

Лизонька бы росла и делала ошибки, но была свободна в выборе, не боялась рискнуть. Родители могли прививать ей все то же стремление к учебе, знаниям, но давали при этом самовыражаться

Не заострять внимание на неудачах, не культивировать различные блокировки и комплексы из-за стремления только к победе. А разрешили бы набивать свои шишки

Сейчас у многих сложилось впечатление, что во всем виноваты родители. Не совсем так, ведь очень часто синдром отличника зарождается в ребенке в силу особенностей характера. И тут задача мам и пап – помочь ребенку сглаживать углы, не смотреть на все в черно-белых тонах, не усугублять ситуацию, а находить компромиссы. Сложно, очень сложно. Но кто сказал, что родителем быть легко?

«Если я не получил пятерку, я лохилузер»

— Мы всю жизнь пытаемся от себя и детей добиться отличных результатов, и тут выясняется, что «синдром отличника» — это плохо. Почему?

— «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама.

Помню, как я пошла в первый класс. Все дети идут и радуются: цветы, впереди «взрослая» жизнь. А я сразу боялась получить двойку, хотя никто меня этим не пугал. От самого первого школьного дня остались фотографии: я с букетом в одной руке, с рукой учительницы в другой и с несчастным лицом. Потом, уже взрослой, я на всех экзаменах испытывала жуткий мандраж.

— Но стремление учиться хорошо — разве плохо?

— Считается, что отличники тянутся к знаниям. Но если внимательно понаблюдать за людьми с «синдромом отличника», выяснится: не знания им нужны, а оценка, причем высшая. Для них в высшей оценке заключено принятие, одобрение и любовь. Такой человек убеждён: если он не будет отличником, его не будут любить.

Ещё до школы ребёнок с «синдромом отличника» хочет быть первым всегда и везде.

Сценариев развития у этого синдрома может быть два. Если ребенок не тянет на отличника, он сдаётся и включается мысль: «Я не хочу учиться вообще!» — такая изнанка его образа мысли.

Второй сценарий — ребёнок пытается выполнить задание любой ценой, потому что боится: иначе родители не будут его любить и одобрять.

При этом не стоит путать «синдром отличника» с перфекционизмом.

Перфекционист стремится сделать всё идеально, но не будет делать это любой ценой, а «отличник», чтобы добиться пятёрки, «пойдет по трупам».

Человек с «синдромом отличника» добьётся пятёрки любыми способами — может списать, подсмотреть, смухлевать. Или выдернуть страничку из дневника, завести отдельный дневник для родителей (теперь с электронными дневниками так не получится), но другие оценки, кроме отличных, дома не показывать.

Для перфекциониста это не приемлемо. Перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с «синдромом отличника» – на результате и восприятии этого результата другими.

Подверженные «синдрому отличника» дети и взрослые часто воспринимают задачу как некое соревнование, в котором они обязательно должны победить, при этом негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же в большей степени думает именно о работе, а не о том, что у него есть соперники.

Самое опасное убеждение, которое формируется при «синдроме отличника» — что четвёрка — вообще не оценка.

Казалось бы, что плохого в четверке, но внутри ребёнка уже срабатывает бинарная система: всё или ничего, если я не получил пятёрку, я ничтожество. И, даже если родители ругают несильно, ребёнок может сам себя съесть, пока дойдет домой из школы.

Как распознать синдром

Психологи выделяют 2 основных признака патологии:

  1. Постоянное ожидание похвалы или одобрения от окружающих за проделанную работу.
  2. Нежелание браться за сложные или новые задачи из-за боязни провала, неодобрения социума (семьи, друзей, коллег).

Человек, имеющий синдром, часто фантазирует о том, каким его видят со стороны. Например, он ведет машину и думает, что все смотрят только на него: «как классно он/она ведет машину!».

Синдром часто наблюдается у людей с заниженной самооценкой. «Отличник» постоянно старается доказать всем, что он лучший. Если же это не получается, он впадает в депрессию. Для него даже небольшое замечание начальника может стать поводом плохого настроения, самобичевания и слез.

Уже узнаете себя? Тогда разбираемся дальше!

Вес и размер одежды

Если вы не сидите на жесткой диете, то от упражнений уходят жировая прослойка и лишняя вода и растет мышечная ткань. Именно в этом и кроется тайна цифры на весах.

Многие считают, что, если они не занимаются чисто силовыми тренировками, мышцы у них не растут. Между тем, если вы вели сидячий образ жизни, ваши мышцы фактически атрофированы. Когда вы начинаете их нагружать пусть даже ходьбой или йогой, они восстанавливают генетически заложенную форму и объемы.

Физиологически мышцы у мужчин должны составлять около 40% тела, у женщин около 30%. Это у обычных здоровых людей, а не у «качков»! У тех еще больше.

А теперь внимание: мышечная ткань примерно на 30% тяжелее жировой. Поэтому и получается: жировая прослойка снижается, а цифра на весах не уменьшается

Берем сантиметр и измеряем объемы талии, бедер, каждого бедра по отдельности в широкой части и так далее. Если делать обмер раз в неделю, будет четко видно, как меняется наше тело. Если же и цифра на весах стоит, и сантиметры не уменьшаются, значит, что-то не то с программой тренировок либо питанием.

Стоит ли выдавливать черные точки

Выскабливать черные точки также не следует, хотя такой соблазн обычно велик.

Чтобы предотвратить их появление, нужно также ежедневно умываться мягким моющим средством. Местно можно использовать безрецептурные кремы и гели, содержащие бензоилпероксид, резорцин и салициловую кислоту. Эти ингредиенты снижают выработку кожного сала и высушивают его излишки, убивают бактерии и ускоряют оборот клеток кожи.

Если эти методы не помогли, следует обратиться к дерматологу за дополнительными вариантами лечения. Врач может как назначить рецептурные препараты, так и порекомендовать микродермабразию и химический пилинг.

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма

Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком

Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Можно ли избавиться от “синдрома отличника”?

Имеет смысл бороться с перфекционизмом, если только он Вам действительно мешает. Перфекционисты – люди весьма успешные. Ведь у них нет времени на занятия “глупостями” – отдых, развлечения и прочее. Они всегда в движении и в поисках способа покорения новых вершин. Если же Вы чувствуете, что Ваш перфекционизм требует слишком много сил и эмоциональных вложений, если Вы понимаете, что такой ритм – не Ваш и Вы хотите иначе, то начать можно с малого:

  • планируйте день. Включайте ежедневно одно “бесполезное” мероприятие. То, в котором не надо соревноваться, которое никто не оценит и не увидит.
  • разрешайте себе делать что-то в пол-силы или сознательно отказывайтесь от своего перфекционизма. Разбросайте бумаги на столе, откажитесь от мытья полов или посуды, позвольте себе опоздать, забыть, не выполнить (без глобального ущерба для бизнеса и семьи).
  • внимательно наблюдайте за реакцией окружающих. Вполне возможно, Вы откажетесь от безупречности, а оценки и критики не последует.

Безусловно, будут люди, которые будут недовольны Вашим отказом от “идеальности”. Как правило это начальники, родители, супруги. Отстаивайте границы и помните, что Ваша жизнь – в единственном экземпляре, повторов не будет. Пока Вы гонитесь за оценкой и принятием окружающих, Ваши собственные интересы остаются в стороне.

Возможные причины

Первопричины родом из детства

Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование

Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве. Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины

  1. Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии.
  2. Похвала без надобности.
  3. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним. Тем самым вызовут желание становиться все лучше.
  4. Взрослые не хвалят за достижения, они только ругают за провалы. Ровесники дразнятся, начинают злорадствовать.
  5. Родители сами решают, с кем лучше дружить, подбирают круг общения, состоящий только из успешных детей.

Чем характерно общение отличника с другими ребятами?

Школьнику с синдромом отличника нелегко наладить отношения со сверстниками. Поскольку такой ребенок часто пытается самоутвердиться за счет других, дети неохотно идут с ним на сближение — никому не нравится чувствовать себя отстающим. Одноклассники могут считать его поведение высокомерным и отталкивающим. Нередко в коллективе отличники имеют репутацию «ботаников» или «зубрил».

Для преодоления этого барьера родителям нужно объяснять ребенку, как важно уметь просто расслабиться и хорошо провести время за совместными играми и просто веселым общением, ни с кем не соревнуясь.

Чтобы ребенок не страдал от заниженной самооценки, одновременно пытаясь соответствовать идеальному образу, родители должны постоянно подчеркивать, что их любовь к нему безусловна, и не зависит от его успехов в учебе или творческих достижений.

Подумайте над решением

Иногда навязчивые мысли обоснованны и требуют определенных действий. Если всерьез считаете, что не выключили утюг, попросите кого-нибудь из членов семьи или соседей зайти и проверить, все ли в порядке. Когда переживаете о проблемах во взаимоотношениях, проще спросить партнера напрямую, все ли в порядке, а не угнетать себя деструктивными мыслями. Иногда размышления цепляются за прошлое или устремляются в будущее, и вы переживаете за дальнейшие перспективы. Постарайтесь извлечь уроки из пережитого опыта и оценить, что можно сделать для минимизации стресса в грядущих изменениях.

Синдром отличника и синдром перфекциониста — одно и то же?

Синдром отличника или отличницы в психологии — это совокупность особенностей психики и поведения человека, когда наибольшее значение для него приобретает похвала или высокая оценка его действий.

Синдром отличника дебютирует с началом учебной деятельности. В его основе лежат внутренние ценности и установки ребенка. Основной целью становится выполнить поставленную задачу и получить максимальную оценку.

Часто синдромом отличника путают с перфекционизмом. Но это не правильно. Для «отличников» главное похвала. Их роль требует успеха и признания превосходства. Для обладателей синдрома перфекционизма первоочередным становится качество выполненной работы.

3 признака синдрома отличника у ребенка:

  • уязвимость перед чужим мнением;
  • высший бал любой ценой;
  • страх перед ошибкой.

При синдроме отличника ребенок ориентируется на видимые подтверждения его успехов. При этом забывает о приобретении знаний и собственном удовольствии от сделанного. В результате накапливается напряжение, раздражение, разочарование. При неудачах наблюдается чрезмерная реакция в виде крика, плача, истерики. Такие «отличники» долго переживают неудачи. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector